Пропитка для бетона LITSIL S55
Пропитка для бетона LITSIL S55Высокоглянцевая защитная полироль для бетона
915 руб/литр
18300 руб/упак.
в формате pdf
Все сертификаты
в формате pdf
Отказное письмо по пожарной сертификации на химические пропитки
Свидетельство о госрегистрации
Сертификат соответствия системе менеджемента качества ISO 9001:2015
Упаковка:
канистра 20 л
Расход:
0,04-0,06 л/м2
Водоразбавимое финишное покрытие. Создан для придания максимальной защиты от проникновения воды, минимального цикла обработки, яркого внешнего вида и легкой уборки полированного бетона.
Основная информацияТехнические данныеТехнология примененияМатериалLITSIL® S55 — это водоразбавимое финишное покрытие, используемое в сочетании с высокоскоростной полировальной машиной (бернишером) для придания блеска и защиты полированных бетонных поверхностей.
LITSIL® S55 содержит минимальное количество ЛОС, и удовлетворяет требованиям по защите окружающей среды. Он увеличивает глянец и стойкость поверхности. После полировки, бетонная поверхность, обработанная LITSIL® S55, демонстрирует повышенную чистоту и прозрачность, финишные цвета проявляются глубже и выглядят ярче. Он также улучшает стойкость поверхности к проникновению воды и уменьшает эксплуатационные затраты.
Данный состав применяется на шлифованной или полированной бетонной поверхности после обработки составами линейки HardSIL (LITSIL® H07, LITSIL® h25, LITSIL® h35, LITSIL® h40). LITSIL® S55 уменьшает пористость, сохраняя паропроницаемость (способность дышать).
LITSIL® S55 — экономически эффективный продукт, продлевающий срок эксплуатации и придающий блеск шлифованному и полированному бетону. Обработанный составом, с применением высокоскоростной полировальной машины, бетон имеет нетоксичную, легкую в эксплуатации, экологичную поверхность с высокой степенью блеска.
LITSIL® S55 — обычно используется после обработки бетона составами линейки HardSIL (LITSIL® H07, LITSIL® h25, LITSIL® h35, LITSIL® h40) которые упрочняют и уплотняют бетон, повышая его износостойкость и срок службы. Подробную информацию вы можете получить из описания данных материалов. LITSIL® S55 добавляет стойкость бетону, обеспечивая превосходные водо- и грязеотталкивающие свойства. LITSIL® S55 значительно увеличивает блеск поверхности. LITSIL
- Легкость нанесения. Низкая вязкость и отличные смачивающие способности позволяют составу равномерно ложится на полированную поверхность с минимальными трудозатратами.
- Короткий цикл обработки. После нанесения состава требуется не более 30-40 минут для начала полировки поверхности.
- Защита от проникновения воды. Применение LITSIL® S55 останавливает проникновение влаги снаружи и оставляет возможность ее беспрепятственного выхода изнутри.
- Придание блеска и водонепроницаемости полированным бетонным поверхностям, снижение трудозатрат по уходу за поверхностью.
- В сочетании с LITSIL® h25 – идеальное решение для системы полированных бетонов. Отсутствие изменений при воздействии окружающей среды.
Оборудование для подготовки и нанесения
-
Легкость нанесения. Низкая вязкость и отличные смачивающие способности позволяют составу равномерно ложится на полированную поверхность с минимальными трудозатратами
-
Короткий цикл обработки. После нанесения состава требуется не более 30-40 минут для начала полировки поверхности
-
Защита от проникновения воды. Применение LITSIL® S55 останавливает проникновение влаги снаружи и оставляет возможность ее беспрепятственного выхода изнутри
Закажите пропитку LITSIL® S55 и получите дополнительную квалифицированную консультацию:+7 495 540-58-25, +7 800 77-55-237 |
Технические данные
Внешний вид |
Молочно-белая жидкость |
Содержание летучих органических веществ |
< 0,02 % |
Плотность при 200С |
1,04 г/см3 |
pH состава при 200С |
10,7 |
Точка кипения |
>1000C |
Растворимость в воде |
Полностью растворимо |
Температура замерзания |
00C |
Упаковка
LITSIL® S55 поставляется в канистрах 20 л, бочках 200 л, IBC – контейнерах 1000 л.
Условия и срок храненияПри хранении в закрытом помещении при температуре 4°С-35°С в ненарушенной заводской упаковке срок хранения составит 2 года с момента производства. Открытые емкости должны быть использованы в течение 1 месяца. LITSIL® S55 нельзя замораживать, если продукт был заморожен, то от его применения стоит воздержаться.
Расход состава
Расход состава LITSIL® S55, главным образом, определяется пористостью и степенью полировки бетона. Полированный бетон в среднем требует нанесения состава с расходом 0,02-0,03 л/м2 на один слой. Для уверенности в полноте и качестве покрытия, перед полировкой необходимо нанести два слоя LITSIL® S55.
ПредупрежденияLITSIL® S55 не соответствует требованиям ASTMC 309 и не может быть использован в качестве мембранообразователя.
LITSIL® S55 предназначен только для использования на шлифованных или полированных бетонах. Это проникающий и химически активный материал, который действует без образования какой-либо пленки или покрытия на предназначенном шлифованном или полированном бетонах при должном способе нанесения.
LITSIL® S55 является сильно щелочным составом и может реагировать со стеклом и алюминием. Следовательно, данные поверхности должны быть закрыты от попадания состава.
Поверхности, обработанные LITSIL® S55, нельзя мыть или подвергать воздействию чистящих средств или прочих веществ на кислотной основе. Большинство кислот могут вызвать трудноудаляемое локальное побеление поверхности.
Водо- и грязеотталкивающие свойства поверхности, обработанной LITSIL® S55, проявляются в течении 2 недель с момента нанесения.
LITSIL® S55 не предназначен для применения в качестве гидроизоляции или на поверхностях, кроме шлифованного и полированного бетонов.
Необходимо соблюдать осторожность при нанесении LITSIL® S55, т.к. в момент нанесения возможно образования скользкой поверхности.
ВНИМАНИЕ – LITSIL® S55 – обладает сильной щелочной реакцией и может повлечь серьезное поражение глаз, кожи и прочих частей тела при контакте. Используйте соответствующие средства защиты при работе, а также, изучите MSDS.
ТЕСТОВЫЙ УЧАСТОК. Обработка конструкционного, шлифованного или полированного бетона требует навыков и практики. До применения на основной площади необходимо сделать пробный участок, как описано ниже. Это необходимо для того, чтобы понять и определить стабильность, подходящий способ подготовки поверхности, расход, технику применения, процедуру шлифовки и полировки, полученный внешний вид, скользкость мокрой и сухой поверхности, общую производительность.
Текстура и устойчивость к скольжениюПримененный должным образом LITSIL® S55 не меняет текстуру поверхности. Обработанная и отполированная поверхность приобретает блеск, в результате чего может казаться немного темнее, чем оригинал. После применения LITSIL® S55 необходимо оценить коэффициент скольжения для определения методов безопасности при эксплуатации покрытия.
Необходимо выполнить тестовый участок для оценки антискользящих свойств готовой поверхности в сухом и мокром состоянии.
Тестовый участокЧтобы утвердить качество, внешний вид и безопасность, необходимо произвести нанесения состава на тестовой площадке на том же объекте и подложке, силами тех рабочих, кто будет применять LITSIL® S55 и сопутствующие составы на основной площади, используя предполагаемое оборудование. Тестовый участок должен иметь соответствующие размеры, чтобы быть показательным. Его нужно подготовить и обработать так, чтобы убедиться, что результаты полностью устраивают.
Оборудование для подготовки и нанесенияВо время работы с оборудованием и материалами, используйте специальные защитные средства, в соответствии с инструкциями по безопасности.
- Швабра с микрофибровым мопом – оптимальное решение для нанесения LITSIL® S55, возможно применение распылителей низкого давления (помпового типа). Не наносите состав при помощи валика.
- Для придания блеска используйте пропановую высокоскоростную полировочную машину с минимальной скоростью 2500 об/мин.
Защитите все ближайшие поверхности и прилегающую площадь от попадания брызг, загрязнения, контакта с оборудованием. Место проведения работ необходимо перекрыть. Зону работ условно разделить на участки, используя в качестве реперов стены, колонны, швы и прочие конструкции.
Для наилучшего результата, LITSIL® S55 должен применяться по достижению минимум – 28 суток после укладки бетона, для достижения максимального проникновения в поверхность.
Мокрый бетон должен быть высушен до степени, когда поры на поверхности свободны от воды. При низкой температуре или повышенной влажности сушку бетона необходимо увеличить для достижения уровня влажности необходимого для максимального проникновения состава.
Все работы по пропитке, шлифовке и полировке поверхности должны быть закончены, а поверхность высушена до применения LITSIL® S55.
Нанесение
Все поверхности должны быть подготовлены (смотри раздел ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ). Нанесите LITSIL® S55, согласно рекомендациям в разделе РАСХОД СОСТАВА, с расходом, соответствующим состоянию поверхности.
После нанесения соответствующего количества LITSIL® S55, распределите его равномерно с помощью пада. Дайте составу высохнуть, примерно 20-40 мин (в зависимости от температуры и влажности), затем нанесите тем же способом второй слой, дайте высохнуть если необходимо, то нанесите третий слой.
После того, как все слои нанесены, и высушены (порядка 30-60 мин, в зависимости от температуры и влажности), отполируйте поверхность падом с алмазным напылением при помощи пропановой высокоскоростной полировочной машинки. Начните с алмазов 400 grit, и повторяйте процесс с уменьшением зернистости до 3000 grit. Иногда применение одного прохода падом с алмазным напылением 3000 grit дает прекрасный результат. Для оптимального результата, рекомендуется выдержать поверхность порядка суток перед финишной полировкой.
После финишной полировки, необходимо проверить все поверхности на отсутствие дефектов, свойств антискольжения в сухом и мокром виде. После этого можно открыть площадку для движения.
Меры предосторожности
ВНИМАНИЕ: СОСТАВ МОЖЕТ ПОВРЕДИТЬ ГЛАЗА, КОЖУ И ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЙ ТРАКТ, В РАСПЫЛЕННОМ ВИДЕ РАЗДРАЖАЕТ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ. НЕ ДОПУСКАТЬ ПОПАДАНИЯ ВНУТРЬ. ДЕРЖАТЬ ВНЕ ДОСТУПА ДЕТЕЙ. Содержит растворимые соединения лития. Использовать только при должной вентиляции. Не вдыхать аэрозоль. Избегать контакта с глазами, кожей и одеждой. Соединения лития, могут воздействовать на развитие плода. Убедитесь в притоке свежего воздуха при работе с составом. Используйте респиратор с фильтрующим элементом P100. Проконсультируйтесь с производителем перед его использованием.
Первая помощь: ГЛАЗА – НЕ ТРИТЕ ГЛАЗА, ПРОМОЙТЕ НЕМЕДЛЕННО БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ВОДЫ. Держите веки открытыми, пока попавший состав не вымоется большим количеством воды. КОЖА – Тщательно вымойте водой с мылом. Снимите загрязненную одежду и обувь и вымойте перед дальнейшим использованием. ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ТРАКТ – Выйдите на свежий воздух. Если симптомы не проходят или ухудшается самочувствие, вызовите медицинскую помощь.
УходШлифованные и полированные поверхности, обработанные LITSIL® S55 в общем имеют прекрасную стойкость и требуют минимального ухода, такого как периодической мойки водой и нейтральным или щелочным моющим средством. Проливы должны убираться в соответствии обычными правилами содержания помещений. Применение восков и последующих обработок поверхности не требуется, но в случае их применения, необходимо предварительно их протестировать.
Полы, обработанные LITSIL® S55, со временем могут терять свои водо- и грязеотталкивающие свойства. Время, после которого необходимо сделать повторную обработку составом LITSIL® S55, зависит от трафика и содержания помещения. Необходимость дополнительной обработки LITSIL® S55 легко определить, попробовав отполировать тестовый участок. Если поверхность приобрела блеск, тогда повторная обработка не требуется, достаточно выполнить только полировку, если же видимых изменений нет, то необходимо повторить нанесение состава и его полировку.
Водо- и грязезащитный эффект восстановится со временем (обычно это занимает 2 недели). Перед нанесением LITSIL® S55 необходимо смыть все воска, полироли и прочие вещества с поверхности бетона.
Напишите нам Напишите нам Напишите нам
Какой песок нужен для бетона – речной или карьерный?
17 мая 2021
Павел Петров
Время чтения: 4 минут
8077
Оценка: Загрузка… Оценка: Загрузка…Для приготовления хорошего бетона используется несколько ингредиентов: вода, цемент, щебень и песок. Каждое составляющее влияет на итоговые качества раствора, поэтому важно внимательно подходить к его выбору. Необходимые нормативы компонентов прописаны в специальных ГОСТах. Это касается и песка.
Если вам предстоит выбрать песок для бетона, советуем подробно ознакомиться с видами сыпучего материала, его основными характеристиками и особенностями. Это позволит достичь требуемых показателей бетонной смеси.
Какие свойства и характеристики песка влияют на качество бетона
В бетонных смесях песок выполняет функцию мелкого заполнителя. Он предназначен для уменьшения внутреннего напряжения при затвердевании бетона, а также упрочнения конструкции. Но это достигается лишь в том случае, если соблюдены требования к параметрам песка и его количеству.
Например, при чрезмерном объеме материала раствор приобретет зернистую структуру, и его будет легко разрушить. Если песка не хватает, при засыхании смеси появятся трещины.
Характеристики используемого сыпучего материала должны быть подходящими именно для приготовления бетона. Учитывайте их при покупке песка:
- Размер зерен. Величина частиц бывает разной — от тонкого песка (до 0,7 мм) до крупного (с зернами от 3,5мм). Для получения прочной конструкции из бетона советуют использовать крупный тип материала, но с достаточным количеством мелких песчинок. В противном случае будет много пустот, которые негативно сказжутся на прочности конструкций. Таким образом, в основном применяют смесь песка разных фракций. Так удается достичь оптимального соотношения компонентов.
- Плотность на м3. Параметр еще называется объемным весом. Он характеризует вес 1м3 песка в естественном состоянии. Как правило, кубометр весит 1,5-1,8 тонн. Для бетона лучше выбирать материал с более низкой плотностью.
- Влажность. Обычно показатель составляет 5%. При высушивании песка влажность падает до 1%, а при добавлении влаги увеличивается до 10%. Этот показатель нужен для того, чтобы определить объем воды, который требуется добавить в бетонную смесь.
- Пористость и насыпная плотность. Коэффициент пористости определяет сопротивление песка (а потом и бетона) пропусканию влаги. В среднем плотность должна составлять 1,3-1,9 т/м3. Если значение ниже, это говорит о наличии в веществе лишних добавок. Повышенная плотность указывает на высокую влажность.
Точные характеристики прописываются в документах к песку. Покупать стройматериал лучше в проверенных компаниях, где все точно проверяется на соответствие нормам в лабораторных условиях. Если будут значительные отклонения, это негативно скажется на итоговом качестве смеси.
Виды песка
Этот стройматериал различают не только по фракциям и характеристикам. Основная классификация касается способа добычи песка. Его принято разделать на такие виды.
Карьерный
Песок добывают в карьерах гор или оврагов. Изначально материал имеет в составе лишние примеси, из-за которых он непригоден для приготовления бетона в природном виде. Для удаления мусора, глины и прочих частичек карьерный песок подвергают обработке двумя способами (это влияет на итоговые качества и цену продукции):
- Просеиванием — такой песок называется сеяным. С помощью специальных сит его освобождают от крупных частиц, таких как камни, ветви деревьев и остальное.
- Промывкой — это уже более качественный мытый материал. Процедура позволяет удалить частички пыли и глины из песка, что делает его годным для приготовления бетона.
Карьерный песок дешевле остальных видов, поэтому использовать его выгодно и для фундаментов, и для раствора. Но стоит покупать только такой материал, который подойдет по параметрам для бетона.
Речной
Песок речного типа добывают в реках. Поскольку он промывается водой естественным образом, зерна материала гладкие, а в составе практически нет посторонних примесей.
Сразу может показаться, что речной песок идеален для приготовления смеси. Но это не совсем так. Зерна материала отшлифованы водой, поэтому цемент будет плохо сцепляться с ними в растворе. У карьерного частички угловатые. Таким образом, карьерный все же более предпочтителен, а вот речной отлично подойдет для изготовления сухих строительных смесей.
Морской и кварцевый
Морской по свойствам напоминает речной. В нем нет глины, но присутствуют мелкие остатки ракушек и камней. Из-за этого приходится подвергать продукт дополнительной очистке.
Кварцевый материал получают посредством дробления пород. В нем нет примесей, песок химически неактивный, песчинки в составе однородные.
Применять морской или кварцевый материал для приготовления бетона экономически невыгодно, хотя возможно. В целом хорошо бы отдать предпочтение карьерному виду.
Рекомендации по выбору песка
Определять подходящий стройматериал стоит с учетом планируемых работ. Например, для кирпичной и крупноблочной кладки рекомендуется применять речной песок. Если потребуется увеличить пластичность кладочного раствора, можно добавить немного карьерного.
Бетон разных марок предпочтительно производить с применением средне- или крупнозернистого песка. Можно точно так же комбинировать речной материал с мытым карьерным.
Чем можно заменить
Песок — это важная составляющая качественной цементной смеси, но иногда его можно заменить другими составляющими. Хорошо подходит:
- Отсев. Материал получают после дробления горных пород. По факту это искусственный песок, и его нередко используют для приготовления бетона ввиду дешевизны.
- Песчано-гравийная смесь. Песок смешивается с гравием в естественных условиях. Здесь зачастую присутствует много пыли, поэтому сделать качественный бетон не получится. Однако, если вам нужен раствор для несложных работ, ПГС вполне подойдет.
- Песчано-щебёночная смесь. В составе этого продукта присутствует отсев и щебенка. ПЩС довольно чистая. Такую смесь нередко добавляют в бетон в качестве единственного заполнителя.
По возможности лучше все-таки использовать песок. Он лучше обеспечит бетон требуемыми параметрами и свойствами.
Стройматериалы от «ТрансГруппСтрой»
У нас вы сможете заказать нужный тип продукции для приготовления бетонной смеси. Предлагаем сертифицированный товар по цене производителя. Оставляйте заявку на сайте или звоните, мы готовы проконсультировать и принять заказ!
Цемент и бетон: в чем разница?
Фото: Shutterstock.com
Это старое клише мафии: парень попадает не на ту сторону Ла Коза Ностры и оказывается в цементных ботинках на дне реки. Что ж, эта обувь может быть сделана из цемента, но мало что еще в мире состоит только из цемента и цемента. Бетон, однако, везде. Это даже в больших вращающихся барабанах тех вездесущих транспортных средств, которые мы ошибочно называем цементовозы. Неудивительно, что люди всегда смешивают эти осадочные смеси, которые выглядят одинаково и ведут себя одинаково. Чтобы помочь вам сохранить их прямо, мы рассмотрели их рядом — цемент и бетон — чтобы привлечь внимание к существенным различиям между ними.
Разница между бетоном и цементомФото: istockphoto.com
Хотя эти термины часто используются взаимозаменяемо, цемент и бетон на самом деле не одно и то же. Редко используемый сам по себе, цемент на самом деле является ингредиентом бетона. Например, плитный фундамент вашего дома, скорее всего, сделан из бетона, а бетон был сделан из цемента и других ингредиентов.
Основы бетонаБетон представляет собой смесь цемента, заполнителя и воды. Во всем мире бетон является одним из наиболее широко используемых строительных материалов как в жилых, так и в коммерческих целях. Его привлекательность заключается в том, что компоненты для его изготовления почти повсеместно доступны, а также в его прочности и долговечности, которые делают его практичным и желанным строительным материалом.
- Заполнители, такие как песок, камень и гравий, составляют около 75% бетона.
- Вода, используемая для создания бетона, должна быть очень чистой, даже пригодной для питья.
- Заполнители также должны быть очень чистыми, поскольку любое загрязнение органическими материалами может снизить прочность бетона.
Фото: istockphoto.com
Основы цементаЦемент представляет собой вяжущее, изготовленное из смеси железа, алюминия, кремния, кальция и других веществ, содержащихся в известняке, ракушках, меле, глине, железная руда и кварцевый песок. Эти «ингредиенты», которые нагреваются до очень высокой температуры, создают похожее на камень вещество, которое измельчается в очень мелкий порошок — цемент. Затем цемент смешивают с водой и заполнителем для образования бетона.
- Современный цемент был изобретен на кухне английского каменщика в начале 19 века.
- Цемент можно смешивать с водой и использовать в качестве цементного раствора.
- Цемент можно смешивать со штукатуркой и водой и наносить на каменную кладку для получения гладкой поверхности.
Хотя цемент можно использовать сам по себе, в основном он используется в качестве компонента бетона. Бетон, конечно, является вездесущим строительным материалом, который встречается во всем мире на дорогах, мостах, плотинах, тротуарах и внутренних двориках.
Сам цемент изготавливается из материалов, богатых кальцием и кремнеземом, таких как известняк и глина.Его клейкие свойства делают его отличным вяжущим, но сам по себе цемент склонен к растрескиванию.
Фото: istockphoto.com
В бетоне есть цемент .Вот одна из основных причин, по которой цемент и бетон так часто путают. Это верно; когда цементная смесь смешивается с водой, получается паста. И когда эта паста смешивается с заполнителями, такими как гравий и песок, получается то, что мы знаем и любим как бетон.
Бетон более прочен, чем цемент.Да, бетон может служить сотни лет, но цемент менее долговечен. Чтобы использовать аналогию, цемент для бетона, как молоко для мороженого. Конечно, в мороженом есть молоко, но это не молоко. Это на самом деле намного лучше.
СВЯЗАННЫЕ: 8 удивительных причин использовать бетон в помещении
Бетон хорошо подходит для крупных проектов, в то время как цемент чаще используется для небольших работ.Один из самых прочных и долговечных материалов, известных человеку, бетон используется для строительства школ, мостов, тротуаров и множества других сооружений. Но вам не нужна каска, чтобы добиться успеха с бетоном. Мастера-любители используют его для всевозможных проектов «сделай сам», в том числе для ландшафтной окантовки, кухонных столешниц и передних дорожек. Цемент, для сравнения, используется в основном в небольших работах (например, для заливки швов и специализированной кладки) и при ремонте треснувшего или осыпающегося бетона.
Фото: istockphoto.com
Магазины товаров для дома предлагают множество видов бетона на выбор.Еще больше усложняет ситуацию тот факт, что вы можете купить десятки различных видов бетона. Каждый тип отвечает требованиям конкретных приложений. Например, для подъездных дорог обычно выбирают фибробетон, который не растрескивается даже при огромных нагрузках. Есть также быстродействующий бетон, используемый, когда время имеет существенное значение. Перед покупкой любого бетона обязательно проконсультируйтесь со специалистом или проведите небольшое исследование, чтобы понять плюсы и минусы всех доступных вариантов. Начните свое исследование с нашего руководства по лучшим типам бетона для любого проекта.
Часто задаваемые вопросы о цементе и бетоне Должен ли я использовать цемент или бетон?Это зависит от вашего проекта, но если вам не нужен материал типа цементного раствора для очень небольших площадей — в этом случае вы должны использовать цемент — скорее всего, вы захотите использовать бетон. Залить террасу во дворе? Конкретный. Установка столбов для забора? Конкретный.
Цемент прочнее бетона?Цемент не прочнее бетона. Фактически, цемент сам по себе склонен к растрескиванию. Однако в сочетании с заполнителями и водой и после затвердевания цемент, а теперь и бетон, становится необычайно прочным.
Подъездные пути из цемента или бетона?Подъездные пути обычно изготавливаются из бетона. Бетон, конечно же, состоит из цемента, заполнителя и воды. Таким образом, хотя вы могли бы сказать, что подъездная дорожка «содержит» цемент, правильнее было бы сказать, что подъездная дорожка сделана из бетона. Некоторые длинные подъездные пути могут быть построены из асфальта, который является более мягким материалом, который быстрее разрушается.
Можно ли использовать цемент отдельно?Цемент используется сам по себе в довольно узких областях, в первую очередь в качестве цементного раствора при смешивании с водой. Его также можно использовать для ремонта трещин в бетоне.
Бетон: самый разрушительный материал на Земле | Города
За то время, пока вы будете читать это предложение, мировая строительная индустрия зальет более 19 000 ванн бетона. К тому времени, как вы дочитаете эту статью до середины, том заполнит Альберт-холл и выльется в Гайд-парк. Через день он будет почти размером с китайскую плотину «Три ущелья». За один год достаточно патио над каждым холмом, долиной, укромным уголком и щелью в Англии.
После воды бетон является наиболее широко используемым веществом на Земле. Если бы цементная промышленность была страной, она была бы третьим по величине источником выбросов углекислого газа в мире с объемом выбросов до 2,8 млрд тонн, уступая только Китаю и США.
Этот материал является основой современного развития, дает крышу над головами миллиардов людей, укрепляет нашу защиту от стихийных бедствий и обеспечивает структуру для здравоохранения, образования, транспорта, энергетики и промышленности.
Бетон – это то, как мы пытаемся приручить природу. Наши плиты защищают нас от элементов. Они удерживают дождь от наших голов, холод от наших костей и грязь от наших ног. Но они также засыпают обширные участки плодородной почвы, засоряют реки, засоряют места обитания и, действуя как прочная вторая кожа, лишают нас чувствительности к тому, что происходит за пределами наших городских крепостей.
Наш сине-зеленый мир с каждой секундой становится серее. Согласно одному расчету, мы, возможно, уже прошли точку, когда бетон перевешивает совокупную массу углерода каждого дерева, куста и кустарника на планете. В этом смысле наша искусственная среда перерастает природную. Однако, в отличие от природного мира, он на самом деле не растет. Наоборот, его главное качество — затвердевать, а затем очень медленно разлагаться.
Вопросы и ответыЧто такое неделя бетона Guardian?
ShowНа этой неделе Guardian Cities исследует шокирующее влияние бетона на планету, чтобы узнать, что мы можем сделать, чтобы сделать мир менее серым.
Наш вид пристрастился к бетону. Мы используем его больше, чем что-либо еще, кроме воды. Как и другие искусственные чудо-материалы, пластик, бетон преобразили конструкцию и улучшили здоровье человека. Но, как и в случае с пластиком, мы только сейчас начинаем осознавать его опасности.
Бетон вызывает до 8% глобальных выбросов CO2; если бы это была страна, она была бы худшим преступником в мире после США и Китая. Он заполняет наши свалки, перегревает наши города, вызывает наводнения, уносящие жизни тысяч людей, и коренным образом меняет наше отношение к планете.
Сможем ли мы избавиться от зависимости, без которой трудно представить современную жизнь? В этой серии статей Concrete Week исследует влияние материала на окружающую среду и на нас, а также рассматривает альтернативные варианты будущего.
Крис Майкл, редактор Cities
Было ли это полезно?
Весь пластик, произведенный за последние 60 лет, составляет 8 млрд тонн. Цементная промышленность выкачивает больше, чем каждые два года.
Но хотя проблема больше, чем с пластиком, ее обычно считают менее серьезной. Бетон не получают из ископаемого топлива. В желудках китов и чаек его не находят. Врачи не обнаруживают его следов в нашей крови. Мы также не видим его запутавшимся в дубах или вносящим свой вклад в подземные жирберги. Мы знаем, где мы находимся с бетоном. Или, если быть более точным, мы знаем, куда она идет: никуда. Именно поэтому мы стали полагаться на него.Эта основательность, конечно же, то, к чему стремится человечество. Бетон любят за его вес и прочность. Именно поэтому он служит основой современной жизни, сдерживая время, природу, стихию и энтропию. В сочетании со сталью это материал, который гарантирует, что наши плотины не прорвутся, наши многоквартирные дома не упадут, наши дороги не прогнутся, а наша электросеть останется подключенной.
Солидность — особенно привлекательное качество во времена дезориентирующих перемен. Но, как и любая хорошая вещь в избытке, она может создать больше проблем, чем решить.
То непоколебимый союзник, то ложный друг, бетон может сопротивляться природе десятилетиями, а затем внезапно усилить свое влияние. Возьмите наводнения в Новом Орлеане после урагана Катрина и в Хьюстоне после Харви, которые были более сильными, потому что городские и пригородные улицы не могли впитывать дождь, как пойма, а ливневые стоки оказались совершенно неадекватными для новых экстремальных условий нарушенного климата.
Когда прорывается дамба… Дамба канала 17-й улицы в Новом Орлеане после того, как она была прорвана во время урагана Катрина. Фотография: Нати Харник/APОн также усиливает экстремальные погодные условия, от которых защищает нас. Считается, что на всех этапах производства на бетон приходится 4-8% мирового выброса CO2. Среди материалов только уголь, нефть и газ являются большим источником парниковых газов. Половина выбросов CO2 при производстве бетона создается при производстве клинкера, наиболее энергоемкой части процесса производства цемента.
Но другие воздействия на окружающую среду изучены гораздо хуже. Бетон — это жаждущее чудовище, поглощающее почти десятую часть мировой промышленной воды. Это часто увеличивает нагрузку на питьевые и ирригационные нужды, поскольку 75% этого потребления приходится на засушливые и нехватающие воды регионы. В городах бетон также усиливает эффект теплового острова, поглощая солнечное тепло и улавливая газы от выхлопных газов автомобилей и кондиционеров, хотя он, по крайней мере, лучше, чем более темный асфальт.
Также усугубляет проблему силикоза и других респираторных заболеваний. Пыль от переносимых ветром складов и смесителей составляет до 10% крупных твердых частиц, которыми задыхается Дели, где исследователи обнаружили в 2015 году, что индекс загрязнения воздуха на всех 19 крупнейших строительных площадках превышает безопасные уровни как минимум в три раза. . Известняковые карьеры и цементные заводы также часто являются источниками загрязнения, наряду с грузовиками, которые перевозят материалы между ними и строительными площадками. В таких масштабах даже приобретение песка может иметь катастрофические последствия — разрушить так много мировых пляжей и русел рек, что эта форма добычи в настоящее время все чаще используется организованными преступными группировками и ассоциируется с кровавым насилием.
Это касается наиболее серьезного, но наименее изученного воздействия бетона, которое заключается в том, что он разрушает природную инфраструктуру, не заменяя при этом экологические функции, от которых зависит удобрение, опыление, борьба с наводнениями, производство кислорода и очистка воды.
Бетон может поднять нашу цивилизацию на высоту до 163 этажей в случае небоскреба Бурдж-Халифа в Дубае, создавая жизненное пространство из воздуха. Но это также выталкивает человеческий след наружу, растягивая плодородный верхний слой почвы и задыхаясь от мест обитания. Кризис биоразнообразия, который многие ученые считают такой же угрозой, как и климатический хаос, в первую очередь обусловлен превращением дикой природы в сельскохозяйственные, промышленные зоны и жилые кварталы.
На протяжении сотен лет человечество было готово смириться с этим недостатком окружающей среды в обмен на несомненные преимущества бетона. Но теперь баланс может сместиться в другую сторону.
Пантеон и Колизей в Риме являются свидетельством долговечности бетона, который представляет собой смесь песка, заполнителя (обычно гравия или камней) и воды, смешанных с обожженным в печи связующим веществом на основе извести. Современная промышленная форма вяжущего – портландцемент – была запатентована как форма «искусственного камня» в 1824 году Джозефом Аспдином в Лидсе. Позже это было объединено со стальными стержнями или сеткой для создания железобетона, основы для небоскребов в стиле ар-деко, таких как Эмпайр-стейт-билдинг.
Реки его вылились после Второй мировой войны, когда бетон стал недорогим и простым способом восстановления разрушенных бомбардировками городов. Это был период бруталистических архитекторов, таких как Ле Корбюзье, за которым последовали футуристические, плавные изгибы Оскара Нимейера и элегантные линии Тадао Андо, не говоря уже о постоянно растущем легионе плотин, мостов, портов, ратушей, университетские городки, торговые центры и одинаково мрачные автостоянки. В 1950 году производство цемента было равно производству стали; с тех пор он вырос в 25 раз, более чем в три раза быстрее, чем его партнер по металлическому строительству.
Дебаты об эстетике имеют тенденцию к поляризации между традиционалистами, такими как принц Чарльз, который осудил бруталистский Tricorn Center Оуэна Людера как «заплесневелый комок слоновьего помета», и модернистами, которые рассматривали бетон как средство сделать стиль, размер и прочность доступными для каждого. массы.
Политика бетона вызывает меньше разногласий, но более разъедает. Основная проблема здесь — инерция. Как только этот материал связывает политиков, бюрократов и строительные компании, образовавшуюся связь практически невозможно сдвинуть с места. Лидеры партий нуждаются в пожертвованиях и откатах от строительных фирм, чтобы быть избранными, государственным планировщикам нужно больше проектов для поддержания экономического роста, а боссам строительства нужно больше контрактов, чтобы деньги поступали, штат был занят, а политическое влияние было высоким. Отсюда и самовоспроизводящийся политический энтузиазм по поводу экологически и социально сомнительных инфраструктурных проектов и цементных праздников вроде Олимпиады, чемпионата мира по футболу и международных выставок.
Классический пример — Япония, которая приняла бетон во второй половине 20-го века с таким энтузиазмом, что структура управления в стране часто описывалась как doken kokka (состояние строительства).
Резервуар для воды с регулируемым давлением в Кусакабе, Япония, построенный для защиты Токио от паводков и переполнения основных водных путей и рек города во время сильных дождей и сезонов тайфунов. Фотография: Ho New/ReutersСначала это был дешевый материал для восстановления городов, разрушенных зажигательными бомбами и ядерными боеголовками во время Второй мировой войны. Затем она заложила основу для новой модели сверхбыстрого экономического развития: новые железнодорожные пути для сверхскоростных поездов Синкансэн, новые мосты и туннели для надземных скоростных автомагистралей, новые взлетно-посадочные полосы для аэропортов, новые стадионы для 19-го века.64 Олимпийских игр и Osaka Expo, а также новые ратуши, школы и спортивные сооружения.
Это поддерживало темпы роста экономики почти двузначными числами до конца 1980-х годов, обеспечивая высокий уровень занятости и давая правящей Либерально-демократической партии мертвую хватку у власти. Политических тяжеловесов той эпохи — таких людей, как Какуэи Танака, Ясухиро Накасоне и Нобору Такэсита — оценивали по их способности приносить в свои родные города масштабные проекты. Огромные откаты были нормой. Гангстеры якудза, которые служили посредниками и силовиками, также получили свою долю. Мошенничество на торгах и практически монополия со стороны шести крупных строительных фирм (Симидзу, Тайсей, Кадзима, Такенака, Обаяши, Кумагаи) обеспечили достаточно прибыльные контракты, чтобы обеспечить политикам солидные откаты. doken kokka был рэкетом национального масштаба.
Но бетона не так много, чтобы его можно было с пользой уложить, не нарушая окружающей среды. Постоянно уменьшающаяся отдача стала очевидной в 1990-х годах, когда даже самые изобретательные политики изо всех сил пытались оправдать правительственные пакеты стимулирующих расходов. Это был период чрезвычайно дорогих мостов в малонаселенные районы, многополосных дорог между крошечными сельскими общинами, цементирования немногих сохранившихся естественных берегов рек и заливки все больших объемов бетона в морские стены, которые должны были защитить 40% береговой линии. Японское побережье.
В своей книге «Собаки и демоны» автор и давний житель Японии Алекс Керр сетует на цементирование берегов рек и склонов холмов во имя предотвращения наводнений и селей. Безудержные строительные проекты, субсидируемые государством, сказал он в интервью, «нанесли неисчислимый ущерб горам, рекам, ручьям, озерам, водно-болотным угодьям, повсюду — и это происходит с нарастающей скоростью. Такова реальность современной Японии, и цифры ошеломляют».
Он сказал, что количество бетона, уложенного на квадратный метр в Японии, в 30 раз больше, чем в Америке, и что объем почти такой же. «Итак, мы говорим о стране размером с Калифорнию, укладывающей такое же количество бетона [как и все США]. Умножьте американские торговые центры и разрастание городов на 30, чтобы понять, что происходит в Японии».
Традиционалисты и защитники окружающей среды были в ужасе – и проигнорированы. Цементирование Японии противоречило классическим эстетическим идеалам гармонии с природой и оценке mujo (непостоянства), но было понятно, учитывая постоянный страх землетрясений и цунами в одной из самых сейсмически активных стран мира. Все знали, что реки с серыми берегами и береговые линии уродливы, но никого это не волновало, пока они могли уберечь свои дома от затопления.
Что сделало разрушительное землетрясение Тохоку 2011 года и цунами еще более шокирующими. В прибрежных городах, таких как Исиномаки, Камаиси и Китаками, огромные морские стены, которые строились десятилетиями, были затоплены за считанные минуты. Погибло почти 16 000 человек, миллион зданий были разрушены или повреждены, городские улицы были заблокированы выброшенными на берег кораблями, а воды порта были заполнены плавающими автомобилями. Еще более тревожная история произошла на Фукусиме, где волна океана поглотила внешнюю защиту атомной станции Фукусима-дайити и вызвала расплавление 7 уровня.
Вкратце, казалось, что это может стать моментом короля Кнуда для Японии – когда сила природы разоблачит безумие человеческого высокомерия. Но бетонное лобби оказалось слишком сильным. Либерально-демократическая партия вернулась к власти через год с обещанием потратить 200 триллионов иен (1,4 триллиона фунтов стерлингов) на общественные работы в течение следующего десятилетия, что эквивалентно примерно 40% экономического производства Японии.
«Кажется, что мы в тюрьме, хотя мы не сделали ничего плохого»… Морская дамба в Ямада, префектура Иватэ, Япония, 2018 год. Фото: Ким Кён-Хун/ReutersСтроительные фирмы снова получили приказ сдерживать море, на этот раз с еще более высокими и толстыми барьерами. Их стоимость оспаривается. Инженеры утверждают, что эти 12-метровые бетонные стены остановят или, по крайней мере, замедлят будущие цунами, но местные жители слышали такие обещания и раньше. Район, защищаемый этими оборонительными сооружениями, также имеет меньшую ценность для человека, поскольку земля в значительной степени обезлюдела и заполнена рисовыми полями и рыбными фермами. Экологи говорят, что мангровые леса могут стать гораздо более дешевым буфером. Что характерно, даже многие пострадавшие от цунами местные жители ненавидят бетон между ними и океаном.
«Такое ощущение, что мы в тюрьме, хотя мы не сделали ничего плохого», — сказал Рейтер рыбак, ловящий устриц, Ацуши Фуджита. «Мы больше не можем видеть море», — сказал уроженец Токио фотограф Тадаси Оно, сделавший одни из самых впечатляющих снимков этих массивных новых сооружений. Он описал их как отказ от японской истории и культуры. «Наше богатство как цивилизации связано с нашим контактом с океаном», — сказал он. «Япония всегда жила с морем, и море защищало нас. А теперь японское правительство решило закрыть доступ к морю».
Это было неизбежно. Во всем мире бетон стал синонимом развития. Теоретически похвальная цель человеческого прогресса измеряется рядом экономических и социальных показателей, таких как ожидаемая продолжительность жизни, детская смертность и уровень образования. Но для политических лидеров самым важным показателем является валовой внутренний продукт, мера экономической активности, которая чаще всего рассматривается как расчет размера экономики. ВВП — это то, как правительства оценивают свой вес в мире. И ничто так не наполняет страну, как бетон.
Это справедливо для всех стран на определенном этапе. На ранних стадиях разработки тяжеловесные строительные проекты приносят пользу, как боксер, наращивающий мускулы. Но для уже зрелой экономики это вредно, как престарелый спортсмен, накачивающий все более сильные стероиды со все меньшим эффектом. Во время азиатского финансового кризиса 1997–1998 годов кейнсианские экономические советники говорили японскому правительству, что лучший способ стимулировать рост ВВП — выкопать яму в земле и засыпать ее. Желательно с цементом. Чем больше отверстие, тем лучше. Это означало прибыль и рабочие места. Конечно, гораздо проще мобилизовать нацию на что-то, что улучшит жизнь людей, но в любом случае бетон, скорее всего, будет частью договоренности. Таков был смысл Нового курса Рузвельта в XIX веке.30-х годов, который отмечается в США как национальный проект по борьбе с рецессией, но также может быть описан как крупнейшее мероприятие по заливке бетона до этого момента. Только для плотины Гувера потребовалось 3,3 миллиона кубических метров, что на тот момент было мировым рекордом. Строительные фирмы утверждали, что он переживет человеческую цивилизацию.
Но это было легковесно по сравнению с тем, что сейчас происходит в Китае, бетонной сверхдержаве 21 века и величайшей иллюстрации того, как материал трансформирует культуру (цивилизацию, переплетенную с природой) в экономику (производственную единицу, одержимую ВВП статистика). Необычайно быстрый подъем Пекина из развивающейся страны в будущую сверхдержаву потребовал горы цемента, песчаные пляжи и озера с водой. Скорость, с которой смешиваются эти материалы, является, пожалуй, самой поразительной статистикой современности: с 2003 года Китай каждые три года заливал больше цемента, чем США за весь 20-й век.
Сегодня Китай использует почти половину мирового объема бетона. На сектор недвижимости — дороги, мосты, железные дороги, городское развитие и другие цементно-металлургические проекты — пришлось треть роста его экономики в 2017 году. В каждом крупном городе есть масштабная модель планов городского развития, которая должна быть постоянно обновляется, поскольку маленькие белые пластиковые модели превращаются в мегамоллы, жилые комплексы и бетонные башни.
Но, как и США, Япония, Южная Корея и любая другая страна, которая «развилась» до него, Китай достигает точки, когда простая заливка бетона приносит больше вреда, чем пользы. Торговые центры-призраки, полупустые города и стадионы с белыми слонами — растущий признак расточительных расходов. Возьмем, к примеру, огромный новый аэропорт в Луляне, который открывался всего с пятью рейсами в день, или Олимпийский стадион «Птичье гнездо», настолько малоиспользуемый, что теперь он больше похож на памятник, чем на стадион. Хотя поговорка «строим, и люди придут» в прошлом часто оказывалась верной, китайское правительство обеспокоено. После того, как Национальное бюро статистики обнаружило 450 квадратных километров непроданных жилых площадей, президент страны Си Цзиньпин призвал к «уничтожению» избыточной застройки.
Плотина «Три ущелья» на реке Янцзы в Китае — крупнейшее бетонное сооружение в мире. Фотография: Laoma/AlamyПустые, рушащиеся постройки – это не только бельмо на глазу, но и истощающая экономика и пустая трата продуктивных земель. Все большее строительство требует все большего количества цементных и сталелитейных заводов, выбрасывающих все больше загрязняющих веществ и углекислого газа. Как отметил китайский ландшафтный архитектор Ю Концзянь, он также удушает экосистемы — плодородную почву, самоочищающиеся ручьи, устойчивые к бурям мангровые болота, леса, защищающие от наводнений, — от которых в конечном счете зависят люди. Это угроза тому, что он называет «экологической безопасностью».
Ю возглавил атаку на бетон, разрывая его, когда это возможно, чтобы восстановить берега рек и естественную растительность. В своей влиятельной книге «Искусство выживания» он предупреждает, что Китай опасно далеко ушел от даосских идеалов гармонии с природой. «Процесс урбанизации, которым мы следуем сегодня, — это путь к смерти», — сказал он.
Юй консультировали правительственные чиновники, которые все больше осознают хрупкость нынешней китайской модели роста. Но возможности их передвижения ограничены. За первоначальным импульсом конкретной экономики всегда следует инерция конкретной политики. Президент пообещал сместить фокус экономики с отрыжки тяжелой промышленности на высокотехнологичное производство, чтобы создать «красивую страну» и «экологическую цивилизацию», и сейчас правительство пытается выйти из крупнейшего строительного бума. в истории человечества, но Си не может допустить, чтобы строительный сектор просто исчез, потому что в нем занято более 55 миллионов рабочих — почти все население Великобритании. Вместо этого Китай делает то же, что и многие другие страны, экспортируя свою экологическую нагрузку и избыточные мощности за границу.
Хваленая пекинская инициатива «Один пояс, один путь» — проект зарубежных инвестиций в инфраструктуру, во много раз превышающий план Маршалла, — обещает строительство дорог в Казахстане, не менее 15 плотин в Африке, железных дорог в Бразилии и портов в Пакистане, Греции и Шри-Ланке. Ланка. Для реализации этих и других проектов компания China National Building Material — крупнейший производитель цемента в стране — объявила о планах строительства 100 цементных заводов в 50 странах.
Это почти наверняка будет означать усиление криминальной активности. Помимо того, что строительная отрасль является основным средством для сверхзаряженного национального строительства, она также является самым широким каналом для взяток. Во многих странах корреляция настолько сильна, что люди видят в ней показатель: чем конкретнее, тем больше коррупции.
По данным наблюдательной группы Transparency International, строительство — самый грязный бизнес в мире, гораздо более подверженный взяточничеству, чем добыча полезных ископаемых, недвижимость, энергетика или рынок оружия. Ни одна страна не застрахована, но в последние годы Бразилия наиболее ярко продемонстрировала потрясающие масштабы взяточничества в отрасли.
Как и везде, повальное увлечение бетоном в крупнейшей нации Южной Америки началось достаточно благотворно как средство социального развития, затем превратилось в экономическую необходимость и, наконец, метастазировало в инструмент политической целесообразности и индивидуальной жадности. Прогресс между этими этапами был впечатляюще быстрым. Первый крупный национальный проект конца 1950-х годов было строительство новой столицы, Бразилиа, на почти необитаемом плато в глубине страны. Миллион кубометров бетона был залит на горной местности всего за 41 месяц, чтобы укрепить почву и возвести новые здания для министерств и жилых домов.
Национальный музей Республики Оскара Нимейера, Бразилиа, Бразилия. Фотография: Image Broker/Rex FeaturesЗа этим последовала новая автомагистраль через тропические леса Амазонки – ТрансАмазония – а затем, с 1970 года, крупнейшая в Южной Америке гидроэлектростанция Итайпу на реке Парана, граничащая с Парагваем, что почти в четыре раза больше. больше, чем плотина Гувера. Бразильские операторы хвастаются, что 12,3 млн кубометров бетона хватит, чтобы заполнить 210 стадионов «Маракана». Это был мировой рекорд, пока китайская плотина «Три ущелья» не перекрыла Янцзы объемом 27,2 млн кубометров.
С военными у власти, цензурой прессы и отсутствием независимой судебной власти невозможно было узнать, какая часть бюджета была выкачана генералами и подрядчиками. Но проблема коррупции стала слишком очевидной с 1985 года, в эпоху после диктатуры, когда практически ни одна партия или политик не осталась незапятнанной.
На протяжении многих лет самым печально известным из них был Пауло Малуф, губернатор Сан-Паулу, руководивший городом во время строительства гигантской надземной скоростной автомагистрали, известной как Минокао, что означает «Большой червь». А также приписать себе этот проект, открывшийся в 1969, он также предположительно снял 1 миллиард долларов с общественных работ всего за четыре года, часть которых была прослежена до секретных счетов на Британских Виргинских островах. Несмотря на то, что его разыскивал Интерпол, Малуф десятилетиями избегал правосудия и был избран на ряд высших государственных должностей. Это произошло благодаря высокой степени публичного цинизма, заключенной в фразе, наиболее часто используемой о нем: «Он ворует, но он добивается цели», — которая могла бы описать большую часть мировой бетонной промышленности.
Пауло Малуф на дебатах по поводу импичмента президента Дилмы Русеф в Бразилиа, 2016 г. Фото: Уэслей Марселино/ReutersНо его репутация самого коррумпированного человека в Бразилии за последние пять лет была омрачена операцией «Автомойка» — расследованием обширной сети мошенничества на торгах и отмывания денег. Гигантские строительные фирмы, в частности Odebrecht, Andrade Gutierrez и Camargo Corrêa, были в центре этой обширной схемы, в рамках которой политики, бюрократы и посредники получали откаты на сумму не менее 2 миллиардов долларов в обмен на сильно завышенные контракты на нефтеперерабатывающие заводы. Плотина Белу-Монте, чемпионат мира 2014 года, Олимпийские игры 2016 года и десятки других инфраструктурных проектов по всему региону. Прокуратура заявила, что только Одебрехт давал взятки 415 политикам и 26 политическим партиям.
В результате этих разоблачений одно правительство пало, бывший президент Бразилии и вице-президент Эквадора находятся в тюрьме, президент Перу был вынужден уйти в отставку, а десятки других политиков и руководителей оказались за решеткой. Коррупционный скандал добрался и до Европы и Африки. Министерство юстиции США назвало это «крупнейшим делом о подкупе иностранцев в истории». Он был настолько огромным, что, когда Малуфа наконец арестовали в 2017 году, никто и глазом не моргнул.
Такая коррупция — это не просто воровство налоговых поступлений, это мотив для экологических преступлений: миллиарды тонн CO2 выбрасываются в атмосферу для проектов сомнительной социальной ценности и часто проталкиваются — как в случае с Бело Монте — против сопротивления затронутых местных жителей и с глубокой озабоченностью природоохранных лицензирующих органов.
Хотя опасности становятся все более очевидными, эта закономерность продолжает повторяться. Индия и Индонезия только вступают в свою высококонкретную фазу развития. Ожидается, что в течение следующих 40 лет площадь новых зданий в мире удвоится. Некоторые из них принесут пользу для здоровья. Ученый-эколог Вацлав Смил считает, что замена глинобитных полов на бетонные в самых бедных домах мира может сократить паразитарные заболевания почти на 80%. Но каждая тачка бетона также приближает мир к экологическому коллапсу.
Chatham House прогнозирует, что урбанизация, рост населения и экономическое развитие увеличат мировое производство цемента с 4 до 5 миллиардов тонн в год. По данным Глобальной комиссии по экономике и климату, если развивающиеся страны расширят свою инфраструктуру до нынешнего среднемирового уровня, к 2050 году строительный сектор будет выбрасывать 470 гигатонн углекислого газа.
Это нарушает Парижское соглашение об изменении климата, в соответствии с которым все правительства в мире согласились, что ежегодные выбросы углерода от цементной промышленности должны сократиться как минимум на 16% к 2030 году, если мир хочет достичь цели оставаться в пределах 1,5°C до 2С потепления. Это также ложится тяжелым бременем на экосистемы, необходимые для благополучия человека.
Опасности распознаны. В прошлогоднем отчете Chatham House содержится призыв к переосмыслению способов производства цемента. Чтобы сократить выбросы, он призывает к более широкому использованию возобновляемых источников энергии в производстве, повышению энергоэффективности, большему количеству заменителей клинкера и, что наиболее важно, широкому внедрению технологии улавливания и хранения углерода, хотя это дорого и еще не было развернуто в промышленности на коммерческий масштаб.
Архитекторы считают, что ответ заключается в том, чтобы сделать здания более компактными и, по возможности, использовать другие материалы, такие как ламинированная древесина. Пора выйти из «бетонного века» и перестать думать в первую очередь о том, как выглядит здание, считает Энтони Тистлтон.
«Бетон красив и универсален, но, к сожалению, он отвечает всем требованиям с точки зрения ухудшения состояния окружающей среды», — сказал он журналу Architects Journal. «Мы обязаны думать обо всех материалах, которые мы используем, и об их более широком воздействии».
Но многие инженеры утверждают, что жизнеспособной альтернативы нет. Сталь, асфальт и гипсокартон более энергоемки, чем бетон. Леса в мире уже истощаются угрожающими темпами, даже без всплеска дополнительного спроса на древесину.
Фил Пурнелл, профессор материалов и конструкций из Университета Лидса, сказал, что мир вряд ли достигнет момента «пик бетона».
«Сырье практически безгранично, и оно будет востребовано до тех пор, пока мы будем строить дороги, мосты и все остальное, что нуждается в фундаменте», — сказал он. «Практически по любым меркам это наименее энергоемкий из всех материалов».
Вместо этого он призывает к лучшему обслуживанию и сохранению существующих структур, а когда это невозможно, к увеличению переработки. В настоящее время большая часть бетона отправляется на свалки или измельчается и повторно используется в качестве заполнителя. По словам Пернелла, это можно было бы сделать более эффективно, если бы плиты были снабжены идентификационными метками, которые позволили бы материалу соответствовать спросу.