Маленькие инструменты: 8 МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, НА КОТОРЫХ ЛЕГКО НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ

Содержание

Музыкальные инструменты, которые поместятся в карман

Пока битники отбивают углы своих акустических гитар о багажные отделения автобусов и неблагодарные головы гопоты, умные люди берут с собой в поход правильные инструменты правильных размеров. Есть инструменты, с помощью которых можно аккомпанировать себе не хуже, чем с помощью гитары или фортепиано, только они гораздо меньше. Именно о таких музыкальных инструментах, способных уместиться в карман, наша статья. И если ты далёк от музыки, то тебе следует приобрести один из таких инструментов (да хоть все). Во-первых, это не трудно, а во-вторых, в музыке – смысл наших бренных жизней.

1. Варган


Удивительный, окутанный мифами древний инструмент, ассоциирующийся у большинства людей с народами крайнего севера. Да что там, варганы появлялись независимо почти во всех уголках мира – доподлинно известно более 1000 местных названий. В Америке его почему-то называют «Еврейская лира», хотя сами не могут объяснить, как он вообще связан с евреями (на самом деле вообще никак). Ещё в XVII–XVIII вв. варган был чрезвычайно распространён в Европе, но со временем жестоко вытеснился современными инструментами, став в наши дни довольно редкой вещью.

Загадочный, как шаманские обряды, инструмент поражает своим внешним примитивизмом и магией звука. Кому-то его звучание кажется жутким, а кому-то просто космическим. Если дать варгану попытку завоевать твоё сердце, то в благодарность он введёт тебя в благоприятный транс. Пускай на нём нельзя сыграть сюиту Бизе, зато варган позволяет извлекать невообразимое множество красивых бархатных звуков и призвуков.

У такого миниатюрного инструмента множество разновидностей: дуговой, пластинчатый, из кости, дерева, однако лучшее звучание – у металлических. Тебе остаётся только выбрать варган, научиться играть и каждый вечер, погружаясь в себя, смотреть на звёзды, наслаждаясь магией вибраций и таинственных звуков. Выбрать хороший варган очень сложно, ведь многие делают его в декоративных целях, а не для игры. Но в «Обертон-про» за качество ручаются. Это не просто магазин, а музей с экспонатами от 16 века, школа, студия аудио/видео записи, мастерская, концертная площадка – набор, уникальный даже по меркам обычных музыкальных инструментов.

2. Калимба


Почти такой же старый, как европейская государственность, инструмент, который при правильном обращении выдаёт такое по-настоящему сказочное звучание, после которого организм испытывает прилив восторга, а органы внутри меняются местами.

Названий и разновидностей калимбы примерно столько же, сколько племен в Африке. Кстати, инструмент зародился как раз в центральной части Черного континента и использовался для кровавых и не очень (как будто у них могут быть другие) ритуалов. Видимо, чарующий звук калимбы, или, как её называют, цанцы, санзы, мбиры, мбилы, ндимбы, лукембу, лалы, малимбы, нданди, ижари, мганги, ликембе, селимбы, вносил гармонию в их страшные акты и инициации. Ну и ко всему прочему, это прекрасный инструмент для медитации, погружения в себя и очищения своих чакр от разного рода гадостей.

Иногда удивляешься, как такие не развитые в плане прогресса племена смогли создать такой сложный и совершенный инструмент. Не зря европейцы назвали его «маленьким фортепиано». Калимба состоит из резонаторного корпуса и ряда язычков. Корпус калимбы может быть самой разнообразной формы, а в качестве материала традиционно используются долблёное дерево, панцирь черепахи или полая тыква. Современные калимбы изготавливают также из пластика. Язычки могут быть изготовлены как из дерева или бамбука, так и из металла. Количество язычков варьирует от 4 до 60, в зависимости от диапазона инструмента. Настроить калибму – задача не из легких, нужно ко всему прочему настроить длину язычков, а уж потом наслаждаться звуком.

Звучание калимбы зависит и от размера инструмента. Чем больше, тем ниже звук – именно такой подходит для суровых африканских ритуалов. А маленькие больше напоминают по звучанию музыкальную шкатулку. Но каким бы ни был звук, когда садишься, кладешь калимбу на колени, зажимаешь ладонями и начинаешь дергать язычки большими пальцами, производя простые гармонии, ты через мгновение уносишься куда-то внутрь своего сознания, в страну добра и благодати. Впрочем, если хочешь разнообразить музыку в своей фолк-группе, то можешь не стесняться, калимба подходит и как аккомпанирующий инструмент, на котором можно играть аккордами.

3. Укулеле


Может быть, укулеле – не самый компактный в мире музыкальный инструмент и поместится далеко не в самый обычный карман, но его гораздо проще носить с собой, чем, скажем, тубу, обычную гитару и фортепиано.

Своеобразная вариация португальской брагиньи, укулеле завоевала мир ещё в начале прошлого века, а в Тихоокеанских странах стала настоящим национальным музыкальным инструментом, примерно как балалайка в России. Легкая, с очень самобытным звуком, довольно простая для осваивания укулеле, несмотря на свой строй и 4 струны, всё же остаётся гитарой. На ней можно саккомпанировать всё что угодно, а не только мелодии из «Спанч Боба»: хоть Scorpions, хоть «Сатана печёт блины», хоть «Калинку-малинку», но звучать она будет по-особому, потому как у этого инструмента своя необыкновенная, добрая и немного легкомысленная душа, прямо как у любимой девушки.

Где-то в потаённых влажных мечтах рисуется образ, в котором ты забросил укулеле, пару книг и сменную майку в маленькую наплечную сумку, сел в автобус и приехал на берег ближайшего океана (пускай даже Северного Ледовитого), сел на берегу и начал играть, смотря в синюю даль.

4. Губная гармоника


Пожалуй, самый популярный карманный инструмент в мире для тех, кому лень осваивать флейту и большую гармонь. Одними из первых, кто отметил удобство использования гармоники в походах, были фашистские захватчики, которые, если верить фильмам про войну, катались по оккупированным территориям на мотоциклах и наигрывали на губных гармониках «Ах, мой милый Августин». Не Валерия Леонтьева, а скучную народную песню. Но захватывать чужие территории у нормальных людей не принято, зато вполне можно наиграть какой-нибудь дорожный блюз во время долгой дороги.

Впервые миниатюрная губная гармошка под названием Little Lady была сделана в Германии на рубеже ХІХ–ХХ столетий. Длина современного инструмента составляет 3,5 см, толщина – 0,95 см, а ширина – 1,27 см. Весит такая мини-гармошка всего 18 грамм. Нынче их многообразие заметно увеличилось. Самих гармоник много: с разными диапазонами, строем, отверстиями и положением звуковых пластин, выбирай себе по вкусу. Хочешь играть блюз – бери блюзовую, хочешь играть все – бери диатоническую или хроматическую. Строй и тональность выбирай уже по своему вкусу.

Кстати, губная гармоника – это не только удобно и интересно, но ещё и полезно для здоровья. Врачи отмечают, что занятия на гармонике помогают развивать сильную диафрагму и глубокое дыхание с использованием всего объема легких. Многие легочные программы реабилитации включают гармонику. Так что твои кантри и блюз смогут тебя ещё и оздоровить.

5. Стилофон


Теперь перейдём от звуков чистых и блаженных к звукам, искаженным техническим прогрессом. Стилофон – вещь, способная издавать совершенно синтетические звуки путём тыкания в плату стилусом. Его ещё называют «карманным синтезатором», так что нечему удивляться. Это раньше диапазон и разновидность звучания стилофонов были крайне низки (собственно, как и внешний вид). Нынче они всё меньше напоминают доисторический диктофон, приобретая округлые черты и функции бит-машины.

Изобрел стилофон славный австралийский музыкант Рольф Харрис, но культовый статус, как, в общем-то, и популярность, инструмент обрёл только после того, как его использовал сам Дэвид Боуи в своей Space Oddity. Это уже потом его приметили и начали пытаться втулить в свои композиции Kraftwerk, Erasure, Orbital, Мэрилин Мэнсон, White Stripes и Little Boots.

Это совершенно синтетический инструмент, при касании стилусом платы в разных местах выдается звук разной частоты. Так что при желании можно наиграть скромное подобие Рахманинова. В современных моделях появился переключатель темпа, который позволяет регулировать скорость во время воспроизведения звука.

В принципе, такую штуку вполне по силам сделать самому, если есть хотя бы простейшее понимание в электронике. Но если такового не имеется, или просто нет времени, или элементарного желания, или ты просто хочешь устройство помощнее, то в таком случае лучше заказать. Никаких особенных музыкальных навыков он не требует. Это тот самый инструмент, над которым нужно посидеть, чтобы в нём разобраться.

6. Флейты


История флейты, считай, история всего человечества. Самым первым музыкальным инструментом был, безусловно, барабан, вернее, его исторический прототип, потому как древний человек только и мог, что тарабанить по предметам. А уж потом кто-то догадался, что если просверлить или прожечь прут изнутри и подуть в него, то он подарит разнообразие звуков. А если ещё просверлить дополнительные отверстия, то получится что-то волшебное. Так появилась прародительница всего духового – свирель.

У каждого народа она была своя. Некоторые считали, что сверлить отверстия – дело неблагородное. Этими некоторыми были греки, которые соединили несколько пустотелых трубок разного размера в ряд и создали мистическую флейту пана, от которой так и веет духами леса, доисторическими мифами и легендами. Разновидностей у этой флейты тоже очень много, собственно, каждый народ именует её по-своему. Но греческие мифы приписывали владение инструментом козлиному покровителю скотоводства и дикой природы по имени Пан (никакого отношения к Польше и Украине он не имеет), и когда Пан играл, вокруг него постоянно плясали разгоряченные нимфы, с которыми он устраивал достойные Рона Джереми оргии. Размеры у флейты Пана разные, как и диапазон, но её естественный, древний, экологически чистый звук нельзя сравнить ни с чем. Ни с воплями Дженис Джоплин, ни с электронными причудами Mr Oizo.

Уже в веке 14-м появилась совершенно другая флейта с приставкой «блок». Этот самый блок расположен в мундштуке флейты, благодаря чему простая свирель обретает благородный звук. Именно для этого простого инструмента и писали все те странные мужчины в париках из эпохи Ренессанса. Играть на ней, конечно, посложнее, как-никак 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и один на тыльной – так называемый октавный клапан. Плюс последние два отверстия двойные, так что если неправильно зажать, то получится неприятный звук, напоминающий предсмертный хрип висельника. Но вместе с тем играть на ней в сто раз проще, чем на поперечной флейте. Тут желательно консерваторское образование иметь. Кстати, если не нравится высокое «не пацанское» звучание, купи себе альтовую блокфлейту, которая звучит так же мужественно, как крик маршала Жукова. Единственное, она больше в размерах, но кого это останавливает?

5 инструментов, на которых сможет играть каждый

В прошлом году мы подготовили подборку youtube-каналов, с помощью которых ты бы смог(-ла) научиться играть на пианино, гитаре и барабанах. Если освоить классические инструменты не получилось, а играть хоть на чем-нибудь хочется, не отчаивайся: мы собрали пачку инструментов, на которых сможет сыграть даже твой кот. Пробуй!

 

 

 Калимба 

(kalimba)

Место рождения: Африка

Время освоения: несколько часов

Известные юзеры: Earth, Wind & Fire, Acoustic Trench

Стоимость: от 25 до 150 долларов

Калимба (она же санза, мбила, лукембу, малимба, нжари, цанца, мбира и лала) – древний африканский инструмент, затесавшийся в современную культуру благодаря англичанину Хью Трэйси, который в 1954 году основал компанию International Library of African Music и начал изготавливать калимбы для экспорта в Европу и Америку.

Англичанин был очарован не только звуком калимбы, напоминавшим музыкальную шкатулку, но и простотой ее освоения: за несколько минут можно было создать интересный ритм, за несколько часов – необычный музыкальный рисунок. При этом необязательно играть по нотам или аккордам – чаще всего на калимбе играют чисто интуитивно, по наитию.

Калимба состоит из двух частей: корпуса и язычков-пластинок. Звук возникает из-за перебора этих самых пластинок, которых на калимбе может быть от 5 до 30: чем больше пластинок, тем шире музыкальный диапазон инструмента. Пластинки на калимбе должны быть металлическими, а вот корпус может быть представлен в разных вариациях: из дерева, черепашьего панциря, кокоса или тыквы.

P.S. Хочешь добиться объемного звука – покупай калимбу с внешним резонатором. Такая модификация добавит глубины твоему инструменту и расширит варианты музыкальных манипуляций.

 

 

Пример игры:

Первый урок:

 

 

 

 

 

 Сямисэн 

(shamisen)

Место рождения: Япония

Время освоения: несколько недель

Известные юзеры: Wagakki Band, Yoshida Brothers

Стоимость: от 125 до 3000 долларов

Если отбросить в сторону многовековую историю и кожу, которой обивают сямисэн, то окажется, что традиционный японский инструмент устроен не сложнее обычной балалайки. Судите сами: и у сямисэна, и у балалайки имеется корпус, гриф и три струны, которые нужно вдохновленно перебирать. Если ты уже владеешь игрой на русской трехструнке, то поздравляем: ты заочно умеешь играть на инструменте, без которого не обходилась ни одна гейша.

Существует несколько разновидностей сямисэна, отличия – в толщине грифа. Сямисэн с самым узким грифом – хосодзао – используется в качестве аккомпанемента для нагауты – длинной песни в японской поэзии. Тюдзао – сямисэн с грифом средней толщины – используется в дзиуте – камерном жанре японской музыки. А цугару-дзямисэн – с самым толстым грифом – необходим для озвучки дзёрури – театра марионеток.

Для игры на сямисэне тебе понадобится бати – гигантский аналог медиатора, сделанный из пластика, дерева или кости. Пальцами зажимаешь струны на грифе, с помощью бати создаешь нужный ритм – и готово!

В Японии 16-го века считали, что существует лишь два стиля для игры на сямисэне: коута (для короткой песни) и нагаута (для длинной). Однако нынешние музыканты плевать хотели на старые каноны: сегодня на сямисэне исполняют не только классические темы, но и партии, предназначенные для электрогитар.

P.S. Раньше корпус сямисэнов обтягивали исключительно кошачьей или собачей кожей, но сегодня гуманность взяла верх: специально для сторонников PETA создаются экземпляры, в которых используется искусственная кожа. К слову, такие сямисэны стоят дешевле классических.

 

 

Пример игры:

Первый урок:

 

 

 

 

 

 Kaзу 

(kazoo)

Место рождения: США

Время освоения: несколько минут

Известные юзеры: The Beatles, Барбара Стюарт, Steam Powered Giraffe

Стоимость: от 1 до 25 долларов

Идеальный инструмент для тех, у кого нет времени на музыкальную теорию и долгие часы практики: для игры на казу нужны лишь губы и желание дудеть. Или даже не дудеть, а мурлыкать слова любимой песни в эту небольшую трубку: слова, проходящие через мембрану казу, искажаются, из-за чего возникает звук, напоминающий звучание саксофона.

Классический казу больше всего напоминает курительную трубку: маленькая чаша со встроенной папиросной или полиэтиленовой мембраной и полая трубка, к которой эта чаша крепится. Чашу можно закручивать не до конца – это придаст звукам казу приятную «шероховатость», а прижимая и отпуская мембрану можно создать определенный ритм – это придаст игре новые краски.

P.S. Деревянный казу звучит мягко и несколько глухо, алюминиевый – гулко и резко. Подумай, какой звук тебе нужен.

 

 

Пример игры:

Первый урок:

 

 

 

 

 

 Глюкофон 

(steel tongue drum)

Место рождения: США

Время освоения: несколько часов

Известные юзеры: Kosmosky, Dennis Havlena

Стоимость: от 200 до 700 долларов

Все началось в 2000 году, когда швейцарцы Феликс Ронер и Сабина Шерер создали ханг – плод экспериментов над тринидадским стилпаном. Инструмент, похожий на летающую тарелку, быстро завоевал популярность благодаря своему космическому звуку, а Феликс и Сабина, запатентовавшие свое детище, создали PANArt Hangbau AG – единственную компанию, производящую ханги.

Все бы ничего, только покупка ханга походила на витиеватый квест: мало того, что достучаться до создателей можно было только с помощью бумажного письма, так еще и забирать инструмент приходилось лично из Швейцарии. Такая многоходовочка и кусачий ценник (€ 2000 за экземпляр) вынудили музыкантов искать альтернативу хангу.

Замена нашлась в 2007-м: тогда на Youtube появилось видео, в котором Деннис Хавлен ловко перебирает пальцами по изрезанному днищу газового баллона, создавая похожие на звучание ханга звуки. Именно этот баллон стал прототипом глюкофона – «народного ханга».

Глюкофоны изготавливаются из разных материалов, разной формы и размеров, но конструкция у них общая: в металлическом корпусе вырезаются различной формы «лепестки», колеблющиеся при ударе на определенной ноте. Каждый глюкофон настроен таким образом, что сфальшивить невозможно: «лепестки» выстроены так, что любая нота звучит гармонично. Поэтому играть на глюкофоне, как и на калимбе, можно без нот – на чистой интуиции.  

P.S. Играть на глюкофоне можно не только пальцами, но и специальными палочками – это позволит создать новый звук. Также существуют модели с загнутыми вверх «лепестками». Их можно оттягивать и пригибать, выдавая свежие музыкальные рисунки.

 

 

Пример игры:

Первый урок:

 

 

 

 

 

 Тин-вистл 

(tin whistle)

Место рождения: Великобритания

Время освоения: несколько дней

Известные юзеры: Cormac Breatnach, Alina Gingertail

Стоимость: от 10 до 100 долларов

В 19 веке вистлы изготавливали из кости или дерева. Это был трудоемкий и порой неблагодарный процесс, потому что продавались инструменты за копейки. Англичанин Роб Кларк смекнул, что гораздо выгоднее делать вистлы из листов жести, что и дало название инструменту («tin» переводится как «жестяной»). Тин-вистлы англичанина стали настолько популярными, что перекочевали в Ирландию, где до сих пор котируются как народный инструмент.

Вистл – это металлическая флейта с шестью отверстиями, играть на которой сможет даже ребенок. Здесь, в отличие от блокфлейты, не нужна музыкальная база, наиграть простой мотивчик ты сможешь через несколько часов игры. Пальцами закрываешь отверстия вистла, дуешь в свисток и поочередно отрываешь пальцы от отверстий – вуаля, основной механизм игры на инструменте проработан. Осталось только запомнить парочку нот, попрактиковаться в артикуляции и выучить несколько музыкальных рисунков – все, можно с легкостью исполнять задорные джиги, душевные эйры и темы, похожие на музыку из «Властелина Колец».

P.S. У тин-вистла есть младший брат – лоу-вистл, превосходящий старшего в размере. Если тебе нужен более густой и глубокий звук – попробуй его.

 

 

Пример игры:

Первый урок:

 

Цанги и сверлильные патроны