Плосковыемчатая резьба – m-der.ru Музей Дерева
Плосковыемчатая резьба
Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность, украшаемая изделие или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть контурной, геометрической или скобчатой.
Виды плосковыемчатой резьбы1. Контурная резьба
Контурная резьба по технике выполнения является самой простой. Она представляет собой линейный, несколько углубленный рисунок из прямых, извилистых или ломанных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины. Выполняется резьба в два приема: 1-Надрезка. 2- Подрезка. Резак под наклоном в противоположную сторону также ведут на себя. В результате получается выемка в форме треугольника (рис. 1). |
||||||||||||||||||||||||
Рис. 1. Последовательность выполнение контурной резьбы: а- надрезка; в – подрезка
|
||||||||||||||||||||||||
Фон иногда чеканят или выбирают полукруглой стамеской. Большое распространения получила резьба по черному лаку. Контурная резьба использовалась в украшении дома, мебели, посуды (рис. 2). | ||||||||||||||||||||||||
Рис. 2. Тумба украшенная контурной резьбой |
||||||||||||||||||||||||
Контуром режут всевозможные прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций (рис. 3.). |
||||||||||||||||||||||||
Рис. 3. Элементы и изделия украшенные контурной резьбой |
||||||||||||||||||||||||
Контурная резьба позволяет наносить не только геометрические и растительные орнаменты, но и изображение людей, животных, различные сюжетные композиции. Для выполнения контурной резьбы наиболее подходят породы: : липа, осина, береза, ольха. Хвойные породы практически не применяются из-за активно выраженной текстуры. Для выполнения контурной резьбы применяют: ножи-косяки, стамески-уголки, полукруглые стамески.
|
||||||||||||||||||||||||
2. Геометрическая резьба (трехгранно-выемчатая) |
||||||||||||||||||||||||
Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях. Простые и предельно четкие геометрические орнаменты с богатой игрой светотени при определенном освещении хорошо украшают различные изделия. Основные элементы геометрической резьбы это двух, трех, четырехгранные, клиновидные выемки разной конфигурации, глубины и ширины. Основные элементы геометрической резьбы: сколышки, треугольники, ромбы составляющие ленточный орнамент, различные розетки. Инструмент нож-косяк. |
||||||||||||||||||||||||
Элементы геометрической резьбы
Основным элементом геометрической выемчатой резьбы является трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которых образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз. Кроме трехгранных используют двухгранные, четырехгранные и многогранные выемки с прямыми или изогнутыми сторонами (см. табл.) |
||||||||||||||||||||||||
Основные элементы геометрической резьбы |
||||||||||||||||||||||||
Сочетание и повторение этих элементов создают множество вариантов разнообразных орнаментов (см. табл.) |
||||||||||||||||||||||||
Орнаменты геометрической резьбы |
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Пример композиции из геометрических орнаментов
|
||||||||||||||||||||||||
Рис. 4. Композиция из геометрических орнаментов
|
||||||||||||||||||||||||
Кроме простых геометрических композиций из простых элементов можно формировать анималистические, растительные и другие изображения (рис. 5). |
||||||||||||||||||||||||
Рис. 5. Анималистическое изображение из геометрических элементов |
||||||||||||||||||||||||
Техника выполнения геометрической резьбы
|
||||||||||||||||||||||||
Многие элементы геометрической резьбы, особенно это касается различных розеток, необходимо резать в разных направлениях, поэтому во время работы приходится постоянно вращать заготовку. Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или специальном приспособлении (рис. 6).
|
||||||||||||||||||||||||
Рис. 6. Вращающиеся приспособление для закрепления заготовок: 1 – фиксатор, 2 – вращающиеся диск, 3 – заготовка, 4 – струбцины, 5 – ребра жесткости диска, 6 – подкладки, 7- столешница
|
||||||||||||||||||||||||
Перед тем, как приступить к резьбе по дереву, необходимо четко знать, как правильно держать режущий инструмент. От этого зависит не только качество резьбы, но и безопасность работы. Способы правильного захвата инструмента представлены на рисунках.
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Рис. 7. Захват ножа-косяка при резьбе на себя 1 способ
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Рис. 8. Захват ножа-косяка при резьбе на себя 2 способ
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Рис. 9. Захват ножа-косяка при резьбе от себя
|
||||||||||||||||||||||||
Резьба трехгранных выемок – равносторонних треугольников с углублениями в центре. 1. Разметить при помощи линейки и карандаша будущий орнамент. 2. Определить положение орнамента на заготовке по отношению к строению волокон, чтобы определить направление реза. 3. Резьбу начинают с вертикальных надрезов по средним линиям, делящим углы треугольников пополам из центра к вершинам. 4. Срезают боковые грани треугольников по направлению слоя древесины. Боковые грани срезают за один или несколько приемов, обязательно грань в грань, нож-косяк при этом держат под наклоном (рис. 10)
|
||||||||||||||||||||||||
Рис. 10. Резьба трехгранных выемок
|
||||||||||||||||||||||||
Резьба розетки с «сиянием». Эта розетка состоит из равнобедренных треугольников в виде лучей, вписанных в окружность, деленную на 6,8,10 и более частей.
Красота узора розетки зависит от точности выполнения резьбы: грани лучей должны быть прямыми и четкими, ширина и глубина лучей одинаковыми.
|
||||||||||||||||||||||||
Рис. 11. Резьба розетки
|
||||||||||||||||||||||||
3. Скобчатая резьба
Скобчатая резьба является разновидностью геометрической, древесина накалывается полукруглой или плоской стамеской с кругленными краями и подрезается ножом-косяком или полукруглой стамеской.
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Рис. 12. Технология выполнение скобчатой резьбы
|
||||||||||||||||||||||||
Скобчатая резьба отличается плавными округлыми линиями и мягким переходом светотеней в желобчатых выемках. Скобчатой резьбой выполняют как отдельные самостоятельные орнаментальные полосы, розетки, геометрические фигуры и как элементы рельефной и скульптурной резьбы. В чаще всего в технике скобчатой резьбы украшают изделия по контуру или выполняют чешуйчатый орнамент.
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Рис. 13. Элементы скобчатой резьбы
Литература:
1. Буриков В. Г., Власов В.Н. Домовая резьба-М.: Нива Росси совместно с Компанией «Евразийский регион», 1993-352 с.
2. Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. – М.: Издательство «Народное творчество», 2002. – 136 с.: ил.
3. Федотов Г.Я. Бондарное дело.-М.: Культура и традиции, 2000.-248 с.:ил. |
Особенности резьбы по дереву – MTech
Каковы особенности резьбы по дереву, Вы спросите? Чтобы сделать изделие из дерева максимально красивым и практичным, нужно учесть специфику древесины и способы ее обработки. Резьбу и декор по дереву можно условно поделить на несколько типов:
Домовая
Геометрическая
Рельефная
Объемная
Контурная
Домовая резьба по дереву отличается своей крупномасштабностью, при этом мастерам требуются простые инструменты – пила, топор и долото. Для резьбы такого типа используют хвойные породы дерева.
Геометрическая резьба – самая простая. Мастер делает клинорезные выемки разной глубины с разным количеством граней. Резьба наносится на хвойные породы дерева, липу и осину.
Рельефная резьба характеризуется отсутствием плоских узоров, а рисунки выделяются из общего фона на определенную высоту. Лучше всего заниматься рельефной резкой на твердых породах деревьев – пихте, дубе, кедре, и так далее.
Объемная или скульптурная резьба – это самый сложный способ обработки дерева при помощи специальных инструментов. Для резьбы такого типа выбирают дерево по форме, а не качеству материала.
Контурная резьба похожа на гравировку с четким рисунком и требует точной работы и высокого мастерства.
Как выбрать древесину для резьбы?
Срубленное дерево – это еще не материал для обработки. Его прежде нужно подготовить – просушить, пропитать воском или смолой, и так далее. Начинающим резчикам стоит обратить внимание на дерево без полос, например, березу или липу. Первая используется для работы над мелкими и сложными деталями, а вторая, наоборот, для простых и сложных изделий из дерева.
Осину советуют использовать более опытным резчикам, поскольку в ней часто «вязнут» инструменты. Мягкая древесина не подойдет для работы с мелкими деталями.
Что касается рисунка дерева, он может быть самым разным. Черное дерево, липа и груша не отличаются особыми узорами. Если вам попался мелкокрапчатый рисунок, у вас бук, или дуб. Муаровый рисунок с отливом укажет на серый клен, березу, или красное дерево. Такая древесина отличный выбор для резьбы растительных узоров, или пейзажей.
Волнистый рисунок скажет о том, что выбранное дерево росло в необычных условиях. Дерево такого типа не рекомендуется для создания мелких узоров. Если ствол дерева был кривым с наростами, узор получится криволинейным.
Полосатый рисунок дерева скажет о том, что вы выбрали палисандр, или орех. Клен, карельская береза, ясень и украинский тополь отличаются узором «птичий глаз». Если почки дерева не прорастают, под корой появляется рисунок такого типа.
Купить древесину для резьбы можно в художественных салонах, или столярных магазинах. Липу можно приобрести у плотников. Но выбор хорошей древесины, это еще не залог успеха. От выбора инструментов зависит качество работы резчика. Вот такие незамысловатые особенности резьбы по дереву. Как выбрать правильные инструменты мы расскажем вам в нашей следующей статье.
Wood Carving Designs – Etsy Turkey
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.