Резчик по дереву 80 уровня
Резьба по дереву является одним из самых популярных вариантов оформления жилых помещений еще с древних лет. И чем искуснее работа и дороже дерево, из которого она выполнена, тем выше статус её владельца. Раньше украсить свой дом изящной, тонкой резьбой, изображавшей животных, птиц и целые пейзажи могли себе позволить только самые богатые аристократы и правители. Сегодня деревянные интерьеры по-прежнему остаются в цене, но стали более доступными, в основном за счет того, что многие изделия делаются на станке, а не руками мастеров, поэтому отдельные элементы можно найти практически в каждом доме.
Но для истинных поклонников настоящей резьбы по-прежнему остаются бесценными работы, сделанные руками. Они уникальны, в них заложена частичка души мастера, много часов подряд с любовью и терпением вырезающего прекрасные узоры. Сегодня осталось не так много мастеров, действительно посвятивших себя именно ремеслу резчика по дереву. Один из таких мастеров – Носиков Петр Николаевич из Краснодарского края, выпускник Богородской профессиональной школы художественной резьбы по дереву.
Уже немало лет он посвящает себя этой профессии и благодаря таланту, безграничной фантазии и упорному труду получил широкую известность, как один из лучших мастеров своего дела. Он разработал собственную технику резьбы, которая подчеркивает индивидуальность и красоту каждого дерева, прошедшего через его руки.
Как признается сам мастер, вдохновение для своих работ он черпает в окружающем мире: «Идеи повсюду, природа и мир велики». Любимым деревом для работы Петр Николаевич выбирает липу, так как она наиболее мягкая из всех деревьев и резьба по ней получается особенно тонкой и четкой. Но самым главным элементом своего творчества он называет любовь. Любовь к дереву, его аромату, структуре и рисунку и, конечно, любовь к окружающему миру, природе и её дарам.
Самые красивые и известные работы мастера вы можете посмотреть в фотогалерее.
Специалисты компании Зеленый Лес также могут выполнить для вас интересную и уникальную резьбу по дереву.
Сибирский резчик по дереву превратил хобби в бизнес — Российская газета
Описать словами то, что делает Василий Дробот, вряд ли возможно. В умелых руках мастера дерево превращается в необыкновенные по красоте саквояжи и сундуки, словно найденные на морском дне и предназначенные для хранения драгоценностей, в изысканные настольные комоды для ювелирных изделий, в сказочную избушку на курьих ножках, которая оказывается баром, и фантазийные футляры для ценных часов. Верится с трудом в то, что все эти арт-объекты выполнены из сухостойного сибирского кедра. Как говорится, ни одно живое дерево в процессе работы не пострадало.
В мастерской Василия пахнет кедром: в углу “отдыхает” древесина, повсюду – необычные коряги. Найти такой материал непросто. Лесники Томской и Кемеровской областей знают, кому отправлять “уснувший” на корню кедр.
– Дерево я полюбил тридцать лет назад, когда мне было четырнадцать. Приехал в Новосибирск из поселка Шахта Тогучинского района и поступил в профессионально-техническое училище N 26, окончил его по специальности “Резьба по дереву”. Сейчас уже и училища такого нет, и профессия моя вымирающая, – говорит мастер.
Его отец, посвятивший себя музыке, не стал отговаривать сына от увлечения, а, напротив, поддержал его в этом и подарил качественные инструменты. Отцовской стамеской Василий до сих пор пользуется, делает ею финальные штрихи на готовом изделии.
После училища был долгий путь к высочайшему мастерству, включая годы работы рядом с именитыми мастерами в Москве. Вернувшись в Новосибирск, Василий три года преподавал в Институте социальных технологий и реабилитации, созданном при Новосибирском государственном техническом университете. В числе его воспитанников – ребята, имеющие проблемы со слухом. Весной Василий ждет одного из выпускников в своей мастерской. Еще четверых учащихся архитектурно-строительного колледжа мастер пригласил к себе на практику.
Профессия резчика по дереву сегодня на грани вымирания
По словам жены Василия, единомышленника и коммерческого директора семейной мастерской Татьяны Новоселовой, создать полноценную мастерскую было непросто. Она появилась только после того, как Дроботу был присвоен статус резидента муниципального бизнес-инкубатора. Здесь, в просторном помещении, он работает уже два года. Одновременно занимается созданием собственной мастерской, уже готов цокольный этаж для хранения древесины.
И все-таки то, что делает Василий, – штучный товар, на изготовление одного коллекционного экземпляра может уйти до трех месяцев. Поэтому и стоимость таких изделий ручной работы немаленькая, хотя зарубежные мастера оценивают свои работы в разы дороже. Но в любом случае доступны эти арт-объекты лишь единицам.
Вот и родилась у Василия и Татьяны идея выпускать экопосуду из сухостойного кедра, которую могли бы позволить себе все желающие. Почему кедр? У этого дерева красивейший рисунок, неповторимый бисквитно-кремовый оттенок и аромат. Кроме того, кедр обладает дезинфицирующим свойством.
Но, как оказалось, нельзя просто взять и начать выпускать посуду из древесины, предназначенную для сервировки, хранения и непосредственного контакта с продуктами питания и готовыми блюдами. Для этого требуется специальное разрешение. Ни ГОСТов, ни ТУ на выпуск деревянной посуды, которую можно было бы применять в быту наравне со стеклянной и керамической, до сих пор не существовало. После испытаний изделий Василию Дроботу был выдан первый в России “Сертификат соответствия системы ГОСТ для серийного производства экологичной кухонной утвари и посуды”.
Под занавес 2017 года на региональном этапе национальной премии “Бизнес-Успех” (проводится для предпринимателей, которые готовы заявить о своих проектах на государственном уровне) семейная мастерская “ДроботДизайн” за выпуск уникального экопродукта из цельного сухостойного кедра была признана “Лучшим созидательным проектом года”.
Как отметил Василий Дробот, получить такое признание в Год экологии – для него большая радость и ответственность.
Резьба по дереву
Любовь к резьбе по дереву была свойственна русскому человеку с языческих времен. Православие, как известно, запрещало скульптуру, полагая ее проявлением язычества, идолопоклонства. Но известная тяга к пластическому творчеству, к резьбе по дереву не угасала. Широко известна, например, домовая резьба, в которой декоративное дарование плотника, резчика проявлялось в традиционном убранстве северной русской избы. Предметный мир, окружавший северянина в прошлом, в большинстве выполнялся из дерева, и трудно назвать изделие (будь то деревянная посуда, прялки, мебель, сани и телеги, дуга и многое другое), которое бы не украшалось резьбой. В этой сфере народного искусства Севера за века истории были созданы подлинные шедевры художественного синтеза, когда гармоничное разрешение получали функциональная, конструктивная и художественная стороны изделий.
На вологодской земле было немало центров производства деревянной посуды – на Сухоне и Кокшеньге, в районах Кубены и Кириллова, Тотьмы и Великого Устюга. В каждом из них сложились свои варианты форм предметов, излюбленные приемы украшения.
Если посуда требовала объемной пластики, то на предметах, форма которых обладала большими гладкими плоскостями, применяли способы плоской выемчатой резьбы. В виде скромных порезок или развитых орнаментальных композиций она украшала поверхности вальков для стирки белья, рубелей-катков для глажения холста, трепал для очистки льна, пряничных досок и прялок.
Большой интерес для изучения плоскорельефной избы представляют набивные и пряничные доски, широко распространенные на Севере. Пряничные доски служили формой для «пряников печатных». Мастер вырезал в толще доски узор, который высоким рельефом отпечатывался в тесте пряника. На квадратных и прямоугольных, огромных размеров и миниатюрных пряничных формах помещались львы с кудрявыми гривами и оскаленной пастью, зорко глядящие человечьими глазами; длиннохвостые птицы, цветы-розетки, ягоды и плоды, простейшие геометрические мотивы в виде рядов ромбов и чешуек. Иногда мелкие изображения объединялись на одной доске, разделенной на квадратики. После выпечки пряник разрезали на дольки и дарили гостям к концу торжества. Такие пряники назывались «разгонными». Высокое мастерство в создании пряничных досок проявлялось не только в передаче орнаментального сюжета, но и приемах его исполнения.
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Класснуть
Резьба по дереву
Не так давно решил я провести эксперимент и «забросил» в поисковую систему словосочетание «резьба по дереву». Результат был ошеломляющим.
Когда я, Михаил Броварец, 30 лет назад начинал заниматься резьбой, то и подумать не мог, что она станет такой востребованной! Интернет выдавал и выдавал адреса разнообразных сайтов. Чего только не предлагают в Сети: продают готовые изделия, принимают заказы, учат резьбе… Об этом искусстве уже столько всего известно, что вроде и добавить нечего. Поэтому и захотелось мне подойти к этому вопросу с необычной стороны, бросить, что называется, взгляд изнутри – рассказать о резьбе от лица исполнителя.
Гармония природы
«Пришла нужда постучать по дереву — обнаруживаешь,
что мир состоит из алюминия и пластика».
Артур Блох «Законы Мерфи на каждый день»
Популярность резьбы по дереву, с моей точки зрения, объясняется просто. Наш мир насыщен чужеродными человеку материалами: пластиком, целлофаном, синтетикой и прочей гадостью. Люди интуитивно тянутся к родному, природному. Вот и появляются, с одной стороны, деревянные скульптуры в ландшафте, а, с другой стороны, увеличивается число мастеров, работающих с натуральным материалом.
Дерево обладает мощной энергетикой. Об этом знали наши предки, это почувствовал я, когда впервые прикоснулся к нему. Невозможно передать словами ощущения, когда мёртвая древесина начинает оживать под руками. Вначале долго всматриваюсь в заготовку. И вот в какой-то момент вдруг обычная чурка становится прозрачной, а там, внутри неё начинаешь видеть готовую скульптуру. Каждая прожилка, каждое волокно словно подсказывает, где лучше пройтись инструментом. И я уже понимаю: есть контакт!
Резьба по дереву давно стала не только моим хобби, но и образом жизни. Это как наркотик: не успел закончить одну вещь, а уже думаю о следующем изделии. И что замечательно – после такого творческого драйва никогда не бывает «похмелья». Наоборот, с каждым разом чувствуются всё большая сила и уверенность, которые нужны любому мастеру, занимающемуся любимым делом.
Мечта, воплощённая в дереве
Микеланджело Буонарроти
Очень многое в резьбе по дереву зависит от заточки инструмента. Самый гениальный резчик не сможет сделать хорошую вещь тупым ножом или плохо заточенной стамеской, поэтому держу их в идеальном состоянии. Инструменты для меня – это родные существа, частичка меня самого. Когда работаю, то кажется, что стамеска – это продолжение моей руки.
Сделаю рез острым ножом и любуюсь неимоверной красотой древесины на глянцевом срезе. А дальше фактура заготовки сама подсказывает следующий шаг. Начиная работать, я сразу вижу конечный результат. И если чувствую ответное тепло заготовки, то знаю, что я на верном пути, будто освобождаю из плена живое существо.
Зрителям, созерцающим готовую вещь, возможно кажется, что я игрался с деревом «от нечего делать». Там отпилил, там отковырнул – и готово! На самом деле, за лёгкостью движений скрывается большая внутренняя работа и, конечно, определённая интуиция.
Скульптурная резьба считается самым сложным видом из всех работ по дереву. Я ею овладел. Но завидую белой завистью тем , кто творит в других жанрах. Например геометрическая резьба, строгие повторяющиеся рисунки которой завораживают, или плоскорельефная , границы воплощения которой бесконечны! А выемчатая резьба для пряничных досок!
Мне понраилось и пришлось по душе новое направление – резьба бензопилой. Оно сейчас очень популярно. Мне нравится вырезать скульптуру на глазах у зрителей. Получается этакий совместный созидательный процесс.
Ещё одна экзотическая штука – резьба на корню. Для неё использую только аварийные или засыхающие стволы. Это здорово, когда умирающее дерево получает вторую жизнь!
Я не волшебник, я всю жизнь учусь им быть
“Я просто нажимаю на нужные клавиши в нужные моменты. Остальное делает орган”.
Иоганн Себастьян Бах
Мастеров, занимающихся резьбой по дереву, очень много. Если раньше эта профессия традиционно считалась мужской, то теперь встречаются представительницы прекрасного пола, которые с режущим инструментом и даже с бензопилой на «ты». Благодаря Интернету обучение стало довольно простым делом. Посмотрел видеоуроки – и готов специалист.
Я не против такого образования, но считаю, что для профессионального обучения без настоящего Учителя никак не обойтись. Вряд ли кто-то согласится лечь под нож хирурга, закончившего онлайн-курсы. В резьбе по дереву действует тот же принцип, что и в хирургии: одно неверное движение – и работа испорчена.
Поэтому я с теплотой и благодарностью вспоминаю своих наставников из Богородского училища. Считаю, что это лучшее учебное заведение, где дают базовые навыки, а главное, прививают любовь к занятию, которое становится делом всей жизни. Именно там я понял: важно не то, что ты делаешь с деревом, а то, что дерево делает с тобой.
Ну а для тех, кто ещё не знаком с резьбой по дереву в моёй мастерской “Дереворез”, приглашаю прогуляться по страницам моего сайта. Предлагаю садовую и парковую скульптуру, а так же разрабатываю и выполняю резную садовую мебель, домики для колодцев, кормушки для птиц, конструктивно построенные на базе деревянной скульптуры.
Стоимость на резьбу по дереву можно узнать на странице Цены
Адрес мастерской: Московская область, Раменский р-н (в 10 км от города Раменское), д. Донино, ул. Центральная д.96
Заказы выполняются для Москвы, Московской области и России.
С уважением, Михаил!
Резьба и роспись по дереву XVIII-XX вв.
Коллекция художественного дерева Сергиево Посадского музея-заповедника – одна из наиболее полных и богатых в России. У истоков её формирования – собрание Музея народных художественных ремёсел, созданное усилиями замечательных знатоков и исследователей народного искусства Г.С. Масловой, В.Н. Белицер, З.Л. Швагер, М.П. Званцевым. В 1941 г. эта коллекция была передана Загорскому музею, где она значительно пополнилась за счёт активной экспедиционной работы.Большинство произведений этой коллекции датируются в основном XIX и первыми десятилетиями XX века. Отдельные образцы относятся к XVIII и XVII векам. Специалистами музея были обследованы практически все регионы Европейской части России. Коллекция изделий из дерева, собранная на этой территории, представляет огромный интерес, прежде всего благодаря ее большой художественной значимости. В своём творчестве, в неудержимом полете фантазии народные мастера переносились в чудесный мир красоты. Произведениями подлинного большого искусства наполнен был каждый крестьянский дом, который и сам очень часто был прекрасным памятником деревянной архитектуры. Сани и дуги, сундуки и люльки, прялки и швейки, вальки и трепала, ковши и солоницы искусно украшались резьбой и росписью. В лесных областях России особенно было развито плотничество. Большое значение в русском деревянном зодчестве придавалось резному декору сооружений.
Наиболее яркой страницей этого искусства в XIX веке была домовая резьба Поволжья. Особенно нарядно украшали мастера Поволжья наличники светёлочных окон. Занимая сильно западающее пространство фронтона, наличник светелки являлся декоративным его центром. Решался он очень скульптурно, объемно и всегда был ярко освещен. В резьбе светелочных окон поражает творческая фантазия мастеров: здесь и элементы классической архитектуры, прекрасно вписанные в общую композицию наличника, и сказочные существа, украшавшие деревянные колонки, и птицы в ореоле лучей солнечных розеток.
Технические приемы резьбы, особенности формы произведений из этих центров имеют многовековые традиции. В каждой области выработались свои формы и характер декора этой маленькой деревянной скульптуры. В русском народном искусстве XIX века встречаются отдельные уникальные произведения, выполненные мастерами вне связи с устоявшимися традициями. К таким произведениям, имеющим большую художественную ценность, относятся два скворечника — «старик» и «старуха» из Московской области.
Стройные, грандиозные северные дома венчал охлупень — огромное бревно лиственницы, корневищу которого придавали облик коня, утицы, а иногда оленя. Образ коня, то могучий и неподвижный в своем величии, то буйно-веселый и стремительный – один из самых популярных и любимых в народном искусстве. Наряду с крупными, монументального плана произведениями, к которым следует отнести охлупни Севера, большой интерес представляют детские игрушки — коньки. В XIX веке они имели широкое распространение и на Севере и в Поволжье. Но, несмотря на условность приемов резьбы, форм и росписи.
Большое место в оформлении фасадов и интерьеров домов занимала роспись. Ее приемы, так же, как и в резьбе, разнообразны. Лучше всего сохранилась роспись крестьянских интерьеров в областях русского Севера. В XIX веке, а часто еще и в первые десятилетия XX века роспись покрывала почти весь интерьер северной избы. Она делалась без предварительного рисунка свободными живописными ударами кисти, которые подчеркивались потом пробелами (оживками).
Мотивы этой росписи — разнообразные цветы. Расписывали голбец (крытая отгородка рядом с печкой, с дверью на лестницу в нижнюю клеть), подпечек со створками (куда прятали ухваты), залавошник для посуды, судницу в несколько створок (которая шла от печки вдоль боковой стены), воронец (балка для полатей), полку для икон в красном углу, входную дверь. В центре яркой, веселой, расписной избы, тоже украшенная росписью, висела люлька. Дополняли весь этот комплекс росписи стен и мебели расписные сундуки. Зимой у входа на специальном выступе лавки вешали хомут, деревянные части которого тоже покрывала роспись; на лавке, освещенная светом из окна, красовалась прялка; на полках над окнами стояла деревянная посуда с росписью; зимой катались на расписных санях.Из деревянных предметов быта и орудий труда лучше всего сохранилась прялка. Она была постоянной принадлежностью быта русской женщины — с юности и до глубокой старости. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память следующему поколению. Даже в наше время в крестьянских домах Севера России еще сохранился этот предмет, как память о матери. Это сделало возможным в наши дни собрать богатейшую коллекцию, которая включает почти все разновидности прялок русского Севера и областей Верхнего Поволжья.
Многие из неизвестных ранее художественных центров были открыты экспедициями Загорского музея. По конструкции прялки можно разделить на сплошные (или корневые), сделанные целиком из корневища и «прямизны» (ствола дерева), и разъемные, состоящие из гребня и донца. Северную прялку, всегда сделанную из монолитного куска дерева, чаще всего называют «теремковыми», «терем», «терематые», «тереманя» и «теремовые». Ярославские теремковые прялки резались из березы и украшались на лицевой стороне, обращенной к зрителю, так называемой контурной резьбой, в основе которой лежала тонкая, чуть углубленная линия.
Неисчислимое многообразие композиционных решений, техническое совершенство геометрической резьбы на предметах быта из дерева до сих пор восхищают наших современников своей самобытной красотой. Классическим центром крупной декоративной трехгранно-выемчатой резьбы в Вологодской области можно считать глухой район Тарноги, расположенной севернее реки Сухоны по течению Кокшеньги. Форма тарногской прялки архаична. Огромная прямоугольная лопасть, видимо, когда-то доходила до донца, но позднее была перебита в своей нижней части невысокой ножкой. Большая лопасть буквально усыпана мельчайшим, виртуозно исполненным узором, который мерцает множеством граней своих сложных композиций.
Есть еще несколько разновидностей прялок Печенги. На их форму оказали, видимо, влияние соседние центры — Совега, Толшма и, в особенности, Тотьма. Тотемская прялка обычно имеет тонкую и высокую ножку, которая несет довольно большую квадратную лопасть с крупными серьгами внизу и широкой сквозной решеткой вместо городков наверху.
Выдающимся явлением была роспись деревянных предметов Северной Двины, которые делились на различные виды, в зависимости от центров их изготовления. Это Пермогорье, Ракулка и Борок близкими к нему по стилю поздними центрами Пучугой и Тоймой. В основе белофонных росписей прялок Пермогорья лежит четкий, нанесенный на ровный фон черный контур изображения. Этот рисунок уже потом закрашивался внутри, или вернее, заполнялся цветом.
В Борке издавна сложилась своя схема построения и свой характер росписи прялки. В отличие от белофонных, очень мелких и дробных росписей Пермогорья и Борка, прялки третьего северодвинского центра, расположенного на реке Ракулке (приток Северной Двины), имеют желто-охристый фон и крупную роспись. Жанровых сцен в них нет. Верхнюю часть прялки занимает всегда изогнутая ветка с крупными копьевидными листьями, окруженными усиками черного контура. А под ней в квадрат вписана птица.
Широкой известностью в XIX и XX веках пользовались мезенские прялки и короба. Расписывали их в селе Палащелье. Промысел этот имеет, по-видимому, очень древние традиции. Об этом говорит тематика росписи мезенских прялок. Среди разнообразных геометрических узоров центральное место в композиции занимают фризы с изображениями оленей и коней. Среди крупных лопатообразных прялок русского Севера выделяются своей необычной формой изящные веслообразные прялки на тонких ножках, как листики на стебельках, бытующие на побережьях Белого моря и в Карелии.
На западе Архангельской области по течению реки Онеги встречаются прялки обычной лопатообразной формы, украшенные резьбой и росписью. И южнее, в Новгородской области, и в пограничной с ней Тверской, и даже в Псковской встречается эта исходная форма прялки, сплошное полотно которой спускается почти до основания и только его декор варьируется в каждой области или районе.
Никакие другие предметы крестьянского быта, кроме прялок, не дают возможности с такой полнотой проследить местные художественные школы и центры изготовления. Однако и другие предметы крестьянского быта покрывались резьбой и росписью. Тонкая, очень мелкая резьба покрывала блестящие отполированные части ткацкого стана. Для удобства и быстроты в работе применялась швейка — предмет, несколько напоминающий по форме столбчатые волжские прялки. Но все-таки декору швейки обычно уделялось гораздо меньше внимания, чем оформлению прялки.
Почти все процессы женского труда сопровождали предметы искусства. Так, например, в некоторых областях исключительно нарядно украшались вальки, с которыми ходили на реку стирать белье. А также рубеля, предназначенные для прокатки и отглаживания холста. По форме он несколько напоминает валек, но почти вдвое длиннее и нижняя плоскость его имеет ребристую поверхность.
Много выдумки, мастерства, художественного вкуса и душевной, теплоты вложили русские резчики в резьбу пряничных досок. Цветы, листья, рыбы, птицы, коньки и петушки — все эти реальные образы, взятые из жизни, народный резчик пересказал в дереве языком орнамента, украсил их узорочьем, перенес в мир фантазии и сказки.
Среди предметов быта очень широкое распространение еще в далекие века имели вещи, выгнутые из луба, — короба, лукошки, хлебницы, мочесники, набирухи. Гладкая, блестящая поверхность тонких стенок лубяных изделий словно специально приготовлена природой для росписи.
Особенное внимание придавалось декору хлебниц. Расписывались хлебницы обычно в приданое дочери-невесте. На многих бытовых предметах пермогорские мастера помещали жанровые изображения, смысл которых был связан с назначением вещи. На выгнутой из луба набирухе для ягод рядом с изображением птицы-сирина, которую писали «на счастье», часто изображались пестрые деревенские петухи.
В крестьянском быту XIX века большое внимание придавалось убранству стола, декору праздничной посуды. Центральное место на нем всегда занимала солоница. В декоре солоницы обычно основное внимание придавалось ее форме, ее скульптурному облику. В областях, связанных с Волгой, —Горьковской, Костромской и Ярославской — бытовала форма солоницы в виде кресла. Севернее Волги широкое распространение имели солоницы в виде утицы. Их плели из бересты или из корней, но чаще резали из дерева. Праздничный крестьянский стол заполняла разнообразная – деревянная посуда, среди которой парадное место отводилось ковшам для меда и пива, украшенный пермогорской росписью.
Для выноса к столу хмельных напитков предназначался скопкарь. Резали его в виде огромной птицы, туловом которой была широкая приземистая чаша, а голова и хвост утицы служили удобными ручками. Из крупных выносных сосудов большое распространение в областях русского Севера имела ендова. Это огромный сосуд, напоминающий по форме братину на поддоне, но для разлива напитка он имеет небольшой носик.
Яркая, но очень простая по узору, роспись широкой полосой обегает сосуд кругом, подчеркивая его объем. Внутри дно ендовы тоже украшено росписью. Круглая братина и близкая ей по форме ендова с носиком самых разнообразных размеров бытовала во многих областях.
Резьбой и росписью украшали и другие принадлежности крестьянского хозяйства, жбаны, тарелки и блюда, рукомойники и прочее.
Каждый предмет в крестьянском хозяйстве украшался традиционной росписью. Узор составляли из самых простых элементов: черточек, кружков, крестиков и полосок. Сначала наносился черный контур, а середина заполнялась суриком. Роспись покрывали олифой, золотистый тон которой придавал всему колориту собранность и благородство. Теплый красный цвет, который является ведущим в росписи, мягко сочетается с белым фоном. Очень интересны сюжетные композиции, которые превосходно вписываются в растительный узор и не нарушают его цветового ритма.
Широкое распространение имели сосуды средних размеров, в которых подносили гостю пиво или квас. Форма их не только красива, а прежде всего очень удобна для пользования. В Костромской области эти ковши резались глубокими. Ручки были основным украшением таких ковшей. Форма широко известных тверских ковшей «конюхов» кажется буквально слепленной по ладоням рук, так удобно они лежат в них. Чуть сплюснутая со сторон деревянная чаша тяжестью двух ручек ложится в углубления между большим и указательным пальцами на край ладоней.Не только удобен, но и очень красив ковш-конюх. В форме его чаши четко читаются четыре, словно срубленные топором, плоскости, которые уже потом чуть закруглены по углам. Эта ясность формы придает его образу какую-то особенную значительность. Из крупных выносных сосудов мед и пиво наливали в посуду более мелких размеров небольшими тоже деревянными ковшами, форма которых в некоторых областях удивительно красива и самобытна.
Названия, которые они сохранили до наших дней, красноречиво говорят об их назначении. Это ковши-наливки Вологодской области с округлой, очень пластичной, чашей, которая плавно переходит в пышную декоративную резную ручку, и ковши-черпаки с Волги с четким и строгим силуэтом. Не редкостью были и ковши-великаны. По краю одного из них, как золотой орнамент, идет надпись вязью: «Сей ковш Чебоксарского уезда деревни Минина Михаила Лександрова Маслова приданный а для дочери Анны Михайловны». Такой великан красавец-ковш, конечно, был украшением праздничного стола.
Многие предметы, сделанные из самых простых и доступных материалов, народные художники украшали яркой росписью и виртуозной резьбой. Их всегда высоко ценил народ, так как они привносили в жизнь радость и красоту.
Хоббитека: художественная резьба по дереву
Художественная резьба по дереву — старинный народный промысел, один из видов декоративно-прикладного творчества, разновидность художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долото, стамесок и других инструментов. С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упростившие труд резчика. Это именно тот случай, когда небольшое легкое увлечение, хобби может перерасти в дело всей жизни.
Художественная резьба по дереву развивалась столетиями, так как с самых ранних этапов развития человечества дерево использовалось для постройки жилищ и изготовления многих предметов быта.
Обработкой дерева занимались настоящие мастера. Они старательно украшали деревянные готовые изделия (дома, лодки, детские игрушки) художественной резьбой, нанося орнамент разной сложности. Искусство мастеров постоянно совершенствовалось, так как со временем появлялись все новые инструменты и технологии обработки дерева.
Чупахин В. М. 22 урока геометрической резьбы по дереву / В. М. Чупахин : учебно-практ. пособие. — СПб. : Литера, 2004. — 151 с.
Развитие резьбы по дереву в мире связано, безусловно, с запасом природных ресурсов. Наибольшее развитие этот вид художественной обработки дерева получил в следующих странах и регионах:
- Северная Америка — искусство индейских племён;
- Скандинавские страны, Великобритания — рельефы;
- Китай — резьба Дон-ян (Dongyang). Горельефы, круглая скульптура, прорезная резьба;
- Индия и страны Юго-Восточной Азии ― храмовая резьба;
- Япония ― миниатюрные скульптуры нэцкэ, театральные маски;
- страны исламского мира — украшение мечетей;
- Африка — ритуальные маски и предметы быта из местных пород дерева.
В России издавна резьба по дереву называлась резным делом. Лесные богатства стали естественным источником материалов для строительства домов и храмов, изготовления мебели и кухонной утвари, кораблей и лодок, декоративных предметов и предметов культа. И, конечно, орудия труда частично или полностью изготавливались из древесины.
Вследствие слабой стойкости материала к внешним условиям до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно-прикладного искусства, изготовленных из дерева.
Шигирский идол
Самый древний объект ― Шигирский идол. Эта необыкновенная археологическая находка, сделанная в январе 1890 года недалеко от уральского города Кировограда. Считается, что возраст деревянной статуи – не меньше 9500 лет. Деревянный идол весь покрыт разнообразными узорами, отражающими мировоззрение людей своего времени. Почему же он сохранился? Идол изготовлен из долговечной лиственницы и был найден в торфянике, а торф, как природный консервант, защитил его от разложения.
Складень. Мастер инок Амвросий. 1456 г. Фрагмент
В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий (резчик, золотых дел мастер, создатель школы троицких резчиков и ювелиров; традиционная особенность школы ― миниатюрность и одновременно монументальность характера резьбы по твердым породам дерева) соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV—XVI веков.
Примерами архитектурных памятников резного дела ХVIII-ХIХ веков являются сохранившиеся деревянные дома на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири. Высокие фронтоны крестьянских домов завершают детали крыши, на концах которых вырезаны головы коней или оленей. Фасады украшены растительным или геометрическим орнаментом. Внешняя скупость и сдержанность изобразительных средств придает строгость этим постройкам.
Среди резных изделий очень интересны по разнообразию форм и совершенству рисунков прялки. В каждом регионе России веками разрабатывались оригинальные приемы декорирования, присущие исключительно данной местности. Так, например, в Нижегородской губернии в середине ХVIII века сложился уникальный промысел городецких прялочных донец с резьбой и инкрустацией мореным дубом. С течением времени резная утварь приобрела привлекательную декоративность. Прялки, как подарочные изделия, щедро декорировались кусочками зеркала, бусами, пластинками железа.
Пряничная доска
Резьба по дереву всегда украшала пряничные доски. Ароматные пряники до сих пор, несмотря на большое разнообразие кондитерских изделий, многими любимы, поэтому стали распространенным оригинальным сувениром Городца, Костромы, Вязьмы, Тулы и некоторых других регионов. Формы печатных пряников самые разнообразные, от домашних животных до машин, пароходов, паровозов.
Расписная игрушка
Самостоятельная область народной резьбы — деревянная игрушка. Деревянные игрушки (куклы, фигурки, лошадки, упряжки) изготовлялись во всех лесных регионах России, большая их часть расписывалась. Центры изготовления игрушек – г. Лысково Новгородской губернии, села Архангельской и Владимирской губернии. Оригинальными местными особенностями отличается Сергиев-Посадская и Богородская деревянная игрушка в Подмосковье, федосеевская и городецкая игрушка из Нижегородской области. Сегодня это оригинальные сувениры, которые приобретаются туристами в путешествиях по России и долго напоминают о полученных впечатлениях.
Разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой. Она приобретает всё большую популярность и среди резчиков, и среди ценителей прекрасного. Это вполне объяснимо: резьба бензопилой — действо, спектакль, шоу. Проводятся фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.
Также в последнее время все большую популярность получает создание скульптур на различных копировально-фрезерных станках, наиболее доступным из которых является Дупликарвер.
Художественная резьба по дереву – возможность создать прекрасный элемент декора, который станет оригинальным украшением домашнего интерьера, придаст неповторимую атмосферу уюта и гармонии, будет сюрпризом и темой для обсуждения в кругу друзей. И все это можно сделать своими руками, понадобится лишь фантазия и желание творить, обучающие книги, мастер-классы и, конечно, инструменты. И еще немного: умение видеть объемные фигуры, чувство перспективы, сохранение пропорций. Вооружившись этим арсеналом, можно воплощать в дереве самые изысканные фантазии и получать удовольствие от творческого процесса, радовать семью и друзей, а также найти единомышленников.
Первые шаги к совершенству помогут сделать книги, которые всегда доступны читателям Владимирской областной научной библиотеки.
Материал подготовлен отделом производственной литературы
тел: (4922) 32-32-02 (доб. 129)
Резьба по дереву на заказ. Цены. Фото изделий
Компания «Ставрос» предлагает наиболее демократичную стоимость среди фирм, предоставляющих подобных услуги. Мы готовы подобрать лучшие условия для своих клиентов в силу грамотной маркетинговой политики наших ведущих специалистов, а также постоянным спросом на продукцию и, собственно, саму услугу.
Эксклюзивные резные изделия ручной работы на заказ изготавливаются с применением как традиционных, так и современных методов обработки. Наши высококлассные специалисты вручную и при помощи специальных фрезерных станков создают поистине эксклюзивные и оригинальные изделия из натурального дерева с уникальным внешним видом и характеристиками.
Резьба по дереву на заказ: демократичная стоимость
Резные орнаменты из дерева, изготавливаемые нашими специалистами, можно назвать настоящей доступной роскошью, способной украсить любой интерьер. Мы всегда готовы подобрать оптимальный вариант не только для клиентов, но также и партнеров по бизнесу.
Красивые, оригинальные и недорогие элементы резьбы по дереву – не единственная сфера деятельности нашей компании. Наши возможности (собственная техническая база и штат квалифицированных специалистов) позволяют производить самые разнообразные деревянные изделия, например, иконы из дерева с резьбой, эксклюзивную резную мебель. Мы готовы изготовить резные элементы в едином стиле, изысканно подчеркнув особенности интерьера или экстерьера, сохранив традиции прикладного искусства, внеся нечто ценное в это изысканное искусство.
Деревянные изделия с резьбой: красиво и стильно
Резные элементы из натуральной древесины – это превосходный выбор как для домов в традиционном стиле, так и самых современных зданий. Использование особых технологий и только высококачественных отборных материалов позволяет создавать опытным мастерам настоящие шедевры. В каждом из них чувствуется тепло рук мастера и душа, которую специалист вложил в свое произведение. Мы прислушаемся к любым пожеланиям заказчика, воплотим в реальность самые смелые мечты и желания, создадим поистине неповторимый декор.