Как и куда заливать теплоноситель для систем отопления?
Если вы решили использовать антифриз как теплоноситель, то сделали правильный выбор. Он отличается морозостойкостью и большей “щадящестью” к системе. Несмотря на предположительную агрессию химических веществ, они благодаря специальным присадкам, наоборот, защищают ее от разрушающих факторов (ржавчина, накипь и другие). Прежде чем начать пользоваться таким антифризом, нужно решить, какой выбрать и как правильно его подготовить к заливке.
Ответ на вопрос “куда теплоноситель для систем отопления заливать”, вы сможете найти сами, прочитав всю нужную информацию в этой статье.
Выбор теплоносителя и памятки по эксплуатации
Собственно, вам нужно помнить, что существует всего два основных вида теплоносителей – этиленгликолевые и пропиленгликолевые. Первые отличаются своей абсолютной экологичностью, но при этом стоят дороже. Вторые – дешевле, но токсичны. Однако не нужно пугаться, при правильном обращении с этиленгликолем никаких проблем возникнуть не может.
Продают концентраты антифриза и готовые к заливке смеси. Если вы решите приобрести первый вариант, то спокойно сможете его развести. Делать это нужно очищенной от всяких примесей дистиллированной водой в строгом соответствии с инструкцией. Если будете придерживаться правил, предписываемых производителями, то не столкнетесь ни с какими проблемами.
Заливка теплоносителя в открытую отопительную систему
На самом деле, в открытую систему отопления антифриз лучше не заливать. Он испаряется и попадает в воздух. Теплоносители на основе пропиленгликоля экологичны. Если вы решили все-таки эксплуатировать антифриз в открытой системе, для этого подойдет только пропиленгликолевый продукт.
Он заливается через расширительный бак либо подпиточный вентиль при помощи насоса. При этом нужно следить, чтобы воздушные краны на радиаторах были открыты.
Антифриз заливают на ⅓ от объема расширительного бака.
Заливка в закрытую отопительную систему
Для того типа оборудования теплоноситель идеально подходит. Он не будет испарятся, и при правильной установке системы не принесет никаких хлопот.
Порядок действий владельца теплосистемы:
откройте запорную арматуру;
закройте краны, которые отсекают котел;
закройте клапаны Маевского;
откройте вентиль, отделяющий мембранный бак;
закачивайте антифриз в несколько этапов: давление поднялось до 1,4-1,5 Бар, выпустите воздух, закройте клапаны, продолжайте закачивать антифриз, при подъеме давления снова выпустите воздух, в итоге этот показатель должен быть не выше 1,8 Бар;
после заливки внимательно осмотрите все части системы на предмет протечки, в случае обнаружения таковой отсеките ветвь и устраните проблему.
Как видите, ничего сложного в заливке антифриза нет. Главное – следовать всем инструкциям производителя.
Готовим систему отопления к отопительному сезону
В преддверии отопительного сезона важно быть уверенным в том, что дом будет бесперебойно снабжаться теплом и никаких эксцессов по этой части не произойдет. Что нужно предпринять, чтобы убедиться в готовности системы отопления к зиме и встретить холода во всеоружии?
Осматриваем систему
Прежде всего необходимо провести наружный осмотр основных элементов и узлов системы для выявления возможных протечек. В зоне повышенного внимания — запорная арматура и задвижки, так как именно здесь высока вероятность нарушения уплотнений и разгерметизации. Видимые протечки дадут о себе знать следами потеков или пятнами от влаги в местах соединений.
Обнаружить скрытые течи поможет кратковременный пробный запуск системы при максимальном давлении. Чаще всего для решения проблемы бывает достаточно заменить уплотнители.
Система отопления закрытого типа
Такая система (полностью герметичная, теплоноситель в ней приводится в движение циркуляционным насосом) обычно включает в себя расширительный бак с упругой мембраной, призванный компенсировать изменение объема теплоносителя и предотвращать гидроудары.
Готовя систему к отопительному сезону, следует проверить рабочее давление в баке и при необходимости подкачать его автомобильным насосом.
Перед запуском требуется измерить давление и в самой системе (с помощью манометра, стоящего на трубопроводе в котельной). Если оно ниже 1—1,5 бара, нужно долить воду.
Система отопления открытого типа
В открытой системе (в ней теплоноситель движется по трубам естественным путем за счет разной плотности холодной и горячей воды) может возникать необходимость долива теплоносителя в расширительный бак из-за его естественного испарения. Если это вода, вопрос решается просто. А вот в случае с антифризом важно помнить: добавляемый теплоноситель должен быть либо той же разновидности, что и прежний, либо полностью с ним совместимым.
Специалисты рекомендуют менять антифриз каждый шестой сезон. При условии перехода на другой антифриз систему необходимо промыть.
Если вы не уверены, аналогичны ли жидкости по своему составу, просто долейте в бачок дистиллированную воду. Или придется слить оставшийся антифриз, промыть систему и уже потом залить новый.
Удаляем воздух из радиаторов
При подготовке системы отопления к зиме нужно проверить, нет ли воздуха в радиаторах, поскольку так называемая завоздушенность заметно снижает эффективность их работы. Если прибор нагревается неравномерно (сверху холодный, а снизу теплый), шумит или издает булькающие звуки, значит, он не заполнен целиком водой и нем есть воздух.
Проникновение воздуха в систему чревато не только недостаточным обогревом помещений, но и коррозией оборудования и даже выходом из строя циркуляционного насоса. Причин его попадания туда несколько. Первая и самая очевидная — нарушение герметичности в местах соединений.
Во вторых, это растворимые в воде газы. Чем ниже температура и выше давление воды, тем больше в ней растворенного воздуха и тем лучше растворяются в ней газы, а следовательно, в систему поступает и больше воздуха.
В третьих, диффузия. Трубы из полиэтилена или полипропилена, использованные в системе водяного отопления, должны иметь антидиффузионное покрытие, так как сделаны из газопроницаемых материалов и будут пропускать кислород из воздуха.
И наконец, четвертая причина — слишком быстрое наполнение системы теплоносителем, приводящее к образованию воздушных пробок. Делать это нужно как можно медленнее, параллельно удаляя воздух из радиаторов и распределителей.
Системы отопления закрытого типа должны быть оснащены автоматическими воздухоотделителями, служащими как для удаления воздуха, так и для его подачи при сливе теплоносителя. Такими устройствами оборудуют котлы, распределители (коллекторы), стояки и радиаторы.
Убедиться в том, что в нагревательных приборах нет воздуха, поможет имеющийся на каждом радиаторе кран Маевского (в некоторых современных системах для этой цели предусмотрен специальный поплавковый колпачок): если при его повороте сразу польется вода — все в порядке, в противном случае сначала выйдет воздух.
Избавляемся от накипи
Причиной того, что отопительная система стала работать менее эффективно, чем прежде: радиаторы греют хуже, нагреваются медленнее и неравномерно, котел потребляет больше энергии, хотя и функционирует в том же режиме, — причиной всему этому может быть образовавшаяся в приборах накипь. Установлено, что 1 мм отложений снижает теплопроводность на 8%!
Также из-за накипи и ржавчины отдельные участки радиаторов могут быть недоступны для теплоносителя, что приводит к возникновению отдулин, свищей и иных дефектов вплоть до коррозии металла.
Спасти положение может только гидропневматическая промывка системы отопления, проводимая специализированными компаниями.
Профессиональная промывка системы отопления не избавляет ее от накипи раз и навсегда, так что процедуру придется проводить регулярно — в начале или в конце отопительного сезона.
Такая процедура очистки трубопроводов от накипи и ржавчины способна продлить срок службы оборудования и, за счет введения в промывочную смесь особых добавок, защитить его от коррозии.
Тосол для системы отопления: применение, характеристики, заправка
Содержание статьи:
- Виды и особенности антифриза
- Преимущества и недостатки
- Особенности использования антифриза в системе отопления
- Заливка теплоносителя в систему отопления своими руками
- Производители теплоносителей
Тосолом называют тосол, подчеркивая главное свойство – сохранение текучести при низких минусовых температурах. Автолюбители используют антифриз в системе охлаждения. Еще одна область его применения – система отопления загородных домов. Антифриз для системы отопления позволяет предотвратить замерзание, возникающее при длительном отключении электроэнергии или длительном выезде с дачи зимой.
Типы и особенности антифриза
В системе отопления используется специальный антифриз, безопасный для резиновых деталей и металла
Антифризы классифицируются по типу основы:
- пропиленгликоль;
- этиленгликоль;
- растворы на основе спирта и глицерина.
Разновидности различаются между собой по физико-техническим характеристикам. Выбирая один из них, следует учитывать особенности системы отопления и условия, в которых она работает. Для заполнения систем производят специальные составы. Автомобильные антифризы, например тосол, для обогрева не подходят. Содержат много токсичных веществ и пагубно влияют на резиновые и металлические элементы лески, служат 1, максимум 2 года.
Пропиленгликоль
Основное положительное свойство композиции пропиленгликоля – безвредность. Нетоксичен, может применяться в открытых системах отопления и двухконтурных котлах, где вода нагревается для водоснабжения. Даже если пропиленгликоль попадет в воду, значительного вреда здоровью не будет.
Антифриз на основе пропиленгликоля не токсичен, быстрее разлагается в окружающей среде
Технические свойства антифриза на основе пропиленгликоля также хорошие. Не оказывают агрессивного воздействия на внутреннюю поверхность элементов системы.
Недостатки также имеются:
- высокая вязкость, которая в два раза превышает вязкость этиленгликоля; взаимодействие
- с цинком: происходит реакция с образованием белых нерастворимых чешуек, металл разрушается;
- высокая цена.
Пропиленгликолевую охлаждающую жидкость легко отличить от этиленгликолевой: первая окрашена в зеленый цвет и часто имеет маркировку ECO. Вместо антифриза на пропиленгликоле можно купить подделку из глицерина.
Этиленгликоль
После использования этиленгликоль необходимо утилизировать особым образом, так как вещество токсично.
Соединения этиленгликоля очень токсичны. Это их главный недостаток. Об опасности этиленгликоля свидетельствует красный или желтый цвет жидкости. Благодаря яркому цвету легче обнаружить утечку охлаждающей жидкости. Это может быть вредно, если он попадет в легкие или кожу. Смертельная концентрация при приеме внутрь составляет 2 мг на 1 кг веса. В связи с этим утилизация антифризов данного типа представляет определенную проблему. В целях безопасности теплоноситель на основе этиленгликоля применяется только в одноконтурных системах, где отсутствует риск попадания в контур водоснабжения. Технические свойства этиленгликоля позволяют использовать жидкости на его основе при температуре до –65 °С.
В некоторых странах использование охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля запрещено.
Растворы на основе спирта и глицерина
Глицериновые составы разбавляют спиртом для устранения вязкости.
Существует неоднозначное мнение о глицериновых охлаждающих жидкостях. Одни говорят, что глицерин – лучший бытовой антифриз для системы отопления, другие указывают на многие его недостатки:
- высокая вязкость вещества, из-за которой ускоряется износ оборудования – для компенсации высокой вязкости глицерина состав разбавляют спиртом;
- более высокая плотность по сравнению с другими антифризами;
- превращение в яд при температуре выше 90°С;
- риск пенообразования;
- относительно низкая теплоемкость;
- химическое взаимодействие с резиной и пластиком;
- после испарения вода становится твердой или желеобразной.
Однако глицериновые теплоносители обладают многими положительными свойствами:
- пожаровзрывобезопасность;
- экологичность;
- химическая инертность к цинку;
- широкий диапазон рабочих температур: от –30°С до 105°С;
- низкая стоимость;
- длительный срок службы – 10 лет;
- Не расширяться при замораживании.
Составы глицерина выпускаются по ТУ, и это еще один недостаток, т.к. производители сами устанавливают стандарты.
Производство глицеринового антифриза в отдельных странах не осуществляется.
В качестве охлаждающей жидкости можно также использовать растворы с содержанием 40-55% этилового спирта. Они экологически безопасны, кристаллизуются при –30 °С. Однако их применение ограничивается герметически закрытыми системами, т. к. они отличаются повышенной летучестью. Температура кипения – 90°С, что является минимальным показателем среди всех видов охлаждающих жидкостей.
Достоинства и недостатки
В качестве теплоносителя также заливают дистиллированную воду, но если зимой возможно длительное отсутствие хозяев в доме или периодически отключают электричество, то теплоноситель в радиаторах может замерзнуть. В таких случаях рекомендуется заправить систему антифризом для отопления.
Преимущества:
- трубы из-за расширения замерзшей воды не лопнут;
- нет необходимости сливать воду из системы во время отсутствия; Антифриз
- имеет низкую температуру замерзания – до –65°С, и даже при более низкой температуре не превращается в лед, а становится желеобразным, расширяясь в гораздо меньшей степени, чем вода;
- при повышении температуры застывший теплоноситель сохраняет свои свойства;
- состав содержит добавки, препятствующие образованию накипи и реакциям с металлами.
Требуется большая герметизация из-за повышенной текучести антифриза
Недостатки:
- некачественные антифризы разрушают элементы системы отопления, так как в них выпадает твердый осадок, который разрушает арматуру и приборы;
- пониженный уровень теплоемкости по сравнению с водой (меньше на 15%), чтобы компенсировать этот недостаток, необходимо увеличить скорость циркуляции теплоносителя ровно на такую же величину;
- повышенной вязкости (выше на 30-50% по сравнению с водой) и большей плотности (5-10%), в связи с чем необходима установка более мощного насосного оборудования;
- токсичность;
- седиментации с течением времени;
- высокая цена;
- необходимость тщательной герметизации компаундов, ввиду повышенной текучести (на 50% выше, чем у воды).
Несмотря на недостатки, антифриз применяется в системах отопления, так как практически не замерзает и не расширяется, что приводит к повреждению труб и оборудования.
Особенности применения антифриза в системе отопления
При замене антифриза старая жидкость полностью сливается из системы отопления
Поскольку гликолевые составы небезопасны, при их использовании следует соблюдать технику безопасности. Кроме того, существуют определенные особенности использования антифриза в системе отопления:
- Гликолевую охлаждающую жидкость нельзя заливать в открытую систему, где жидкость в расширительном бачке контактирует с атмосферой, т. к. в воздух могут попасть токсичные вещества. Это допускается только при использовании пропиленгликолевой охлаждающей жидкости, если есть уверенность в ее качестве.
- При приобретении охлаждающей жидкости другого производителя, для ее добавления в систему необходимо проверить совместимость со старым антифризом, т.
- Для работы в системе с антифризом требуется насос на 60% мощнее, чем для воды.
- Радиаторы необходимо выбирать с большей степенью теплоотдачи, например алюминиевые или биметаллические. Кроме того, желательно выбирать модель с большим внутренним диаметром и объемом.
- Система не работает с автоматическими воздухоотводчиками; поэтому установлены краны Маевского.
- Система должна быть оснащена точным регулятором температуры, так как превышение определенных пределов приводит к загниванию теплоносителя. Реакция сопровождается выпадением осадка, что впоследствии вызывает образование сажи, коррозии, кислоты, пены и завоздушивание системы.
Только при правильной эксплуатации и соблюдении всех рекомендаций по подбору оборудования использование антифриза в системе отопления будет на пользу.
Заливка теплоносителя в систему отопления своими руками
После слива тосола система промывается чистой водой
Тосол для отопления со временем стареет, его теплоемкость и антикоррозионные свойства снижаются, поэтому его периодически меняют. Средняя периодичность составляет 5 лет. Перед заливкой охлаждающей жидкости необходимо слить из системы старый антифриз.
Заказ на выполнение работ:
- Котел отопления обязательно прогреть, независимо от температуры окружающего воздуха.
- Они открывают батареи и помещают систему в гравитацию.
- Котел и другие устройства системы отключены от сети.
- Подготовлены ковши, тазы для слива старой охлаждающей жидкости.
- С помощью запорного вентиля насос отключается, так как без охлаждающей жидкости он моментально выходит из строя. Внутри старый антифриз останется, но его объем будет небольшим, поэтому на работу системы это не повлияет.
- Откройте вентиль и заполните бак.
Сливать воду из системы предпочтительнее через заливной кран, расположенный возле котла, в самой нижней точке. Если сливное отверстие не предусмотрено, подсоедините один конец шланга к сливному отверстию аккумулятора или к крану Маевского, другой конец вставьте в емкость.
- После слива охлаждающей жидкости система промывается чистой водой или специально предназначенными для этого растворами.
- В соответствии с инструкциями производителя жидкость разбавляется в соответствии с требуемой температурой замерзания. Температура замерзания имеет нелинейную зависимость от количества заливаемой воды – при разбавлении 20 л антифриза с температурой замерзания -65°С на 50% водой температура замерзания будет -20°С, а не -32,5°С, как можно было бы предположить.
- Очистите грязевой фильтр.
- С помощью насоса, подсоединенного к инжекционному отверстию, заполните систему свежим составом.
- В процессе необходимо стравливать воздух, контролируя давление по манометру.
Для разбавления охлаждающей жидкости используйте только дистиллированную воду, не содержащую солей кальция и магния, иначе образуется осадок. В крайнем случае реакцию следует проверить, отдельно смешав водопроводную воду с небольшим количеством антифриза в необходимых пропорциях. Обязательно соединение состава с водой в отдельной емкости для обеспечения равномерного смешивания. Заливать в систему сначала антифриз, а потом воду нельзя. Это приводит к неравномерному нагреву радиаторов, выходу из строя насосного оборудования, пенообразованию. Если по незнанию система была заполнена таким образом, насос включается на минимальную мощность и постепенно стравливает воздух. Смешивание произойдет со временем, но нет гарантии, что оно будет равномерным.
Если в систему заливается охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля, емкости, использованные при этом, следует утилизировать, а насос необходимо промыть горячей водой с моющими средствами.
Производители теплоносителей
Жидкость необходимо покупать в проверенных магазинах, чтобы не повредить систему отопления
Антифризы состоят из 30-65% гликоля, 30-50% дистиллированной воды, 3-4% присадок, препятствующих пенообразованию, коррозии металла, образованию осадков. На рынке представлен широкий ассортимент антифризов, предназначенных для отопления загородного дома. В основном они изготавливаются из импортного сырья и продаются примерно по одной цене. Если товар слишком дешевый, стоит усомниться в его качестве. Проверить состав можно содой. Поскольку поддельные антифризы в основном имеют кислую среду, можно смешать щепотку соды с небольшим количеством охлаждающей жидкости. Если при этом наблюдается шипение и образуется пена – продукт некачественный, если реакции не происходит – антифриз исправен.
Лучшие антифризы:
- Dixis-65. Теплоноситель с лучшими показателями кристаллизации. Этот антифриз подходит для газовых и электрических котлов отопления, систем с элементами из чугуна, меди, пластика, алюминия, латуни. Температура окружающей среды от –65°С до +95°С. Может применяться для обогрева домов в условиях Крайнего Севера. При использовании в более мягком климате возможно разбавление теплоносителя водой 1:1. Преимущества: срок службы – не менее 5 лет, пожаробезопасность.
- Теплый Эко Дом. Пропиленгликолевая охлаждающая жидкость с температурой кристаллизации –31°С. Срок службы – 5 лет и более. Температура кипения 106°С, а разрушение происходит только при +170°С. Связывается с герметиками и не расширяется.
- Термоагент-65. Отечественный антифриз, произведенный из немецкого сырья. Может использоваться в системах с резиновыми прокладками, герметиком. Сохраняет свойства до 10 лет и имеет низкую температуру замерзания. Может использоваться при температуре окружающего воздуха до –65 °С.
Антифриз — охлаждающая жидкость с меньшим коэффициентом расширения по сравнению с водой. Это свойство имеет первостепенное значение. По другим физико-техническим параметрам вода превосходит антифриз. Использование антифриза должно быть грамотным. Тогда срок службы системы увеличится.
Могут ли клапаны защиты от замерзания заменить гликоль в системе теплового насоса?
Аарон Кушон
Информация, информация о продукте
Aaron Cushion
Информация, информация о продукте
Клапаны защиты от замерзанияи гликоль — это два разных компонента, которые служат схожим целям в системе теплового насоса. Гликоль — это тип антифриза, который обычно используется в системах тепловых насосов для предотвращения замерзания воды в холодную погоду. Гликоль специально разработан для снижения точки замерзания воды, что необходимо для предотвращения повреждения системы в холодных условиях. С другой стороны, клапаны защиты от замерзания предназначены для автоматического открытия и слива воды из системы, когда температура воды падает ниже определенной. Это также необходимо для защиты системы от холода.
Недостатки гликоля
Большинство установщиков тепловых насосов знакомы с гликолем, и если вы когда-либо работали с нами, мы, вероятно, рекомендовали вам гликоль. Тем не менее, у его использования есть несколько недостатков:
Стоимость: Гликоль дорог, и, как правило, для правильного заполнения системы теплового насоса требуется несколько ванн.
Как правило, 20-литровый контейнер с гликолем стоит около 200 фунтов стерлингов, поэтому использование нескольких баков в системе с тепловым насосом увеличивает общую стоимость.
Техническое обслуживание: Гликоль требует регулярной проверки и замены, чтобы гарантировать его правильную работу. Если вам нужно слить воду из системы, гликоль необходимо заменить, что в конечном итоге увеличивает стоимость.
Характеристики: Гликоль — это вязкая мутная жидкость, которая даже при смешивании с водой может снизить эффективность теплового насоса. Добавление гликоля в систему будет означать, что тепловому насосу придется больше работать для перемещения жидкости по системе. Вода, с другой стороны, очень жидкая, что предпочтительнее в системе теплового насоса.
Токсичность: Гликоль токсичен при попадании внутрь, поэтому необходимо соблюдать осторожность при сливе жидкости из системы.
В чем преимущества антифризных клапанов?
Клапаны защиты от замерзания предназначены для дренажа системы теплового насоса, если температура отопительного контура (не температура наружного воздуха) падает ниже 3°C градусов. Каждый клапан содержит небольшой датчик, который срабатывает, когда температура отопительного контура падает ниже этого значения. Система должна была бы потерять мощность (и насосы перестали работать), иначе нам пришлось бы вступить в новый ледниковый период, чтобы это произошло. Подобно гликолю, это делается для предотвращения повреждения системы отопления в холодных условиях. Вот преимущества использования клапанов для защиты от замерзания:
Стоимость: Стоимость пары клапанов защиты от замерзания сопоставима со стоимостью 20-литрового бака гликоля (200 фунтов стерлингов), однако требуется только одна пара.
Техническое обслуживание: Клапаны легко устанавливаются и забываются, не требуют обслуживания и должны работать через 7-8 лет.
Производительность: Клапаны против замерзания служат альтернативой гликолю, что означает, что ваша система теплового насоса будет работать более эффективно благодаря текучести воды.
Чтобы узнать больше, мы сняли короткое видео, объясняющее преимущества:
Что насчет гарантии на тепловой насос?
Многие установщики будут обеспокоены возможностью аннулирования гарантии на тепловой насос из-за использования клапанов защиты от замерзания. К счастью, это не так. Большинство производителей заявляют, что «должна быть защита от замерзания», и не называют гликоль всем необходимым. На самом деле, Bosch специально указывает , а не , чтобы использовать гликоль.
В случае Mitsubishi, вот их позиция в отношении клапанов защиты от замерзания:
«Клапаны защиты от замерзания можно использовать, , но вы должны убедиться, что функция защиты от замерзания на FTC6 включена».
В Mitsubishi Ecodan есть функция, благодаря которой при температуре наружного воздуха ниже 5 градусов включаются насосы, чтобы вода не замерзала. Таким образом, клапаны защиты от замерзания поддерживаются Mitsubishi, когда используется эта функция (что всегда и происходит).
Можно ли использовать оба?
Некоторые установщики спрашивали о возможности использования как антифризных клапанов, так и гликоля для дополнительной защиты. Это не то, что мы рекомендуем. Механически система будет работать без сбоев, однако это будет пустой тратой денег для вашего клиента и не принесет никакой пользы.
Добавление гликоля в систему снизит температуру замерзания воды в системе, однако не изменит температуру, при которой открываются клапаны защиты от замерзания. Следовательно, если бы клапаны сработали, система была бы опорожнена, что означало бы потерю всего гликоля.
Наличие на складе
Теперь у нас есть запас клапанов против замерзания, и мы рекомендуем их нашим установщикам. Чтобы узнать больше, свяжитесь с нами или загрузите спецификацию ниже:
Начало работы с тепловыми насосами
Если вы опытный установщик систем отопления и хотите начать работу с тепловыми насосами, нет более быстрого и простого способа, чем связаться с Alto Energy.