назначение, устройство, как проверить крышку бачка
Устройство и эксплуатация автомобиля 20 февраля 2022 544 0
Содержание статьи
- 1 Для чего нужен расширительный бачок
- 2 Какое давление должно быть в расширительном бачке?
- 3 Как проверить крышку?
- 4 Лопается расширительный бачок
- 5 Кипит антифриз
- 6 Принцип работы и неисправности датчика уровня ОЖ
По состоянию антифриза в расширительном бачке можно многое сказать о состоянии двигателя. Через пробку водяного ресивера выходят выхлопные газы при пробое прокладки ГБЦ, а в самом бачке скапливается эмульсия при негерметичности теплообменника и микротрещинах блока цилиндра. Мы рассмотрим, как определить прорыв отработавших газов в водяную рубашку, какое давление должно быть в расширительном бачке системы охлаждения двигателя и как проверить исправность перепускных клапанов в крышке бачка.
Для чего нужен расширительный бачок
Пластиковый резервуар необходим для компенсации температурного расширения охлаждающей жидкости и хранения небольшого резервного объема антифриза для восполнения утечек. Расширительный бачок системы охлаждения находится в наивысшей точке водяной рубашки. На всех автомобилях бак с антифризом выполняет одну и ту же функцию, но есть небольшие отличия в зависимости от конструкции системы охлаждения.
На большинстве автомобилей с расширительного бачка выходят 2-3 штуцера. Через отверстие в нижней части происходит забор антифриза в систему охлаждения, а через верхние штуцера сбрасывается избыточное давление с наивысших точек системы охлаждения. Это препятствует завоздушиванию системы и облегчает удаление воздуха из рубашки охлаждения при ее первом заполнении после запуска двигателя. В крышке резервуара расположен компенсационный клапан, поддерживающий постоянное давление в системе охлаждения.
На многих моделях японской школы автомобилестроения расширительный бачок представляет собой обособленный резервуар, который объединен с системой охлаждения лишь трубкой небольшого диаметра, подключенной к основному радиатору.
В конструкции такого типа перепускной клапан, поддерживающий рабочее давление в системе, установлен в крышке радиатора охлаждения двигателя. При повышении давления в системе клапан в крышке открывается, перепуская излишки антифриза в расширительный бачок. Когда после остановки температура двигателя снижается, ОЖ уменьшается в объеме – в системе создается разряжение. Атмосферный клапан в крышке открывается, благодаря чему через трубку охлаждающая жидкость из расширительного бачка перетекает в радиатор.
Какое давление должно быть в расширительном бачке?
Благодаря уравнению Клайперона – Клаузиса мы можем увидеть, как с ростом внешнего давления увеличивается температура кипения жидкости.
Для стабильной работы двигателя в системе охлаждения должно поддерживаться давление 1,1-1,5 Атм. Это позволяет повысить температуру кипения антифриза и в то же время не требует значительного усложнения устройства жидкостной системы охлаждения.
Необходимое давление поддерживается благодаря системе клапанов, установленной в крышке бачка системы охлаждения. При нагреве и увеличении объема антифриза давление газов в крышке преодолевает сопротивление возвратной пружины, приподнимая тарелку парового клапана.
Когда антифриз остывает и уменьшается в объеме, в рубашке охлаждения создается разряжение. При выравнивании давления любая негерметичность приведет к образованию воздушной пробки в рубашке охлаждения двигателя. Чтобы воспрепятствовать завоздушиванию, в конструкции крышки бачка предусмотрен воздушный клапан. Он открывается при разряжении 0,03–0,1 кгс/см2, объединяя систему с атмосферой.
Как проверить крышку?
Наиболее достоверный способ проверки клапанов расширительного бачка – создание давления и разряжения в бачке при помощи насоса двойного действия. Насос имеет встроенный манометр и может создавать как избыточное давление, так и разряжение. Подключив его к верхнему штуцеру расширительного бачка, вы сможете произвольно изменять давление в расширительном бачке мотора, наблюдая за работой перепускных клапанов.
Альтернативные методы проверки:
- создание давления в системе при помощи насоса со встроенным манометром. Для теста подойдет любой ножной/ручной насос, который при помощи переходников вы сможете подключить к рубашке охлаждения двигателя. Так вы проконтролируете фактическое давление, при котором срабатывает паровой клапан;
В случае нерабочей крышки расширительного бачка не создавайте в системе давление более 2,5 Атм. Это убережет вас от риска повреждения радиатора, шлангов и соединений в системе охлаждения.
- проверка воздушного клапана. Открутите крышку бачка системы охлаждения, после чего сдавите патрубок подачи антифриза от термостата к радиатору. Не отпуская патрубок, закрутите крышку. Если атмосферный клапан работает, деформированный патрубок должен принять исходную форму;
- на прогретом двигателе необходимо аккуратно открутить крышку расширительного бачка. Если крышка работает правильно, вы услышите характерный звук сброса излишнего давления. Такой метод проверки позволяет установить случаи, когда паровой клапан в крышке зависает в открытом положении, из-за чего в рубашке охлаждения не создается необходимое избыточное давление.
Ни в коем случае таким методом нельзя проверять клапаны в крышках радиатора. Поскольку в системах такого типа антифриз контактирует с запорной тарелкой, при откручивании крышки на прогретом двигателе горячий антифриз будет выплескиваться наружу.
Лопается расширительный бачок
Как и любая деталь в подкапотном пространстве, ресивер системы охлаждения терпит частые перепады температур, вибрации и прочие механические нагрузки. Из-за этого со временем возможны трещины по корпусу или в местах выхода штуцеров, которые можно списать на «усталость» пластмассы. Тем не менее в случае неисправности расширительного бачка следует не только проверить исправность перепускных клапанов в крышке, но и правильность установки ресивера, расположения тосольных патрубков.
Неправильно уложенная магистраль может оказывать механическое давление на штуцер, что приведет к его отламыванию от корпуса. Если до поломки вы уже сталкивались с появлением течи антифриза в других местах, в системе явно повышенное давление. Обязательно проверьте наличие выхлопных газов в бачке, наличие воздуха в системе и работоспособность крышки.
Кипит антифриз
Распространенные причины, из-за которых антифриз бурлит в расширительном бачке:
- не создается необходимое избыточное давление;
- недостаточная теплоотдача основного радиатора охлаждения двигателя. В случае забитых сот внутри теплообменника уменьшается его проходное сечение, вследствие чего температура антифриза превышает точку кипения. Также двигатель будет перегреваться, если внешние соты радиатора загнуты, забиты пухом, пылью и грязью. Обязательно проверьте исправность вискомуфты, электрического вентилятора и цепи его включения. Как и термостат, вентиляторы должны срабатывать без опозданий;
Ситуация с засорением радиатора наиболее распространена на авто с наборной кассетой радиаторов, в которую входят интеркуллер, конденсор, охладитель жидкости ATF и т.п. Радиатор охлаждения двигателя всегда стоит последним, что в случае уменьшения воздушного потока, проходящего через соты, приводит к закипанию антифриза и перегреву двигателя.
- прорыв выхлопных газов в рубашку охлаждения двигателя. Нередко в таком случае ОЖ булькает в расширительном бачке, раздуваются тосольные патрубки. Отработавшие газы попадают в систему охлаждения через пробитую прокладку ГБЦ, микротрещины в головке блока цилиндра, БЦ. При этом греется расширительный бачок, возможно появление масла на поверхности антифриза и стенках корпуса бачка. Чтобы подтвердить прорыв выхлопных газов, вам потребуется газоанализатор.
Принцип работы и неисправности датчика уровня ОЖ
Устройство расширительного бачка ДВС современного авто предполагает наличие датчика уровня охлаждающей жидкости. В случае снижения объема до критической отметки, на панели приборов загорается индикатор перегрева двигателя, появляется информация о недостаточном уровне антифриза. В системах применяются датчики 2-х типов:
- датчик уровня на основе геркона. Внутри датчика находится пара контактов, которые замыкаются при воздействии магнитного поля. На оси датчика установлен поплавок с помещенным внутрь магнитом. Когда уровень жидкости снижается, поплавок опускается, магнит воздействует на контакты датчика. Среди наиболее распространенных неисправностей можно выделить разгерметизацию поплавка, его подвисание на оси, механическую поломку контактов геркона, образование паразитного сопротивления в цепи;
- датчик уровня на основании измерения проводимости среды. Если контактные штыри датчика не погружены в воду, сопротивление между ними близко к бесконечности. При заполнении бачка контакты погружаются в воду, между ними появляется сопротивление. Из-за небольшой силы тока в цепи даже незначительное паразитное сопротивление в цепи может нарушить работу системы. Окислы на контактах – наиболее распространенная неисправность.
Устройство, назначение и неисправности бачка расширения системы охлаждения
Правильная работа двигателя автомобиля была бы невозможной без системы охлаждения. Во время работы двигатель быстро нагревается, необходимо постоянно охлаждать мотор, что исключает его перегрев и критические неисправности. Одной из составляющих такой системы охлаждения мотора является расширительный бачок, который может различаться по своей форме и ряду других показателей.
Предназначение и месторасположение расширительного бачка
Крайне важно во время эксплуатации автомобиля контролировать уровень антифриза в системе, поэтому обычно такие расширительные бачки располагают под капотом на видном месте. Каких-либо проблем с тем, чтобы отыскать бачок расширения системы охлаждения обычно не возникает. Их часто выполняют из полупрозрачного пластика, что позволяет, даже не открывая крышку, контролировать уровень охлаждающей жидкости. В зависимости от конкретной модели бачок расширения устанавливают справа или слева от двигателя, ближе к моторному щитку или же в других видных местах под капотом.
Основное назначение бачка расширения – это компенсация давления и изменения объёма антифриза при нагреве охлаждающей жидкости. По сути, бачок не только принимает на себя увеличившийся объём антифриза в системе, но и способен эффективно регулировать давление в системе, не допуская её разрыва при максимальной нагрузке.
Крышка имеет специальный клапан, который позволяет при необходимости стравливать давление, неизменно увеличивается при нагреве двигателя и охлаждающей жидкости. Со временем такой клапан в крышке может засоряться или выходить из строя, а ремонт автомобиля в подобном случае будет заключаться лишь в замене вышедшей из строя крышки бачка расширения.
Такое расположение клапана в крышке бачка расширения, а не в радиаторе, как-то было ранее, имеет массу преимуществ. В первую очередь это уменьшение расходов на ремонт, так как заменить повреждённый бачок куда проще, чем разорванный дорогостоящий радиатор. Также такая схема расположения клапана позволяет исключить появление в системе воздушных пробок, которые могут полностью остановить движение антифриза, а это приводит к серьезным поломкам и перегреву двигателя.
Устройство бачка расширения
Даже на современных сверхдорогих машинах расширительные бачки имеют простейшую конструкцию. Выполнены они из полупрозрачного пластика, что позволяет легче контролировать уровень охлаждающей жидкости. Бачок обычно дополнительно имеет встроенный датчик, который выводит на приборную панель предупреждение о критически низком уровне охлаждающей жидкости. Закрывается бачок расширения крышкой со специальным перепускным клапаном, назначение которого сбрасывать давление при нагреве антифриза. Обычно на бачок расширения наносят отметки минимального и максимального значения охлаждающей жидкости в системе, что позволяет при необходимости определить недостаток или излишек антифриза и выполнить соответствующий сервис автомобиля.
Типичные неисправности
Если говорить о неисправностях бачка расширения, то можно отметить его механические повреждения, что часто отмечается на старых автомобилях, где пластик уже не столь прочный и долговечный. Также часто изнашивается и выходит из строя перепускной клапан, это может привести к появлению пробок в системе или же критическому росту давления. Если появились какие-либо проблемы с охлаждением автомобиля, из крышки бачка отчётливо доносится шипение на прогретом моторе, подобное может свидетельствовать о неисправности клапана, такую крышку следует обязательно оперативно заменить.
20.06.2021
тепловых расширительных баков | American Wheatley
Термический расширительный бак, также известный как расширительный бак водонагревателя, является важным элементом для сопряжения с водонагревателем в замкнутой системе. Эти резервуары необходимы для закрытых систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
Когда вода нагревается, она вызывает молекулярное возбуждение — в основном молекулы возбуждаются, давление увеличивается, и требуется больше места. Подумайте о том, что происходит в кастрюле с кипящей водой. Вам нужен горшок большего размера, чем первоначальный объем воды, чтобы быть уверенным, что вода останется в нем.
Что происходит без терморасширительного бака?
Терморасширительный бак предназначен для сброса давления, возникающего при расширении воды при нагреве. Без дополнительного пространства, предназначенного для расширения воды, давление воды может возрасти и вызвать много проблем. Одной из наиболее очевидных таких проблем является внезапный разрыв трубы, обычно вызванный скоплением льда в трубах зимой.
Менее известная проблема — незаметная, медленная утечка, которая вызывает износ труб и арматуры, связанных с системой горячего водоснабжения по всему зданию. Это включает в себя все, от душа и смесителей до стиральной и посудомоечной машин. Эти важные домашние конструкции могут выдерживать только определенный уровень давления. Если утечка останется незамеченной, конструкция может получить такие повреждения, как гниение деревянного каркаса и рост токсичной плесени.
Расширительный бак устанавливается на линии, идущей к водонагревателю, и находится под давлением, соответствующим давлению воды в системе горячего водоснабжения. Существует две основные категории терморасширительных баков для вашей системы HVAC — компрессионного типа и баллонного типа. Основное различие между ними заключается в том, что баллон-дозатор содержит мембрану, изолирующую воздух от воды, а компрессионный бак (или обычный стальной бак) — нет.
Резервуары из обычной стали (сжатие)
Резервуары компрессионного типа обычно называются системой управления воздухом или резервуаром управления воздухом и представляют собой расширительный бак оригинальной конструкции. Другим термином для этого типа бака является бак из простой стали, именно так мы перечисляем нашу линейку баков компрессионного типа WPS в American Wheatley.
Этот резервуар должен располагаться над воздухосборником/сепаратором (подробнее о воздухоотделителях читайте здесь). Этот бак поглощает давление, позволяя воде из котла сжимать воздух внутри этого расширительного бака. По сути, количество воздуха останется прежним. Но поскольку объем воды увеличивается с повышением температуры, этот тип резервуара будет сжимать воздух до меньшего объема. Это стабилизирует давление, позволяя объему воды обязательно расширяться во время нагрева.
Баллонные расширительные баки
Баллонные расширительные баки действуют так же, как и обычные стальные баки, за исключением того, что они содержат мембрану, которая отделяет воду от сжимаемого воздуха. Это предотвращает поглощение воздуха системой водоснабжения, устраняет любые потенциальные проблемы заболачивания и предотвращает коррозию резервуара. Поскольку мембрана содержит воду отдельно, этот тип резервуара идеально подходит для использования с питьевой водой.
Ранее в этом году мы рассказали о нашем расширительном баке BDT в нашем блоге «Что такое многоцелевой расширительный бак?». .
У нас также есть три других серии баллонов-дозаторов. Если вам интересно узнать больше, перейдите на вкладку «Каталоговые листы» на странице продукта Bladder Tanks.
Из-за важности этих резервуаров в вашей системе HVAC важно иметь качественный агрегат. Резервуар, изготовленный по стандарту ASME, — это один из способов обеспечить безопасность и надежность вашего резервуара. Узнайте больше о стандартах ASME на их сайте.
Эта информация является лишь одним из многих аспектов типичной закрытой системы HVAC. Если вам нужна дополнительная информация или вам нужны рекомендации, не стесняйтесь обращаться к нам.
Posted in Расширительный бак для баллонов, Продукты HVAC, Баки HVAC and tagged расширительный бак, расширительный бак HVAC, баки HVAC, расширительный бак
Что такое расширительный бак водонагревателя?
1 декабря 2016 г.
Небольшой бачок над этим водонагревателем является расширительным баком и играет очень важную роль в вашей водопроводной системе.
Водонагреватели являются важной частью современного дома. Жизнь была бы намного тяжелее без постоянного потока горячей воды для купания и мытья посуды и одежды. Давно ли вы заглядывали в свой водонагреватель? Иногда есть небольшой бак, соединенный с большим баком нагревателя трубопроводом, который называется расширительным баком. Какова цель этого меньшего танка? Сегодня мы собираемся изучить роль расширительного бака в обеспечении правильной работы вашего водонагревателя и, соответственно, всей вашей водопроводной системы.
Что делает расширительный бачок?
Расширительный бак устанавливается на трубу подачи воды, питающую водонагреватель. Вода расширяется при нагревании, и без места для расширения она увеличивает давление воды в вашей системе. Расширительные баки содержат воздух и могут принимать поток расширенной горячей воды, сжимая воздух и освобождая для него место. Это помогает регулировать напор воды и делает его постоянным.
Зачем нужны расширительные баки?
В прошлом это добавочное давление воды сбрасывалось за счет выталкивания части воды из дома в водопроводную магистраль общего пользования, которая могла поглощать это дополнительное давление. Однако в настоящее время этот механизм не работает из-за преобладания обратных клапанов и обратных клапанов. Это были необходимые дополнения к сантехническим системам в течение многих лет. Обратные клапаны удерживают воду, поступающую снаружи дома через водопроводную трубу. Они помогают предотвратить попадание загрязнения из дома или предприятия в систему общественного водоснабжения. Таким образом, сантехническим системам нужен другой способ освободить место для расширения, иначе это может создать значительную нагрузку на арматуру и трубы.
Вам нужен расширительный бак?
Если вы заметили, что шайбы в вашей водопроводной системе очень быстро изнашиваются или из предохранительного клапана вашего водонагревателя время от времени капает вода, вам может быть полезно установить на водонагреватель расширительный бак.