Скульптура барельеф: Скульптура. Классификация и разновидности. Глава 3

Скульптура. Классификация и разновидности. Глава 3

Рельеф (от итал. rilievo – выступ, выпуклость, подъем) – скульптурное изображение располагается на плоскости фона и рассчитано на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь и самостоятельное станковое значение, и являться частью архитектурного или скульптурного произведения.
На ровной поверхности материала скульптор ваяет изображение фигур и предметов. В рельефе можно изобразить почти все, что доступно в живописи и графике: пейзаж, архитектурный пейзаж, сложные сюжетные композиции и т.д. Поэтому у скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у ваятеля, создающего круглую скульптуру.

Рельеф делят на выпуклый рельеф: барельеф, горельеф и углубленный рельеф: контррельеф, койланаглиф.

Барельеф (от фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину объема.
Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали и т.д.
Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон (пейзаж или архитектура) намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т.к. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана.

Горельеф (от фр. haut-relief – высокий рельеф) высокий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение выступают над плоскостью фона более чем на половину объема. В горельефе фигуры могут восприниматься круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью.

Купить горельеф
Контррельеф (от лат. cotra – против и рельеф) – вид углубленного рельефа, представляющий собой своего рода негатив барельефа. В контррельефе изображение не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь.
org/ImageObject”> Койланаглиф – вид углубленного рельефа с углубленным контуром и выпуклой моделировкой, само изображение обычно находится на уровне фона.

Автор: Руслан Озеров, художественная галерея Арт СПб

Рубрика: изобразительное искусство, искусствоведение, классификация скульптуры

© Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб


При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт – www.art-spb.ru обязательна!

Авторская скульптура Бронзовая скульптура Мраморная скульптура Деревянная скульптура Скульптура из глины Гипсовая скульптура Каменная скульптура Художники скульпторы

  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Скульптура | Введенская сторона

Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живет» в свободном пространстве, ее можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Рельеф (от итальянского rilievo– «выступ, выпуклость, подъем») подобен объемному рисунку, выполненному в глине или камне. На ровной поверхности камня, дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображение фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остается связанным с фоном, выступает из него выпукло или совсем чуть-чуть, оставаясь плоским.

И.Дворкина

РЕЛЬЕФ (фр. relief, от лат. relevare– приподнимать) – один из видов скульптуры. В отличие от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь самостоятельное станковое значение и являться частью архитектурного или скульптурного произведения. Рельеф может выступать над плоскостью фона и углубляться в него.

Виды рельефа

В зависимости от того, насколько объемно изображены фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют три вида рельефа: барельеф, горельеф и контррельеф.

Джакомо Манцу. «Смерть Авеля» Врата смерти

Барельефом называют низкий, достаточно плоский рельеф, в котором фигуры отступают от плоскости фона меньше чем наполовину, Как правило, барельеф выступает компонентом архитектурного сооружения и играет в нем декоративную и повествовательную роль.
Появление барельефа предшествовало круглой скульптуре. Условные изображения медведей и бизонов, высеченные на скальной поверхности, можно найти в пещерах доисторических людей, живших в ледниковый период. Орнаментальными рельефными мотивами украшены все дошедшие до нас культовые сооружения глубокой древности. Величественные храмы эпохи фараонов целиком покрыты рельефными изображениями, которые, словно страницы рассчитанной на вечность книги, повествуют о происхождении и деяниях египетских богов.

Барельеф используется на монетах и медалях.

Фрагмент фриза Парфенона. Мрамор. 5 век до н.э.

В горельефе в отличие от барельефа, скульптурное изображение значительно отступает от фона или дается почти в полный объем. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти округлыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона. Горельеф особенно чувствителен к освещению. При ярком, особенно боковом, свете объемные фигуры отбрасывают сильные тени, которые словно «борются» со светом, обозначая все изгибы пластической формы, подчеркивая мелкие детали.

Углубленный рельеф (контррельеф) менее распространен, чем выпуклый рельеф. Изображение такого типа не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Больше всего такой рельеф напоминает строгий рисунок: контуры изображения словно вырезаны скульптором на поверхности камня. Фигуры и предметы остаются плоскими. Эта разновидность рельефа часто

встречается в искусстве древних египтян. Могучие колонны древнеегипетских храмов снизу доверху покрыты таким скульптурным «рисунком».

Возможности рельефа.

У скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у мастера, создающего круглую скульптуру. Ведь в рельефе можно изобразить почти все, что доступно живописи и графике: горы, реки, деревья, облака на небе, дома… Именно в рельефе во все времена создавались многофигурные сюжетные композиции. Рельеф как разновидность скульптуры часто был связан с архитектурным сооружением. Великолепные рельефы украшали храмы Древнего Египта и Древней Греции, триумфальные арки Рима, средневековые соборы и дворцовые здания нового времени…

Живописный рельеф.

Камея Гонзага

Рельеф, по своим особенностям напоминающий живописную картину, получил название живописного. В живописном рельефе удаленные предметы изображаются маленькими и более плоскими, а те, которые ближе, наоборот, вылепливаются почти в полный объем. Получается, что скульптор применяет те же законы линейной перспективы, что и художник-живописец.

В живописном рельефе фон перестает быть гладким (как в барельефе и горельефе) и превращается в подобие пейзажа с деревьями, облаками, горами или воспроизводит интерьер того помещения, где происходит действие. Создателем этого вида рельефа считается гениальный итальянский скульптор XV в. Донателло.

Замечательным примером живописного рельефа являются «Райские врата» баптистерия (крещальни), построенного во Флоренции. Скульптор поместил на створках дверей композиции на библейские темы. В этом рельефе восхищает тонкость перехода пространственных планов – от почти круглой скульптуры до тонкой гравировки фона.

«Божественная игра теней»

Любая скульптура чувствительна к освещению. Можно сказать, что она оживает только под воздействием света. Она будет по-разному выглядеть при верхнем и боковом свете, в пасмурную погоду или же, наоборот, при ярком солнце. Скульпторы обязательно учитывают это в своей работе. В музейных залах, где экспонируется скульптура, должно быть тщательно продуманное освещение, иначе зрители не поймут, не оценят всех пластических достоинств произведения искусства. «Тени, божественная игра теней на античных мраморах! Можно сказать, что тени неравнодушны к шедеврам. Тени за них цепляются, одаряют их убранством»,?– писал знаменитый французский скульптор Огюст Роден. В справедливости слов Родена можно убедиться, взглянув на фрагмент фриза Парфенона?– один из немногих дошедших до нас осколков великолепного скульптурного убранства главного храма древних Афин. Мраморные рельефы словно оживали под лучами греческого солнца. Тени, отбрасываемые фигурами мужчин и залегающие в складках одежды девушек, создавали ощущение движения, придавали выступающим из фона рельефным изображениям иллюзию полного объема.

Рождение Афродиты. рельеф. Мрамор. Сицилия.460 г. до н.э.

Геммы.

С глубокой древности резчики-ювелиры вырезали рельефы на драгоценных и полудрагоценных камнях, изготовляя украшения и печати. Такие изображения получили название геммы (от лат. gemma – «драгоценный камень»). Заглубленное изображение, врезанное в глубь твердого минерала, называется инталия, а выпуклое, выступающее над поверхностью камня?– камея… Часто геммы изготавливались из многослойных камней, и у мастера была возможность при обработке камня сделать фон одного цвета, а основное изображение – другого.

 Наталья Сокольникова.

Популярное искусство барельефа | Список известных произведений барельефа 0003 Фото

:

Metaweb (FB) /

Общественное достояние

Скульптурный дендерский зодиак широко известный египетский барельеф с потолка пронаоса часовни, посвященной Осирису в храме Хатхор в Дендере, содержащий изображения Тельца и Весов. Эта часовня была начата в конце птолемеевского периода; его пронаос был добавлен императором Тиберием. Это побудило Жана-Франсуа Шампольона правильно датировать рельеф греко-римским периодом, но большинство его современников считали, что это относится к Новому царству. Было высказано предположение, что рельеф, который Джон Х. Роджерс охарактеризовал как «единственную полную карту древнего неба», которая у нас есть, представляет собой основу, на которой основывались более поздние астрономические системы. Сейчас он выставлен в Музее дю …подробнее

  • Арт Форма: Барельеф
8

голосов

  • 2

    8

    ГОЛОСОВ

    Д.

    Маух: Оплакивание Христа, Штутгарт

    Фото

    :

    Metaweb (FB) /

    Добросовестное использование

    • Художник: Daniel Mauch
    • Тема: Оплакивание Христа
    • 9 0028 Художественная форма: Барельеф
    8

    голосов

  • 3

    8

    ГОЛОСОВ 900 06 Фото

    :

    Metaweb (FB) /

    Общественное достояние

    Слоновая кость Барберини — лист византийской слоновой кости из имперского диптиха поздней античности, который сейчас находится в Лувре в Париже. Он представляет императора как торжествующего победителя. Обычно он датируется первой половиной VI века и приписывается имперской мастерской в ​​Константинополе, в то время как император обычно идентифицируется как Юстиниан, или, возможно, Анастасий I или Зенон. Это примечательный исторический документ, потому что он связан с королевой Австралии Брунгильдой. На обороте есть список имен франкских королей, всех родственников Брунгильды, указывающий на важное положение королев во франкских королевских семьях. Брунгильда велела записать список и предложила его…подробнее

    • Арт Форма: Барельеф
    8

    голосов

  • 4

    5

    ГОЛОСОВ

    Фото

    :

    загруженное пользователем изображение

    • Художник : Август Сен-Годенс
    • Тема: Роберт Льюис Стивенсон
    • Жанры (искусство): Портрет
    • Форма искусства: Скульптура, барельеф
    5

    голосов

  • 5

    5

    ГОЛОСОВ

    900 05

    Триптих Харбавилля

    Фото

    :

    Metaweb (FB) /

    Общественное достояние

    Триптих Харбавилля представляет собой византийский триптих из слоновой кости середины X века с Деисусом и другими святыми, ныне находящийся в Лувре. На некоторых фигурках до сих пор видны следы окраски. Он считается лучшим и лучше всего сохранившимся из «группы Романос» изделий из слоновой кости из мастерской в ​​Константинополе, вероятно, тесно связанной с Императорским двором. Группа получила свое название от другой слоновой кости в Кабинете медалей Национальной библиотеки Франции в Париже, на которой Христос коронует императора по имени Роман и его императрицу. Считается, что это либо Романос II, коронованный в 9 г.59 или, возможно, Романа IV, коронован в 1068 году. родственные работы находятся в Риме, Ватикане и …подробнее

    • Форма искусства: Скульптура, барельеф
    5

    голосов

  • 6

    4

    ГОЛОСОВ

    Аллегория, намекающая на возвращение короля, представляет собой барельеф, созданный Николя Кусту в 1693 году.

    • 9 0004 Автор: Николя Кусту
    • Тема: Людовик XIV Французский
    • Форма искусства: Скульптура, барельеф
    • Период/Механизм: Барокко
    4

    голосов

    9003 1

    Художник из Миссури создает барельеф для Папы Франциска

    Это очень созерцательная поза. Он думает о проблемах — он глубоко размышляет о многих вещах».

    Дон Виганд, скульптор

    Автор: Лаура Коста

    Когда Дон Виганд был второкурсником средней школы Милосердия в Сент-Луисе, его учительница рисования, сестра Корлита, сделала ему замечание, изменившее ход его жизни.

    «Она сказала мне, что я рисую как скульптор, — сказал мистер Виганд.

    Эта идея прижилась у него и привела к успешной карьере, созданию изображений фигур, включая Боба Хоупа, Амелию Эрхарт и Пресвятой Девы Марии, а совсем недавно — Папу Франциска.

    Мистер Виганд должен был представить свою барельефную скульптуру Папы Франциска папе в Ватикане 8 сентября.

    «Я недостоин! Я недостоин!» он пошутил. «(Ватикан) имеет такую ​​коллекцию произведений искусства, как пьета… быть ее частью? Я не знаю, что сказать.”

    Он не в первый раз в Ватикане. В 2001 году г-н Виганд подарил Папе Иоанну Павлу II макет Пресвятой Богородицы из нержавеющей стали, 22-дюймовую версию его 14-футовой статуи в Национальном храме Марии, Матери Церкви, в Лори.

    После смерти Папы Иоанна Павла II Виганду сообщили, что модель была найдена в личных покоях Папы.

    Портрет папы Франциска работы г-на Виганда будет выставлен в Casina Pio IV, где находится Папская академия наук.

    Давний друг мистера Виганда, Питер Рэйвен, почетный президент Ботанического сада Миссури и член Папской академии наук, был связующим звеном между ним и Ватиканом.

    Идея скульптуры Папы Франциска впервые пришла от почетного архиепископа Роберта Дж. Карлсона из Сент-Луиса, который был впечатлен изображением папы Иоанна Павла II, выполненным г-ном Вигандом. Это изображение содержится в барельефе «Вечное священство» на стене дома Регины Клери для отставных священников в Сент-Луисе, а позже было превращено в медали и плакаты.

    «Он посмотрел на меня и сказал: «Дон, ты прекрасно написал о Джоне Поле; Я думаю, вам действительно стоит начать думать о том, чтобы что-то сделать с Фрэнсисом», — вспоминал мистер Виганд.

    Когда мистер Виганд увидел фотографию Папы Франциска, сделанную Пэт Рэйвен — женой Питера Рэйвена, — он понял, что это она.

    Мистер Рэйвен и другие члены Папской академии наук обсуждали некоторые из своих научных открытий с Папой Франциском, когда была сделана фотография.

    «Это очень созерцательная поза. Он думает о проблемах — он глубоко размышляет о многих вещах, я уверен», — сказал г-н Виганд. «Я влюбился в фотографию и решил ее вылепить».

    Мистер Виганд работал над скульптурой — бронзовым портретом, установленным на ореховом дереве — в течение примерно пяти лет, завершив ее в начале 2022 года.

    Скульптура представляет собой вид в три четверти, что означает, что тело слегка повернут к зрителю. Чтобы убедиться, что он правильно понял все детали распятия папы, он попросил Ватикан прислать копию.

    Г-н Виганд гордится тем, что использует свои таланты, чтобы чтить как Папу Франциска, так и работу Папской академии наук, особенно работу академии по изменению климата и другим экологическим проблемам.

    «Чем больше мы можем помогать друг другу и уважать то, что Бог дал нам эту прекрасную планету — это то, что нам нужно. Поэтому мне нравится Академия наук», — заявил артист.

    Г-н Виганд, выросший в Честерфилде в архиепархии Сент-Луиса и остающийся членом Вознесенского прихода, «больше нервничал из-за полета на самолете, чем из-за встречи с Папой Франциском», — сказал он со смехом.

    По этому случаю он надел свой южноамериканский нефритовый галстук-боло, как дань уважения аргентинскому наследию Папы Франциска.

    Он также упаковал свой любимый мольберт, доставшийся ему от человека, который изобрел карточки-подсказки в Голливуде, но это уже другая история, и зеленую бархатную ткань, сшитую его матерью Клэр для открытия.

    — Мне нравится такая энергия, — сказал он. «Это не коммерческая вещь — это от сердца».

    В то время как многие другие его скульптуры изображают известных людей в истории или Голливуде, г-н Виганд также любит делать небольшие портреты или слепки рук для семей.

    — Я люблю жизнь, — сказал он. «Я люблю изображать жизнь. Я не просто леплю известных людей — я бы сказал, я просто получаю больше признания на некоторых известных лицах.

  • Вам может понравится

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *