Лестница в замке: Лестница в замке (71 фото) » НА ДАЧЕ ФОТО

Самые-самые лестницы в замках | smmetall.ru

Автор

Илья Чагуа

На чтение

8 мин.

Опубликовано

02.04.2021

Мы продолжаем нашу постоянную рубрику интересных лестниц. В этот раз хотим предложить Вашему вниманию небольшую подборку самых-самых лестниц из замков.

Как всем известно, замок это средневековое оборонительное сооружение. “Правильный” замок всегда стоял на каком-нибудь холме, имел систему стен и оборонительных башен и рвов.

Замок передавался по наследству, и каждый новый хозяин что- то, как правило, менял в застройке. Поэтому “настоящие” замки довольно хаотично застроены, состоят из построек разных веков.

Совсем другое дело замки построенные единовременно. Эти замки строились уже в Новое время, и уже не выполняли оборонительные функции. Эти замки были для приемов, для жизни королевского двора. И яркий пример такого замка расположен в Румынии, замок Пелеш. Этот замок был построен во второй половине XIX века в стиле неоренессанса.

Король Кароль I (1839—1914) впервые побывал в этих местах в 1866 году. В 1872 году эти земли (приблизительно 5,3 кв.км) были куплены королём, и стали именоваться Королевским доменом Синая, предназначенные тому, чтобы стать королевскими охотничьими угодьями и летней резиденцией монарха.

Первые три архитектурных проекта замка фактически копировали другие западно-европейские дворцы, и Кароль I отверг их, потому что они были слишком дорогостоящими и недостаточно оригинальными. Архитектор Иоганн Шульц представил более интересный проект, который понравился королю: небольшой дворец или, скорее, просторный особняк в альпийском стиле, сочетающий итальянскую элегантность с эстетикой немецкого 
неоренессанса.

Замок был заложен 22 августа 1873 года. Одновременно строились другие здания, связанные с замком: домик охраны, охотничий домик, королевские конюшни и др. Кроме того была построена электростанция, и Пелеш стал первым электрифицированным замком в мире. Три или четыре сотни человек постоянно работали на строительстве замка. Королева Елизавета во время строительства писала в своем дневнике:

Каменщиками были итальянцы, румыны строили террасы, цыгане были чернорабочими. Албанцы и греки работали по камню, немцы и венгры были плотниками. Турки обжигали кирпич. Инженерами были поляки, а чехи — резчиками по камню. Французы рисовали, англичане измеряли — здесь были сотни людей в национальных костюмах, которые разговаривали, пели, ругались и болтали на четырнадцати языках…

Особого внимания заслуживают винтовые лестницы замка. Они просто удивительны.

Давайте для сравнения посмотрим на “настоящий” замок. Замок Вартбург строился с XI века по XVI. С 4 мая 1521 по 6 марта 1522 годов в замке скрывался от преследования реформатор церкви Мартин Лютер. Здесь он сделал перевод Нового Завета на немецкий язык, известный как Библия Лютера.

 

 

 

 

В нем винтовые лестницы выглядят гораздо скромнее.

Не только в Старом Свете есть замки. Это конечно не классические европейские строения, а крепости со своим колоритом. Например, форт Мехрангарх (Mehrangarh Fort), Джодхпур, штат Раджастхан, Индия.

 

 

 

 

 

А вот такая винтовая лестница в этой крепости.

Почему в средневековых замках винтовые лестницы делали по часовой стрелке, а не против


Почему в средневековых замках винтовые лестницы делали по часовой стрелке слева направо? Именно такой вопрос все чаще встречается в последнее время на просторах интернета, и на него есть совершенно конкретный ответ. Правда, совсем не такой, как некоторые хотят видеть, выдавая особенность средневековой архитектуры и фортификации за нечто исключительно продуманное.

Были лестницы и против часовой. |Фото: pixabay.com.

Средневековая фортификация, как и почти любая другая фортификация в истории человечества, – вещь действительно исключительно продуманная. В свое время над строительством замков и крепостей потели лучшие умы. Зубцы, галереи, настилы, башни, бойницы, тоннели, захабы – все это и многое другое люди придумали для того, чтобы не дать противнику взять укрепленное поселение. В связи с этим много споров вызывают башенные винтовые лестницы и их «правое» направление по часовой стрелке. Некоторые авторы даже утверждают, что такая форма лестницы, якобы, помогала защищающимся.

Некорректная версия

Если бой идет уже в замке, то все пошло плохо. |Фото: cityspb.ru.

Каким именно образом винтовая лестница с направлением по часовой стрелке может помогать защищающимся по мнению ряда авторов? Они утверждают, что при таком способе постройки действия нападающего правой рукой (в которой чаще всего держат оружие) якобы будут стеснены центральной колонной. Без грубых слов скажем, что такие «версии» полная ерунда и вот несколько аргументов.

Во-первых, правой руке защищающегося стоящего выше по лестнице точно также будет мешать конструкция башни. Но только не центральная колонна винтовой лестницы, а стена самой башни.

Во-вторых, вопрос риторический: что мешает средневековому воину в тесном пространстве бить, колоть, рубить и вообще махать оружием так, как позволяет пространство?

Оружием махали, кто как горазд. |Фото: fishki.net.

В-третьих, зачем драться внутри башни с отчаянными защитниками? Если никак не получается выкурить обороняющихся (а иногда бои за башню на разных этажах могли идти по несколько часов, а то и суток) в Средние века было принято натаскать на первый этаж чего-нибудь, что горит и просто устраивать в башне пожар. От горячего воздуха, дыма и огня еще ни одна винтовая лестница не спасла.

В-четвертых, амбидекстрия (умения одинаково использовать и правую, и левую руки) – не настолько тяжело тренируемый навык. Особенно применительно к средневековому холодному оружию. Тем более, что рыцари занимались не высокохудожественным фехтованием в стиле «сударь, я бросаю вам вызов», а не брезговали подсечками и пинками.

Немного о лестницах в башнях

Прямые лестницы использовались не реже. |Фото: okvoyage.ru.

Габариты проходов и лестниц в замках чаще всего действительно были небольшими в том числе и из оборонительных соображений: в узком проходе проще сдерживать неприятеля, а еще его проще баррикадировать. Но вот, что касается направлений винтовых лестниц, то в действительности лестницы против часовой стрелки встречаются в замках не так уж редко. А самое главное, что наряду с винтовыми лестницами в крепостях, цитаделях и замках куда чаще использовались обычные прямые деревянные лестницы. В том числе потому, что такие проще строить. При этом в башне легко мог быть простенький лифт, правда не для людей, а для припасов и строительных материалов.

Свободного места в замках действительны было не много. |Фото: kdnv.ru.

Что же касается господства направлений слева направо (по часовой стрелке), то здесь все до банальности просто. Такое направление элементарно проще для восприятия людей европейских культур, да и для людей в целом. Просто подумайте: 85% человеческой популяции – правши. Левшей – менее 15%. Врожденных амбидекстров – менее 1%. Кроме того, люди привыкли к движению по часовой стрелке с Древних времен. Первые солнечные часы были изобретены в средиземноморье в 12 веке до нашей эры.

В северном полушарии нашей планеты тень от солнца движется именно таким образом – слева направо, по часовой стрелке. Даже читают и пишут представители европейской цивилизации слева на право.

Направление по часовой появилось очень дано. ¦Фото: pixabay.com.

Таким образом в «часовых» винтовых лестницах в европейских замках нет никакого ни секретного, ни сакрального, ни тактического смысла. Во-первых, потому что есть исключения. Во-вторых, потому что привычка делать по часовой стрелке сидит глубоко в психологии и культуре людей. Это явление примерно на том же уровне, почему людям нравятся орнаменты и симметрия.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про каспийский форт Боярд: почему на месте, где ковалась Победа, гуляет лишь ветер.

Нравится

Средневековый блог о разрушении мифов №3: Миф о человеке, который изобрел винтовую лестницу помешала бы новая почта.

Он особенно популярен у гидов, фигурирует в путеводителях по замкам (Hodgson & Wise 2015, 46) и панелях интерпретации (например, в замке Арундел, Западный Суссекс), был включен во многие популярные тексты (Mortimer 2009)., 160), используется в телевизионных документальных фильмах, широко представлен в интернет-статьях и широко цитируется участниками дискуссионных онлайн-форумов.

Из всех историй, связанных со средневековыми зданиями, эта, пожалуй, самая живучая. В отличие от многих других средневековых сказок, которые я исследовал, здесь, похоже, нет ни капли правды. Для некоторых людей это может быть довольно спорным мнением. Попытка осторожно разрушить теорию фехтовальщиков о винтовых лестницах вызывает много негативных отзывов в Интернете. Одной из причин этого может быть частота его повторения родителями детям. Работая в замках или посещая их, я неизбежно слышу, как папа с гордостью передает эти знания своему маленькому сыну (и обычно это мальчишеские разговоры), и, возможно, эта семейная связь создает прочную связь между мифом и его сторонниками.

[РЕДАКТИРОВАТЬ: в течение нескольких часов после публикации этого поста один добрый джентльмен на дискуссионном форуме уже публично объявил его «чушью» — странно, что люди заводятся в Интернете.]

Сайт Castle Studies Group посещение замка Ньюарк (Ноттингемшир), апрель 2019 г.

Целью этой публикации не является изложение всех доказательств против теории фехтовальщика. Эти данные в конечном итоге появятся в содержании книги, над которой я работаю, рассматривая средневековые строительные мифы. Однако, прежде чем подробно рассмотреть, как развивался этот миф, возможно, стоит сделать четыре общих замечания:

  1. Теория фехтовальщика основана на вере в то, что замки изначально были задуманы как военные сооружения. Еще в 1970-х годах и получив широкое признание в 1990-х годах специалисты по замкам предположили, что эти здания были в первую очередь сооружениями, предназначенными для впечатляющих театральных декораций для сложных церемоний, связанных со статусом и престижем. Во-вторых, это были роскошные резиденции, и только в конце концов их укрепляли, что часто было символическим и довольно неэффективным. Это не означает, что замки нельзя было использовать во время военных действий — очевидно, что они использовались, — но такие моменты были исчезающе редкими (Liddiard 2005, 6-11; Johnson 2002, xiii-xix; Coulson 19).79, 74).
  2. Если бы лестницы действительно были спроектированы для военных целей, мы бы всегда обнаружили, что они поворачиваются по часовой стрелке. Однако, как продемонстрировали такие ученые, как Нил Гай и Чарльз Райдер, существует значительное меньшинство новеллов, которые вращаются против часовой стрелки (примерно 30% всех сохранившихся образцов).
  3. Критики отмечают, что новеллы с поворотом против часовой стрелки гораздо более распространены в позднесредневековых замках — в то время, когда обычно (и ошибочно) предполагалось, что защита не имеет первостепенного значения. Однако есть много примеров лестниц против часовой стрелки в замках, которые были построены в периоды завоеваний и войн на горячо спорных территориях.
    В одиннадцатом веке их содержат два завоевательных замка Вильгельма Бастарда — Норидж и Лондонский Тауэр. Здания следующего века, построенные в период анархии, в том числе Ньюарк, имеют ночлежки против часовой стрелки. Между тем, образцы, построенные на севере в Хелмсли и Ричмонде, были уязвимы для шотландских вторжений. Во время завоевания Уэльса в тринадцатом веке и Гилберт де Клэр, и Эдуард I покровительствовали новелям против часовой стрелки в своих замках в Керфилли, Конуи, Бомарисе и Кернарфоне.
  4. Направление винтовой лестницы было архитектурным решением, а не военным. Это были постройки высокого статуса, которые позволяли вертикально перемещаться между престижными помещениями в замке. Если редкая осада заканчивалась дракой на лестнице, то игра действительно была проиграна.
Винтовая лестница двенадцатого века против часовой стрелки, замок Ньюарк (Ноттингемшир)

Несмотря на это, теория фехтовальщика настолько популярна, что мне захотелось попытаться проследить ее происхождение, чтобы лучше понять ее. Я начал эту задачу, предполагая, что она, вероятно, впервые всплывет в трудах либо антикваров восемнадцатого века, либо военных историков девятнадцатого века. Замки были довольно поздним дополнением к археологическим исследованиям, и одним из первых, кто обратил внимание на этот класс памятников, был французский архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк (1814–1879 гг.).). Как военный инженер, принимавший активное участие во время осады Парижа, он должен был иметь хорошие возможности для продвижения теории фехтовальщика. Однако в 43-страничном обсуждении этого предмета Виолле-ле-Дюк пришел к выводу, что винтовые лестницы были « только средством достижения верхних этажей жилища». удалось определить в трудах английского искусствоведа по имени сэр Теодор Андреа Кук (1867-1919 гг.).29). Кук впервые включил эту историю в свое эссе 1902 года о винтовых лестницах под названием
The Shell of Leonardo
(Cook 1902, 106) . Затем в следующем году это было перепечатано в виде главы в его книге «Спирали в природе и искусстве»:

Однако стоит -рукий архитектор рисует планы лестницы с правосторонней спиралью, эта «лейотропная» формация не всегда лучше; ибо человек, поднимающийся по нему и постоянно поворачивающий влево, всегда будет иметь свободную правую руку для нападения на защитников, а спускающийся гарнизон выставит наружу свои левые руки. 0027 .’

Сэр Теодор Андреа Кук
(Источник изображения: Wikimedia Commons)

Кук размышлял, что архитектор-правша автоматически захотел бы спроектировать лестницу против часовой стрелки, чтобы правая рука всегда была дальше всего от стойки ньюэля, в то время как Восходящий. Однако, по его мнению, это дало бы нападающему-правше преимущество перед защитниками, которым было бы неудобно размахивать оружием. Соответственно, он считал, что проектировщики замков пошли против своих естественных инстинктов, чтобы облегчить лучшую оборонительную схему.

Аспекты жизни и интересов Кука могут объяснить, почему он пришел к такому выводу. Тема его книги 1903 года — спирали — сразу привлекла его внимание к лестницам. Его письмо также выдает сильное любопытство к тому, какую руку предпочитали значимые личности как из истории, так и из его собственной эпохи. В частности, его увлекло представление о том, что левши были чрезвычайно талантливы в выбранных ими областях, включая беньямитских пращников из Библии, Леонардо да Винчи, Ганса Гольбейна и французских олимпийских фехтовальщиков Люсьена Мериньяка и Альфонса Кирхгоффера.

Причина его внимания к этим малоизвестным французским фехтовальщикам в том, что он сам был абсолютно одержим этим видом спорта. Он основал Клуб фехтования Оксфордского университета в 1891 году, вел колонку по фехтованию в

Daily Telegraph (под псевдонимом Old Blue), работал в комитете Ассоциации любительского фехтования (1904-1928) и совете Британской олимпийской ассоциации. Ассоциация с 1905 по 1920 год. Учитывая его тройной интерес к фехтованию, руке, которую предпочитают мужчины, и направлению поворота спирали, Кук был в уникальном положении, чтобы установить связь между тремя. Возможно, он был первым, кто предложил оригинальное объяснение того, почему большинство замковых лестниц поворачиваются по часовой стрелке.

Кук с коллегами по фехтованию (Источник изображения: Теодор Кук, 1908, Круиз Бранвен) В течение десяти лет писатель Гай Кэдоган Ротери (1912, 51-52) повторил теорию фехтовальщика и специально сослался на Кука в своей библиографии. Затем она была включена в популярные книги о замках автора Сидни Той (1939, 208; 1954, 255), и к середине двадцатого века она стала общепризнанным знанием.
Этому, несомненно, способствовали экранные изображения боев на мечах на винтовых лестницах, в том числе и в 9-м веке.0026 Приключения Робин Гуда
(1938) и Принцесса-невеста (1987) .

Поскольку происхождение этой истории в значительной степени забыто, у нее все еще есть много сторонников. В январе 2020 года его некритично повторил не кто иной, как English Heritage — главный хранитель средневековых замков страны. Однако в последнее время я был воодушевлен, увидев немало людей на дискуссионном форуме Medieval Buildings Group, оспаривающих повторение мифа. Это можно противопоставить длительным дебатам на другом форуме — British Medieval History — всего четыре года назад, где я был очень одиноким голосом против течения теории фехтовальщика.

Я не сомневаюсь, что этот миф будет распространяться и дальше, но его происхождение кажется относительно недавним — вероятным источником мог быть искусствовед и заядлый фехтовальщик сэр Теодор Андреа Кук.

Ссылки

Кук, Т. А., 1902, «Оболочка Леонардо» в The Monthly Review Vol. VII № 20.

Коулсон, К., 1979, «Структурный символизм в архитектуре средневековых замков» в Журнале Британской археологической ассоциации Том. 132.

Ходжсон, Т. и Уайз, П., 2015, Колчестерский замок – 2000 лет истории . Издательство Джарролд / Замок Колчестер. Питерборо и Колчестер.

Джонсон М., 2002, За воротами замка . Рутледж. Лондон.

Лиддьярд, Р., 2005, Замки в контексте . Собиратель ветров Пресс. Маклсфилд.

Мортимер, I, 2009, Путеводитель путешественника во времени по средневековой Англии . Винтаж. Лондон.

Ротери, Джорджия, 1912, Лестницы и садовые ступени . Т. Вернер Лори. Лондон.

Той, С., 1954, Замки Великобритании . Хайнеманн. Мельбурн, Лондон и Торонто.

Той, С., 1939 (издание 1985 г.), Замки: их строительство и история . Дуврские публикации. Нью-Йорк.

Об авторе

Джеймс Райт — отмеченный наградами строительный археолог. Он имеет двадцатилетний профессиональный опыт рыться в подвалах людей, рыться на их чердаках и раскапывать их сады. Он надеется найти важные истины о том, как жили обычные и необычные люди в средневековье.

Блог должен стать основой для будущей книги:  Разрушение мифов об историческом здании: почему истории, которые нам рассказывали, неверны ; опубликовано The History Press в 2024 году.

Он приветствует контакты через Twitter или по электронной почте.

Нет, средневековые лестницы не были предназначены для того, чтобы давать преимущество защитникам-правшам

Скорее всего, если вы когда-либо посещали средневековый европейский замок или читали о таких замках в Интернете, вы, вероятно, слышали, что лестницы в этих замках были намеренно всегда спроектирован в форме спирали по часовой стрелке, чтобы дать праворуким защитникам наверху лестницы больше места для вытаскивания и размахивания мечами, одновременно ограничивая пространство, доступное праворуким атакующим, пытающимся подняться по лестнице. .

Это то, что гиды часто говорят людям, посещающим замки. Это также один из тех «забавных фактов», которые часто повторяются в Интернете. К сожалению, по причинам, которые я собираюсь объяснить, это также почти наверняка неверно; нет убедительных доказательств того, что средневековые лестницы были намеренно спроектированы таким образом по этой причине, и есть много доказательств, говорящих об обратном. Гораздо более экономное объяснение состоит в том, что большинство лестниц было спроектировано по часовой стрелке просто для того, чтобы правша мог держать правую руку на стене для равновесия при спуске по лестнице в повседневных обстоятельствах.

Нет документации

Первая проблема с утверждением, что винтовые лестницы в средневековых замках были преднамеренно разработаны, чтобы дать праворуким защитникам преимущество, заключается в том, что не существует средневековых первоисточников, в которых прямо говорится об этом. Заявление основано только на современных предположениях.

Это отсутствие документации, конечно, само по себе не особенно удивительно, поскольку очень мало сохранившихся средневековых первоисточников, в которых подробно обсуждается конструкция замка, и само по себе это, конечно, не доказывает автоматически, что средневековых лестниц было , а не , предназначен для закручивания по часовой стрелке в качестве защитного механизма. Тем не менее, когда утверждение основано исключительно на предположениях и против него существуют существенные контрдоказательства (и в данном случае я утверждаю, что так оно и есть), его, как правило, следует отбрасывать.

Они не всегда идут по часовой стрелке…

Вторая большая проблема с этим небольшим фактом о средневековых лестницах заключается в том, что, вопреки тому, что постоянно твердят гиды и распространители фактов в Интернете, средневековые лестницы не всегда идут по часовой стрелке. На самом деле, вот исследование, опубликованное Группой изучения замков, в котором было обнаружено более восьмидесяти пяти примеров лестниц с нюэлем против часовой стрелки из замков в Англии и Уэльсе, датируемых 1070-ми и 1500-ми годами.

В исследовании сделан вывод о том, что, хотя лестницы-новели против часовой стрелки действительно относительно редки в замках, построенных в Англии и Уэльсе в норманнский период (длившийся около 1066–1204 гг.), они далеко не являются чем-то необычным. Например, в Нориджском замке, построенном Вильгельмом Завоевателем вскоре после норманнского завоевания, и в замке Ньюарк, построенном примерно через шестьдесят четыре-семьдесят четыре года после завоевания, в обоих есть новые лестницы, направленные против часовой стрелки. Лестницы против часовой стрелки становятся значительно более распространенными в эдвардианских английских и валлийских замках примерно с 1240-х годов или около того и остаются обычными на протяжении более поздних периодов средневековой истории.

Другими словами, лестницы в средневековых английских и валлийских замках далеко не всегда направлены по часовой стрелке, а лестницы против часовой стрелки довольно распространены.

ВЫШЕ: Фотография новельской лестницы против часовой стрелки в контрфорсе северо-восточного угла замка Норидж, датируемая вскоре после норманнского завоевания датируется между c. 1130 и ок. 1140

ВВЕРХУ: Фотография новельской лестницы против часовой стрелки от стены Клиффордской башни из Йоркского замка, датируемой между ок. 1245 г. и ок. 1262

ВВЕРХУ: Рисунок 1906 года, изображающий лестницу в замке Блуа, направленную против часовой стрелки, датируемую концом пятнадцатого века.

Третья проблема с этим заявлением о средневековой конструкции лестницы заключается в том, что, откровенно говоря, это было бы крайне непрактично для всех — атаковать или в обороне — попытаться сражаться на самых новых лестницах средневековых замков. Большинство средневековых лестниц чрезвычайно круты и тесны. Ступени очень крошечные, с очень небольшим пространством для человека, чтобы стоять, и, в большинстве случаев, просто нет места для человека, чтобы размахивать оружием любого значительного размера в в любом направлении . Многие из этих лестниц изначально не имели никаких поручней.

Если бы кто-то попытался устроить драку на новой лестнице средневекового замка, то, по всей вероятности, все участники все время боролись бы за то, чтобы не разбиться насмерть. Особенно в невыгодном положении в этом отношении оказались бы защитники, потому что, если бы кто-то из них поскользнулся или сделал неверный шаг, то они бы упали прямо на нападающих. Нападающие, конечно, тоже будут в невыгодном положении, но им, по крайней мере, не придется беспокоиться о падении к людям, с которыми они дрались.

Другими словами, средневековые лестницы-новели явно не были специально спроектированы с расчетом на легкость в бою.

ВВЕРХУ: Фотография чрезвычайно крутой узкой лестницы контрфорса северо-западного угла нормандской крепости замка Гудрич, построенной между ок. 1148 и ок. 1152. Эта лестница не выглядит так, как будто она предназначена для сражений.

Небольшая проблема с защитниками, которые уже поджарены

Четвертая и последняя проблема со всем этим фактом о лестницах замка, которые всегда закручиваются по часовой стрелке ради защиты, заключается в том, что проектирование новой лестницы, дающей защитникам-правшам небольшое преимущество, было бы, откровенно говоря, довольно бесполезным.

Основная цель защиты замка состояла в том, чтобы предотвратить проникновение злоумышленников в замок. В средневековых замках новые лестницы в основном встречаются, соединяя важные части донжона. Если нападавшие уже прорвали оборону, оказались внутри крепости и продирались вверх по лестнице со всеми своими доспехами и оружием, это, по сути, означало, что исход битвы уже решен; нападающие победили, а защитники проиграли. Замок уже взят, и защитникам некуда будет бежать.

В тот момент не имело бы большого значения, если бы у защитников было немного больше места для размаха правой рукой, потому что они все равно были поджарены. Лучшим вариантом для защитников в этот момент было бы сдаться и надеяться, что нападающие расправятся с ними милосердно.

ВВЕРХУ: Иллюстрация из рукописи « Хроник » Фруассара, датируемая примерно 1400 годом, изображающая штурм средневекового замка. Цель замка заключалась в том, чтобы удерживать нападающих. Если нападавшие были в замке и поднимались по лестнице, было слишком поздно для обороны.

Вам может понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *