Расширительный бачок системы охлаждения двигателя: в чем его миссия?
Автомобильный мотор, как и любой двигатель внутреннего сгорания, при работе нагревается, поэтому требуется постоянно его охлаждать. Для этой цели предназначены системы охлаждения. По принципу работы они бывают двух видов: жидкостные и воздушные. Наибольшее распространение получили первые, хотя они и более сложны конструктивно. «Воздушники» при своей простоте, намного более склонны к перегреву.
Поскольку все двигатели сегодня работают с жидкостным охлаждением, в моторном отсеке любого авто находится небольшая емкость из полупрозрачного пластика с крышкой, предназначенная для заливки тосола. Это и есть расширительный бачок системы охлаждения двигателя. У разных моторов объем расширительного бака колеблется от 1,5 до 8 литров.
Его назначение
Для чего нужен расширительный узел? Дело в том, что любая жидкость при нагревании увеличивается в объеме. Так, объем воды при нагревании до 100°C возрастает на 4,5%, антифриза и тосола — до 6%.
До середины прошлого века расширительные бачки под капотом отсутствовали, поскольку в качестве ОЖ использовалась обыкновенная вода, а роль компенсатора играл верхний бачок радиатора, который не доливали «под завязку». С появлением ОЖ на основе этиленгликоля (антифризы), коэффициент объемного расширения которых больше, чем у воды, появляются дополнительные расширительные бачки, чтобы не увеличивать радиатор.
Таким образом, расширительный бак (РБ) предназначен для компенсации объемного расширения ОЖ при повышении ее температуры. Располагается РБ в моторном отсеке таким образом, чтобы уровень жидкости находился примерно на середине высоты бачка.
При этом жидкость в радиаторе и бачке располагается на одном уровне по принципу сообщающихся сосудов. Поскольку РБ расположен выше радиатора, в качестве заливной горловины используется крышка расширительного бачка, про которую будет рассказано ниже.
Устройство и работа
Расширительный бак состоит из полипропиленового корпуса, крышки и двух патрубков для присоединения шлангов жидкостной системы. С помощью нижнего шланга устройство подключается к охлаждающей магистрали, верхний служит для отведения паров и воздушных пузырей из системы. На современных моделях часто устанавливаются поплавковые датчики уровня ОЖ.
Для этой опции расширительный бачок сверху оснащается еще одной горловиной, предназначенной для установки датчика. На боковой поверхности емкости нанесены несколько контрольных рисок, от нижней — min до верхней — max. В этом промежутке и должен располагаться уровень ОЖ.
Как работает устройство? Сначала немного теории. В таблице показаны температурные режимы работы современных моторов. Как видим, двигатели работают в критических температурных условиях.
Температура двигателя, °C | Рабочая | Кратковременно | |
80 — 100 | 120 — 125 | ||
Температура закипания жидкостей, °C (при атмосферном давлении) | воды | 100 | |
тосола | 105 — 110 | ||
антифриза | 120 |
Чтобы поднять планку допустимой температуры, конструкторы повышают давление в ОЖ (больше атмосферного), благодаря чему температура ее закипания повышается.
Для этого система закрывается герметично, и в ней поддерживается избыточное давление. Для разных двигателей эта величина находится в пределах от 0,1 до 0,5 бар (кг/см²).В то же время недопустимо и значительное разрежение (больше 0,03 — 0,1 кг/см²) в свободном пространстве расширителя, поскольку в систему будет подсасываться воздух, что приведет к появлению воздушных пробок, затрудняющих циркуляцию ОЖ и, следовательно, к перегреву двигателя. Поддержание давления в ОЖ на требуемом уровне возложено на специальный регулятор, расположенный в заливной крышке.
Крышка бачка — два в одном
Итак, крышка РБ, помимо защитной функции, выполняет еще задачу регулятора давления. Как было изложено выше, давление внутри бачка должно составлять до 1,1 — 1,5 кг/см². Как же это достигается?
Для этой цели в крышке смонтированы два клапана: предохранительный и вакуумный. Первый представляет собой подпружиненную резиновую диафрагму, которая прижимается снаружи и срабатывает, когда давление превышает усилие пружины.
При рабочей температуре ОЖ оба клапана закрыты, давление в бачке не превышает расчетного. Поскольку расширительный бак закрыт герметично, с повышением температуры давление возрастает, в результате чего предохранительный клапан открывается и стравливает часть воздушных паров, возвращая клапан в прежнее положение.
Отсутствие предохранительного механизма привело бы к появлению протечек ОЖ, повреждению соединений и даже к разрыву радиаторов охлаждения и печки.
После остановки двигателя жидкость в системе остывает и уменьшается в объеме, что приводит к возникновению разрежения внутри бачка. Результатом может быть подсос воздуха через соединения, который при последующем пуске приведет к образованию воздушных пузырей. А это может привести к перегреву и выходу из строя двигателя.
Тут и приходит на помощь другой маленький клапан — вакуумный. Под действием разрежения он открывается и уравнивает давление в бачке с атмосферным.
Неисправности РБ и причины
Понижение уровня ОЖ:
- течь пластикового корпуса бачка вследствие старения материала, в частности, это было хронической болезнью бачков автомобилей ВАЗ;
- не работает предохранительный клапан, в результате чего повышенное давление выдавливает тосол через места соединений.
Перегрев двигателя:
- из-за уменьшившегося объема жидкости вследствие утечек;
- не работает вакуумный клапан, в результате чего в жидкости появляется воздух («завоздушливание»).
Видимые потеки жидкости:
- течет расширительный бак;
- неисправность предохранительного клапана.
Проверяем работоспособность крышки
Упрощенная проверка: работают ли клапаны?
Заводим мотор и, соблюдая осторожность, отворачиваем крышку: если слышится шипящий звук спущенной камеры — перепускной клапан работает (однако, правильно или нет, — неизвестно).
Сняв крышку, сожмем рукой любой шланг охлаждающей системы. Продолжая удерживать его таким образом, установим крышку на место. Если он после этого восстанавливает свою форму, по всей видимости, вакуум заполняется. А вот если еще до запуска мотора шланги выглядят как бы сплюснутыми, вакуумный клапан точно не работает.
Более точно предохранительный клапан можно проверить с помощью насоса и манометра. Насос присоединяем к нижнему подводящему патрубку бачка, а верхний заглушаем с помощью подручных средств: болта или цилиндрического сверла, туго входящих в подводящий шланг.
Насосом создаем давление и контролируем момент, когда срабатывает предохранительный клапан (шипящий звук). Величина давления, зафиксированная на шкале прибора, показывает фактическое давление срабатывания.
Если предохранительный клапан излишне тугой, его можно отремонтировать. Зачем тратить лишние деньги, когда достаточно укоротить пружину давления на один-два витка, и пружина станет мягче. Разбирается узел легко, главное — не потеряйте мелкие детали. И не переусердствуйте, откусывая витки. Делайте это понемногу, проверяя результат.
Доливка охлаждающей жидкости
Уровень жидкости в бачке контролируют по двум крайним рискам: min и max. Как правильно доливать ОЖ в расширительный бак:
- Проверьте уровень жидкости на холодном или остывшем двигателе (дайте ему хорошо остыть).
- Откройте крышку РБ (если двигатель недостаточно остыл, прихватите крышку тряпкой) и медленно поворачивайте ее до выхода пара.
- Долейте жидкость, не доходя до риски max.
- Закройте крышку и заведите мотор при выключенном отоплении. Прогрейте двигатель около 3 мин на 2000 об/мин и дождитесь, пока не включится вентилятор принудительного охлаждения.
- Проверьте уровень ОЖ и долейте его до отметки max.
Небольшой совет: следите за внешним состоянием бачка и всех элементов системы охлаждения. Потеки жидкости в моторном отсеке зачастую свидетельствуют о неисправности расширительного бачка, в первую очередь крышки.
Как следует из написанного, от такого, второстепенного на первый взгляд, узла, как расширительный бачок системы охлаждения, на самом деле зависит — насколько стабильно будет работать двигатель вашего автомобиля.
Замена расширительного бачка: подробное руководство – Статьи
Замена расширительного бачка становится необходимой, когда на стенках емкости возникают трещины или сквозные отверстия от механических воздействий. Нередко случается и так, что емкость может лопнуть под действием давления и температуры. Сменить испорченный бачок на новый окажется довольно просто, а вся работа отнимает несколько минут.
Расширительный бачок в системе охлаждения авто
Даже непродолжительная поездка на авто окажется неосуществимой, если у машины неисправны охлаждающие контуры. Современные транспортные средства приводятся в движение тягой, порождаемой процессами горения. Газотопливная смесь, поступая в двигательную камеру сгорания, распадается, сообщая часть высвободившейся энергии ЦПГ двигателя. Нормальное функционирование системы оказывается невозможно, если все условия, требуемые для равномерного и стабильного сгорания топлива, не соблюдены.
Автомобильная система охлаждения обеспечивает поддержание необходимой для работы двигателя температуры. Для большинства современных транспортных средств характерно наличие 2 типов охлаждения ДВС – воздушное и жидкостное. Охлаждение двигателя воздухом происходит благодаря работе вентиляторов, а работу жидкостного охлаждения поддерживает циркуляция охладителя в радиаторном контуре. Охлаждающая жидкость поступает в ДВС и забирает часть тепла в процессе нагревания, а затем выходит в расширительный бачок, откуда направляется в радиаторы для охлаждения.
Повреждения расширительного бачка
Расширительный бачок автомобиля изготавливается, как правило, из пластика грязно белого или черного цвета. Его форма и размеры могут заметно различаться, в зависимости от марки и модели транспортного средства, где он установлен. Встречаются конструкции расширительных бачков, изготовленные из алюминиевого сплава, предназначающиеся для тюнинга моторного отсека. Стандартные бачки имеют два выхода для охлаждающей жидкости и отверстие для доливки охладителя с крышкой.
Технические характеристики емкости охлаждающего контура определяют типичные неполадки, которые могут возникать при эксплуатации автомобильных расширительных бачков:
- Обрыв шлангов охладительного контура.
- Срыв крышки входного отверстия.
- Разрушение пластикового корпуса.
Все три фактора риска связаны с физическим воздействием охлаждающей жидкости на камеру расширительного бачка.
В качестве охлаждающей жидкости используется водный раствор спирта, содержащий комплекс дополнительных присадок. Присадки обеспечивают максимально эффективный теплообмен и сводят к минимуму разрушающее воздействие охладителя на двигатель. Российские розничные сети автомобильной химии предложат покупателям 2 разновидности охлаждающей жидкости – тосол и антифриз.
Тосол – это отечественная разработка, отличающаяся видами присадок и ценой. Антифриз стоит в несколько раз дороже и может обеспечивать более эффективную защиту двигателя внутреннего сгорания от износа.
Поступающая в расширительный бачок охлаждающая жидкость зачастую обладает достаточно высокой температурой, а в некоторых случаях может и закипать прямо в пластиковой емкости. Закипание охладителя в расширительном бачке нередко приводит к его деформации. Случается и такое, что под воздействием нагретого тосола бачок лопается, происходит срыв шлангов охладителя или у бачка вышибает крышку. Для предотвращения подобных ситуаций были разработаны специальные конструкции клапанных крышек.
Клапанная крышка и датчики расширительного бачка
Клапанные крышки расширительных бачков представляют собой составной механизм из нескольких пластин, пружин, запорных и соединительных деталей. Конструкционные особенности клапанных крышек могут отличаться, в зависимости от марки и модели транспортного средства. Несмотря на все модельные отличия, устройство любой клапанной предельно простое, а разобраться в нем по силам даже ребенку.
Клапанная крышка выполняет функцию сброса избыточного давления для защиты корпуса расширительного бачка от деформаций и разрыва. Когда давление, создаваемое кипящей охлаждающей жидкостью внутри расширительного бачка, достигает критического уровня, тогда происходит открытие клапана на крышке и избыточный объем охладителя стравливается в моторный отсек. При частом «закипании» двигателя транспортного средства стоит проверить уровень охладителя в системе.
О том, что необходим ремонт крышки расширительного бачка может свидетельствовать частое «закипание» авто или появление пятен охлаждающей жидкости на местах стоянки транспортного средства. Причины неисправности крышки могут быть самые разные – от усталости металла в конструкции клапанного механизма, до спайки деталей клапана между собой. Для проверки ее работы потребуется манометр и автомобильный насос. Их необходимо присоединить к расширительному бачку вместо шлангов. Исправная крышка не позволит давлению в бачке подняться выше допустимого.
Частое стравливание избыточного давления в расширительном бачке приводит к дефициту технологической жидкости в системе охлаждения. Результатом недостатка охлаждающей жидкости в системе становится регулярное «закипание» ДВС и невозможность полноценного использования транспортного средства. О нехватке антифриза в расширительном бачке должен сообщать бортовой компьютер или лампочки на приборной панели авто. Они считывают данные с поплавкового датчика в камере расширительного бачка.
Ремонт, замена и модернизация расширительного бачка
Датчик уровня охлаждающей жидкости является частью конструкции большинства расширительных бачков. Это единственная деталь корпуса расширительного бачка, которая подлежит ремонт. Фактически, весь ремонт расширительного бачка сводится к ремонту датчика уровня охлаждающей жидкости или его замене. Поменять его сможет любой автомобилист, кто хоть раз в жизни отремонтировал что-то на своем авто.
Модернизация расширительного бачка предполагает установку современной клапанной крышки, если конструкция текущей не может выполнять функцию сброса давления. Если крышка заменялась из-за протечек антифриза, а после того как установили новую или отремонтированную крышку утечки не прекратились, то придется менять бачок. Процедура проста и универсальна – замена расширительного бачка ВАЗ мало чем отличается от замены бачка на иномарке.
Для того чтобы поменять бачок достаточно выполнить 4 действия:
- Отсоединить шланги системы охлаждения.
- Открутить крепежные винты, если таковые имеются.
- Извлечь старый бачок из моторного отсека.
- Установить новый расширительный бачок на место старого, закрепив винтами и подключив шланги.
Стоимость бачка невелика, но может заметно колебаться, в зависимости от магазина. Нередко оказывается, что приобретение автозапчастей в авторемонтной мастерской обходится значительно дешевле, чем его покупка в торговом центре. Обратиться к помощи центра сервисного обслуживания и ремонта транспортных средств окажется целесообразно, если на самостоятельные поиски бачка по окрестным магазинам нет времени, а на его монтаж – желания. Подобрать ближайший автосервис, имеющий в наличии нужные детали, поможет агрегатор автосервисов Uremont.com.
Как работает Uremont?
01
Создаете заявку
с кратким описанием работ и желаемой датой ремонта. Потратите не более 3 минут
02
Получаете предложения
от специализированных автосервисов в личном кабинете
03
Сравниваете ответы
наиболее подходящие по стоимости, отзывам, местоположению и другим параметрам
04
Подтверждаете запись
а также все условия ремонта и можно смело ехать в автосервис
Попробуйте наш сервис по подбору СТО
Создание заявки абсолютно бесплатно и займет у вас не более 5 минут
Создать заявку
Терморасширительные баки – BackStop
BackStop Баки серии A представляют собой тепловые расширительные баки с фиксированной диафрагмой, предварительно находящиеся под давлением. Они предназначены для поглощения сил расширения и контроля давления в бытовых системах питьевого водоснабжения .
Модель № | Объем (гал.) | Высота | Диаметр | Сис. Соединение | Вт. (фунты) |
---|---|---|---|---|---|
12-А100 | 0,5 | 8,7 дюйма | 5,5 дюйма | 3/4” | 2,6 |
12-А101-06 | 2.1 | 12-1/2” | 8 дюймов | 3/4” | 4,7 |
12-А102 | 4,5 | 15 дюймов | 11 дюймов | 3/4” | 8 |
12-А110 | 10 | 20 дюймов | 11-1/2” | 3/4” | 13,5 |
12-А103 | 14 | 23-1/2” | 15-1/2” | 1 дюйм | 20,5 |
12-А104 | 20 | 30-1/2” | 15-1/2” | 1 дюйм | 27 |
СЕРИЯ А
Гал. | Блокиратор обратного хода© | Амтрол | АО Смит | Б&Г | ЭЛБИ | Флекскон | Состояние | Спарко | Вт | Весселс | Уилкинс |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2 | А101 | СТ-5 | ПСК-2Х | ПТ-5 | DXT-8 | WH-8 | ЕТС-2Х | ТХ-5 | ДЭТ-5 | ТХС-5 | ХТ-8 |
4,5 | А102 | СТ-12 | ПСК-5Х | ПТ-12 | DXT-18 | WH-18 | ЭТС-5Х | ТХ-12 | ДЭТ-12 | ТКС-12 | ХТ-18 |
14 | А103 | СТ-30В | ПСК-14 | ПТ-30В | – | БХ-50В | ЭТС-15 | ТХ-30В | ДЭТ-30 | ТКС-30В | WXTP-50V |
20 | А104 | СТ-42В | ПСК-20 | ПТ-42В | – | ВХ-75В | ЭТС-20 | ТХ-42В | – | – | WXTP-75V |
10 | А104М | СТ-60В | ПСК-36С | ПТ-60В | – | БХ-120В | ЭТК-36 | ТХ-60В | – | – | WXTP-120V |
44 | А106М | СТ-80В | ПСК-36С | ПТ-80В | – | БХ-165В | – | ТХ-80В | – | – | WXTP-165V |
Загрузки
Безбаковая вода
Расширительные баки нагревателя
Новый расширительный бак безбакового водонагревателя из нержавеющей стали 12-TWh2 и TWh3 предназначен для использования с безбаковыми водонагревателями или в точках использования. объемом 2 галлона или меньше.
Это новое устройство поглощает тепловое расширение и скачки давления в водонагревателях без бака и (P.O.U.) для защиты теплообменника. Их также можно использовать в качестве амортизатора (гасителя гидроудара) для приборов с вместимостью 11 единиц крепления (размер «А»). Этот агрегат долговечен и устойчив к коррозии.
Устройство протестировано и одобрено IAPMO, а также испытано в лаборатории IAPMO на соответствие стандарту NSF 61 для питьевой воды. Системное соединение выполнено из нержавеющей стали с резьбой 1/2’ MPT и поставляется с клапаном нагнетания воздуха или без него.
- Все из нержавеющей стали
- Простота установки
- Испытано и одобрено IAPMO
Руководство по выбору размера бака
Какой размер вам подходит? Найдите резервуар, соответствующий вашим потребностям
Перейти к таблицам размеров
Вы заинтересованы в этом продукте?
Пожалуйста, свяжитесь с нами или найдите местного торгового представителя
Свяжитесь с нами
Найдите своего торгового представителя