«Геометрическая резьба по дереву» | План-конспект урока (7 класс):
ТЕМА: «Геометрическая резьба по дереву»
Образовательная цель урока: Обучить учащихся приемам выполнения геометрической резьбы. Развить творческие способности в процессе включения их в художественно-конструкторскую деятельность.
Воспитательная цель урока: Совершенствовать эстетическое и экономическое воспитание учащихся, сформировать творческое начало у учащихся, воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
Развивающая цель урока: развить у школьников умения применять имеющиеся знания на практике, самостоятельно, содействовать развитию эстетических и художественных способностей.
Задачи урока:
- формировать навыки резьбы по дереву и работы с инструментами;
- развить конструктивное мышление и творческие способности детей;
- воспитать трудолюбие, терпеливость и настойчивость
Наглядные пособия и принадлежности: раздаточный материал: карточки задания; образцы резьбы.
Для учащихся: тетрадь, карандаш, заготовка из древесины, нож.
Оформление классной доски: опорные слова – древесина, текстура, годичные кольца, волокна, нож-косяк, пласть, кромка, торец, грань.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: наглядно – иллюстрационный; иллюстративно – объяснительный, практическая работа учащихся.
Формы деятельности учителя и учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
I. Организационная часть (3 мин)
Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас сегодня на занятии.
У нас на уроке присутствуют гости, но это не помешает нам с вами плодотворно работать.
Скажите, пожалуйста, что таит в себе эта загадка:
ВЕСНОЙ ОДЕВАЕТСЯ, А ОСЕНЬЮ РАЗДЕВАЕТСЯ (ЛЕС)
Правильно – лес, а лес – это древесина, пожалуй, самый первый материал, который человек стал использовать в своей жизни. Древесина как природный материал обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, небольшой плотностью, красивым естественным цветом, удобством обработки и т. д.
На уроке понадобятся:
– остро заточенный карандаш;
– ручка;
– тетрадь;
– линейка;
– нож – косяк;
– заготовки из древесины.
– ваши знания, деловой настрой и хорошее настроение.
II. Повторение пройденного материала (10мин)
Повторение по теме “Древесина”
Учитель: Давайте вспомним то, что мы с вами изучали о древесине и пиломатериалах. (Вы будете называть ответы, а один из учащихся запишет их на доске.)
Скажите, пожалуйста, из каких частей состоит дерево?
Какие породы деревьев вы знаете? (ЛИСТВЕННЫЕ и ХВОЙНЫЕ)
(Карточка №1) 1-2 учащихся
– что показывают годичные кольца? (возраст дерева)
– как влияют пороки древесины на качество изделий из нее? (они снижают качество древесины и возможности ее применения)
А теперь посмотрим правильность ваших ответов.
Из каких частей состоит дерево?
- ветви,
- ствол,
- корни,
- листья или хвоя.
Как вы знаете, из стволов деревьев получают разные пиломатериалы, скажите, пожалуйста,
КАКИЕ ПИЛОМАТЕРИАЛЫ ПОКАЗАНЫ НА ЭКРАНЕ?
(Один учащийся работает у доски)
ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВАШИХ ОТВЕТОВ
а – брус четырехкантный б – брус двухкантный в – бруски г – доски обрезные д-доски не обрезные е – пластина ж – четвертина З – горбыль
III. Введение в изучение нового материала.
Учитель: Давайте вернемся к теме нашего урока:
“ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ”
Сегодня на уроке мы должны с вами узнать немного об истории резьбы по дереву. Познакомиться с инструментами для выполнения резьбы и научиться выполнять элементы геометрической резьбы, из которых составляют узоры.
Русское искусство художественной обработки древесины является уникальным, подарившим миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству древних славян, селившихся с первого тысячелетия нашей эры по берегам Днепра, Дона, озера Ильмень. Древесина, как строительный материал, обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, небольшой плотностью, красивым естественным цветом и разнообразием рисунка текстуры, удобством обработки. Существовали различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта.
Историческая справка: (сообщение учащихся).
Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово “ПРОМЫСЕЛ” произошло от глагола “ПРОМЫСЛИТЬ”, то есть помыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и семью.
Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др.
Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.
Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде выемок: двух-; трех – и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины.
Учитель: А теперь давайте знакомиться с инструментами, которыми выполняется геометрическая резьба.
Основным инструментом для выполнения геометрической резьбы является: нож-косяк.
Свое название он получил, из-за клинка, который имеет определенный угол скоса.
Инструмент резчика по остроте можно сравнить только с опасной бритвой, поэтому относиться к нему надо очень внимательно. Первое, за чем должен следить начинающий мастер и к чему должен себя постоянно приучать, – это оберегать левую руку от ранения. Для левой руки нужно находить такое положение, чтобы исключить даже случайное прикосновение к ней инструмента при его соскоке, неверном движении. Неаккуратное обращение с инструментом и несоблюдение правил техники безопасности может привести к несчастному случаю, а отсюда следует, что при работе нужно соблюдать следующие правила техники безопасности:
Правила техники безопасности при выполнении “Геометрической резьбы”:
- надеть и привести в порядок спецодежду.
- привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки.
- осмотреть режущий инструмент и убедится в его исправности.
- при выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке или столе.
- нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь.
- во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа.
- передавать нож друг другу из рук в руки нельзя.
- строго запрещается проверять остроту ножа пальцем.
- запрещается класть нож в карман рабочей одежды.
- после окончания работы нож необходимо сдать учителю.
- привести в порядок рабочее место и спецодежду.
Мы с вами изучили инструмент. Как вы думаете, с чего же начинается работа при выполнении резьбы: выбираем заготовку (она не должна иметь трещин, червоточин и сучков), поверхность должна быть гладко отстрогана рубанком или фуговальным станком. Так как заготовка имеет много сторон, то каждая из них издавна получила свое название.
А – пласть
Б – кромка В – торец Г – грань
1 -сколышки
2 – пирамида
3 – цепочки
4 – ромбы
5 – витейка
6 – змейка
7-8-9 – соты
10 – звездочки
11 – зеркальные звездочки
12-13-14-15 – сияния
Далее наносим разметку элементов узора на заготовке (вырезание этих элементов, в разной последовательности, получаем узоры геометрического характера), наиболее просто выполняется одиночный элемент – сколышек, он размечается как равносторонний и равнобедренный треугольник.
Вырезается он так: Нож зажимают в кулаке и погружают его в древесину вертикально, поочередно по двум сторонам треугольника, сходящегося к верхней вершине, причем у вершины нож должен углубиться на 3-4 мм, а около основания треугольника выйти на поверхность. Затем, начиная от основания и углубляясь к вершине, ножом снимают участок древесины между подрезанными сторонами треугольника. (Показ заготовки с элементом “сколышек”)
Более сложным, но самым распространенным в “геометрической резьбе” является элемент: треугольник или второе его название пирамида, так как треугольник имеет вид пирамиды. Вначале его размечают так же, как и сколышки – в виде треугольников. Затем каждый из треугольников, стоящих на основании, делятся линиями на 3 части, то есть, один большой треугольник мы делим на три маленьких треугольника. Находим точку углубления и соединяем её с вершинами треугольника.
Пирамида
Давайте посмотрим, как же размечают заготовку под резьбу элемента “Треугольник”
IV. Практическая работа.
1. Берем заготовку и со всех четырех сторон деревянной дощечки отчерчиваем поля шириной 10 мм.
2. Площадь, которая образовалась внутри полей, заполняем полосками узоров, шириной по 10 мм, горизонтально.
3. Далее размечаем вертикальные полоски по 10 мм. У вас получаются квадратики 10 х 10 мм.
Квадратики делим на треугольники, а затем каждый треугольник, делим на три маленьких треугольника.
В каждом маленьком треугольнике проставляем точки, чтобы не потерять стороны среза.
Этот узор вырезается так: нож, зажатый в кулаке, углубляется вертикально в точку, где сходятся лучи. В самой точке нож углубляется на 3-4 мм, а в вершине угла выходит на поверхность. Так углубляется нож по всем трем лучам. Затем, начиная от каждой стороны треугольника, постепенно углубляясь в точке схождения лучей, срезается лишняя древесина. Получается треугольник, углубленный по всем трем плоскостям.
Возьмите, пожалуйста, заготовки и по образцу на ней разметьте три узора.
Кто уже разметил, давайте приступим к вырезанию узора, в этом мне помогут ребята, которые занимаются резьбой по дереву.
Молодцы, а теперь давайте посмотрим, у кого получился самый лучший узор.
Похвалить, проставить и озвучить оценки.
V. Закрепление пройденного материала.
I. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке:
а) какими инструментами пользуются при вырезании узоров геометрической резьбы;
б) какие правила техники безопасности надо соблюдать при резьбе;
в) какова последовательность выполнения резьбы;
г) с какими новыми словами вы познакомились.
Ответы на вопросы:
а) нож-косяк
б) правила ТБ
в) выбор заготовки; разметка; вырезание узора.
г) опорные слова.
Использованная литература:
- Слипак В.П. Резьба по дереву, Псков, 1994 год
- Мольнар А.А. Резьба по дереву, Москва, Спектр, 1998 год
- Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву, Москва, Владос, 2002 год
- Афанасьев А. Ф. “Резчику по дереву”
Геометрическая резьба по дереву
Геометрическая резьба по деревуДвери из дерева Дерево в интерьере [11] Дерево в интерьере, примеры, опыт использования Деревянная мебель [17] Мебель из дерева Заготовка древесины [0] Про заготовку древесины Инструменты [2] Про нструменты для обработки древесины Искусство работы с деревом [3] Искусство работы с деревом Лестницы из дерева [1] Деревянные лестницы из дерева Мастер классы [0] Мастер классы Немного о дизайне [3] Статьи о дизайне Отделка древесины [2] Об отделке древесины Породы дерева [1] Породы дерева, описание свойств Разное, прочее [11] Разное прочее не относящееся к обработке дерева О резьбе по дереву Роспись по дереву [1] Про роспись по дереву Столярные работы [0] О столярных работах → Подробнее Производство мебели под старину → Подробнее Мебель “под старину” – 2 → Подробнее Деревянная Мебель и ее Замечательные Свойства → Подробнее Кожа как материал обивки мягкой мебели → Подробнее Реклама: Художественная роспись по дереву → Подробнее [3670 просмотров] Какие выбрать двери? → Подробнее [3630 просмотров] Интересные факты о мебели → Подробнее [3140 просмотров] Африканский стиль интерьера в комнате → Подробнее [3078 просмотров] Интерьер в китайском стиле → Подробнее Ожидают модерацию 3 статьи |
|
© artofwood. ru 2023 |
Резьба по стружке – геометрические узоры для рисования и вырезания из дерева
Татьяна Балдина
Количество:
{{price.Quantity}}+ {{price.FormattedPrice}}
От: 19,90 долларов США 19,90 долларов США
Продано
{{itemExceptionMessage}}
Добавить в список желаний Добавить в список желаний {{ вариант. Отображаемое имя }} Создать новый список желаний
Товар добавлен в список желаний
Товар не может быть добавлен в данный момент
Выберите опцию, чтобы добавить товар в корзину.
Выберите параметр, чтобы просмотреть наличие товара.
Онлайн – {{stockStatus}}
Описание
В этом руководстве резчик по дереву Балдина учит методам создания геометрических рисунков на досках из липы с использованием в основном косого ножа, основных материалов для заточки и простых инструментов для рисования.
Она начинает с того, что рассказывает об основах: безопасности, инструментах, о том, как заточить лезвие с прямым лезвием и о том, как делать базовые разрезы. Подчеркивая важность тренировочных досок для развития навыков, автор дает пошаговые инструкции по созданию семплера тренировочных досок, содержащего 25 различных дизайнов возрастающей сложности.
Затем она представляет 14 проектов по развитию навыков, которые начинаются с базовых узоров, таких как треугольники, лепестки и острые углы, и переходят к более сложным рисункам в виде калейдоскопов, деревянных окон и подсолнухов. Несмотря на то, что для каждого проекта включены переносимые шаблоны, Baldina также предоставляет подробное пошаговое руководство и фотографии для рисования каждого дизайна непосредственно на дереве, в дополнение к инструкциям по вырезанию.
Текст дополнен фотогалереей работ Балдиной, показывающей, как на трехмерные объекты можно наносить чип-карвинг.
Простое в использовании руководство для начинающих или более опытных резчиков, которые хотят закрепить свои навыки или изучить новые конструкции.
Мягкая обложка, 8 1/2″ × 10″, 175 страниц, 2019 г.
Загрузка…
Товаров в вашей корзине
Название продукта
Элемент
$0,00
КОЛ-ВО: 0
Получите уведомление по электронной почте, когда этот товар снова появится в наличии онлайн.
{{message}}
Вы получите однократное электронное письмо, когда этот товар снова появится в наличии онлайн. Мы не будем делиться вашим адресом с кем-либо еще.
Рельефная резьба XVII века — FineWoodworking
Описание: Питер Фоллансби демонстрирует, как вырезать свою шкатулку XVII века, используя два общих мотива: S-образные завитки и люнеты. Когда вы освоите эти дизайны, у вас появятся навыки, чтобы попробовать другие. Эти геометрические узоры можно создать с помощью базового набора стамесок, V-образного инструмента, круглого молотка и циркуля 9.0069
Я специализируюсь на английской и новоанглийской мебели XVII века, большая часть которой украшена резьбой, как и моя шкатулка. В этом мастер-классе я покажу вам, как вырезать два узора этой коробки: S-образные завитки спереди и люнеты по бокам. Приведенные здесь примеры я узнал, изучая уцелевшую дубовую мебель из Девона, Англия; и Ипсвич, штат Массачусетс. Это общие мотивы, и от макета до исполнения они содержат уроки, которые помогают со многими другими узорами.
Видео: смотрите, как Питер Фоллансби вырезает неглубокий рельефный узор
Вам не удалось посетить магазин Питера с Барри Н.М. Димой и увидеть, как он вырезает
лично, но это почти так же хорошо. Кроме того, вы можете надеть пижаму.
И я рекомендую попробовать другие дизайны. Вы не должны позволять слову «резьба» пугать вас здесь. Вам не нужно художественное образование, чтобы справиться с этим. V-образный инструмент, несколько долот, круглый молоток и циркуль сделают свою работу. Кроме того, любые ошибки, скорее всего, будут скрыты подробными геометрическими узорами. В результате получается рельефная резьба, в которой свет и тень драматически играют.
Инструменты: выемки и V-образный инструмент
Соблюдайте расстояние. После того, как вы разметили поля по периметру, используйте пару разделителей, чтобы разметить расстояние для каждой буквы S. Затем выровняйте эти точки разделителя поперек доски с помощью шила. У вас останется ряд прямоугольников.Прежде чем я перейду к выкройкам, полезно обсудить инструменты для резьбы. Я рекомендую потренироваться с ними, прежде чем погрузиться прямо в шаблоны. Этот стиль резьбы вполне доступен, но новичкам все же полезно сделать несколько пробных надрезов в ломе.
Выемки для контролируемых надрезов — Большая часть этого стиля резьбы, включая эти два узора, формируется путем выполнения надрезов с выемками. Они просты: вставьте долото вертикально в древесину, а затем удалите стружку позади него тем же долотом, наклоненным примерно на 45°. Таким образом, форма выемки определяет форму стружки. Легко, воспроизводимо и эффективно.
По-разному организуя эти выемки, можно быстро и надежно дублировать мотивы и элементы. Например, систематически чередуя и переворачивая срезы, вы можете создать зеркальный рисунок листа вокруг S-образных завитков, а также некоторых жилок листа. Они также помогают при вырезании кривых, например, в углах S-образных изгибов и листьев под люнетами.
С помощью этих выемок вы одновременно рисуете узор и вырезаете его. Там нет макета, о котором можно было бы говорить; это все поражено. Таким образом, вы получаете один шанс, но это вполне управляемо.
V-образный инструмент для большей свободы — Несмотря на то, что выемки помогут вам частично, вам понадобится V-образный инструмент для обоих шаблонов. Поскольку он управляемый, вы будете использовать его, чтобы очертить как плавный изгиб S-образных завитков, так и изогнутые арки люнетов.
Эта свобода может быть пугающей, и этот инструмент сопряжен с трудностями. Вам нужно научиться им управлять. Один из ключевых моментов — делать глубокие надрезы; это звучит нелогично, но их легче контролировать, чем поверхностные. Более глубокие разрезы также создают более широкую, более выраженную линию, открывающую больше света и тени. Так что режьте так глубоко, как можете, в пределах разумного, сохраняя при этом контроль.