Узоры для резьбы по дереву
Трафареты для прорезной резьбы по дереву для начинающих
Резьба по дереву эскизы
Резьба по дереву эскизы
Тиснение Шеридан эскизы
Акант орнамент Барокко
Эскизы листьев аканта для резьбы по дереву
Орнамент Шеридан
Узоры для резьбы по дереву
Орнаменты для резьбы по дереву
Готические узоры угловые
Кудринская резьба по дереву эскизы
Красивые узоры для резьбы по дереву
Резьба по дереву растительный орнамент
Растительный орнамент в п
Орнаменты для резьбы по дереву в стиле Барокко
Эскизы Абрамцево Кудринской резьбы
Орнаментальная резьба по дереву
Резьба по дереву орнаменты и узоры
Плоскорельефная резьба по дереву для начинающих трафареты
Растительный орнамент для резьбы
Орнаменты для резьбы по дереву
Плоскорельефная резьба по дереву трафареты
Резные узоры карандашом
Древнерусский орнамент плетенка резьба
Цветочные узоры для резьбы по дереву
Абрамцево Кудринская резьба по дереву эскизы для начинающих
Рисунки для резьбы по дереву
Простые узоры для резьбы по дереву
Плоскорельефная резьба по дереву эскизы орнаменты
Геометрические узоры для резьбы по дереву Кудринка
Растительный орнамент для резьбы по дереву эскизы
Орнаменты для резьбы по дереву
Геометрические узоры для резьбы по дереву Кудринка
Прорезная резьба лобзиком чертежи
Карандашный набросок узора для резьбы по дереву
Узоры для фрезерования по дереву чертежи
Кудринская резьба по дереву эскизы для начинающих
Орнаменты для резьбы по дереву в стиле Барокко
Тябловый иконостас
Простой геометрический орнамент
Резьба по дереву орнаменты и узоры
Трафареты узоров для фрезерования
Абрамцево-Кудринская резьба по дереву эскизы
Резьба по дереву орнаменты и узоры
Орнаменты для резьбы по дереву
Акант орнамент Барокко
Цветочные узоры для резьбы по дереву
Рисунки для контурной резьбы по дереву
Узоры для резьбы по дереву
Резьба по дереву эскизы
Логачева резчикам по дереву. Альбом орнаментов 2
Трафареты для тиснения на коже
Плоскорельефная резьба по дереву эскизы для начинающих
Орнаменты для резьбы по дереву
Резьба по дереву орнаменты и узоры
Резьба Татьянка орнаменты
Кудринская резьба по дереву эскизы
Геометрические узоры для резьбы по дереву Кудринка
Сэм Альфано эскизы
Геометрический орнамент для резьбы по дереву
Резьба по дереву Кудринка орнаменты
Резьба Кудринка эскизы
Абрамцево-Кудринская резьба резьба по дереву орнаменты и узоры
Эскизы Абрамцево Кудринской резьбы
Акантовый лист эскиз для резьбы
Геометрические узоры для резьбы по дереву Кудринка
Прорезная резьба лобзиком чертежи
Орнаменты для резьбы по дереву
Узоры для резьбы по дереву
Резьба по дереву цветочный орнамент
Резьба по дереву Кудринка эскизы
Резьба Кудринка эскизы
Завитки эскизы для резьбы
Узоры для резьбы по дереву
Орнамент для выжигания по дереву
Узоры Шеридан
Орнамент Абрамцево Кудринская резьба
Византийский орнамент линейный
Узоры для тиснения на коже
Трафареты для резьбы по дереву резцами
Черчение орнамент в круге
Орнаменты для резьбы по дереву
Орнаменты раскраска
Орнамент для контурной резьбы по дереву
Эскизы Абрамцево Кудринской резьбы
Тиснение Шеридан эскизы
Орнамент для резьбы
Орнаменты для резьбы по дереву
Резьба по дереву эскизы
Орнаменты для резьбы по лубу
Орнаменты для резьбы по дереву
Технология выполнения прорезной резьбы
Эскизы Абрамцево Кудринской резьбы
Резьба по дереву Наброски
Резьба по дереву эскизы
Акант Мишель Леонард
Эскизы для прорезной резьбы
Абрамцево Кудринская резьба узоры для шкатулок
Орнамент эскиз
Орнамент на пасхальных яйцах резьба по дереву
Резьба по дереву чертежи
Узоры Барокко эскиз тату
Акант орнамент Барокко
Домовая резьба по дереву чертежи
Абрамцево-Кудринская резьба
Пропильная резьба по дереву лобзиком наличники
Орнаменты для резьбы по дереву трафареты
Резьба по дереву рисунки и эскизы
Узоры для резьбы
Резьба по дереву эскизы
Абрамцево-Кудринская резьба по дереву эскизы
Абрамцево-Кудринская резьба схема
Схемы тиснения Шеридан
Резьба по дереву орнамент в полосе
Орнамент Ренессанс маскароны
Цветочные узоры для резьбы по дереву
Орнамент в стиле рококо
Чертежи орнаментов для ЧПУ
Резьба по дереву узоры на ЧПУ
Эскизы резьбы на Киностар
Эскизы картин для резьбы по дереву
Резьба по дереву цветочный орнамент
Разделочная доска с геометрической резьбой
Резной растительный орнамент
3d модели аканта
Эскизы для резьбы по дереву морские
Трафареты для прорезной резьбы по древесины
Орнаменты для резьбы по дереву в цвете
Прорезная резьба по дереву орнаменты
Орнамент Акант Римский
Орнаменты и узоры
Резьба по дереву Кудринка эскизы
Виноградная лоза выпиливание
Трафарет для тиснения по фольге
Резьба по дереву узоры для наличников вектор
Схемы прорезной резьбы
Тайны резного орнамента
- Традиционные мотивы национального орнамента в резном декоре
- Элементы «больших» стилей в домовой резьбе
Любуясь резным украшением деревянного дома, мы редко задумываемся о том, какую смысловую нагрузку несет орнамент. А между тем отдельные элементы деревянного узора могут многое рассказать не только о мастерстве резчика, но и о его миропонимании, степени знакомства с народными и стилевыми традициями в архитектуре, способности вносить новое в используемые веками формы.
Райская птица в оформлении фасада дома по ул. Крылова, 4 в Томске
То, что резчик выбрал для украшения внутреннего поля фронточика со скошенным верхом изображение птицы-девы Сирин, одновременно говорит о его приверженности к народной традиции использования изображений мифологических существ как оберегов, об индивидуальных художественных пристрастиях декоратора (в частности, о знакомстве со сказочными иллюстрациями Ивана Билибина) и о его высоком мастерстве .
Фото предоставлено Музеем деревянного зодчества (отделом Томского областного художественного музея).
Орнаменты домовой резьбы, как и орнаменты вообще, обычно делят на несколько групп – в зависимости от того, насколько рисунок абстрактен или конкретен, вызывает ли он ассоциации с отвлеченными фигурами или со вполне определенными объектами реальной или воображаемой действительности. На этом основании различают орнамент геометрический, растительный (фитоморфный), животный (зооморфный) и ряд других.
Однако такая классификация является слишком общей и не учитывает того факта, что одна и та же форма или несколько схожих могут быть нагружены разным содержанием. Например, круг в одних случаях символизирует солнце и входит в систему знаков, когда-то имевших ритуально-магическое значение, в других же (будучи перечеркнутым параллельными прямыми линиями) является элементом декора в стиле модерн и к символическому изображению сил природы отношения не имеет.
Чтобы не допускать грубых ошибок при «чтении» резного орнамента, нужно прежде всего учитывать, что часть мотивов домовой резьбы восходит к древней традиции украшать дом обереговыми символами (знаками природных стихий, условными изображениями языческих божеств), а другая часть отражает влияние на деревянное зодчество каменной архитектуры с ее устоявшимся арсеналом декоративных средств, многие из которых известны еще со времен античности.
Традиционные мотивы национального орнамента в резном декоре
Важно понимать, что на рубеже XIX и XX веков резчики использовали большую часть мотивов древней резьбы, не имея в виду их символического смысла во всей полноте, но главным образом по сложившемуся обычаю (так мы ежедневно используем слово здравствуйте, не вспоминая о том, что это пожелание здоровья, и даже не подозревая о том, что первоначально быть здоровым означало быть крепким и могучим, как дерево).
Тем не менее, сама «сохранность», устойчивость во времени отдельных составляющих национального орнамента домовой резьбы свидетельствует о глубокой укорененности соответствующих символов в сознании славянина вообще и русского человека в частности, позволяя реконструировать картину мира и систему ценностей наших предков, которые выстраивались на основе обожествления природных стихий, обеспечивающих продолжение жизни и защиту от смерти.
Солярный знак на очелье наличника (экспонат Музея деревянного зодчества)Выполненное в технике выемчатой резьбы стилизованное, почти схематическое изображение солнца наиболее близко к древнейшим знакам-оберегам.
Фото предоставлено Музеем деревянного зодчества (отделом Томского областного художественного музея).
Солярный знак в оформлении фасада дома по ул. Гагарина, 34 в Томске
«Солнышко» в плоскости центрального фронтончика, выполненное в технике пропильной резьбы, напоминает диковинный цветок. Его исходное ритуально-магическое значение оттеснено на второй план значением декоративным.
Использовано фото В.В. Любимова (2010 г.)
Солярный знак («солнышко») – один из наиболее распространенных в домовой резьбе символов. Его универсальное обереговое значение, связанное с представлением о солнце как о главном источнике света и жизни, стало причиной устойчивости этого знака в традиции резного оформления деревянного дома, а также источником многообразия его воплощений – от относительно простых круглых или полукруглых узоров на очелье наличника до сложных ажурных украшений, помещаемых обычно под изгибом карниза крыши, во внутреннем поле фронтонов (фронтончиков).
Знаки земли на очельях наличников дома по ул. Тверской, 66 в Томске
Вытянутые по ширине накладные ромбы являются почти единственным украшением наличников первого этажа, что в целом соответствует минималистскому решению декора здания в целом. Вряд ли можно усматривать в этих знаках обереговый смысл, однако некоторую общую отсылку к древнейшей традиции оформления дома они (как и одноставенные окна, чешуйчатая шатровая крыша и мн. др.), безусловно, поддерживают.
Использовано фото В.В. Любимова (2010 г.).
Знак земли, имеющий чаще всего форму ромба и символически отсылающий к образу поля (вспаханного, засеянного, приносящего урожай), является не менее значимым в системе славянских языческих оберегов, однако в домовой резьбе встречается не так часто и воплощается довольно однообразно – в виде накладных элементов на различных частях наличника.
Знаки дождя на карнизе и фризе дома по ул. Советской, 8 в Томске
Чередование округлых и роговидных выступов является одной из наиболее характерных реализаций мотива небесных вод.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
Знак дождя (небесных вод) замыкает языческую троицу символов плодородия «свет (огонь) – земля – вода». В отличие от знаков солнца и земли, знаки воды в домовой резьбе практически всегда являются множественными (повторяющимися) и используются для оформления вытянутых по ширине элементов зданий (например, подзоров карнизов).
Знаки дождя на карнизе и фризе дома по ул. Обруб, 10 в Томске
Подзоры, украшающие края карниза и фриза здания, демонстрируют разнообразие реализации данного мотива резного декора и условность границ между различными видами орнамента.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
В истории домовой резьбы можно проследить постепенную эволюцию знаков дождя от серии округлых выступов по нижнему краю того или иного архитектурного элемента до ажурных «подвесок» сложного рисунка, напоминающего лилию (т.н. «крин») или птицу (т.н. «уточка»).
Изображение богини плодородия на ажурном гребне наличника дома по ул. Кутузова, 9 в Томске
Композиция с женской фигурой в центре существенно стилизована и обнаруживает стремление к трансформации в растительный мотив.
Использовано фото В.В. Любимова (2010 г.).
Изображение богини плодородия (Мокоши) представляет собой женскую фигуру с поднятыми вверх (к солнцу) или опущенными вниз (к земле) руками, часто в окружении птиц и коней либо трехкратно повторенную (с противопоставлением центральной и боковых фигур по размеру и сложности рисунка). Такая композиция распространена как обычное завершение наличника (в виде ажурного гребня, размещенных на плечиках резных элементов). По мере забвения исходного символического смысла этот орнамент постепенно приобретал черты растительного, так что в поздних образцах отдельные его составляющие могут быть почти неразличимыми.
Изображения змея в оформлении наличника дома по ул. Советской, 13 в Томске
Древний «змеиный» орнамент, украшающий боковые стоики наличника в верхней, центральной и нижней части, еще не вполне преобразовался в растительный.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
Изображение Змея (Ящера, владыки подземных вод) отсылает нас к эпохе, предшествующей периоду формирования негативного образа змея, известного по сказкам и былинам (Змей Горыныч, Тугарин Змей). Исходно Змей ассоциировался со славянским божеством Велесом – хозяином подземного и морского миров, антагонистом небесного владыки – громовержца Перуна. Велес не обеспечивал цикл воспроизводства жизни непосредственно, однако считался дарующим богатство и процветание. Как и фигура женского божества, изображение Змея (обычно парное), украшало главным образом различные части наличника и со временем трансформировалось в растительный орнамент, в составе которого уже трудно распознать очертания змееподобного мифологического персонажа.
Элементы «больших» стилей в домовой резьбе
Различные элементы орнамента, позаимствованные резчиками из арсенала декоративных средств классицизма, барокко и модерна, являются адаптацией резных или (чаще) лепных украшений каменной архитектуры. Это своего рода части конструктора, которые могут составлять довольно сложные композиции, не нагруженные особым символическим значением, однако более или менее однозначно определяющее стилевую принадлежность декора.
Волютный наличник на доме по ул. Загорной, 62 в Томске
Две встречные волюты на карнизе очелья наличника не смыкаются, как это иногда бывает, а словно поддерживают размещенную в центре пальметту, что усиливает декоративность барочного орнамента.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
Волюта (спиральный завиток) является одним из древнейших архитектурных мотивов и широко используется практически во всех стилях. Зачастую форму волюты имеют архитектурные детали, имеющие связующую или поддерживающую функцию, однако нередко они используются как самостоятельный элемент декора (например, для оформления карниза барочного наличника).
Розетки на воротах дома по ул. Татарской, 1 в Томске
Наиболее простым вариантом розетки является стилизация безлепесткового цветка, состоящая из нескольких концентрических кругов.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
Розетка и пальметта представляют собой межстилевые мотивы растительного орнамента (цветок и веерообразный лист соответственно) и в зависимости от степени сложности могут быть признаком принадлежности декора к классицистической или барочной традиции. Эти элементы орнамента часто встречаются в резьбе, украшающей наличники и пилястры (точнее, декорированные доски угловой обшивки и вертикального членения фасада), а также боковые стойки ворот.
Руст в оформлении наличников дома по ул. Гагарина, 46 в Томске
Несмотря на то, что резные накладки окрашены в один цвет с фоном, благодаря своей выразительной рельефности руст на верхней части боковин и нижних щитках наличников является заметным элементом их декора.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
Руст, который первоначально использовался для имитации облицовки здания «в сельском стиле» (с использованием грубоотесанных камней), в резном оформлении деревянного дома стал одним из простых, но чрезвычайно выразительных средств создания рельефных композиций. Использование т.н. называемого алмазного (бриллиантового) руста, т.е. граненых пирамидальных брусков с прямоугольным основанием, весьма характерно для оформления различных частей наличников. Нередко особый эстетический эффект достигается путем сочетания одиночного крупного и множества мелких элементов подобной конфигурации. Строгость этого элемента орнамента во многих случаях позволяет квалифицировать декор как классицистический.
«Вазон с растением» в оформлении наличников дома по пр. Ленина, 8 в Томске
По принципу удвоения мотива композиция «вазон с растением», выполненная в технике накладной резьбы, украшает и верхний, и нижний щиток оконного обрамления.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
«Вазон с растением», являющийся стилизованным изображением античной вазы, причудливым образом соединившись с древнерусской традицией растительного орнамента, стал одним из самых популярных мотивов домовой резьбы и даже был вторично мифологизирован как «древо жизни». Имея классический источник, этот мотив значительно усложнился в барочной традиции и получил широкое распространение в период эклектики. Наиболее часто его можно встретить в оформлении верхнего щитка наличника.
«Занавес» на очельях наличников дома по ул. Октябрьской, 55 в Томске
Резная «драпировка» часто выделяется на фоне надоконной доски наличника не только за счет рельефа, но и за счет контрастной окраски.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
«Занавес» («драпировка») как элемент резного декора также четко ассоциируется с классицистическим, отчасти барочным архитектурным наследием, но одновременно (в силу своей простоты, конкретности и прямой связи с объектом декорирования – окном) является наиболее освоенным в народной архитектурной традиции.
Многократно повторенный «занавес» на подзоре карниза крыши дома по ул. Пушкина, 38 в Томске
Не совсем обычное воплощение мотива занавеса позволяет разнообразить декоративное оформление протяженных архитектурных элементов.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
Как и вазон с растением, драпировка обычно украшает верхний щиток наличника.
Изображение дракона получило распространение в период увлечения т.н. «норвежским стилем», успешно адаптированным деревянной архитектурой модерна как в европейской части России, так и в Сибири.
Драконьи головы в оформлении коньков крыши дома по ул. Красноармейской, 68 в Томске
Томский «Дом с драконами», построенный по проекту архитектора В.Ф. Оржешко в 1910-е годы, является шедевром северного модерна и одной из наиболее удачных адаптаций «драконьего стиля» в сибирской деревянной архитектуре.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
Данный стиль, использующий характерные особенности конструкции и декора скандинавских каркасных церквей (т.н. ставкирок), был известен также под названием драгестиля (т.е. стиля драконов), поскольку наиболее узнаваемой его приметой были изображения драконьих голов на коньках крыши. В отличие от изображений древнеславянского Змея, эти декоративные элементы, отличающие образцы архитектуры «северного» («скандинавского») модерна, не связаны с идеей благосостояния, но выражают особое переживание культуры прошлого как непреходящей духовной ценности и глубинного источника современного искусства.
Мы рассмотрели только некоторые (наиболее важные и часто встречающиеся) мотивы домовой резьбы. Больше информации о том, как следует «читать» резной орнамент, можно найти в специальной литературе.
Источники
- Боровинских, Н.П. Деревянная архитектура – культурно-историческая среда Томска / Н.П. Боровинских // Язык и культура : сб. ст. XXI Междунар. науч. конф. (25-27 мая 2010 г.) : [в 2 т.] / Том. гос. ун-т ; отв. ред. С.К. Гураль. – Томск, 2011. – Т. 2. – С. 645-651. – Библиогр.: с. 651 (6 назв.).
- Колосова, И.И. Этапы становления и развития декора в деревянной архитектуре Томска (на примере наличников) / И.И. Колосова, Е.А. Остроухова // Вестн. Том. гос. архитектур.-строит. ун-та. – 2013. – № 3 (40). – С. 118-131 : ил. – Библиогр.: с. 131 (5 назв.).
- Чуйко, Л.В. Формы, мотивы, семантика орнамента домовой резьбы Омска и Тары конца XIX – второй половины XX в. / Л.В. Чуйко // Чуйко, Л.В. Резной декор деревянной архитектуры : Омск и Тара, конец XIX – вторая половина XX в. / Л.В. Чуйко. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005. – Гл. 3. – С. 115-257 : ил.
- Чуйко, Л.В. Мотив вазона с растением в накладной рельефной резьбе западносибирских наличников конца ХIХ – середины ХХ вв. / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2013. – № 4 (121). – С. 211-214 : ил.
- Чуйко, Л.В. Образы птиц и зверей в резном декоре деревянной архитектуры западносибирских городов конца XIX – второй половины XX в. / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2013. – № 1 (115). – С. 200-204 : ил.
- Чуйко, Л.В. Декоративные мотивы «больших стилей» в домовой резьбе городов Западной Сибири конца XIX – начала XX в. : «занавес» / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2014. – № 1 (125). – С. 237-242 : ил.
Цветочная резьба по дереву – Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )