Необычная резьба по дереву: Необычная резьба по дереву Элисон Кроутер

Резьба по дереву. Основные виды резьбы. — Статьи TULARMODEL

  • Главная
  • Статьи
  • Резьба по дереву

Резьба по дереву – это один из видов художественной обработки древесины и старинный народный промысел, берущий свое начало в далеком прошлом. Многовековые традиции этого ремесла имеют в своем арсенале множество выразительных декоративных приемов и техник, что в сочетании с высококлассным инструментом раскрывает перед резчиками безграничные возможности для творчества.

Фоном такой резьбы является плоская поверхность изделия или заготовки, на котором рисунок прорезается вглубь и представляет собой неглубокие четко ограниченные выемки различной формы. Этот вид резьбы подразделяется на контурную и геометрическую резьбу.

Контурная резьба – на плоскую деревянную заготовку наносится рисунок, контур которого прорезается стамеской или ножом-косяком. Такая резьба эффектно смотрится на тонированном деревянном фоне. Она также часто используется в сочетании с другими разновидностями резьбы – геометрической, рельефной – чтобы подчеркнуть контур орнамента либо добавить фактуру из различных линий – штрихов или сеток, в растительных и животных элементах орнамента как прорезание прожилок, волосков, шерсти.

 

Геометрическая резьба – это заглубленный геометрический орнамент, выполненный в виде клинорезных выемок на плоском фоне. Выемки могут быть двухгранные, трехгранные, четырехгранные, а также закругленные в виде скобки. Вырезанные в такой технике треугольники, квадраты, трапеции, ромбы, полукруги ритмически повторяются и образуют орнаментальную композицию. Выполняется ножом – косяком и полукруглыми стамесками.

Переходная форма от контурной резьбы к резьбе рельефной. Изображения персонажей (фигур) в такой резьбе или элементы орнамента вырезаются по контуру и обрабатываются (скругляются) по краям, что создает иллюзию рельефа. Делится на подвиды – резьба с заоваленными контурами, заоваленная резьба с подушечным фоном, заоваленная резьба с подобранным фоном.

Резьба с заоваленными контурами – рисунок прорезается с помощью канавок, как в контурной резьбе. Затем края канавок закругляются (заоваливаются) более полого в сторону фона, и более круто в сторону изображения. Таким образом, и элементы изображения и фон одинаковы по высоте и смотрятся как одно целое.

Заоваленная резьба с подушечным фоном – изображение имеет заоваленные контуры, но при этом фон делается чуть ниже и тоже заоваливается. Элементы изображения находятся как бы на выпуклой «подушечке» из фона.

Заоваленная резьба с подобранным фоном – изображение имеет заоваленные контуры, а весь фон выбирается до единой плоскости. Иногда фон чеканят.

  • Рельефная резьба.

Для рельефной резьбы характерно наличие плоского фона и детально проработанного выпуклого изображения. В сравнении с другими видами резьбы, фон выбирается достаточно глубоко, а рельеф не имеет плоских поверхностей.  В зависимости от высоты выступающего над фоном изображения, подразделяется на барельеф и горельеф.  

Барельеф – низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью фона не более чем на половину своего объема.

Горельеф – высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над поверхностью фона более чем на половину своего объема.

  • Прорезная резьба.

 

В зависимости от формы и обработки поверхности сквозную резьбу можно представить как плоскорельефную или рельефную, в которой удален фон. Все резные элементы в такой резьбе связаны между собой. Рельефную прорезную резьбу принято называть ажурной. Если прорезная резьба наклеивается или монтируется на поверхность другого изделия, она называется накладной. Накладная резьба, использующаяся для украшения домов и различных бытовых построек, называется домовой резьбой.

 

Это художественно обработанная со всех сторон объемная фигура, полностью или в основной своей массе оторванная от фона. В отличие от других видов резьбы, имеющих в основе своей плоскость, объекты скульптурной резьбы можно рассматривать со всех сторон.

 

08. 03.2016

Назад к статьям

Резьба по дереву как философия

Анна, расскажите, пожалуйста, о себе. Где вы родились, учились, работали?

Я родилась и всю жизнь прожила в Москве.
Москва – город моей жизни. У меня никогда не было бабушек-дедушек в деревне, я – горожанка примерно в четвёртом поколении. Мой отец был профессиональным литератором, но любил и умел работать руками, и именно он научил меня основам столярного дела. Я училась в школе обычной и музыкальной, увлекалась биологией и мечтала стать учительницей в школе. А ещё – очень любила рисовать, хотя никогда не училась этому. Как-то не сложилось.

С 17 лет, только окончив школу, я пошла работать – матушке было трудно одной обеспечивать семью. Кем я только не работала – пионервожатой, инструктором по туризму, санитаркой в операционном блоке, перевязочной сестрой в отделении термической травмы… Получила образование, стала врачом Скорой и проработала там больше 10 лет. В безумные 90-е я успела побыть главврачом в сельской больничке на 10 коек, а потом заведующей здравпунктом на лесоповале))) Из-за болезни матушки мне пришлось быстро вернуться в Москву. И я, и муж оказались без работы – опять пришлось перепробовать множество занятий. То, что прежде было увлечением, начало становиться профессией. Так получилось и с резьбой. Я довольно быстро поняла, что для заработка мне не достаёт техники и опять пошла учиться, теперь уже резьбе.

Я училась у нескольких мастеров. К Михаилу Давыдовичу Ильяеву я пришла уже сложившимся мастером с кругом заказчиков и опытом работы, в этом случае было трудно совместить уже имеющиеся навыки с новыми.

Скульптурой я занялась не сразу – начинала с орнаментов и интерьерных резьб. Скульптура несколько пугала, а когда попробовала – оказалась вовсе не страшной 🙂

Что вообще было сложно: добиться чистоты резьбы, научиться самостоятельно точить свой инструмент. В остальном мне учёба давалась легко, может, потому что очень нравилось это занятие.

У вас необычные работы, со смыслом и идеей. Как приходят образы?


Откуда приходят идеи? Сложно сказать. Отовсюду: иногда это фрагменты снов, иногда образы из прочитанных книг, иногда – попытка визуализировать эмоцию.

     

О фильмах и книгах – можете выделить, что повлияло на вас сильнее всего?

О книгах: Я предпочитаю жанр фентези. Любимую книгу не назову – не смогу выбрать. Из любимых авторов: Дж.Р. Толкиен, Урсула Ле Гуинн, Стивен Кинг, Роджер Желязны, Г.Л. Олди, Макс Фрай… Мне интересны идеи и концепции в их книгах, хочется разбирать их, осмысливать, иногда спорить, иногда соглашаться. Их книги оказали влияние на моё восприятие мира, что конечно, отразилось и на творчестве.

Фильмы… тоже, но только последнее время. Увлеклась аниме, потом начала смотреть дорамы (прим.

редактора: Дорама (яп. テレビドラマ тэрэби дорама, от англ. drama) — общее название для телесериалов, выпускаемых в Восточной Азии), в частности есть работа, сделанная именно по дораме Уэсуги Кеншин.

     

Чем привлекает вас жанр аниме?

Увлеклась аниме лет десять назад. Это было очень тяжёлое для меня время, я была на пределе. «Рурони Кеншин» дал мне желание и силы двигаться дальше. В целом – мне интересен менталитет, очень отличающийся от нашего, иная точка зрения на жизненные обстоятельства и сильнейшая мотивация двигаться вперёд.

Как решились на преподавание?

Ну, я же с детства мечтала стать учительницей! Школа Ремёсла России предложила мне преподавать резьбу по дереву и маркетри, и я согласилась. Мне нравится преподавать, я люблю своих учеников и горжусь ими.

Говорят, что я хороший учитель, но мне самой трудно об этом судить. (прим. – в данный момент Анна преподаёт в Русской Академии Ремёсел).

Как выстраиваются отношения с учениками? Какие черты наиболее импонируют в людях?

Отношения с учениками? В основном хорошие, я не сторонник авторитарного стиля преподавания, мне интересней быть не «командиром», а «товарищем по оружию», аккуратно подводить человека к тому, что он должен понять или сделать, не навязывать свой стиль, а раскрывать их собственный потенциал. Конечно, иногда бывают трудности, я часто не совпадаю по темпу, иногда увлекаюсь и вываливаю слишком много информации, и со мной трудно тем, кто привык работать строго по указке «от сих и до сих». Что ж, я тоже учусь у своих учеников.

В людях люблю открытость, желание и умение думать собственной головой, честность и дружелюбие.

Главная цель, мечта в работе?

Главная цель и мечта – научиться тому, чего ещё не умею.

Вам может понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *