Жидкие обои это что такое: как выглядят, плюсы и минусы, как наносить

Жидкие обои – что это такое?

Ремонт в доме – это прекрасная возможность поэкспериментировать. Не только с дизайном, но и с материалами для отделки помещения. К счастью, сейчас строительный рынок может предложить очень интересные, и креативные способы создать потрясающий интерьер. К ним относятся и жидкие обои.

Содержание

  1. Состав и виды жидких обоев
  2. Как наносить жидкие обои
  3. Преимущества и недостатки

Жидкие обои в изначальном виде – это сухая смесь, напоминающую штукатурку. Перед нанесением смесь нужно разбавить водой. Часто в состав таких обоев входит: целлюлоза, шёлк, специальные красители, вещества для борьбы с грибком. В них также добавляют элементы для декора: глиттеры, перламутр, слюду, мраморную и минеральную крошку и тд.

Главный компонент в составе как раз и создает классификацию. Жидкие обои могут быть:

  • Шёлковыми, состоящими из шёлко-волокна полностью. Цена таких обоев достаточно высока, но они являются самыми качественными.
    Устойчивы к ультрафиолету, а значит, они не выгорают и сохраняют свой цвет долгие годы.
  • Целлюлозными. В их состав входит целлюлозное волокно, стоят они намного дешевле шёлковых и сильно уступают им по качеству. Срок их эксплуатации невелик, они могут быстро выгореть. Придется постоянно обновлять покрытие. Из плюсов – жидкими обоями из целлюлозы можно покрывать не только стены, но и потолок.
  • Шёлково-целлюлозные. Они состоят из смеси шёлка и целлюлозы, соединяя в себе свойства и качества обоих компонентов. Они более устойчивы к ультрафиолетовому излучению и долговечны, чем обычные целлюлозные, но все же не дотягивают до характеристик шёлковых. По стоимости находятся в средне ценовом сегменте.

Читайте также: для чего применяют сечения и разрезы в черчении

Нанесение жидких обоев на поверхность – процесс намного более простой, чем попытки ровно и аккуратно приклеить обычные бумажные обои. Да и с огромными рулонами и их нарезкой не придётся возиться.


Сперва нужно пересыпать смесь в емкость, добавить воду, четко следуя инструкции и развести её до необходимой консистенции. Полученная смесь используется не сразу, ей нужно время, чтобы набухнуть, в среднем хватает пятнадцати минут.

Если в смесь уже добавлены краситель и декоративные компоненты, то можно приступать к нанесению обоев. В случае приобретения белой смеси, добавлять вышеперечисленное придётся самому, не забыв хорошо перемешать полученную массу.

Жидкие обои отлично ложатся на старую краску, перекрывая её, так что можно не тратить время на соскребание. А вот от бумажных обоев стены нужно очистить и загрунтовать их перед нанесением смеси.

Наносить смесь можно валиком, а если хочется создать интересный рисунок, то используется шпатель. Время высыхания зависит от температуры и влажности, в среднем на это уходит от 24-х до 72-х часов. Для повышения влагозащищённых свойств, когда смесь высыхает, на обои наносят акриловый лак, но это вовсе не обязательно и делается по желанию.

Жидкие обои хорошо ложатся практически на любую поверхность, можно использовать для труднодоступных участков. Они отлично скрывают различные дефекты на стенах, заполняя собой трещинки и выравнивая поверхность. В их составе только – натуральные и экологичные материалы. За счет структуры жидкие обои обладают тепло и звукоизоляционными свойствами.

К недостаткам относится цена, которая выше чем у бумажных обоев или краски. Их не рекомендуется использовать на кухнях и в ванных комнатах, то есть там, где высокая влажность и на стены может попасть вода. Жидкие обои обладают высокой способностью поглощать влагу, а не отталкивать, что может привести к ухудшению их качества и вида в скором времени.

Не нужно бояться странного названия и вида жидких обоев. Это прекрасный материал для декорирования помещения, обладающий множеством достоинств.

дом жидкие обои квартира ремонт что это такое

Жидкие обои, их преимущества и недостатки

Время от времени каждому хочется немного изменить внешний вид своего дома: переставить мебель, поменять некоторые предметы оформления, перекрасить стены или поменять ковер на полу. Подобные действия не требуют значительных усилий или большого количества времени, но это способно кардинально поменять дизайн.

Иногда мы сами не можем определиться и часто меняем свои предпочтения и решения. Конечно же, это отражается и на наших пожеланиях насчет внешнего вида квартиры. Такие люди с завидной частотой делают небольшие перестановки, что-то перекрашивают и переделывают, вешают и снимают картины, меняют освещение и видоизменяют стиль комнаты.

Один из хороших и относительно простых способов полностью поменять дизайн комнаты – изменить покрытие стен. Благо, сейчас есть множество вариантов материалов, которые легко и быстро можно нанести даже самостоятельно. Обои – это именно такой инструмент, их можно часто менять, они не требуют сверхумений и бывают настолько разнообразными, насколько это вообще можно представить.

Жидкие обои – это один из подвидов обоев, которые имеют ряд преимуществ и некоторые недостатки. В нижеприведенной статье есть подробных разбор этого материала для покрытия стен.

Жидкие обои. Что это?

Привычные для нас обои имеют вид бумажных рулонов. Иногда они дополнительно покрыты другими видами материалов, но в большинстве случаев основа остается целлюлозной. Также Есть такой класс обоев (зачастую это фотообои), которые состоят не из рулонов, а из равных картинок-прямоугольников. Их использование ничем не отличается от обычного вида, но из таких кусочков намного легче составлять общий рисунок и, если есть потребность – изменять его. Когда человек слышит словосочетание «жидкие обои», то, скорее всего, в его голове создается диссонанс. Как бумага в рулонах может быть жидкой? Если есть какая-то жидкая субстанция, то как ее можно назвать обоями, ведь они имеют кардинально отличающуюся структуру?

На самом деле, структура и внешний вид жидких обоев лишь отчасти похож на стандартные, знакомые нам бумажные рулоны или картинки-прямоугольники. Данный тип покрытия стен – это что-то среднее между обоями и штукатуркой. От первых было взято целлюлозную основу, а от второй – структуру и способ нанесения.

Зачастую, при покупке жидких обоев, мы получаем целлюлозный порошок с еще несколькими ингредиентами, которые впоследствии нужно будет развести водой согласно инструкции и только потом наносить на стены. Намного реже данный тип покрытия для стен продается в виде концентрированного раствора. Его тоже необходимо доводить до определенной густоты перед использованием.

В жидкие обои производители добавляют довольно много дополнительных ингредиентов. Это позволяет получить покрытие с разными визуальными эффектами. Но основные составные – целлюлоза и клей всегда присутствуют в этом виде покрытия для стен. Какие же дополнения могут присутствовать в жидких обоях? Посмотрим:

  • хлопковые волокна – это натуральные экологичные частички для любителей всего природного;
  • шелковые волокна помогают создать приятную текстуру и легкую глянцевую поверхность обоям;
  • частички полиэстера – данный материал довольно износостойкий и хорошо дополняет те обои, которые в дальнейшем будут подвергаться различным нагрузкам;
  • вкрапления перламутра для придания королевского шиммерного отблеска стенам;
  • разнообразные красители – без красителей никак;
  • гипсовая смесь – создает чрезвычайно интересную структуру и тональность жидких обоев;
  • блестки и другие частички – при правильном нанесении могут создавать даже 3D эффект на стенах.

Довольно часто в составе порошка жидких обоев есть специальные вещества, которые будут предотвращать формирование и развитие грибков и плесени на стенах. Это очень удобно, если вы проживаете во влажном климате или же приняли решение наносить жидкие обои в комнате, где время от времени бывает повышенная влажность.

Как использовать жидкие обои? Как правильно наносить их на стены?

Использование жидких обоев – дело не сильно сложное, но минимальные навыки все же нужно иметь, а также знать, как правильно это делать, чтобы данное покрытие прослужило как можно дольше.

Первое, что необходимо – подготовить стены перед использованием этого материала. Стены очищаются от старого покрытия (обоев, побелки и тд). Если ранее они были покрашены масляной краской или другими инструментами с жирной основой, то их обязательно нужно тщательно снять и обезжирить поверхность. Если этого не сделать, то жидкие обои могут неровно лечь на стены, а впоследствии начнут отваливаться кусками. Это происходит потому, что при нанесении часть жидкого клея впитывается, из-за чего данные обои хорошо держатся в вертикальном состоянии. Когда существует непроницаемый барьер, покрытие попросту не сможет закрепиться.

После снятие старого покрытия, нужно зашпаклевать массивные трещины, убрать лишний или неровный слой штукатурки, заделать большие ямки на стенах. Если есть маленькие недостатки, то о них беспокоиться не стоит – жидкие обои с легкостью их перекроют. Убирать следует лишь самые большие неровности.

Далее можно приступать к подготовке жидких обоев. В покупной порошок добавляют воду, это делается в удобной таре, и тщательно перемешивают. Обязательно следуйте инструкции, когда будете готовить раствор, так как даже незначительные отклонения от рецептуры могут сильно ухудшить качество или дальнейшую простоту использования продукта. Готовую смесь оставляют на полчаса, чтобы целлюлоза и другие компоненты напитали воды и набухли.

Наносят жидкие обои шпателем для штукатурки. Можно это делать как одним слоем, так и двумя. Использование сразу нескольких цветов или видов жидких обоев, позволит создать уникальный дизайн стен. После нанесения стоит оставить их до полного высыхания, второй слой наноситься на полностью сухой первый. А чтобы избежать некрасивых стыков на поверхности, стоит покрывать хотя бы одну стену последовательно и полностью, не делая перерывов во времени.

Когда жидкие обои сохнут, обеспечьте в комнате отсутствие сквозняков и резких перепадов температуры. Использование дополнительного обогрева тоже нежелательное. Лучше пусть все происходит медленнее, но равномернее.

Чем хороши жидкие обои?

  • Используя жидкие обои, можно отметить несколько преимуществ как во время нанесения, так и во время последующей эксплуатации.
  • По сравнению с обычными обоями, жидкие наносить намного проще и быстрее. Нет необходимости замерять точную высоту стен, разрезать рулоны, подгонять рисунок и внимательно следить за каждым сантиметром стыков. Это, даже не говоря про разглаживание и удаление пузырьков воздуха, особые условия для высыхания и другие нюансы рулонных обоев. Для жидкого типа покрытия для стен понадобится один человек (даже без особых умений) и шпатель.
  • Жидкие обои намного более устойчивые к сквознякам, чем все остальные представители. Если вам когда-то выпадала возможность самостоятельно клеить данное рулонное покрытие для стен, то вы наверняка запомнили такую деталь, как процесс высыхания. Когда необходимо закрыть все окна и постараться поменьше пользоваться дверью. С жидкими обоями данный момент обстоит не так строго, хотя есть рекомендации избегать сильных сквозняков и перепадов температуры.
  • Еще одно преимущество жидких обоев в том, что они накладываются по типу штукатурки, а значит не придется тратить бешеное количество времени на состыковку рисунка и швов. Кроме того, подобный способ укладки настенного покрытия увеличивает срок его службы. Прочность жидких обоев в разы выше, чем у обычных рулонных.
  • Лист обычных обоев может состоять не только из целлюлозы, но и со специальных покрывающих пленок. Это довольно удобно и добавляет прочности настенному покрытию, его можно мыть и чистить даже с помощью специальных средств. Но такие обои создают непроницаемость стен, они не дышат, та и сам материал далеко не натуральный. Что касаемо жидких обоев, то они обладают большинством из вышеперечисленных преимуществ и являются более прочными. Тем не менее в их составе нет абсолютно никаких вредных или синтетических добавок. Они полностью натуральные, и обеспечивают максимальную экологичность настенного покрытия. Жидкие обои не выделяют никаких молекул в воздух при эксплуатации, и позволяют стенам «дышать» – а это довольно важный аспект для многих.
  • Наносить жидкие обои на ровные стены – чрезвычайно простое дело, но что касаемо изогнутых и поверхностей с особенностями? Все так же просто и легко, нужно лишь выбрать подходящий инструмент и уделить особенным поверхностям чуть больше времени. Это никак не отражается на качестве покрытия и его сроке службы.
  • Использование жидких обоев особенно актуально для новых домов, так как после постройки они еще некоторое время усаживаются. А значит некачественное или излишне нежное покрытие может растрескиваться, собираться комками или попросту рваться. Жидкие обои, в свою очередь, достаточно пластичны. Такое покрытие имеет в себе достаточно пор чтобы усесть без внешних проявлений. Кроме того, их пластичности хватает, если основная часть стены немного видоизменяется со временем.
  • Синтетические материалы обладают рядом преимуществ, но у них есть одна неприятная особенность – избыточное накопление электрического заряда. И, как следствие, притягивание мелких частичек из воздуха, например, пилы. Жидкие обои разработаны так, чтобы максимально исключать синтетику в своем составе, большинство таких покрытий для стен полностью натуральные. А значит никакой пыли на стенах и постоянной чистки обоев тоже.
  • Еще один плюс жидких обоев – их способность поглощать шумы. Так как структура поверхности пористая, то она помогает убрать невысокий звуковой уровень. Это может быть хорошим дополнением к специальным материалам для шумопоглощения.
  • Кроме всего, пористость жидких обоев делает их более универсальным покрытием, которое можно использовать не только в утепленном помещении, но и на балконе. Главное, чтобы он был застеклен.

Структура жидких обоев также позволяет сохранять чуть больше тепла в помещении. Но не стоит надеяться лишь на этот материал, ведь он накладывается не настолько толстым слоем, чтобы обеспечить полную теплоизоляцию.

Сравнивая данных тип обоев с обычными рулонными, можно отметить, что они более безопасны в ситуациях с огнем. Если большинство обоев чрезвычайно легко могут воспламениться и вызвать пожар, то жидкие не восприимчивы к подобному. Более того, при нагревании они не выделяют токсические вещества в воздух.

Довольно важным аспектом для многих есть возможность легко обновить покрытие на стенах, а также подремонтировать мелкие погрешности. Если рулонные обои придется полностью менять (или, по крайней мере, снимать целую полосу), то с жидкими все намного проще. Достаточно намочить поврежденный участок, снять его и наложить новый слой. После высыхания ремонтированную часть никто даже не заметит.

Любой владелец стен, покрытых рулонными обоями, знает, что частенько такие экземпляры выгорают на солнце. Из-за этого ранее красивые рисунки и оттенки начинают выглядеть непригодно и некрасиво. Приходится менять такое покрытие значительно чаще. Жидкие обои, в свою очередь, избавлены от подобной проблемы, они более устойчивы к ультрафиолету и намного дольше сохраняют вид новых.

И, конечно же, нельзя не отметить, что на данный момент существует очень большой ассортимент жидких обоев. Различные виды можно комбинировать в любых вариациях и создавать уникальное покрытие для стен.

Любой материал имеет не только преимущества, но также ряд минусов и запретов. Случай с жидкими обоями не исключение, какими бы хорошими они ни были, недостатки все же имеются. К тому же, данный вид настенного покрытия сравнительно новый, потому мало кто решается на то, чтобы применить его для отделки стен в своем доме. Ведь для создания хорошей репутации и доверия, необходимо как можно больше удачных примеров задействования этого типа обоев от обычных людей.

Одним из главных минусов, которые встают на пути рядового обывателя к применению жидких обоев – это их цена. Пока материал новый и неизведанный, то в стоимость каждой упаковки включаются расходы на транспортировку. Но с каждым годом этот показатель становится все менее значительным, так как много какие компании берутся за изготовление данного типа настенного покрытия. Кроме того, стоит учитывать, что при задействовании жидких обоев, можно исключить такую процедуру как выравнивание стен. А она тоже не копейки стоит. В итоге ремонтные работы получаются более бюджетными.

В отличии от обычных обоев, посчитать расход жидких для определенной площади стен намного сложнее. В этом случае существует намного больше независимых друг от друга переменных. Кроме того, если наносить жидкие обои самостоятельно, то вряд ли сразу выйдет делать это, соблюдая везде одинаковую толщину. А если на стенах присутствует приличное количество ямок и прочих несовершенств, то задача усложняется еще больше.

Жидкие обои высыхают значительно дольше, чем обычные рулонные. Чаще всего, потребуется 2-4 дня для полного застывания. С другой стороны, это дает больше пространства для исправления мелких недочетов, которые практически стопроцентно будут возникать у тех, кто занимается этим впервые.

Перед нанесением жидких обоев чрезвычайно важно сделать тщательную очистку от старого настенного покрытия. Если очищение будет некачественным, то сквозь жидкие обои начнут проступать пятна, что испортит общую картину.

Пожалуй, самый существенный минус жидких обоев – это невозможность применять их в помещениях с повышенной влажностью. Как и обычные бумажные обои, жидкие не пригодны в тех комнатах, где постоянно возникает высокий уровень влажности, такие как кухня и ванная. Теоретически, их можно задействовать в данных помещениях, если покрывать специальными средствами, которые отталкивают воду, но в этом случае некоторые преимущества таких обоев будут скрадываться. В любом случае у каждого настенного покрытия есть свои ограничения по применению в некоторых комнатах, и жидкие обои не исключение.

Обязательно учитывайте особенности жидких обоев перед принятием решения насчет использования данного покрытия в своем доме или квартире.

Основные моменты последнего дизайнерского аукциона Саймона де Пюри

Обои* Информационный бюллетень

Получайте наш ежедневный дайджест вдохновения, побега и историй дизайна со всего мира прямо на ваш почтовый ящик

Благодарим вас за подписку на Wallpaper. Вскоре вы получите электронное письмо с подтверждением.

Возникла проблема. Пожалуйста, обновите страницу и повторите попытку.

Отправляя свою информацию, вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой конфиденциальности и вам исполнилось 16 лет.

Карьера Симона де Пюри была основана на страсти и инновациях, поэтому Творите! – Архитектура и дизайн 21st Century, онлайн-аукцион de Pury (запуск 26 июля 2023 г.) – это неизбежное и динамичное вмешательство.

Объясняя происхождение проекта, де Пюри отмечает: «Я всегда любил архитектуру. Когда я был владельцем Phillips, дизайн был одним из трех столпов фирмы, помимо современного искусства и фотографии. Я хотел, чтобы на этом аукционе были представлены известные художники, такие как Рон Арад, которыми я всегда восхищался, и молодые начинающие художники, которые собирают аудиторию через социальные сети».

Известный в отрасли как человек с золотым молотком, Де Пюри был одним из первых сторонников переноса своей деятельности в цифровое пространство: «Пандемия вынудила арт-рынок использовать технологии. Моя цель — перенести азарт живого аукциона на онлайн-аукцион». Алюминиевый стул Curial от Рика Оуэнса ganwu, наряду с признанными голосами в каноне дизайна 21-го века, такими как Росс Лавгроув и Ингрид Донат.

Географическое положение также сыграло свою роль, и де Пюри заметил: «Я хотел, чтобы эта распродажа показала большое разнообразие того, что делается сегодня. Здесь работают дизайнеры со всех уголков земного шара, работающие в самых разных стилях».

Лампы Sea Anemone от Pia Maria Raeder

(Изображение предоставлено de Pury)

Возможно, наиболее важно то, что De Pury осмелился разрушить традиционную модель аукционного дома, когда 100% молотковой цены достается художнику и его репрезентативной галерее, а покупательская премия составляет 18 % вместо отраслевого стандарта в 25 %, при этом 3 % премии направляются на поддержку отдела архитектуры и дизайна Музея современного искусства, первого в мире кураторского отдела такого рода.

Объясняя суть подхода к продажам, Де Пюри отмечает: «Еще в 1990-х Sotheby’s и Christie’s начали проводить частные сделки. Я никогда не понимал, почему основные галереи первичного рынка тоже не проводят аукционы. Они знают своих покупателей не хуже, чем основные аукционные компании.

Благодаря аукционам на первичном рынке художники и представляющие их галереи имеют прямой доступ к продаже некоторых своих работ на первичном рынке на аукционе».

От Росса Лавгроува до Ифеани Оганву

Стол «Trilobal» от Росса Лавгроува

(Изображение предоставлено de Pury)

Аукцион, оглядываясь назад почти на четверть 21-го века, также предлагает моментальный снимок тезисов дизайна и основных проблем, которые захватили воображение современных практиков. Уточнение концепции и исследование материалов и методологий затрагивает Росс Лавгроув, чей стол «Трилобал», изготовленный из зеркально отполированного алюминия и являющийся частью его коллекции «Жидкая биоформа», задуманной в 2005 году, является одним из двух лотов, выставленных на аукцион. Говоря о столе, Лавгроув говорит: «Я искал очень современный метод изготовления, который позволил бы мне создавать безупречные, высокоточные формы, полученные с помощью компьютерной анимации. Исторически я хотел добиться форм, которые остаются в движении, сохраняя жизненную силу и энергию, как если бы металл был остановлен в своей жидкой форме в пространстве и времени».

Лавгроув впервые показал коллекцию с де Пюри в Нью-Йорке в 2007 году и в своей работе продолжил использовать потенциал ИИ. Он добавляет: «Я скульптор технологий, поэтому я иду в ногу со временем. Я хочу сохранить позицию прогрессивного слияния природы, технологий и искусства в дизайне».

Концепция Split Cell 4 от Ифеани Оганву

(Изображение предоставлено de Pury) Платформа Pury впервые. Являясь частью серии объектов, созданных для того, чтобы занять место между скульптурой и мебелью, он также служит размышлением о процессе проектирования. Оганву добавляет: «Дизайн — это практика, основанная на времени… и я не чувствую, что должен постоянно делиться временем, а предпочитаю созерцательный, основанный на исследованиях подход».

Задуманный и изготовленный во время пандемии 2020 года, когда, по словам дизайнера, «мир вокруг меня не имел смысла», стальная пластина изделия и липа имеют одинаковый вес и в их сопоставлении становятся внешним комментарием к гармонии и хаосу, или, как объясняет Оганву, «освобождающим экспериментом с формой и конструкцией».

Бронзовые подсвечники из серии «Bougeoir Ekorce» Ингрид Донат

(Изображение предоставлено de Pury) коллекционеры современного дизайна покупают работы, для которых у них есть особое место в доме. Рынок дизайна еще не достиг такой зрелости. Он, несомненно, сделает это в должное время. Тем не менее, de Pury как платформа разработала метод работы, который благодаря своей доступности и оперативности, несомненно, станет катализатором изменений, в то же время прославляя строгость, функциональность и чудо, присущие хорошему дизайну.

СОЗДАТЬ ! – Аукцион первичного рынка 21st Century Architecture & Design
, который состоится 26 июля 2023 года в 17:00 по московскому времени

de-pury.com

Зачем нам это нужно и как его найти

Сила благоговения: зачем она нам нужна и как ее найти перейти к содержанию

Снаружи онлайн

Поиск

Нил Притчард/Стокси; Ева Плевье/Стокси

Нижний Каньон Антилопы, ЛеЧи, Аризона (Фото: Нил Притчард/Stocksy; Ева Плевир/Stocksy)

Ученые сосредотачиваются на изучении силы благоговения, и не зря. Почувствовать это необходимо для нашего здоровья. Наш автор отправился в путь во время суперцвета в Калифорнии, чтобы выяснить, что происходит в уме и теле, когда мы в восторге.


Выходить за дверь? Прочтите эту статью о новом приложении Outside+, доступном для участников на устройствах iOS! Загрузите приложение.

Майкл Амстер прибыл на стоянку грузовиков Flying J в Лебеке, штат Калифорния, с буханкой домашнего тыквенного хлеба. Его оранжевый пуховик трепетал на ветру, когда он забирался в «тойоту-такому», которая должна была перевезти нас в предгорья гор Техачапи в Центральной долине. Мы пристегнулись. Зимняя смесь дождя и снега хлестала по ветровому стеклу. Хлеб был не теплым, но мягким. «Это без глютена!» он объявил.

Я пригласил Амстера сюда, потому что надеялся, что мы сможем испытать классический, умопомрачительный трепет, и я хотел, чтобы он объяснил, что именно происходит в наших мозгах и телах, пока мы это делаем.

Амстер — доктор медицинских наук и соавтор недавно опубликованной книги «Сила трепета», , и моя задача сегодня состояла в том, чтобы найти для нас что-то из этого.

Благоговение нельзя вызывать по желанию, по крайней мере, я не могу. Из многих признанных источников — от произведений искусства до религиозных переживаний и героических поступков — я знал, что природа — мой самый надежный выбор.

Я знал это, потому что да, я люблю природу, а также потому, что недавно я надел очки виртуальной реальности в Центре исследований психоделиков и сознания Университета Джона Хопкинса, где ученые проверили мою реакцию на различные раздражители, используя так называемую шкалу благоговения. Перемещение по виртуальному собору было на удивление увлекательным. Затем меня перенесли в комнату с заманчивыми фрактальными узорами на обоях.

Но больше всего я испытал трепет, наблюдая за драматическим закатом над озером. Я не одинок. В исследованиях, проведенных по всему миру, природа, как правило, входит в две или три основные категории триггеров благоговения. Около четверти времени мы испытываем благоговение, находясь снаружи.

Я также знал, что стандартным компонентом благоговения является то, что оно каким-то образом бросает вызов ожиданиям. Это пугает нас из ряда вон выходящим. После десятилетий жизни в красивых местах и ​​репортажей для журналов, подобных этому, я видел свою долю прорывающихся китов, головокружительных водопадов, северного сияния, отела ледников и ярко-красного лосося, собирающего свои последние запасы энергии, чтобы плыть вверх по сверкающим рекам и нереститься. Чего я никогда не видел, так это полноценного калифорнийского суперцвета.

Автор вместе с доктором Майклом Амстером недалеко от Центральной долины Калифорнии (любезно предоставлено Флоренс Уильямс)

Так случилось, что необычно влажная зима на Западном побережье готовилась вызвать взрыв полевых цветов. В начале апреля цветение все еще в основном ограничивалось южными склонами и более теплыми районами Южной Калифорнии.

Джарон Крамер, курирующий охраняемые земли на огромном пространстве Центральной долины на ранчо Теджон, пригласил нас посмотреть на это. Он сел на заднее сиденье и потянулся за тыквенным хлебом, а Митчелл Коулман, главный научный сотрудник Tejon Ranch Conservancy, сел за руль.

Пока мы ехали на ранчо, Крамер поделился некоторыми данными. Tejon Ranch охватывает 422 квадратных мили, все они принадлежат публичной корпорации. Некоторые долины намечены к застройке, но 90% этих мест регулируются природоохранными сервитутами, которые иногда доступны для публики.

Сегодня эта цветущая частная дикая местность была бы полностью предоставлена ​​нам самим. Это было похоже на то, как если бы я был ребенком в романе «Из перепутанных файлов миссис Бэзил Э. Франквейлер», в одиночестве после нескольких часов в одном из величайших музеев на земле.

Такома грохотала в точке, обозначенной на карте как Команч-Пойнт, — набор холмистых горбов, покрытых серо-зелеными кустами и вздымающейся травой высотой по колено. «Это моя любимая часть ранчо», — сказал Коулман, который проводил здесь полевые исследования для магистерского проекта по рассаде солончаков. «Это не для толпы. Но что мне в нем нравится, так это то, что за обычным скрывается много необычного. На самом деле это один из очень немногих остатков нетронутой пустыни Сан-Хоакин. У нас есть пять видов растений, которые растут только прямо здесь.

Я оценил его энтузиазм, но Коулман был прав. Это не было сногсшибательным местом, и у меня была благоговейная миссия, которую я должен был выполнить.

Согласно исследованиям, проводимым по всему миру, природа обычно занимает первые две или три категории по триггерам благоговения. Около четверти времени мы испытываем благоговение, находясь снаружи.

Мы забрались обратно и направились вверх по одноколейной грунтовой дороге, остановившись на подъеме. Мы вышли, чтобы полюбоваться видом. Долгое время никто ничего не говорил. Серое небо сменилось слоями белых кучевых облаков, сквозь которые лучи солнца освещали волнующийся океан ярко-зеленых трав, простирающийся во всех направлениях. Заснеженные горы возвышались над северным и восточным горизонтами. Мы смотрели на бассейн размером примерно в одну треть Род-Айленда. Это определенно был момент… эй.

Мне казалось, что я на самом деле пью воздух, когда медленные, прохладные глотки проникали глубоко в мои легкие. Всплески золотых грифов испещряли зелень на холсте в стиле пуантилист.

«Мы все чувствуем себя по-разному, верно?» — сказал Амстер. «Я могу сказать, что наша физиология изменилась». Он смотрел в простор. «Вот где мы получаем необъятность. Я чувствую себя спокойнее. Я настраиваюсь, чтобы обратить внимание на то, что я вижу. Я поражен тем, насколько сильно изменился ландшафт. Я пытаюсь принять это. Это то, что мы называем когнитивной аккомодацией, например, я полон удивления, что там есть снег, а с другой стороны пустыня, заполненная деревьями Джошуа. Как здесь стало так зелено?

В нескольких сотнях ярдов вверх южный склон обрывался к блестящему пологому полю с голубым паутинным люпином. Амстер и я бежали по тропе, улыбаясь от уха до уха. Наш общий ответ, казалось, заключался в том, чтобы раскрыть объятия и медленно повернуться. Я так люблю тебя, люпиновое поле! Мы позировали для фотографий. Были сделаны броски вратаря.

Мы направились вниз по склону к берегам ручья Теджон и ослепительному полю белых цветов попкорна, которое Крамер называет Млечным Путем. Plagiobotrys nothofulvus цветет так лишь несколько недель в году, по нескольку тонких колёсиков белых лепестков на стебле. Мы шли по лугу, каждый в своей задумчивости. С моим мягким взглядом мне казалось, что я путешествую по галактике; Я мог бы смотреть в бесконечность. На мгновение я забыл, кто и где я.

Тогда бесконечность рухнула. Пришло время обеда. Мы сидели у ручья, слушая шум воды и пение птиц. Амстер открыла пластиковую коробку и увидела овощное жаркое. “Хочу немного?” он спросил. Он спросил, как мы себя чувствуем. Довольно здорово, согласились мы. Мы были в моменте. Наш мозг слегка изменил свое восприятие времени. «Мы меняем наше восприятие реальности, — сказал он, — на мгновение».

Некоторые связывают начало изучения благоговения с миссией Аполлон-8. В декабре 1968 года трое астронавтов вошли в небольшую капсулу — транспортное средство для первого полета человечества на Луну. (Они облетели десять раз, но не приземлились.) Майор Уильям Андерс выглянул в окно как раз вовремя, чтобы увидеть свою голубую родную планету, возвышающуюся над голым лунным горизонтом. — О, Боже мой, — сказал он. Потом сделал фото.

Позднее названное Восход Земли, изображение стало одной из самых известных фотографий, когда-либо сделанных. Спустя пятьдесят лет после того, как Андерс запечатлел его, он сказал, что вид Земли изменил его жизнь, поколебав его религиозную веру и подчеркнув его заботу о планете. «Мы отправились исследовать Луну, — писал он о своем опыте, — и вместо этого открыли Землю».

Глубокие переживания, которыми поделились Андерс и многие астронавты, получившие название «эффект обзора», помогли вызвать волну академического интереса к трансцендентным событиям и сопутствующим им эмоциям, в частности, благоговению. Психологи-экспериментаторы пытались вызвать эмоции в лабораториях, показывая людям снимки Земли, сделанные из космоса, а также видео флешмоба, на котором исполнялась часть «Оды радости» из Девятой симфонии Бетховена, или Сьюзан Бойл, поразившая мир, когда она пела на Британия ищет таланты. (Если вы не видели, как Бойл делала то, что она делает, посмотрите; я смею вас не чувствовать покалывания.)

В исследовательских целях испытуемые позволяли ученым измерять их мурашки по коже, давали образцы кортизола до и после сплава по реке, выполняли утомительные когнитивные задачи и были снабжены всасывающими зондами для измерения чего-то, что называется «лицом благоговения».

Исследователи размышляли над многими аспектами благоговения, в том числе над тем, почему его переживание заставляет некоторых людей чувствовать большую принадлежность или щедрость. Они предположили, что благоговение может быть основным путем, с помощью которого терапевтические психоделики помогают столь многим пациентам, страдающим от травм, депрессии, тревоги и зависимости. Они даже утверждали, что чувство благоговения может быть определяющей чертой нашего вида.

Для эмоций, на которых так много оснований, кажется удивительным, что академическому миру потребовалось так много времени, чтобы воспринять благоговение всерьез.

«Наука вошла в игру трепета очень поздно», — говорит Дачер Келтнер, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли и автор новой книги «Благоговение: новая наука повседневных чудес и как она может изменить вашу жизнь».

Келтнер вырос в Калифорнии 1960-х годов в семье прогрессивных родителей. Вокруг него люди изучали буддизм, экспериментировали с наркотиками, изменяющими сознание, и общались с природой. Это был также золотой век космических полетов. «Я вырос в исторический период, который в некотором смысле был посвящен благоговению», — говорит он. «Но это была нейронаучная и когнитивная загадка».

В 2003 году Келтнер и психолог Джонатан Хайдт опубликовали одну из первых научных статей об этом опыте. В «Приближении к благоговению, моральному, духовному и эстетическому чувству» двое ученых попытались точно определить, что такое благоговение. Они прочесали исторические отчеты философов и мистиков; то, к чему они пришли, было красноречивым и обширным.

«Мы сказали, что благоговение — это на самом деле эмоция, которую вы испытываете, когда сталкиваетесь с чем-то огромным и таинственным, выходящим за рамки вашего понимания мира», — говорит он. Он объясняет, что обширная часть не обязательно должна быть буквально обширной, как вид с вершины горы. Она может быть концептуально обширной, как анатомия пчелы или теория струн, или ночное осознание того, что у каждого млекопитающего на земле должен быть пупок.

В последующие два десятилетия исследований был сделан еще более замечательный вывод: такое состояние ума потенциально может изменить нас, высвобождая такие чувства, как смирение, щедрость и желание переоценить нашу жизнь. А иногда даже экзистенциальный террор. Будь то катаклизм или нежность, благоговение может стать эффективным противоядием от эмоционального выгорания, посттравматического стресса, горя и одиночества.

Благоговение, безусловно, было определяющей эмоцией последних пяти лет моей жизни, одновременно радостной и трудной. Я пытался понять это, пытался преследовать, забывая преследовать, возвращаясь к нему снова — в основном как способ найти смысл и оптимизм после развода. Временами я успокаивался насчет благоговения, и это очень печальное состояние, потому что разве благоговение не является своего рода защитой от застоя и недомогания? Трансцендентные эмоции — это заявка на то, чтобы почувствовать себя живым, чтобы вспомнить, зачем мы здесь вообще. Я должен был пополнить запасы. Так, я бы сказал, большинство из нас.

«Благоговение может изменить людей и переориентировать их жизнь, цели и ценности», — писали Кельтнер и Хайдт.

Но наука благоговения неполна. На самом деле, это только начинается.

Чувство этого цветочного порыва (Courtesy Florence Williams)

Размышляя о моем путешествии по галактике полевых цветов, трудно сказать, было ли это ощущение наравне с грустью или весельем или чем-то более похожим на измененное состояние. Недавняя неврология предполагает, что это может быть и то, и другое. Повышенное чувство благоговения стимулирует блуждающий нерв, который успокаивает нас и высвобождает приятный прилив дофамина и окситоцина, усиливая чувство связи.

Это также резко меняет то, какие мозговые сети активизируются. Исследования с визуализацией показывают, что благоговение снижает активацию в нашей самореференциальной сети режима по умолчанию. Полученные данные помогают объяснить две важные особенности классического переживания благоговения: относительно сниженное чувство собственного достоинства и склонность к альтруистическому поведению.

Одно исследование проанализировало семь миллионов постов в Твиттере, сделанных во время солнечного затмения 2017 года. По сравнению с сообщениями вне пути тотальности, сообщения внутри пути использовали больше собирательных слов, таких как 9.0069 мы, , а также язык, вызывающий смирение. В другом исследовании туристы на смотровой площадке в национальном парке Йосемити нарисовали себя на миллиметровке на 33% меньше, чем туристы, смотрящие на Рыбацкую пристань, туристическое направление в Сан-Франциско. Подписи посетителей из Йосемити также были значительно меньше, и они сообщили, что испытывают гораздо больший трепет.

Находки перекликаются с многовековой поэзией, мистикой и философией. Ральф Уолдо Эмерсон писал: «В лесу… исчезает весь подлый эгоизм. Я становлюсь прозрачным глазным яблоком; Я ничего.” Айрис Мердок описала полезное «бескорыстие», которое она испытала, когда ее застала врасплох пустельга. Заранее она размышляла о каком-то предполагаемом пренебрежении. После наблюдения за птицей это уже не имело большого значения.

Мы шли по лугу, каждый в своей задумчивости. С моим мягким взглядом мне казалось, что я путешествую по галактике; Я мог бы смотреть в бесконечность. На мгновение я забыл, где я и кто я.

Если многие из нас ищут трепет в стремлении к подлинным и таинственным переживаниям, Амстер подошел к этому как к способу помочь своим пациентам, многие из которых страдали от хронической боли. Надеясь предложить что-то помимо таблеток и хирургии, он начал преподавать медитацию осознанности. Но он обнаружил, что его пациенты с трудом справляются с этой практикой. Даже просьба уделять им десять минут в день создала, как он выразился, «проблему с соблюдением режима».

Затем, однажды утром, он готовил блины на завтрак, что он делал десятки раз раньше. Но на этот раз все было иначе. Он наблюдал, как жидкое тесто превращается в воздушное твердое вещество. Он обнаружил, что уделяет этому глубокое внимание. «У меня был оргазмический опыт, когда я чувствовал покалывание во всем теле, и я был очень взволнован», — говорит он. «Я испытал трепет, равный тому, что был на краю Гранд-Каньона». Но это длилось всего несколько секунд. По сути, он был микродозатором благоговения.

В 2020 году в партнерстве с Кельтнером и психотерапевтом Джейком Иглом Амстер привлекла медицинских работников к трехнедельной программе, направленной на то, чтобы научиться испытывать ежедневный трепет менее чем за минуту. Примечательно, что исследование показало, что микродозирование благоговения не только помогло облегчить физическую боль, но также уменьшило симптомы депрессии на 35 процентов и тревогу на 21 процент. Эффекты были аналогичны эффектам медитации, но практика, по словам Амстера, была проще и доступнее.

Сейчас Амстер находится в авангарде исследователей, пытающихся придать благоговение медицине для повседневного использования. Благоговение больше не просто чувство, спонтанно порожденное нашим окружением; это лечебный инструмент. Его можно назначать, культивировать и дозировать с измеримыми результатами. И если идея взращивания благоговения кажется оксюмороном, Амстера это не беспокоит.

«Мы думаем об этом как о медицинском вмешательстве», — говорит он. «Это все равно, что принимать лекарства от беспокойства или депрессии или заниматься психотерапией. Это не обязательно заменяет их, но я думаю, что его можно использовать в тандеме или людьми, которым просто нужна помощь. Это способ воссоединиться с тем, что является самым важным и жизненно важным в нашей жизни».

Почему благоговение так сильно помогает нам чувствовать себя лучше? В 2015 году лаборатория Кельтнера провела исследование, показывающее, что у людей, которые недавно испытывали благоговение, но не другие счастливые эмоции, был более низкий уровень в крови интерлейкина-6, воспалительного цитокина, связанного с болью, хроническими заболеваниями и депрессивным поведением.

Трудно понять, есть ли у людей, которые чувствуют себя более здоровыми, энергия и любопытство, чтобы найти благоговение, или благоговение само по себе вызывает более здоровую физиологию. Исследования показывают, что это может работать в обе стороны: благоговение может привести к здоровым психическим состояниям, таким как удивление и социальный оптимизм, которые полезны для наших клеток. И благоговение может привести нашу нервную систему в состояние неподвижности и спокойствия, которое изменит наше настроение, по крайней мере, на некоторое время.

Как и большинство наркотиков, благоговение зависит от дозы. Полноценный, умопомрачительный трепет перед видением божественного во вселенной охватывает около 60 процентов участников психоделических экспериментов в Университете Джонса Хопкинса. Они сообщают об изменяющем жизнь поведении, таком как отказ от зависимости, которое длится годы после опыта. Если причиной является трепет, то, вероятно, это связано с чем-то более стойким, чем изменения маркеров воспаления или уровня окситоцина.

Я узнал об этом от Паулы Уильямс, профессора психологии Университета штата Юта, с которой я впервые столкнулся в 2017 году, после того как мой брак распался. Уильямс специализируется на таких факторах, как сон, влияющих на эмоциональную устойчивость. Почему некоторые люди легче восстанавливаются после жизненных неудач?

Я отчаянно чувствовал, что должен знать. В последнее время ее лаборатория изучала открытость — черту характера, связанную с любопытством, умственной гибкостью и умением ценить красоту. Когда Уильямс попросил испытуемых рассказать о стрессовых переживаниях, те, кто был тронут красотой, также, похоже, нашли наибольшее значение и испытали наибольший рост после трудных жизненных событий.

Удивляясь почему, Уильямс внимательно изучил данные проекта «Коннектом человека» Национального института здравоохранения, в ходе которого с 2012 года изучался мозг добровольцев, чтобы составить карту нейронных путей. Она заметила, что у людей, которые сообщали о том, что они очень склонны к благоговению, особенно у тех, у кого регулярно покрывались мурашки при взгляде на произведения искусства или чтении стихов, обнаруживались необычные нейронные паттерны в их мозгу.

«Мы увидели интересную связь между обработкой стимулов, таких как искусство, и частями мозга, связанными с сенсорной и эмоциональной памятью», — сказала она мне. «Это люди, которые, кажется, чувствуют эмоциональную связь с вещами вне себя».

Не все испытывают такую ​​реакцию, но, основываясь на своих исследованиях и данных психоделических исследований, Уильямс говорит, что мы можем научиться становиться более открытыми для красоты. Я нашел эту идею обнадеживающей. Возможно, мы сможем научиться преодолевать наши страдания, став более чувствительными к красоте — к благоговению.

Это напомнило мне о другом наборе наблюдений исследователя Мишель Шиота из Университета штата Аризона. Сиота особенно интересуется тем, что Амстер во время нашего обзора Центральной долины назвал когнитивным приспособлением. Благоговение заставляет нас притормозить и попытаться понять, что мы видим. В такие моменты наш мозг более открыт для новой информации, новых объяснений, новых загадок. Возможно ли, утверждает Сиота, что благоговение может помочь нам создать новую историю о том, кто мы есть, как мы вписываемся в этот мир и кем мы хотим быть?

«Это окно обучения», — сказала она мне. Хотим ли мы быть теми, кто может бросить курить? Хотим ли мы быть кем-то, кто сможет снова впустить любовь в свое сердце?

Поле паутинного люпина (Courtesy Florence Williams)

Услышав все эти теории и увидев их в действии, мне захотелось большего. Поэтому, когда Корина Годой, специалист по местным растениям из Фонда земель пустыни Мохаве, пригласила меня в поход в пустыню возле дерева Джошуа, я согласился. Это я более открытый. Воспитание любознательности. Да, да, да. Плюс еще одно суперцветение.

От начала тропы к югу от города мы направились вверх по пыльному заливу. Вскоре стало очевидно, что superbloom — понятие относительное. До плотных ковров оранжевых маков мы не дошли. Мы шли среди деревьев Джошуа, на кончиках их ветвей прорастали светло-зеленые почки. И было много цветов, экстравагантных красок на фоне песчаных склонов холмов: желтый клещ, пустынный золотой мак, розовый дикий гиацинт.

Годой был в восторге. Она усердно работала в питомнике земельного фонда, очищая местные семена и готовя грядки для проращивания. Прошло несколько дней с тех пор, как она вышла.

«О, это лиловая циновка», — сказала она, наклоняясь над растением с цветами фуксии. «В прошлом году они были очень осторожны. На этот раз они довольно эффектны!» Как и в большей части Калифорнии, в некоторых частях Мохаве в этот третий год Ла-Нинья выпало необычайно много дождей. Даже ботаник был застигнут врасплох, часто останавливаясь на пустынном дне.

«Один цвет, который вы часто видите здесь, — это желтый, даже немного оранжевого, но синий и пурпурный — они занимают особое место в моем сердце», — сказал Годой. «Они светятся. Это отличный год, чтобы увидеть, что цветет. Даже лишайник. Это все слишком!»

Годой вырос в маленьком городке недалеко отсюда. В детстве ей больше нравилось играть в грязи, чем смотреть на растения. Во время учебы в общественном колледже она стажировалась в ботаническом саду, а оттуда перешла в Калифорнию Поли Гумбольдта. Она также может говорить о пустынных черепахах и мотыльках-колибри, которые опыляют дикие растения чиа. Ей все еще за двадцать, и она излучала заразительное удивление.

Пока мы карабкались по склону холма, чтобы поближе рассмотреть участок с люпином, Годой сказала, что у нее не хватает терпения к туристам, которые стекаются к суперцветам. Я почувствовал укол защиты, но я был готов выслушать ее.

«Такое взаимодействие, которое мы имеем с растениями, может быть очень транзакционным, — объяснила она. «Ты здесь, валяешься в цветах, спрашиваешь: можно с этого селфи сделать? Но мы должны относиться к ним уважительно, потому что растения пытаются делать свою работу». Она отметила, что на создание таких цветов ушли годы. Семена так и лежат, ожидая подходящих условий. Стараясь не засохнуть. Стараюсь не быть съеденным крысами и муравьями.

«В этом много всего», — продолжила она. «Это не просто мокрая зима. Пришло время, терпение, может быть, немного удачи, немного растительной молитвы».

Должен признаться, я не думал об этом зрелище с точки зрения растения. Внезапно это показалось совершенно разумным поступком. Большинство этих растений существуют гораздо дольше, чем люди. Семена, которые создали этот цветок, были созданы в прошлом. В конце концов они проросли в этот драгоценный дождливый год, но весь смысл экстравагантных усилий был направлен на то, чтобы заставить семена будущего расцвести в возмутительном круговороте надежды. Годой и я случайно оказались посреди пространственно-временного континуума, который не имел к нам абсолютно никакого отношения. Нам, людям, просто нужно не облажаться.

И тут меня осенило: риск погони за благоговением, превращения его в личностный рост, заключается в том, что вы ослабляете его сильнейшую силу. Потому что самосовершенствование на самом деле вовсе не является предметом благоговения.

Вам может понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *