Как разобрать чугунную батарею своими руками
Важное значение в системе отопления имеют радиаторы. В настоящее время применяются несколько типов приборов отопления: чугунные, стальные и алюминиевые. Наиболее популярны чугунные радиаторы отопления, у них длительный срок службы (более 50 лет), они очень устойчивы к коррозии. Но периодически они требуют профилактического ремонта, промывки и покраски.
Конструкция чугунной батареи.
Чтобы выполнить такие работы качественно, их необходимо демонтировать и разобрать.
Демонтаж чугунных радиаторов
Чтобы провести демонтаж таких приборов отопления своими руками, потребуется следующий инструмент:
Размеры чугунной батареи.
- Трубный ключ номер 3, для отворачивания контргайки и футорки.
- Труборез для обрезки трубы или болгарка.
- Ножовка по металлу.
- Зубило.
- Молоток и кувалда.
- Щетка для удаления ржавчины.
Работы по демонтажу таких отопительных приборов, как правило, проводятся летом, когда система отопления отключена.
Затем трубным ключом отворачиваются контргайки, стоящие на подводящих воду трубах, отворачиваются футорки и радиатор снимается с кронштейнов.
В случае если контргайки отвернуть невозможно, обрезаются подводящие теплоноситель трубы и устройство демонтируется.
Вернуться к оглавлению
Разборка радиаторов
Прежде чем начать разборку, необходимо подготовить для выполнения работы инструмент:
- Ключ, чтобы разобрать батареи (размером 5/4 дюйма для радиаторов старого образца и 1 дюйм – для современных).
- Ключ разводной (№2 или №3).
- Кусочек мела.
- Кусок дюймовой трубы длиной от 500 до 1000 мм.
Заранее подготовить место, чтобы разобрать радиатор, ровную площадку или деревянный щит.
Чтобы разобрать снятый радиатор отопления, кладем его горизонтально на щит. Затем определяем направление резьбы на глухих пробках и их отворачиваем.
Схема разборки чугунных радиаторов.
Схема разборки чугунных радиаторов.Прежде чем начать раскручивать радиатор, нужно отметить длину ключа до выворачиваемого ниппеля. Для этого его кладем сверху на радиатор и совмещаем рабочий наконечник с местом, где планируем открутить стягивающую втулку, и по торцу батареи делаем на стойке ключа мелом круговую отметку. Затем его вставляем в батарею до уровня отметки.
Прежде чем начать вращать ключ, требуется определить направление вращения. Резьба на батарее может быть правая или левая. При вращении ниппеля в одну сторону секции стягиваются между собой, а при вращении в обратную расходятся.
Чтобы определить это направление со стороны, куда вставляется ключ, вворачиваем свободную футорку и по ней определяем направление резьбы.
Если вы определили, что резьба правая (пробка вворачивается по часовой стрелке), значит, чтобы раскрутить батарею ключ требуется вращать против часовой стрелки. А если резьба левая, то в противоположную сторону.
Теперь можно раскрутить радиатор, для чего требуется отвернуть секцию. Вначале необходимо сделав примерно пол оборота “сорвать” резьбу с места одного ниппеля, а затем другого, параллельного первому.
Затем начинаем раскручивать чугунную батарею, соблюдая ширину между секциями примерно 5 мм. Ключ попеременно переставляем с одного ниппеля в другой.
Разводить секции шире указанного размера не рекомендуется, так как это может привести к их перекосу и заклиниванию резьбы. При раскручивании батарей в качестве усилителя можно использовать кусок дюймовой трубы.
Аналогично разбираются на секции и другие типы современных радиаторы. Заглушки и футорки на них имеют обозначения указывающие направление резьбы (D-правая, S-левая).
Вернуться к оглавлению
Разборка старых батарей
Ключ потребуется для сборки и разборки чугунной батареи.
Чтобы выполнить разборку старых чугунных батарей, так как резьба в них прикипает, их необходимо в месте расположения ниппеля разогревать автогеном или паяльной лампой. Разогрев делается круговыми движениями в месте нахождения ниппеля, последовательно прогревая параллельные стыки батареи.
После разогрева стыков, пока они горячие, внутрь вставляется радиаторный ключ и делается примерно пол оборота, затем ключ быстро переставляется в другой ниппель.
Таким же образом выворачиваются из чугунных батарей прикипевшие пробки и футорки.
Иногда невозможно вывернуть ниппель, из-за того, что его выступы под ключ полностью съела коррозия. В таком случае секции в местах стыков разрезаются ножовкой по металлу или болгаркой. Затем из секций выворачиваются методом разогрева разрезанные ниппеля. После чего щеткой по металлу зачищается резьба.
Если старый радиатор отопления невозможно раскрутить вышеперечисленными способами, то остается одно – при помощи кувалды разбить часть секций. Для этого батарею кладут горизонтально на пол, и по средней части секций наносят удары кувалдой до тех пор, пока не отколется сквозной кусок секции. Затем батарею переворачивают на другую сторону и разбивают другую половину секции.
После чего чугунный радиатор устанавливают в вертикальное положение и наносят удары по оставшимся кускам секций, затем их раскручивают. Однако при выполнении этой операции радиатор отопления теряет герметичность на других стыках. И можно потерять половину батареи.
Демонтаж и разборка чугунных радиаторов достаточно нелегкий процесс, но иногда он необходим, поэтому весьма полезно знать, как правильно выполняется эта операция.
предварительные работы, демонтаж и установка
С течением времени чугунные радиаторы утрачивают свою тепловую мощность, так как вся внутренняя поверхность батареи загрязняется примесями, приплывшими вместе с теплоносителем. По окончании отопительного сезона большое количество налета остается внутри секций, что влечет к разрушению прокладок.
Содержание
- Подготовительные работы
- Разборка батареи своими руками
- Разборка старой чугунной батареи
- Установка чугунной батареи
- Чистка чугунных радиаторов
Подготовительные работы
Перед началом работы из отопительного контура сливается теплоносительПрежде чем приступать к выполнению работ, нужно подготовить весь необходимый рабочий инвентарь:
- трубный ключ №3, чтобы открутить футорки и контргайки;
- щетка по металлу;
- болгарка или труборез;
- кувалда и молоток;
- мел;
- дюймовая труба длиной от 50 до 100 см.
- ножовка по металлу.
Важно предварительно подготовить площадку, где будет удобно разбирать радиаторы. Оптимальный вариант – прочный деревянный щит. Радиаторы на поверхность укладывают горизонтально и приступают к работе.
Наиболее благоприятное время для проведения работ – лето, когда отопительная система отключена. Прежде чем начинать разбирать радиатор на секции, важно слить весь теплоноситель из отопительного контура. Для этого отворачивают контргайки, которые находятся на подводках к радиаторам. Далее отворачивают футорки, после чего батарею можно снимать.
Разборка батареи своими руками
Перед выкручиванием элементов необходимо определить направление резьбыРазобрать чугунную батарею отопления по секциям можно следующим образом:
- Необходимо выяснить, в каком направлении откручиваются глухие пробки, и на ключе отметить длину выкручиваемого ниппеля. Для этого ключ кладут на радиатор, край доводят до точки, где находится втулка. На ключе мелом по кругу делается отметка, до которой инструмент вставляется в радиатор.
- Важно разобраться, в какую сторону нужно вращать ключ для чугунных радиаторов. Резьба может быть правой и левой. Направление вращения определяется футоркой, которая вкручивается с той же стороны, что и ключ.
- Если резьба правая, футорка должна вкручиваться по часовой стрелке, следовательно, при раскрутке направление ключа должно быть направлено в противоположную сторону. С левой резьбой все наоборот.
- Раскрутка батареи начинается с первой секции. Нужно аккуратно «сорвать» резьбу на обоих ниппелях. В большинстве случаев достаточно половины оборота ключа. Далее радиаторы раскручиваются по секции с каждой стороны таким образом, чтобы интервал между ними составлял 0,5 см.
- Раскручивая отопительный прибор, важно соблюдать между секциями указанный зазор, если пренебречь этим правилом, резьбу может заклинить. Когда приступают к раскручиванию радиатора, ключ рекомендуется надевать на трубу, это позволит прилагать меньше усилий при разборке.
По такому алгоритму разбираются все современные чугунные батареи. Как правило, такие радиаторы дополнительно оснащаются заглушками с соответствующей маркировкой.
Разборка старой чугунной батареи
Если соединения закрашены краской используется паяльная лампа для разогреваЕсли предстоит разобрать старую чугунную батарею, могут возникнуть некоторые сложности. Если прикипела резьба, перед разборкой ее нужно тщательно прогреть, используя автоген или паяльную лампу. Когда стыки достаточно хорошо разогреты, нужно быстро сорвать ниппели одновременно с обеих сторон. По аналогичному принципу выкручиваются и другие прикипевшие элементы радиатора.
После продолжительной эксплуатации прибора металл может основательно проржаветь. Для радикальных мер может потребоваться болгарка и/или ножовка. Выкручивают со своих мест в обязательном порядке остатки ниппелей, с помощью щетки прочищается резьба.
Иногда применение описанных способов не оказывает должного эффекта. Единственное решение проблемы в этом случае – разбить радиатор кувалдой. Предварительно батарею снимают с крепления, кладут на ровную горизонтальную поверхность и бьют по осевой части секции, пока она не отвалится.
Установка чугунной батареи
При наращивании батарей используется пакля для опрессовки, чтобы избежать течиЧтобы работа была проведена качественно и батареи прослужили долгие годы, нужно придерживаться следующей последовательности действий:
- Отопительный контур нужно отключить, и прекратить подачу теплоносителя в квартиру.
- Новый радиатор вешается на кронштейны с проверкой строительным уровнем ее горизонтального и вертикального положения.
- Из отопительного прибора выкручиваются заглушки.
- Если боковая схема подключения применяется к однотрубному контуру, предварительно монтируют и подключают байпас с вентилем. Если отопительная система двухтрубная, используются сгоны с кранами.
Прежде чем приступать к монтажным работам, рекомендуется убедиться в надлежащем качестве сборки секций и отрегулировать каждый ниппель. После этого секции собирают воедино, конструкция подвергается опрессовке для проверки качества соединения. Если течи не выявлены, конструкцию можно подключать непосредственно к контуру.
После подключения всех сегментов отопления нужно убедиться, что работы выполнены качественно. Для этого под давлением в трубы запускается вода. Если отсутствуют течи, непонятные стуки и шумы, радиаторы подключены правильно.
Чистка чугунных радиаторов
Промывка проводится перед снятием и разборкой батареиЧтобы чугунные батареи служили десятки лет, нужно регулярно их чистить. Чистка должна проводиться перед разборкой батареи. Важно учитывать, что конструкция тяжелая, работы лучше выполнять с напарником. Промывать отопительные приборы можно во дворе или собственной ванной.
Рекомендуется воспользоваться следующими средствами:
- водяной пневмопистолет;
- кальцинированная сода;
- средство для промывки автомобильного радиатора;
- молочная сыворотка.
Чистка средством для автомобилей производится следующим образом:
- Два отверстия на одной секции надежно заглушаются.
- В изделие, изготовленное из чугуна, заливают средство.
- Следом заливают горячую воду.
- Другие два отверстия тоже заглушают, конструкцию ставят на пол и ожидают не менее двух часов.
- С интервалом в 10-15 минут один край батареи приподнимают, чтобы средство равномерно распределялось по всей поверхности.
В завершение полость радиатора хорошо промывают чистой проточной водой.
Разобрать чугунную батарею, если следовать всем рекомендациям, несложно. Если возникают сомнения в качественном выполнении, лучше пригласить квалифицированного специалиста.
чугунный, алюминиевый и биметаллический
В демонтаже относительно нового чугунного радиатора нет ничего необычного, технология достаточно проста и требует лишь умения правильно пользоваться ключом. Совсем другое дело, если нужно разобрать чугунную батарею, стоящую в системе десять лет. Работа тяжелая, требующая выдержки и аккуратности. В этом случае одной лишь физической силой и ключом не справиться, если не знать саму процедуру разборки чугунной батареи своими руками.
Для разборки необходим надежный инструмент
Конструкция радиатора отопления
Стандартная батарея собирается из отдельных литых секций, без использования внешних креплений и зажимов. Таким образом, можно собрать радиатор практически неограниченной длины.
Чтобы правильно разобрать чугунную батарею, необходимо знать некоторые ее конструктивные особенности:
- Отдельные секции собираются в один корпус при помощи втулок или ниппелей с внутренней резьбой. Чтобы разобрать чугунный радиатор, нужно уметь откручивать торцевые крышки и внутренние вставки;
- Каждый ниппель представляет собой цилиндрический стакан, на котором нарезаны два участка с резьбой двух видов – с левым и правым направлением витков.
Заглушки также изготавливаются с двумя видами резьбы, как правило, глухие изготавливаются с левой резьбой, а гайка-муфта для соединения с трубой – с правой.
Важно! Для разборки секций потребуется правильно подобрать направление вращения, иначе можно быстро сломать чугунный корпус батареи.
Для крепления отдельного регистра к общему чугунному корпусу используется пара ниппелей, которые одновременно ввинчиваются между двумя секциями длинным ключом с квадратной головкой. Для того, чтобы разобрать и не расколоть чугунный корпус, вам также потребуется аккуратно открутить ниппели, сделав на каждом всего по 1-2 оборота.
Демонтаж биметаллических и алюминиевых секционных изделий
Для отключения радиатора от системы и снятия его с места монтажа выполните следующие действия:
- Остановить циркуляцию воды и сбросить давление.
- Если радиатор горячий, нужно подождать, пока он остынет, а затем отключить от системы. Для этого открутите впускной и выпускной патрубки.
- Отодвиньте муфту от радиатора вдоль патрубка и снимите устройство с кронштейнов.
- Слейте оставшуюся воду и поместите изделие лицевой стороной вверх в зону разборки.
- Выньте и немедленно промойте фильтр, чтобы на нем не засыхала грязь.
Демонтаж биметаллических и алюминиевых секционных изделий
На следующем этапе происходит разборка радиатора на отдельные секции. Чтобы избежать повреждений при работе, нужно разобраться, в какую сторону нужно крутить ниппель-гайку. Этот элемент представляет собой кольцевую гайку с наружной резьбой и канавками внутри с обеих сторон. При этом одна гайка имеет и правую, и левую резьбу. Если его открутить, то соседние секции батареи будут раздвигаться равномерно, а при скручивании стягиваться.
Обычно производители делают метки на лицевой стороне заглушек и стыков, чтобы указать направление резьбы. O означает правую резьбу, “S” – левую. Для точного определения направления движения рекомендуется взять незатянутую ниппель-гайку и попробовать надеть ее на резьбу в радиаторе. Определившись, в какую сторону крутить, станет понятно, куда поворачивать ключ, чтобы разделить секции.
Важно! Если гайку-ниппель повернуть не в ту сторону, можно легко сорвать резьбу на ней и на радиаторе
Определившись с направлением резьбы, вставьте ниппельный ключ в радиатор и наденьте его на нужную гайку. Выемки на инструменте помогут это сделать. Когда он окажется в канавках, вставьте рычаг в отверстие с другой стороны от него. Для перемещения гайки требуется усилие. Вызовите помощника, чтобы зафиксировать радиатор в одном месте.
Ремонт биметаллических радиаторов
Когда гайка продвинется на пол-оборота, перейдите на другую сторону, чтобы открутить другую, и выполните ту же процедуру. Убедившись, что обе гайки вращаются без приложения большой физической силы, постепенно откручивайте то одну, то другую сторону, продвигаясь на 5-7 мм.
Прокладка между секциями радиатора
После отсоединения снимите металлические прокладки, которые были между секциями. Если они в хорошем состоянии, то их можно установить обратно при сборке, если в плохом состоянии, то использовать как образец для покупки новых. Силиконовые прокладки подлежат замене.
Подготовительные работы
Для того, чтобы разобрать чугунный корпус, его необходимо сначала демонтировать с настенного крепления. Крюки, на которых подвешена батарея, снимаются, затем нужно разобрать краны или муфтовые приводы, которыми радиатор соединяется с трубами отопления.
Вес одной сборки из 8-10 секций легко может превышать сотню килограммов, поэтому аккумулятор поднимают до конца и мелкими «шагами» переворачивают к месту, где планируется ремонт радиатора или просто его разборка .
Если чугунная батарея относительно новая, то достаточно будет площадки с ударопрочным покрытием, например, на пол можно постелить лист ДСП. Для разборки старой чугунной каменки потребуется место для работы с горелкой и тяжелый лом.
Необходимые инструменты
Разобрать чугунный корпус голыми руками не получится; без инструмента аккумулятор можно сломать кувалдой или расколоть при неосторожном обращении и падении на пол. Для работы вам потребуется не менее четырех видов оборудования:
- Специальный ключ с квадратной головкой для откручивания ниппелей;
- Накидной ключ для откручивания пробок;
- Шлифовальный станок с отрезными кругами;
- Газовая горелка с редуктором и цилиндром.
Ключи для ниппелей
Кроме того, вам понадобится тяжелый слесарный молоток, долото, пакля, керосин или тормозная жидкость. Все это понадобится для того, чтобы попытаться разобрать секции с минимальными повреждениями. При обратной сборке старых аккумуляторов пробки и ниппели все же нужно заменить, поэтому иногда их проще вырезать, чем пытаться выкрутить.
Как паять алюминиевый радиатор автомобиля своими руками
Перейдем к процессу пайки. Сначала проблемный участок тщательно зачищается напильником и наждачной бумагой. Перед тем, как приступить к замене ремня ГРМ Пежо 307 своими руками, необходимо подготовить инструменты, которые нам потребуются для этой операции на двигателе nfu. Если на нем есть рейки, их нужно аккуратно удалить пассатижами. Алюминиевый радиатор своими руками, автомобиль который уже нравится. Далее место ремонта обезжиривается ацетоном.
Когда подготовка к пайке завершена, можно наносить флюс. После этого начинаем прогревать место соединения. Если вы используете газовую горелку или паяльную лампу, будьте осторожны, чтобы не сжечь флюс раньше времени. Его легче наносить паяльником. Достаточно окунуть его рабочий элемент в смесь и перенести на обрабатываемую поверхность.
Теперь пришло время нанести припой. Как отремонтировать радиатор тойота Лучше, если он будет в виде прутка или проволоки. Припой наносится на место соединения и тщательно прогревается паяльником (горелкой). Когда он растечется равномерно, необходимо дать ему остыть, после чего целесообразно нанести второй (страховочный) слой. По окончании работы образовавшиеся наплывы можно удалить наждачной бумагой.
Как разобрать новый чугунный радиатор отопления
Самый простой и быстрый способ разобрать относительно новую батарею. Если корпус еще не устанавливался в систему отопления или использовался максимум один сезон, то шансы разобрать чугунную секцию радиатора без применения хитрых приемов и инструментов достаточно высоки.
В первую очередь нужно открутить заглушки, обычно они стоят на левом торце чугунного корпуса аккумулятора. Разобрать пробки можно обычным копчиковым ключом при условии, что длина рукоятки инструмента не менее 70 см.
Важно! Даже новую чугунную батарею, смонтированную на трубах отопления, разбирать не стоит, максимум, что можно сделать, это выкрутить пробки. В противном случае можно легко повредить радиатор, например, расколов ниппель.
Поворачиваться можно только рычагом
Для разборки секций заглушку в обязательном порядке надо снимать. Так как пробки всегда имеют левую резьбу, их придется откручивать по часовой стрелке.
Для того, чтобы демонтировать секцию, нужно поставить радиатор на боковой торец. Далее действуем в следующем порядке:
- После снятия заглушек через отверстия будут видны первые ниппели;
- Поверните оба ниппеля против часовой стрелки;
- Верхняя часть поднимается и может быть снята вручную.
Чугунную батарею, отслужившую хотя бы один сезон, разобрать сложнее. За счет того, что чугунные детали прилипают друг к другу. Для новых секций тканевый или хлопковый шнур, пропитанный тормозной жидкостью, наматывают под заглушки и на стыки. Через сутки радиатор можно разобрать без особых усилий.
После завершения разборки жидкость нужно будет смыть моющим средством, иначе при обратной сборке прокладки могут быстро выйти из строя.
После откручивания пробки
Аккумулятор в сборе
В принципе, имея под рукой необходимые инструменты, собрать или разобрать алюминиевый радиатор своими руками сможет даже новичок.
Для установки алюминиевого радиатора отопителя своими руками необходимо:
Разместить батарею на ровной поверхности. Это необходимо для того, чтобы осмотреть устройство перед его установкой и проверить все стыки на наличие возможных трещин или сколов.
Перед соединением элементов отопителя резьбу в местах соединений очищают не только от мусора, но и от заводской краски. Делается это с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Это важно, так как в дальнейшем слой краски может треснуть, что приведет к протечке. Для наглядности производители красят не только секции радиаторов, но и их стыки.
При очистке аккумулятора от краски нужно следить, чтобы наждачная бумага не оставила на нем царапин, которые также могут стать причиной протечек в будущем.
Все прокладки следует мыть в мыльной воде. а если в системе отопления предполагается использовать тосол, то их необходимо обезжирить, так как этот носитель способен проникать в любые, даже самые мелкие неровности.
Перед соединением секций желательно изучить чертеж ключа для сборки алюминиевого радиатора, чтобы знать, как им пользоваться. Этот металл очень мягкий, поэтому слишком большое усилие может повредить резьбу, и тогда вам придется покупать новую секцию.
На гайку ниппеля с обеих сторон надевается паронитовое уплотнение. Ключ находится сверху и легко проворачивается пару раз, то же самое делается и с нижним отверстием. Только после того, как соединения будут прихвачены, вы можете затянуть их сильнее с помощью рычага.
Отверстие, которое не будет использоваться, закрывают заглушкой, а к другому присоединяют кран Маевского и сборка алюминиевого радиатора готова.
После сборки всех секций радиатора его можно подключить к системе отопления и проверить на возможные утечки. Так как алюминиевые батареи достаточно легкие, их можно легко подключить самостоятельно, даже не имея для этого соответствующих навыков.
Как разобрать старый чугунный радиатор
Наибольшее количество проблем возникает при разборке чугунных радиаторов отопления, прослуживших не один десяток лет. Чугун хорошо служит и практически не изнашивается при контакте с теплоносителем, но из-за большого количества ржавчины и грязи, выпадающей на внутреннюю поверхность, эффективность теплоотдачи значительно падает. В идеале такую систему можно разобрать, промыть и установить заново. Один из способов разборки старых чугунных батарей показан на видео:
Снятие батареи
К сожалению, разобрать швабры-муфты, на которых чугунная батарея подключается к системе отопления, с помощью копчиковых ключей или любого другого инструмента в домашних условиях явно не получится.
Теоретически существуют вибрационные электрические машины, способные разобрать застрявшую и заржавевшую сантехнику, но в быту такой аппарат найти сложно. Профессионалы прожигают муфты паяльной лампой или газовой горелкой. Примерно в половине случаев швабры можно отключить и разобрать, в остальных случаях трубы приходится резать болгаркой.
Как снять заглушки
Для того, чтобы снять секции, необходимо получить доступ к ниппелям. Для этого аккумулятор относят в безопасное место и прожигают свечи пропановой горелкой.
Нагрев 5-10 минут
Для того чтобы выкрутить пробку необходимо нагреть ее корпус, а не секции. Металл должен быть раскален докрасна, только в этом случае герметик и грязь выгорит. Не дожидаясь остывания чугуна, на шестигранное основание вилки надевают ключ и с помощью лома выкручивают его из корпуса секции.
Гаечный ключ
Как открутить ниппель
Самый сложный этап во всей процедуре разборки аккумулятора. Ниппели можно вывернуть через открытые отверстия, либо секцию разрезать на две части, как на видео:
Все зависит от того, сколько лет чугуну, и как давно радиаторы в эксплуатации.
Вырезанные секции
В худшем случае невозможно разобрать корпус ключом. В такой ситуации приходится подрезать стык секций с помощью болгарки. Если нарезать аккуратно и по тонкому кругу, то «щечки» срезов не пострадают. Уплотнитель будет снят, а корпус резьбовой вставки будет срезан.
При этом внутри секций останутся кусочки ниппеля, которые можно спилить ножовкой по металлу и выбить из корпуса с помощью зубила и молотка. Вкладыш жалеть не стоит, это расходный материал и подлежит замене в любом случае.
Основные причины ремонта алюминиевого радиатора
Почему происходят такие инциденты? Дело в том, что алюминиевые батареи отопления не совсем подходят для установки и эксплуатации в таких зданиях, ввиду ограничения допустимого рабочего давления изделия. Для алюминиевых радиаторов максимальное (допустимое) рабочее давление находится в пределах 15 атмосфер. Установка алюминиевого радиатора в квартире, с внешним источником теплоснабжения, заставляет изделие работать на пределе, так как рабочее давление системы центрального отопления, как правило, находится в пределах 12-15 атмосфер, а при опрессовке (запуске системы) достигает значительно больше.
Как вы понимаете, авария алюминиевого аккумулятора, в таких условиях эксплуатации, неизбежна и может произойти в любой момент и не обязательно, чтобы вы просыпались, в то же время, быть дома и узнать первым об этом. Итак, исходя из вышеизложенного, внезапная авария алюминиевой конструкции может привести к крупным – серьезным финансовым затратам, которые придется потратить не только на ремонт своего помещения – квартиры, но и на возмещение последствий аварии, соседям …
Но есть и другие причины, вынуждающие к срочному ремонту, вмешательство в целостность конструкции батареи, то есть привлекать квалифицированного специалиста или разбирать и собирать алюминиевый радиатор отопления своими руками. Если вы решили сделать это, в целях экономии или других обстоятельств, самостоятельно (самостоятельно), то вам придется досконально изучить тему и узнать: «Как правильно разобрать и собрать алюминиевый радиатор отопления с своими руками?»
Как показывает практика, есть три основные причины, подразумевающие срочный, профессиональный ремонт (разборка и сборка алюминиевого радиатора отопления своими силами):
- Засор батареи отопления. Радиатор еле теплый (не все секции одинаковой температуры), хотя труба источника тепла горячая. Такой дефект предполагает разборку и стирку изделия;
- Течь между секционными батареями. Между стыками секций появляется влага или течет жидкость – это предполагает разборку конструкции и замену уплотняющих элементов;
- Негерметичность секции радиатора. Появление трещины или другого дефекта, непосредственно, в самой секции, провоцирующей выделение или протечку конструкции, предполагает замену или восстановление секционного элемента, либо всей батареи.
Сборка чугунного радиатора отопления
Перед сборкой, прежде всего, необходимо очистить резьбу от следов упаковочного материала и джута на всех участках. Для этого можно использовать металлическую щетку, керосин и ветошь.
Качество резьбы необходимо проверить пробным вкручиванием новых ниппелей и заглушек. Порядок сборки показан на схеме.
Перед сборкой каждое стекло обрабатывается Циатимом или графитом, обматывается джутовой паклей и ввинчивается в корпус регистра на одну резьбу.
Собирать только на столе
Уплотнительное кольцо устанавливается сверху, рядом с регистром аккумулятора и выравнивается по оси. Потом можно завернуть ключом. Если резьба “не идет”, то лучше разобрать и попытаться установить причину. Сборка производится с минимальными усилиями.
Ремонт своими руками, причины поломок
Чугунные радиаторы считаются классикой водяного отопления: с момента изобретения в 1857 году по сегодняшний день используются во многих домах и квартирах.
Коррозионная стойкость, высокая теплоотдача, низкое гидравлическое сопротивление, термическая инертность – качества, обеспечивающие спрос на данную продукцию .
Чугунные радиаторы имеют секционную структуру . Комплектуется запорными устройствами, заглушками, заглушками, ниппелями, прокладками.
Изделия тяжелые, крепятся на специальные настенные кронштейны, но есть и напольные батареи на ножках. Обогреватели обеспечивают комфортный режим: до 35% тепла передается излучением, остальное – конвекцией.
Одноклассники
Особенности ремонта чугунной батареи
По своей структуре чугун отличается от обычного металла хрупкостью. Главной особенностью его ремонта является бережное обращение с радиатором. При возникновении течи поврежденное место не следует обстукивать от ржавчины и окалины. Нанесенные удары приведут к появлению новых микротрещин, которые начнут расширяться при попадании горячего теплоносителя.
Это также относится к чугунным радиаторам с промывкой. Не стучите по срезам металлическим молотком, чтобы грязь быстрее отвалилась. Если предусматривается разборка на секции, то соединительные ниппели откручиваются осторожно. Они тоже чугунные и могут треснуть.
Совет! В старом радиаторе сложно открутить соединительные чугунные ниппели, так как резьба сильно закисает. Чтобы упростить ситуацию, помогает прогрев паяльной лампой. Несмотря на массивный вес, чугунный радиатор хрупкий и ударопрочный
Если течь можно устранить перевязочным методом, то участок возле трещины просто зачищается. Такие действия не разрушат чугунные стены секции. Во время промывки иногда требуется постукивание. Сделать это можно, но легкими движениями и только деревянным молотком.
Чугунные советские радиаторы после длительного срока службы выглядят не эстетично. По этой причине от них часто пытаются избавиться. Однако их можно превратить в совершенно новые батареи, воспользовавшись еще одной функцией ремонта. Он состоит из четырех шагов:
- Чугунный старый радиатор отмыт химреактивами. Действие помогает очистить внутреннюю часть секции от грязи, ржавчины, твердых солевых отложений.
- Промытый радиатор разбирается на секции. Участок коллектора, где нужно открутить чугунный ниппель, прогревается паяльной лампой.
- Каждая чугунная секция подвергается пескоструйной обработке сверху. В результате его невозможно отличить от нового продукта.
- После очистки чугунные секции снова собираются в батарею. В местах стыковки коллекторов устанавливаются новые уплотнительные кольца. Если соски плохие, их меняют точно так же. Оптимально заменить боковые заглушки там, где трубопровод соединяется с радиатором. Их резьба уже будет изношена, и в этом месте может появиться течь.
После ремонта на выходе появляется новый радиатор. Именно такие чугунные батареи чаще всего продают фирмы после реставрации, выдавая их за новый товар. Теперь осталось покрасить и повесить радиатор на свое место.
Видео: как покрасить радиатор
Максимально подробно опишите свой вопрос и наш специалист ответит на него
У меня в квартире было центральное отопление. Зимой батареи ужасно грелись, постоянно были холодными. Решил установить автономное отопление. Обошелся бюджетным вариантом. Купил только котел, двухконтурный Бош, и несколько метров стальных труб. Батареи оставил старые, чугунные. Естественно перед установкой всей старой системы я разобрал и почистил старые аккумуляторы. Снимал краску строительным феном. Разделы не разбирал, нормально подключились. Я промыл батареи внутри и почистил их стальной проволокой. Установили на место, подключили к трубам и установили краны Маевского, чтобы при необходимости прокачать батареи и слить лишнюю воду под большим напором. Чугунные батареи дольше сохраняют тепло, чем металлические или алюминиевые. Эстетический вид также был приведен в порядок. Окрашен акриловой краской на водной основе для радиаторов. Краска не имеет запаха. Он на водной основе и быстро сохнет. В труднодоступных местах использовал изогнутую кисть, например ложку. Со временем можно перекрасить новым тонким слоем, так как любая краска желтеет после нагрева батарей. Для более привлекательного эстетичного вида сверху разместил декоративные решетки. Выглядит нормально, тепло и бюджетно.
Как известно с незапамятных времен: чугун относится к материалам, способным длительное время поддерживать заданную температуру. Именно поэтому наши отцы и деды изготавливали ванны и радиаторы для отопления из чугуна.
Сегодня в любом строительном магазине широко представлены самые разнообразные радиаторы, но, к сожалению, чугунных с огнем днем вы не найдете. У современных радиаторов есть одно существенное преимущество: они не подвергаются коррозионному процессу (проще говоря, не ржавеют) из-за того, что основным материалом для их изготовления является алюминий. Но в то же время присущ важный недостаток: они моментально отдают все тепло, полученное от проходящей воды. Поэтому при малейшем понижении температуры в системе вы сразу почувствуете это на себе.
Почему может сломаться чугунная батарея
Причин появления дефекта на чугунных секциях радиатора немного, но они есть. Неисправности могут проявляться даже без протечки, что приведет к плохой работе аккумулятора. Чтобы найти правильный способ ремонта, нужно правильно определить причину поломки:
- Чугунные отопительные приборы тяжелые. Если их подвешивать на слабые кронштейны, со временем они перекашиваются. Секции начинают «проветриваться» и не нагреваются. От слабых кронштейнов радиатор способен сорваться, разорвав трубопровод. При падении от удара на чугунных секциях появляются трещины. Стенка секции способна расколоться от гидроудара
- Чугун слабо устойчив к гидравлическим ударам в системе отопления, другим механическим воздействиям, вызываемым человеком при монтаже. Даже если секция не имеет трещин, в местах стыков может появиться течь.
- Засорение является частой причиной неисправности. Грязь и солевые отложения оседают внутри секций. Периодически требуется проводить капитальный ремонт с промывкой химическими реагентами. Резиновые кольца на соединении коллекторов секций необходимо периодически менять.
- В местах примыкания коллекторов секций установлены резиновые кольца. Прокладки со временем изнашиваются. Резина разъедается химическими веществами во время промывки. При капитальном ремонте необходимо менять прокладки.
- Причиной поломки может быть банальная разморозка радиатора. Например, хозяин долго не появляется на даче. В сильные морозы теплоноситель замерзает в системе отопления. От расширения воды ломается чугунная секция.
Определить признаки поломки несложно. Холодные участки указывают на загрязнение или переносимый по воздуху радиатор. Если течи на чугунной поверхности еще нет, но уже появился белый или ржавый налет – это первый «звонок» об опасности. Откладывать ремонт нельзя.
Совет! Если радиатор показывает несколько признаков неисправности одновременно, его лучше заменить. Демонтированный аккумулятор отправляется на капитальный ремонт.
Как добиться эстетичного вида старых аккумуляторов
После очистки внутренней части батарей и замены всех изношенных прокладок обновление функции завершено. Пришло время позаботиться об экстерьере, чтобы отопительные приборы удачно вписались в интерьер. Для этого их достаточно покрасить. При желании батареи украшают оригинальной росписью, декупажными изображениями или просто закрывают специальными экранами. Но красить придется в любом случае. Важно правильно подобрать состав краски и соблюдать технологию нанесения.
Тонкости выбора краски для радиаторов
К краскам для радиаторов предъявляются повышенные требования. Они должны быть устойчивыми к высоким температурам, износостойкими, безопасными. Также важно, чтобы покрытие не ухудшало теплопроводность. Производители предлагают следующие составы:
Способы ремонта чугунных батарей отопления
Технология ремонта зависит от причины неисправности. При частом завоздушивании из-за перекоса радиатор выравнивают по стене горизонтально, усиливая дополнительными кронштейнами. При засорении секций метод ремонта только один – промывка реагентами.
При появлении течи часто применяют народные методы ремонта:
- Небольшую трещину в секции ремонтируют, заклеивая ее эпоксидной смолой с кусочками марли. Этот способ поможет устранить протечки на трубе, ведущей к радиатору, или в месте соединения коллекторов секций. Для устранения течи в доступном месте наматывается бандаж, пропитанный эпоксидной смолой
- Коллектор радиатора или подводящая труба имеют круглое сечение. Устранить течь поможет наложение хомута.
- Холодная сварка поможет заделать трещину на радиаторе. Средство аварийного ремонта напоминает пластилин, который нужно размять руками и приклеить на чистую поверхность. Холодная сварка поможет быстро устранить течи
Каждый способ ремонта подбирается индивидуально для конкретной ситуации. Все зависит от того, где образовалась течь.
Как отремонтировать чугунный радиатор
Ремонт начинается с подготовительных мероприятий. Под радиатором накрыта пленка, так как без воды и грязи здесь не обойтись. Важно знать, если выбран способ склеивания эпоксидной смолой или холодная сварка, то радиатор необходимо отключить от системы отопления, иначе поток теплоносителя не позволит приклеиться бандажу к чугунной поверхности. Однако это можно сделать, когда батарея оснащена запорной арматурой.
Допустим, на трубопроводе к радиатору есть краны. Их необходимо закрыть до начала ремонта. Следующий шаг – слить охлаждающую жидкость из аккумулятора, чтобы устранить течь. Проблемный участок очищается от краски, грязи, ржавчины. Обезжирить ацетоном или спиртом. Эпоксидная смола наносится на полоску бинта или хлопчатобумажной ткани. Если трещина на ровном участке, то заплатку просто наклеивают в несколько слоев, давая время каждому из них затвердеть. На участок подающей трубы или коллектора просмоленный бинт наматывается в виде бинта. После застывания участок закрашивается под цвет радиатора.
Проблемный участок очищается от краски и обезжиривается перед ремонтом
Аналогичные действия производятся, когда предусматривается ремонт чугунного аккумулятора методом холодной сварки, но для других действий понадобится бинт или полоска ткани. Инструмент напоминает пластилин. Перед употреблением отрежьте необходимое количество массы и разомните ее руками. За это время происходит смешивание компонентов, ответственных за отверждение холодной сварки. Размягченная масса приклеивается к месту, требующему ремонта. Попробуйте обмотать повязку сверху полоской ткани. Чем сильнее холодный сварной шов прижимается к поверхности чугуна, тем прочнее будет заплата.
Совет! Вместо ткани для прижатия холодного сварного шва можно использовать ленту или полоски из другого материала.
Хомут поможет устранить течь при невозможности отключения радиатора от системы отопления
В квартирах со старым ремонтом чугунные радиаторы устанавливаются без запорной арматуры. Ремонт эпоксидной смолой или холодной сваркой невозможен, так как охлаждающая жидкость постоянно подтекает. Если проблемный участок находится на трубе или соединении коллекторов секций, выручит хомут. Изделие для повязки состоит из одного разрезного кольца или двух полуколец. Для стяжки предусмотрены болты. Резиновая лента действует как уплотнение. Хомут устанавливается на проблемный участок, болты затягиваются до прекращения течи.
Капитальный ремонт требует полной разборки радиатора
При наличии более одной течи такой радиатор лучше сразу разобрать. Перед этим он отключается от системы отопления, сливается теплоноситель. Ремонт проводится в следующей последовательности:
- При подключении чугунной батареи к системе отопления металлическими трубами, прослужившими не один десяток лет, нет смысла разматывать швабры. Они все равно закончатся. Нити нарезаются болгаркой. На их место придется приварить новые ракели.
- Радиатор снимается с кронштейнов и ставится на пол. Гаечным ключом пытаются открутить заглушки с коллекторов и гайки со срезанными буртиками. Важно помнить, что один коллектор будет иметь правую резьбу, а другой — левую. Если гайки не идут, их прогревают паяльной лампой. После откручивания пробок резьбу зачищают металлической щеткой. Гайки с отрезанными захватами лучше выбросить и купить новые. Резьбовые части трубы трудно отвинтить.
- Для разъединения секций в коллектор вводится специальный ключ. Один его конец напоминает лопатку. Именно этой плоской частью ищут крючок на усиках чугунной ниппели. Аналогично имеет правую и левую резьбу. Ниппель пытаются сорвать ключом и провернуть на пару оборотов. Если не поддается, секцию коллектора прогревают паяльной лампой. Аналогичная операция выполняется на противоположном коллекторе. Каждый ниппель поочередно проворачивают на пару оборотов до полного отсоединения секции.
Аналогичным образом можно разобрать весь радиатор или отдельные поврежденные участки. Если внутри много грязи, для полоскания используют едкий натр. Подойдет раствор 9% уксуса и воды в пропорции 1:1. В крайнем случае применяют 5% раствор серной кислоты. Для промывки жидкость заливают в радиатор на сутки, затем промывают чистой водой. После этих действий аккумулятор разъединяется на отдельные секции, меняются уплотнительные кольца и производится повторная сборка.
В видео вы можете подробнее узнать о ремонте радиаторов отопления:
Ремонт чугунных радиаторов
Отремонтировать чугунные батареи отопления своими руками не так просто. Это связано не только с внушительным весом устройства, но и с тем, что этот тип аккумуляторов устанавливался еще в советское время. Выкрутить пробки из таких устройств очень сложно. Для этого место соединения хорошо прогревают, ведь в прошлом веке в качестве уплотнителя использовалась веревка, смоченная краской. Только нагрев может размягчить затвердевший шов.
Если лопнул чугунный аккумулятор, мы расскажем, как его починить дальше.
Мелкие трещины и свищи в чугунных агрегатах ремонтируют одним из следующих способов:
- Для закрытия свищей применяют специальный зажим. Вместо этого повреждение можно несколько раз обмотать резиновой лентой.
- Небольшие отверстия заделываются холодной сваркой. Для этого на поврежденный участок накладывается измельченный материал.
- Если пропитать бинт эпоксидным клеем и обмотать поврежденное место, то можно устранить течь. Он остановится после того, как клей схватится.
- Незначительные дефекты можно устранить с помощью влагостойкого герметика.
Все вышеперечисленные методы являются временными мерами по предотвращению утечки до прибытия мастера.