Дизайн хрущевок удачные проекты: Дизайн интерьера квартиры в хрущевке: красивые идеи оформления и обустройства

планировка и зонирование, смежные варианты, фото примеров

Раньше строили на совесть. Советские квартиры – верх инженерного мастерства. Но в те времена не обращали внимание на красоту, эстетику и удобство. Главное и первостепенное – надежность, качество, полезность. Владельцы хрущевок понимают, о чем речь. Их дома стоят более 50 лет, но нет красоты, эстетики. Поэтому надо перепланировать свои «поместья». В этом обзоре будет рассматриваться перепланировка хрущевки, 2 комнаты которой смогут вместить как домочадцев, так и гостей.

Современные дизайнерские решения позволяют кардинально преобразить интерьер хрущевки

Нюансы планировки

Содержание

  • Нюансы планировки
  • Студия из хрущевки
  • Примеры отделки
    • Кухня
    • Гостиная
  • Хрущевка в силе Хай-Тек
  • Видео-обзор стильной хрущевки для молодой семьи
  • Подборка фотографий лучших дизайнерских решений

Чтобы затея с капитальной реконструкцией советского жилища прошла успешно, надо основательно подготовиться к этому мероприятию. Для этого целесообразно разработать пошаговый план, выполняя который у вас получится осуществить заветную мечту, обустроить жилое пространство по своему усмотрению, невзирая на завистливые взгляды соседей по площадке.

Квартира до перепланировки Квартира после перепланировки

Проект хрущевка 2 комнатная планировка начат. А вот какие шаги надо предпринять на подготовительном этапе планирования:

  1. Детальный осмотр помещений квартиры. Здесь важно определить сильные и слабые стороны хрущевки. Осмотрите все очень внимательно. Например, выступающая шахта вентиляции на кухне будет неестественно портить дизайн, а узкая прихожая не позволит принять сразу много гостей.
  2. Важно количество жильцов. Если живет семья из двух человек, то из одной комнаты можно сделать отличную гостиную. Но при рождении детей, придется совмещать приятное с полезным.
  3. Предварительный чертеж всему голова. Проще всего представить будущий дизайн и планировку квартиры, нарисовав проект на бумаге. Это надо сделать отдельно для каждого этапа. Для перепланировки подойдет общий вид сверху. А вот для дизайн-проекта нужно начертить перспективный эскиз с удаляющейся точкой схождения.
  4. При наличии балкона или лоджии, обязательно рассмотрите возможность убрать перегородку и расширить комнату. Если у вас на кухне есть балкон, то это отлично. Кухонное пространство советского строителя всегда нуждается в расширении.
  5. Определите будущий дизайн своего жилища, который бы согласовывался с вашими желаниями и видением. Опытные специалисты области дизайнерского мастерства советуют подбирать будущее оформление пространства по вашему характеру. Это сложный процесс, ведь себя рассудить очень сложно. За высококачественным дизайном лучше обратиться к мастеру.
  6. Визуальное деление пространства для квартиры-студии. Сейчас модно сносить перегородку, оставить одну большую комнату и назвать все это студией. Но без разграничения, хотя бы визуального, вам не обойтись. Выделите несколько зон, которые стоит отгородить от остального пространства.
  7. Холодному – теплое, теплому – холодное. Здесь речь о климате вашего города и цветовой гамме помещений жилья. В холодных регионах всегда хочется тепла, уюта. Поэтому целесообразно отдавать предпочтение ярким, свежим и теплым тонам в элементах интерьера. Тоже касается и жарких городов. Здесь лучше обращать внимание на холодные, свежие, местами леденящие оттенки и стили оформления интерьера.

Перед тем, как вы сможет осуществить перепланировку 2-х комнатной хрущевки, обязательно обратитесь в строительные органы, которые выдадут разрешение на проведение работ. Это нужно не только для формальной подписи со стороны ответственного лица. Во-первых, вы не знаете, какие станы в вашем доме являются несущими.

Для получения разрешения на проведение работ, надо обратиться в местный отдел Бюро технической инвентаризации (БТИ). Там напишите заявление инженеру отдела, который сможет выдать техническое решение для осуществления работ.

После получения долгожданного проекта и разрешения от БТИ, не спешите начинать работы. Обязательно предупредите жильцов вашего дома о предстоящих капитальных работах. Где-то могут жить маленькие дети, старики и люди с тяжелыми заболеваниями. Если этого не сделать, любой отличный ремонт в квартире не будет радовать вас на фоне разъяренного соседа.

Итогом перепланировки станет светлая и удобная квартира, отвечающая требованиям современного жилья

Студия из хрущевки

Отличный вариант перепланировать 2 комнатную квартиру в хрущевке по типу студии. Это придаст новизны советской инженерной мысли. Студии примечательны тем, что многократно увеличивают пространство, функциональность комнат.

Создание квартиры-студии – самый распространенный вариант ремонта, позволяющий сделать квартиру функциональной и привлекательной

Помещения советской высотки обычно излишне затемнены. Это связано с организацией небольших оконных проемов, а также расположению окон относительно сторон света. Обычно есть светлые и темные комнаты. При проектировании квартиры-студии, получается впустить больше естественных лучей света туда, где их быть не могло из-за существующих перегородок.

Но после разбора перегородки создается необходимость визуального разграничения функциональных зон. Этим и отличаются квартиры-студии. При увеличении свободного места, они остаются той уютной квартиркой, обеспечивающей своим уголком каждого члена семьи.

Открытый стеллаж не только разделит пространство на функциональные зоны, но и станет местом для хранения вещей

Чтобы заполучить такой эффект, надо грамотно планировать внутреннее убранство. Давайте посмотрим, как лучше всего зонировать такое жилище. Ниже приводятся основные методы создания визуального разграничения, подобранные опытными специалистами области дизайнерского мастерства.

  • Разделение при помощи цветовой палитры. Различная цветовая отделка поверхностей пола, стен и потолка, способна разграничить функциональные зоны не хуже кирпичной стены. Но эффект от цветового разграничения куда лучше.

    Зонирование прихожей зоны цветом отделки стен

  • Визуальное разделение функциональными предметами. Речь о мебели, шкафах, полках, обеденных столах и других предметах интерьера. Такие естественные перегородки отлично выполнят разграничительную функцию, не заняв при этом лишнего места.

    Для отделения гостиной зоны от кухонной часто используют барную стойку

  • Световое разграничение. Игра света решает многое. Это относится и к дизайну внутренних помещений квартиры-студии. Посмотрите, как виртуозно подобранные различные световые температуры могут выделить, или скрыть зону от лишнего взгляда, пытливого ума и излишнего интереса.

    Правильно подобранные светильники обеспечат комфортное освещение и разделят пространство на части

  • Обустройство стеклянных перегородок. Этот метод отлично применяется при проектировании квартир-студий, где соединятся кухня и гостиная. Стеклянная перегородка может дополняться с одной стороны декоративным (экологическим) камином.

    При необходимости уединения стеклянная перегородка дублируется шторой из плотной ткани

  • Обустройство откатных, раздвижных дверей. Отличие этого варианта от стеклянной стенки в том, что откатное устройство легко прячется в нишу, открывая присутствующим отличный вид на все помещение квартиры-студии. Откатные, раздвижные двери можно делать из тонкой древесины, стекла или комбинированного исполнения.

    Раздвижные двери не скрадывают пространство, которого и так не хватает в маленьких квартира

  • Текстильные перегородки. Шторы, занавески, легкие тюли и даже балдахины помогут разграничить помещение квартиры-студии в хрущевке.

    Перегородка-штора является самым простым способом зонирования общей комнаты

  • Разный дизайн функциональных зон отлично отгородит кухонное пространство от гостиной.

    Окраска стен в контрастные цвета – довольно распространенный способ разделения пространства

  • Визуальное разделение при помощи материалов отделки. С помощью напольного покрытия можно легко отделить прихожую, скажем от гостиной. Также, кухонное пространство отделяется от зала, а последний от комнат.

    Зонирование напольным покрытием наиболее часто встречается в квартирах-студиях

Стоит отметить, что спальни лучше всего разделять с остальными функциональными зонами при помощи откатных/раздвижных дверей, балдахинов. Также, при отсутствии лишнего места, спальню можно разграничить с помощью высокого изголовья кровати, книжного шкафа.

Легкая деревянная перегородка создаст иллюзию ограниченного пространства, не затенив при этом помещение

Если вы по всем советам организуете перепланировку 2-х комнатной хрущевки и посмотрите смежные варианты фото до и после получившегося варианта, то по достоинству оцените наши советы, как специалистов области дизайнерского мастерства.

Для оформления большого пространства, полученного в ходе перепланировки, хорошо подходит лофтный интерьер

Романтические натуры могут выбрать классическое направление или французский прованс

Удобный и практичный интерьер можно получить, оформив квартиру в стиле модерна

Примеры отделки

В качестве примера рассмотрим вариант отделки квартиры-студии в хрущевке, отделанной Скандинавским стилем. Такое решение подойдет для жарких климатических условий.

Кухня

Кухонное пространство выполняется в черно-белых тонах. Преобладает белый оттенок. Напольное покрытие отделывается светло-кремовой керамической плиткой прямоугольного узкого формата.

Основной фон и большая часть мебели оформляется в белом цвете, а черному выделяется акцентная роль

Нижние кухонные шкафчики гарнитура выполняются белого цвета с глянцевыми поверхностями. Наличие узора не обязательно. Столешницу можно сделать черную или темно-серую. Каменная фактура подойдет отлично. Если есть возможность, изготовьте столешницу из черного мрамора. Такое изделие стоит немало денег, но это окупится отличным дизайном.

Глянцевые фасады будут отражать свет и сделают кухню намного светлее

Навесные шкафчики кухонного гарнитура также выполняются белого оттенка в виде глянца. Чтобы хоть как-то выделить светлые тона, фартук по верхней границе дополняется черной полосой. Также, такое решение подойдет для верхней части над навесным шкафом.

Гостиная

Гостиная отделяется от кухни при помощи напольного покрытия. В месте для гостей (зале) постелите ламинат или паркетную доску большого формата. Цвет – кремово-светлый. Такое сочетание с керамической плиткой кухни придаст экстравагантности.

Мебели не должно быть слишком много – только самое необходимые предметы

Обязательно постелите перед телевизором в гостиной мягкий пушистый ковер. Скандинавский стиль хоть и подразумевает чрезмерную холодность, некоторые нотки теплоты ему не чужды.

Стены оклейте светлыми обоями. Также подойдет обыкновенная покраска стенового пространства. Дополнительные декоративные композиции на стенах в виде навесных полок с различными украшениями (статуэтки, искусственные или натуральные цветы, картины с паспарту с семейными фотографиями) отлично создадут уютное местечко.

В гостиной скандинавского стиля будет уместен фальш-камин, а в качестве оригинального декора подойдут дрова, аккуратно сложенные в нише стены

Потолочное пространство лучше сделать из глянцевых гладких поверхностей пластикового образца. При желании, можно обустроить многоуровневый потолок с точечными светодиодными светильниками по периметру. В центре лучше повесить люстру.

Хрущевка в силе Хай-Тек

Современное решение по объединению нескольких помещений в квартире-хрущевке приветствует отделку в таком же современном стиле Хай-Тек. Здесь глянцевые поверхности, стекло, хромированный металл преобладают в своем большинстве.

Хай-тек способен преобразить хрущевку до неузнаваемости

Напольное покрытие кухни делается из бело-серой керамической плитки квадратного формата. Кухонный гарнитур покупается комбинированный:

  • нижние (напольные) шкафчики – гладкие, глянцевые белого оттенка;
  • верхние навесные шкафчики – серо-коричневого цвета полосатой фактуры.

Кухонный фартук выкладывается из керамической плитки небольшого формата прямоугольной формы. Бело-серый оттенок подойдет сюда. Столешница выполняется в тон нижним напольным шкафам – гладкая, глянцевая и белая.

Для хай-тека характерно лаконичное сочетание пластика, металла и стекла

Для зонирования от гостиной в этом варианте будет использоваться барная стойка замысловатой формы. Цветовая палитра здесь идет в тон общему манеру – белый глянец всегда к лицу Хай-Тек.

Чтобы придать эксклюзивности вашему дизайну квартиры-студии в хрущевке, организуйте общестилевой потолок как на кухне, так и в гостиной. При наличии функционального разграничения барной стойкой, такой вариант придаст уникальности.

В качестве акцентной детали подойдет большое зеркало или обои с фотопечатью

Чтобы создать акцент, выберите один акцентный оттенок. Для современного стиля Хай-Тек подойдет светло-бирюзовый или бледно-голубой цвет. Акценты выражаются в небольших функциональных предметах. К примеру, установка бледно-голубых барных стульев, отделка стены с элементами этой гаммы, или какие-то другие акценты. Современный стиль Хай-Тек приемлет все.

Посмотрите подборку фотографий планировки комнат в хрущевке. Отличные дизайнерские решения могут находиться здесь. Возможно, вы подберете что-нибудь подходящее именно для вас.

Видео-обзор стильной хрущевки для молодой семьи

Подборка фотографий лучших дизайнерских решений

Дизайн прихожей в хрущевке: 3 примера

СоветыКомнаты

Проект Анастасии Гладышевой. Вдоль стены в маленькой прихожей организованы две ниши: одна для повседневной одежды и обуви, вторая служит полкой, в которую можно положить сумочку, телефон и ключи.

Фото
Евгений Гнесин. Стиль: Екатерина Шаповалова

Однокомнатная квартира

Однокомнатная хрущевка — вариант для убежденного минималиста. Это не значит, что человеку, который выбрал для себя такую квартиру, придется отказывать себе во всем. Нет-нет, только в том, без чего можно обойтись. Девиз однушки в доме 1960-х годов — ничего лишнего.

Квартира 33 кв. м в Находке. Проект бюро KODD Bureau.

Фото
KODD
Фото
KODD

Для этой однокомнатной квартиры площадью 33 кв. м в Находке архитекторы KODD Bureau спроектировали интерьер, в котором главную роль играет березовая фанера. И без того крошечную прихожую авторы проекта сделали еще меньше, «отрезав» от нее часть под шкаф со стиральной машиной и водонагревателем. Верхнюю одежду можно повесить в другой шкаф, который, в свою очередь, забирает часть площади у жилой комнаты. В прихожей остается место только для табурета ИКЕА и парочки крючков на стене для верхней одежды. Чтобы жить в такой квартире, придется следовать одному из 50 правил Карима Рашида: купил новую рубашку — выброси старую. Зато такое пространство убережет вас от безудержного накопительства и излишнего потребления, что вполне отвечает принципам нашего времени.

Квартира для минималиста — но в ней есть все необходимое для того чтобы жить, работать и даже принимать гостей.

Фото
KODD
Фото
KODD

Двухкомнатная хрущевка

В двухкомнатной квартире площадью 43,7 кв. м пространство вариантов обустройства прихожей уже побольше, но не намного. Дизайнеры бюро «Общая площадь» в своем проекте оставили в прихожей минимум предметов (обувницу с ящиками и легкую, компактную вешалку), а основное хранение перенесли в комнаты. В гостиной стену занял встроенный шкаф-стеллаж с открытыми и закрытыми секциями, вместительный, но не громоздкий, в спальне — встроенный распашной шкаф для одежды. 

Вид из прихожей на гостиную.

Фото
www.op-2.ru

В крохотной прихожей «хрущевки» все должно быть функционально: минимум вещей, максимум практичности.

Фото
www.op-2.ru

Фрагмент кухни-гостиной с системой хранения из открытых и закрытых секций.

Фото
op-2.ru” data-v-0588da82=””>www.op-2.ru

Спальня с шкафами для одежды.

Фото
www.op-2.ru

Как мы помним, кроме пользы и прочности, есть еще и красота. Интерьерный стилист Даша Соболева какое-то время жила в центре, а потом вернулась в квартиру своего детства, потому что рядом много парков и сталинских домов, жить здесь комфортно еще и потому, что архитектура не слишком изменилась. Даша не боится цвета, поэтому в ее квартире все стены и потолки цветные, а прихожая — место выставки черно-белой графики. Экспозиция время от времени меняется. Хранение, как и предыдущем проекте, перенесено в гостиную и спальню.

Прихожая как место постоянно меняющейся экспозиции.

Фото
Сергей Красюк

Вид из прихожей на гостиную.

Фото
Сергей Красюк

Трехкомнатная хрущевка

В это трудно поверить, но квартира совсем маленькая, 47 кв. метров. Прихожая здесь кажется больше за счет зеркала во всю стену в массивной резной раме, купленной в антикварном магазине. Это позволяет визуально увеличить узкое пространство и «сбить» масштаб. Еще один прием –занавески, которые дизайнеры и владельцы квартиры Антон Корнеев и Екатерина Блохина использовали вместо дверец в шкафах, сделанных за счет пространства ванной комнаты. Сами хозяева, кстати, считают, что квартира хоть и маленькая, но очень удобная.

Вид из прихожей на гостиную.

Фото
akorneev.com

Прихожая, фрагмент.

Фото
com” data-v-0588da82=””>akorneev.com

Вид из прихожей на гостиную. По обе стороны от двери в санузел обустроены шкафы для верхней одежды с занавесками вместо дверец.

Фото
akorneev.com

Теги

  • Дизайн маленьких квартир
  • прихожая

В тени хрущевки

Как эффективное управление дизайном может обеспечить архитектурное выражение в современных модульных проектах.

Несмотря на то, что в последние годы было создано несколько громких и новаторских модульных проектов, функциональные и эстетические элементы дизайна этих зданий по-прежнему вызывают клеймо. Преимущества производства, которые делают строительство за пределами площадки таким привлекательным, такие как повторяемость, улучшенное качество, более быстрый график и эффективность труда, также могут вызывать опасения у определенных кругов, которые подавляют творчество и приводят к компромиссному решению.

«Устранение излишеств в проектировании и строительстве» — так называлась речь советского лидера Никиты Хрущева в 1954 году, ознаменовавшая сдвиг в политике в сторону доступности жилья и отказ от предшествующего архитектурного стиля. Приоритетное внимание должно было уделяться жилью советских граждан, и основное внимание должно было уделяться созданию этого жилья в кратчайшие сроки. Это прямо контрастировало с яркими грандиозными проектами поздней сталинской эпохи, где высокодекоративные фасады и масштабы имели первостепенное значение для создания образа победоносной советской империи. Результатом новой инициативы Хрущева стала мобилизация века машин и поточных процессов для размещения миллионов семей на огромных территориях СССР.

Были спроектированы панельные и модульные здания из сборных железобетонных конструкций – К7 является самым популярным примером, вариации на тему которого разрабатывались в последующие десятилетия. Эти здания, как правило, были не более 5 этажей (самое высокое здание могло быть без лифта в соответствии с нормами) и избегали всех внешних украшений в пользу повторяемости и простоты производства. Иногда добавлялись балконы, и были варианты до 3 разных климатических зон.

Как и в случае с любой программой или проектом, существуют различные способы измерения успеха. Только в численном выражении общий жилищный фонд СССР увеличился на 87,5% в период с 1950 по 1960 г. – многие из них были возведены в спешке и сомнительного качества, но представляли собой повышение уровня жизни тех семей, которые ранее жили в коммуналках с минимальная конфиденциальность. Архитектурно безвкусный, функционально тесный, плохо сконструированный, но тем не менее домашний.

С инженерной точки зрения (и, несмотря на упомянутое выше качество сборки) хрущевки оказались удивительно устойчивыми – действительно, они были одними из немногих зданий, уцелевших во время сильного ташкентского землетрясения 1966 года, которое разрушило почти 100 000 домов. Тем не менее, их 25-летний расчетный срок службы в некоторых случаях превышает 40 лет, и это несмотря на минимальное техническое обслуживание.

Однако именно эстетическая мрачность этого конкретного видения термина «модульный» отбрасывает тень, когда обсуждаются методы строительства за пределами площадки.

Итак, дилемма заключается в следующем: как дизайнер или архитектор может воспользоваться преимуществами эффективности производственного процесса, сдать здание в кратчайшие сроки и при этом создать здание с архитектурным отличием (или, по крайней мере, самобытностью)?

Хорошая новость заключается в том, что это возможно, но эффективное управление дизайном является важным элементом процесса. Адепт Менеджмент участвовал во множестве модульных проектов как в Великобритании, так и за рубежом, и некоторые из них, такие как отель CitizenM в Тауэр-Хилл в Лондоне, далеки от безвкусных модульных коробок архитектурных кошмаров.

Конечно, первый вопрос, который следует рассмотреть, состоит в том, чтобы здание гордо выражало свою модульность или же оно должно гармонировать с окружающими зданиями и не быть заметным как модульный проект. Последнее, очевидно, является более сложной задачей, особенно когда необходимо использовать смесь материалов, но также не следует упускать из виду детализацию и сложность, связанные с первым.

Интеграция в среду BIM/CAD является ключевым шагом в обеспечении эффективной координации проекта, особенно в отношении самого большого и самого сложного из всех элементов, объемной стальной рамы. Несмотря на доступность этих цифровых инструментов, многие проекты не используют их в полной мере, поскольку в 3D моделируются только частичные данные, а последующие ошибки координации влияют на производство. Цифровые проектные данные в удобной для использования и манипулируемой форме могут иметь дополнительные преимущества, например, при рассмотрении проекта и утверждении схем фасадов без создания дорогостоящих и трудоемких полномасштабных визуальных макетов. Это поддерживает раннюю фиксацию конструкции фасада, что затем позволяет установить интеграцию и координацию с любым кронштейном, прикрепленным к стальной раме. Длительные сроки изготовления стали, фасадов и изготовления означают, что усилия, затраченные на раннее определение этого интерфейса, позволяют реализовать потенциал для гораздо более сложных схем. Мы всегда будем поощрять тесную работу между командой дизайнеров и создание подробной интегрированной программы проектирования, связанной с ключевыми результатами проекта, чтобы управлять этим.

Заблаговременное привлечение субподрядчиков, особенно для ключевых элементов, таких как фасады, рекомендуется в модульных проектах, чтобы обеспечить возможность разработки систем одновременно и в тесной координации со структурным и внутренним дизайном. Опыт производителя фасада и проектировщика также будет определять, в какой степени фасадные элементы могут быть прикреплены к модулям на заводе с учетом таких параметров, как транспортировка и местная доступность материалов. Цель всегда должна состоять в том, чтобы свести к минимуму работу на месте и перенести работу, которая в противном случае выполнялась бы на открытом воздухе или на высоте, в более безопасные пределы завода.

Модульные проекты требуют ранней фиксации проекта и тесной координации команды дизайнеров для достижения этого при поддержке информированного клиента и подкреплении контрактами, которые подходят для проекта вне площадки. Внедрение цифровых инструментов и методов совместной работы обеспечит эффективное воплощение проекта в изготавливаемый объект, а затем и в здание в целом. Придерживаясь этих рекомендаций, можно сбалансировать требования производственного процесса с возможностью создать здание, представляющее архитектурный интерес.

Джоэл Бомонт (Joel Beaumont) является управляющим консультантом в Adept Management Ltd. Он работал с проектными группами и производителями над модульными проектами в Великобритании и Северной Америке.

“Надстройка”: 11 проектов, определивших киевский советский модернизм

Павильон “Транспорт” с ВДНХ СССР. Изображение предоставлено Валентином Штолько
  • Автор Алексей Быков, Александр Бурлака и Алексей Радынский

Послевоенные годы во всем мире были периодом оптимизма и экстремальных экспериментов. По обе стороны идеологического водораздела времен холодной войны этот оптимизм нашел свое наибольшее выражение с точки зрения архитектуры в модернизме, но, конечно же, особые обстоятельства каждого города придавали модернистскому проекту уникальный оттенок. По мнению кураторов выставки «Надстройка», проходившей в киевском Центре исследований визуальной культуры с 28 января по 28 февраля, утопические архитектурные произведения Киева представляли собой «попытку превратить город в среду материализации художественного мышления — в отличие от строгому объединению городского пространства типовой застройкой и жилыми кварталами». Такие архитекторы, как Эдвард Бильский и Флориан Юрьев, часто работали в сотрудничестве с такими художниками, как Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко пытались создать проекты, представляющие собой полный синтез архитектуры и искусства – подход к дизайну, который часто не устраивал тогдашнюю украинскую власть.

Благодаря исследованиям Алекса Быкова, Александра Бурлаки и Алексея Радынского, “Суперструктура” рассмотрела проекты, характерные для данного культурного момента в Киеве. После перерыва мы представляем это исследование и подборку изображений с выставки.

+ 34

+ 34

Парк Памяти
1968–1981
Архитектор Милецкий А.В. Залы Прощания: А. Подгорный

Залы Прощания. Изображение © О.Бурлака 2014

История Парка Памяти, расположенного на Байковой горе, в двух словах представляет собой сложную историю киевского неомодернизма.

3D-секция Залов Прощания. Image © А. Подгорный

Во второй половине 1960-х местные власти инициировали создание Киевского крематория. Эта идея сразу встретила противодействие среди архитектурного сообщества Киева: процесс промышленного сжигания трупов связывали с уничтожением тел жертв нацистской расправы в Бабьем Яру, и в те годы об этой трагедии стали говорить публично. В конкурсе на создание первого памятника в Бабьем Яру приняли участие художники Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко. Вскоре после этого эти художники стали полноправными соавторами комплекса Киевского крематория в соавторстве с архитектором Авраамом Милецким (что впоследствии вылилось в бескомпромиссный творческий конфликт). Рыбачук и Мельниченко отвергли первоначальный проект Милецкого, рассматривавшего крематорий как чисто функциональное сооружение, и предложили свою концепцию крематория как лечебной среды. Чтобы помочь участникам траурной церемонии справиться с психологической травмой, Рыбачук и Мельниченко разработали идею Парка памяти с собственным ландшафтным дизайном, монументальной Стеной памяти и уникальными Залами прощания. Архитектура этих залов должна была избегать каких-либо ассоциаций с производственным процессом кремации, происходившим внутри, отсюда и их неповторимая форма. Разработка Залов прощания в тесном сотрудничестве художников-монументалистов и инженеров явилась воплощением важной для того периода идеи «научно обоснованного художественного сознания». Пластические формы Залов прощания сочетали в себе сложный технический процесс с авангардным художественным мышлением, диалектически снимающим противопоставление техники и гуманитарных наук – типичное для советских 1960-е годы.

Залы Прощания. Изображение © О.Бурлака 2014

Творчество Рыбачука и Мельниченко тяготело к утопическим практикам тотального произведения искусства ( Gesamtkunstwerk ), именно такое искусство пытались воплотить в проекте Парк Памяти на Байковой горе . Центральным элементом этого парка должна была стать монументальная Стена памяти: более двухсот квадратных метров художественных рельефов, по которым должны были пройти похоронные процессии. Эта стена с ее многочисленными авторскими рельефами должна была выполнять и лечебную функцию для участников похорон. Его образность – от мифа о Прометее до Второй мировой войны и послевоенной реконструкции – также должна была отвлечь внимание посетителей крематория от горя, сосредоточив их внимание на глобальных противостояниях человеческой истории.

Геометрическая конструкция Залов Прощания. Image © А. Подгорный

Создание Стены Памяти длилось более 10 лет, но в начале 1982 года, когда ее рельефы были почти закончены, партийное руководство отдало приказ о ликвидации этой работы. Все рельефы были забетонированы. Техническая возможность убрать этот слой бетона остается и по сей день, но городские власти до сих пор не решаются обратить вспять последствия этого вандализма.

Выставка достижений народного хозяйства СССР
1979-1981
Архитекторы: В. Штолько, К. Дабахьян, А. Касперов, И. Цариковский, Карпов
Инженеры: Г. Авдеев, Б. Бернарский, В. Третьяк, В. Рыбалко , Зайцев Г., Кузяков В., Рудницкая В.

Павильон “Рыбное хозяйство”. Изображение предоставлено Валентином Штолько

В эпоху хрущевской оттепели советская утопическая модель мира существенно менялась: наступление коммунизма переносилось в ближайшее, вполне определенное будущее, и в качестве идеологической компенсации за это «запаздывание» Советский нарратив о покорении космоса был предложен массам. С 1960-х годов тема покорения космоса была центральной в советском массовом воображении. Образы советской космонавтики проецировались на архитектуру, кино и монументальное искусство, постепенно заменяя и предполагая мечту о равноправном и справедливом коммунистическом обществе. Выставка Достижений Народного Хозяйства СССР в Киеве стала одной из площадок для апробации этой космической съемки. Павильон «Транспорт» задуман как летающая тарелка из народного воображения, как бы намекая на то, что транспорт будущего должен обеспечивать межпланетные путешествия. Формы, заимствованные из научной фантастики, становятся рутинным материалом для разработки проекта.

Универсальный павильон с пневмоконструкциями. Изображение предоставлено Валентином Штолько

Популярность этого изображения также имеет вполне практическое, прозаическое происхождение. Нетрадиционные округлые формы эффективны для использования в тентовых и мембранно-вантовых конструкциях. Так создавался дизайн павильона «Рыбные промыслы». Эти проекты имели все шансы затмить многие постройки киевского неомодернизма, если бы только они были реализованы. За годы застоя утопический порыв советской культуры постепенно угасал. невозможность воплощения этих построек проявилась в проектах киевских архитекторов, которые все больше склонялись к работе в жанре «бумажной архитектуры»9.0007

Дом мебели
1971
Архитекторы: Н. Чмутина, А. Стукалов, Ю. Чеканюк
Инженеры: Л. Дмитриев, Г. Авдеев, Ю. Ребров корпус 0 Мебель-магазин Выставка 900 , перспектива 1970 г. Изображение © Благотворительный фонд архитектуры и развития имени Чмутиной

Проект Дома Мебели задуман его автором Натальей Чмутиной с двойной функцией: торговой и выставочной. Помимо торговых залов, проект предусматривал имитацию интерьеров реальных квартир с примерами мебельных композиций.

Здание мебельной выставки-магазина, строительная схема 1970-х годов. Изображение © Благотворительный фонд архитектуры и развития имени Чмутина

По сути, Дом мебели был образцом советского дисциплинарного подхода к потреблению: массовое жилищное строительство предполагало тотальную стандартизацию интерьеров и жилищ. . Помимо коммерческого назначения, Дом мебели выполнял просветительскую функцию: здесь проводились лекции и консультации по вопросам меблировки квартир и дизайна интерьера. Это здание, спроектированное как выставочный комплекс, демонстрирует своеобразный характер советского потребительства, основанного не на разнообразии товаров, а на унификации и дидактике.

Здание мебельной выставки-магазина, фасад 1970 г. Изображение © Благотворительный фонд архитектуры и развития имени Чмутина

Пространственное разрешение Дома мебели – результат экспериментальных поисков инженеров КиевЗНИЭП (Украинский зональный научно-исследовательский и проектный институт Гражданское строительство), который в 1970-х годах разработал каталог эффективных конструктивных решений большепролетных общественных зданий — супермаркетов, крытых рынков, спортивных сооружений.

Институт информации
1971
Архитекторы: Юрьев Ф., Новиков Л.
Инженеры: Печенов А. , Ковалев Л., Ковтун Л., Коффман Н.

1971 Институт информации. Image © О.Ранчуков 1970-е

С конца 1950-х годов область советской архитектуры становилась все более междисциплинарной. Популярные представления о «синтезе искусств» дополнялись необходимостью лавировать между цензурными ограничениями, характерными для каждой сферы советского искусства.

Институт информации, модель, 1971 г. Изображение © Государственная научная архитектурно-строительная библиотека им. В. Заболотного

Фигура архитектора и художника Флориана Юрьева является представителем этой текучей, междисциплинарной идентичности. В начале 1960-х, во время кампании против «абстракционизма», его выставка абстрактных картин в киевском Доме архитектора была закрыта, его работы уничтожены, а самому Юрьеву грозило исключение из Союза архитекторов. Юрьеву удалось избежать этой карьерной катастрофы с помощью аргумента, что его «вина» произошла в сфере искусства, а не архитектуры, поэтому наказывать его как архитектора не имело смысла.

Институт информации, первые варианты, 1971 г. Изображение © Государственная научная архитектурно-строительная библиотека им. театр, который должен был стать площадкой для развития новой художественной дисциплины под названием «музыка цвета». Юрьев превзошел художественное воображение «синестезии» того времени, утверждая, что «музыка цвета» является самостоятельным видом искусства и передача правильно организованных цветов способна вызвать у публики физическое восприятие звука. С этой целью Юрьев создал оркестр легкой музыки и разработал для него зал с совершенной системой передачи звука и света.

Площадь Дзержинского, модель 1969 года. Изображение © Государственная научная архитектурно-строительная библиотека им. В. Заболотного

Внешний вид ее был продиктован именно этими практическими потребностями: здание получило прозвище «Киевская летающая тарелка». Этот проект был реализован намного позже своего замысла и совсем в другом контексте, чем того хотел Юрьев: вместо цветомузыкального театра это здание стало лекционным залом и кинозалом Института научно-технической информации, построенного в конце XIX в. 70-х под руководством КГБ. Благодаря этой защите удалось реализовать авангардный проект Юрьева.

автобусные станции
Центральный автобусная станция
1959-1961
Архитекторы: А. Милцкий, И. Мельник, Э. Билски
Артисты: А. Рыбачук, В. Мельниченко

7 70003 Вокзал, 1959 г. Изображение предоставлено Эдуардом Бильским

Центральный автовокзал — один из первых значительных проектов послевоенного модернизма в Киеве. Именно здесь началось сотрудничество архитекторов Эдуарда Бильского и Авраама Милецкого и художников-монументалистов Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко. Их мозаики и росписи в залах ожидания Центрального автовокзала являются ранними примерами их метода художественного сотрудничества в рамках архитектурных проектов, который включал создание ассоциативной психологической цепочки между пользователем здания и его функцией. В случае Центрального автовокзала тематические произведения монументального искусства выполняют функцию «подготовки» пассажира к путешествию9. 0007 Автовокзал с вертолетной площадкой «Броварская брама» 1973 г. Изображение предоставлено Эдуардом Бильским

После создания Центрального автовокзала на Московской площади Эдуард Бильский неоднократно возвращался к разработке подобных проектов. В частности, его нереализованная идея автовокзала “Броварская брама” на Левом берегу демонстрирует мощное влияние футуристического видения на киевскую архитектуру того времени – его образность находится на грани постмодернистского воображения. В этом проекте архитектор попытался сделать новый узел общественного транспорта для левобережья Киева, который объединил бы автобусную станцию ​​и станцию ​​метро, ​​а также вертолетную площадку. Реализация этого проекта сдерживалась междоусобной войной, которая еще не раз помешает архитектору в будущем.

The Pioneers Palace
1962-1965
Architects: A. Miletsky, E. Bilsky
Engineers A. Pechenov, L. Linovych
Artist: A. Rybachuk, V. Melnichenko
Скульптор: В. Бородай, В. Селибер

Дворец пионеров, открытая терраса (разрушена в 2000-е гг.), 1965 г. Изображение предоставлено Эдуардом Бильским

Киевский Дворец пионеров — архитектурная попытка разработать пространство, максимально потребности детей. Уникальность проекта архитекторов Эдуарда Бильского и Авраама Милецкого и художников Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко заключается в попытке отойти от эталонов архитектуры как воплощения «взрослого» мира.

Дворец пионеров, первый вариант, 1960 г. Изображение предоставлено Эдуардом Бильским

Проект второй раз, после проекта Центрального автовокзала, эти художники-монументалисты тесно сотрудничали с группой архитекторов, не ограничиваясь чисто декоративной задания. Архитекторы стремились максимально «открыть» внутреннее пространство Дворца существующей исторической архитектурной среде (Лавра, Парк Славы) и живописному левому берегу Днепра.

Дворец пионеров, интерьерная мозаика. Image © Alex Bykov 2014

Housing estate «Vynogradar»
1971-1986
Architect: E. Bilsky
Artist: L. Muravyova A. Milovzorov, V. Larin and others
Sculptor: V Шатух

Жилой массив «Виноградарь», общественный центр, первые наброски 1981 г. Изображение предоставлено Эдуардом Бильским

Проект жилого района «Виноградарь» можно считать наиболее последовательным воплощением подхода к архитектуре как к созданию целостная, тотальная и совершенная среда в киевской архитектуре. Этот жилой район на 60 000 человек на самом деле является личным проектом Эдуарда Бильского, сыгравшего здесь роль архитектора-демиурга.

Многофункциональный многозальный культурно-развлекательный комплекс 1986 – 1989 гг., модель. Изображение © Алексей Быков 2014

Виноградарь задумывался как идеальный жилой район с максимально возможным уровнем жизни в массовом жилье. Расположение этой местности – рядом с Пуща-Водицким лесом – должно было обеспечить благоприятные климатические условия. Инфраструктура Виноградаря должна была быть образцовой не только с технологической, но и с эстетической точки зрения: внешний вид многих его объектов был разработан в авторской манере. Эдуард Бильский собрал существующие типы жилых домов в индивидуальный и архитектурно-выразительный образ жилого района.

Жилой массив “Виноградарь”, Детская музыкальная школа, 1983 год. Изображение предоставлено Эдуардом Бильским

Виноградарь должен был стать одним из величайших достижений советского проекта массового жилищного строительства, но на деле стал его противоположностью – случаем антиутопия. Застройка района длилась с 1972 до начала 1990-х годов. Распад Советского Союза оставил Виноградарь в шаге от его завершения, которое должно было обеспечить его жителям удобное сообщение с центром Киева через метро, ​​а также грандиозный культурный центр — ключевую часть инфраструктуры. Отсутствие этих двух элементов превратило утопию Виноградара в антиутопическую область.

Жилой массив «Виноградарь», Детская музыкальная школа, 1983 г. Фото предоставлено Эдуардом Бельским

Гостиница «Салют»
1976-1984
Архитекторы: Милецкий А.В., Слохоцкая Н.В. Инженеры: Ю.Шамес, С.Сирота, Э.Фурманов

Гостиница “Салют”. Изображение © О.Ранчуков 1987

Непростая история взаимодействия архитектурной мысли и партийно-бюрократического аппарата отражена в нынешнем облике гостиницы “Салют”. По первоначальному замыслу авторов, гостиница на площади Славы должна была представлять собой небоскреб, спроектированный с применением инновационной конструкции.

Гостиница “Салют”, последний вариант, модель. Изображение предоставлено Владимиром Шевченко

Проект получил поддержку партийного руководства, но после того, как коллектив отказался внести партийного куратора в список авторов, процесс стал тормозиться. Это также повлекло за собой проблемы с финансированием, и в результате первоначальный проект пришлось, в полном смысле этого слова, урезать более чем вдвое — несмотря на то, что фундамент был рассчитан на гораздо более высокое строительство.

Гостиница “Салют”, последний вариант, модель. Изображение предоставлено Владимиром Шевченко

Архитекторы попытались спасти проект, разработав множество вариаций уже после начала его строительства: необходимо было уравновесить непропорциональную вместимость стилобата. Удивительная форма гостиницы «Салют» стала результатом прямого столкновения архитектуры и власти.

Гостиница “Салют”, первый вариант, модель. Изображение предоставлено Владимиром Шевченко

Вместо стальных тросов для поддержки плит авторы использовали 19 железобетонных стен между помещениями, которые консольно отходят от центрального ядра, в котором находятся лифты и круговой пандус. Таким образом, из-за малого количества номеров и невозможности их расширения гостиница с самого начала была неэффективной.

Киевское государственное музыкально-балетное училище
1964-1967
Архитекторы: Михаил Будиловский, З.Г. Хлебников
Инженер: В.Б. Халимский

Киевское государственное музыкально-балетное училище, Концертный зал, фото 1970-е гг. Изображение предоставлено Михаилом Будиловским

Один из самых смелых проектов киевского модернизма 1960-х годов указывает на существенные различия между архитектурными поисками того времени и их реализацией в советском обществе.

Киевское государственное музыкально-балетное училище, Концертный зал, модель. Изображение предоставлено Михаилом Будиловским

Комплекс музыкальных и балетных школ и их общежитий задумывался как единое целое. Таким образом, в пространстве одного комплекса должны были сосуществовать разные творческие профессии, разные практики и институты. Фасад концертного зала должен был быть украшен мозаикой. Ни он, ни декоративный бассейн реализованы не были.

Попытка создать общее пространство для разных музыкальных профессий и заведений не удалась, когда здание было разделено между разными собственниками и перестало существовать как единое функциональное целое.

Универсам №1 (Универсальный магазин)
1973
Архитекторы: М. Будиловский, И. Веримовская
Инженеры: А. Печенов, В. Дризо №7, Универс. Изображение предоставлено Михаилом Будиловским

Еще один инновационный подход к советской культуре потребления был реализован в проекте Универсам на Борщаговке.

Универсам №1, интерьер, 1970-е гг. Изображение предоставлено Михаилом Будиловским

Никита Хрущев привез идею создания сети супермаркетов в советском стиле из своей поездки в Соединенные Штаты Америки. Проблема с реализацией этого плана заключалась в том, что советская пищевая промышленность не была ориентирована на потребительское разнообразие. Это противоречит идее торгового пространства, открытого для «свободного выбора» потребителя. Архитектор проекта Будиловский предложил Универсам, архитектура которого была самодостаточной, смещая акцент с функции на форму. Это легкое, многослойное пространство, составленное из объемов разного назначения и формы, было не просто второстепенным важным фоном для изделий.

Универсам №1, интерьер, 1970-е гг. Изображение предоставлено Михаилом Будиловским

Конструктивное решение Универсама имело самодостаточное значение, отвлекая внимание потребителей от однородного ассортимента. «На этот Универсам должны приходить как на праздник», — заявил Будиловский, приведя в пример Бессарабский рынок. Однако продовольственный кризис и дефицит эпохи застоя перечеркнули планы архитектора.

Новостройки Университета Т. Шевченко
1972-1980
Архитекторы: М. Будиловский, В. Ладный, В. Коломиец В. Кацын, В. Морозов
Инженеры: В. Дризо, И. Новиченко, Шапиро

Корпус физики Отделение. Изображение предоставлено Михаилом Будиловским

Первоначальный проект университетского городка в киевском районе Теремки связан с архитектурой японского метаболизма – разные по форме и функциям блоки являются неотъемлемыми элементами общей конструкции. Соединяясь друг с другом, их можно расширять по мере необходимости, образуя целостную среду. Реализованная часть этого проекта дает лишь приблизительное представление о его предполагаемом масштабе. Схема с линейно-параллельным развитием территории для образования и научных исследований предусматривала умножение университетских блоков — учебных корпусов, столовых и общежитий для студентов на огромный кампус. С этой точки зрения современные «белые корпуса» университета выглядят лишь крохотной клеточкой будущей научной утопии. Оригинальный проект демонстрирует исключительно разительный разрыв между запланированными масштабами развития науки и ее практической реализацией в позднесоветском обществе.

Вам может понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *