Вырезка по дереву: Курс “Художественная резьба по дереву”

Резьба по дереву – Ресурсный центр развития народных художественных промыслов и ДПИ Нижегородской области

Резьба по дереву (Городецкий, Семеновский, Ковернинский, Чкаловский, Ветлужский, Павловский, Тоншаевский, Воскресенский, Краснобаковский районы, г. Н. Новгород) во многом следует образцам мастеров-резчиков прошлого с их секретами изготовления резных «украсов» и символике деревянных узоров. Глухую деревянную резьбу, украшавшую избы в деревнях и селах близ Балахны и Городца, в разное время называли по- разному: «глухой резьбой», «домовой», «долотной», но в дальнейшем, «корабельною резью», поскольку изначально такой резьбой украшали носовые части кораблей и лодок. Постепенно многие резчики, украшавшие суда, стали применять свои навыки при постройке домов, поэтому многие мотивы корабельной резьбы постепенно перешли на фасады домов. Наиболее нарядно такая резьба представлена в Городецком, Чкаловском и Балахнинском районах области. Особенно богато украшались фризовые (лобовые) доски, фронтоны, наличники и ставни изб, где резные образы сплетались в сложные композиции.

Тематика такой резьбы традиционно унаследовала фольклорные язычесике мотивы – это различные мотивы родной природы: симметрично располагающийся богатый растительный орнамент, вазоны с пышными букетами, виноградные лозы, а также солярные символы, главные элементы которых – ромб как символ земли и круг – символ солнца (иногда восходящего солнца – полукруг). Соединение круга и ромба всегда считалось символом плодородия. Образы мифических, сказочных существ: русалки-фараонки (полуженщины-полурыбы), берегини, птицы-сирены с женским лицом и роскошным хвостом павлина, алконосты, птицы-львы и т.п. Самым ярким примером является знаменитый комплекс городецкой резьбы дома Мохова в селе Николо-Погосте, который в настоящее время украшает один из залов русского декоративно-прикладного искусств Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. Кроме того дом графини Паниной, дом купца Петелина и целый ряд купеческих домов «Музейного квартала» г. Городца. Традиции старинной домовой резьбы, впитавшей в себя образы народного фольклора продолжил городецкий мастер Сергей Соколов, выполнивший копию надвратной доски XIX в.

дома Паниных. Те же традиции резьбы по дереву продолжают мастера фабрик Городецкой и Семеновской росписи.

Кроме того мастера Нижегородского края занимаясь выразительной рельефной резьбой по дереву изготавливали шкатулки, панно, сундуки, резные доски с фигурами животных и стилизованными лицами людей. Знамениты на всю страну городецкие резчики традиционных пряничных досок, с помощью которых штампуются узоры на пряниках перед выпечкой и в наше время. Пряничные доски – особое произведение искусства контррельефной резьбы. Неслучайно резные пряничные доски XVIII-XIX вв. хранятся в собрании Государственного исторического музея, а в самом Городце создан известный теперь в России и за рубежом Музей пряника, в котором представлены уникальные экспонаты таких досок городецких мастеров.

Техника резьбы по дереву

Можно понять нетерпение начинающего резчика, которому кажется, что достаточнонаучиться держать в руках инструменты , и дерево покориться ему. Это все иллюзии. Прежде чем из-под резца выйдет что-то, отдаленно напоминающее произведение искусства, придется
немало потрудиться, поскольку в первую очередь необходимо изучить особенности и свойства материала, так как каждый сорт древесины неповторим, требует индивидуального подхода и особого способа обработки; научиться учитывать такие ее особенности, как
легкость обработки, способность приобретать гладкость или сохранять матовый блеск, восприятие отделки; уметь различать текстуру 3 главных срезов – вдоль и поперек волокон, на торце; освоить правила и базовые приемы резьбы, которые соблюдает каждый резчик.

Конечно, по мере приобретения опыта сложатся свои приемы и привычки, но есть основы, которые остаются неизменными независимо от техники, в которой собирается работать резчик.


Существуют основные способы резьбы , без умения выполнять которые невозможно двигаться вперед, добиться мастерства и подняться от банального ложкореза до художника-резчика по дереву. Рассмотрим эти приемы.


1. Срез по наклонной

(рис. 46), чтобы получиться чистым и гладким, обязательно должен выполняться по наклонной линии (отсюда и его название) к слою древесины и в направлении идущих волокон. В противном случае на материале образуются задиры и сколы.


Рис. 46. Выполнение среза по наклонной: а – правильно; б – неправильно


2. Срез поперек волокон заготовки

(рис. 47). Для выполнения этого приема используется полукруглая стамеска, движения которой осуществляются с двух сторон в направлении от края к центру заготовки. За один проход не следует проводить рез от одного
края до другого, так как в этом случае не удастся избежать сколов.

Рис. 47. Выполнение среза поперек волокон заготовки

: а – правильно; б – неправильно

На торце данный прием (рис. 48) выполняется аналогично. Если не соблюдать этого правила, образуются сколы, что скажется на качестве и внешнем виде изделия.

Рис. 48. Выполнение среза на торцевой плоскости заготовки : 1 – правильно; 2 – неправильно


3. Резьба прямой двусторонней выемки, направленной поперек волокон заготовки


(рис. 49). Прием условно можно разделить на 2 этапа: на первом нож-косяк держат вертикально, на втором – наклонно и при этом срезают грани с обеих сторон от центральной линии разметки (середины выемки).


Рис. 49. Выполнение прямой двусторонней выемки поперек волокон заготовки

(стрелками указано направление движения ножа): 1 – разметка; 2 – средняя линия


4. Резьба двусторонней выемки, идущей по наклонной к направлению волокон заготовки

(рис. 50), так же, как и предыдущий срез, осуществляется в несколько этапов. Резак держат вертикально и режут прямую среднюю линию на всю глубину выемки. Затем выполняют одну наклонную сторону выемки в направлении вдоль волокон и режут вторую наклонную сторону, но в противоположном направлении. Нарушение последовательности этапов оборачивается такими дефектами, как шероховатые срезы, задиры и др.


Рис. 50. Выполнение двусторонней выемки

, идущей по наклонной к направлению волокон заготовки (стрелками указано направление движения инструмента): 1 – разметка; 2 – грани выемки


5. Резьба прямой двусторонней выемки, направленной вдоль волокон заготовки

(рис. 51). В зависимости от строения древесины (прямослойная или непрямослойная) резьба будет проводиться по-разному. В том случае, если линии текстуры годичных слоев расположены параллельно боковым кромкам обрабатываемой заготовки и отличаются прямослойным строением, осуществляется легко, но при этом обязательно в следующей последовательности. В первую очередь на полную глубину выемки прорезают среднюю линию, потом выполняют боковые грани по наклонным линиям, но в отличие от предыдущего вида резьбы направление реза может быть любым.


Рис. 51. Выполнение прямой двусторонней выемки , направленной вдоль волокон заготовки

(стрелками показано направление движения инструмента): 1 – грани выемки; 2 – средняя линия

Прежде всего, прорезают среднюю линию, причем вертикально и в одном направлении, после чего в двух направлениях выполняют боковые грани (рис. 52). Сначала одну в направлении центра, потом вторую в направлении от центра.

Рис. 52. Выполнение прямой двусторонней выемки , направленной вдоль волокон заготовки из свилеватой древесины (стрелками показано направление движения инструмента): 1 – средняя линия; 2, 3 – боковые грани 6. Резьба выемки, которая проходит по окружности или по кривой (рис. 53), осуществляется в определенной последовательности, от соблюдения которой зависит окончательный вид заготовки.

Рис. 53. Выполнение выемки, которая проходит по окружности или по кривой (цифрами показан порядок движения инструмента по секторам, стрелками – направление движения инструмента при выполнении боковых граней, а крестиками – место встречи граней выемки): а – порядок работ; б – двухгранная выемка; в – полукруглая выемка

7.

Резьба полукруглой выемки, которая расположена на заготовке наклонно

(рис. 54), должна осуществляться с учетом того обстоятельства, что одна сторона выемки идет вдоль направления слоев годичных колец, поэтому режется без затруднений и получается гладкой, а другая – против направления слоев годичных колец, в связи с чем обычно имеет задиры. Чтобы выемка выглядела аккуратно, древесину режут в противоположных направлениях сначала с одной стороны от средней линии, а потом – с другой.

Рис. 54. Выполнение полукруглой выемки , которая расположена на заготовке наклонно (стрелками показано направление движения инструмента)

Середина выемки должна выполняться с особой аккуратностью, без форсирования резьбы, древесину нужно снимать осторожно, тонкими слоями. Стружка одного направления обязательно должна попадать в стружку другого направления. В этом случае выемка получится без задиров.


8. Резьба круглой вогнутой выемки на пласти заготовки может осуществляться по-разному.


Первый способ (рис. 55)

Рис. 55. Выполнение резьбы вогнутой выемки на пласти заготовки первым способом
(стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку


Резьбу выполняют от линии разметки, направляя ее параллельно расположению волокон в древесине заготовки, и ведут до вертикальной линии, которая проходит через центр. При этом место встречи режут в направлении центра по вертикальной линии (на рисунке указано стрелкой).

Второй способ (рис. 56)

Рис. 56. Выполнение резьбы вогнутой выемки на пласти заготовки вторым способом (стрелками показано направление движения инструмента)
При работе инструмент направляют параллельно слоям древесины навстречу друг другу. Места встречи режут поперек волокон в направлении центра.


9. Резьба круглой вогнутой выемки на торце заготовки осуществляется разными способами.


Выемку выполняют боковыми движениями вдоль волокон древесины, направляя резец полукруглой стамески от центра по кругу (рис. 57).

Рис. 57. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки первым способом (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку

Второй способ (рис. 58) осуществляется другим инструментом – клюкарзой, при этом резьбу выполняют от центра к краям. Линии реза могут быть прямыми и несколько изогнутыми (рис. 59).

Рис. 58. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки вторым способом (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку

Рис. 59. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки вторым способом изогнутыми линиями (стрелками показано направление движения инструмента)


10. Резьба круглой выпуклой формы на пласти заготовки

Осуществляется 2 способами, которые различаются направлением движения инструмента.

В обоих случаях резьбу ведут в 4 направлениях, но при первом способе от вертикальной линии, проходящей через центр
выпуклой формы, к горизонтальной, также проходящей через центр, вдоль направления волокон древесины (рис. 60).

Рис. 60. Выполнение круглой выпуклой формы на пласти заготовки (стрелками указано направление движения инструмента)

Во время резьбы вторым способом (рис. 61) инструмент направляют по слою древесины от вертикальной линии, проходящей через центр формы, к краям. Причем срезы осуществляют параллельно друг другу.

Рис. 61. Выполнение круглой выпуклой формы на пласти заготовки вторым способом (стрелками указано направление движение инструмента)


11. Резьба выпуклой формы на торце заготовки

(рис. 62). Этот прием осуществляют по направлению строения древесины, последовательно перемещаясь от края площадки формы к вершине.

Рис. 62. Выполнение выпуклой формы на торце заготовки (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку Таковы основные приемы резьбы, которые используются практически во всех видах рельефа. Но необходимо сказать, что ими не ограничивается арсенал резчика, и далее будут описаны другие приемы.

Custom Wood Carving – Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(более 1000 релевантных результатов)

Инструменты для резьбы по дереву – Etsy.

Вам может понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *