Фресковая роспись: Фресковая роспись

основа, грунты — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Просмотры: 15 115

Скачать как PDF

Про фреску

Слово фреска — итальянского происхождения, фреска значит — свежий. Фреска— один из способов стенной живописи по сырой или просохшей штукатурке, основанный на применении гашеной извести в качестве связующего вещества. Различают два вида фрески «по сырому» — настоящую фреску (buon fresco) и «по сухому» (fresco a secco).

Способ росписи стен «по сырому» требует большого мастерства, он был еще в древности известен на Руси.

История не дает нам точных сведений о том когда впервые началось применение извести в качестве связующего вещества живописных красок.  Надо предполагать  однако, что уже в глубокой древности был использован простейший способ применения ее в живописном деле заключающийся в непосредственном смешении ее в виде гашеной извести с красками. Многое в этом отношения уяснил химический анализ раскрывший что уже в древней Греции пользовались известью и ее соединениями с клеем и казеином в живописи и окраске зданий причем некоторые исследователи полагают что здесь же применялась и живопись по свежей известковой штукатурке.  

По словам Витрувия,  древние греки прекрасно знали и использовали связующие свойства извести в штукатурном деле. Внутри здания они наносили на стены штукатурку в два слоя наружные же стены здания покрывали многослойными штукатурками причем и в том и в другом случаях поверхность их выглаживалась что практиковалось уже в древнем Египте. Штукатурки эти были так крепки что части их снятые со стен по свидетельству того же Витрувия могли служить столами шкапами и благодаря их блеску зеркалами. 
Римляне усвоившие греческую культуру заимствовали от греков и любовь их к украшениям наружных и внутренних стен зданий общественных и частных причем наряду с окраской стен широкое применение у них находит и стенная живопись о чем свидетельствуют сохранившиеся стенные росписи Помпеи и Геркуланума.  Здесь впервые в истории наблюдается широкое применение живописипо свежей штукатурке носившей название у римлян живописи “in udo” по сырому в отличие от другого способа стенной живописи “in arido” выполнявшегося по твердой и сухой штукатурке.  

Фресковая живопись в искусстве стенописи применялась в различные эпохи в Египте, Греции, Италии, Византии. Наибольшего развития и совершенства достигла в Италии в эпоху Возрождения. В России образцы древнерусской фресковой живописи относятся к XI–XVII вв. Два памятника фресковой живописи – росписи Светогорского монастыря близ Пскова и  Ферапонтова монастыря около г. Кириллова, выполненные выдающимися русскими мастерами, являются примерами классического периода древнерусской фрески.

Фресковая живопись усиливается в цвете по мере того, как зритель от нее удаляется на известное расстояние. Фреска представляет огромные возможности пользоваться тонами во всей их интенсивности, хотя при высыхании они слегка бледнеют.

Подготовка стен (основы)

Описывая подготовку стен под живопись по свежей штукатурке, Ченнини — современник блестящей стенной итальянской живописи — так говорит о нанесении второго живописного слоя ее:

«Итак, покрой известковым раствором часть штукатурки тоненьким (но не слишком) и вполне ровным слоем, смочив сперва старую штукатурку. Потом имей в руках твою кисть с толстой щетиной, намочи ее в воде, стряхни и смачивай твою накладку и, кругообразно водя по ней теркой шириной в ладонь руки, протирай ее, чтобы терка сняла известковый раствор там, где его много, и заполнила те места, где его недостает, и выровняла бы хорошо твою накладку. Потом смочи ее той же кистью, если имеется в этом необходимость, и концом твоей штукатурной лопатки, которая должна быть гладкой и вполне чистой, проходи по штукатурке, натирая ее».

Штукатурка, обработанная таким образом, имела несомненно гладкую поверхность и этим сильно отличалась от фресковых штукатурок более позднего времени. Тем не менее исполненная на ней фресковая живопись должна была получаться матовой, особенно если она прописывалась по окончании темперой. «Заметь, что каждая вещь, которую пишешь фреской, хочет быть доведенной до конца и исправлена по сухому темперой». Так выполнялась фресковая живопись, по словам Ченнини, в его время. Итак, нужно думать, что, излагая в своем трактате методы фресковой живописи, Ченнини не дает вполне законченного описания ее.

Долговечность росписей фреской должна быть равной амортизационным срокам службы сооружений, ограждающие конструкции которых послужили основанием для фрески. Для этого необходимо, помимо соблюдения техники росписи, выполнять повышенные требования к качеству оснований и их подготовке; к составам и компонентам штукатурных растворов и технике их нанесения; к обработке поверхности верхнего штукатурного слоя; щелочестойкости, светостойкости и дисперсности пигментов.

Под фресковую роспись пригодны кирпичные, каменные и бетонные поверхности при соблюдении следующих условий: кирпичные поверхности не должны выделять солей, кладка должна быть выполнена на известковых или смешанных растворах с применением пуццоланового портландцемента; бетонные поверхности из обычных портландцементов без специальной их подготовки не пригодны для использования под фресковую роспись из-за известковых солей, выделяемых во время твердения из цементных растворов. 

Непригодны и поверхности из шлакобетона, содержащие сернистые соединения. В этих случаях делают защитную облицовку с укладкой керамических пористых плит с водонепроницаемой изоляцией или воздушной прослойкой между плитами и бетоном или же отделением штукатурки от бетона с нанесением ее на металлическую сетку, закрепленную на каркасе, с обязательным образованием воздушной прослойки толщиной 2–3 см между бетоном и штукатуркой; поверхности из природного камня – неплотного известняка, туфа и песчаника – лучшие основания для фрески, но и они перед оштукатуриванием должны быть обработаны бучардой для более прочного сцепления со штукатуркой.

Фреска выполняется на поверхности штукатурки, поэтому штукатурный слой должен обладать следующими качествами:

  • иметь ровную и правильную белую поверхность;
  • быть прочно и крепко связанным с поверхностью, на которую нанесен;
  • не изменяться в объеме и не растрескиваться;
  • не содержать водорастворимых солей, выступающих со временем на поверхность в виде белых кристаллических налетов.

Для фрески применяются растворы вяжущих веществ, твердеющих на воздухе.

Перед нанесением штукатурки стена обычно должна быть хорошо просушена, так как сырая стена, присутствие гигроскопических солей и недостаточно обожженный кирпич являются причинами проступания беловатых пятен на поверхность штукатурки и разрушения фрески.

Штукатурное тесто составляется в зависимости от качества материалов. Обыкновенно берут на 1 часть извести (известковое тесто) 2—4 части песка, если известь жирная, и 1—1,5 части для тощей. Определенное соотношение материалов в грунте имеет значение для прочности штукатурки при избытке песка и тощей извести грунт крошится, при недостатке — трескается, при избытке извести штукатурка медленно твердеет.

Чтобы штукатурка крепче держалась, надо углубить пазы стены и увлажнить ее; при нанесении отдельных слоев штукатурки предыдущий слой также смачивается водой.

Штукатурка наносится в два, три и до семи слоев. Отдельные слои должны быть не слишком толстыми, причем для верхних слоев рекомендуется применять мелкий кварцевый песок.

Первый слой обычно состоит из грубого известкового раствора, который содержит крупный песок или битый черепок, толченый кирпич, изрубленную солому с величиной частиц в 1—3 см длины.

Наносится он толщиной в 2—5 см за несколько дней до работы без затирания теркой, чтобы шероховатая поверхность имела лучшие сцепления с последующим слоем штукатурки.

Рекомендуют также уплотнить этот слой посредством укатывания бутылкой или утрамбованием ударами специальных деревянных брусков: эти операции придают твердость грунту и предохраняют от растрескивания.

После уплотнения поверхность надо слегка процарапать перекрещивающимися линиями (в клетку).

Последний штукатурный слой наносится толщиной в 2—3 мм и не сразу на всю стену, а лишь только на некоторую часть ее, какую можно записать в 3—5 часов, так как через несколько часов штукатурка начнет высыхать с образованием на поверхности кристаллической корочки углекислого кальция, не способной связывать краску.

Поверхность штукатурки должна быть ровной и слегка шероховатой. Для обеспечения этого применяют мелкий песок, толченый мрамор, пемзу, мелко изрубленные волокна льна и т. п.

Иногда законченной фреске придают гладкость и блеск, отшлифовывая ее поверхность в сыром состоянии.

Подготовка стен под живопись ведется для каждого из способов фрески различно.

Под живопись, выполняющуюся по свежей штукатурке, последняя наносится не непосредственно на камень или кирпич стены, а на ранее положенный уже слой (и даже несколько слоев) подготовительной штукатурки, носящей название у итальянцев «арричиато» («arriciato»), у наших штукатуров — «опрыск» и «набрызг».
Перед наложением первого слоя этой подготовительной штукатурки стены обильно смачиваются водой, после чего набрасывается на стену известковый раствор, состоящий из извести и крупного песка; толщина этой первой штукатурки равняется приблизительно 2 сантиметрам. Составляя раствор для этого слоя штукатурки, известь мешают с сухим песком, так как мокрый песок убавляет прочность штукатурного слоя.

Только после наброски раствора на стену допускается смачиваниего водой, чтобы помочь правильной его раскладке на стене. Весьма важно, чтобы этот первый слой хорошо был вмазываем в кирпичные стены, особенно в пазы между кирпичами.
Нижние слои штукатурки должны тщательно выровнять стену, чтобы верхние слои ее были совершенно ровными. С этой целью через небольшой промежуток времени, когда первый слой настолько затвердеет, что не оставляет следов при нажиме на него пальцем, наносят второй слой, состоящий из того же раствора, что и первый, причем толщина его должна быть меньшей и равняться 11/2 сантиметрам.
Далее наносится третий слой штукатурки, именуемый у наших штукатуров «накрывкой», у итальянцев — «интонако» («intonaco»), на котором уже выполняется живопись. Здесь песок берется более мелкий, чем в первых двух слоях, причем толщина третьего слоя штукатурки равняется 1/2—1 сантиметру.
Раствор для интонако составляется только из извести и песка или заменяющих его веществ. Слишком мелкий песок нежелателен, как увеличивающий трудность живописи; более отвечающим делу является зерно песка, проходящее через сито не более чем в 48 отверстий на 21/2 линейных сантиметра. Вместо песка, как было указано выше, могут быть введены толченый мрамор, фарфор и пр., если хотят пользоваться белым цветом накладки.
Раствор размешивается с достаточным количеством воды, избыток которой, ввиду тонкого слоя последней накладки, не может принести вреда; наносится лопаткой и обрабатывается деревянной теркой и при надобности еще смачивается водой, обрызгиванием большой кистью, пока не получится одинаковая толщина ее повсеместно и ровная поверхность. Шту- катурка должна быть шероховата и зерниста, и потому необходимо избегать заглаживания ее металлической лопаткой или другими подобными инструментами, так как при гладкой поверхности на ней быстро образуется корка углекислой кристаллической извести, и краски, наносимые на нее, очень скоро перестают фиксироваться. Если живописная задача сводится к плоскостным разрешениям, то вполне уместно заглаживание, видимое в образцах византийской и русской стильной живописи.
Число слоев штукатурки может быть различно: от 2 до 3 и более. Чем толще штукатурка, тем дольше позволяет она писать по сырому. Толщина всех вместе взятых наслоений может доходить до 4 сантиметров. Если последний живописный слой штукатурки наносится на три подготовительных слоя, то толщина его должна быть не более 3—5 миллиметров.
При одном тонком слое штукатурки, нанесенной на каменную или кирпичную кладку, на живописи может выступить рисунок стенной кладки вследствие неравномерного всасывания воды из штукатурки в стенную кладку.
Наслоение штукатурок имеет целью, с одной стороны, выровнять поверхность стены, с другой же — создать среду, способную долго и равномерно удерживать влажность. Кроме того, штукатурка, нанесенная одним толстым слоем, уступает в прочности многослойной штукатурке при равной толщине их.
Количественное отношение между известью и песком я заменяющими его веществами при составлении известковых растворов представляет вопрос первостепенной важности. Чем жирнее известь, тем большее количество песка связывается ею, но слишком бедные известью растворы, часто применяющиеся в архитектуре, например, на 1 объем извести до 41/2 объемов песка, для фрески не должны иметь места, точно так же, как и слишком богатые известью.
Наиболее отвечающими делу пропорциями между песком и известью являются старинные пропорции, сообщаемые Витрувием и Ченнино Ченнини. По Витрувию, на 1 объем извести берется 3 объема крупного и 2 среднего и мелкого песка. По Ченнино Ченнини, на 1 объем извести берется 2 объема песка как крупного, так и мелкого. Можно взять также 1 часть извести на 2 части песка по весу, что составляет по объему несколько большее количество извести, чем 1 : 2, так как известь легче песка. Такое соот- ношение между известью и песком допустимо лишь в том случае, когда гашеная известь содержит в себе большой процент углекислой извести.
Важным условием при составлении известковых растворов является и то, на что указывалось уже выше, а именно, что известь берется в густом тесте, песок должен быть сухим. Составленные таким образом растворы хорошо перемешиваются. Чем больше воды в растворе, тем легче размешивается он, но тем неизбежнее и трещины, образующиеся впоследствии в штукатурке.
Исследователи вполне основательно утверждают, что изобилие воды в растворе является главнейшей причиной появления трещин в штукатурке. Подтверждением этому могут служить стены дворцов, Эрмитажа и других зданий того же порядка, где штукатурка покрыта в настоящее время на том же основании сетью трещин. Между тем известковые растворы, составляемые во время Витрувия, не давали подобных результатов, так как они составлялись настолько густыми, что не прилипали к железной лопатке, погруженной в раствор.
Растворы наносятся на стену по возможности без терки, чтобы не вызывать известь на поверхность штукатурки, и выравниваются трамбованием. Поверхность каждого слоя должна быть шероховата, чтобы прикрепление последующих слоев было наилучшим. Если арричиато наносится из мелкого песка, то для придания большей шероховатости поверхности штукатурки последняя нацарапывается каким-либо острием по сырому, как то рекомендует Ченнини. Но следует избегать нанесения первых слоев штукатурки с мелким песком, так как штукатурка с крупным песком более прочна.
Для увеличения прочности штукатурки Витрувий советует прибавлять 1/3 мелко истолченной черепицы в известковый раствор со средним или мелким песком, который под влиянием этой прибавки приобретает отчасти свойства цементного раствора. В наше время толченые черепица и кирпич могут быть заменены с успехом тем же количеством инфузорной земли, носящей название также трепел, или кизельгур.
В описываемом способе подготовки стен под фреску рекомендуется слои известковой штукатурки наносить один на другой через короткий промежуток времени, т. е. пока они еще свежи, чтобы достичь наилучшего сцепления между слоями. Не всегда, однако, это выполнимо на практике, и потому в большинстве случаев первые слои штукатурки успевают затвердеть и засохнуть, прежде чем приступят к нанесению последнего живописного слоя (интонако). Это наносит, конечно, значительный ущерб прочности подготовки стен под фреску, и потому в подобных случаях нижние слои заранее — уже накануне рабочего дня — сильно намачиваются водой. Еще лучшего результата можно достичь в том случае, если снять верхнюю корку с нижнего слоя штукатурки, так как при этом получается лучшая смачиваемость его. Особенно это необходимо в том случае, когда вместо трех слоев штукатурки наносятся всего два слоя, что практиковалось обычно и в итальянской фреске более позднего времени.
Возможно и так разрешить подготовку стен: первый слой штукатурки наносить на всю поверхность стены, которая им и выравнивается, второй же слой, хотя бы и после просыхания первого слоя, наносится одновременно с интонако, притом на пространстве одинаковой величины с ним.
Часто применяющиеся в наше время чистые цементные штукатурки и с большим содержанием цемента обладают большой прочностью вследствие их малой пористости и водонепроницаемости, но они не могут служить для фрески подготовительными штукатурками. Штукатурки же, сделанные из так называемых «смешанных растворов», содержащих в своем составе не только цемент, но известь и песок, могут быть иногда приняты для названной цели, в особенности те из них, которые содержат наименьшее количество цемента, причем цемент должен быть бокситовый или пуццоланский.
К сказанному о подготовке стен под фресковую живопись следует добавить еще следующее.
Известковые растворы должны быть всегда свежими и не заготовляться впрок, так как они при долгом нахождении на воздухе покрываются корками углекислой извести, что будет мешать работе.
Старая незнакомая по своему составу известь должна до употребления анализироваться, равно как и известь-«пушонка», которая может быть введена в дело только в том случае, если она свободна от углекислой извести.

Состав  штукатурки

Для оштукатуривания под фреску применяют известковые растворы с использованием воздушной строительной извести первого сорта с содержанием окиси магния не выше 3%. Гашеную известь в тесто применяют только после годичного ее выдерживания, а известь-пушонку после смешивания с водой до тестообразного состояния выдерживают не менее двух недель. Для особо ответственной монументальной фресковой живописи рекомендуется применять наиболее чистые разновидности извести, получаемые обжигом белого мрамора с содержанием углекислого кальция (СаСО3) около 99–99,5%.
Наполнителем для раствора служит промытый речной песок различного гранулометрического состава в зависимости от назначения раствора.
В растворосмеситель загружают известь-тесто, вливают воду и во время перемешивания вводят песок. Перемешивают состав до однородного состояния. Приготовленный состав допускается хранить не более 2– 3 суток, защищая его от высыхания. Вместо мраморного песка может быть применен чистый кварцевый песок равномерной зернистости с размером зерен до 0,3 мм. Для получения очень гладкого лицевого слоя используют мраморную пудру, просеянную через сито с 900–1600 отв/см2.
Штукатурные растворы готовят с различным соотношением извести и наполнителя в зависимости от гранулометрического состава песка и назначения раствора.
Очищенную от грязи и пыли поверхность накануне производства работ обильно смачивают. Смачивание повторяют за 1–1,5 ч до начала работ.

Хорошего качества известь для фрескового грунта получается если слой негашеной извести в 30—50 см толщиной покрыть таким же слоем песка, а затем сверху полить водой, чтобы песок был мокрым и известь пропиталась влагой.

Такой способ гашения ускоряет процесс приготовления известкового теста, придает твердость, крепость и прочность фресковому грунту, не вызывает побледнения (со временем) красок и не разрушает их.

Живопись по сухому грунту

Подготовка штукатурки по этому способу аналогична подготовке для живописи «по сырому» т. е. наносят два слоя штукатурки из выдержанных и качественных материалов на всю стену сразу и дают хорошо просохнуть. После чего штукатурку протирают куском пемзы для удаления выкристаллизовавшейся на поверхности грунта корочки углекислого кальция и придания поверхности пористости, впитываемости и лучшего закрепления пигментов.

Грунтовка: состав и нанесение

Грунт для фрески приготовляется из хорошо промытой и выдержанной извести, погашенной за несколько месяцев до применения.

Почти ежедневно известь вымешивается и промывается чистой водой (дождевой или дистиллированной), благодаря чему достигается полное гашение, что очень важно, так как присутствие негашеной извести в штукатурке вредит грунту, вызывая появление трещин и отслаивание отдельных кусков штукатурки. Кроме того, негашеная известь сильно разъедает некоторые краски и бледнит тон картины.

Для приготовления фрескового грунта к известковому тесту прибавляется песок от 2 до 5 объемов Песок придает пористость штукатурке, препятствует изменению объема и образованию трещин при высыхании и позволяет углекислому газу воздуха легко проникать внутрь слоя, ускоряя переход гашеной извести в углекислый кальций, с образованием прочного штукатурного слоя. Под влиянием углекислоты водная окись кальция переходит в углекислый кальций по уравнению:

Са(ОН)2 + СО2 = СаСO3 + Н2О

Штукатурный грунт наносят последовательными слоями толщиной не более 5 мм каждый. Число слоев зависит от ровности поверхности. Каждый слой разравнивают полутерком. Последующий слой наносят после подсыхания (побеления) предыдущего.
Выровненный последний слой грунта процарапывают волнистыми горизонтальными линиями глубиной 2 мм с расстоянием между ними 30 мм. Штукатурный грунт выдерживают 12 дней, смачивая его водой два-три, раза в день, а в жаркую погоду, кроме того, прикрывают влажными рогожами или мешковиной.

Хорошо промытая и выдержанная известь образует на поверхности грунта прозрачную пленку, закрепляющую пигменты.

Древние источники указывают на то, что только длительное выдерживание и частая промывка извести обеспечивают прочность фрески.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0

http://www.historicus.ru/211/

Лентовский, Технология живописных материалов, со стр. 109
Киплик, техника живописи,  со стр. 303

это роспись стен водяными красками по сырой штукатурке

Фреска – это роспись стен водяными красками по сырой штукатурке

Фреска — это роспись стен водяными красками по сырой штукатурке, а так же отдельные произведения, выполненные в этой технике. Техникой фрески исполнено большинство старинных памятников монументальной живописи: стенная роспись в Помпеях, в христианских катакомбах, романском, византийском и древнерусском искусстве.

Фреска в классическом исполнении пишется только на «спелой» штукатурке, обеспечивающей хорошее соединение штукатурки и краски. Величайшее мастерство художника заключается в легком, быстром и точном написании фрески, поскольку она не терпит изменений.

Еще в античные времена определяющее значение в интерьере стали иметь окна и стены. Обитатели античных вилл щедро покрывали их мозаикой и росписью. Широко известен, так называемый, помпейский стиль фресковой росписи.

Средневековый интерьер сохраняет эту же тенденцию — роскошь стенного и напольного убранства.

Традиции передавались в веках, и в период Возрождения украшать внутренние помещения фресковой росписью стало очень модным. Для аппартаментов новой эпохи качество красоты, богатства и пышности становилось немаловажным. Достаточно вспомнить знаменитую Камеро дельи спози — спальню во дворце мантуанского герцога Людовика Гонзага. Главное украшение этой комнаты — фресковфй цикл великого художника раннего Возрождения Андреа Мантенья, посвященный сценам жизни хозяина дворца, правителя Мантуи.

Итальянские гуманисты 15 столетия видели в Доме подобие мироздания, а в его убранстве — воплощение величия и достоинства владельца. Живопись стала играть ключевую роль в интерьере. Декоративная отделка стены приобрела в интерьерах ренессансных палаццо совершенно особое значение. Тема фресковой росписи сочинялась хозяином или его придворным гуманистом и была исполнена глубокого смысла. Первым ренессансным интерьером, оформленым подобным образом, стал интерьер капеллы в палаццо Медичи. Имя живописца, оставшееся в веках благодаря этим фрескам, — Бенноцо Гоццоли.

Многочисленные литературные источники свидетельствуют, что все великолепие ренессансных помещений достигалось не за счет богатой мебели, а благодаря декоративному украшению стен, потолка и пола.

Можно бесконечно долго и интересно продолжать экскурс в историю эпох и стилей, но это задача целого искусствоведческого трактата. Здесь же стоить заметить, что фресковая роспись в современном интерьере, частном или общественном, как декоративная стенная живопись или как дорогая картина на стене, вновь очень актуальна, популярна и престижна.

Наш поставщик, итальянская фирма «Studio ERRE» из Турина по Вашему заказу может изготовить Ваш герб или логотип на искусственном камне по оригинальной технологии.

Эта технология имеет международный патент:

n 67089 – A/89

n 90102172.5 — 2304

По всем вопросам обращайтесь в компанию БАСК+
по адресу: Россия, 129075 г.Москва, Шереметьевская ул., д. 85, стр. 1, офис 107.
по e-mail: [email protected],
или по телефону (495) 506-93-07

Следующая статья

Наверх

Напишите нам

В данной форме Вы можете задать вопрос по интересующему Вас товару или сообщить нам об ошибке на сайте

Выберите темуВопрос по товаруТехподдержка

Прикрепить файл

Отменить

Спасибо
за Ваше обращение

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Ошибка
при отправке обращения

Вес: {{{WEIGHT}}}

{{{SUM_PRICE_FORMATED}}} {{QUANTITY}} шт. х {{{PRICE_FORMATED}}}

Фресковая живопись | история, метод и примеры

The Toreador Fresco

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Леонардо да Винчи Микеланджело Тициан Джотто Тинторетто
Похожие темы:
рисование фреска буон фреска фреска секко интонако

Просмотреть весь связанный контент →

фреска , метод нанесения пигментов на водной основе на свеженанесенную штукатурку, обычно на поверхности стен. Краски, полученные путем измельчения сухих порошковых пигментов в чистой воде, высыхают и закрепляются вместе со штукатуркой, чтобы стать постоянной частью стены. Фресковая живопись идеальна для изготовления росписей, поскольку она поддается монументальному стилю, долговечна и имеет матовую поверхность.

Буон, или «настоящая», фреска — самая долговечная техника, состоящая из следующего процесса. На стену наносят три последовательных слоя специально приготовленной штукатурки, песка, а иногда и мраморной пыли. Наносится каждый из первых двух грубых слоев, а затем им дают застыть (высохнуть и затвердеть). Тем временем художник, сделавший в натуральную величину шарж (подготовительный рисунок) изображаемого изображения, переносит на стену очертания рисунка с кальки, сделанной с шаржа. Окончательный гладкий слой ( intonaco ) гипса затем наносится шпателем на ту часть стены, которую можно покрасить за один сеанс. Границы этой области тщательно ограничиваются контурными линиями, так что края или стыки каждого последующего участка свежей штукатурки незаметны. Эти разделы называются giornate , «рабочий день». Затем кальку прикладывают к свежему intonaco и тщательно выравнивают с соседними участками окрашенной стены, а соответствующие контуры и внутренние линии прослеживают на свежей штукатурке; этот слабый, но точный рисунок служит ориентиром для раскрашивания изображения.

More From Britannica

картина: фреска

Правильно приготовленный интонако удерживает влагу в течение многих часов. Когда художник разбавляет свои краски водой и наносит их мазками на штукатурку, краски впитываются в поверхность, и по мере высыхания и схватывания стены частицы пигмента связываются или цементируются вместе с частицами извести и песка. Это придает цветам большую стойкость и устойчивость к старению, поскольку они являются неотъемлемой частью поверхности стены, а не нанесенным на нее слоем краски. Средство фрески предъявляет большие требования к техническому мастерству живописца, так как он должен работать быстро (пока штукатурка мокрая), но не может исправлять ошибки закрашиванием; это должно быть сделано на свежем слое штукатурки или методом secco.

Fresco secco («сухая фреска») – это процесс, при котором не требуется сложная подготовка стены влажной штукатуркой. Вместо этого сухие, готовые стены пропитывают известковой водой и окрашивают во влажном состоянии. Краски не проникают в штукатурку, а образуют поверхностную пленку, как и любая другая краска. Secco полезен для детальной прорисовки и ретуширования настоящей фрески.

Происхождение фресковой живописи неизвестно, но она использовалась еще в минойской цивилизации (в Кноссе на Крите) и древними римлянами (в Помпеях). Итальянское Возрождение было великим периодом фресковой живописи, о чем свидетельствуют работы Чимабуэ, Джотто, Мазаччо, Фра Анджелико, Корреджо, которые предпочитали sotto in su («снизу вверх»)_техника — и многие другие художники конца 13 — середины 16 века. Картины Микеланджело в Сикстинской капелле и фрески Рафаэля Станцы в Ватикане являются самыми известными из всех фресок. Однако к середине 16 века использование фресок было в значительной степени вытеснено масляной живописью. Эта техника была ненадолго возрождена в 20 веке Диего Риверой и другими мексиканскими художниками-монументалистами, а также Франческо Клементе.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Алисией Желязко.

Что такое фресковая живопись? Изучение древнего искусства росписи по гипсу

Фрагмент потолка Сикстинской капеллы (Фото с Викисклада, общественное достояние)

Фреска прославилась как одна из самых значительных росписей в истории искусства. Хотя эта техника живописи чаще всего ассоциируется с искусством итальянского Возрождения, она существует уже тысячи лет, вдохновляя как древних, так и современных художников.

Созданные путем рисования непосредственно на штукатурке, фрески отличаются долговечностью, которой нет в других видах искусства. Неудивительно, что художники-монументалисты одобряют эту долговечность, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся шедевры, включая римские фрески Помпеи и знаменитые картины эпохи Возрождения, такие как всемирно известный потолок Сикстинской капеллы работы Микеланджело.

Что такое фреска?

фреска   картина  – это настенное или потолочное произведение искусства, созданное путем нанесения пигмента на тонако или на тонкий слой штукатурки. Его название переводится с итальянского как «свежий», так как настоящая фреска intonaco мокрая, когда краска наносится.

(Фото: Лори Грейг через Flickr, CC BY-NC-ND 2.0)

 

Типы фресок

Существует три распространенных типа фресок: buon , secco и mezzo .

  • Чтобы нарисовать buon  («настоящую») фреску, художник рисует непосредственно на свежезамешанную штукатурку. Из-за естественной липкости влажного intonaco пигмент, используемый для окраски фрески buon , не должен содержать связующую среду; вместо этого его можно просто смешать с водой.
  • Напротив, фреска secco («сухая») использует сухую штукатурку в качестве холста. Чтобы краска прилипла к штукатурке, пигменты необходимо смешать со связующим веществом, таким как клей или яичный желток.
  • A меццо («средний») фреска наносится на почти высохшую интонако . В эпоху Возрождения этот тип фрески стал широко использоваться, в конечном итоге превзойдя по популярности фреску buon .

 

Знаменитые фрески

Хотя фрески широко считаются итальянским видом искусства, их находят по всему миру. Здесь мы рассмотрим некоторые из самых известных картин на гипсе.

 

Бык Прыгающая фреска

«Фреска с прыжком через быка» (ок. 1600–1450 гг. до н. э.) (Фото: Министерство культуры и спорта, Wikimedia Commons, общественное достояние)

Созданная около 1400 г. до н.э. для стены Кносского дворца на Крите, Фреска с изображением прыгающего через быка является одним из самых известных произведений минойского искусства. Древняя фреска известна своими яркими цветами и сюжетом, на котором изображены стилизованные фигуры, участвующие в ритуале прыжков через быка: уникальной церемонии, во время которой люди выполняли акробатические трюки на спинах коров и быков.

 

Фрески Сигирии

Наскальные фрески Сигирии (V век до н. э.) (Фото: Rudolph.A.furtado via Wikimedia Commons, CC0 1.0)

Когда-то здесь располагался древний дворец, Скала Сигирия в Шри-Ланке известна своей небольшой сохранившейся коллекцией красочных фресок, вдохновленных мифологией. Эти изысканные работы были созданы королем Кашьяпой в 5 веке до нашей эры и предназначались для превращения земного места в его собственное эфирное царство.

 

Фреска Сапфо

«Женщина с восковыми табличками и стилусом», также известная как «Фреска Сапфо» (ок. 55–79 гг.) (Фото с Викисклада, общественное достояние)

Женщина с восковыми табличками и стилусом — более известная как Фреска Сапфо — одно из многих хорошо сохранившихся произведений настенного искусства, обнаруженных археологами в древних Помпеях. Эта фреска buon была найдена на стене дома. На ней изображен портрет молодой богатой женщины, держащей письменные принадлежности и задумчиво позирующей.

 

Святая Троица

Мазаччо, «Святая Троица», ок. 1426–28. (Фото: Викисклад, общественное достояние)

Фреска Святой Троицы   Святой Троицы    написана в доминиканской церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Это самая ранняя из сохранившихся картин, в которых используется систематическая линейная перспектива. Согласно записям, Мазаччо вставил гвоздь в точку схода и прикрепил веревки, чтобы определить, как сходятся линии.

 

Благовещение

«Благовещение» Фра Анджелико (ок. 1442–1443) (Фото: Интернет-галерея искусств на Викискладе, общественное достояние)

«Благовещение» итальянского художника Фра Анджелико означает переход от Средневековья к итальянскому Возрождению. В отличие от средневековых произведений с похожим сюжетом, эта фреска передает более реалистичную композицию, поскольку Анджелико умело передает глубину с помощью точки схода.

Эта фреска находится в монастыре Сан-Марко во Флоренции, Италия. Хотя Анджелико исследовал эту иконографию не в первый раз (он также выполнил три визуально похожих панно и еще одну фреску «Благовещение »), она стала одной из самых известных фресок раннего Возрождения.

 

Тайная вечеря

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (1495–1498) (Фото: Haltadefinizione через Wikimedia Commons, общественное достояние)

В 1490-х годах монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане поручил Леонардо да Винчи создать Тайная вечеря крупномасштабную настенную роспись, изображающую последнюю трапезу Иисуса. Это произведение, написанное по сухой штукатурке, представляет собой фреску secco , хотя художник также использовал грунтовку из белого свинца, чтобы осветлить тона.

Наряду с такими работами, как Мона Лиза и Витрувианский человек ,   Тайная вечеря остается одним из самых известных произведений художника.

 

Потолок Сикстинской капеллы

Потолок Сикстинской капеллы работы Микеланджело (1508-1512) (Фото: Жан-Кристоф Бенуа через Викисклад, общественное достояние)

С 1508 по 1512 год флорентийский художник Микеланджело нарисовал сложную и красочную фреску на потолке Сикстинской капеллы Апостольского дворца Ватикана. На этой массивной фреске buon изображено 9центральные сцены из Священного Писания и 343 фигуры.

Многие из этих персонажей окружены giornata, тонкими «очертаниями», сделанными путем соскабливания участков мокрого интонако . Эти giornata , предназначенные для обозначения глубины, присутствуют на всей гипсовой картине.

Афинская школа

«Афинская школа» Рафаэля (1511 г. ) (Фото: Музей Ватикана через Wikimedia Commons, общественное достояние)

Как и Микеланджело, художник Высокого Возрождения Рафаэль также получил заказ на создание монументальных фресок для Ватикана. В 1511 году он написал набор из четырех фресок, вдохновленных основными школами мысли: теологией, правом, поэзией и философией.

Афинская школа , самая известная фреска этой серии, на которой изображены портреты самых знаменитых философов мира. Помимо великих греческих мыслителей, таких как Платон, Сократ, Евклид и Аристотель, эта красочная фреска также включает в себя автопортрет самого художника.

 

Страшный суд

Микеланджело, «Страшный суд», 1536–1541 гг. (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)

Спустя несколько десятилетий после того, как Микеланджело завершил потолок Сикстинской капеллы, он вернулся в то же здание, чтобы добавить еще одну фреску, на этот раз покрывающую всю стену алтаря. Страшный суд описывает Второе пришествие Иисуса Христа и Божий окончательный суд над человечеством.

Хотя этот сюжет не был редкостью в эпоху Возрождения, интерпретация Микеланджело выделяется своим 300 в основном обнаженных фигур  и ее смешение с некоторыми мифологическими элементами — оба эти фактора сделали фреску спорной среди современников Микеланджело.

Промышленные фрески Детройта

«Фрески промышленности Детройта» Диего Риверы (1933 г.) (Фото: ashleystreet через Wikimedia Commons, общественное достояние)

В то время как фресковая живопись вышла из моды после эпохи Возрождения, эта практика была омоложена Мексиканским движением настенной росписи в 19 году.20 с. С фресками на переднем крае этот возродившийся интерес к настенной росписи был впервые открыт мексиканским художником Диего Риверой, который нарисовал Detroit Industry — серию из 27 предметов, вдохновленную Ford Motor Company, — между 1932 и 1933 годами.

Вам может понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *