Устройство и принцип работы расширительного бачка автомобиля: Почему выкидывает и выдавливает антифриз из расширительного бачка, выбивает через крышку и выбрасывает из радиатора, куда уходит антифриз из бачка

Содержание

Почему выкидывает и выдавливает антифриз из расширительного бачка, выбивает через крышку и выбрасывает из радиатора, куда уходит антифриз из бачка

Содержание
  • Принцип работы расширительного бачка
  • Как определить неполадки в системе охлаждения
  • Почему антифриз уходит из расширительного бачка
  • Способы устранения вытекания антифриза

Довольно часто автолюбители сталкиваются с утечкой жидкости из системы охлаждения двигателя. Такая неисправность не всегда очевидна и порой вызывает сложности при диагностике. В этой статье разберемся, почему выкидывает антифриз из расширительного бачка и из-за чего уровень жидкости может постоянно падать до критической отметки. Оказывается, проблема может заключаться как в незначительных неполадках, так и в серьезной неисправности силового агрегата. В любом случае она должна решаться оперативно.

Принцип работы расширительного бачка

Каждый легковой автомобиль оснащен охлаждающей системой, в которой находится до 10 л «охлаждайки» (антифриза либо тосола). В процессе эксплуатации жидкость нагревается. Колебания могут происходить в диапазоне от -40 °С (например, в северных регионах) до +100 °С. При такой разнице температур антифриз увеличивается в объеме на 5–10 %, поэтому и возникает необходимость в дополнительном резервуаре, который выполняет сразу несколько функций.

  • Расширительный бачок забирает излишки охлаждающей жидкости.
  • Охлаждающая система закрытая и работает под давлением. При поступлении жидкости в бачок воздушная прослойка сжимается, а давление увеличивается. Оно выдавливает пробку. Чтобы этого не происходило, сжатый воздух выгоняется через клапан.
  • Во время охлаждения жидкость перетекает из резервуара, а через клапан подается воздух извне. Это нужно, чтобы в патрубках не возникало разрежения (для предотвращения появления воздушной пробки).

Расширительный бачок – это пластиковая емкость с крышкой. Он может быть произвольной формы. На крышке есть перепускной клапан, благодаря которому и происходит выпуск и запуск воздуха или пара при закипании антифриза.

Как определить неполадки в системе охлаждения

Если антифриз вытекает из бачка – это явный признак какой-либо неисправности. Причем протечки могут быть как явными, так и скрытыми. Это может происходить следующим образом:

  • жидкость выбрасывает через пробку бачка. Тогда вокруг крышки и на стенках емкости будут видны потеки. При этом под машиной в сухую погоду легко заметить мокрое пятно;
  • протечки происходят в других местах. Им могут быть подвержены патрубки и соединения, помпа и основной радиатор;
  • протечки возникают в скрытых местах. Антифриз может течь из-за прохудившегося радиатора салонного отопителя или при прогорании прокладки под головкой цилиндров.

Явные протечки обнаружить достаточно легко. Кстати, если говорить о мокром пятне под автомобилем, то необходимо отметить, что оно не всегда совпадает с местом реальной протечки. Это происходит потому, что жидкость стекает по элементам защиты картера и подкапотного пространства от пыли.

Если самостоятельно определить протечку не удается, требуется глубокая диагностика, иногда и разборка системы. В некоторых случаях приходится искать проблему в салоне авто. Для этого нужно снять декоративные панели и проверить состояние радиатора. Загвоздка может быть в том, что охлаждающая жидкость, которая выплескивается через радиатор печки, капает на пол. Если на нем лежат коврики, то антифриз в них просто впитывается, и мокрые следы обнаружить невозможно. Но косвенным признаком протечки будет являться сладковатый запах и жирный налет на стеклах, который сложно оттирается.

Если проблема с протечкой антифриза произошла по вине прогоревшей прокладки ГБЦ, автовладелец может наблюдать густой белый дым из выпускного тракта. Причем это не зависит от режима работы мотора. Дело в том, что жидкость проникает в цилиндры и там испаряется при сжигании топлива, поэтому и выходит в виде тумана. Еще такую проблему можно заподозрить при появлении в расширительном бачке жижи темного цвета. Она образуется при смешивании антифриза с моторным маслом, которое попало в систему охлаждения.

Почему антифриз уходит из расширительного бачка


Наиболее распространенной причиной того, почему выбивает антифриз из расширительного бачка, является заклинивание или загрязнение перепускного клапана крышки. В этом случае сжатый давлением воздух не находит выход, и антифриз вышибает наружу через самое слабое место в конструкции. Обычно это резьба на пробке или стык патрубка. Случается и такое, что клапан крышки остается в открытом состоянии. Тогда система постоянно контактирует с атмосферой, что снижает минимальную температуру кипения жидкости, при этом в патрубках образуется больше пара. Он выходит через отверстие в пробке, а уровень антифриза постоянно, хоть и медленно, снижается. Основная сложность здесь в том, что утечек не видно.

Неполадки могут иметь и другие причины:

  • антифриз может вытекать через трещину в расширительном бачке, которая появилась из-за неисправности клапана крышки. Когда все соединения плотные, сжатый воздух не находит выхода и буквально разрывает емкость;
  • если неисправен сальник помпы (водяного насоса), жидкость будет вытекать наружу и попадать на шкив и ремень ГРМ и забрызгивать блок цилиндров;
  • течь может возникнуть в радиаторе охлаждения и печке из-за механического повреждения или коррозии;
  • прокладка между головкой и блоком цилиндров может прогорать при появлении микротрещин, в которые просачиваются газы. Со временем трещины расширяются и соединяют камеры с водяными и масляными каналами. При этом происходит смешивание технологических жидкостей, и они попадают в цилиндры.

Владелец авто может не догадываться о неполадках, но его должен смутить тот факт, что антифриз постоянно пропадает из расширительного бачка, а доливать его приходится практически каждый день. Но важно понимать, что если причина, к примеру, в пробое прокладки, то медлить не стоит. Без своевременной диагностики и ремонта двигатель может выйти из строя.

Способы устранения вытекания антифриза

Любой ремонт требует предварительной диагностики, поэтому, чтобы устранить проблему с вытекающим антифризом, нужно выявить причину, почему это происходит. Если все дело в шлангах, то обнаружить это и исправить не составит особого труда. Если проблема коснулась радиаторов, то здесь все несколько сложнее, так как трещины в трубках обычно очень маленькие и неприметные. К тому же на ходу они обдуваются воздушным потоком, поэтому найти следы протечки тяжело. Опытные автолюбители советуют залить в систему охлаждения антифриз c флуоресцентной добавкой, а после посветить на систему ультрафиолетовой лампой. В ее свете даже малейшие потеки будут видны.

Устранить неполадки можно следующими способами:

  • Если антифриз выливается из-за неисправности клапана пробки расширительного бачка, его следует прочистить. А если это не поможет, потребуется замена детали. Стоит она недорого.
  • Если проблема заключается в лопнувшем бачке, его также стоит заменить. Есть, конечно, возможность запаять емкость, но такой вариант не отличается надежностью.
  • Если протечка настигла шланги, их однозначно нужно поменять. Исключением может быть только трещина у самого торца. В таком случае патрубок можно просто подрезать.
  • Если прохудился сальник помпы, то на большинстве автомобилей он меняется вместе с водяным насосом.
  • Если причина вытекания в неисправности радиатореа, то обычно его можно отремонтировать. В сервисе должны проверить, чтобы трещины в сотах не стали результатом коррозии алюминиевого сплава.
  • Если была пробита прокладка ГБЦ, ее требуется незамедлительно заменить. Эксплуатировать авто с такой поломкой нельзя.

Если проблема произошла в пути, допускается долить в систему воду, чтобы доехать до ближайшего сервиса. Но это при условии, что не произошел прогар прокладки. В таком случае потребуется вызвать эвакуатор.


Ремонт расширительного бачка автомобиля, как работает расширительный бачок автомобиля, как склеить пластиковый расширительный бачок автомобиля. Как запаять трещину в расширительном баке. Как отремонтировать расширительный бак своими руками?

Как и любой ДВС, автомобильный мотор в ходе работы нагревается, поэтому необходимо постоянно охлаждать его. Для этого в конструкции автомобиля предусмотрена система охлаждения. По принципу действия они бывают двух типов: воздушные и жидкостные. Жидкостные получили наибольшее распространение, хотя они более сложны конструктивно. Воздушные системы при своей простоте гораздо больше склонны к перегреву.

Так как все моторы на сегодняшний день функционируют с жидкостным охлаждением, в двигательном отсеке любого автомобиля расположена небольшая пластиковая емкость с крышкой, которая предназначена для заливки антифриза. Ее называют расширительным бачком. У разных двигателей объем расширительного бачка варьируется в пределах 1.

5-8 литров. Об этом далее в статье. 

Содержание

  • Расширительный бачок автомобиля, где установлен, зачем нужен
  • Как работает расширительный бачок автомобиля
  • Расширительный бачок автомобиля: причины поломок пластикового расширительного бачка
  • Способы ликвидации трещин расширительных пластиковых бачков
  • Инструменты, приспособления, расходные материалы
  • Демонтаж расширительного бачка автомобиля (пошагово)
  • Как запаять трещину в пластиковом бачке (подробно)
  • Каким герметиком можно устранить течь в пластиковом бачке
  • Советы профи

Расширительный бачок автомобиля, где установлен, зачем нужен

Зачем нужен расширительный бак? Суть в том, что любые жидкости при нагревании увеличиваются в объеме. Таким образом, при нагревании воды до 100 градусов по Цельсию ее объем возрастёт на 4.5%, тосола и антифриза — до 6%. Чтобы ОЖ при нагревании не выплескивалась из системы, требуется расширительный бачок, который является своего рода компенсатором или буфером.

В прошлом веке под капотом не было расширительных бачков, так как в качестве ОЖ применялась обычная вода, а в роли компенсатора выступал верхний бак радиатора, который не доливался «под завязку». Когда появились охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля, то есть антифризы, у которых коэффициент объемного расширения больший, нежели у воды, появились дополнительные расширительные баки, чтобы не пришлось увеличивать радиатор.

Так, расширительный бак (далее РБ) предназначен, чтобы компенсировать объемное расширение ОЖ при увеличении ее температуры. Расположен РБ в двигательном отсеке так, чтобы уровень жидкости находился приблизительно на середине высоты бака. При этом жидкости в баке и радиаторе находятся на одном уровне. Так как РБ находится выше радиатора, роль заливной горловины отыгрывает крышка РБ.

Как работает расширительный бачок автомобиля

Состоит расширительный бак из крышки, полипропиленового корпуса и двух патрубков для подключения шлангов жидкостной системы. При помощи нижнего шланга устройство подсоединяется к охлаждающей магистрали, а верхний отводит из системы пары и воздушные пузыри. На современных моделях не редко монтируются поплавковые датчики уровня охлаждающей жидкости.

Для данной опции РБ сверху оборудуется еще одной горловиной, которая предназначена для монтажа датчика. На боковой стороне емкости находятся контрольные риски: от нижней min и до верхней max. В данном промежутке и должен находиться уровень ОЖ.

Чтобы понять, как работает устройство, рассмотрим температурные режимы функционирования современных двигателей. Как видите, моторы функционируют в условиях критических температур.

Температура мотораРабочая температураКратковременно
80-100 °C120-125 °C
Температура закипания жидкостей (при атмосферном давлении)антифриза120 °C
тосола105-110 °C
воды100 °C

Для поднятия планки допустимой температуры конструкторы увеличивают давление в ОЖ, за счет чего увеличивается температура ее закипания. Для этого систему герметично закрывают, и поддерживают в ней избыточное давление. Для различных моторов данная величина варьируется в пределах 0.1-0.5 бар.

Одновременно с этим недопустимо и существенное разрежение в свободном пространстве расширительного бака, так как будет происходить подсасывание воздуха в систему, что приведет к возникновению воздушных пробок, которые затрудняют циркуляцию ОЖ и способны привести к перегреву ДВС. Давление ОЖ поддерживает специальный регулятор, который находится в заливной крышке.

Кроме защитной функции, крышка РБ еще выполняет задачу регулятора давления. Для этого в крышке собраны два клапана: вакуумный и предохранительный. Последний являет собой резиновую подпружиненную диафрагму, прижимаемую снаружи и срабатывающую, когда давление будет превышать усилие пружины. Вакуумный же состоит из шайбы из резины с малой пружиной, которая установлена внутри большой.

Расширительный бачок автомобиля: причины поломок пластикового расширительного бачка

В ходе эксплуатации автомобиль и его отдельные компоненты приобретают разные дефекты. РБ тоже подвержен поломкам, которые приводят к его разгерметизации с дальнейшим вытеканием ОЖ в результате таких причин:

  • Удары и прочие механические воздействия.
  • Долгое нахождение в баке кипящего антифриза.
  • Пластик, из которого емкость изготовлена, имеет недостаточную толщину, что приводит к растрескиванию стенок.
  • Увеличение давления в охладительной системе.

При возникновении выброса тосола нужно определить место появления течи и выполнить ремонт расширительного бака.

Способы ликвидации трещин расширительных пластиковых бачков

В ходе эксплуатации бака пластик претерпевает многократные деформации: расширение и сужение из-за перепадов температурного режима. Функционирование в условиях предельных значений давления и температуры влечет за собой растрескивание материала.

Пластик, который применяется при изготовлении РБ, не способен вступить в реакцию с клеем любой марки, из-за чего невозможно выполнить качественное склеивание. Наиболее широкое использование у автомобилистов нашли такие способы ликвидации трещин:

  • Заклеивать места разгерметизации специальным герметиком, холодной сваркой, эпоксидной смолой.
  • Запаивать щели в корпусе РБ с помощью арматурной металлической сетки.

Эпоксидная смола и холодная сварка используются для заделывания щелей в баке на короткое время, к примеру, чтоб добраться до СТО или гаража.

Инструменты, приспособления, расходные материалы

Для демонтажа РБ потребуются такие материалы и инструменты:

  1. Емкость для слитой ОЖ.
  2. Набор гаечных ключей.
  3. Отвертка.

Демонтаж расширительного бачка автомобиля (пошагово)

Порядок работ:

  1. В первую очередь ослабьте крепежные приспособления, которые удерживают пластиковую емкость.
  2. Слейте ОЖ
  3. Отсоедините шланги и патрубки
  4. Демонтируйте бачок.
  5. Отыщите на корпусе проблемное место.

Как запаять трещину в пластиковом бачке (подробно)

Порядок работ:

  1. С помощью салфетки тщательно зачистите пластик в месте трещины от остатков тосола.
  2. Обезжирьте место проведения сварки ацетоном либо растворителем, высушите.
  3. Вырежьте полоску латунной сетки, которая состоит из мелких ячеек, по длине повреждения.
  4. Наложите на заделываемый стык сетчатую заплату.
  5. Равномерно припаяйте сетку к краям стыка, чтобы по всей площади сетки образовался армированный слой.
  6. Выполняем шлифовку шва.
  7. Наносим шпатлевку, грунтовку и выполняем окрашивание.

Каким герметиком можно устранить течь в пластиковом бачке

Для проведения пайки применяется паяльник мощностью не меньше 40 Вт. При отсутствии металлической сетки и паяльника мастера применяют для ремонта корпуса бака специальный красный герметик полиадгезив для пластика Done Deal.

Данное средство имеет высокую термостойкость и устойчивость к влиянию масляных жидкостей. Перед тем, как нанести полиадгезив на место дефекта, нужно выполнить тщательные операции по зачистке и обезжириванию, а также удалению следов веществ, применяемых ранее.

Советы профи

Рекомендуем посмотреть следующее видео:

Как работает расширительный бачок радиатора – Chicago Tribune

В: Мой вопрос касается расширительного бачка радиатора. У меня всегда были легковые и грузовые автомобили с переливным баком, который можно было держать полным до отметки холодной или горячей. Проверяю машину дочери, у нее бачок с завинчивающейся крышкой, и я не могу найти другого способа проверить радиаторную жидкость на радиаторе. Можете ли вы сказать мне, почему разница и как это должно поддерживаться?

Джим С.

A: Похоже, машина вашей дочери оборудована расширительным бачком радиатора, а не переливным бачком, с которым вы знакомы.

Старые отечественные автомобили обычно оснащались верхним или боковым радиатором бака с крышкой для сброса давления. Когда охлаждающая жидкость двигателя нагревается, она расширяется, вызывая повышение давления. Работа при давлении до 15 фунтов на квадратный дюйм — это хорошо, поскольку это повышает температуру кипения воды примерно на 3 градуса по Фаренгейту на фунт давления (257 против 212 градусов по Фаренгейту). Смесь охлаждающей жидкости и воды в пропорции 50/50 еще больше поднимает ее примерно до 265 градусов по Фаренгейту. Типичный диапазон рабочих температур большинства автомобилей составляет около 19 градусов по Фаренгейту.От 5 до 230 градусов по Фаренгейту охлаждающая жидкость остается жидкой и лучше всего передает тепло двигателя радиатору. Старые автомобили выпускали охлаждающую жидкость через трубку на тротуар, когда происходило чрезмерное расширение жидкости — не лучший вариант!

Добавление переливного контейнера для улавливания утечек и комбинированной крышки давления/вакуума было хорошей идеей, так как любая утечка охлаждающей жидкости удерживается и может быть втянута обратно в радиатор по мере остывания системы (вакуумный клапан в крышке позволяет это сделать) . Эти системы обычно имеют простую крышку контейнера, а переливная трубка проходит у дна контейнера для обратного отвода.

При нормальной работе уровень охлаждающей жидкости в бачке колеблется между холодной и горячей линиями. Если уровень охлаждающей жидкости в бачке поддерживается, а трубка и крышка выполняют свою работу, можно предположить, что радиатор полный, хотя я все равно люблю его проверять! В случае даже небольшой утечки охлаждающего вакуума может оказаться недостаточно для отвода жидкости назад, чтобы радиатор оставался заполненным.

В машине вашей дочери вместо простого переливного бачка используется гораздо более прочный расширительный бачок с крышкой для сброса давления. Расширительный бачок расположен выше радиатора и функционально становится верхней частью радиатора, увеличивая емкость жидкости и оставляя достаточно места для расширения охлаждающей жидкости. Этот метод позволяет получить низкую линию капота, так как радиатор может быть немного короче по высоте и не иметь собственной крышки.

Еще одним преимуществом является то, что при полном заполнении радиатора жидкостью образуется меньше пузырьков воздуха, что улучшает теплопередачу. В расширительном бачке также есть трубопроводы холодной и горячей жидкости, которые необходимо периодически проверять, а истинный уровень жидкости в радиаторе можно наблюдать, не снимая герметичную крышку. Никогда не снимайте крышку под давлением, если система не остыла!

Недавно в ремонтной мастерской моему соседу сказали, что расширительный бачок его BMW нуждается в замене из-за потери жидкости, что обошлось в 400 долларов США, помимо других выполненных сервисных работ. Он отказался от работы, и мы вместе рассматривали ее в течение нескольких дней (роскошь, которой не может похвастаться большинство магазинов). Оказалось, что бак в порядке! Похоже, что техник переполнил бак, и при движении из крышки вытекала охлаждающая жидкость, которая стекала вниз и собиралась вокруг верхнего шва бака, из-за чего он выглядел неисправным.

ОБ АВТОРЕ

Брэд Бергхольд — преподаватель автомобильных технологий в колледже Эвергрин Вэлли в Сан-Хосе, Калифорния. Читатели могут отправить ему электронное письмо по адресу bradbergholdt@gmail. com; он не может отвечать лично.

(c) 2019 Tribune Content Agency, LLC

Распространяется Tribune Content Agency, LLC.

технические знания о том, как работает расширительный бачок радиатора автомобиля

   Прежде всего, давайте посмотрим на рисунок ниже, чтобы наглядно увидеть, как охлаждающая жидкость течет в контуре охлаждения двигателя.
Отдельно подключаются три шланга: порт залива охлаждающей жидкости двигателя (добавка охлаждающей жидкости), выход воздуха на выходе охлаждающей жидкости двигателя (дегазация, вода высокого давления поступает в расширительный бачок) и выход водяного бака (дегазация, вода высокого давления поступает в расширительный бачок). бак)

1-радиатор;2-входной патрубок водяного насоса;3-водяной насос;4-термостат;5-трубка дегазации водяной рубашки;6-трубка выхода охлаждающей жидкости водяной рубашки;7-газ дегазации для обеспечения определенного давления;8 – патрубок дегазации радиатора;9- дополнительный патрубок водяного насоса;10-перепускной

1. конструкция расширительного бачка

Расширительные бачки в основном изготавливаются из светопрозрачных материалов (например, пластика). Уровень жидкости можно непосредственно и удобно наблюдать через бачок, не открывая крышку радиатора. Как показано на рисунке, верхняя часть расширительного бачка соединяется с наливным патрубком водяного бака более тонким шлангом, а нижняя соединяется с входной стороной водяного насоса через водопроводную трубу, как правило, немного выше чем радиатор.

2.функция

2.1 Превратите систему охлаждения в постоянно замкнутую систему, уменьшив потери охлаждающей жидкости
2.2 Во избежание постоянного попадания воздуха, во избежание окисления и коррозии металлических частей (водяной насос, трубка радиатора, коллектор радиатора и т. д.)
2.3 Снижение кавитации водяного насоса
2.4 Разделите воду и пар в системе охлаждения, поддерживайте стабильное давление в системе и увеличивайте производительность водяного насоса
.

3.Принцип работы расширительного бака

Как правило, поток охлаждающей жидкости реализуется давлением водяного насоса. Давление на стороне всасывания насоса низкое, из-за чего легко образуются пузырьки пара, что значительно снижает производительность насоса и вызывает кавитацию рабочего колеса и водяной рубашки насоса, а также образование ям на поверхности. которые сокращают срок службы рабочего колеса и водяной рубашки. После установки расширительного бака для воды водяной насос предотвращает образование пузырьков благодаря дополнительной водопроводной трубе между расширительным баком для воды и входом воды в водяной насос. Пузырьки пара в радиаторе и пузырьки пара в водяной рубашке проходят по трубе и попадают в расширительный бачок, благодаря чему происходит полное разделение газа и воды. Из-за низкой температуры расширительного бачка поступающий газ конденсируется, а часть его переходит в жидкое состояние и снова поступает в водяной насос. Газ, скапливающийся на жидкостной поверхности расширительного бачка, действует как буфер, поддерживающий стабильное давление в системе охлаждения.

4. Расширительный бак однотрубный

В некоторых системах охлаждения используется не расширительный бак, а бак для хранения жидкости. То есть для соединения радиатора и нижней или верхней части бачка для хранения жидкости используется патрубок (штуцер вставляется ниже уровня жидкости). Но такое устройство может решить только проблемы газоводяного разделения и расхода охлаждающей жидкости, но существенно не улучшает кавитационную коррозию. При повышении температуры охлаждающей жидкости жидкость в радиаторе расширяется и испаряется, так что паровой клапан крышки радиатора открывается, и пар или жидкость в радиаторе по трубе стекает в бачок для хранения жидкости. При снижении температуры охлаждающей воды давление в радиаторе падает, и жидкость течет к радиатору по первоначальному пути.

5. Когда нужно доливать охлаждающую жидкость?
На баке для хранения жидкости есть две линии. Охлаждающую жидкость следует доливать до верхней отметки (FULL). Когда уровень жидкости упадет до нижней отметки (LOW), ее следует вовремя долить.

6.Как удалить газ из системы охлаждения
Есть два канала для выхлопных газов:
6.1 Выхлоп из блока двигателя: обычно в самой высокой точке на крышке термостата двигателя устанавливается выпускной патрубок для соединения с верхней частью расширительного бачка.
6.2 Выпуск из радиатора: путем установки выпускного патрубка на баке для воды для доступа к верхней части расширительного бака

Примечание 1: Крышка расширительного бака обычно имеет два стандарта давления. Один находится сверху и устанавливается в соответствии с давлением в системе охлаждения для сброса давления, когда давление в системе слишком высокое. Другой имеет сторону и используется для добавления воды (больше в легковых автомобилях), положение ниже, чем верхнее, и его давление выше, чем верхнее, так что, когда давление в системе слишком высокое, сброс давления только из верх допускается для предотвращения одновременной потери теплоносителя при сбросе давления.

Вам может понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *