Техника резьбы по дереву: Техника резьбы по дереву – рельефная и скульптурная

Техника резьбы по дереву – рельефная и скульптурная

Главная / Резьба по дереву / Техника резьбы

Основными видами резьбы по дереву являются рельефная и скульптурная резьбa. Рельефная резьба предполагает, что вид на нее открывается только с одной стороны, и поэтому почти всегда выполняется на плоской доске или на относительно нетолстой заготовке. Толщина древесины и то, насколько выбран фон, определяется высокорельефную и плоскорельефную резьбу.

Эта техника используется для украшения мебели и настенных панелей, а также для создания «нефункциональных» произведений искусства. Скульптурная резьба полностью трехмерна и предназначена для обзора со всех сторон. Она дает возможность полного самовыражения и, пожалуй, более всего испытывает мастерство резчика, поскольку требует хорошо развитого или интуитивного чувства формы.

Как при рельефной, так и при скульптурной резьбе техника работы одна и та же. Резьба по дереву использует естественные качества человека. Координация руки и глаза, умение найти точное место в работе материалу и текстуре и чувство пропорции, естественности линии – все это вносит свой вклад в качество резного произведения.

Правильная работа инструментом является первым шагом в этом направлении. Работа стамесками для резьбы зависит от вида и размера изделия, твердости древесины и типа резания.

1 Захватите полотно и кулак для глубокого реза2 Для неглубокого резания полотно держите указательным и большим пальцами3 Полностью контролируйте лезвие

Ручное резание

При ручном резании инструмент держится двумя руками. В общем-то, ручку инструмента держат в той руке, которой пользуются при письме. Однако следует научиться работать обеими руками, так как часто проще перехватить инструмент, чем переставлять заготовку.

Предположим, вы правша возьмите ручку в правую руку так, чтобы указательный палец лежал или был на одной линии с полотном. Конец ручки автоматически ляжет в середину ладони, что будет обеспечивать хорошую управляемость инструмента. Левая рука лежит на древесине и используется для сдерживания толкающего усилия правой руки. Она также помогает направлять лезвие. Сила сопротивления лезвию будет определяться скорость резания. Для глубокого разрезания указательный палец правой руки положите на конец полотна у ручки, а само полотно зажмите в кулак левой руки (1).

Для более мелких прорезов, полотно держите между указательным и большим пальцами левой руки, расположив кисть сверху или снизу (2). При вертикальном резании держите ручку зажатой в кулаке с большим пальцем на верхнем конце ручки. Управляйте лезвием с помощью большого и указательного пальцем левой кисти, ребро которой твердо опирается на поверхность изделия (3).

Работа киянкой

При использовании киянки стамеску держат левой рукой (если вы правша), а правая рука работает киянкой.

Обхватите нижние две трети ручки так, чтобы передняя сторона полотна и передняя часть кулака лежали в одной плоскости (4). В этом положении можно менять угол резания поворотом кисти, не перехватывая инструмент. Удары киянкой должны быть кроткими и резкими.

По мере приобретения опыта вы будете чувствовать правильный угол направления режущей кромки и силу ударов киянкой, необходимую для эффективной работы.

4 Возьмите в кулак нижнюю часть ручки

5 Диагональный прорез6 Меняйте направление резания в соответствии с расположением волокон

Учет направления волокон

Резьба по дереву отличается от других видов деревообработки тем, что производится в основном поперек волокон, особенно при срезании круглой стамеской лишнего материала при грубой подговке заготовки. При условии, что инструмент заточен до остроты бритвы, вполне возможно чисто и уверенно резать древесину, и даже относительно глубокий рез не врежется и материал бесконтрольно, как случается при резании вдоль волокон.

Неизбежно в каких-то местах приходится работать под разными углами. Изучите волокна и действуйте в том направлении, в котором древесина наименее всего подвержена смятию или разрыву. Лучшим индикатором в таких случаях является качество прореза. Диагональный прорез будет иметь одну сторону гладкую, а вторую более шероховатую – там, где резание осуществлялось против волокон (5).

В тех местах, где волокна направлены под углом к поверхности, гладкость или шероховатость получившегося углубления будет зависеть от направления резании (6). Неравномерно или беспорядочно направленные волокна обрабатывать трудно. Делайте неглубокие резы, чтобы максимально снизить вероятность разрыва древесины, а инструменты должны быть остро отточены.

Выполнение эскизов

Большинство изделий резьбы по дереву носят предметно-изобразительный характер, хотя часто стилизованы, а не натуральны. Однако, если имеется намерение сделать работу близкой к оригиналу, ее следует хорошо продумать – даже стилизованное изображение должно выглядеть «правильно».

Умение понять, как будет выглядеть изделие, требует определенной практики и лучше всего достигается с помощью эскизов. Они должны стать не самоцелью, но помогать увидеть, как поверхности, текстура и формы сочетаются между собой и окружающей средой.

Зная это, будет легче представить, как должно выглядеть изделие, когда надо будет приступать непосредственно к резьбе. Кроме того, делая множество эскизов, вы разовьете навыки рисования и черчения, которые являются ocновополагающими в первую очередь для разметки изделия.

Техника выполнения геометрической резьбы

Категория: Резьба по дереву


Техника выполнения геометрической резьбы

Многие элементы геометрической резьбы необходимо резать в разных направлениях, поэтому во Ремя работы приходится постоянно вращать загонку, чтобы избежать скола. Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке или на специальном приспособлении. Основной инструмент для геометрической резьбы — нож-косяк, нож-резак.

Орнаментальные полосы на прямолинейном или дугообразном отрезке в декоре, розетке и других элементах приходится выполнять вдоль, поперек или по наклонной к направлению волокон. Поэтому необходимо учитывать, какой при этом используется материал.

Техника резьбы двугранной выемки. На мягких породах древесины мелкие двугранные выемки выполняются так: – носок косяка ставят на начало размеченной линии, наклонив в левую или правую сторону, и с нажимом, движением на себя прорезают линию на нужную глубину; – угол наклона должен быть постоянным — в пределах 30-40°. Прорезав одну грань выемки, косяк наклоняют в противоположную сторону и режут вторую грань так, чтобы место их встречи проходило на одной глубине параллельно вершинам; – грани выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легко прорезают в направлении слоев, а выемки вдоль и поперек волокон режутся вообще без затруднений; – резьбу следующей выемки всегда начинают от уже вырезанной грани; если же резать ее с противоположной стороны навстречу к вырезанной выемке» происходит скол.

Рис. 1. Резьба двугранной выемки на твердых породах

Для получения двугранной выемки на твердых °Родах дерева или в рисунке с крупными элемен-ами> требующими большой глубины резьбы, при-еняют следующий прием.

2. Затем последовательно прорезают боковые грани за несколько движений — линия в линию косяк держат с одинаковым углом наклона.

При резьбе крупного элемента двугранные выемки можно выполнять и прямыми стамесками, немного меньшими по ширине, чем длина выемки. В этом случае косяком сначала прорезают линии, ограничивающие длину выемки и среднюю линию на необходимую глубину, а затем стамеской выбирают обе грани от линии разметки (вершины грани).

Если грани получились шероховатыми, их зачищают широким косяком, срезая тонкую стружку с учетом направления волокон.

Рис. 2. Резьба трехгранной выемки

При резьбе трехгранных выемок сначала осваивают резьбу наиболее простых трехгранных выемок — равносторонних треугольников с углублениями в центре, более сложные — равнобедренные треугольники с углублениями у основания (вытянутые лучи, «сияния»), а также с углублениями в вершине (уголки) требуют некоторого навыка.

1. Перед началом резьбы определяют положение _0ра на заготовке по отношению к строению волокон чтобы решить, в каком направлении резать ани. резьбу начинают с вертикальных надрезов по средним линиям, делящим углы треугольников пополам из центра (рис. 354).

Рис. 3. Резьба розетки

2. Носок косяка с нажимом вводят на полную глубину, а пятку косяка подводят к одной из вершин треугольника. Сделав надрезы по средним линиям, срезают боковые грани треугольников по направлению слоя древесины.

3. Боковые грани срезают за один или несколько приемов, обязательно грань в грань, косяк держат наклонно. Если орнамент очень крупный, сначала прорезают средние линии стамесками-уголками, а затем срезают грани широким косяком или прямой стамеской.

4. При выполнении трехгранных выемок небольшого размера на мягких породах древесины можно обходиться без надреза средних линий. В этом случае косяк держат наклонно (под углом 30-40°) ц сначала надрезают основания треугольников; если они находятся на одной линии — прямой полосе орнамента или окружности розетки, боковые грани срезают так же, как и в первом случае.

Резьба четырехгранных выемок. Квадрат, прямоугольник, ромб с пирамидальными углублениями четырех граней называется четырехгранной выемкой. Все четыре грани этих фигур представляют собой углубления в виде различных треугольников. Грани четырехгранных выемок тоже неизбежно расположены вдоль, поперек и под углом к направлению волокон.

Техника резьбы четырехгранной выемки аналогична технике резьбы трехгранной выемки. Эти же приемы работы можно использовать в резьбе квадратов, ромбов, прямоугольников и других многоугольников произвольных очертаний.

Резьба розетки с «сиянием». Равнобедренные треугольники в виде лучей, вписанные в окружность, деленную на 6,8,10 и более частей, образуют красивые розетки. Резьба розеток выполняется так: учитывая направление волокон, сначала прорезают косяком основания каждого равнобедренного треугольника по всей длине окружности розетки, вращая заготовку, а затем режут грани лучей так же, как трехгранные выемки.

При резьбе розетки пятка косяка должна доходить до ее центра, не врезаясь в глубину,— только в этом случае вершины лучей розетки получатся без сколов. Необходим особенно острый косяк, так как несколько лучей розетки обязательно расположатся против направления волокон и грани могут получаться шероховатыми.



Резьба по дереву – Техника выполнения геометрической резьбы

10 лучших советов и рекомендаций по резьбе по дереву

10 лучших советов и подсказок по резьбе по дереву


СОВЕТЫ ПО РЕЗЬБЕ ПО ДЕРЕВОУ, КОТОРЫЕ ОБЛЕГЧАТ ВАШУ РЕЗЬБУ

Резьба по дереву — это полезное творческое ремесло, которое, конечно, не требует большого количества оборудования, если только вы не любите собирать инструменты. Все, что вам нужно, это кусок дерева и разделочный нож, чтобы начать. Если вы когда-либо хотели научиться резьбе по дереву или являетесь опытным резчиком по дереву, ниже приведены 10 основных советов по резьбе по дереву для любого уровня, которые вы можете сохранить в закладки.

Приведенные ниже советы подготовлены командой журнала Woodcarving Illustrated. Эта ежеквартальная публикация для подписчиков и читателей газетных киосков включает в себя статьи об инновационных резчиках, пошаговые проекты с выдвижными шаблонами, вдохновляющие галереи и методы, представленные вам опытными резчиками, а также обзоры новейших и наиболее полезных инструментов. Кликните сюда, чтобы узнать больше!

Независимо от того, являетесь ли вы новичком в резьбе по дереву или занимаетесь изготовлением щепок на протяжении десятилетий, журнал Woodcarving Illustrated Magazine — это обязательное руководство, которое поможет вам извлечь максимальную пользу из своего времени резьбы. Каждый выпуск наполнен проектами, инструкциями, фотографиями, обзорами инструментов, советами и приемами.

Подписка

10 Советы и рекомендации по резьбе по дереву

1. Научитесь затачивать.


Даже если вы планируете механическую резьбу, вы должны, по крайней мере, закрепить выемки возвратно-поступательного инструмента, долота и V-образные инструменты. Даже одноразовые лезвия, такие как лезвия X-Acto или Warren, режут лучше, если их срезать. (Источник: Боб Дункан, технический редактор журнала Woodcarving Illustrated Magazine)

2. Знайте расположение острой кромки.


Знайте расположение острой кромки (или вращающегося наконечника) и куда она может попасть. Мало того, что вы не хотите, чтобы какая-либо из ваших (или чьих-либо) частей тела находилась рядом с ними, это знание улучшит вашу резьбу. Если вы всегда знаете расположение режущей кромки инструмента, особенно кончика, вы будете делать более обдуманные надрезы, и ваша резьба получится лучше. (Источник: Флойд Рэдиган, резчик года по дереву журнала Woodcarving Illustrated, 2016 г.)

8. Выровняйте глаза.


Если вы правша, сначала завершите вырез правого глаза — левого глаза, если смотреть на него. Таким образом, вы сможете увидеть глаз, соответствующий ему, когда вырезаете левый глаз. Обратный порядок, если вы левша. (S Источник: Гарольд Энлоу, Рабочая тетрадь по вырезанию граней)

9.

Сначала сделайте самый большой срез.

При вырезании стружки, как правило, сначала вырезают самую большую стружку. Сделайте первый разрез на новом чипе в стороне от последнего сделанного (на предыдущем чипе). (Источник: Уэйн Бартон, Woodcarving Illustrated Woodcarver of the Year, 2005 г., WCI 66, весна 2014 г.)

10. Правильно держите электроинструмент.


Держите небольшие предметы в руке во время силовой резьбы. Нормальное дыхание заставляет руки самостоятельно бесконтрольно двигаться. Держите резчик так же, как карандаш, и вытяните палец одной руки, чтобы коснуться другой. Теперь, когда одна рука движется, другая движется вместе с ней для координированного управления. (Источник: Kenny Vermillion, Power Carving Manual)

Новые книги по резьбе по дереву

Подарочное издание Little Book of Whittling идеально подходит для путешествий или хранения чулок! Внутри книги вы найдете 18 проектов, включая ножи, вилки, птиц, животных, деревья и цветы. В главах подробно описываются правильные инструменты и материалы для строгания, в том числе лучшая древесина для резьбы, и как начинать проекты, выбирая и безопасно заточивая лучший нож для каждого проекта.

«Техники отделки для мастеров по дереву» знакомит вас со всеми основами рисования и окрашивания любой резьбы по дереву, пирографии или тыквы. Примеры проектов в книге демонстрируют определенные методы, такие как нанесение винтажной отделки на рыбу, вырезанную из стружки; создание реалистичных оттенков кожи на верхушке тростника из древесного спирта; усиление кельтского дракона-узла интересным эффектом камня; и более. Как только вы освоите эти художественные приемы, вы сможете смешивать и сочетать их в любом проекте.

Получите эксклюзивные предложения по электронной почте и скидку 15% на первый заказ книги!

Информационный бюллетень Подписаться

Об авторе

Роберт Триплетт занимается резьбой большую часть своей жизни. Он уволился из армии США после двадцати пяти лет службы, а затем работал инженером по технике безопасности на электростанциях. Роберт родился и вырос в округе Бедфорд, штат Пенсильвания, живет в Хаммелстауне, штат Пенсильвания,

.

приемов резьбы по дереву для начинающих — BeaverCraft Tools

Техника резьбы по дереву для начинающих – Инструменты BeaverCraft

Дом