Рельефные скульптуры – Рельеф в скульптуре | Artrue

Рельеф в скульптуре | Artrue

Что такое рельеф?

В пластическом искусстве любая выпуклая скульптура, прилегающая к определенной фоновой поверхности, называется рельефом. Рельеф сочетает в себе черты плоской и объемной статуи. Таким образом, рельеф представляет собой расширяющую пространство композицию, и, будучи созданный на плоской поверхности, имеет высокую степень схожести с обычными скульптурами.

Врата ада. Роден.

Барельефы применяются по ряду причин:

  • Рельефная скульптура может выразить более широкий круг идей и композиций. Например, при создании масштабной сцены битвы потребовалось бы огромное количество пространства и материалов, в то время как рельеф поможет изобразить композицию, сохранив масштаб и ресурсы.
  • При создании барельефа на плоской поверхности не возникает проблем организации равновесия произведения, в отличие от статуй, где вес и баланс фигур играют важную роль.
  • Специфика подобных скульптур делает их идеальными для архитектурных проектов. Рельефы, будучи размещенными на стенах, порталах, потолках и арках, выполняют декоративные и сюжетные функции.

Медальоны арки Константина, Рим.

Существует три основных типа барельефов:

  1. Низкий рельеф (барельеф), в котором элементы скульптуры лишь немного выделяются на поверхности фона.
  2. Высокий рельеф (горельеф), в котором фрагменты более чем на половину выступают над фоновой поверхностью.
  3. Углубленный рельеф (койланаглиф, контррельеф), представляющий собой утопленную ниже уровня фоновой поверхности композицию, не содержащую отступов, характерных для двух других типов.

Рельеф в Ангкор Ват

Кроме того, существуют и другие типы резьбы, сочетающие в той или иной степени известные технологии и подходы. Например «сплющенный рельеф», авторство которого приписывают Донателло, является лишь подвидом барельефа, с тем исключением, что композиция в меньшей степени выделяется над фоновой поверхностью.

Пир Ирода. Гиберти.

Рельефы создаются в абстрактном, изобразительном/образном стилях. Абстрактные рельефы, как правило, содержащие геометрические мотивы, создавались в различные времена и различными народами, в том числе греками, кельтами, викингами и т.д. Представителями изобразительного стиля можно считать греков, римлян, мастеров готической эпохи и Возрождения.

Алтарь Зевса. Фрагмент рельефа.

История

Развитие рельефной скульптуры проходило неравномерно. В Греции, например, фигуры, изображаемые в композиции, ограничивались плоскостью фона, в то время как произведения Ренессанса демонстрируют объем и перспективу, построенную на соотношении фигур, глубине проработки. В Египте, некоторых культурах Ближнего Востока и некоторых цивилизациях Древнего мира (3500-600 до н.э.) рельефы обычно создавались на каменных зданиях, в декоративных целях. Популярна рельефная скульптура и в религиозном искусстве. В период 600-1100 годов, в скандинавской, исламской и мексиканской культурах, скульптурами создавались абстрактные рельефы.

Барельеф пьедестала Александровской колонны

Рельеф с кабаном. Гёбекли Тепе.

Итальянское Возрождение характеризуется заметным подъемом в реализации рельефов. Они максимально полно используют средства для создания сложной перспективы, прорабатывая текстурные контрасты поверхности, визуально изменяя пространство. В период 1530-1570 годов фантастические рельефы и лепнину создавали французские маньеристы. Рельефная скульптура барокко продолжает идеи ренессанса, а также увеличивает масштаб работ. Некоторые рельефные композиции становятся практически неотличимы от мраморных статуй (примером такого подхода отлично служит «Экстаз святой Терезы» Бернини). Среди неоклассических скульпторов, создававших рельефы, стоит выделить Антонио Канова и Бертела Торвалдсена, создававших работы с классической строгостью и чистотой.

Экстаз святой Терезы

artrue.ru

Скульптура | Введенская сторона

Рельеф в скульптуре.

Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живет» в свободном пространстве, ее можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Рельеф (от итальянского rilievo– «выступ, выпуклость, подъем») подобен объемному рисунку, выполненному в глине или камне. На ровной поверхности камня, дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображение фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остается связанным с фоном, выступает из него выпукло или совсем чуть-чуть, оставаясь плоским.
И.Дворкина

РЕЛЬЕФ (фр. relief, от лат. relevare– приподнимать) – один из видов скульптуры. В отличие от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь самостоятельное станковое значение и являться частью архитектурного или скульптурного произведения. Рельеф может выступать над плоскостью фона и углубляться в него.

Виды рельефа

В зависимости от того, насколько объемно изображены фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют три вида рельефа: барельеф, горельеф и контррельеф.

Джакомо Манцу. «Смерть Авеля» Врата смерти

Барельефом называют низкий, достаточно плоский рельеф, в котором фигуры отступают от плоскости фона меньше чем наполовину, Как правило, барельеф выступает компонентом архитектурного сооружения и играет в нем декоративную и повествовательную роль.
Появление барельефа предшествовало круглой скульптуре. Условные изображения медведей и бизонов, высеченные на скальной поверхности, можно найти в пещерах доисторических людей, живших в ледниковый период. Орнаментальными рельефными мотивами украшены все дошедшие до нас культовые сооружения глубокой древности. Величественные храмы эпохи фараонов целиком покрыты рельефными изображениями, которые, словно страницы рассчитанной на вечность книги, повествуют о происхождении и деяниях египетских богов.

Барельеф используется на монетах и медалях.

Фрагмент фриза Парфенона. Мрамор. 5 век до н.э.

В горельефе в отличие от барельефа, скульптурное изображение значительно отступает от фона или дается почти в полный объем. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти округлыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона. Горельеф особенно чувствителен к освещению. При ярком, особенно боковом, свете объемные фигуры отбрасывают сильные тени, которые словно «борются» со светом, обозначая все изгибы пластической формы, подчеркивая мелкие детали.

Углубленный рельеф (контррельеф) менее распространен, чем выпуклый рельеф. Изображение такого типа не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Больше всего такой рельеф напоминает строгий рисунок: контуры изображения словно вырезаны скульптором на поверхности камня. Фигуры и предметы остаются плоскими. Эта разновидность рельефа часто

встречается в искусстве древних египтян. Могучие колонны древнеегипетских храмов снизу доверху покрыты таким скульптурным «рисунком».

Возможности рельефа.

У скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у мастера, создающего круглую скульптуру. Ведь в рельефе можно изобразить почти все, что доступно живописи и графике: горы, реки, деревья, облака на небе, дома… Именно в рельефе во все времена создавались многофигурные сюжетные композиции. Рельеф как разновидность скульптуры часто был связан с архитектурным сооружением. Великолепные рельефы украшали храмы Древнего Египта и Древней Греции, триумфальные арки Рима, средневековые соборы и дворцовые здания нового времени…

Живописный рельеф.

Камея Гонзага

Рельеф, по своим особенностям напоминающий живописную картину, получил название живописного. В живописном рельефе удаленные предметы изображаются маленькими и более плоскими, а те, которые ближе, наоборот, вылепливаются почти в полный объем. Получается, что скульптор применяет те же законы линейной перспективы, что и художник-живописец. В живописном рельефе фон перестает быть гладким (как в барельефе и горельефе) и превращается в подобие пейзажа с деревьями, облаками, горами или воспроизводит интерьер того помещения, где происходит действие. Создателем этого вида рельефа считается гениальный итальянский скульптор XV в. Донателло.

Замечательным примером живописного рельефа являются «Райские врата» баптистерия (крещальни), построенного во Флоренции. Скульптор поместил на створках дверей композиции на библейские темы. В этом рельефе восхищает тонкость перехода пространственных планов – от почти круглой скульптуры до тонкой гравировки фона.

«Божественная игра теней»

Любая скульптура чувствительна к освещению. Можно сказать, что она оживает только под воздействием света. Она будет по-разному выглядеть при верхнем и боковом свете, в пасмурную погоду или же, наоборот, при ярком солнце. Скульпторы обязательно учитывают это в своей работе. В музейных залах, где экспонируется скульптура, должно быть тщательно продуманное освещение, иначе зрители не поймут, не оценят всех пластических достоинств произведения искусства. «Тени, божественная игра теней на античных мраморах! Можно сказать, что тени неравнодушны к шедеврам. Тени за них цепляются, одаряют их убранством»,?– писал знаменитый французский скульптор Огюст Роден. В справедливости слов Родена можно убедиться, взглянув на фрагмент фриза Парфенона?– один из немногих дошедших до нас осколков великолепного скульптурного убранства главного храма древних Афин. Мраморные рельефы словно оживали под лучами греческого солнца. Тени, отбрасываемые фигурами мужчин и залегающие в складках одежды девушек, создавали ощущение движения, придавали выступающим из фона рельефным изображениям иллюзию полного объема.

Рождение Афродиты. рельеф. Мрамор. Сицилия.460 г. до н.э.

Геммы.

С глубокой древности резчики-ювелиры вырезали рельефы на драгоценных и полудрагоценных камнях, изготовляя украшения и печати. Такие изображения получили название геммы (от лат. gemma – «драгоценный камень»). Заглубленное изображение, врезанное в глубь твердого минерала, называется инталия, а выпуклое, выступающее над поверхностью камня?– камея… Часто геммы изготавливались из многослойных камней, и у мастера была возможность при обработке камня сделать фон одного цвета, а основное изображение – другого.

 Наталья Сокольникова.

art-storona.ru

Рельеф (скульптура) – это… Что такое Рельеф (скульптура)?

Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).

Виды рельефа:

  • Барельеф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
  • Горельеф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.
  • Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.
  • Койланаглиф (или en creux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике[1].

См. также

  • Маскарон — декоративный рельеф в виде маски, изображающий часто в гротескном или фантастическом облике человеческое лицо или голову животного.
  • Рельеф

Примечания

Литература

  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 327. — 416 с. — 500 000 экз.
  • “Архитектурный словарь”

Ссылки

Горельеф в геральдике

dic.academic.ru

Рельеф (скульптура) – Howling Pixel

Релье́ф (фр. relief, от лат. relevo «поднимаю») — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона (то есть выпуклых объёмов). Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).

Виды рельефа:

  • Барельеф (фр. bas-relief «низкий рельеф») — выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
  • Горельеф (фр. haut-relief «высокий рельеф») — выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма.
  • Контррельеф (от лат. contra «против» + «рельеф») — углублённый от фона «негатив» барельефа; применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений, а также инталий.
  • Койланаглиф или анкрё (фр. en creux) — вырезанный на плоскости углублённый контур; в основном применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике[1].
  • Сквозной рельеф — рельеф с отсутствующей (частично или полностью) поверхностью заднего вида изваяния. Иногда эти рельефы делаются двусторонними. Принцип (техника) сквозной трёхмерной скульптуры-рельефа был изобретён в России в ХХ веке скульптором Иваном Ефимовым[2][3][4].

Художественный рельеф и современность

В настоящее время рельеф как способ украсить интерьер и экстерьер здания используется повсеместно — на фасадах общественных зданий, в частных интерьерах. Рельеф может быть изготовлен способом бесконечного числа копий, а может быть авторским.

См. также

  • Маскарон — декоративный рельеф в виде маски, изображающий часто в гротескном или фантастическом облике человеческое лицо или голову животного.
  • Рельеф

Примечания

  1. ↑ Рельеф
  2. ↑ Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Скульптура XVIII-XX веков: в трех томах. — Москва: Красная площадь, 1998. — ISBN 5-900743-46-2
  3. ↑ Рельефы: барельефы, горельефы, контррельефы, койланаглифы
  4. ↑ Энциклопедия «Всемирная история». Ефимов Иван Семёнович

Литература

  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 327. — 416 с. — 500 000 экз.
  • «Архитектурный словарь»

Ссылки

Барельеф

Барелье́ф (фр. bas-relief «низкий рельеф») — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма; если более — горельеф («высокий рельеф»).

Барельеф — распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи палеолита: первые барельефы — глубоко высеченные или тёсаные наскальные изображения. Барельефы также часто помещаются на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях и геммах.

Как часть архитектурного декора, барельеф может украшать пилоны, стены, фронтоны, фризы, метопы, своды, капители.

Букраний

Букра́ний, множественное число — букра́нии (др.-греч. βουκράνιον — «череп быка») — часто употребляемый орнамент в классической архитектуре, изначально появляется в дорическом ордере и как правило размещался в метопе фриза, впоследствии вновь вводится в обращение в эпоху ренессанса. Однако есть основания предполагать, что в античную культуру Древней Греции этот элемент был перенесён ещё из доисторической эпохи и с других географических пространств. Это можно обосновать артефактами, найденными на территории Ирака, или Древней Месопотамии: на керамике халафского периода уже имелось изображение головы быка.

В классической архитектуре композиционно обычно выполнялся как серия голов крупного рогатого скота либо задрапированная, либо декорированная гирляндами цветов и фруктов.

Само слово «букраний», которое в переводе с латинского языка означает «череп быка», в широком понимании во времена античности означало соответствующий символ жертвенного животного, который изображался на предметах материальной культуры.

Венера Лоссельская

Венера Лоссельская, фр. Vénus de Laussel — одна из палеолитических венер граветтской культуры (около 20 000 лет назад, верхний палеолит). Представляет собой барельеф на блоке известняка, раскрашенный красной охрой. В правой руке обнажённая Венера держит предмет, напоминающий турий рог.

Венеру Лоссельскую обнаружили в 1911 году на раскопках у посёлка Лоссель (Laussel) в коммуне Марке, департамент Дордонь, Франция.

Гальюнная фигура

Галью́нная фигу́ра (носовая фигура) — украшение на носу парусного судна.

Фигура устанавливается на гальюн (свес в носовой части парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях.

В Древнем Риме носовое украшение именовалось рострой, а в Древней Греции — кариатидой.

Горельеф

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма изображаемых частей. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Горельефы из камня, бронзы и других материалов часто используются как декоративные элементы в архитектуре или самостоятельные художественные композиции. Некоторые детали изображения на горельефе иногда только соприкасаются с фоном, а иногда совсем отделяются от него. Иногда фигуры в горельефе выглядят как круглые статуи, приставленные к плоскости стены.

Хорошо известный пример горельефов — сцены на Пергамском алтаре.

Картуш

Не следует путать с египетскими картушами — овальными рамками, заключающими египетские иероглифы.Карту́ш (фр. cartouche от итал. cartoccio «свёрток, кулёчек») — в архитектуре и декоративном искусстве — художественный мотив в виде обрамлённого завитками щита или «полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись.

Картуши возникли в период Возрождения на рубеже XV-XVI веков. В эпоху барокко и рококо картуши приобретают более сложные, часто асимметричные формы, на первый план выходят декоративные свойства элемента, который зачастую не несет никакого внутреннего изображения. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма. Распространившиеся в XVI—XVIII ст. картуши украшают парадные входы во дворцы.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами. На гравюрах и географических картах картуши, как правило, несут сопровождающий текст.

Колодец предков

Т. н. «Колодец предков», «Колодец Моисея» — одно из самых примечательных произведений средневековой скульптуры. Работа фламандского скульптора Клауса Слютера, его мастерской (включая помощника и племянника Клауса де Верве), выполненная для картезианского монастыря Шанмоль (Champmol) вблизи Дижона — места упокоения бургундского герцога Филиппа Толстого. «Статуи пророков, особенно могучая фигура старца Моисея, замечательны монументальной обобщенностью форм, смелостью изображения сильных, мужественных характеров».

Произведение было выполнено для следующего герцога Иоанна Бесстрашного, в стиле, комбинирующем элегантность интернациональной готики с северным реализмом, но с монументальностью, отсутствующей в них обеих. Сохранились счета, описывающие этот заказ, что необычно. Скульптура была размещена в отдельном павильоне XVII века посреди бывшего монастырского дворика, после того, как сильно пострадала от осадков. Дальнейшие повреждения произошли во время французской революции в 1791.

Сохранившийся «колодец» — на самом деле постамент не дошедшей до нас скульптурной группы «Распятие (Голгофа)» (с Девой Марией, Магдалиной и Иоанном; хотя возможно — с одной Магдалиной). Сохранились только фрагменты сцены «Распятия» — голова и торс Христа (ныне — в Археологическом музее Дижона).

Шестигранный цоколь обрамляется 6 фигурами пророков из числа тех, кто предсказал смерть Христову на кресте (Моисей, Давид, Иеремия, Захария, Даниил и Исайя). В руках у них свитки с пророчествами. Их фигуры разделяют изображения плачущих ангелов на консольных полуколоннах. «Слютер создал выразительные и пластически мощные образы. Пророки объединены попарно и контрастно сопоставлены. Рядом с величавым в своей кротости царем Давидом — состарившийся от скорби Иеремия; страсти Даниила, с какой он указует сроки свершения пророчеств, противопоставлены размышлениям Захарии о сути предательства; раздумья мудрого Исайи оттеняют силу духа законодателя и боговидца Моисея».

Котков, Эрнест Иванович

Эрне́ст Ива́нович Котко́в (3 марта 1931, Киев — 6 октября 2012, Киев) — советский и украинский художник-график, член Союза художников Украины (1958).

Маскарон

Маскаро́н (фр. mascaron, иногда фр. macaron — макаро́н, итал. mascherone) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. Маскароны, в отличие от устрашающих гаргулий, могут также носить комический, нейтральный или романтический облик. Как правило, маскарон размещается на видном месте: в замке арки, над оконным или дверным проёмом. В России маскароны появляются в архитектуре петровского барокко начала XVIII века.

Распространённые виды маскаронов:

Купидоны

Фантастические маски-гротески периода барокко

Маскарон-Нептун, укрощающий фонтан

Копии греческих масок в архитектуре классицизма

Львиная голова, также типичная черта классицизма

Женская головка в архитектуре модерна

Медальерное искусство

Медалье́рное иску́сство — искусство изготовления монет и медалей: гравирование штемпелей для чеканки или, в древности и Средние века, лепки форм для отливки монет и медалей. Вид пластического искусства малых форм, родственный глиптике.

Материалом для монет и медалей служат металлы — медь, серебро, золото и другие — которые, благодаря пластичности и относительной прочности, позволяют добиться четкости изображаемых мелких деталей.

Для медальерного искусства свойственны устойчивость композиционных приёмов и иконографических типов, ясная и лаконичная пластика. Это связано с необходимостью вписать все элементы в заданную форму, не разрушая при этом конструктивного единства надписей и изображения. В медальерном искусстве широко используются эмблемы, символы и аллегории.

Пастилья

Пасти́лья (от итал. pastiglia — «лепешка, комок теста») — итальянское название техники лепного рельефа, в частности рельефного декора, вылепленного из гипса или стукко и помещённого на деревянную панель, сундук-кассоне или на кессонах деревянного потолка. Рельеф пастилья расписывают красками или покрывают позолотой.

Как правило, пастилья лепится из грунта или белого свинца, вылепленный рельеф после этого расписывается красками или покрывается позолотой; также возможно оставление рельефа в натуральном виде. Техника использовалась различными способами в Италии в эпоху Ренессанса.

На мебели, рамах картин и зеркал пастилья используется как дешёвая имитация резьбы по дереву или по кости, резной мебели или литья по металлу.

Пастилья из белого свинца на шкатулках или ларцах, как правило иллюстрирует сцены древне-римской истории.

Перлотти, Луис

Луис Перлотти (исп. Luis Perlotti; 23 июня 1890 Буэнос-Айрес — 25 января, 1969 Пунта-дель-Эсте) — видный аргентинский скульптор 20-го века.

Пластилинография

Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства.

Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Основной материал — пластилин.

Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Пловец (горельеф)

«Пловец» – горельеф скульптора А. С. Голубкиной в стиле модерн над правым входом в здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке.

Рельеф Бёрни

Рельеф Бёрни (англ. Burney Relief), также известный как Королева/Царица Ночи (Queen of the Night) — терракотовый рельеф из Южной Месопотамии, датированный 1800—1750 гг. до н. э. Изображает обнаженную женщину с зооморфными чертами: крыльями и когтистыми лапами вместо ног. Фигура не идентифицирована, среди самых распространенных версий: Иштар, Эрешкигаль или Лилит. Находится в Британском музее и носит имя лондонского антиквара Сидни Бёрни.

Торевтика

Торе́втика (греч. τορευτιχος — искусный в рельефной работе по металлу, от греч. τορεο — вырезываю, чеканю, лат. caelatura) — искусство производства рельефных художественных изделий из металла, в противоположность ваянию из камня, глины, воска и дерева. Преимущественно словом «торевтика» обозначается обработка металлов острыми стальными инструментами, а именно чеканка, выбивка при помощи пунсонов или гравировка, а также тиснение по формам. Иногда этим термином обозначается также художественное литьё и ковка.

Искусство торевтики уходит своими корнями в глубокую древность. Она применяется уже в эпоху бронзового века. Изделиями высокого мастерства, созданными в железном веке, являются Certosa situla из Италии, а также бронзовая ситула из Ваче и поясная пряжка из Ваче (Словения). Особенное развитие торевтика получила у народов Малой Азии, Ассирии, Вавилона, перейдя оттуда в древнюю Персию. Ярким примером влияния персидской школы торевтики считается клад из села Надь-Сент-Миклош, который был найден в Трансильвании в 1799 году. Клад, состоящий из 23-х золотых сосудов, считался сервизом предводителя гуннов Аттилы, изделием аваров или печенегов. Однако большинство учёных считает его, из-за содержащихся на сосудах рунических надписей, работой протобулгарских мастеров.

Чеканка

Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа. Один из видов декоративно-прикладного искусства.

Является одним из вариантов художественной обработки металла.

Техника чеканки применяется при создании посуды, декоративных панно, различных ювелирных украшений.

Рельеф на листовом металле создают с помощью специально изготовленных инструментов — чеканов и выколоточных молотков, которые изготовляют как из металла так и древесины.

Для чеканных работ применяют такие металлы как латунь, медь, алюминий и сталь толщиной от 0,2 до 1 мм, в некоторых случаях золото и серебро.

Рельеф или рисунок можно чеканить, положив лист металла на торец березового или липового кряжа, на войлок, толстую резину, брезентовый мешок с речным песком, слой пластилина или смолы. В некоторых случаях более удобна свинцовая плита.

Чеканка монет характеризуется созданием рельефа на поверхности металла зачастую большей толщины, чем при художественной чеканке (больше 1 мм). Осуществляется путём сильных ударов штемпелем — пуансоном, имеющим углубленные изображения и надписи. Для точности и достаточной силы удара используются специальные станки.

Процесс художественной чеканки завершает декоративная отделка.

Чукотская резная кость

Чуко́тская резна́я кость — вид народного искусства, издавна распространённый у чукчей и эскимосов северо-восточного побережья Чукотского полуострова и островов Диомида; пластически выразительные фигурки животных, людей, скульптурные группы из моржового клыка; гравированные и рельефные изображения на моржовых клыках и бытовых предметах.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Рельеф как один из основных видов скульптуры

Слово рельеф происходит от латинского глагола relevo, что означает «поднимать». Создание на памятнике скульптуры в виде рельефа создает впечатление приподнятости изображения над поверхностью камня.

Фактически же, резчик по камню или по дереву выбирает определенные части плоскости, оставляя нетронутым будущий рельеф. Эта работа требует немалого умения, большого времени и отличного владения резцом. Если считать это недостатками, то к достоинствам техники художественного рельефа можно отнести:

  • отсутствие необходимости формирования задника скульптуры;
  • повышенную прочность скульптуры, особенно в сравнении с вырезанными из камня фигурами.

При использовании таких материалов, как метал, глина, штукатурка или керамика, рельеф может быть добавлен или выдавлен из плоскости, а монументальные барельефы из бронзы производятся методом отливки.

В зависимости от высоты рельефного изображения, различают его виды с использованием итальянской или французской терминологии:

  • горельеф (итал. alto-rilievo – высокий рельеф) – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью более чем на 50%, и часто имеющее элементы, частично отделенные от плоскости;
  • барельеф (итал. basso-rilievo – низкий рельеф) – скульптурное изображение выступает над поверхностью камня не более чем наполовину
  • койланаглиф (фр. en creux) – рельеф имеет углубленный контур и выпуклое скульптурное изображение
  • контррельеф (итал. cavo-rilievo) – рельеф-негатив или углубленный рельеф

В современной монументальной скульптуре наиболее часто используются техники горельефа и барельефа и их вариации. Впрочем, это совершенно не означает, что другим видам рельефной скульптуры не осталось места в современном искусстве. Рассмотрим их более подробно.

Барельеф или низкий рельеф

Самым простым примером использования данной техники являются обычные монеты. Вполне очевидно, что изображения на них имеют минимальную относительную высоту, практически неразличимую при просмотре сбоку. Если же положить монету на ладонь и посмотреть на нее спереди, то трехмерный эффект будет максимальным.

Древнеегипетский барельеф

Сама идея изготовления барельефа предполагает простоту в резке, низкую технологичность и дешевизну в производстве, поэтому он получил наибольшее распространение в большинстве мировых культур, начиная с Древнего Египта, стран Ближнего Востока и цивилизаций Центральной и Северной Америки. Кроме этого барельефы нередко прокрашивались красками различных оттенков для того, чтобы максимально «поднять» изображение. До наших дней древние барельефы дошли в основном в неокрашенном виде – краску время не щадит гораздо быстрее, чем саму статую. Тем не менее, химический анализ позволяет с уверенностью утверждать, что большинство барельефов окрашивалось.

Историкам известны и более экзотичные виды барельефов, например, Ворота Иштар из древнего Вавилона. Скульптуры животных на них созданы с использованием формованных кирпичей. Египетские и римские барельефы изготавливались с помощью штукатурки, и, вследствие этого, большинство из таких барельефов практически не сохранились до наших дней.

В европейской культуре самые известные барельефы изготавливались из дерева и использовались в качестве элементов церковных алтарей.

Барельефы буддийского храма,
Восточная Индия

Но наиболее часто барельефы встречаются в технике изготовления буддистских памятников Индии и Юго-Восточной Азии. Храмы в пещерах Аджанта и Эллора содержат колоссального размера изображения богов, высеченные из цельных кусков камня. Храм Бородулур на Центральной Яве (Индонезия) содержит почти полторы тысячи барельефов, рассказывающих о рождении Будды. На этом же острове расположен храм Прамбанан, с барельефами, иллюстрирующими сюжет индуистской поэмы Рамаяна.

Горельеф

Рельефные скульптуры, в которых над плоскостью находится не менее половины объема, впервые наиболее заметно появились в искусстве Древней Греции. Часто это были практически самостоятельные скульптуры, отделенные от поверхности камня и пересекавшиеся друг с другом для создания полного эффекта глубины.

Горельефы греческих и римских саркофагов изготавливались методом высверливания, без стамесок. Их композиции максимально насыщались фигурами и персонажами – например, Саркофаг Людовизи. Средневековье ознаменовало полное распространение техники высокого рельефа, особенно у греков. В эпоху Ренессанса горельефам была дана вторая жизнь. Особенно заметно было их использование в погребальном искусстве, позднее – в неоклассических фронтонах и городских памятниках.

Горельеф времен Древней Греции

В индуистской монументальной скульптуре горельефы соседствовали с барельефами, не сильно уступая им в популярности. Группа храмов в Кхаджурахо – самый очевидный пример использования техники высокого рельефа индийскими скульпторами.

Контррельеф и койланаглиф

Данные виды рельефа не получили глобального распространения в погребальном искусстве. Отдельные цивилизации, например, Древний Египет, использовали углубленный рельеф достаточно широко, но за пределами этого государства данный вид скульптуры значимого распространения не получил.

Различные виды рельефов часто используются в изготовлении памятников на могилу и в качестве накладных элементов для них, а также в создании ритуальных и мемориальных табличек, в том числе для колумбарной стены или семейного колумбария. Менее трудоемкий и, соответственно, более доступный барельеф как нельзя лучше подходит для оформления надгробия или гранитной плиты. Эта техника прекрасно используется как для создания динамических ростовых скульптур, так и для небольших, «бюстовых» форматов.

funeral.by

Скульптурный рельеф

/Статьи по скульптуре/

Искусство скульптуры многообразно. Оно очень часто работает как совместно с архитектурой и живописью, так и самостоятельно. Станковые скульптуры, мраморные барельефы, гранитные рельефы, монументальные статуи, бронзовые рельефы, фарфоровые статуэтки, миниатюрные нэцке — все эти композиции входят в скульптурную пластику.

В отличие от круглой скульптуры рельефные изображения очень уплощены. Во французском искусстве они приближались к картинам, их так и называли — живописные рельефы. Когда в эпоху Возрождения начали использовать перспективное построение композиций на плоскости плинта, ваятели получили дополнительное средство образного выражения. Чтобы профессионально вылепить тонкий рельеф нужно тщательно учитывать нюансы сложного перспективного сокращения скульптурных объёмов. Когда я учился на скульптурном факультете института имени Репина, нам долго объясняли правила лепки рельефа. В каждом семестре мы обязательно лепили одну такую композицию.

В архитектуре рельефы обычно размещали не высоко, чаще всего не выше уровня глаз зрителя, для того чтобы он мог оценить прекрасно проработанные детали произведения. Великолепные композиции оставили ассирийцы и древние греки. Античные ваятели высекали из камня прекрасные рельефные композиции на стенах храмов из мрамора и гранита. Древние римляне украшали дома великолепными произведениями из бронзы и камня. Шероховатая поверхность каррарского мрамора органично сочетается с идеальной полировкой металла. В эпоху Ренессанса флорентийские мастера бронзолитейщики по эскизам Бенвенуто Челлини и Донателло отливали в бронзе, чеканили и патинировали свои шедевры для Папского двора и Дома Медичи. Резчики по дереву украшали дворцовые двери изящной резьбой, а флорентийские кузнецы создавали ажурные рельефы на окна и ворота палаццо.

В России первые дворцы были построены итальянскими архитекторами. В их скульптурном убранстве использовались бронзовые скульптурные группы, каменные статуи и декоративные рельефы. Гуляя по дворцовым интерьерам, поражаешься богатству и разнообразию художественных приёмов, особенно тончайшей рельефной резьбой по камню на замечательных интерьерных вазах и декоративными плакетками на роскошной мебели. Мне нравятся виртуозные гипсовые рельефы, покрытые сусальным золотом.

В зоопарке Берлина керамические цветные плитки с выпуклыми изображениями животных и птиц украшают лестничные марши. Очень красиво!

Современные скульпторы создают оригинальные рельефные композиции. В музее Эрмитаж часто проводятся интересные выставки по медальерному искусству. Моим друзьям нравится рассматривать эти тщательно отгравированные, прочеканенные в бронзе и серебре, произведения.

Сегодня заказать скульптурный рельеф Вы можете в Творческой мастерской Союза художников России под руководством Селиверстова Игоря. На собственном производстве мы создаём произведения искусства в мраморе, бронзе, гипсе и фибробетоне. Наши мастера работали в Русском музее и Академии художеств, выполняя под заказ рельефы и статуи для многих городов России. Покупая скульптуру у нас, Вы будете гордиться им долгие годы.

www.sculpture1.ru

Фантастическая лепнина и барельефы

Автор:
13 февраля 2018 09:10

Каждый хочет как можно красивее и по своему вкусу украсить свое жилище. Что люди только не придумывают для этого. И вот один из способов украшения стен – лепнина, барельефы и горельефы. Посмотрите какая прелесть!

Барельеф в интерьере выглядит очень изысканно и оригинально. В комнате создается особый шарм. Это отличный вариант для декора пустой стены, либо маскировки ее неровной поверхности.

Источник:

Источник:

Плоскостные скульптуры Это когда вся скульптура изображена на плоской поверхности, и только некоторые его части слегка выступают

Источник:

Источник:

Источник:

Материалом для барельефа, в основном, служит гипс, штукатурка, глина, папье-маше, полистирол

Источник:

Горельеф Это когда все детали скульптуры выступают больше чем на половину всего объёма, тогда как если выступ менее выступающий — это и является барельефом

Источник:

Барельеф специально создается под конкретный интерьер, и повторить шедевр дважды все равно не получится – в каждом новом месте он будет смотреться по-другому

Источник:

Источник:

Источник:

Такая высокая уникальность делает каждый декор единственным и неповторимым

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Барельефные изображения применяются во многих архитектурных стилях, от готики до модерна, но для готики это элемент является обязательным

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

В барокко барельефные изображения служили акцентом роскоши интерьера

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

fishki.net

Вам может понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *