Сама идея имитации звездного неба: Цыбулько Вариант 18 ЕГЭ-2018-русский.

Содержание

Русский язык ЕГЭ 2021: вариант 29

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Об имитации звездного неба в закрытом помещении мечтали многие с древних времён, достаточно вспомнить, <…>, Архимеда, который предположительно построил прибор, имитирующий звёздное небо с планетами, и даже описал его в сочинении «Об изготовлении небесной сферы». (2)Изобретение в начале XVII века телескопа и связанное с ним бурное развитие астрономии стало стимулом для строительства механических моделей астрономического видения мира, и прежде всего начали строить механические модели гелиоцентрической системы с целью популяризации ещё оспариваемой теории Коперника: так как все планеты движутся вокруг Солнца в одну сторону и почти в одной плоскости, то с помощью набора валов и зубчатых передач изготавливали устройства, где шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе.

(3)Эти модели называли коперниковскими планетариями.


Задание 1 13304

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Стимулом для строительства планетариев, первый из которых предположительно был построен и описан ещё Архимедом, стало связанное с созданием в начале XVII века телескопа развитие астрономии, и прежде всего создавались механические модели гелиоцентрической системы, названные коперниковскими планетариями.
  2. С целью популяризации ещё оспариваемой теории Коперника в начале XVII века создавались модели гелиоцентрической системы: с помощью набора валов и зубчатых передач изготавливали устройства, где шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе.
  3. Предположительно первый планетарий построил и описал ещё Архимед, но развитие астрономии было вызвано созданием в XVII веке телескопа, обусловившего строительство планетариев, и сначала были созданы коперниковские планетарии — механические модели гелиоцентрической системы.
  4. В начале XVII века создавались коперниковские планетарии — механические модели гелиоцентрической системы, представляющие собой устройства, в которых шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе.
  5. Ещё Архимед построил прибор, имитирующий звёздное небо с планетами, и даже описал его в сочинении «Об изготовлении небесной сферы», что подтверждает существование ещё в древние времена идеи создания звёздного неба в закрытом помещении.

Задание 2 13305

Самостоятельно подберите вводную конструкцию, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите эту конструкцию.

Задание 3 13306

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЕРЕДАЧА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЕРЕДАЧА, -и, ж.

  1. Действие по значению глагола «передать».
    П. приказа. П. телефонограммы. П. знаний и опыта. П. эстафетной палочки. П. мысли на расстояние. П. земли в собственность.
  2. Механизм, передающий движение, мощность от одной части устройства к другой.
    Гидравлическая п. Червячная п.
  3. То, что передаётся по радио, телевидению.
    Интересная п. Слушать передачу. Программа передач.
  4. Вещи, продукты, передаваемые кому-н. (в больницу, тюрьму).
    Принести передачу.
  5. Бросок мяча, шайбы от игрока к игроку одной команды (спорт.).
    Точная п. Голевая п. П. полузащитника. П. с центра поля.

Задание 4 13307

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

донЕльзя
накренИтся
зАнятый
перелилА
тортОв

Задание 5 13308

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ОТБОРОЧНЫЙ тур уже прошёл, и подготовка к концерту шла полным ходом.
Нужно соблюдать правила этикета, чтобы нечаянно не поставить человека в УНИЖЕННОЕ для него положение.
Комлев уже не испытывал ненависти и понимал, что не сможет ОТПЛАТИТЬ своему врагу.
Во ВРАЖЕСКОМ лагере царила неразбериха.
Ежегодно библиотека получает от своих АБОНЕНТОВ около тысячи заказов, поступающих в том числе и по электронной почте.

Задание 6 13309

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

П. М. Третьяков всю жизнь увлекался собиранием картин и к тридцати пяти годам был уже известным всей России селекционером, к которому с уважением относились не только искусствоведы, но и художники.

Задание 7 13310

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм ВАФЛЕЙ
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
ОЗЯБ на ветру
движение БОЛЕЕ РЕЗКОЕ
много БАКЛАЖАНОВ

Задание 8 13311

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B)  ошибка в построении сложного предложения
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление имени числительного

 

1) Когда закончилась война, о которой бабушка рассказывала, не скрывая боль в душе, жить стало ещё труднее: вырытые из последних сил окопы приходилось зарывать, но опаснее всего были минные поля.
2) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.
3) Когда смотришь на памятник М. Ю. Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.
4) Случайно встретившись, двое подруг долго рассказывали друг другу последние новости.
5) В 1970-е годы все мальчишки страстно любили детские фильмы, а кинотеатр «Надежда» в центре города уже с утра осаждалась ребятами, жаждущими увидеть приключения своих сверстников.

6) Те, кто побывал в Антарктиде, могли видеть действующий вулкан Эребус, расположенный на одном из прибрежных островов.
7) Спустившись в лощину, археологам стало понятно, откуда исходит мягкий свет.
8) Пчёл привлекают цветы, не только издающие благоухающий аромат, но и обладающие яркой окраской.
9) Город Сочи стал столицей проведения XXII зимних Олимпийских игр.

Задание 9 13312

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня.

Запишите номера ответов.

  1. застилать (пол ковром), вычитание, нанимать
  2. разгорелся (спор), (на) заре, протереть
  3. пловец, семинар, равняться (на других)
  4. посвятить (в рыцари), закаать, отскочить
  5. возраст, навевать (воспоминания), затворить (окно)

Задание 10 13313

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. сверх..дея, под..скать, из..мать
  2. пр..брежный, пр..добрый, пр..ступить (к делу)
  3. меж..гровой, мед..нститут, дез..нформация
  4. бе..болезненно, и..бавиться, и..желта-красный
  5. пр..сытиться, пр..граждать, (достойный) пр..емник

Задание 11 13314

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

Запишите номера ответов.

  1. сосредоточ..вать, марл..вая (повязка)
  2. глянц..вый, овлад..вать
  3. талантл..вый, предвид..ть
  4. земл..ные (работы), вод..нистые (краски)
  5. находч..вый , нов..нький

Задание 12 13315

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. (это) противореч..т (правилам), зачист..вший
  2. (друзья) вышл..т (посылку), дежур..щий (по классу)
  3. перекин..шь, сломл..нный
  4. тревож..щийся (напрасно), (они) рошц..т (на судьбу)
  5. произнос..шь, преобразу..мый

Задание 13 13316

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Спасение пришло неожиданно и именно в тот момент, когда казалось, что помощи ждать (НЕ)ОТКУДА.
Закрытые шлюзы высоко подняли воды (НЕ)ШИРОКОЙ, а узкой речки.
Оседает пыль, и взору открываются вовсе (НЕ)ВЫСОКИЕ пирамидальные тополя.
Солнце, ещё (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Кажется, что весны давно уже (НЕ)БЫЛО, все её ждали с нетерпением.

Задание 14 13317

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.
Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
(В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне довелось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
(ИЗ)ПОД снега показались первые весенние цветы, и (С)РАЗУ повеяло радостью обновления природы.

Задание 15 13318

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.

Задание 16 13319

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
  2. Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
  3. Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
  4. Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
  5. Нападки главного героя на людей неуместны и в чрезмерной требовательности к людям он выглядит комично.

Задание 17 13320

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза в траву.

Задание 18 13321

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

Задание 19 13322

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого (3) производится подразделение стран (4) на развитые и развивающиеся.

Задание 20 13323

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

Задание 21 13324

Найдите предложения,  в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Кандалакшский залив Белого моря в Мурманской области прекрасен своей строгой красотой. (2)Неспешно и тихо перекатываются волны по его водной глади. (3)Временами только слышится неожиданный всплеск — это уточки гаги поднялись с воды. (4)Суровый северный край завораживает простотой и бесхитростностью. (5)Тут нет яркой зелени и роскошных цветов, наоборот: скалистые берега, редкие скромные растения, прозрачный холодный воздух создают атмосферу отстранённости от жизненной суеты. (6)Здесь хорошо думается: на фоне великой природы можно правильно определить приоритеты, отделить главное от пустого, принять важные решения. (7)К Кандалакшскому заливу выходит второй по величине горный массив Кольского полуострова — Домашние горы. (8)У них изрезанные выветриванием скалистые склоны. (9)Посмотришь на склоны гор — глаза слепит от увиденного!

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

(1)Наконец я приехал в Одессу. (2)Этот огромный южный порт был, для моих шестнадцати лет, дверью мира, началом кругосветного плавания, к которому я стремился, имея весьма смутные представления о морской жизни.

(3)Я проводил дни на улицах, рассматривая витрины или бродя в порту, где на каждом шагу открывал Америку. (4)3десь бился пульс мира.

(5)«Береговой командой» были матросы, кочегары и другие мелкие служащие, почему-либо неспособные временно находиться на корабле. (6)Можно здесь было встретить также отставшего от рейса молодого матроса или живущего в ожидании места какого-нибудь старого служащего.

(7)Отсюда-то и совершал я свои путешествия в порт, упиваясь музыкой рёва и грома, свистков и криков, лязга вагонов на эстакаде и звона якорных цепей, а также голубым заревом свободного синего Чёрного моря. (8)Я жил в полусне новых явлений. (9)Тогда один случай, может быть незначительный в сложном обиходе человеческих масс, наполняющих тысячи кораблей, показал мне, что я никуда не ушёл, что я не в преддверии сказочных стран, полных беззаветного ликования, а среди простых, грешных людей.

(10)В казарму привезли раненого. (11)Это был молодой матрос, которого товарищ ударил ножом в спину. (12)Поссорились они или не поделили чего-нибудь — этого я не помню. (13)У меня только осталось впечатление, что правда на стороне раненого, и я помню, что удар был нанесён внезапно, из-за угла. (14)Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему. (15)Он рассказывал о случае серьёзно и кратко, не выражая обиды и гнева, как бы покоряясь печальному приключению. (16)Рана была не опасна. (17)Температура немного повысилась, но больной, хотя и лежал, ел с аппетитом и даже играл в карты с соседями.

(18)Вечером раздался слух: «Доктор приехал, говорить будет».

(19)Доктор? (20)Говорить? (21)Я направился к койке раненого.

(22)Доктор, пожилой человек, по-видимому сам лично принимающий горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки. (23)Больной, лёжа, смотрел в сторону и слушал.

(24)Доктор, стараясь не быть назойливым, осторожно и мягко пытался внушить раненому сострадание к судьбе обидчика. (25)Он послан им, пришёл по его просьбе. (26)У него жена, дети, сам он военный матрос. (27)Он полон раскаяния. (28)Его ожидают каторжные работы.

— (29)Вы видите, — сказал доктор в заключение, — что от вас зависит, как поступить: «по закону» или «по человечеству». (30)Если «по человечеству», то мы замнём дело. (31)Если же «по закону», то мы обязаны начать следствие, и тогда этот человек погиб, потому что он виноват.

(32)Была полная тишина. (33)Все мы, сидевшие, как бы не слушая, по своим койкам, но не проронившие ни одного слова, замерли в ожидании. (34)Что скажет раненый? (35)Какой приговор изречёт он? (36)Я ждал, верил, что он скажет: «По человечеству». (37)На его месте следовало простить. (38)Он выздоравливал. (39)Он был лицом типичный моряк, а «моряк» и «рыцарь» для меня тогда звучало неразделимо. (40)Его руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей, флагов, именами, лентами, цветами и ящерицами. (41)От него несло океаном, родиной больших душ. (42)И он был так симпатично мужествен, как умный атлет…

(43)Раненый помолчал. (44)Видимо, он боролся с желанием простить и с каким-то ядовитым воспоминанием. (45)Он вздохнул, поморщился, взглянул доктору в глаза и нехотя, сдавленно произнёс:
— Пусть… уж… по закону.

(46)Доктор, тоже помолчав, встал.

— (47)3начит, «по закону»? — повторил он.

— (48)По закону. (49)Как сказал, — кивнул матрос и закрыл глаза.

(50)Я был так взволнован, что не вытерпел и ушёл на двор. (51)Мне казалось, что у меня что-то отняли.

(52)С этого дня я стал присматриваться к морю и морской жизни с её внутренних, настоящих сторон, впервые почувствовав, что здесь такие же люди, как и везде, и что чудеса — в самих нас.

(По А. Грину)

Задание 22 13327

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Раненый, рассказывая о случившемся, был преисполнен гнева, поскольку обидчик нанёс ему опасную для жизни ножевую рану.
  2. Доктор случайно оказался давним знакомым обидчика, поэтому решил замолвить слово за него и за его семью.
  3. Раненый не задумываясь принял решение судить обидчика в соответствии с законом.
  4. Обидчик, которого ожидали каторжные работы, раскаивался в случившемся.
  5. Для рассказчика, до приезда в Одессу плохо представлявшего себе морскую жизнь, понятия «моряк» и «рыцарь» были неразделимы.

Задание 23 13328

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 9 объясняет, раскрывает содержание предложения 8.
  2. В предложениях 12-14 представлено описание.
  3. В предложениях 40—42 содержится описание.
  4. Предложение 44 объясняет содержание предложения 43.
  5. В предложениях 45, 46 представлено повествование.

Задание 24 13329

Из предложений 5, 6 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 25 13330

Среди предложений 32-42 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 13331

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«А. Грин был поэтом морских портов. В начале рассказа “По закону” жизнь моряков показана в романтическом свете, во многом благодаря использованию такого тропа, как (А)_______ (“южный порт был… дверью мира” в предложении 2, “пульс мира” в предложении 4), и такого синтаксического средства выразительности, как (Б)_______ (в предложении 7). Однако затем внимание писателя фокусируется на переживаниях героев. Передать тончайшие нюансы того, что творится в душе героев, автору помогают троп — (В)_______ (“горячее участие” в предложении 22, “ядовитым воспоминанием” в предложении 44), а также синтаксическое средство — (Г)_______ (в предложениях 34, 35)».

Список терминов:
1) метонимия
2) восклицательные предложения
3) метафора
4) фразеологизм
5) ряд однородных членов предложения
6) сравнительный оборот
7) парцелляция
8) эпитет
9) вопросительные предложения

Источник: 

Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 23

Звездное небо своими руками: просто, быстро и очаровательно

 

Содержание

  • «Жестяные» звёзды
  • Небо из банки
  • Ещё несколько «баночных» идей
  • Планета «Папье-маше»
  • «Небо» у изголовья
  • Даёшь планетарий!

Современные производители предлагают массу готовых светильников-ночников на любую тематику. Среди них несомненным бестселлером, уже который год являются ночники, проецирующие звёздные скопления на стены. Действительно, зрелище восхитительное. В общем-то, купить их — не проблема, и стоят они совсем немного, учитывая, что неутомимая китайская промышленность позаботилась о разнообразии изделий, рассчитанных на любой кошелёк. Но согласитесь, намного приятнее сделать звездное небо своими руками!

«Жестяные» звёзды

У всех нас дома есть пустые жестяные банки от консервов (даже если и нет — заполучить их не проблема). Самые простые и симпатичные светильники получаются именно из них.

Для работы понадобится сама пустая банка без этикетки, гвозди, молоток и деревянная основа.

Подготовка банки

Чтобы банка не гнулась, когда вы пробиваете дырки, предварительно наполните её водой и заморозьте, или набейте её плотным рулоном из газет.

Возьмите гвоздь, и, не сильно постукивая молотком, перфорируйте жестянку. Лучше использовать гвозди разного размера, тогда звёздная россыпь будет выглядеть побогаче. Чтобы отверстия получались идеально ровными можно их насверлить хаотично с помощью дрели, пользуясь свёрлами разного диаметра.

Готовое изделие

Чтобы лучи, исходящие от «звёзд» не рассеивались серебристыми стенками банки, и сама она меньше бросалась в глаза ночью – покрасьте наружную часть в чёрный цвет. На контрасте — каждая точка станет ярче.
В качестве источника света можно использовать вот такие фонарики разной мощности.

Источник света

Обычно они используются для освещения дальних углов в мебели или кладовок. Работают такие «кнопки» от обычных батареек (их нужно 3 штуки).
Можно внутрь устанавливать простые свечки-таблетки, только тогда не ставьте такой ночник в детскую. Вдыхать дым свечи вредно, да и одно неосторожное движение может привести к пожару. Поэтому безопасные мебельные фонарики – идеальный выбор.
Готовый светильник можно поставить на прикроватный столик или в беседку в саду – вечером будет очень красиво.

Небо из банки

Ещё один простой ночник, имитирующий звёздное небо можно сделать, используя обычную фольгу, и колбовидную баночку из-под детского пюре.

Небо из банки

Итак, берете отрез фольги. Выбирайте для этих целей полотно потолще, лучше всего подойдёт специальная, плотная фольга для чеканки (её найти можно в магазинах для художников или арт-мастерских). Для определения нужной длины, оберните снаружи банку и обрежьте без припуска. При установке внутрь банки у нас образуется лишний край, который будет использоваться для закрепления места стыка.
Теперь кладём готовый отрез на пробковый или резиновый коврик и шилом начинаем прокалывать отверстия. Желательно их делать очень аккуратно и разного размера, так вы добьётесь большей реалистичности. Можно даже, посмотрев на карту звёздного неба, воспроизвести несколько созвездий. Просто сделайте отверстия диаметром побольше, чтобы они сразу бросались в глаза.
Затем сверните заготовку «трубочкой» так, чтобы гладкая сторона отверстий выходила на лицевую сторону. Сверху и снизу сделайте закрепочные защипы и поместите фольгу в банку.

Подготовка фольги

Осталось только вставить внутрь упомянутый ранее мебельный фонарик или светодиодную лампочку. Их можно установить «лицом» как по направлению к крышке, так и ко дну банки. В первом случае поток света будет больше рассеиваться по бокам, делая «звёзды» ярче. Во втором – через прозрачное дно луч будет освещать потолок – чем не Луна?

Финальная часть

Накройте ночник крышкой. В ней, кстати, также можно сделать дырочки с помощью молотка и гвоздя. И тогда звезды будут проецироваться не только на стены, но и на потолок.
Для большей наглядности процарапайте иглой «дорожки» между звёздами, складывая их в знакомые всем созвездия.

Небо из банки

С такой поделкой справиться даже ребёнок, и можно вместе за полчаса-час сделать оригинальный подарок друзьям.

Ещё несколько «баночных» идей

По похожему принципу используются и ненужные жестяные банки из-под чая или кофе.

Банка из под чая

Оригинальный ночник

Для этих же целей подойдут и банки из-под пива или газированных напитков. Несмотря на тонкость пищевого алюминия перфорировать их сложнее всего. Так как стенки сильно гнутся при каждом ударе молотка. Есть два способа решения данной проблемы:

  • срезать дно или горловину и вставить внутрь деревянный чурбан, но не факт, что он будет плотно прилегать к бокам, и при неосторожном ударе можно деформировать одну из сторон.
  • смешать обычный песок с водой, засыпать в банку и поместить в морозилку до замерзания воды. Просто воду лить не стоит – при замерзании она расширяется и деформирует стенки посудины.

Наделайте дырок, прикрепите фонарь – вуаля!

Очередная идея с элементарным исполнением – ночник «звёздная пыль».
Смажьте внутреннюю поверхность стеклянной баночки прозрачным силиконовым клеем. Густо притрусите его крупными блёстками, слегка вдавливая их в клеевую массу. Для равномерного их распределения быстро поворачивайте наклонённую набок банку. Дайте клею подсохнуть ночь, положите внутрь свечу или фонарик-таблетку. Готово, наслаждайтесь результатом!

Ночник «звёздная пыль»

Такой ночник рассеивает по комнате скорее блики, чем звёзды, но все равно смотрится очень эффектно.

 

Планета «Папье-маше»

Папье-маше

Для детской комнаты можно самостоятельно изготовить оригинальный плафон из папье-маше. Для этого понадобятся обычный шарик или надувной мячик, клей ПВА, много старых газет и ваша фантазия.

Сначала просто смочите кусочки газеты и уложите ровным слоем на шарик. Далее наносите на основу, слой за слоем, клей и обрывки газет, чтобы получить прочный каркас. Верхний слой лучше делать из однотонной писчей бумаги или белого бумажного полотенца, чтобы типографская краска не проявлялась на готовом изделии. Дайте заготовке высохнуть как следует. При желании можно дополнить планету астероидным кольцом, как у Сатурна.

Аккуратно прорежьте точки, фигурные звёздочки, месяц в поверхности купола – чем больше их будет, тем светлее в детской. Покрасьте плафон, снабдите его лампой и подвесьте – красота!

Готовая планета

«Небо» у изголовья

А можно сделать не просто ночник, а целую картину-инсталляцию на стену. Набейте на каркас из дерева (металлическую рамку) плотное тёмное полотно, картон или ПВХ-плёнку. Под ним установите сеть из не нагревающихся светодиодов, приложите к каждому из них пучки оптико-волоконных «нитей» и проденьте их в полотно. При желании даже можно располагать их согласно карте звёздного неба.

Сборка ночника

Старый светильник

Оптические волокна можно взять из популярных ранее светильников, вроде приведённого ниже.

В местах расположения «галактик» прикрепляйте пучки волокон потолще, остальной небосвод дополните отдельными «нитями».

«Небо» у изголовья

 

Работа очень кропотливая, но получаемый шедевр того стоит.

Даёшь планетарий!

Заготовки

Если Вы готовы потратить около суток на изготовление эффектного светильника, запаситесь листами тонкого прозрачного пластика. Не найдёте готовых – раскроите прозрачные пластиковые бутылки, отрезав горлышко, дно и сделав один поперечный разрез. Уложите полученные листы под пресс, чтобы они выровнялись.

Вырежьте из плотной бумаги лекало-пентаэдр и приступайте к изготовлению заготовок. Их понадобится одиннадцать штук.

Если у вас имеются цельные листы пластика, можете вырезать следующую «выкройку», чтобы потом облегчить себе сборку.
Только в центре нижней части нужно будет сделать отверстие для установки лампы.
Теперь приступим к созданию «звёзд». С помощью пульверизатора или влажной кисточки хаотично набрызгайте мелкие капли воды на заготовки – они позволят оставить россыпь точек непрокрашенными. После этого распылите на них чёрную краску из баллончика. Наносите её на расстоянии около 30 см, чтобы напор красителя не сметал нанесённые брызги. Слой должен быть достаточно плотным. Оставьте изделия чуть просохнуть, обычно на это нужно пару минут, и смахните остатки воды.

Покраска

Вот что в итоге должно у вас получиться. На просвет — не отличить от настоящего небосвода ночью.

Элемент конструкции

Если Вы хотите добиться ещё большей реалистичности, можете согнуть из тонкой проволоки модели созвездий. Уложите их на заготовки перед покраской и потом сразу же снимите, чтобы они не прихватились при высыхании спрея.
Теперь осталось лишь соединить все детали. С помощью простого скотча собираем наш ночник-пентаэдр.

Собираем ночник-пентаэдр

Устанавливаем полученную конструкцию на любую основу с лампочкой, главное чтобы она не сильно грелась и не касалась стенок «плафона». Можно использовать любой старый светильник или фонарик.
А теперь заслуженно наслаждаемся великолепным результатом после проделанной работы.

Готовый ночник-пентаэдр

Согласитесь, с таким светооформлением и помечтать приятно, и романтический вечер устроить, и шумную вечеринку. А уж для детей засыпать в такой комнате – одно удовольствие!

Как видим, множество интересных вариантов светильников можно сделать практически из ничего. Ваша фантазия и немного физических усилий позволят украсить дом уникальными изделиями и поднять настроение. Дерзайте!

 

 

Stellarium Astronomy Software

функции

небо

  • каталог по умолчанию из более чем 600 000 звезд
  • дополнительных каталогов с более чем 177 миллионами звезд
  • каталог по умолчанию из более чем 80 000 объектов глубокого космоса
  • дополнительный каталог с более чем 1 миллионом объектов глубокого космоса
  • астеризмов и иллюстраций созвездий
  • созвездий для более чем 40 различных культур
  • изображений туманностей (полный каталог Мессье)
  • реалистичный Млечный Путь
  • очень реалистичная атмосфера, восход и закат
  • планеты и их спутники
  • обзоры всего неба (DSS, HiPS)

интерфейс

  • мощный зум
  • контроль времени
  • многоязычный интерфейс
  • Проекция «рыбий глаз» для куполов планетариев
  • сферическая зеркальная проекция для собственного недорогого купола
  • графический интерфейс и обширное управление с клавиатуры
  • управление телескопом

визуализация

  • несколько координатных сеток
  • кругов прецессии
  • мерцающая звезда
  • падающие звезды
  • хвостов комет
  • моделирование затмения
  • сверхновых и имитация новых звезд
  • местоположений экзопланет
  • 3D пейзажи
  • ландшафтов с возможностью изменения скинов и сферической панорамной проекцией

настраиваемость

  • система плагинов, добавляющая искусственные спутники, симуляцию глаза, управление телескопом и многое другое
  • возможность добавлять новые объекты Солнечной системы из онлайн-ресурсов. ..
  • добавить свои собственные объекты глубокого космоса, пейзажи, изображения созвездий, скрипты…

новости

  • Стеллариум 1.1
  • D / L / Небесные культуры Накота и Оджибве изъяты
  • Стеллариум 1.0!
  • Выпущен Stellarium v0.22.2!
  • Выпущен Stellarium v0.22.1!
  • Выпущен Stellarium v0.22.0!
  • Stellarium v0.21.3 выпущен
  • Stellarium v0.21.2 выпущен
  • Stellarium v0.21.1 выпущен
  • Выпущен Stellarium v0.21.0!

системные требования

минимальные

  • Linux/Unix; Windows 7 и выше; macOS 10. 15 и выше
  • 3D-видеокарта с поддержкой OpenGL 2.1 и GLSL 1.3 или OpenGL ES 2.0
  • 512 МБ ОЗУ
  • 600 МБ на диске
  • Клавиатура
  • Мышь, тачпад или подобное указывающее устройство

рекомендуется

  • 64-разрядная операционная система
  • Linux/Unix; Windows 10 и выше; macOS 11.0 и выше
  • 3D-видеокарта с поддержкой OpenGL 3.3 и выше
  • 1 ГБ ОЗУ или более
  • 1,5 ГиБ на диске
  • Клавиатура
  • Мышь, тачпад или подобное указывающее устройство
  • Умеренно темная среда (глубокая тень или в помещении)

разработчики

Координатор проекта: Фабьен Шеро
Графический дизайнер: Мартин Бернарди
Разработчики: Александр В. Вольф, Георг Зотти, Гийом Шеро
Исследователь небесных культур: Susanne M. Hoffmann
Соавторы: Руслан Кабацаев, Worachate Boonplod, Jocelyn Girod и все остальные в сообществе.

финансовая поддержка

Многие люди и организации поддерживают разработку Stellarium пожертвованиями, а самыми щедрыми жертвователями (с пожертвованиями в размере 250 долларов и более) являются Лоуренс Холт, Джефф Мо (Spacecruft), Astronomie-Werkstatt “Sterne ohne Grenzen”, Джон Беллора, Вернон Хермсен, Triplebyte, Марла Пинер, Сатиш Маллеш, Влад Магдалин.

социальные сети

  • Твиттер

сотрудничать

Вы можете узнать больше о Stellarium, получить поддержку и помочь проекту по этим ссылкам:

  • обсуждения
  • Список рассылки
  • вики
  • Часто задаваемые вопросы
  • скриптов
  • пейзажи
  • небесные культуры
  • документация для разработчиков
  • сценарии
  • переводов
  • получить поддержку, сообщить об ошибках, запросить новые функции
  • все выпуски
  • руководство пользователя
  • еженедельных снимков
  • ppa для ubuntu linux

Благодарность

Если планетарий Stellarium был полезен для вашей исследовательской работы, мы будем признательны за следующую благодарность:

В этом исследовании использовался планетарий Stellarium

Zotti, G. , Hoffmann, S. M., Wolf, А., Шеро Ф. и Шеро Г. (2021). Имитация неба: Stellarium для исследований в области культурной астрономии. Журнал Skyscape Archaeology, 6 (2), 221–258. https://doi.org/10.1558/jsa.17822

Или вы можете загрузить файл BibTeX статьи, чтобы создать другой формат цитирования.

git

Последний моментальный снимок Stellarium для разработки хранится на github. Если вы хотите скомпилировать версии Stellarium для разработки, это место, где можно получить исходный код.

  • просмотреть GitHub

сторонники и друзья

Stellarium создан усилиями команды разработчиков при помощи и поддержке следующих людей и организаций .

Древнегреческая астрономия и космология | Моделирование космоса | Статьи и очерки | В поисках нашего места в космосе: от Галилея до Сагана и далее | Цифровые коллекции

Пока звезды движутся по небу каждую ночь, люди всего мира смотрят вверх и задаются вопросом о своем месте во вселенной. На протяжении всей истории цивилизации разрабатывали уникальные системы для упорядочивания и понимания небес. Вавилонские и египетские астрономы разработали системы, которые стали основой греческой астрономии, в то время как общества в Америке, Китае и Индии разработали свои собственные.

Работа древнегреческих астрономов хорошо задокументирована в фондах Библиотеки Конгресса, в основном благодаря тому, что греческие традиции исследований были продолжены работами исламских астрономов, а затем в европейской астрономии раннего Нового времени. Этот раздел предлагает экскурсию по некоторым астрономическим идеям и моделям Древней Греции, проиллюстрированным предметами из коллекций Библиотеки Конгресса.

Сфера мира

К 5 веку до н.э. было широко признано, что Земля является сферой. Это критический момент, так как существует широко распространенное заблуждение, что древние люди думали, что Земля плоская. Этого просто не было.

В V веке до нашей эры Эмпедокл и Анаксагор выдвинули аргументы в пользу шарообразности Земли. Во время лунного затмения, когда Земля находится между Солнцем и Луной, они определили тень Земли на Луне. Когда тень движется по луне, она явно круглая. Это предполагает, что Земля является сферой.

Знакомство с земной сферой

Учитывая, что возможность наблюдать за лунным затмением выпадает не так уж часто, опыт моряков также свидетельствует о круглости Земли.

Когда на горизонте появляется корабль, сначала видна его верхняя часть. Широкий спектр текстов по астрономии с течением времени использует это как способ проиллюстрировать округлость Земли. Судя по изображению, это именно то, что можно было бы ожидать от сферической Земли. Если бы Земля была плоской, можно было бы ожидать, что вы сможете увидеть весь корабль, как только он станет видимым.

Измерение размера Земли

Лунные затмения также позволили получить еще одно ключевое представление о нашем доме здесь, на Земле. В 3 веке до нашей эры Аристарх Самосский рассудил, что может определить размер Земли на основе информации, доступной во время лунного затмения. Диаграмма справа иллюстрирует перевод его работы. Большой круг — это Солнце, средний круг — это Земля, а самый маленький круг — это Луна. Когда Земля находится между Солнцем и Луной, это вызывает лунное затмение, и измерение размера тени Земли на Луне предоставило ему часть информации, необходимой для расчета ее размера.

Эратосфен оценил окружность Земли около 240 г. до н.э. Он использовал другой подход, измерив тени, отбрасываемые в Александрии и Сиене, чтобы вычислить их угол относительно Солнца. Есть некоторые разногласия по поводу точности его вычислений, поскольку мы точно не знаем, какой длины были единицы измерения. Однако размер был относительно близок к реальному размеру Земли. Греки применяли математику, чтобы теоретизировать о природе своего мира. У них был ряд представлений о природе и мире, но во многих случаях они работали над тем, чтобы обосновать эти убеждения эмпирическим исследованием того, что они могли сделать на основании данных.

Элементы и космология Аристотеля

Следуя традиции Платона и Эмпедокла до него, Аристотель утверждал, что существует четыре основных элемента: огонь, воздух, вода и земля. Нам трудно полностью понять, что это означало, поскольку сегодня мы думаем о материи совсем по-другому. В системе Аристотеля не было такого понятия, как пустое пространство. Все пространство было заполнено той или иной комбинацией этих элементов.

Аристотель утверждал, что эти элементы можно далее свести к двум парам качеств: горячему и холодному, влажному и сухому. Сочетание каждого из этих качеств привело к элементам. Эти качества могут быть заменены их противоположностями, которые в этой системе становятся тем, как происходят изменения на Земле. Например, при нагревании вода как бы превращается в пар, похожий на воздух.

Элементы в космической модели Аристотеля

В космологии Аристотеля каждый из этих четырех элементов (земля, вода, огонь и воздух) имел вес. Земля была самой тяжелой, вода менее тяжелой, а воздух и огонь самыми легкими. Согласно Аристотелю, более легкие вещества удалялись от центра вселенной, а более тяжелые элементы оседали в центре. В то время как эти элементы пытались разобраться в себе, чтобы достичь этого порядка, большая часть опыта включала смешанные сущности.

В то время как мы видели землю, огонь, воздух и воду, все остальное в мире в этой системе понималось как смесь этих элементов. С этой точки зрения переход и изменение в нашем мире произошли в результате смешения элементов. Для Аристотеля земное есть место рождения и смерти, основанное на этих элементах. Небеса — это отдельное царство, в котором действуют свои правила.

Блуждающие и неподвижные звезды в небесной области

В отличие от земной, небесная область неба имела принципиально иную природу. Глядя на ночное небо, древние греки обнаружили два основных вида небесных объектов; неподвижные звезды и блуждающие звезды. Подумайте о ночном небе. Кажется, что большинство видимых объектов движутся с одинаковой скоростью и располагаются точно так же ночь за ночью. Это неподвижные звезды. Кажется, они двигаются все вместе. Помимо них был набор из девяти объектов, которые вели себя по-разному: Луна, Солнце и планеты Меркурий, Венера, Марс, Сатурн и Юпитер двигались по разным системам. Для греков это были блуждающие звезды.

В этой системе вся вселенная была частью большой сферы. Эта сфера была разделена на две части: внешнее небесное царство и внутреннее земное. Разделительной линией между ними была орбита Луны. В то время как земля была местом перехода и изменения, небеса оставались неизменными. Аристотель утверждал, что существует пятая субстанция, квинтэссенция, из которой состоят небеса, и что небеса представляют собой место совершенного сферического движения.

Неизменный небесный регион

По словам Аристотеля, «за все прошедшее время, до которого доходят наши унаследованные записи, не произошло никаких изменений ни во всей схеме самого дальнего неба, ни в какой-либо из его собственных частей». Важно иметь в виду, что во времена Аристотеля просто не существовало обширных коллекций данных наблюдений. Вещи, которые выглядели так, как будто они движутся по небу, например кометы, не представляли проблемы в этой модели, потому что их можно было объяснить происходящими в земной сфере.

Эта модель неба имела основное объяснение. Небесные сферы управлялись набором двигателей, отвечающих за движение блуждающих звезд. Считалось, что у каждой из этих блуждающих звезд есть «неподвижный двигатель», сущность, которая заставляет ее двигаться по небесам. Для многих греков этот движитель мог пониматься как бог, соответствующий любому существу на небесах.

Круги Птолемея на кругах

Клавдий Птолемей (90-168) накопил огромное количество астрономических знаний в своем доме в Александрии, Египет. Используя сотни лет наблюдений со времен Гиппарха и Евдокса, а также ряд астрономических данных, собранных вавилонянами, Птолемей разработал систему предсказания движения звезд, которая была опубликована в его основной астрономической работе 9.0204 Альмагест . Успех Птолемея в синтезе и уточнении идей, а также усовершенствования в астрономии помогли сделать его Альмагест настолько популярным, что более ранние работы вышли из обращения. Переведенный на арабский и латинский языки, Альмагест стал основным текстом по астрономии на следующую тысячу лет.

Данные Птоломея

Альмагест заполнен таблицами. В этом смысле книга является инструментом, который можно использовать для предсказания положения звезд. По сравнению с более ранней астрономией книга гораздо больше ориентирована на то, чтобы служить полезным инструментом, чем представлять систему для описания природы небес. Попытки точно предсказать положение звезд с течением времени привели к созданию гораздо более сложной модели.

Модель Птолемея

Ко времени Птолемея греческие астрономы предложили добавить круги на круговые орбиты блуждающих звезд (планет, луны и солнца), чтобы объяснить их движение. Эти окружности на окружностях называются эпициклами. В греческой традиции небеса были местом идеального кругового движения, поэтому способ объяснить совершенство заключался в добавлении кругов. Это приводило к дезориентации иллюстраций.

Чтобы избежать сложной природы этого большого количества кругов, Птоломей добавил ряд новых понятий. Чтобы точно описать движение планет, ему нужно было использовать эксцентрические окружности. С эксцентрическим кругом центром орбиты планеты была бы не Земля, а какая-то другая точка. Затем Птолемею нужно было поместить эпициклы на другой набор кругов, называемых деферентами. Так планеты двигались по кругам, которые двигались по круговым орбитам. Птоломею также нужно было ввести экванты, инструмент, который позволял планетам двигаться с разной скоростью по мере того, как они двигались по этим кругам. Полученная модель была сложной, но обладала значительной предсказательной силой.

Космическое наследие Птолемея и Аристотеля

Птолемей стал представителем математической традиции, ориентированной на разработку математических моделей с предсказательной силой. Аристотель стал известен тем, что выдвинул физическую модель небес. Птолемей также был заинтересован в том, чтобы использовать свою модель неба для описания его физической реальности. Однако его самой важной работой были математические модели и данные, которые он использовал для предсказания движения небесных тел.

Вам может понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *