Старинная резьба по дереву: украшение оберегов, домов, кораблей, наличников, фотографии.

Содержание

украшение оберегов, домов, кораблей, наличников, фотографии.

В старину на Руси любой деревенский дизайнер руководствовался одним главным правилом — «чтобы было баско». Красиво, значит. Поэтому все предметы вокруг себя наши предки щедро украшали всевозможными орнаментами. Вышивка на ткани, роспись на посуде, резьба по камню и дереву — каждый из таких «украсов» нес в себе и тайные сакральные, и открыто декоративные смыслы. Одной только резьбы в русской традиции за столетия набралось до десятка видов. О самых интересных из них предлагаем вспомнить сегодня.

Тайная геометрия

Ножка прялки. Вологодская область, Тарногский район, д. Денисовская. Мастер Степан Оглоблин. 1890

Валек для отбивания белья при стирке. Заонежье. Конец XIX- начало ХХ века

Прядка. Заонежье, Межвежьегорский район, Республики Карелия

Геометрическая резьба — самый древний оформительский тренд, известный человечеству еще с дохристианских времен. Кроме хорошего глазомера и уверенной руки, он не требовал от мастера ничего. Даже специального инструмента: нанося орнамент, резчик мог обойтись обычным ножом. Как правило, такой резьбой украшали небольшие предметы, которые превращались в оберег. Дело в том, что самые простые узоры в виде геометрических фигур были символами стихий и явлений. Размещая их в определенном порядке, древние мастера старались уберечься от сил природы или, наоборот, призвать их на помощь. Такие узоры были своего рода магической книгой для тех, кто умел их читать. Розетка с лучами или просто круг призывали в дом благодать Солнца. Вырезанные ромбы должны были даровать хозяину силу и мощь. Узор из треугольников, нанесенный на примитивную фигурку коня, должен был принести здоровье всему домашнему скоту. В дальнейшем редко кто из резчиков использовал геометрическую резьбу по языческим заветам — с необходимым числом заклинаний и количеством взмахов ножа. Но предметы, украшенные таким образом, и сейчас можно отыскать в северных деревнях.

С корабля на бал

Глухая резьба на воротах дома Павловой середины XIX века в Музее деревянного зодчества в Нижнем Новгороде. Фото И. Бобыльковой

Наличники и лобовая доска с глухой резьбой на доме комплекса “Город мастеров” в г. Городце Нижегородской области

Глухая резьба берегиня (русалка) на карнизной доске и лев на лобовой доске дома Павловой середины XIX века в Музее деревянного зодчества в Нижнем Новгороде. Фото И. Бобыльковой


У нижегородской глухой резьбы, пожалуй, самая интересная история. На дома она перекочевала прямо с Волги-матушки. Такую резьбу называют еще «корабельной», ведь именно ею украшали расшивы — суда, на которых по Волге переправляли множество товаров. Расшивы издавна покрывали самой причудливой, самой искусной резьбой. Исследователи считают, что у этой тяги к прекрасному было самое что ни на есть практическое обоснование.

Начиная с конца 1740-х годов целая серия царских указов запрещала использовать где бы то ни было доски, тесанные топором. Лес тогда — главный ресурс, его берегут и экономят, ведь чаяниями Петра I вокруг всех крупных городов леса выкосили чуть не до нитки. Плотникам велят бросить топоры и браться за пилы. Поскольку «из одного бревна пиленых досок может быть пять, а по крайней мере четыре или три доски, а топорных одна или по нужде две выходит». Судовладельцев это не могло радовать: считалось, что именно доска из-под топора наиболее пригодна для кораблестроения. Сильный удар как бы запечатывал волокна дерева, и такая доска становилась для воды неуязвима. А пиленые доски «мочалились», «подпускали воду». Однако из-за не тех стройматериалов можно было попасть не то что под санкции, а даже и под репрессии: штрафы, изъятие, битье кнутом.

Читайте также:

Но на Руси, помимо декоративно-прикладного, всегда хорошо было развито искусство уклоняться от драконовских указов из столицы. Есть версия, что «топорные», тесаные доски на купеческие расшивы все равно брали, ставили их на самые важные части. А затем щедро маскировали эту «санкционку» великолепными резными узорами: поди знай теперь, пиленая это доска или тесаная.

Когда срок службы судна подходил к концу, его продавали на слом. Резные доски всегда были в цене — команда разбирала их для украшения собственных домов. А дальше по Волге пошли пароходы. И целые плотницкие артели, проклиная «чертовы расшивы», в одночасье лишившие их приличного заработка, разбрелись по губернии, предлагая хозяевам отделку домов в хорошо узнаваемом стиле, с фантастическими «фараонками» и невиданными на волжских берегах львами. Настоящие мастера тесали их топором. Какими бы инструментами ни пополнялся плотницкий арсенал, все же новомодным рубанкам и фуганкам далеко было до чистой «топорной» работы. Не зря тогда любили приговаривать под руку начинающему: «Фугуй, Ванька, тятька топором исправит!»

Деревянные кружева

Мезонин дома в Костроме. Конец XIX в. Фото Е.Г. Щеболевой.13 Мезонин дома к. 19 в. Кострома, ул. Комсомольская, 18

Фасад дома Агафуровых в Екатеринбурге. 1896–1897 гг.14 Дом Агафуровых, 1896-97. Екатеринбург.

Декор мезонина дома в г. Мышкин Ярославской обл. Фото Е.Г. Щеболевой.

Но в XIX веке, когда на рынке появились неизвестные ранее тонкие доски фабричной работы, руки, привычные к топорам, все же взялись за пилы. Заранее намеченные на плоской поверхности узоры выпиливались или высверливались, превращая деревянные доски в кружевную шаль. Расцветали на наличниках цветы, переплетались на ставнях стебли, глаз радовался, искусствоведы морщились. Пропильная изо всех видов резьбы по дереву, была, пожалуй, наиболее обижена вниманием серьезных исследователей. Сейчас трудно понять, чем она заслужила такую немилость. Но логика была такая: в пору расцвета фабричного капитализма все исконное и природное в крестьянском дизайне вдруг стало шаблонным и пошлым. Даже в тридцатые годы, когда энтузиасты бросились фиксировать и спасать от забвения образцы глухой резьбы, на великолепные пропильные украшения смотрели презрительно: никакой, мол, самобытности, одна «отвратительная мещанская прорезь». На защиту встали этнографы: понадобилась их вдумчивая, многолетняя работа, чтобы признать за этим вариантом декора право считаться частью русского национального искусства.

Кудрявые узоры

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».

Зато вот уж от чего любые критики всегда были в восторге, так это от знаменитой «кудринки». Еще бы: этот вид резьбы расцвел под покровительством признанных художников «мамонтовского кружка», устроивших в Абрамцеве, усадьбе мецената Саввы Мамонтова, столярно-резчицкую мастерскую. Один из учеников открыл в своем селе, Кудрине, собственную мастерскую, где работали над абрамцевскими заказами. Там и сформировались основы нового стиля. Успешно совпав с тогдашней модой на все исконно русское, новая резьба совместила в себе и старинную плоскорельефную, и совсем древнюю геометрическую. Веточки, завитки, розетки, заставки первопечатных книг, эскизы Елены Поленовой, учившейся в Париже и сумевшей добавить старинным русским орнаментам гламурного шику, — все это декоративное богатство превратило «кудринку» в заметное явление. До сих пор этот вид резьбы считается одним из самых популярных в России и входит в учебные стандарты при подготовке профессиональных резчиков по дереву.

Резьба по дереву как Декоративное украшение предметов антиквариата.

В данной статье мы расскажем вам о таком виде декоративно-прикладного искусства как резьба по дереву.

Мастера с давних времен отдавали предпочтение этому материалу, так как он был наиболее доступным, достаточно простым в обработке, имел множество ценных качеств, таких как: теплоизоляция, невысокая плотность и разнообразие рисунка текстуры. Поэтому дерево широко использовалось от строительства домов до предметов интерьера и быта. Трудно сказать в какой период и где зародилось это ремесло, так как до нашего времени сохранилось не так много предметов из дерева. Древнейшим в мире образцом деревянной скульптуры считается археологический памятник «большой Шигирский идол». По последним оценкам его возраст достигает 11 тысяч лет.

Изначально, формы и декор предметов были достаточно примитивными, так как люди отдавали предпочтение практичности предмета, его функциональности, декор был второстепенным в изготовлении.

Также, примитивными были и инструменты, люди обходились  простой пилой, топориком, киянкой. Резьба, как декоративный элемент, в основном использовалась в изготовлении религиозной атрибутики: идолов, фигур богов, амулетов, ритуальных масок и статуэток. Подобные артефакты были найдены на территории африканских племен и племен Северо-Западного побережья Америки.

В Азии использовались резные элементы для украшения храмов, домов богатых людей, статуэток, окимоно. В мусульманских странах Северной Африки широко распространены разные виды архитектурной резьбы по дереву. В России дерево во все времена было самым используемым материалом  для зодчества и быта, так как территория богата лесами. В северной Европе много примеров работ 10-11 веков, особо развито это ремесло было в Скандинавии. Процветание резьбы в Европе относят к эпохе Средневековья. В готический период Англия, Франция, Италия и многие другие западные страны создавали великолепные произведения искусства из дерева, отличающиеся тонкостью и красотою резьбы.

В эпоху Возрождения предметы становились более изощренными, украшались резьбой причудливых форм, стали популярны такие техники как инкрустация, маркетри, интарсия и разные виды мозаики.

Со временем, появились более удобные инструменты : ножовки, пилы, лобзики, резаки, стамески, рубанки, фуганки, фрезерные станки, бор машинки , которые позволили мастерам в более краткие сроки выполнять трудоемкую работу.

Существуют разные техники и разновидности резьбы, вот некоторые из них :

Плосковыемчатая резьба– ее фон это плоская поверхность, а изображение- это углубления — выемки. Делится на геометрическую и контурную резьбу.

геометрическая – Выполнена в виде выемок с разным количеством граней, из которых получаются разные геометрические фигуры. (рис. 1).

контурная – Выполнена в виде выемок с двумя гранями.Мотив изображения в основном флора и фауна, в отличие от геометрической. По технике и изображению очень похожа на гравюру (

рис. 2).

Плоскорельефная резьба-есть несколько видов: с заоваленными контурами, с подушечным фоном, с подобранным фоном.У всех форм низкий условный рельеф в одной плоскости на уровне декорируемой поверхности. (рис 3).

 – с заоваленными контурами.

 -с подушечным фоном.

 -с подобранным фоном.

Рельефная резьба-в этом виде резьбы почти полностью отсутствует плоская поверхность. Все формы объемные, разной высоты.(рис 4).

 барельефная – низкий рельеф.

– горельефная – более высокий рельеф.

Прорезная резьба-фон отсутствует. Резьба может быть плоскорельефной и рельефной. (

рис 5)

Скульптурная резьба-изображение отдельно от фона, становится скульптурой. Объект обозревается со всех сторон.(рис 6)

Домовая резьба– крупномасштабная,исполнена на хвойной древесине при помощи топора, пилы и долот,ее используют для украшения деревянных построек.

В магазине «Антикзон» есть много предметов-представителей этого ремесла.

(рис. 1).

 Старинный русский шкафчик с колонкой Абрамцево по проекту Е.Д. Поленовой. Декорирован геометрической резьбой.

 

 

(рис. 2).

  Два резных стула, Англия, XIX век
  стиль Нео-Ренессанс, дуб.

 Пример контурной резьбы на сиденье стула.

 

 

(рис 3).

                                                                                   Английский сундук,1660 год,

Дуб.

Пример плоскорельефной резьбы.

 

 

 (рис 4).

Чайный столик Англия, XVIII;век Дуб.

Пример рельефной резьбы.

 

 

(рис 5)

Два резных стула, Англия, XIX век
стиль Нео-Ренессанс, дуб .

Пример прорезной резьбы.

 

 

(рис 6).

Окимоно Тыквы. Китай – начало ХХ в. 
Историзм.Материал – слива. 

Пример скульптурной резьбы.

  

 

 

 

 

 

%d1%80%d0%b5%d0%b7%d1%8c%d0%b1%d0%b0 %d0%bf%d0%be %d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b2%d1%83 PNG, векторы, PSD и пнг для бесплатной загрузки

  • Мемфис дизайн геометрические фигуры узоры мода 80 90 х годов

    4167*4167

  • поп арт 80 х патч стикер

    3508*2480

  • green environmental protection pattern garbage can be recycled green clean

    2000*2000

  • поп арт 80 х патч стикер

    3508*2480

  • Мемфис шаблон 80 х 90 х годов стилей фона векторные иллюстрации

    4167*4167

  • поп арт 80 х патч стикер

    3508*2480

  • 80 основных форм силуэта

    5000*5000

  • Мемфис бесшовные модели 80 х 90 х стилей

    4167*4167

  • поп арт 80 х патч стикер

    2292*2293

  • be careful to slip fall warning sign carefully

    2500*2775

  • 80 летний юбилей дизайн шаблона векторные иллюстрации

    4083*4083

  • мемфис бесшовной схеме 80s 90 все стили

    4167*4167

  • поп арт 80 х патч стикер

    2292*2293

  • пентаграмма наклейки 80 х мультик звезд мультика стикер

    2003*2003

  • 80 е брызги краски дизайн текста

    1200*1200

  • Мемфис шаблон 80 х 90 х годов на белом фоне векторная иллюстрация

    4167*4167

  • поп арт 80 х патч стикер

    3508*2480

  • милая ретро девушка 80 х 90 х годов

    800*800

  • поп арт 80 х патч стикер

    3508*2480

  • 80 летнего юбилея векторный дизайн шаблона иллюстрация

    4083*4083

  • поп арт 80 х патч стикер

    3508*2480

  • blue series frame color can be changed text box streamer

    1024*1369

  • поп арт 80 х патч стикер

    3508*2480

  • поп арт 80 х патч стикер

    3508*2480

  • мега распродажа 80

    1200*1200

  • 80 от большой распродажи постер

    1200*1200

  • поп арт 80 х патч стикер

    2292*2293

  • мультфильм прекрасно пентаграмма наклейки с 80 х годов

    2003*2003

  • капсулы или пилюли витамина b4 диетические

    2000*2000

  • Неоновый эффект 80 х годов Ретро вечеринка арт дизайн

    1200*1200

  • Модель буквы м в стиле 80 х

    1200*1200

  • рисованной радио 80 х

    1200*1200

  • винтаж 80s 90s зеленой энергии моды мультфильм пример комплекс

    800*800

  • 80 летия золотой шар векторный дизайн шаблона иллюстрация

    4083*4083

  • поп арт 80 х патч стикер

    2292*2293

  • Ретро мода неоновый эффект 80 х тема художественное слово

    1200*1200

  • Пиксельный дизайн elk santa sleigh 80 х с коммерческими элементами

    2000*2000

  • Модный стиль ретро 80 х годов дискотека тема искусства слово

    1200*1200

  • диско дизайн в стиле ретро 80 х неон

    5556*5556

  • 80 х годов поп арт мультфильм банановая наклейка

    8334*8334

  • 80 е в стиле ретро ​​мода цвет градиент арт дизайн

    1200*1200

  • номер 83 золотой шрифт

    1200*1200

  • Ретро трехмерный цветной градиент 80 х арт дизайн

    1200*1200

  • Диско вечеринка арт дизайн

    1200*1200

  • поп арт 80 х патч стикер

    3508*2480

  • скидки до 80 предписанию» векторный дизайн шаблона иллюстрация

    4083*4083

  • 3d номер 80 золотая роскошь

    5000*5000

  • Скидка 80 процентов на 3d золото

    3000*3000

  • Кассета для вечеринок в стиле ретро 80 х

    1200*1200

  • я люблю моих фб хорошо за футболку

    1200*1200

  • Резьба по дереву | Художественная резьба по дереву

    Художественная резьба по дереву

    Резьба по дереву во все времена представляла интерес для людей.

    Из дерева изготавливались самые разнообразные предметы: вещи повседневного обихода, декоративные украшения, архитектурные композиций. Резьба по дереву для кого-то ремесло, а для кого-то искусство.

    Виды резьбы по дереву

    Фоном называют поверхность изделия, украшаемую геометрическим или растительным орнаментом, изображениями людей или животных. В технике плоскорельефной резьбы могут быть выполнены достаточно сложные и оригинальные композиции. Взять, к примеру, геометрическую резьбу, чрезвычайно разнообразную по характеру изображений, так называемых “городков”, “сияний”, “розеток”, украшающих старинные прялки. По ритму, глубине порезки, характеру узора, месту расположения на изделиях эта резьба необычайно разнообразна. Вы не спутаете тончайшую легкую резьбу Подмосковья с монументальной, построенной на богатой светотеневой игре, резьбой Вологодчины, сплошь оплетенные узором изделия северных поморов со скупой, как бы оттеняющей гладь дерева, резьбой тверского края.

    Размеры резных элементов, место и ритм орнамента определяются характером и назначением всего изделия в целом. Орнаментальные композиции в зависимости от построения изделия могут быть фризообразными, где развитие элементов идет горизонтально, но полосы орнамента могут располагаться и вертикально. Часто орнамент расположен в виде круга, прямоугольника, треугольника или квадрата. Орнамент может заполнять и всю плоскость (что нередко в старых изделиях народных мастеров), или представлять собою небольшие

    фрагменты резьбы, особенно выразительные в контрасте с гладкой поверхностью дерева.

    Плоскорельефная резьба по дереву широко используется в прикладном искусстве и в архитектуре. Резчики-любители применяют эту резьбу при изготовлении предметов домашнего обихода, декоративной посуды, шкатулок, ларцов и др.

    По приемам выполнения различают:

    • геометрическую,
    • контурную,
    • плоскорельефную с заоваленными контурами,
    • с подушечным или подобранным фоном рельефную резьбу,
    • с фоном с прорезью,
    • накладную.

    К наиболее простой резьбе относят геометрические орнаменты, к более сложной – изображение растений, животных и людей.

    Геометрическая резьба является сравнительно простой по технике исполнения. Она состоит из элементов, врезанных в фон, в том числе борозд в виде выемок и лучей разных форм и вырезанных углов в виде треугольников. По геометрическим рисункам вырезают прямоугольные и квадратные шашки, трех- и многоугольные звездочки, прямые или очерченные по кругу, в сетчатом орнаменте или в розетке. Бороздки и лучи вырезают в основном стамеской-уголком, а треугольники и звездочки – ножом-косяком или скальпелем. Эти элементы врезают в фон под углом от 100 до 180 град.

    Контурная (линейная) резьба по фону отличается от других способов резания углублением линий орнамента по отношению к поверхности фона. Рисунок получается четким и ясным, особенно на темном фоне. Выразительность линий придает изделиям особую красоту, неточности в прорисовке и в выполнении резьбы в таких изделиях особенно заметны.

    Здесь необходимы тонкое чутье и чувство меры в соотношении узора и фона – важно найти их гармоничное соединение. Контурную резьбу чаще всего применяют для небольших по размеру изделий.

    Как выполняют резьбу по дереву

    Контурная резьба издавна известна в народном искусстве России. Ею украшали, например, крестьянскую мебель и ткацкие станки в Нижегородской губернии. Традиционную контурную резьбу выполняли по неокрашенному дереву, иногда линии ее чуть тонировали цветом. Современную же контурную резьбу выполняют чаще всего на плотном темном, а подчас и черном фоне светлыми линиями ножом-косяком, скальпелем или стамеской-уголком. Заготовку предварительно шлифуют и прокрашивают, кроют лаком и, если нужно, полируют, а после этого вырезают рисунок по контуру. Ножом-косяком прорезают контур, в основном узкой линией в два приема – сначала с внешней стороны, а затем с внутренней стороны рисунка с наклоном ножа к середине. Следы срезов должны быть чистыми и края у фона не поврежденными.

    Естественный цвет дерева в линиях контрастирует с фоном. В отдельных случаях прорезанные линии рисунка аккуратно заполняют лаком с бронзой в порошке, что на черном фоне выглядит очень декоративно, особенно на женских украшениях. Иногда любители покрывают контурную художественную резьбу красками. Для этого на заготовке карандашом намечают контур, элементы его раскрашивают и обрабатывают так, как указано выше.

    Резьба по дереву | Инструменты

    Инструменты для резьбы имеют разнообразные формы и размеры. Пользуясь набором примерно из восьми стамесок, вы сможете выполнять многие виды резьбы по дереву.

    Все полукруглые стамески имеют в сечении У-образную форму, но различаются как по ширине, так и по кривизне. Так, форма стамески шириной 12 мм может быть почти плоской и резко искривленной. Стамески бывают совершенно плоские, но режущие кромки у них могут быть как прямыми, так и скошенными.

    В комплект инструмента для резьбы входят: несколько стамесок различной ширины и кривизны, одна прямая и одна скошенная стамеска, угловая стамеска, используемая для прорезания канавок. Необходимо иметь деревянную киянку: либо обычную прямоугольную (плотницкую) из бука, либо специальную круглую, которой пользуются резчики.

    Техника резьбы

    Работу над художественно-декоративным изделием начинают с разработки эскиза – рисунка, выражающего первоначальный замысел. На чертеже намечают формы деталей и определяют их размеры. Резчику-любителю необходимо освоить рисунок, а в чертеже точно определить элементы ритмичного строя орнамента и высоту рельефа. Для этого нужно владеть инструментами чертежной готовальни. Готовый рисунок или чертеж лучше перенести на кальку, а с нее – на заготовку изделия. Начинающему любителю полезно сначала вырезать простейшие геометрические фигуры, постепенно их усложняя. Детали орнамента можно наметить на дощечке мягким карандашом, чтобы не было вмятин на дереве, и перенести их на кальку. Основные линии прочертить на дощечке и перенести на них рисунок с кальки до конца намеченного орнамента. Вырезание фигур и элементов орнамента на дереве надо начинать с простейших упражнений.

    Чтобы хорошо освоить технику резьбы по дереву, старайтесь резать в разных направлениях и, если возможно, как правой, так и левой рукой. Большинство прорезов делаются без помощи киянки – для этого вполне достаточно усилия, создаваемого рукой, которая направляет резец.

    Внимательно рассмотрите рисунки каждого образца и нанесите их карандашом на дощечки. Пользуйтесь линейкой. Ширина намечаемых вырезов должна равняться ширине используемых вами стамесок.

    При резьбе вдоль волокон стамеска проскальзывает в одном направлении, а в другом врезается в дерево и задирает его. Вырезая первые два образца, вы будете упражняться в резьбе в разных направлениях и поперек волокон. Так вы сможете научиться управлять стамеской. Ошибаясь, не отчаивайтесь – вначале ошибки неизбежны, а овладеть техникой резьбы можно лишь на практике.

    При вырезании следующего образца пользуются прямой стамеской. Рисунок этого геометрического узора широко распространен. Этой резьбой можно украшать кромки мебели или полок.

    Более сложные узоры на остальных образцах вырезают при помощи все тех же основных приемов. Чтобы вырезать цветочный узор или розетку, полукруглой стамеской сделайте надрезы по контуру, а затем прямой или скошенной стамеской вырежьте детали лепестков.

    Хорошие результаты получаются при вырезании букв. Сначала аккуратно нарисуйте буквы на дощечке, а еще лучше, перенесите их контуры на древесину с помощью копировальной бумаги. Вырезая окружающий фон, можно получить рельефное изображение буквы или узора.

    Помните, что рельефную резьбу никогда не обрабатывают шлифовальной шкуркой.

    Чтобы в достаточной мере овладеть всеми приемами резьбы, вы должны вырезать не менее двух образцов каждого узора. Резать надо равномерными, плавными движениями. Никогда не работайте тупыми инструментами. При заточке инструментов следите, чтобы их режущие кромки были гладкими и ровными. Пользуясь хорошо заточенными инструментами, вы всегда сможете добиться прекрасных результатов.

    Использование образцов

    Вы можете придумать множество вариантов использования дощечек с образцами резьбы. Их можно просто наклеить на фанеру и повесить на стену, можно украсить ими рамку для зеркала или картины. Вообще, их можно скреплять вместе как угодно, приклеивая (или закрепляя шурупами с обратной стороны) к фанерному основанию соответствующей формы.

    вернуться к выбору статей ремонт дачи своими руками

    При использовании материалов ссылка на Snip8.narod.ru обязательна

    Резьба по дереву: 9 книг

    Резьба по дереву

    Слишком много книг? Вы можете уточнить книги по запросу «Резьба по дереву» (в скобках показано количество книг для данного уточнения)

    Показать все уточнения

    Сохранить страничку в социалках/поделиться ссылкой:

    Переключить стиль отображения :

    Большая книга. Резьба по дереву

    Алексей Семенцов

    Сделай Сам

    Я мастер

    Если вам нравится чувствовать себя творцом, вы любите вырезать деревянные украшения, игрушки, сувениры, создавать мебель своими руками, значит, эта книга для вас. Если вы пока не умеете этого, но хотите научиться, тогда эта книга тем более для вас. Здесь вы найдете характеристики древесных пород, …

    Плоская резьба по дереву

    Ф. Герригель

    Сделай Сам

    Рукоделие и ремесло. Классические издания

    Интерес к резьбе в наши дни большой, многим хочется украсить свое жилище оригинальными авторскими работами. В данной книге просто и доступно рассказывается о плоской резьбе, о рельефном и простом кербшните, перечисляются необходимые инструменты и материалы, дается характеристика различным породам д…

    Резьба ножом. Поделки из веток

    Крис Любкеманн

    Сделай Сам

    Отсутствует

    Досуг в старом добром стиле! Где бы вы ни были, дома, на природе у костра, на крыльце своей дачи или в путешествии, книга поможет вам отдохнуть и развлечься с пользой. Все что вам потребуется – карманный нож и обрезок ветки. Автор, Крис Любкеманн, резчик с 40-летним опытом, увлечет вас так, что в…

    Резьба по дереву. Мастерим вместе с дедушкой

    Александр Афанасьев

    Сделай Сам

    Отсутствует

    Знакомясь с прекрасными изделиями из дерева, представленными в книге, вы, скорее всего, не поверите, что сделаны они детьми, да еще в возрасте 8-10 лет. Чудесные резные рамки, вазы, паспарту, игрушки и многое другое выполнено на самом высоком уровне. Как приобщить детей к этому увлекательному занят…

    Резьба по дереву

    Е. И. Лебедева

    Сделай Сам

    Отсутствует

    Приступая к данной книге, авторы поставили себе цель – в наиболее доступной форме рассказать о резьбе, как домовой, так и художественной. Не пугая читателя заумными словосочетаниями, убедить, что это творчество доступно каждому, что в технических приемах резьбы нет ничего сверхъестественного, что с…

    Художественные работы по дереву

    Геннадий Федотов

    Сделай Сам

    Отсутствует

    Перед вами книга Г. Я. Федотова – резчика по дереву, журналиста, педагога, всю жизнь по святившего изучению художественных промыслов. Самобытность автора очевидна, она отражается во всем – от стиля изложения до манеры рисования. Материал подается неспешно, вкусно, обстоятельно. Это не только практи…

    Резчик-любитель

    П. А. Федоров

    Хобби, Ремесла

    Мужские ремесла. Секреты старых мастеров

    Эта книга посвящена изысканному и очень увлекательному ремеслу – резьбе по дереву. Автор рассказывает также об особенностях резьбы по кости и рогу. Вы узнаете об основных техниках, приемах и инструментах, которыми пользуется в своей работе резчик, а также о таких видах художественной отделки издели…

    Резьба по дереву. Техники, приемы, изделия

    Отсутствует

    Сделай Сам

    Страна мастеров

    Если вы решили освоить старинное искусство декоративной резьбы по дереву, эта книга для вас. Свойства древесины, способы подготовки материала, необходимые инструменты и приспособления, основные приемы и техники резьбы (от простых к сложным), методы отделки готовых изделий, образцы узоров – издание …

    Резьба по дереву. Техника. Инструменты. Изделия

    Александр Афанасьев

    Сделай Сам

    Отсутствует

    «Резьба по дереву. Техника. Инструменты. Изделия» – уникальный в своем роде «учебник» начинающего мастера в резьбе по дереву, доступно и всесторонне охватывающий все стороны художественной обработки древесины. В издании подробно описываются инструменты, необходимые резчику по дереву, электроинструм…

    Индия | Резьба по дереву

    Резьба по дереву является самым распространенным и тривиальным  видом искусства в Индии. С древних времен дерево, являясь материалом  доступным и легко обрабатываемым, применялось широко и повсеместно, начиная с изготовления оружия, орудий труда, строительства жилищ и заканчивая изготовлением предметов быта.

    Наиболее распространенными породами деревьев, используемыми в деревообработке на территории  Индии, являются  тик, сал, дуб, манго, эбеновое (черное)  и красное дерево.
    Сандал, палисандр и орех — дорогие сорта дерева, которые используются  на  большей части  Индии в основном  для изготовления изящных утончённых декоративных элементов мебели.  Лишь на территории Кашмира, где деревья грецкого ореха и  палисандра произрастают  в больших количествах, из них изготавливают цельную мебель, сувениры, посуду  и  др. Кашмирские мастера краснодеревщики славятся своим особым изысканным стилем, воплощающим в себе их тонкий художественный вкус.  

    Кхатумбанд (khatumband ), или  кхатам-банд,  и  пинджракари —  основные техники резьбы по дереву, распространенные на территории Кашмира.

    Отличительной чертой техники кхатумбанд является создание резных деревянных панелей, используемых для отделки потолка и внутренних стен дома.

    Для кхатумбанда  характерно применение древесины ореха, а также хвойных пород деревьев. Сборка панелей, украшенных геометрическими узорами, осуществляется  без использования  гвоздей и крепёжных деталей, напоминая подгонку  вагонки или паркета. Таким образом получается цельный геометрический рисунок.


    в хаусботе

    Эта техника также широко используется в отделке плавучих отелей хаусботов  в Шринагаре. Также эту технику применяют при изготовлении таких предметов мебели как шкафы, ширмы и комоды.

    Пинджракари (pinjrakari) — это родственная кхатумбанду техника резьбы, применяемая для изготовления резных решеток, шпалер, декоративных перегородок и отдельных элементов.

    В  пинджракари используют светлые породы дерева. Эта техника исключает использование клея и гвоздей.


    Кханках Шах-и-Хамадан

    Наглядным примером обработки древесины с применением  данных техник является Кханках Шах-и-Хамадан — старейшая суфийская мечеть в Шринагаре (Кашмир), основанная в 1395 г. на берегу реки Джелам и реконструированная в 1731 г.

    На покрытой густыми лесами территории штата Ассам произрастают различные  виды растений. Бамбук,  как  самый  широко распространённый представитель  местной флоры, в сочетании с тростником  местные жители  давно  используют  для производства  предметов  быта, мебели, декоративных изделий, таких как рамки  и абажуры, сувениров и других безделиц.


    тростниковая мебель


    мебель из бамбука


    ассамские сувениры

    Предметы из дерева, произведённые в центральной Индии, известны по всей стране. Это выполненные вручную, в основном  высоко художественные, покрытые филигранной резьбой изделия, такие как  мебель разных типов и форм, алтари, шкатулки, табакерки, подносы, статуэтки Ганеши, Кришны и других божеств, а также миниатюрные фигурки птиц, лошадей, слонов, танцовщиц и танцоров.


    резные алтари

    Мадхья Прадеш знаменит своими дворцами, крепостями и старинными домами, украшенными удивительной, детально проработанной резьбой, деревянными потолками, оконными и дверными перемычками — свидетельствами славной эпохи искусных мастеров. Центральная Индия является также основным производителем таких традиционных музыкальных инструментов как дхол (dhol) — индийский ударный музыкальный инструмент, свармандал (swarmandal) — индийская цитра и др. Основными центрами художественной деревообработки в Мадхья Прадеше являются Гвалиор, Морена, Рева и Райсен.

    Рассказывая  о традициях  деревянного зодчества  в Индии, особое внимание хочется уделить Гуджарату и Раджастану — важнейшим  центрам резьбы по дереву.   Бережно охраняемые традиции ремесла передаются здесь из поколения в поколение, сохраняя свою самобытность. Поскольку территории этих  штатов не обладают богатыми запасами древесины, сырьё импортируется из других стран, таких  как Шри-Ланка, Непал и др. Однако львиную долю  изделий  производят из отечественной древесины, закупаемой в лесистых районах Индии, а именно из выносливой древесины гималайского кедра, палисандра, красного и черного дерева, тика, сандала. В  дело идёт и древесина местной акации  бабул (Acácia nilótica). Общепризнанным центром деревообработки считается  округ  Кач  с его столицей — городом  Бхудж. Детально проработанные геометрические и цветочные мотивы, используемые в резьбе, демонстрируют высокое мастерство местных ремесленников. Качские  умельцы специализируются на изготовлении стоек для кроватей, лежанок, детских колыбелей, подсвечников, подставок и держателей для книг, скалок, пестиков для взбивания, столовых приборов, чаш и других разнообразных предметов домашнего обихода.


    держатель для книг


    подставка для книг

    Кач  известен и как регион, где делают лучшие в Индии резные деревянные качели. Наличие во дворе дома деревянных качелей  ручной работы и по сей день  считается признаком достатка и благополучия семьи.

    Раджастан прославился необыкновенной по изяществу и красоте резной мебелью, традиция использования которой восходит к раджпутам. Кровати, шкафы, стулья, столики, ширмы — всего не перечислить. Всё это лишь малая часть предметов мебели, создаваемых местными зодчими. 

    Регион также славится резными скульптурами божеств и сувенирами из сандалового дерева, а также незабываемыми деревянными марионетками, без которых не проходит ни одно представление в «раджастанском кукольном театре» катхпутли  (kathputli) — букв. деревянная неживая кукла (катх – дерево, путли – безжизненная кукла).


    катхпутли

    Южная тропическая Индия знаменита изделиями из сандала. Основные плантации  сандалового дерева  расположены  в штате Карнатака и Андхра-Прадеш.  Общепризнанным центром  производства предметов из сандала является Майсур. Здесь из него изготавливают различные сувениры и статуэтки божеств.

    Керала и побережье Карнатаки  специализируется также и  на маркетри (marquetry) — инкрустации шпоном.


    маркетри


    маркетри


    маркетри

    Город Кондапали в Андхра Прадеше и Чаннапатна в Карнатаке — главные центры производства популярных во всей стране, а также и за её пределами деревянных игрушек, привлекающих взоры  яркостью красок и причудливостью форм.


    игрушки Кондапали


    игрушки Кондапали


    магазин игрушек в Чаннапатна

    В Тамил Наду широко распространено использование в декоративных целях скорлупы кокосового ореха, из которого мастерят вазы, чайнички, миски, светильники, подставки для карандашей, бижутерию и даже пуговицы.


    ковш из кокосового ореха

     

     

    Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

    Архитектурная резьба – Вторая жизнь дерева


    Архитектурная резьба

    Категория:

    Вторая жизнь дерева



    Архитектурная резьба

    Резьба по дереву занимала исключительное место в истории русского крестьянского творчества. Необычайная любовь русского крестьянина к узорочью ярко отражена в песнях и былинах: в темном бору «богатый дом стоит», он «весь убран, преукрашен», у него «крылечушко красное» с «точеными балясами, с переходами брусчатыми», а с крыльца вход в сени «новые, кленовые, решетчатые» или:

    Уж из терема до терема Золотые были выходы, Ступенечки позолочены.

    Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой, рубленой стены, не стремились к излишеству орнаментаций, не делали украшений там, где они не были оправданы конструкцией.

    Резьбой украшали карнизы фронтона дома, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльца, ворота, калитки.

    Во всем виден художественный вкус, любовь к исконным традициям— красочности и нарядности.

    Резной декор стал неизменным спутником архитектуры крестьянского жилья. Тесная связь резного убранства с композицией дома в целом и с каждой архитектурной деталью дает нам право рассматривать народные деревянные жилища как ценнейшие памятники архитектуры и резного декора.

    Простота форм и естественность материала бревенчатого дома, гармонируя с разнообразной по приемам выполнения и характеру орнамента резьбой, способствовали не только усилению впечатления композиционного единства сооружения, но и его живописности и уюта.

    Историческое развитие и местные особенности декора архитектурных форм наглядно прослеживаются на сохранившихся памятниках архитектуры Севера и Поволжья. Если фантазия северного плотника была направлена главным образом на поиски художественно-конструктивных решений с предельной скупостью в украшениях, то плотники Поволжья, чье искусство было близко городской усадебной архитектуре и традициям «корабельной» резьбы, всегда стремились к декоративному богатству, к более смелому использованию достижений профессиональной архитектуры и новых материалов.

    Рельефная резьба Поволжья, как правило, компоновалась свободно из крупных орнаментальных элементов, северная же состояла из более мелких элементов, сплошь покрывающих резную доску.

    Несмотря на местные особенности архитектуры и декора, для народного русского зодчества характерно стилевое единство. Приемы выполнения архитектурной резьбы весьма разнообразны. Кроме геометрической резьбы, встречается плоскорельефная, рельефная, горельефная, сквозная и накладная резьба. Разнообразны и элементы украшений. Мотивы родной природы — цветы, листья, плоды, рыбы — часто сочетаются с фантастическими существами: русалками, драконами, птицами-сиринами. Из городской архитектуры пришли античные мотивы: кронштейны, сухарики, каблучки и др.

    Одним из излюбленных мотивов крестьянского орнамента, завершающих фронтон дома, был «конек», напоминающий своим силуэтом голову лошади, оленя, птицы и т. д. Вырубленные из одного куска дерева, они почти необработанные, покоряют своей скульптурной пластичностью, своеобразной прелестью, подмеченной человеком в природных качествах дерева.

    Рис. 1. Резные детали изб

    Рис. 2. Резные и токарные детали крылец дома

    Рис. 3. Резной конек дома

    Убирая резьбой подзоры, наличники и ставни окон,народный мастер часто обращался к образу русалки-берегини или богини рек и озер. Легко и свободно он режет сложный мотив, умело подчиняя сюжет народному орнаментальному строю.

    Любимым мотивом резных украшений была вещая птица-сирин с человеческим ликом и роскошным павлиньим хвостолл. Она напоминала собой сказочную жар-птицу. Рельефное изображение птицы на глади доски решается с большой непосредственностью и высоким мастерством. Плавные побеги ветвей, заоваленность контуров резьбы придают мотиву особую выразительность и красоту.

    Концы досок-подзоров иногда украшались фигурой льва, держащего в лапах пышную ветвь аканта. Его ленивая поза с мягкими очертаниями фигуры напоминает сказочное существо, оберегающее хозяина дома.

    Неистощимая фантазия и истинный вкус народного зодчего широко проявляются в разработке орнаментальных форм. Каждая изба неповторима по своему виду. Для каждой мастер находит разнообразные приемы резьбы и мотивы украшений. Но при всей многосложности, а подчас и насыщенности орнаментального рисунка в его сюжете видна конструктивная мысль, поэтому узорность избы всегда воспринимается как неделимое целое.

    Плоскорельефная и рельефная резьба, называющаяся «глухой» или «корабельной», с ранних пор широко применялась на военных и торговых кораблях. Еще во времена Ивана Грозного англичанин Джером Гарсей, побывав на судоверфях в Воронеже, писал о богатых украшениях кораблей того времени. Эти традиции удерживались и в эпоху Петра I, а позже этот вид резьбы служил украшением расшив галер, барж и судов, плававших по Волге. Многие резчики по дереву, работавшие на судоверфях, украшали «корабельной» резьбой жилые постройки, постепенно распространяя ее на многие районы страны.

    Выразительность резного убора усиливалась раскраской резьбы и фона в различные цвета. Основную палитру народного художника составляли белые, желтые, красные, зеленые, синие и коричневые цвета. Пользуясь цветом, он добивался ярких цветовых отношений или выдерживал цвет в более мягких тонах. Иногда окраска резных досок была очень сложной с переменой чередований цвета. Одна и та же доска (подзор или наличник окна) имела многоцветную окраску резьбы и фона.

    Свойственная средней полосе России полихромия сменяется более строгими цветовыми сочетаниями. Даже в одной и той же области можно заметить разницу в красочных сочетаниях. Например, в северной части области преобладали белый, зеленый и синий цвета, в южной — белый, желтый и красный.

    Народная архитектурная резьба и ее отделка нашли свое яркое выражение в дворце Алексея Михайловича в селе Коломенском. Плоскорельефная и рельефная резьба чередовалась со сквозной, голубые и зеленые кровли сочетались с сине-черной и золотой резьбой подзора. Позолота и яркие цвета красок покрывали наличники окон и дверей, решетки, коньки и многие другие элементы архитектуры.

    Особым богатством резных украшений отличались помещения. Резьбой были украшены наличники и полотна дверей, окна, стены и потолок. Резьба на дверных и оконных наличниках располагалась главным образом на причелинах в верхней части проемов. Резные багеты, или, как их называли, дорожники, прикреплялись в верхней части стен, около потолка. Украшения потолка всегда соответствовали декору окон и дверей комнаты.

    Резьба помещений расписана яркими красками и частично густо покрыта сусальным золотом или серебром. В комнатах, предназначенных для выхода царя, двери были отделаны наиболее богато. Двери других комнат расписаны «живописным письмом»; на них изображены цветы, травы, звери и картины русской природы. Два года велись работы по отделке дворца, который поражал современников узорчатостью резьбы, блеском золота и причудливостью своих красок.

    Столярных и резных дел мастера, работавшие в течение 1667—1668 годов на строительстве Коломенского дворца, по указанию царя были представлены к награде. Среди награжденных были мастера Арсений, Климка Михайлов, Давыдка Павлов, Андрюшка Иванов, Параська Окулов, Андрюшка Федоров, Фока Федоров и их ученики Евтюшка Семенов, Митька Сидоров и Ивашка Федотов.

    Все резные работы, отделка и роспись Коломенского дворца выполнялись при непосредственном руководстве и участии мастеров Оружейной палаты. Московские художественно-промышленные мастерские возникли в начале XVI века и просуществовали два столетия. В начале XVIII века по указу Петра I Оружейная палата была закрыта и мастера ее — столяры и резчики частично были переведены в Петербург. Некоторые из них остались в Москве, часть возвратилась в родные деревни и села. Многие из столяров и резчиков были переведены в Астрахань и Воронеж, где в то время велись судостроительные работы.

    Оружейная палата достигла наибольшего расцвета в 1654— 1680 годах. В эти годы палата состояла из ряда мастерских, куда входили столярные и резчицкие мастерские. В них работали русские и иностранные мастера, умеющие не только прекрасно выполнять столярные, токарные и резчицкие работы, но также «знаменить», т. е, рисовать и составлять проекты.

    Школа русской резьбы по дереву, формировавшаяся в мастерских Оружейной палаты, дала богатые плоды в различных отраслях этого вида искусства. Ее мастера, расходясь в поисках заработка по отдельным уголкам России, оставили яркий след в народной деревянной архитектуре.

    В XIX веке в крестьянской архитектуре резьба и роспись получают широкое распространение. Встречается фигурная профилировка дверных наличников, резьба дверных полотен и перегородок. Затейливым узором расписывают потолок, простенки между окон, деревянную обшивку печи.

    Высокое мастерство и художественные традиции резьбы сохранялись в резном убранстве народной деревянной архитектуры вплоть до конца XIX века.

    В начале XX века в строительном деле стали использовать небольшой толщины тес вместо толстых досок, и это привело к постепенному вытеснению рельефной резьбы и замене ее плоскопропильной или выпиловочной резьбой.

    Пропиловка дерева при сравнении с крупной рельефной резьбой на старинных избах кажется чужеродной и надуманной. Пролильные узоры по своему характеру плохо увязываются с общей конструкцией постройки. В ее орнаментах, заимствованных с вышитых полотенец, рушников или со случайных оригиналов, попадающих в деревню, отсутствует рельеф, светотень которого составляет особую прелесть резьбы.

    В наше время на деревянных крестьянских постройках очень редко можно увидеть, где старинная резьба была бы применена в чистом виде. Но отдельные уголки, сохранившие черты народного творчества ,в архитектуре, можно и сейчас встретить во многих местах нашей страны. «Постановка вопроса о пролетарской по существу и национальной по форме культуре многочисленных народов, населяющих СССР,— говорит А. В. Луначарский,— прямо приводит нас к необходимости изучать эти глубоко национальные художественные формы. Часто их особенности являются такой же характерной чертой национальности, как и язык»1. Изучение богатейшего опыта народной жилой архитектуры имеет большое, значение для творческого развития Советской архитектурной науки.

    Культовые сооружения по архитектурным и художественным достоинствам представляют собой памятники деревянного зодчества. В них народный зодчий мог полнее и ярче раскрыть свои замыслы, проявить свое художественное дарование.

    Церковь в то время была не только местом богослужений. В ней происходили приходские собрания, читались царские указы, в трапезных помещениях прихожане ожидали начала обедни, иногда размещались церковные приходские школы. Во время войны церковь была защитой — укрытием от врага.

    Древнейшая церковь возникла из простейшего сруба-клети. Сходство таких церквей с жилыми постройками можно видеть на примере древнейшей из сохранившихся русских церквей—Лазаревской церкви Муромского монастыря. Так как церковь требовала большей площади, чем жилище, стали ставить многоугольные срубы. Таким образом появились срубы-восьмерки с приделами, пристройками. Перекрытием в таких церквях служили шатры, рубленные из бревен в виде пирамиды, с тесовой кровлей. Позже появились церкви «крещатые», в плане напоминающие крест как символ христианской религии, и ярусные, состоящие из ряда постепенно уменьшающихся срубов, поставленных один на другой.

    Рис. 4. Лазаревская церковь

    Постепенно культовая архитектура стала приобретать черты монументальности и грандиозности. Трапезные строили в виде галерей, опоясывающих здание с трех сторон. Появились новые типы шатров, церквей с ярусным верхом и с многоглавым завершением.

    Храмы ставились в большинстве своем на открытых, высоко расположенных и легко обозреваемых местах. На фоне широких далей равнинного пейзажа или невысокой жилой застройки селений они приобретали особенную выразительность и величавость.

    Внутреннее убранство деревянных церквей отличалось простотой и лаконичностью, все подчинялось единому архитектурному замыслу. Каждая архитектурная и декоративная деталь имела свое художественное и религиозное назначение. Среди общего убранства церкви особое место отводилось иконостасу как одному из главных средств религиозного воздействия на верующих. Иконостас украшали живописью, скульптурой, великолепной резьбой по дереву и орнаментальной росписью.

    Неизгладимое впечатление производят церкви Заонежья. Недаром Север называют сокровищницей русского деревянного зодчества. Здесь в краю лесов и необозримых озер, не знавшем крепостничества и разорительных нашествий, сложилась «деревянная классика».

    Известный исследователь народной архитектуры Севера Р. М. Габе писал: «Кому пришлось бывать на Севере и смотреть глазами художника на произведения народного зодчества, будь то высокое стройное церковное здание или внушительных размеров изба, или крохотный амбар, могут сказать, что они испытали чувство восхищения. И если говорить о самобытности русского северного церковного зодчества, то в такой же степени самобытно и зодчество крестьянских изб, так как творцы его были одни и те же».

    К числу самых выдающихся памятников деревянной архитектуры Севера принадлежит Кижский погост2. Трудно найти подобный архитектурный ансамбль, где строительная фантазия и богатство форм были бы выражены с такой полнотой и щедростью.

    Ансамбль Кижского погоста составляют три здания. Главное сооружение ансамбля — двадцатидвухглавая Преображенская церковь (1714 г.), неподалеку от нее расположена десятиглавая Покровская церковь (1764 г.) и колокольня с шатровым перекрытием (1874 г.). По углам высокой деревянной ограды, обложенной гранитовыми валунами, стоят рубленые сторожевые башни. Они подчеркивают суровость погоста, напоминая старинную крепость.

    Здания, входящие в Кижский погост, различны по архитектурным формам и построены они в разное время. Тем не менее строившие его мастера сумели добиться полной гармоничности и совершенства постройки.

    Рис. 5. Покровская церковь, колокольня и Преображенская церковь

    Преображенская церковь поражает сложностью композиции и декоративностью архитектурных форм. Пожалуй, нет другого сооружения, где бы с такой образной силой и техническим совершенством были воплощены патриотические и эстетические идеи эпохи. Преображенский собор строился в суровые годы войны со шведами, в пору, когда труд многих поколений подготовил появление этого необычайного сооружения.

    Единство архитектурных форм, монументальность храма как бы выражают могучее единение, силу и мужество русского народа.

    По своей конструкции церковь представляет собой восьмигранный сруб с четырьмя прирубами, на который поставлены еще два последовательно уменьшающихся восьмерика. К оснозному объему с западной стороны примыкает галерея с парадным двусторонним крыльцом. На конструктивной основе в виде пирамидальной формы располагаются четыре яруса главок. Многоярусную постройку здания венчает большая глава. Каждый элемент здания подчеркивает динамичность общей композиции, усиливает впечатление стремительного взлета сооружения. Богатый резной декор крыльца и главок храма, отделанных узорным осиновым лемехом, придает зданию нарядный и приветливый вид.

    Внутренние помещения церкви соответствуют величию ее наружного вида. Строгую простоту и сдержанность придают массивные бревна стен, широкие половицы, крепкие устои дверных проемов, украшенные несложной резьбой, узкие доски — «тябла» на потолке, расписанные растительным узором, Естественная природная красота отесанного соснового дерева придает интерьеру самобытную, ни с чем несравнимую прелесть. При украшении главное место отведено иконостасу, Золоченая резьба в виде виноградных лоз с причудливыми, стеблями и листьями на красных и синих фонах, как ажурное золоченое кружево, окаймляет иконы. С большим искусством выполнены массивные деревянные подсвечники, украшенные орнаментальной росписью, и деревянная скульптура, изготовленная в технике невысокого рельефа.

    Покровская церковь существенно отличается от Преображенской. Она проще и меньше размерами, но ансамбль сооружения является ее художественным достоинством, позволяющим отнести ее к совершенным образцам русской деревянной архитектуры.

    На четверике церкви возвышается восьмерик с кровлей той же формы. Восемь главок располагаются по углам восьмерика, а одна, самая большая,— в центре. Девять главок как единый архитектурный ансамбль удивительно гармонируют с многоглавием Преображенского храма. Резьба столбов, балясин и причелин крыльца делает нарядным вход в церковь. Хотя само помещение и сильно изменилось по сравнению с первоначальным видом, интерьер в целом сохранил колорит, типичный для древнего деревянного храма: светлое просторное помещение, вдоль стен расположены массивные лазки с резной опушкой, старинный иконостас, который можно встретить на Севере во многих деревянных культовых постройках.

    Колокольня Кижского погоста была построена во второй половине прошлого столетия на месте ранее стоявшей колокольни, ввиду ветхости частично разобранной. Несмотря на поздние влияния, чуждые народному деревянному зодчеству (обшивка стен досками, полуциркульный верх окон и дверей, сделанный строившие его мастера сумели добиться полной гармоничности и совершенства постройки.

    Рис. 6. Кижи. Иконостас в Преображенской церкви

    Архитектурный ансамбль в Кижах виден издалека. Леса и озера, раскинувшиеся вокруг, дополняют величие сооружения. Стройный по пропорциям, богатый по архитектурной пластике, он является выразителем замечательных традиций русского деревянного зодчества. Ныне Кижский погост стал архитектурным заповедником, куда из разных мест Заонежья и частично южной Карелии перевезены памятники деревянной архитектуры— старинные церкви, часовни, избы и хозяйственные постройки.

    Придет время и заповедник расширит свои границы, он шагнет за пределы Кижского погоста, десятки тысяч людей с благоговением вступят на былинные земли Заонежья, чтобы любоваться несказанной красотой ожившего дерева.

    В своей «Книге скитаний» Константин Паустовский говорит: «Я видел много озер с водой цвета олова, дышал запахом корья, пропитавшим всю Карелию, слушал старую сказительницу из Заонежья, чьи песни рождались из северной ночи и северной женской тоски, видел нашу деревянную Флоренцию — церкви и монастыри, плавал по Онежскому озеру и до сих пор не могу избавиться от впечатления, что оно заколдовано и осталось нам от тех времен, когда первозданная тишина еще не нарушалась ни одним пороховым взрывом.

    Я ни на минуту не терял ощущения этой страны, погруженной в рассеянный северный сеет».

    Деревянная архитектура Севера — это национальная гордость нашего народа, свидетельство высокой одаренности и мастерства народных умельцев.


    Реклама:

    Читать далее:
    Резьба в дворцовом интерьере

    Статьи по теме:

    Старинная китайская резьба по дереву – 38 на продажу на 1stDibs

    Благодаря огромному ассортименту красивой мебели в 1stDibs, у нас есть именно та старинная китайская резьба по дереву, которую вы ищете. Часто сделанные из дерева, камня и стекла, каждая старинная китайская резьба по дереву создавалась с особой тщательностью. Если вы покупаете старинную китайскую резьбу по дереву, у нас в наличии 48 вариантов, а также 2 современные версии на выбор. Вы долго искали идеальную старинную китайскую резьбу по дереву – у нас есть версии, датируемые 18 веком, наряду с теми, которые были произведены совсем недавно, в 21 веке. Старинная китайская резьба по дереву – обычно популярный предмет мебели, но изделия, созданные в викторианском стиле, пользуются спросом часто.

    Средняя цена продажи старинной китайской резьбы по дереву на 1stDibs составляет 1495 долларов, в то время как они обычно составляют 75 долларов по низшей цене и 45000 долларов по самой высокой цене.

    Из японской глиняной посуды ручной работы, датируемой примерно 14 500 г. до н. Э. и украшенные замысловатыми сетевыми узорами, известными как дзэмон, для корпусов из натурального вяза и шкафов для хранения, построенных в эпоху династии Цин в Китае, до тайской рисовой бумаги середины века, угля, антикварного и винтажного азиатского искусства и мебели – прекрасные дополнения ко всем видам современных интерьеров.

    Восточные элементы украсят любой интерьер. Привнесите чувство дзен в вашу гостиную, столовую и спальню с помощью нейтральной цветовой палитры и натуральных материалов, таких как ротанг, бамбук и вяз, которые мы обычно ассоциируем с традиционной азиатской мебелью. Декоративные вышивки ручной работы и ткани, происходящие из Индии и других стран континента, которые можно накинуть на кровать или диван или использовать в качестве настенного украшения, могут быть столь же практичными, сколь и функциональными, как если бы вы не искали японскую комнату. перегородки – часто украшенные картинами, но легкие и мобильные – просто для уединения.

    С помощью всего, от сундуков с одеялами до осветительных приборов и скульптур и резных фигурок, легко со вкусом привнести безмятежность в ваше жилое пространство, глядя на сокровища, которыми давно известен Восток.

    Для британского дизайнера мебели Андрианны Шамарис японское понятие красоты в несовершенстве не ограничивается ее коллекцией Wabi Sabi. Она также принимает это в своей квартире в Нью-Йорке. В гостиной, например, она сохранила оригинальный черный мрамор камина, в то время как его рама и остальная часть комнаты были окрашены в ярко-белый цвет.

    «Мы оставили камин очень чистым и ваби-саби, так, чтобы он сливался со стеной», – говорит Шамарис, который дополнительно обставил пространство старинной кушеткой ручной резьбы, мягкие подушки которой обиты старинным текстилем из Индонезийский остров Сумба.

    В постоянно растущей коллекции антикварного и винтажного азиатского искусства и мебели на сайте 1stDibs можно найти керамику из Китая, предметы старины из Камбоджи и широкий выбор столов, сидений, обеденных стульев и других предметов из Японии, Индии и других стран.

    Отправлено китайское антикварное 3D позолоченное поле с резьбой по дереву – Азиатское – Декоративные предметы и статуэтки – от Golden Treasures Antiques and Collectibles Inc

    1. Все продукты
    2. Домашний декор
    3. Декоративные акценты
    4. Декоративные предметы
    • Описание продукта
    • Технические характеристики продукта
    • Доставка и возврат
    Это китайское старинное резное деревянное панно. На этой трехмерной деревянной резьбе древнего китайского пейзажа конного сражения на поле боя нанесено матовое позолоченное покрытие.Резьба очень детальна, точна и ценится как собираемая. Ценность размерной резьбы указана на слое. У этого есть 3 слоя декораций – детализированные работы по резьбе в 3D. Посмотрите на фотографии, очень желанные антикварные и коллекционные предметы трудно найти. Не пропустите.
    • Размер: 16 дюймов В x 11 1/2 дюймов Ш x 2 дюйма
    • Происхождение: Китай
    • Около: 1850-1900
    • Материал: Дерево
    • Состояние: Твердая древесина и прекрасное примитивное состояние, ручная резьба, ручная краска, полный патины, нормальный износ

    Этот продукт был описан как:
    • панель для резьбы
    • Китайский антиквариат

    В Houzz мы хотим, чтобы вы купили Золотые сокровища Антикварные отправленные китайские старинные 3D-золотые позолоченные военные поля Панно с резьбой по дереву с уверенностью.Вы можете прочитать реальные отзывы покупателей об этом или любом другом продукте и даже задать вопросы и получить ответы от нас или прямо от бренда. Когда вы покупаете у нас панель Golden Treasures Antique Consigned Chinese Antique 3D Gold Gilt War-field с резьбой по дереву или любой товарный продукт онлайн, вы становитесь частью семьи Houzz и можете рассчитывать на исключительное обслуживание клиентов на каждом этапе пути. Если у вас есть вопросы о Golden Treasures Antique или о любом другом продукте, выставленном на продажу, наша служба поддержки клиентов будет рада вам помочь.

    page_type: page_view_productproduct_topic: topic_0product_price: price_level_6

    Знайте, как обнаружить поддельную старинную резьбу

    Знайте, как обнаружить поддельную старинную резьбу << Назад Те, кто страстно увлечены историей и / или антиквариатом, всегда легко соблазняются покупками антиквариата. К сожалению, на рынке иногда встречаются поддельные предметы антиквариата, которые не так легко обнаружить. При покупке антикварной дубовой мебели и других старинных предметов антиквариата вы должны быть очень осторожны, чтобы приобретать подлинные предметы и не попасть в поддельный антиквариат.Несмотря на то, что обнаружить поддельный антиквариат непросто, есть несколько указателей, которые могут помочь вам отличить настоящий антиквариат от подделки.

    Вот несколько полезных указателей, относящихся к фигурам ангельских крыш из резного английского дуба XV века, изображенным на картинке:

    – Хорошая оригинальная патина, темная или светлая, настоящая патина, полученная в результате многовековой полировки, трудно подделать. Остерегайтесь деталей, которые слишком отполированы до слишком высокого блеска. Некоторые реставраторы склонны чрезмерно полировать изделие, что обесценивает изделие.

    – Тип используемой древесины – одна из основных вещей, на которую следует обращать внимание. В начале 15 века дуб преимущественно использовался для создания предметов.
    – Старинная резьба чаще всего имеет гладкую поверхность. У них нет деревенского вида или следов долота на них.
    – В идеале вы должны проверить некоторые особенности фигурок, такие как длина волос, форма глаз и т. Д., Поскольку они дадут вам подсказку относительно подлинности предмета, о котором идет речь.
    – Антиквариат «не пахнет» новым. Поэтому, если вы обнаружите малейший намек на спиртные напитки или дым, это должно быть признаком того, что это может быть подделка.
    – Независимо от того, насколько бережно обращались с антиквариатом, всегда есть несколько очевидных следов износа. Даже если поверхность была недавно нанесена или изношена, значение изменится. Удары и царапины – это часть его истории, они только улучшают изделие.

    – Всегда нужно искать оригинальность, потому что чем оригинальнее изделие, тем ценнее оно останется.

    Учтите эти несколько аспектов, и вы, надеюсь, не станете жертвой фальшивых предметов. Если вы хотите проверить свои знания антиквариата на себе, пройдите по ссылке ниже.

    BBC Antiques Roadshow представляет собой тест, в ходе которого вам будут предоставлены три оригинала и одна подделка. Убедитесь сами, сможете ли вы определить нет.

    http://www.bbc.co.uk/programmes/b006mj2y/features/r-g

    В Period Oak Antiques мы очень внимательно относимся к выбору антиквариата.Так что вы можете быть уверены, что ваши вложения в антиквариат безопасны, когда вы покупаете у нас. Мы заверяем вас, что вы не найдете ни одного из НАШИХ предметов, представленных в качестве подделки на Roadshow BBC Antiques!

    НАБОР ДЛЯ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ СТАРИННОЙ ИНДИИ ЛАТУНИ И РУЧНОЙ РЕЗКИ

    Лот – НАБОР ДЛЯ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ СТАРИННАЯ ИНДИЯ ЛАТУНЬ И РУЧНАЯ РЕЗЬБА

    × Ваше сообщение отправлено.

    ВНИМАНИЕ: в настоящее время вы используете неподдерживаемый браузер. Мы рекомендуем переключиться на Google Chrome или Edge, чтобы работать с сайтом было удобнее.

    Произошла ошибка при обработке этой страницы. Администратор сайта уведомлен. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

    НАБОР ДЛЯ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ СТАРИННАЯ ИНДИЯ ЛАТУНЬ И РУЧНАЯ РЕЗЬБА

    Посмотреть каталог

    18 июля 2021 г.

    Сан-Сити, Аризона, США

    Запросить дополнительную информацию


    Описание: Старинный индийский набор для резьбы по латуни и ручной резьбе по дереву.Цветочный мотив вырезан на обеих сторонах корпуса и ручки. Ключевые слова: Винтаж, Антиквариат; Cсылка: BD1228

    • Размеры: 17,5 дюйма в длину
    • Материал: латунь, дерево
    • Состояние: Изделие в отличном состоянии, с минимальными признаками износа, соответствующими возрасту. Пожалуйста, смотрите фотографии для деталей
    Принимаемые формы оплаты

    American Express, COD (наложенный платеж), Discover, MasterCard, Visa, банковский перевод

    Вы соглашаетесь уплатить покупательскую премию в размере до 21.0% и все применимые налоги и доставка.

    Увеличение ставок

    Из: Кому: Приростов:
    0 долл. США 99 долларов США 5 долларов
    100 долларов США 199 долларов США 10 долларов
    200 долларов США 999 долл. США 20 долларов
    1000 долларов США 4 999 долл. США 50 долларов США
    5 000 долл. США 9 999 долл. США 100 долларов США
    10 000 долл. США + 200 долларов США

    Пожалуйста, выберите тему сообщения.

    Пара старинных украшений на тележке из бирманского быка с резьбой по дереву

    Источник США
    Период 1900-1919
    Материалы Тик, бирки металлические.
    Габаритные размеры
    W. 30 дюймов; ЧАС. 23 дюйма; Д. 7 дюймов;
    W. 76,2 см; ЧАС. 58.42 см; Д. 17,78 см;
    Состояние Состояние антиквариата, отличное, с небольшой усадкой и потерями древесины.
    Творчество Дата Бирма, начало 20 века.
    Описание Эта пара больших резных фигурок из дерева использовалась для украшения повозок с волами, которые широко использовались в старой Бирме. Они были вырезаны в виде птицы Хун. Хун – мифическая птица бесконечного изящества.Как благоприятное существо, оно символизирует чудеса и широко использовалось в качестве мотива в архитектурных и других конструкциях Юго-Восточной Азии.

    Количество позиций: 2

    Стили / Движения Азиатский
    Incollect Номер ссылки 126775

    Мебель раннего американского периода Резьба по дереву | Home Guides

    Ранняя американская мебель с замысловатой резьбой и продуманными деталями, называемая викторианским стилем, возникла в середине 19 века (с 1837 по 1901 год).За это время машины стали облегчать жизнь многим людям, и на сцену вышло массовое производство мебели. Производители мебели использовали ясень, дуб, палисандр, клен, орех и черный орех для производства темной и пропорциональной викторианской мебели. Предыдущие стили мебели, в том числе готика, рококо, ренессанс, якобин, турецкий и восточный, оказали большое влияние на резьбу по дереву викторианской эпохи. Поврежденную мебель часто можно выгравировать с помощью вращающегося инструмента и резьбовых бит, чтобы они точно соответствовали заменяемой части.

    Gothic Inspiration

    Кровати викторианской эпохи напоминали сани в стиле ампир с изголовьем и подножкой такой же высоты. Столбы кровати были массивными, резными и восьмиугольными. Изголовье и подножки представляли собой арочные и резные панели, в то время как буфеты были широкими и просто вырезаны, чтобы показать готические арки. Столики в викторианском стиле напоминали стол в стиле ампир с классической прямоугольной столешницей и ящичком на юбке в форме огжи. Ножки стола представляли собой резные колонны, установленные на ножках кронштейнов. Шкафы в викторианском готическом стиле имели открытые полки наверху, обрамленные и поддерживаемые искусно вырезанным деревом и украшенные украшениями и перилами.

    Rococo Inspiration

    Раннеамериканская мебель в викторианском стиле, похожая на рококо, прослужила дольше, чем любая другая мебель в викторианском стиле. В то время большую часть мебели изготавливали краснодеревщики. Благодаря особенностям того времени мебель была привлекательной и удобной. Резные завитки ножек стульев и округлые контуры плавно переходили в картуш. Резьба по дереву обычно состояла из роз, цветов, винограда, листьев и птиц. Диваны и кушетки имели змеевидный каркас с резьбой на подлокотниках и спинке.

    Renaissance Inspiration

    Мебель в стиле викторианской эпохи Возрождения оставила позади изгибы, характерные для рококо, в пользу более прямых линий. У стульев были прямоугольные спинки и квадратные сиденья, а резьба была тяжелее и сложнее, чем у его предшественника, викторианского рококо. Резьба представляла собой классические свитки и узлы с открытыми пространствами или отверстиями в вырезанных областях. Хотя все буфеты в викторианском стиле были с высокими спинками, в тех, что были выполнены в стиле эпохи Возрождения, были небольшие полки, перила и колонны.Резьба покрывала все возможные места на викторианских буфетах, а причудливые фронтоны завершали их стильно. Столешницы этой эпохи имели мраморные столешницы белого, бело-серого или розового и шоколадного цветов.

    Якобинское вдохновение

    Мебельщики 1870-х годов обращались к якобинским ремешкам в поисках вдохновения. Мебель фабричного производства привела к снижению детализации. Отделка якобинцев представляла собой широкий, плоский орнамент, скрученный в узоры. Маленькие шпиндели были частью почти каждого предмета мебели в то время.Машины начали заменять ручную резьбу, поскольку машины вырезали контуры цветов и листьев, а фабричные рабочие вырезали детали.

    Восточное и турецкое вдохновение

    Более поздняя викторианская мебель, сделанная в Соединенных Штатах, украшена восточными элементами, такими как лепнина и резьба в китайском стиле. В это время стало популярным использование лака и бамбука. Стиль, адаптированный из турецких стилей, известный как американский Истлейк, использовал темное дерево для отделки поверх более светлого дерева.Мебельщики Истлейк использовали орех, ясень, вишню, клен, каштан и дуб, чтобы создать контрастные цвета древесины.

    Узнавая мебель ручной работы | Журнал World Class Antiques

    Узнаем мебель с ручной резьбой | Автор: Уэйн Джордан

    В наш век плоской, разборной (KD) мебели для дома трудно представить, сколько работы было вложено в создание ручной резьбы на мебели доиндустриальной эпохи.Прогуляйтесь по антикварному торговому центру в воскресенье днем, и вы услышите, как покупатели «ох-и-а-а-а» мебель викторианского и ампирного периода восклицают: «Посмотрите на эту ручную резьбу! Разве это не Би-Ю-Ти-Фулл? ? ”

    Современное непонимание «ручной резьбы» кажется более или менее универсальным. Недавно я выполнил поиск на eBay по фразе «буфет ручной работы», и он дал 20 результатов. Только один из предложенных предметов был на самом деле вырезан вручную; остальные девятнадцать были вырезаны на машине.Как отличить? Для любознательных я предлагаю следующий учебник о том, как отличить ручную резьбу от машинной.

    Я обнаружил, что эффективный способ проанализировать и датировать любой антиквариат – это сравнить подсказки, предлагаемые произведением, с хронологией истории и технологий.

    Если мы немного знаем о результатах, которых можно достичь с помощью различных материалов и техник, и когда эти материалы и методы использовались (я называю это «технологическими маркерами»), то датировать изделие довольно легко.Знание того, как «резьба» достигается на мебели, может помочь энтузиастам антиквариата более точно датировать свои находки и избежать переплаты за то, что продается как мебель «ручной работы». И наоборот, знающие сборщики смогут определить настоящую ручную резьбу и подобрать хорошие покупки у менее осведомленных продавцов.

    Давайте начнем наше путешествие, проследив хронологию истории и технологий примерно с середины восемнадцатого века, когда английская мебель переживала период своего расцвета с выпуском каталога Томаса Чиппендейла.Во времена Чиппендейла мебель изготавливалась вручную. Машины, конечно, были (на ум приходят токарные), но для массового производства машины не использовались. Изготовление мебели было коллективным усилием, но целью была эффективность. В конце концов, даже в восемнадцатом веке магазин должен был приносить прибыль.

    Оперативность требовала специализации. Если один человек преуспел в изготовлении ящиков, это была его работа: он делал все ящики для всего. Возможно, он не был тем человеком, который вырезал когтистые лапы или делал перила для стульев; это были разные специальности.Иногда в мастерской по изготовлению стульев один мужчина делал передние носилки, а другой – перила для гребня. Но в любом данном наборе стульев все поручни будут сделаны одним и тем же рабочим и будут выглядеть как подобранный набор. Если вы смотрите на набор из 8 антикварных стульев, и один, кажется, не совсем соответствует другим, не позволяйте продавцу говорить вам, что «это кресло сделал другой работник в том же магазине». Не произошло; вы смотрите не на согласованный набор, а скорее на «исправленный» набор.

    Ключевым элементом мебели ручной работы является стремительное и непринужденное мастерство. В ручной работе есть несоответствия; то, что сегодня можно назвать «проблемами контроля качества». Но в восемнадцатом веке такие несоответствия были нормой. Шпиндели стульев могли немного отличаться по диаметру; резьба могла не совпадать с зеркалом на обеих сторонах шкафа, и могли быть различия в контурах резного орнамента.Не было предпринято никаких попыток достичь совершенства; скорее, целью была функциональность и красота. Когда Его Светлость принял доставку своей новой мебели, он не ожидал, что она будет производиться серийно, потому что никогда ее не видел.

    Ключ к идентификации настоящего ручного рисунка – поиск этих несоответствий.

    Посмотрите на резные фигурки вблизи и издали. Точно ли резьба на правой стороне шкафа совпадает с левой? Если так, то это не ручная резьба, потому что ручная резьба будет иметь несоответствия.Резной лист мог быть сформирован по-разному с каждой стороны или немного приподнят. Не просто смотрите; потрите рукой орнамент. Чувствуется ли это одинаково с обеих сторон? Посмотрите на резьбу в увеличительное стекло: вы видите следы инструментов? Следы инструмента совпадают по всей детали или есть небольшие различия? Помните, что вариации – это ключ к идентификации ручной работы.

    Девятнадцатый век положил начало промышленной революции. Производители мебели – как и любая другая отрасль – приветствовали эпоху машинного оборудования и связанное с ним повышение производительности.Рост фабричного производства привел к появлению рабочих мест и появлению у населения средств для покупки новых произведенных товаров. Необходимо было обставить дома среднего класса, а небольшие мебельные магазины привели к появлению крупных, хорошо оборудованных мебельных фабрик, которые производили мебель по умеренным ценам.

    Из всех машин, которые произвели революцию в производстве мебели, два, в частности, оказали значительное влияние: высекальный станок для стали (около 1870 г.) и резьбовой шпиндель (около 1817 г., с изменениями в течение следующих 100 лет).Такие станки вырезают резьбу в древесине, которую затем необходимо «очистить» от стружки и т. Д.

    Ранние мастера по резьбе по шпинделю прикрепляли якорь к полу или верстаку, и рабочий перемещал древесину вокруг резца для создания рисунка. Позже резные станки закрепляли дерево, а резной станок перемещался по дереву, создавая узор. Некоторые из этих машин были довольно сложными: King Manufacturing из Гранд-Рапидс, штат Мичиган, использовала машину, которая могла разрезать шесть одинаковых панелей одновременно.К началу 20-го века такие станки, как резчик Зальстрёма, занимали целые цеха фабрики своей способностью резьбы. Производители машинного оборудования (например, Иордания, Англия) заявляли о 60-процентной экономии затрат на рабочую силу. Со временем выяснилось, что фактическая экономия приближается к 35%.

    В конце 18 века резчики по веретену использовались для создания украшений, которые можно было купить оптом и просто наклеить на поверхность, чтобы создать впечатление резьбы.Производители могут взять простую плоскую мебельную панель и украсить ее множеством различных способов, чтобы создать множество стилей мебели.

    Высекательные прессы состояли из стальных пластин с нанесенным на них рисунком. Конструкция штампа имела очень острые режущие кромки, и когда штамп давил на деревянную панель давлением пара, штамп срезал древесину, создавая желаемый дизайн.Самый узнаваемый дизайн высечки сегодня можно найти в так называемых «откидных» стульях, обычно сделанных из дуба, которые дополняют обеденный гарнитур.

    Доступность дешевых украшений и более низкие затраты на рабочую силу привели к чрезмерно украшенному виду викторианской мебели. Легко было «придумать» изделие с помощью небольшого количества клея и готовых украшений. Производители могли производить мебель, которая на первый взгляд напоминала творения ручной работы, которые милорд и миледи хранили в своем особняке.Такая мебель была предметом гордости стремительно подвижного среднего класса.

    Вот важность всего этого для сегодняшнего покупателя антикварной мебели: королева Виктория начала свое правление в 1837 году, задолго до начала промышленной революции и примерно через 20 лет после изобретения резчика по шпинделю.

    Вам может понравится

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *