8 советов по выбору деревянной вагонки
Natalia | 20.10.2016 | Обновлено | Отделка стен, Отделочные материалы, Теплоизоляционные материалы | 48 964 просмотров | 7 комментариев
Содержание статьи
Для облицовки балконов, фасадов, обустройства комнат и саун часто используется такой декоративный, практичный и натуральный материал, как деревянная вагонка. Она представляет собой подобие доски, параметры и профиль которой могут значительно отличаться, как и цвет, во многом зависящий от породы дерева. Более того, деревянная вагонка делится на несколько сортов, но даже при наличии маркировки на упаковке выбрать подходящий материал нужно уметь. Итак, как правильно выбрать деревянную вагонку и на что важно обратить внимание?
№1. Какие основные преимущества деревянной вагонки?
Все основные свойства материла зависят от нюансов его изготовления. Деревянную вагонку производят из цельного массива дерева на предприятиях переработки леса. Вагонка – это обрезанная доска толщиной 7-20 мм со строганными поверхностями. Ширина такого материала составляет 90-150 мм, длина может колебаться в широких пределах. Когда-то тонкими длинными деревянными планками с выбранными четвертями обшивали железнодорожные вагоны, откуда и пошло это название.
Сырьем для вагонки может выступать любая порода дерева, а главным отличительным свойством материала считается наличие паза и гребня, благодаря которым ведется монтаж. Все это позволяет говорить о многочисленных преимуществах вагонки:
- отличные термо— и звукоизоляционные свойства;
- небольшой коэффициент температурного расширения;
- за счет небольшого веса достигается простота транспортировки и монтажа, а также отсутствует необходимость укреплять фундамент;
- за счет пазогребневого способа монтажа можно собирать обшивку без щелей;
- внешний вид деревянной вагонки шикарный, позволяет привнести уют в интерьер или выделить здание при облицовке фасада;
- прочность и долговечность;
- экологичность, ведь дерево проходит минимум операций обработки.
Среди минусов можно назвать только хорошую способность поддерживать горение, но при соблюдении правил пожарной безопасности материалу и вашему здоровью ничего не угрожает. Стоит деревянная вагонка, естественно, дороже своего пластикового аналога, но и служить будет гораздо дольше, будучи устойчивой к физическим нагрузкам.
№2. Чем отличается обычная вагонка от евровагонки?
На строительном рынке можно найти как обычную деревянную вагонку, так и материал с приставкой «евро». Последний значительно превосходит обычную вагонку по ряду эксплуатационных показателей. Итак, основные отличия заключаются в следующем:
- размер. Вагонка советского образца намного толще, а ее толщина может доходить до 25 мм, толщина евровагонки составляет 13, 16 или 19 мм. Ширина евровагонки максимально составляет 120 мм, обычной – до 150 мм;
- замок. Выступ замка в евровагонке около 8-10 мм, что позволяет элементам надежно держаться, даже при сильных перепадах температуры и влажности. В обычной вагонке замок часто совсем крошечный, поэтому ламели при эксплуатации расходятся;
- наличие вентиляционных отверстий на тыльной стороне евровагонки, которые при перепадах температуры предотвращают образование щелей. Подобных канавок нет на обычной вагонке;
- влажность. Евровагонка принудительно высушивается до достижения влажности на уровне 10-15%, за счет чего обеспечивается отсутствие каких-либо деформаций во время транспортировки, монтажа и эксплуатации готового покрытия. Влажность обычной вагонки достигает 20-25%, что негативно сказывается и на процессе работы с ней, и на ее поведении во время эксплуатации;
- внешний вид. Так как евровагонка изготавливается в соответствии к строгому европейскому стандарту и на европейском оборудовании, лицевая сторона у нее всегда гладкая. При наличии на ней сучков они тщательно обрабатываются. У производителей, как правило, присутствует несколько видов профилей. Элементы замка точно стыкуются друг с другом. Обычная вагонка редко может похвастаться столь идеальным внешним видом и четкостью выполнения замкового соединения, часто ее поверхность шероховатая и ворсистая;
- евровагонка сортируется на классы. В зависимости от наличия пороков на самой древесине и приобретенных во время обработки дефектов, как правило, выделяют четыре класса.
Понятное дело, что при появлении на рынке вагонки класса «евро» многие строители стали использовать именно ее. Тем не менее, обычная вагонка также может применяться и применяется иногда для наружной обшивки, и в тех случаях, когда качество готовой поверхности и ее внешний вид не так важен, а на первый план выходит задача сэкономить.
№3. Какого размера вагонка нужна?
Первое, с чем необходимо определиться, так это длина вагонки. Исходить нужно из того, какую поверхность вы будете обшивать, и стремиться к образованию минимума отходов. Понятно, что для балкона подойдут более короткие ламели, а для обшивки фасада или стен в комнате необходима вагонка с достаточной длиной. Подобрать необходимый материал не составит труда, так как вагонка продается с шагом в 10 см, начиная от 30 см и до 6 м. При проведении расчетов также стоит учитывать, что часто даже самый качественный материал нуждается в торцевании краев.
Ширина выбирается в зависимости от дизайнерской задумки, но учитывать стоит тот факт, что более узкая вагонка будет более стабильной. Чем шире материал, тем он более склонный к деформациям. В последнее время нередко используют интересный способ – сочетание разной по ширине вагонки, за счет чего достигается оригинальный эффект.
Что же касается толщины вагонки, то тут в первую очередь учитывается условия дальнейшей эксплуатации материала. Если обшиваются стены внутри помещения, то вполне подойдет самая легкая и тонкая вагонка толщиной в 12,5 мм. Также использоваться в этих условиях может и материал толщиной до 16 мм. Если речь идет об облицовке фасадов, когда вагонка еще и прижимает толстый слой утеплителя, то лучше выбрать материал потолще – он будет более прочным, надежным и долговечным. Подойдет вагонка толщиной 18,5-22,5 мм.
При выборе вы можете заметить в магазине так называемую сращенную по длине деревянную вагонку. Такой материал состоит из нескольких частей, которые тщательно подбираются по рисунку и цвету, но при этом могут иметь разную длину. С помощью соединения типа микрошип, специального клеевого состава и высокого давления отдельные элементы превращают в цельную доску. По основным своим характеристикам такой материал не отличается от цельной вагонки, а по некоторым свойствам даже превосходит ее, ведь он получается максимально стабильным, а температура и влажность мало на него влияют. Технологические особенности производства не позволяют делать такую вагонку толщиной менее 15 мм. К тому же, некоторые опасаются использовать подобный материал в саунах и банях, так как боятся влияния химических веществ клея, которые под воздействием высоких температур могут начать выделяться.
№4. Какая древесина лучше?
Фактически для изготовления вагонки может использоваться любая древесина, но вот свойства вагонки будут во многом отличаться, как и ее цена. Не всегда более дешевая вагонка – хуже, так как выбирать материал следует, отталкиваясь от условий его эксплуатации. Что же касается цвета древесины, то его выбор – это сугубо субъективное мнение.
Всю вагонку, которая присутствует на современном рынке, можно поделить на два основных типа:
- вагонка из хвойных пород древесины;
- вагонка из лиственных пород древесины.
Древесина хвойных пород отличается большим содержанием смол и эфирных масел, за счет чего противостоит образованию грибка и выдерживает высокую влажность. Такой материал нашел широкую сферу применения, отлично подходит для внешней облицовки, но совершенно не подходит для саун и бань. Под воздействием высоких температур начинает выделяться смола, причем процесс этот может продолжаться долгое время. Мало того, что материал становится липковатым, так еще и может самовозгораться. Тем не менее, древесину ели и сосны в странах Северной Европы используют для обустройства саун, но материал проходит обессмоливание.
Чаще всего для изготовления вагонки используются такие хвойные породы:
- сосна. Обладает симпатичным рисунком, высокой прочностью, стоит недорого, но время от времени ее необходимо покрывать лаком, чтобы материал не начал темнеть;
- ель. Древесина обладает отличными теплоизоляционными свойствами и приятным оттенком;
- лиственница. Очень устойчива к внешним воздействиям, не коробится даже при значительных колебаниях температур, обладает устойчивостью к вредителям;
- кедр. Дорогая древесина с отличными эксплуатационными свойствами, цвет от желтоватого до кофейного.
Лиственные породы менее долговечны, но не выделяют смол и плохо нагреваются, что позволяет им использоваться в банях и саунах. Они требуют регулярной обработки, иначе под воздействием внешних факторов будут менять свой цвет и портиться. Наиболее популярные лиственные породы:
- дуб. Самый долговечный и прочный, стойкий к гниению, плотный, с красивым рисунком древесины, но и стоит такой материал достаточно много;
- липа. Древесина имеет прекрасные звукоизоляционные качества и тонкий приятный аромат, часто используется для отделки бань;
- ясень. Такая древесина за счет высокой твердости вообще не трескается. Цвет – темно-желтый;
- черная ольха обладает приятным светло-кофейным цветом, устойчива к воздействию влаги.
Отдельно стоит отметить, что для бани подходит только древесина с низкой плотностью, иначе материал будет сильно нагреваться, что может обернуться появлением ожогов.
№5. Какой профиль вагонки лучше?
Современные производители производят вагонку с разным профилем сечения. Кроме того, может отличаться размер и форма замка, характер лицевой и тыльной поверхности и некоторые другие параметры. Все это влияет не только на внешние характеристики вагонки, но и на сферу ее применения.
На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется вагонка с такими профилями:
- традиционная евровагонка с угловатыми гранями. После сборки она образует видимые швы из-за увеличенного шипа;
- вагонка софтлайн отличается немного скругленными углами, рекомендуется для использования в саунах и банях;
- штиль. Такая вагонка формирует едва заметный шов, так как возле шипа нет полок-углублений. Углы могут быть как острыми, так и скругленными. В первом случае удается достичь эффекта массивной стены, поэтому некоторые производители позиционируют такую вагонку как имитацию бруса;
- лаундхаус. У такой вагонки лицевая сторона имеет не гладкую поверхность – на ней создаются множественные узоры благодаря фигурному фрезированию. Узор может быть разной степени сложности, а такая вагонка становится настоящим украшением интерьера. Есть и более дешевый аналог – вагонка с эффектом резьбы. Рисунок на такой материал наносится благодаря горячему тиснению;
- вагонка типа блокхаус и сайдинг имитируют бревно и сайдинг соответственно;
- двусторонняя вагонка – достаточно интересное и пока не очень распространенное решение. Шип и паз находятся точно посередине, а обе стороны получают одинаковую обработку, поэтому при монтаже специалист может выбирать, какой цвет и рисунок лучше. Единственный минус – отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому такой материал мало подходит для бань.
№6. Какой сорт вагонки лучше выбрать?
Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала.
Сорт вагонки определяют уже после изготовления, так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов. Как правило, выделяют четыре класса вагонки:
- экстра или премиум. Это идеальная вагонка без сучков и трещин, а непростроги, синева или шероховатость допускаются только с тыльной стороны;
- класс А. Могут встречаться сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр), несквозные небольшие трещины, которые часто зашпаклевываются производителем, а другие незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне;
- класс В. Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины;
- класс С. Это, грубо говоря, вся остальная вагонка, с большим количеством дефектов, трещин, сучков, с синими пятнами и непрострогами на лицевой поверхности.
Что же касается сферы использования, то только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной.
№7. Можно ли отличить вагонку низкого качества?
Не всегда стоит слепо доверять указанному на упаковку классу – лучше осмотреть материал своими глазами. Обращать внимание, в первую очередь, следует на упаковку. Использовать стрейч-пленку нежелательно, так как такое хранение негативно сказывается на влажности вагонки. Конечно же, лучше же осмотреть товар перед покупкой, но если материал запакован в пленку, то рассмотреть его не получится, да и раскрывать упаковку вряд ли разрешат. Единственный выход – приобрести одну-две упаковки и проверить качество. Если, с вагонкой все нормально, то уже купленные изделия пригодятся, а если нет, то вы застрахуете себя от более крупных финансовых потерь.
Геометрия изделия не должна быть нарушена – ламель вагонки должна быть ровной. Даже небольшая дуга говорит о том, что хранили материал неправильно, и если подобную доску удастся смонтировать, то вряд ли она будет долго служить, и с большой вероятностью скоро выйдет из замка. Осмотреть нужно и замок. На нем не должно быть сучков и трещин, а лучше взять с собой кляймер и проверить надежность будущего соединения. В специализированных точках должен быть инструмент, который измеряет влажность вагонки, поэтому не стоит отказываться от возможности проверить реальный показатель. Он не должен превышать 15%.
№8. Каким производителям можно доверять?
Конечно же, немалую роль при выборе играет имя и репутация производителя. Крупные компании не будут рисковать своим именем и выпускать некачественную продукцию. Стоит отметить, что сегодня на рынке фигурирует масса отечественных компаний, которые производят вагонку отличного качества. Импортная продукция присутствует, но лишь в незначительном количестве, поэтому не будем разделять производителей на заграничных и отечественных, а приведем общий перечень лучших.
LUNAWOOD
Молодая финская компания, основанная в 2002 году. Сегодня она является мировым лидером по производству термодревесины, разрабатывает собственные инновационные методы, постоянно совершенствуется. Дерево, прошедшее обработку высокой температурой и паром, теряет питательные вещества, становится устойчивым к любым погодным условиям, деформациям и гниению. Компания использует, в основном, древесину сосны, а продукция достаточно широко представлена на отечественном рынке.
«Астар»
Отечественная компания, работающая с 2004 года. Для производства разных изделий из древесины использует европейское оборудование, что вместе с профессионализмом сотрудников позволяет выпускать продукцию, отвечающую европейским стандартам. В ассортименте компании евровагонка разных сортов и с разными параметрами – от класса экстра до класса С, длиной от 1,8 до 3,6 м.
«Карелия»
Предприятие основано в 2004 году, и в то время выполняло работы по строительству объектов из дерева. Поскольку найти на рынке качественный материал было не так просто, было решено создать собственное производство. Сегодня оно оснащено самым современным оборудованием, тут используется качественное сырье, ведется постоянный контроль над качеством. Вагонка выпускается из разных пород, с разным профилем и параметрами, поэтому найти подходящий материал не составит труда.
«Вятская сосна»
Полностью безотходное производство, основанное в 1999 году. Оснащено итальянским и немецким оборудованием, неоднократно получало престижные награды. Тут постоянно увеличивается ассортимент, а производство вагонки занимает ключевую роль. Изготавливается она из древесины сосны, а производитель предлагает вагонку с разным типом профиля и параметрами.
PromMax
Один из лидеров среди отечественных производителей пиломатериалов. Среди преимуществ компании огромный ассортимент, приемлемые цены, современное оборудование и возможность лично осмотреть продукцию на ее соответствие заявленному классу. Компания предлагает евровагонку из сосны и ели, а также из осины, которая отлично подойдет для обустройства бань и саун.
Метки:Вагонка, Сайдинг
правила монтажа, цены за м2
Евровагонка – это строительный материал, используемый для облицовки зданий снаружи и внутренних работ. Изготавливается из древесины разных пород. Бывает различных типов, каждый из которых обладает определенными характеристиками и назначением. Установить ламели на стены или потолок можно и своими руками.
Оглавление:
- Разновидности отделки
- Сортамент вагонки
- Критерии выбора и способы монтажа
- Инструкция по шагам
- Стоимость за м2
Виды деревянной облицовки
Производится из лиственных и хвойных деревьев. К первым относятся осина, ольха, дуб, ясень и бук. Они легко обрабатываются, благодаря чему им часто придают устаревший вид. Планки из лиственной породы имеют красивую структуру, хорошо переносят перепады температур и повышенную влажность. Используются внутри помещений, а также для террас и мансард.
Евровагонка из хвойных пород: ель, лиственница, сосна и кедр. Эти ламели имеют длительный срок эксплуатации, так как не гниют даже в условиях сильной влажности. Они не поддерживают разрастание плесени и грибков. Панели, которые сделаны из смоляных деревьев, не рекомендуются для стен и потолков в помещениях, где часто бывают высокие температуры. Смола, нагреваясь, начинает вытекать из древесины – можно обжечься и она легко воспламеняется.
Вагонка для внутренней отделки и наружной делится на несколько типов:
- обычная;
- евро;
- блок-хаус;
- американка.
К первой относятся классик, штиль и стандарт. Выпускаются ламели без первичной обработки и имеют гребень длиной 0,5 см, из-за чего их неудобно устанавливать. Евровагонка для обшивки стен и потолков имеет более длинный паз – до 8 мм и точные размеры. Ее производят строго по нормам и правилам. Блок-хаус внешне напоминает оцилиндрованный брус. Чаще всего применяется для облицовки зданий снаружи. Американка, в отличие от евро планок, не имеет системы «шип-паз», из-за чего ее можно монтировать только в горизонтальном положении.
Сорта вагонки
Евровагонка производится нескольких классов:
- Экстра.
- А.
- В.
- С.
Экстра – премиум, он не имеет ни единого изъяна и является наилучшим. Сорт А содержит небольшие трещины, сколы, но не на лицевой стороне. В имеет зазубрины и трещинки; у типа С есть заметные повреждения: щели, выпадающие сучки, пятна, дырки от насекомых. Его чаще всего используют как черновой материал или для временных и хозяйственных построек.
Советы по выбору и способы установки вагонки
Учитывают следующие факторы:
- Для чего предназначено помещение.
- Так как древесина будет использоваться внутри здания, она должна быть абсолютно чистой и экологически безопасной.
- Метод крепления планок из древесины. От него зависит их количество.
- Для монтажа снаружи можно приобретать любой сорт и породу ламелей, главное – надежно их защитить.
- Для облицовки бань и саун внутри рекомендуется покупать отделку элитных видов.
- Класс и тип.
- Порода древесины. Евровагонка, сделанная из лиственных, обладает хорошей прочностью, а из хвойных – устойчива к воде.
- Стоимость. Цена меняется не только от увеличения сорта, но и от породы. Канадский кедр стоит почти в 2 раза больше, чем сосна.
Для облицовки здания снаружи покупают доски толщиной 2-2,5 см, внутри – 1-1,6 см. Для помещений маленьких размеров рекомендуется приобретать узкие ламели, а если оно имеет большую площадь, то широкую вагонку. Также лучше покупать отделку такой длины, чтобы ее хватило на всю высоту или ширину комнаты. Так будет намного меньше стыков и отходов.
Существует множество методов крепления. Наиболее распространенным является вертикальный. В этом случае вода не сможет затечь внутрь пазов ламелей, а будет стекать по ним. Такой вариант позволяет визуально поднять высоту комнаты. Еще один простой способ монтажа – горизонтальный. В этом случае панели размещаются пазами в низ, тогда вода в них не сможет затечь – так можно проводить установку как внутри помещений, так и снаружи.
Диагональный вариант потребует больших расходов, но зато смотрится он очень эффектно. Нередко так проводят внутреннюю отделку на мансардах. Обшивка стен елочкой – это сложный метод монтажа, требующий точных и правильных расчетов. Для создания такого эффекта используются мелкие отрезки евровагонки.
При комбинированном способе создаются различные фигуры и рисунки. К недостаткам относят большой расход досок, а также необходимость найма опытного специалиста и создание сложной обрешетки. Есть виды, которыми нельзя сделать облицовку по диагонали или елочкой, например, блок-хаус и американку следует устанавливать только в горизонтальном положении.
Нюансы монтажа евровагонки
Работа по отделке дома вагонкой внутри состоит из следующих этапов:
- Подготовка основания.
- Нанесение разметки.
- Установка каркаса.
- Укладка утеплителя и пароизоляции (при необходимости).
- Монтаж планок.
Перед тем как приступить к облицовке стен деревянной вагонкой, необходимо подготовить основание. Снимаются и удаляются старые финишные покрытия. Не должно быть каких-либо выступающих деталей. Убирают розетки, светильники и тому подобное. Перед началом следует обязательно отключить помещение от подачи электрического тока.
Стены или потолок обметаются от грязи, после чего их тщательно проверяют на наличие дефектов и других изъянов. Все выбоины необходимо заделать. Если основание сделано из бетона и в нем есть глубокие трещины, то их расшивают и заполняют бетонным раствором, чтобы предотвратить дальнейшее расширение. Как только шпаклевка и цементно-песчаная смесь высохли, стены обрабатывают глубоко проникающей грунтовкой. Покрывают двумя слоями с перерывом в 2-3 часа.
После высыхания грунтовочного состава начинают наносить разметку, по ней будет монтироваться каркас. Для этого используется строительный уровень или другой аналогичный инструмент. Сделать отметки следует так, чтобы обрешетка получилась абсолютно ровной и все ее элементы находились на одном уровне.
Затем приступают к монтажу обрешетки под установку узкой или широкой вагонки. Для ее изготовления применяют металлический профиль или деревянные бруски сечением 50х50 мм. Древесину заранее обрабатывают средствами против гниения. К основанию брусья или металлопрофиль крепят саморезами, дюбелями или шурупами (в зависимости от типа материала, из которого построено помещение).
Начинают от углов, затем профили располагают по остальному периметру комнаты. После фиксации каждого бруска или металлопрофиля обязательно проверяется их ровность. Нельзя чтобы вагонка устанавливалась с перекосами, так как в будущем из-за этого в ней появятся трещины.
На готовую обрешетку начинают монтировать облицовку. Первую планку крепят с одного края степлером или гвоздиками. Проверяют ровность монтажа и фиксируют противоположную сторону. Только после этого размещают крепежи по центру ламели, например, кляймеры. Вторую доску вставляют в паз первой и аккуратно подбивают резиновой киянкой и закрепляют кляймерами. Последующие ставятся аналогичным образом.
Если нужно теплоизолировать, то лучше утеплить стены изнутри, тогда будет исключена вероятность их промерзания. Но если такой возможности нет, то изоляцию укладывают между брусьями каркаса, до обшивки.
Стоимость
Цена зависит от сорта, породы древесины и размеров. Материал класса А является самым дешевым из-за невысокого качества. Ламели Экстра имеют наивысшую стоимость, так как изготовлены из высококачественного сырья.
Сорт | Размеры, мм | Цена за м2, рубли |
Лиственница | ||
С | 14х110 | 250 |
А-В | 14х138 | 560 |
В-С | 410 | |
С | 250 | |
Экстра | 1100 | |
С | 14х90 | 250 |
Сосна и ель | ||
АВ | 12,5х96 (88) | 190 |
АВ | 20х96 (88) | 220 |
С | 20х96 (88) | 170 |
АВ | 20х146 (140) | 220 |
С | 20х146 (140) | 170 |
От качества отделочных материалов зависит количество отходов после обшивки. Чем они лучше, тем меньший объем будет выкинут. При выборе евровагонки нужно обращать внимание на следующие факторы:
- Ламели должны быть распилены по направлению роста дерева.
- Выбирать нужно те доски, у которых края максимально ровные.
- Проверяется соответствие планок их сорту (количество сучков, трещин и так далее) и породе древесины.
- Влажность – не больше 17-18 %.
- Если в ламелях есть большие трещины, значит, они были пересушены.
Выбирая сорт деревянной вагонки, следует учитывать, что самые низкие классы имеют сучки, которые через время могут выпасть. А значит, такой материал будет хуже удерживать тепло в помещении.
Как обшить вагонкой деревянный дом изнутри? 26 фото Тонкости обшивки, утепления и отделки конструкций
Хозяева любого жилища неизменно ищут способы его улучшения с минимальными затратами денежных средств. При этом они естественно отказываются от всех решений, которые могут оказаться слишком сложными или непрактичными в отдельном помещении. Довольно привлекательным шагом является отделка внутренних стен вагонкой.
Особенности
Обшивка вагонкой деревянного дома изнутри привлекательна… но чтобы результат оправдал ожидания, нужно тщательно подбирать породу дерева. Применимы хвойные и лиственные его виды, но следует ориентироваться на требования конкретного помещения. Задачи, которые решает покрытие, могут быть разными, меняется и их приоритет:
- сохранение тепла;
- приглушить шум;
- обеспечение комфорта;
- сохранение приятного внешнего вида.
хороша тем, что теплая на ощупь, безвредная для здоровья и очень прочная. Это один из самых удобных для повседневного ухода материалов. Есть, кроме обычной, еще так называемая вагонка европейского формата. Второй тип более экономичен и практичен, так как толщина 1,25 см при ширине 9.6 см считается большинством экспертов лучшим выбором.
Более крупные единицы означают только переплату за дополнительный материал без существенного повышения качества.
Приобретая более тонкий материал, нужно опасаться поломки при стыковке и просто перемещении. Конечно, сегодня почти не встретишь отделочных работ, где бы использовалась предыдущая версия, а не европейская гонка. В жилых комнатах предпочтительнее хвойные. Но в банях он оказывается намного лучше лиственного материала, потому что из хвойной массы при прогреве выделяется смола. Она не безобидна и может вызвать ожоги.
Преимущества вагонки:
- отличная звукоизоляция;
- нет необходимости в дополнительном выравнивании;
- биологическая и химическая безопасность материала;
- возможность выбора различных вариантов укладки материала с неодинаковой шириной и другими ценными свойствами.
Подготовка к монтажу
Обшивка внутри стены изготавливается поверх специального каркаса. Для формирования обрешетки возьмите брус сечением 2,5 х 5 см. Такая подложка дает возможность отделки ровных стен с необработанными и недостаточно гладкими поверхностями. В большинстве случаев сами панели идут горизонтально, поэтому части каркаса монтируются вертикально. Конечно, иногда делают и наоборот. Необходимо сделать некоторый зазор до черновой стены, чтобы исключить возникновение сырости. Перед монтажом деревянной вагонки в местах соединения пола и потолка оборудуются вентиляционные каналы.
Готовясь класть панели, нужно убедиться, что стены абсолютно ровные и абсолютно сухие, не имеют ни малейших деформаций. Делается гидроизоляция, для чего берется специальная пленка или проводится глубокая пропитка. Если этого не сделать, панели могут быстро утратить свои ценные качества и работу придется делать заново.
Пораженные грибками участки обязательно обрабатываются специальными составами, а в идеале должна быть обработана вся поверхность. Рекомендуется использовать также пропитку, защищающую от огня (это важно не только для бань, но и для обычных домов).
При желании возможно изготовление утеплителя или монтаж слоя шумоизоляции. Для защиты от посторонних звуков неплохо использовать пенополистирол или минеральные плиты. Парозащитную пленку необходимо выбирать одновременно с облицовочным материалом и в комплексе с ним. Пароизоляцию крепят внахлест на расстоянии 100–150 мм. Материал следует скрепить скобами с помощью степлера, а над гидрозащитой сформировать обрешетку.
Эта конструкция будет работать более надежно при горизонтальном монтаже. Брус крепится на шурупы или гвозди, но если под ним находится кирпичная кладка, необходимо будет установить рамные дюбели, вставляемые в заранее подготовленные отверстия. Важно: сначала идет слой теплозащиты, а уже поверх него выкладывается гидроизоляционная пленка. Обратное вращение не допускается.
Если изготавливается каркас для блок-хауса, следует сформировать цельную деревянную подложку. Ставятся рейки, расстояние между которыми равно максимум 0,65 м. До формирования каркаса отмечаются точки, куда будут подведены розетки, выключатели и другие электроприборы. Наиболее точные замеры производятся с помощью угольника, отвеса и уровня. Когда вкручиваются саморезы, их необходимо вставлять под углом от 30 до 45 градусов.
Выбор материала
Для отделки можно использовать 4 различных вида деревянной вагонки.
В зависимости от выбранной марки разнится стоимость ремонта и эстетические достоинства покрытия, а также надежность. Рекомендуется придерживаться золотой середины, так как ни самые дешевые, ни самые дорогие варианты не будут лучшим выбором. Различные компании сейчас производят не только деревянную вагонку, но и декоративные элементы из других материалов. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки:- Алюминий легкий и достаточно прочный, но не переносит значительных температур и не слишком хорошо выглядит; полимерные панели
- относительно дешевы, но служат не слишком долго;
- МДФ прекрасно вписывается в любой интерьер, маскирует проводку и не создает трудностей при уборке помещения.
При всех преимуществах современных материалов нельзя недооценивать традиционную древесину. Его выбирают различные строительные, отделочные фирмы – и их выбор не случаен.
- Экстра – все то, что не имеет малейших деформаций и отклонений от нормы;
- Группа А – допускаются блоки без сердечника, одиночные ответвления и заполненные смолой полости;
- группа Б – на элемент может приходиться уже два сучка и пара смолистых полостей, иногда встречаются контрастно окрашенные участки и даже трещины;
- Группа С – вагонка практически непригодная для отделочных работ, кроме второстепенных помещений не слишком привлекательных владельцев, имеет массовые недостатки, но должна иметь прочность не ниже стандартной.
Последовательность работ и требования
Каркас под вагонку должен быть установлен в одной плоскости. Исходную рейку устанавливают строго по прямой, ориентируя ее отвесом. Крепление реек производится как саморезами, так и простыми гвоздями (на выбор самих строителей). Затем переходят в противоположный угол и кладут туда такую же рейку. Для того чтобы появилась единая плоскость, протягиваются прочные нити капрона и по ним ориентируется установка составляющих каркаса.
Важно: расстояние между планками должно быть выдержано не менее 0,5 и не более 0,6 м, а смонтированная обрешетка должна быть пропитана антисептиками.
Обшивка вагонкой, расположенная горизонтально, требует направлять пазы вниз, а шипы, соответственно, вверх. Тогда влага не попадет в канавки, если она окажется на стенках (в результате образования конденсата или в жидком виде). Монтаж может осуществляться как с потолка, так и начиная с поверхности пола – это исключительно выбор самих владельцев и монтажников, так как они считают это более удобным.
Но в обоих случаях вагонку следует выдержать в том же помещении, где она будет монтироваться, не менее чем за 24 часа до укладки. Только при этом условии можно будет гарантировать адаптацию древесины к последующей эксплуатации.
Для крепления реек к раме с помощью гвоздей, вбитых в пазы, необходимо использовать стыковочную коробку. Этот инструмент удобен тем, что проталкивает внутрь гвоздь, не ломая панель и не портя ее внешний вид. К задней стенке пазов следует относиться осторожно, так как малейшая трещина в процессе работы является фатальным нарушением. Не следует подгонять блоки слишком плотно друг к другу, наоборот, оставляя зазор в 0,1 или 0,2 см. позволяет компенсировать расширение смоченного дерева при последующей эксплуатации.
Завершающим этапом является установка плинтусов (но только если этого требует проект; собираются планки, не доходящие до конца стен, стыки отделываются декоративными составами). Связка панелей производится так называемым пазогребневым способом, то есть гребень одного конца вставляется в паз другого. Использование шурупов и гвоздей помогает кардинально упростить работу, но важно помнить, что шляпки вылезут и испортят весь вид.
Чтобы компенсировать такое негативное развитие событий, можно просто снять колпачки с помощью кусачек. Оставшиеся вмятины еще можно зашпаклевать и покрасить в точном соответствии с внешним видом окружающей древесины. Еще аккуратнее будет вставлять гвозди в нижние края пазов с утоплением шляпки в древесину.
О том, как обшить дом вагонкой изнутри, смотрите в следующем видео.
Изоляция – Должен ли я заменить древесноволокнистую обшивку всего дома?
спросил
Изменено сегодня
Просмотрено 8к раз
Я унаследовал дом 1950-х годов, в котором винил поверх оригинального деревянного сайдинга поверх старой древесноволокнистой плиты. Большая часть сайдинга дома повреждена и нуждается в замене. Я подумываю заменить обшивку всего дома, чтобы снова его утеплить и установить новые окна и сайдинг Hardie или винил. Вопрос в том, «сдирать ли всю обшивку, делать это или лучший вариант?» Кроме того, какой тип изоляции и обшивки я должен использовать? Я нахожусь в Уичито, штат Канзас.
- изоляция
- сайдинг
- обшивка
Древесноволокнистая плита хрупкая и в любом случае может быть повреждена в процессе удаления винилового сайдинга. Я бы заменил, если бы представилась возможность.
Пока у вас открыты полости для шипов, замените все, что там находится, минеральной ватой. Затем обшить фанерой. Покройте это 2+ дюймами жесткой пены. Предпочтительно полиизо (наилучшее значение R на дюйм) и желательно с фольгой (излучающие барьеры хороши, и вы можете использовать поверхность фольги в качестве водонепроницаемого барьера, если правильно проклеите швы – никакого Тайвека!).