Топиарий – дерево счастья. История возникновения
Это вид рукоделия необычайно популярен в наши дни. Хотя до недавнего времени он был уделом исключительно профессионалов. А именно -садовников. Вы наверное догадались, что речь пойдет о топиарии – искусстве создания декоративных деревьев. Причем, декоративных как в прямом, так ив переносном смысле. Ведь, начав с причудливого дизайна кроны, мастера топиария пошли дальше и создали уникальный предмет дизайна, который приходится по вкусу даже тем, кто не любит возиться с совком и лейкой.Но вернемся к истокам…. Топиарии (топиарий, топиари) – изначально был видом садово-паркового искусства, которое заключалось в декоративной стрижке деревьев и кустарников.
Традиция фигурной стрижки деревьев и кустарников берёт свое начало в садах Римской империи. В “Естественной истории” Плиния Старшего описываются топиарии в римских двориках и садах, причем заслуга создания первого аккуратно подстриженного деревца приписывается придворному Цезаря по имени Калвена. Однако саму идею стрижки деревьев, как полагают современные историки, римляне позаимствовали из Египта и стран Ближней Азии (вспомним знаменитые “висячие сады” Семирамиды).
Топиарии понравились и быстро получили распространение в атриумах римских вилл. Садовники, ответственные за парковые ландшафты и скульптуры (их называли topiaries) при помощи топиариев создавали причудливые зеленые статуи – в виде разнообразных геометрических форм, фигур животных и пр.
С расширением Римской империи традиции фигурной стрижки деревьев – топиарии – распространились по всей Европе. В средние века с упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиария, казалось бы, пришло в упадок. Но неожиданно новое развитие ему дала .. церковь. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв и медитаций, сохранили и даже усовершенствовали искусство создания садов и цветников. Почти тысячу лет топиарное искусство было сокрыто за монастырскими стенами.
Так было до наступления эпохи Ренессанса. .. Расцвет всех видов искусств, обращение к античным каннам возродили и искусство создания классических садов в так называемом формальном стиле. Топиарное искусство тоже пережило настоящее возрождение. Способствовало тому и изменение архитектурного стиля. Отныне особняки, дворцы и поместья перестали походить на крепости и бастионы, их строительство приобрело совсем иное значение – создание домашнего очага, зачастую излишне яркого и напыщенного. В моду вошла показная роскошь, в том числе – и в садовом убранстве.
Изощрённые садовые дизайны того времени стремились воплотить в растениях орнаменты домашних гобеленов, ковров, гравюр и лепнин, стали появляться сады, в которых растения были выполнены в форме куба, шара, пирамиды, модели деревьев, формы изображающие людей, животных и другие объекты. Топиарии широко использовались для создания длинных прогулочных аллей и популярных в то время лабиринтов, в качестве солитёров, а также в виде бесконечных живых изгородей разной высоты, окаймлявших цветники и декоративные огороды.
Образцы таких садов с топиариями отлично сохранились и до сих пор поддерживаются в первозданном виде (например, Версаль и его многочисленные имитации, сады дворца Хэмптон Корт в Англии и другие) .
Позднее топиарное искусство распространилось в Голландии, и оттуда мода на топиарии с 1660 года пришла в Англию, где получила мощное развитие. Семнадцатый век по праву считается пиком популярности топиариев. В те годы они появились и в России, в убранстве дворцов и садов пригородов Петербурга – Петергофа, Ораниенбаума, Царского села…
Однако, постепенно в моду вошли так называемые естественные ландшафты, и топиарии были практически преданы забвению. Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к ним в XIX веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так постепенно родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.
В конце XX века мода на топиарное искусство вернулось: снова стало модным украшать парки и сады изящной или причудливой формы деревьями и кустарниками, сооружать скульптуры из живых цветов. А поскольку мастеров такой скульптуры теперь называют флористами, идея фигурно подстригать растения распространилась и на те их них, что выращивали в горшках. Так топиарий из садово-паркового объекта стали предметом дизайна интерьеров.
Современные топиариии – их еще называют “Европейским деревом” и “Деревом счастья” – формой очень походят на своих римских предков, а вот изготовлены могут быть из чего угодно? из натуральных материалов (веток, орехов, шишек, листьев, сизаля, соломы) высушенных пряностей, зерен кофе и орехов, из конфет, искусственных цветов и плодов, из ткани, шнуров, лент и пряжи, из бумаги, салфеток, полиэтилена, пластика и даже из мусора. Яркость и оригинальность достигается не только за счет формы (форма круга сама по себе очень интересна), но и за счет использования в композиции множества сочетаний цветов и применения материалов разной фактуры, изогнутого стволика.
Это способ для современных мастериц выразить себя и порадовать близких. Ведь топиарий сейчас – самый стильный и модный подарок.
Источник
История Топиарного Искусства [Кустарниковой Скульптуры]
Главная » Ландшафтный дизайн
Ландшафтный дизайнНа чтение 3 мин
Топиарное искусство представляет собой процесс изменения естественной формы растений, придания им фантастических или геометрических форм посредством стрижки или формовки. Топиарное искусство является неотъемлемым элементом ландшафтного дизайна. Пробежимся немного по истории возникновения топиарного искусства.
Содержание
- Зарождение и развитие топиарного искусства
- Философия топиарного искусства в Японии
- Топиарное искусство в современном мире
Свое развитие топиарное искусство получило в Древнем Риме, где появились мастера, владеющие данной техникой. Таких мастеров называли «топиарии». Считалось, что используя топиар в своих садах, можно подчеркнуть свою власть и богатство.
В период средневековья интерес к топиарному искусству исчез, но в период итальянского возрождения он возобновился с новой силой. Своего максимального расцвета топиарное искусство достигло в эпоху барокко. Сформировался французский парковый стиль, для которого характерны сложные композиции.
Кроме того, известно, что в Китае процесс формирования кроны деревьев был превращен в искусство 2000 лет назад. Топиарное искусство было перенято японцами и получило последующее развитие. Деятельность японских мастеров сконцентрировалась на создании миниатюрных деревьев.
В России свое распространение топиарное искусство получило при Петре I. Немного позднее появился особый вид техники, «новый топиарий», при которой для стрижки используют металлический каркас.
Статья в тему: 10 знаменитых и красивых топиарных садов
Философия топиарного искусства в Японии
Примечательно, что в отличие от европейских традиций, где мастера работают непосредственно с выросшим деревом, в восточных традициях принято формировать нужную крону уже с момента появления ростка.
Выращивание миниатюрных деревьев – это японская философия, в основе которой лежат 8 композиций:
- Тёкан – крона дерева формируется вокруг единственного и прямого ствола.
- Сякан – рост дерева организуется под углом к земле. Такие деревья зачастую используют возле водоемов.
- Сокан – начиная от земли, ствол раздваивается на два ствола, которые могут образовывать одну крону.
- Кэнгай – деревце растет таким образом, что вершина направлена вниз, ниже основания ствола.
- Котобуки – очертания дерева, а именно его ветви, образуют иероглиф счастья. Такое дерево высаживают в качестве оберега.
- Монкабури – нижняя ветвь дерева располагается горизонтально над землей. Само же дерево высаживают на входе в сад.
- Киотская форма – дерево, растущее на пеньке криптомерии.
- Моёги – ствол дерева извивается подобно змее.
В топиарном искусстве в Японии сформировались две техники: «бонсаи» и «ниваки». Суть данного вида искусства в том, чтобы продемонстрировать совершенство взрослого дерева в миниатюре. В отличие от бонсаи дерево в соответствии с ниваки – высаживается и растет на открытом пространстве, а не в специальном контейнере.
Топиарное искусство в современном мире
Специалистами ландшафтного дизайна в сфере топиарного искусства были сформулированы некоторые принципы. Например, объектом работы должно быть растение не младше 5 лет, кроме того, в условиях российского климата нежелательно создавать вертикальные стены в живых изгородях, так как солнечный свет не будет попадать на нижние ярусы. Для создания топиаров используют такие неприхотливые растения, как ель, западная туя, тис, бирючина.
Выдающиеся произведения топиарного искусства сконцентрированы в специальных парках топиарного искусства.
В России единственный в своем роде парк топиарного искусства располагается в Республике Хакасия в городе Абакан и представляет собой одну из главных достопримечательностей города.
Конечно, история топиарного искусства в каждой стране имеет свои особенности, и в современном мире многие формы и традиции сильно изменены, однако кустарниковые скульптуры всегда будут в тренде.
шедевры садового искусства
блестящих кустов: история топиариев и где их найти
Кажется, что величественные пейзажи неполны без уникальной растительности, украшающей окружающие земли. Нетрадиционная категория садоводства, известная как топиарии, прославилась за тысячи лет своим замысловатым и часто грандиозным художественным стилем.
Стрижка из кролика в Бангкоке. Артур Чепмен. CC BY-NC-SA 2.0.
Происхождение топиарияТочный год изобретения топиария до сих пор неизвестен, но принято считать, что это началось примерно в первом веке с греками. Считалось, что топиарий, искусство обрезки растений в декоративные формы, очень дополнял сложную форму греческой архитектуры, поэтому топиарий нашел хорошую основу в греческой культуре. Радость топиари в конечном итоге распространилась на близлежащие страны, а римский император Цезарь Август стал следующим известным лицом, принявшим участие в этом искусстве. Распространение французских монастырей позже помогло распространить топиарии по всей Европе.
По прошествии сотен лет многие другие народы вплели топиарии в основу своих декоративных ландшафтов. Само искусство также стало невероятно точным и сложным. Французы в основном создавали более крупные и менее замысловатые узоры для оформления своих садов, в то время как голландцы использовали математику для освоения мелко вырезанных узоров.
За последние несколько сотен лет интерес к топиарию ослаб, но любовь к этому искусству никогда не исчезала. В 1800-х годах введение новых растений через торговлю с Азией вызвало взрыв интереса к фигурным стрижкам, но затем этот интерес снова угас после Первой мировой войны.
Два верхних топиарияСад топиариев Левенс Холл. Дженни Макнесс. CC BY-NC 2.0.
Как любителям стрижки, так и невежественным путешественникам сад подстриженных фигурок Левенс Холл гарантирует момент благоговения. Этот сад, расположенный в Озерном крае на северо-западе Англии, является старейшим садом с фигурными стрижками в мире; некоторым произведениям более 300 лет. Он был основан садовником короля Якова II и изначально имел более простую планировку, но примерно через столетие после его постройки претерпел довольно кардинальные изменения. Когда интерес к топиарию пережил один из многочисленных спадов, в начале 1800-х годов сад был перепроектирован, чтобы отобразить викторианские формы.
Сады Маркессака. Энди Лоусон. СС ПО 2.0.
Французы известны своей стрижкой живых изгородей, но в садах Маркессака этот стиль получил огромное развитие. Сад расположен на берегу реки Дордонь, что создает невероятный вид на бескрайнюю сельскую местность, если смотреть с возвышенностей сада. Живые изгороди демонстрируют традиционный стиль обрезки коробок, но из-за закручивающегося узора они кажутся сплетенными вместе. Мастерски однородный дизайн создает иллюзию бесконечного моря живой изгороди; эта работа приписывается ученику Андре Ле Нотра, спроектировавшему сады Версаля.
Несмотря на то, что многие ведущие художники упускают из виду форму топиария, ее не следует недооценивать. За бесчисленные годы топиарий стал сложной основой для ландшафта и архитектуры. Он вошел в культуру всего мира, позволив художникам выразить свое безграничное воображение.
Элла Нгуен
Элла учится в бакалавриате колледжа Вассар, изучает латиноамериканские исследования. Она хочет помочь в области иммиграционного права и надеется использовать испанский язык в своих будущих проектах. В свободное время она любит готовить, писать стихи и изучать косметику.
В мире и путешествиях Теги топиарий, пейзаж, греческий, архитектура, Римская империя, культура, Англия, Левенс-холл, викторианский, французский, Marqueyssac
Топиарий: древнее искусство превращения природы в кубы, пирамиды и павлинов
Кристофер Стокс прослеживает историю топиариев от их древних истоков до наших дней.
Мы не знаем, кто первым посмотрел на куст и подумал: «Из него получился бы хороший кролик».
На протяжении веков любовь к топиариям приходила и уходила, иногда достигая чрезмерного энтузиазма, прежде чем наступила реакция. Примерно в 100 году нашей эры Плиний Младший описал сад своей загородной виллы недалеко от Остии в Италии как имеющий «склон, украшенный фигурами животных в ящиках» и лужайку, «окруженную вечнозелеными растениями, имеющими различные формы». Есть свидетельства топиариев в нескольких римских поселениях в Британии (наиболее известный во дворце Фишборн недалеко от Чичестера в Западном Сассексе), но, когда завоеватели ушли в пятом веке, они взяли с собой свои ножницы, и британские кусты, должно быть, были очень лохматыми для следующие несколько столетий.
Топиарий «Боевые петухи» в Грейт-Дикстере, Нортиам, Восточный Сассекс, 1927 год. Владелец Натаниэль Ллойд очень интересовался топиариями и написал книгу на эту тему. Он поручил сэру Эдвину Лютиенсу разбить сады, а также поработать над домом в 1910–1912 годах. Кристофер Ллойд, бывший писатель-садовод Country Life и сын Натаниэля, продолжил жить в Грейт-Дикстере. (Фото: English Heritage/Heritage Images/Getty Images)
Англосаксы и викинги были, пожалуй, больше известны своими изнасилованиями и грабежами, чем интересом к садоводству, но после 1066 года ситуация снова начала улучшаться. вновь представили несколько простых топиариев, возможно, вдохновленных исламскими садами, с которыми они столкнулись на Сицилии. Небольшие огороженные участки, развившиеся в безопасности замковых дворов и монастырских клуатров — так называемые
Дополнительный штрих изысканности появился в конце 1300-х годов, когда возникла новая форма топиария, известная как эстрада. Кустарникам, таким как розмарин, придавали стандартные формы, поддерживаемые железной арматурой, увенчанной двумя или тремя горизонтальными обручами уменьшающегося размера, как ботанический свадебный торт, вокруг которого были обвиты ветви растения.
Фигурная стрижка и настоящий павлин рядом с оранжереей в саду замка Уорик.
Эстрада, безусловно, созрела для возрождения, но сегодняшний топиарий на самом деле происходит от двух великих традиций, ни одна из них (к сожалению) не британская. Первый начался в 1400-х годах в эпоху итальянского Возрождения, как объясняет Кэролайн Фоули в своем обширном обзоре Топиари, узлы и партеры (также от Pimpernel Press, 50 фунтов стерлингов). Необъятное богатство Медичи и им подобных было расточено на конкурсной демонстрации, и, хотя основными бенефициарами были искусство и архитектура, садоводство играло важную роль.
Сады виллы Куаракки за пределами Флоренции, завершенные примерно в 1460 году и приписываемые проекту архитектора-первопроходца Леона Баттиста Альберти, славятся буйством топиарных коробок, включая сферы, портики, храмы, вазы, урны, обезьяны, ослы. , быки, медведь, великаны, мужчины, женщины, воины, гарпия, философы, папы и кардиналы. Как только итальянские садовники наточили свои ножницы, их было уже не остановить, и вскоре их репертуар расширился до сложных геометрических партеров и тщательно подстриженных аллей из высоких изгородей или палисадов, часто располагавшихся над арками и увенчанных топиарными помпонами.
Майкл Хилл вырастил тисы из крошечных саженцев и за 35 лет создал более 100 самых красивых форм топиариев в Cressy Hall. ©Andrew Sydenham/Country Life
Второй большой расцвет топиариев пришелся на Францию, короли которой несколько раз вторгались в Италию в конце 15 века, и им понравилось то, что они увидели. Они начали импортировать итальянские стили, не говоря уже об итальянских садовниках, но постепенно развился исконный французский стиль, который отличался высокими подстриженными живыми изгородями, все более витиеватыми партерами и все более жесткими, симметричными планами. Французская традиция достигла своего апофеоза при Людовике XIV в обширных садах Версальского дворца площадью 4000 акров, которые содержали тысячи точно вырезанных топиарных эталонов в, казалось бы, бесконечном разнообразии абстрактных форм.
Ландшафтный архитектор 20-го века Сильвия Кроу выделила французский подход за его «безжалостное мастерство», и действительно есть что-то милитаристское в его повторяющейся строгости, которая резко контрастирует с более легким и юмористическим стилем Италии.В Британии, гораздо меньшей и более бедной стране, было меньше возможностей для создания классических садов в действительно грандиозных масштабах, но Тюдоры использовали топиарии, хотя и в образном стиле китча, который до сих пор преследует сады коттеджей. Генрих VIII нанял итальянских садовников для преобразования территории Хэмптон-Корта, и когда немецкий писатель Томас Платтер посетил его во время правления Елизаветы I, он увидел «всевозможные фигуры, мужчин и женщин, полулюдей-полулошадей, сирен, служащих… служанки с корзинами, французские лилии и изящные зубцы… все верные жизни и так искусно и забавно переплетенные, смешанные и сросшиеся, подстриженные и картинно расставленные, что равных им трудно было бы найти».
Топиарий с годами становился все более узловатым. Вильгельм III представил замысловатый голландский стиль и заказал знаменитый лабиринт Хэмптон-Корт примерно в 1700 году. Его придворные, такие как Уильям Блатуэйт и Джеймс Грэм, посадили обширные топиарии в своих загородных поместьях, Дирхэм-парке, Глостершире, и Левенс-холле, Камбрии и, хотя сады Блатуэйта давно исчезли, топиарий в Левенсе сохранился во всей своей комковатой, спиралевидной красоте, что делает его старейшим сохранившимся образцом в стране.
Лин Брунетти, которая имеет большой опыт в подстрижении кустов, подрезает тис на лужайке перед Уорнелл-холлом, используя бамбуковый каркас в качестве направляющей. ©Вэл Корбетт/Country Life Picture Library
Тем не менее, этот золотой век не мог продолжаться долго, и в начале 18 века ситуация повернулась против топиариев, когда Джозеф Аддисон предпринял резкую атаку в своем новом журнале The Spectator . «Наши британские садоводы, — писал он в 1712 году, — вместо того, чтобы чтить природу, любят как можно больше отклоняться от нее». Наши деревья растут конусами, глобусами и пирамидами. Мы видим следы ножниц на каждом растении и кусте. Что касается меня, то я предпочел бы смотреть на дерево во всей его роскоши и разбросанных ветвях, чем когда оно таким образом обрезано и обрезано в математическую фигуру». Наступила эпоха Способностей Брауна и ландшафтного садоводства.
После выступления Эддисона маятник моды качнулся то от топиариев, то обратно, в основном из-за наличия наличных денег, поскольку массивные топиарии трудоемки и дороги в обслуживании. Показательно, что первое крупное возрождение в конце 19 века возглавили плутократы, такие как Ротшильды, в их поместье Аскотт в Бакингемшире, за которым последовал славный эдвардианский закат, когда рабочая сила была в изобилии и дешевой, прежде чем ее поглотил Первый мир. Война. Только в годы бума 19В 90-х годах топиарии действительно вернулись в свои права, хотя в наши дни даже самые богатые владельцы не могут позволить себе сотни садовников, которые ухаживали за большими эдвардианскими садами.