2. История появления топиария – Топиарий − дерево счастья
2. История появления топиария
|
Топиарий – дерево счастья. История возникновения
Это вид рукоделия необычайно популярен в наши дни. Хотя до недавнего времени он был уделом исключительно профессионалов. А именно -садовников. Вы наверное догадались, что речь пойдет о топиарии – искусстве создания декоративных деревьев. Причем, декоративных как в прямом, так ив переносном смысле. Ведь, начав с причудливого дизайна кроны, мастера топиария пошли дальше и создали уникальный предмет дизайна, который приходится по вкусу даже тем, кто не любит возиться с совком и лейкой.
Но вернемся к истокам…. Топиарии (топиарий, топиари) – изначально был видом садово-паркового искусства, которое заключалось в декоративной стрижке деревьев и кустарников.
Традиция фигурной стрижки деревьев и кустарников берёт свое начало в садах Римской империи. В “Естественной истории” Плиния Старшего описываются топиарии в римских двориках и садах, причем заслуга создания первого аккуратно подстриженного деревца приписывается придворному Цезаря по имени Калвена. Однако саму идею стрижки деревьев, как полагают современные историки, римляне позаимствовали из Египта и стран Ближней Азии (вспомним знаменитые “висячие сады” Семирамиды).
Топиарии понравились и быстро получили распространение в атриумах римских вилл. Садовники, ответственные за парковые ландшафты и скульптуры (их называли topiaries) при помощи топиариев создавали причудливые зеленые статуи – в виде разнообразных геометрических форм, фигур животных и пр.
С расширением Римской империи традиции фигурной стрижки деревьев – топиарии – распространились по всей Европе. В средние века с упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиария, казалось бы, пришло в упадок. Но неожиданно новое развитие ему дала .. церковь. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв и медитаций, сохранили и даже усовершенствовали искусство создания садов и цветников. Почти тысячу лет топиарное искусство было сокрыто за монастырскими стенами.
Так было до наступления эпохи Ренессанса… Расцвет всех видов искусств, обращение к античным каннам возродили и искусство создания классических садов в так называемом формальном стиле. Топиарное искусство тоже пережило настоящее возрождение. Способствовало тому и изменение архитектурного стиля. Отныне особняки, дворцы и поместья перестали походить на крепости и бастионы, их строительство приобрело совсем иное значение – создание домашнего очага, зачастую излишне яркого и напыщенного. В моду вошла показная роскошь, в том числе – и в садовом убранстве.
Изощрённые садовые дизайны того времени стремились воплотить в растениях орнаменты домашних гобеленов, ковров, гравюр и лепнин, стали появляться сады, в которых растения были выполнены в форме куба, шара, пирамиды, модели деревьев, формы изображающие людей, животных и другие объекты. Топиарии широко использовались для создания длинных прогулочных аллей и популярных в то время лабиринтов, в качестве солитёров, а также в виде бесконечных живых изгородей разной высоты, окаймлявших цветники и декоративные огороды.
Образцы таких садов с топиариями отлично сохранились и до сих пор поддерживаются в первозданном виде (например, Версаль и его многочисленные имитации, сады дворца Хэмптон Корт в Англии и другие) .
Позднее топиарное искусство распространилось в Голландии, и оттуда мода на топиарии с 1660 года пришла в Англию, где получила мощное развитие. Семнадцатый век по праву считается пиком популярности топиариев. В те годы они появились и в России, в убранстве дворцов и садов пригородов Петербурга – Петергофа, Ораниенбаума, Царского села…
Однако, постепенно в моду вошли так называемые естественные ландшафты, и топиарии были практически преданы забвению. Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к ним в XIX веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так постепенно родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.
В конце XX века мода на топиарное искусство вернулось: снова стало модным украшать парки и сады изящной или причудливой формы деревьями и кустарниками, сооружать скульптуры из живых цветов. А поскольку мастеров такой скульптуры теперь называют флористами, идея фигурно подстригать растения распространилась и на те их них, что выращивали в горшках. Так топиарий из садово-паркового объекта стали предметом дизайна интерьеров.
Современные топиариии – их еще называют “Европейским деревом” и “Деревом счастья” – формой очень походят на своих римских предков, а вот изготовлены могут быть из чего угодно? из натуральных материалов (веток, орехов, шишек, листьев, сизаля, соломы) высушенных пряностей, зерен кофе и орехов, из конфет, искусственных цветов и плодов, из ткани, шнуров, лент и пряжи, из бумаги, салфеток, полиэтилена, пластика и даже из мусора. Яркость и оригинальность достигается не только за счет формы (форма круга сама по себе очень интересна), но и за счет использования в композиции множества сочетаний цветов и применения материалов разной фактуры, изогнутого стволика.
Это способ для современных мастериц выразить себя и порадовать близких. Ведь топиарий сейчас – самый стильный и модный подарок.
Источник
История топиариев – Изготовленные на заказ скульптуры из растений
Происхождение: римские времена, около 44 г. до н.э. магистрат Древнего Рима, писал письма с описанием замысловатых фигур животных, надписей, шифров и обелисков в стриженой зелени на своей тосканской вилле. Миниатюрные пейзажи (
топос ) также впервые были созданы в римских домах и виллах, сформировав искусство под названием топиарий .16
й Век ВозрожденияВ 1500-х годах топиарии чаще всего можно было увидеть в виде партерных и узловых садов, принадлежавших богатым семьям, а также в простых коттеджных садах в меньшем масштабе. В это время также были созданы традиционные формы топиари, такие как шары, кубы, конусы, спирали и пирамиды; они использовались для формирования вертикальных элементов в партерных садах с плоским рисунком. На этом раннем этапе дизайна топиари скульптурные формы были обеспечены каменными и свинцовыми скульптурами.
17
th Century Levens Hall and Gardens, Камбрия, лучший, самый старый и самый обширный сад с фигурными фигурами в мире. Фото Брайана КлифтаМода на более сложные топиарии (во франко-голландском стиле) распространилась в Англии примерно в 1660 году после того, как впервые появилась в Голландии. Сад Левенс Холл в Камбрии, Англия, является образцом сада с фигурными стрижками 17 го века, созданного французским садовником М. Бомоном в 1690-х годах. В настоящее время он занесен в Книгу рекордов Гиннеса как старейший сад с фигурными стрижками в мире.
18
th Century DeclineСатирическое эссе на тему «Зеленая скульптура», опубликованное Александром Поупом в The Guardian в 1713 году, вывело топиарии из моды благодаря насмешливым описаниям незаконченных скульптур и деформированных фигур, сильно пострадавших от непогоды. В 1720-х и 1730-х годах известные дизайнеры, такие как Уильям Кент и Чарльз Бриджмен, убрали живые изгороди, лабиринты и топиарии из аристократических английских садов в пользу более диких и естественных садов. Топиарии продолжались в гораздо меньших масштабах в коттеджных садах, где традиционные формы, такие как шары, конусы и иногда павлины, создавали впечатляющие центральные элементы.
19
th Century RevivalВ 1840-х годах ботаник и писатель-садовод Джон Лаудон выразил чувство утраты в связи с удалением топиариев из английских садов, а в 1850-х годах территория замка Элвастон в Дербишире открылась для публики. просмотр, создавая сенсацию благодаря закрытым садовым «комнатам» и готическому стилю. Через несколько лет снова в моду вошли архитектурные топиарии, а в 1870-е годы – скульптурные топиарии. Популярный писатель-садовод Джеймс Ширли Хибберд помог возродить энтузиазм Англии в отношении топиариев в 1870-х годах, описав скульптуру из растений как выражение нашей изобретательности. Сады в стиле английских коттеджей продолжали оставаться популярными в конце 19 века.-й -й век, с возрождением топиариев среди роз и смешанных травянистых бордюров. Великий дом Дикстеров в Сассексе считается воплощением английского искусства выращивания растений, демонстрируя стилизованную смесь топиариев и «коттеджных» насаждений.
20
th ВекВ середине 1900-х годов топиаристы начали создавать переносные фигурки – новые топиарии – из быстрорастущих, легко формируемых растений, насаженных на рамки. Рамка остается в качестве постоянной направляющей для обрезки, и ее можно заполнить мхом, а затем посадить или разместить вокруг уже существующего кустарника. Этот стиль был впервые представлен в Диснейленде в Америке, где персонажи мультфильмов были созданы в виде топиариев, чтобы поразить воображение посетителей парка.
21
st CenturyПопулярность переносных топиариев и мозаичной культуры (нескольких типов и стилей посадки растений для создания мозаичных живых скульптур) продолжается и по сей день, с впечатляющими примерами, такими как летние Олимпийские игры 2008 года в Китай, а также участие современного искусства топиари на выставке цветов в Филадельфии каждый год. Интерес к возрождению исторических садов привел к тому, что традиционные топиарии были пересажены и сохранены для всеобщего обозрения; примером этого является партерный сад в замке Вилландри, Франция.
Блестящие кусты: история топиариев и где их найти
Кажется, что величественные пейзажи неполны без уникальной растительности, украшающей окружающие земли. Нетрадиционная категория садоводства, известная как топиарии, прославилась за тысячи лет своим замысловатым и часто грандиозным художественным стилем.
Стрижка из кролика в Бангкоке. Артур Чепмен. CC BY-NC-SA 2.0.
Происхождение топиарияТочный год изобретения топиария до сих пор неизвестен, но принято считать, что это началось примерно в первом веке с греками. Считалось, что топиарий, искусство обрезки растений в декоративные формы, очень дополнял сложную форму греческой архитектуры, поэтому топиарий нашел хорошую основу в греческой культуре. Радость топиари в конечном итоге распространилась на близлежащие страны, а римский император Цезарь Август стал следующим известным лицом, принявшим участие в этом искусстве. Распространение французских монастырей позже помогло распространить топиарии по всей Европе.
По прошествии сотен лет многие другие народы вплели топиарии в основу своих декоративных ландшафтов. Само искусство также стало невероятно точным и сложным. Французы в основном создавали более крупные и менее замысловатые узоры для оформления своих садов, в то время как голландцы использовали математику для освоения мелко вырезанных узоров.
За последние несколько сотен лет интерес к топиарию ослаб, но любовь к этому виду искусства никогда не исчезала. В 1800-х годах введение новых растений через торговлю с Азией вызвало взрыв интереса к фигурным стрижкам, но затем этот интерес снова угас после Первой мировой войны.
Два верхних топиарияСад топиариев Левенс Холл. Дженни Макнесс. CC BY-NC 2.0.
Как любителям стрижки, так и невежественным путешественникам сад с фигурными стрижками в Левенс-холле гарантирует момент благоговения. Этот сад, расположенный в Озерном крае на северо-западе Англии, является старейшим садом с фигурными стрижками в мире; некоторым произведениям более 300 лет. Он был основан садовником короля Якова II и изначально имел более простую планировку, но примерно через столетие после его постройки претерпел довольно кардинальные изменения. Когда интерес к топиарию пережил один из многочисленных спадов, в начале 1800-х годов сад был перепроектирован, чтобы отобразить викторианские формы.
Сады Маркессак. Энди Лоусон. СС ПО 2.0.
Французы известны своей стрижкой живых изгородей, но в садах Маркессака этот стиль получил огромное развитие. Сад расположен на берегу реки Дордонь, что создает невероятный вид на бескрайнюю сельскую местность, если смотреть с возвышенностей сада.