Барельеф из декоративной штукатурки: фото, видео
В современном дизайне есть очень модное направление – барельеф из декоративной штукатурки. Древняя техника украшения стен объемными изображениями долгое время была незаслуженно забыта и использовалась только для создания монументальной скульптуры и оформления общественных мест.
Создание декора из лепнины в жилище и до сих пор могут позволить себе немногие: художественный уровень такой работы дает возможность мастеру оценивать свой труд достаточно высоко. Но приемы изготовления барельефа не представляют особенной сложности. Основное препятствие на пути самодеятельного дизайнера – убежденность в том, что сделать своими руками красивый барельеф на стене очень трудно.
Можно ли сделать барельеф своими руками?
Существует 2 способа монтажа декоративного панно на стенах помещений: покупка готовых плит с фрагментами лепнины и создание изображения прямо на стене. В первом случае укладка деталей панно напоминает выполнение облицовочных работ с кафельной плиткой. Для крепления элементов используются жидкие гвозди или плиточный клей.
Другой способ сложнее, но гораздо интереснее, так как требует проявления творческих способностей. Для выполнения отделки нужно иметь минимальные навыки работы с пластичными материалами (на уровне школьных уроков лепки), пространственное воображение и умение рисовать. При желании можно воспользоваться готовыми рисунками или орнаментом, перенеся их на стену с помощью проектора или увеличивая по клеткам.
Создание самого рельефа потребует терпения и аккуратности. Большое значение имеет используемый в работе материал. Для получения хороших результатов лучше всего использовать финишные штукатурки на гипсовой основе или декоративные смеси с очень мелкой фракцией наполнителя. Они хорошо поддаются шлифовке, пластичны и обладают однородной структурой, что позволяет выполнить даже мелкие детали.
Как подготовить рабочее место?
Гипсовые смеси имеют свойство застывать в течение 15-20 минут. Это дает возможность легко и надежно закреплять на стене детали рельефа, лепить нужные фрагменты прямо на штукатурке. Но эта же особенность гипса может мешать начинающему декоратору, которому приходится работать очень медленно. Единственный выход из этой ситуации – делать большое количество раствора для лепки крупных деталей, когда его можно набрасывать на стену как обычную штукатурку и замешивать немного гипса, если требуется кропотливая работа по созданию мелких деталей.
Чтобы не отрываться в процессе работы на поиски нужного инструмента, следует все приготовить заранее. Для самодеятельного скульптора потребуются:
- финишные гипсовые смеси или декоративная штукатурка;
- валик;
- кельма;
- шпатели разного размера или мастихины;
- емкость;
- влажная тряпка;
- стамески с разными жалами или набор резцов для дерева или гипса.
Для разных техник исполнения выпуклого узора могут понадобиться полосы из марли или ветоши, сухие колосья и травы или другой декор. Для создания повторяющегося орнамента нужно заранее заготовить трафареты. Пригодятся и акриловые краски, губка и сухая тряпка. Если планируется создавать рельеф с деталями, очень далеко выдающимися над уровнем стены, стоит запастись и проволокой.
Как сделать барельеф?
Стена, на которой будет создаваться барельеф из штукатурки, должна быть подготовлена к отделке: ее нужно выровнять и прогрунтовать составом глубокого проникновения в 2 слоя. Если на поверхности требуется декоративная отделка фактурной штукатуркой, то не следует покрывать ее воском или лаком. Барельеф будет хорошо держаться только на необработанной стене.
В качестве фона под панно может быть нанесен собственный рельеф. Сделать его нужно на ограниченном участке стены, там, где планируется выполнить объемную отделку. Ориентируясь на общие внешние контуры скульптурного изображения, сделать отметку, до которой должна распространиться фоновая фактура. Такой прием позволяет более органично вписать скульптурное изображение в поверхность стены. Самую простую фактуру можно сделать с помощью длинноворсового валика и гипсовой шпатлевки: нанести тонкий слой смеси на стену в пределах очерченных границ и прокатать свежую штукатурку валиком. После отвердения слоя (24 часа) можно перейти к нанесению рельефа.
Перенести рисунок на подготовленную поверхность, отмечая расположение его деталей внутри контура. Там, где слой штукатурки будет особенно толстым, можно сделать отверстия и вбить дюбели. На саморезах барельеф на стене сможет держаться, как на арматуре. Некоторые детали можно вылепить или отлить отдельно, а затем приклеить их к стене.
Дальше начинается исключительно творческая работа:
- Согласно эскизу, нанести внутри контура подготовленный раствор из воды со штукатуркой (готовить по инструкции изготовителя смеси). Вариантов на этом этапе множество: можно делать рельеф сразу, если рисунок достаточно простой или сначала приподнять контур над поверхностью, чтобы вылепить детали позже. Некоторые элементы рисунка можно вдавить в штукатурку, нанесенную специально для этого толстым слоем. Основное правило при формировании композиции – самый близкий или центральный фрагмент должен выступать над стеной сильнее всего. Второстепенные и удаленные детали имеют меньшую высоту.
- Прикрепить вылепленные отдельно детали на слой сырого гипса и замаскировать швы, замазав их гипсом. Если нужно сделать сильно выпирающий вперед фрагмент (рог, нос, стебель или лист), то в качестве арматуры нужно использовать проволоку, закрепив ее на стене в слое гипса и высушив форму в течение 1-2 часов. На эту основу наносить штукатурку, формируя нужную часть рисунка.
- Проработать мелкие детали, используя мастихины или резцы, нож и любые удобные для этого инструменты. Детали на схватившемся, но еще влажном гипсе легко можно процарапать, прорезать или нарастить с помощью собственных пальцев.
- Завершенный барельеф оставить на несколько часов до отвердения. Наждачной шкуркой отшлифовать поверхности, снимая лишнее и устраняя дефекты. Если часть рисунка не устраивает мастера, ее можно исправить, нанеся немного раствора и вылепив недостающее.
Просушив готовую скульптуру в течение 3-5 дней, в зависимости от толщины слоя, окрасить ее цветными акриловыми красками или произвести оттеняющую объем обработку. Для этого нужно приготовить краску, колеруя ее в темные оттенки бежевого, серого, песочного цвета. Нанести акриловую эмульсию губкой, стараясь хорошо прокрасить впадины рельефа. Протереть сырую поверхность сухой тряпкой, снимая излишки краски с выпуклых мест. Нанести фрагментарно в нужных местах белую краску или позолоту, серебрение, глиттеры.
Только после полной готовности барельефа можно перейти к нанесению восков и лаков на него и остальную часть стены.
Другие техники создания панно
Если барельеф на стене должен состоять из некоторого числа повторяющихся элементов, то очень легко сделать их по трафарету. В зависимости от нужной высоты рисунка следует подобрать прочный влагоустойчивый материал. Это может быть толстый пластик, плотный картон или готовый трафарет, купленный в магазине.
Нанесение барельефа в этом случае начинается с подбора рисунка и перенесения его на подготовленный материал. Затем нужно прорезать контуры отдельных фрагментов и прикрепить картон к стене. Шпателем намазать гипсовый раствор на прорезанные части, захватывая области трафарета вокруг них. При этом формируется рисунок с плоской поверхностью, выступающий над фоном на 2-3 мм. После того как он немного окрепнет, картон нужно аккуратно снять, добавить мелкие детали, если это необходимо и перейти к следующему изображению, прикрепляя трафарет рядом или в любом нужном месте стены.
Выпуклые контуры предметов, ветки, архитектурные ансамбли любой сложности можно выполнить из скрученных в жгуты кусков бинта или ткани. Смочив их в штукатурке из гипса, приклеить в отмеченном месте рисунка, затереть шов. Таким способом можно заполнять и контуры, если барельеф должен содержать изображения с неровной фактурой поверхностей. Добавляя вылепленные руками детали, можно создавать очень сложные композиции.
Подобным образом можно поступить и с сухоцветами, ветками, колосьями, раковинами и пр. Осторожно покрыв их слоем гипса в подходящей емкости, приклеить фрагменты на сырую штукатурку. Завершив прикрепление готовых деталей панно, можно дополнить их лепными элементами. Окончательную отделку можно производить тонированием, затемняя краской впадины узора и выделяя выпуклости светлым оттенком.
В детской уместно будет раскрашенное цветное панно с изображением любимых персонажей сказок. В кухне можно гармонично вписать в интерьер натюрморт или лепной бордюр с плодами и ягодами. Пейзажные картины подойдут для гостиных, спален и прихожих. Их можно выделить цветом или удачно подобранным освещением однотонного барельефа.
shtukaturkadoma.ru
Барельеф из штукатурки
Вам наскучили обои, вы решили украсить стену комнаты или балкона? Задались вопросом “Как сделать барельеф из штукатурки своими руками?“
Для создания лепнины или рельефа на стене можно использовать разные материалы: гипс, алебастр, глину, шпаклевку, гипсовую или декоративную штукатурку, полиуретан.
В домашних условиях и небольшом опыте лучше всего выбрать гипсовую штукатурку (Ротбанд). Также для самостоятельного изготовления барельефа из штукатурки нам понадобится грунтовка (лучше две: защищающая от плесени и укрепляющая), емкость для замешивания смеси, насадка-миксер, дрель, мастихин, шпатель, малярные кисти, скребки, нож, наждачка и абразивные губки разной жесткости, несколько саморезов (в зависимости от объема рельефа).
Для создания крепкого барельефа основу я делаю из гипсовой штукатурки Ротбанд, а верхние слои – из финишной шпаклевки Шитрок.
Изготовление рельефа на стене – процесс длительный. Для удобства прилагаю вам краткое содержание с активным перемещением по пунктам мастер-класса:
Перед началом работы следует определиться, что именно вы ходите видеть и набросать эскиз. От общего рисунка и того, насколько рельеф из штукатурки выступает от плоскости стены, зависит и количество необходимого инструмента и материала.
Для качественного изготовления барельефа из штукатурки необходимо тщательно подготовить поверхность стены – выровнять, оштукатурить и загрунтовать. В моем случае рабочий подготовил мне ровную поверхность “под покраску”, мне оставалось лишь загрунтовать ее в два слоя. Я использовала грунтовку от плесени и грибка, поскольку моя работа находится на балконе (возможна влажная среда).
После полного высыхания грунтовки (обычно не ранее 8 часов), с помощью простого карандаша переносим эскиз рисунка барельефа на стену. Теперь нам предстоит замесить раствор штукатурки. Обычно я немного отклоняюсь от рекомендаций, указанных на упаковке Ротбанда – вместо 0,6 литров на 1 кг сухой смеси лью 0,5 холодной чистой воды. Для замешивания штукатурного раствора удобно использовать ведро с разметкой.
Если сделать раствор слишком жидким – он будет деформироваться на стене, стекая вниз и трескаться при высыхании. При сухом воздухе вполне возможно, что и при моих пропорциях барельеф потрескается. Это происходит из-за того, что внешний слой высыхает быстрее, чем внутренний. Избежать этого можно с помощью маленькой хитрости – периодически смачивайте поверхность сохнущего рельефа мокрой кистью. Или же накройте ее влажной тряпкой.
Раствор должен быть хорошо перемешан. Не готовьте сразу много смеси – гипсовая штукатурка довольно быстро затвердевает – достаточно около 17 минут и она станет непригодной. Облегчите себе работу – используйте насадку-миксер на дрель или шуруповерт.
Естественно, дрель или перфоратор мощнее, но с ними стоит работать аккуратно, чтобы не забрызгать все вокруг)
Перед замешиванием электроинструментом сухую смесь необходимо немного перемешать с водой шпателем или кельмой, чтобы не напылить.
Затем перемешайте раствор при помощи электроинструмента, дайте постоять минут 5 и перемешайте еще раз.
Прежде чем приступить к изготовлению рельефа, определите самые объемные места вашей лепнины. Если планируется горельеф (сильно выступающий от стены рельеф), то дополнительно нужно изготовить каркасы из проволоки. Если же вы собираетесь лепить барельеф – достаточно закрепить несколько саморезов в самых “толстых” местах.
Наносите первый слой, особенно уделяя внимание рельефным участкам. Не старайтесь сделать рельеф ровным, оставьте ребристость для лучшего связывания со вторым слоем штукатурки.
Итак, штукатурка высохла (в зависимости от слоя это может занять от нескольких часов до нескольких суток). Определить можно простукиванием – по не просохшей лепнине звук глухой. Теперь необходимо нанести слой укрепляющей грунтовки.
Снова даем нашей лепнине отдохнуть и подсохнуть не менее 8 часов.
Замешиваем штукатурный раствор (немного меньше, чем в первый раз) для второго слоя.
Наносим второй слой так же как и первый – шпателем, сильно и резко “бросая” раствор на стену, стараясь избежать пустот в рельефе.
После нанесения основной массы второго слоя на рельеф, штукатурку необходимо распределить. Делают это обычно с помощью шпателя или мастихина, но я предпочитаю руки)
Как я уже упоминала, для крепления горельефа, необходимо использовать каркасы из проволоки. В моем примере нужно было закрепить выступающий бивень. Изгибаем проволоку нужной формы и лепим на нее штукатурку. Лучше скрутить несколько проволочек, и закрепить из на основной лепнине веером – так надежнее. В конце процесса нанесения слоя штукатурки следует “похлопать” поверхность для удаления пустот в лепнине.
Наращиваем массу барельефа с запасом на шлифовку. В особо толстых местах и там, где необходимо предотвратить “стекание” штукатурки в процессе высыхания – используйте обычный бинт, замазывая смесь вперемешку с ним. Строители нередко используют металлические сетки, но в моем случае это излишне.
Если вы планируете делать работу начисто из штукатурки, без верхнего слоя шпатлевки – выравнивайте работу до ее полного высыхания. Выровняйте поверхность штукатурки шпателем примерно через час после нанесения и она станет прилично гладкой (внизу на фото эффект виден на животе ганеши).
Для окончательного формирования барельефа Ротбанд не очень подходит – он излишне твердый. Финишная шпаклевка нежнее и легче поддается шлифовке. Поэтому второй этап – нанесение финишной шпаклевки (в этом МК подробнее).
В зависимости от условий, можно выбрать как готовую, так и сухую смесь. Для балкона я выбрала морозостойкую готовую шпаклевку, поскольку даже на утепленном балконе довольно прохладно и влажно зимой.
Финишную шпаклевку наносим в несколько слоев, тщательно заделывая щели в барельефе.
Для удобства и для того, чтобы смесь не высыхала, я откладывала небольшое количество в неглубокую банку, а ведро закрывала. Наносила смесь не шпателем, а синтетической кистью, что, на мой взгляд, удобнее.
Шпаклевка Шитрок пластичная, и, хотя рекомендуемая толщина слоя не должна превышать 2мм, я уже несколько раз нарушала это правило без последствий.
На холодном балконе у меня не появилось ни одной трещины.
Помните, что “прогладить” слой шпаклевки, как это делается со штукатуркой, не удастся. Шпаклевка будет тянуться за инструментом. Поэтому все недочеты стоит исправлять после полного высыхания с помощью шлифования и нанесения новых слоев.
Помимо шлифования поверхности, в создании окончательного вида рельефа я применила шприц для мелких деталей. Готовый барельеф тщательно грунтуем.
После высыхания всех слоев шпаклевки переходим к самому творческому, на мой взгляд, этапу – покраске барельефа. Я использовала индийские порошковые краски праздника Хеппи Холи. Это очень сочные пигменты и их единственный минус в том, что они сухие)
Я добавляла индийские порошочки в готовые строительные колеры, ближайше подходящие по цветам. Результат волшебный)
. . . МК пока не закончен)
>> Мастер-классы
>> Интерьер
lanki.ru
как сделать своими руками объемные панно и барельефы
Вы когда-нибудь задумывались, на сколько древним является искусство настенной живописи? Пожалуй, с самого зарождения человечества, начиная от наскальных рисунков, человек украшает стены своего жилища всевозможными изображениями.
Объёмные картины, — панно и барельефы наделены большим реализмом, чем плоские изображения. Цветы, деревья и животные, как бы застывшие в гипсе, притягивают взгляды и восхищают.
В этой статье я хочу рассказать вам о технологии создания декоративных барельефов и объёмных рисунков из современных материалов, — штукатурки и шпаклевки. Разберём основные правила и приёмы при работе, а также крутые примеры готовых объектов, которые, возможно, и вас вдохновят сделать нечто подобное своими руками.
Барельеф и панно
Барельеф в переводе с французского значит «низкий рельеф». Это вид скульптурного рельефа, главная особенность которого — рисунок выступает над плоскостью на половину своего объема или менее. Если изображение более выступающее, то это горельеф — «высокий рельеф».
К этому виду объемного рисунка относятся не только архитектурные украшения, но и любые другие изображения, например, на монетах или медалях.
Панно — более приближенное к дизайну помещений понятие, это вид изобразительного искусства, когда на части стены или потолка создается рельефное монументальное произведение. Как правило, панно обрамляют орнаментом, багетами как картину.
Пример, панно из гипса.
Панно может создаваться в совершенно разных техниках: барельеф, мозаика, резная композиция, фреска (роспись по штукатурке) и т.д. Далее речь пойдет о объемных рисунках и картинах из гипса и штукатурки, т.е. о барельефе.
Что такое лепнина
К этому понятию можно отнести всевозможные декоративные накладки на стены: багеты, молдинги, потолочные плафоны, узорные розетки, разнообразные завитушки, пилястры (колонны на стене или в углах), фасадные карниза, накладные рустовые камни на углах дома и т.д.
Лепнину для внутренних помещений часто отливают из гипса. Для фасада более практичны изделия из полиуретана, которые крепят на клей.
Пример гипсовой лепнины — накладка на стену.
Современная художественная штукатурка
Для каждой эпохи характерны свои мотивы в настенной живописи. Техника исполнения барельефов также меняется со временем, современные объемные рисунки из штукатурки более сложные и детализированные благодаря новым материалам, более прочным и долговечным.
Сюжеты картин из гипса условно можно поделить на несколько групп (примеры на фото):
▶ портреты, люди
▶ природа: растения, цветы
▶ животные и рыбы
▶ пейзажи, городские улочки
▶ геометрические рисунки
Материал для барельефа
Мнение эксперта
Марина Занина
Дизайнер интерьера
Скажу сразу, что приемлемый результат в создании настенных панно можно получить из практически любой штукатурки (гипсовой и цементной) или финишной шпаклевки. Основное, на что стоит обращать внимание — это максимальная и минимальная толщина слоя материала по рекомендациям производителя. Выбирайте смеси исходя из ожидаемого результата: когда требуется идеальная гладкость — берите для барельефа финишную шпаклевку.
Как выбрать смесь для художественной штукатурки?
- Прежде всего, нужно выбирать по месту планируемых работ. применяются только для внутренних сухих помещений, т.к. гипс активно вбирает влагу и теряет при этом прочность. Материалы не боятся влаги, поэтому для фасада нужно брать только их.
- Второе, на что обращать внимание, — толщина нанесения. Если планируете тонкие узоры и мелкие детали, то покупайте шпаклевку с самой маленькой допустимой высотой слоя. То же относится и к наибольшей толщине. Все современные штукатурки допускают нанесение слоем до 5 см. Если требуется больший слой, то советую выбрать Weber Vetonit Profi Gyps. Она допускает локально толщину до 10 см.
- Также, картины и барельефы с большим объемом лучше начинать из штукатурки, она создаст прочный каркас. После формирования общих контуров рисунка детали и верхние гладкие слои выполняются из шпаклевки.
Вот несколько проверенных материалов для выполнения рельефных картин и панно:
Название | Основа | Толщина, мм | Плюсы |
Кнауф Унифлот | гипсовая | 1-5 | Очень гладкая, быстро схватывается. |
Кнауф Фуген | гипсовая | 1-5 | Менее гладка, но «каменная» прочность. |
Сатентек | гипсовая | 1-5 | Идеально гладкая, без зернистости. Легко обрабатывается. |
Волма Слой | гипсовая | 5-30 | Хорошошо шлифуется, можно не шпаклевать. Удобная при нанесении, держит форму. |
Кнауф Ротбанд | гипсовая | 5-50 | Шероховатая, крепкая |
Волма Аквастандарт | цементная | 1-8 | Подойдет для сухих и влажных помещений. Жизнеспособность раствора до 2 часов. |
Вебер VH | цементная | 1-4 | Крепкая шпаклевка для наружных работ |
Актуальные цены на шпатлёвку:
Гипсовая шпаклевка
В этом видео рассказано, какая штукатурка и шпаклевка из гипса лучше для объемных картин на стену.
Необходимый инструмент
Когда с материалом определились, нужно подобрать инструмент для работы. Рассмотрим основной минимальный набор мастера по барельефу.
▶ Шпатель и кельма. Это основной инструмент для нанесения штукатурного раствора на большие объемы и выравнивания поверхности. Узким шпателем удобно замешивать материал в небольших ведерках и накладывать на кельму.
Где купить: любой строительный магазин.
Венецианская кельма и шпатель «ласточкин хвост».
О выборе венецианской кельмы для декоративной штукатурки подробно рассказано в .
▶ Мастихин — главный помощник в формировании контуров и деталей объемных картин. Мастихином наносят на стену небольшие порции пластичного раствора, подравнивают края, подрезают лишнее. Изначально этот инструмент использовался в живописи для смешивания и нанесения масляных красок, но пригодился и в барельефе, когда их стали делать из штукатурки, а не вырезать из цельного камня.
Где купить: магазины для художников, в конц.товарах в отделе для хобби, интернет магазины (Алиэкспресс, например)
Небольшие лопаточки — мастихины для декоративной лепки и художественной отделки стен.
▶ Стеки для прорезания. Применяют их для того, чтобы снять излишки полностью или частично застывшего раствора, сделать углубление с аккуратными краями и другие всевозможные выемки. Такие стеки используют также в гончарном деле, при моделировании из пластилина.
Двусторонние стеки для лепки.
▶ Дополнительный инструмент. Также вам может пригодиться стамеска по дереву. Рабочая кромка у них бывает прямая, скошенная, полукруглая. Выбирайте по ситуации, что и где вам нужно подрезать. Стамеской без труда можно снимать гипс и формировать рельефные поверхности.
Наждачная бумага у меня всегда под рукой. Для грубой шлифовки я использую наждачку с зернистостью P 80-100; для доведения до идеальной гладкости беру с размером абразива P 180 или 240.
Основы создания объемного рисунка
Вот мы и подошли к основной и самой интересной части — созданию панно из штукатурки своими руками. Для начала разберемся с таким художественным понятием, как «линейная перспектива».
Перспектива
Перспектива нужна для того, чтобы на плоской стене показать глубину рисунка, т.е. воспроизвести третье измерение. В барельефе это используется далеко не всегда. Множество простых панно из штукатурки, например, цветы, можно выполнить, не прибегая к правилам перспективы.
Простые правила линейной перспективы:
- Дальние объекты (люди, дома, деревья) лучше делать в первую очередь, ведь ближние объекты на барельефе их могут частично перекрывать.
- Линии на дальних объектах должны быть тоньше, чем на ближних.
- Высота объекта показывает расстояние от него до нас. На дальнем плане все вещи меньшего размера, чем перед нами.
Пример рисунка с линейной перспективой.
Что важно соблюдать при построении перспективы.
Линия горизонта всегда находится на уровне глаз человека т.е. 160-170 см от пола. Допустим, на стене изображена улица и идущие по ней люди. Рост взрослого человека примерно одинаковый; чтобы рисунок выглядел гармонично, нужно уровень всех персонажей, и ближе стоящих, и далее, выполнить на линии горизонта. Соответственно, сидящий человек или ребенок будет изображен ниже этой линии.
Точка схода — это место на линии горизонта, в которое сходятся все линии, идущие параллельно земле: дорога, рельсы, уровень крыши дома, подоконники и т.д. (пример линии схода на рисунке ниже)
Все прямые линии на фасадах домов направлены в одну точку.
Точка схода не обязательно должна быть в центре картины, все зависит от того ракурса, который мы хотим передать. Может быть и несколько точек схода, например, если мы изображаем две смежные стены дома, т.е. смотрим на него с угла.
Мнение эксперта
Марина Занина
Дизайнер интерьера
При разметке стены под барельеф помогает такой прием: в точке схода устанавливают кнопку или гвоздик, к которому крепят нитку. Затем нитку прикладывают ко всем прямым линиям, уходящим в даль.
Армирование штукатурки (пошаговый пример барельефа)
После того, как контуры будущего барельефа нанесены на стену карандашом, нужно подумать, какие места будут наиболее выступающие. Их нужно усилить, чтобы защитить штукатурку от сколов, растрескивания под собственным весом.
Для армирования картин из гипса подойдет обычная мягкая проволока, накрученная на саморезы. Делается это так:
Шаг 1. Разметка стены. Эскиз удобно переносить, разбив его на квадраты.
Шаг 2. Сверлим отверстия в пределах контура рисунка, вставляем дюбели и закручиваем саморезы, оставляя на поверхности около 10 мм. Затем между шляпками саморезов накручиваем проволоку. Так получается как бы каркас, который потом будет закрыт штукатурным раствором.
Шаг 3. Формируем общие детали барельефа, армирование полностью закрыто штукатуркой. На этом этапе работаем грубо, без шлифовки. Уже видны все размеры картины, высота рельефа.
Шаг 4. Сглаживаем шероховатости наждачкой, по необходимости шпаклюем фигуру. Все мелкие детали и тонкие линии создаем на этом этапе. После окончания работы панно необходимо загрунтовать перед покраской (если будем красить).
Шаг 5. Барельеф полностью или частично окрашивается. Для тонирования можно использовать или для декоративной штукатурки, подкрашенный колером.
Техника прорезания
Это простая техника работы со скульптурными стеками и стамесками. Её суть — вылепить из штукатурки общие контуры предмета, а затем по затвердевшему гипсу прорезать детали. Прорезать удобнее, чем лепить из раствора, потому что жидкий материал тянется за инструментом, добиться четких границ барельефа сложно. А вот после затвердевания гипсовая штукатурка и шпаклевка отлично сохраняют форму и не скалываются.
Важно! С цементной штукатуркой после её высыхания уже мало что можно сделать, она как камень. Вырезать по ней нужно через 2-3 часа после нанесения, пока она окончательно не затвердела.
С гипсовыми материалами можно работать и на следующий день. Для этого их необходимо смочить водой из опрыскивателя, подождать 10-15 минут, пока вся влага впитается в панно, и затем работать стеком или стамеской.
Выглядит это так:
Техника прорезания рисунка по влажному гипсу.
Послойное нанесение
Как уже было показано выше на примере с объемным Драконом из штукатурки, сложные рисунки нужно делать в несколько этапов. Если накидать на стену толстый слой раствора и попробовать вылепить на нем небольшие элементы, то это окажется сложно — при формировании деталей фон будет проседать под мастихином.
Поэтому от общих контуров барельефа к деталям нужно переходить за несколько этапов. Послойное нанесение шпаклевки на картину — как бы противоположность техники прорезания, ведь так мы не снимаем лишний материал со стены, а добавляем только необходимое количество.
Пример послойного создания панно из гипса. Материал выдавливается из экструдера (кондитерского шприца).
Сколько ждать перед нанесением нового слоя?
Достаточно подождать, чтобы штукатурка схватилась, т.е. не прилипала к пальца и не теряла форму при легком нажатии. В среднем это 1,5-2 часа. Можно оставить панно на ночь, продолжить на следующий день.
Надо ли грунтовать между слоями?
Это не обязательно. Если на поверхности барельефа нет пыли, то достаточно просто смочить водой из пульверизатора и продолжить работу. Смачивать основу нужно для того, чтобы вода из свежего раствора не ушла в уже высохшую штукатурку. Иначе материал преждевременно высохнет и может отслоиться.
Мнение эксперта
Марина Занина
Дизайнер интерьера
Совет! избегайте тонкослойного нанесения, чтобы при ошкуривании не появились переходы от одного слоя к другому, иначе придется исправлять шпаклевкой. Лучше отдельно взятый элемент рисунка (лист, цветок, какой-либо предмет) выполнить за один раз.
Зачастую в работе совмещается вырезание элементов рисунка и послойное нанесение штукатурки. Пример тому на этом видео уроке:
Окрашивание
Объемный рисунок на стене может выглядеть привлекательным без дополнительной окраски. Достаточно правильно расставить освещение в комнате (на фасаде), и падающие тени эффектно подчеркнут детали и объем барельефа.
Классным способом окрашивания объемной штукатурки является патинирование. С помощью патины выделяют верхушки и впадины рельефа, как правило используют не более двух цветов.
Привило при патинировании простое — углубления на фактуре делают темнее, верхушки и выступы — светлее. Например так:
Базовым цветом покрывается вся стена и рисунок на ней. Краску можно использовать любую интерьерную водоэмульсионную.
Способ нанесения может быть любой: широкой кистью, валиком, краскопультом.
После высыхания базового слоя на носят патину. Это может быть декоративная краска с позолотой, серебром, медным цветом или другим с металлическим отблеском.
Второй слой наносим только на верхушки рисунка. Используйте широкую кисть или валик без ворса, краску набирайте на инструмент по чуть-чуть.
Другой способ выделить фактуру и объем — это затемнение впадин при втором нанесении краски. Так делают, когда хотят, чтобы основной цвет композиции был светлый, а детали (углубления) темными. Сделать это очень просто.
- Нанесите краску на панно, закройте всю штукатурку в нужный базовый цвет. Этот этап можно пропустить, если хотите оставить обычный белый цвет штукатурной смеси.
- Тонированный декоративный воск или просто более темную краску нанесите губкой во впадины фактуры. Не дожидаясь высыхания краски сотрите излишки губкой или тканью.
Цветы из гипса покрыты темным декоративным воском. Воск снят с верхушек и остался только в низинах.
Рекомендую посмотреть другие статьи по теме:
Освещение
Правильное освещение важно как при работе, так и после её завершения, когда картина из штукатурки стала главным элементом декора в помещении.
Чтобы при создании барельефа не допустить ошибок и понимать, как конечный результат будет выглядеть под направленным светом, я использую , устанавливаю её под потолком.
Часто готовая работа освещается специально установленными над ней светильниками. Это могут быть потолочные споты на шине или стационарные настенные мини прожекторы.
Если вы собираетесь выполнить у себя в интерьере объемную картину из штукатурки, то заранее подумайте, какой способ освещения для нее будет. От этого во многом зависит эффектность барельефа.
Резюмирую все сказанное.
- Сделать самому объемный рисунок на стене под силу каждому. Начните с простых вещей: цветов, рыб, птиц.
- Не бойтесь испортить работу, любые сколы восстанавливаются, а трещины скрываются новым слоем.
- Все материалы доступны — это обычные финишные шпаклевки без каких либо специальных добавок.
- Тренируйтесь на куске влагостойкого гипсокартона. Вырежьте прямоугольную основу, установите на мольберт или прикрутите на стену, зашпаклюйте ГКЛ в один слой. Затем сделайте карандашный рисунок и вперёд. Получившееся панно можно будет оформить в багет и повесить на стену.
Задавайте вопросы и делитесь своим опытом в комментариях. Всем удачных творческих начинаний!
СледующаяХудожественная штукатуркаРисунки из штукатурки в технике Сграффито
prodekorsten.com
Делаем барельеф с лилиями на стене
В этом мастер-классе поделюсь опытом создания барельефа на стене.
Давно хотелось попробовать что-нибудь масштабное и в пределах собственной квартиры. И не сбылось бы, если бы не ремонт 🙂
Материалы:
- гипсовая шпатлевка;
- мастихин;
- плоская широкая кисть;
- белый акрил;
- акрил охра.
Работа начинается, конечно же, с эскиза, который я сделала на бумаге формата А4. Но на стене формат явно больший.
Сфотографировала эскиз, в фотошопе в новом документе задала необходимые размеры и увеличила лилии, а распечатывала на листах опять же А4 фрагментами, которые склеила между собой. Образовалось полотно в натуральную величину.
С виду не очень симпатичное 🙂 Как перевести на стену?
Взяла у детей остатки восковых мелков и всю изнанку распечатанного большого эскиза исчиркала мелками (цвет был коричневый и синий, можно любым темным). После этого разместила этот эскиз «лицом» ко мне на стене, закрепив малярным скотчем. Обвела рисунок, сильно нажимая ручкой, по линиям. Все, рисунок отпечатался на стене! Я его еще простым карандашом обвела на стене для удобства в работе.
Вот, что получилось:
Теперь можно приступать к основной работе.
Барельеф делала из гипсовой шпатлевки, ею же я делала с помощью кельмы декоративный фактурный слой на стене, уж как смогла (наносила декоративный слой до работы с барельефом).
Впервые работала с этой шпатлевкой и на таких размерах.
Она оказалось очень удобной в процессе создания рельефного изображения. Разводила небольшими порциями в маленькой пластиковой баночке примерно в соотношении 1 ч.воды/2 ч.шпатлевки, а вообще на глаз.
Орудие труда 🙂
Попробую описать процесс…
Выполняла полепесточно, если можно так сказать.
Шпатлевку наносила мастихином по краям лепестка, разглаживая ее по направлению к центру и немного под углом.
Получалось не так гладко, как хотелось, и я побежала за кистью. Широкая №14-16. Смочив в воде, разглаживала ею лепестки.
Вот конкретный пример поэтапный.
1. Работа мастихином (начинаю формировать с краев).
2. Продолжаю работать мастихином с другой стороны лепестка, размазывая шпатлевку к центру лепестка.
3. Работа кистью. Это фото до работы кистью.
После. Кисть сглаживает и выравнивает поверхность лепеска, смягчая его прожилки
Можно кисть взять и побольше. Для листиков, при разглаживании шпатлевки, брала обычную малярную кисть.
На верхнем фото видно, что формировала лист из двух частей (листик с изгибом). После высыхания верхней части листа, делала нижнюю,ту самую, что с заворотом, вот она:
То же самое при работе и с отворотиками на лепестках:
Далее показываю фото в процессе.
Вид целиком:
Стебли и бутон лилии делала тоже мастихином, 2-3 слоя с просушками.
После того, как была завершена объемная часть работ, после тщательной просушки, работа шкуркой, чтобы подправить все шероховатости. Тычинки цветка получились с помощью бутылька пластикового с тонким носиком (в нем шпатлевка, разбавленная водой). Такие тонкие линии можно делать и с помощью шприца, но я не пробовала им.
Следующий этап — покрывала барельеф и стену белой акриловой краской. Слоя 2-3. На этом фото начальная стадия забеливания.
Собственно росписи и нет, просто колеровала нужным цветом стену и барельеф.
Выбрала охру (краска PUFA MIX), не сразу выбрала нужный оттенок, поэтому тут виден промежуточный этап.
Наносила слой с цветом (на стену и барельеф), после просушки работала малярной кистью (сухой!), окунув в белую краску ее кончик и проходилась ею по выступающим частям барельефа. Это фото в процессе этого этапа.
В этой же комнате, только на другой стене, сделала еще один цветок. Тут рисовала от руки сразу карандашом, и вот вкратце основные моменты:
Итоговое фото работы. Вот то, что получилось.
Еще несколько слов о том, как окрашивала стену. Первый слой был охристый, красила валиком. Потом мазками кое-где прошлась золотым акрилом (сухой кистью). Золотой слой барельефа не касался. Третий слой — тоже тонкий слой очень светлой краской по выступающим частям валиком, местами. Валик в этом случае тоже был сухой (как и кисть), краски брала совсем немного, излишки прокатывала по куску ненужного гипсокартона и только потом по стене.
Очевидцы увиденного сообщили, что такая стена очень похожа на обои. Фотографировать ее трудно, наверное, бликует, хамелионистая к тому же, при разном освещении она выдает свои эффекты 🙂
Спасибо за внимание.
www.livemaster.ru
Как самостоятельно сделать барельеф из штукатурки?
Если вы стремитесь к созданию индивидуального и неординарного интерьера, то вам просто необходимо знать, как сделать барельеф своими руками. Такая работа требует творческого подхода и определенных навыков, но не стоит отчаиваться, надо всего лишь изучить технологию и немного потренироваться — тогда все у вас получится!
Для первого раза рекомендуется использование узоров с небольшим объемом, например, цветок, ветку с птицей.
Изготовление барельефа из штукатурки
Понадобится:
- калька;
- копирка;
- малярный скотч;
- шпатели и мастихины различной величины;
- мягкая кисть;
- саморезы;
- штукатурка;
- финишная шпаклевка;
- строительный миксер.
Инструменты необходимые для штукатурки.
Перед тем как приступать к созданию барельефа, необходимо подготовить эскиз. Для данной цели лучше всего использовать лист кальки. Если вы новичок в этом деле, то не используйте слишком сложные рисунки с многоступенчатым рельефом. Для первого раза достаточно взять узор с небольшим объемом, например, цветок, ветку с птицей и т. д. Перенесите рисунок на кальку при помощи простого карандаша.
Барельеф делается на подготовленной заранее поверхности, стена должна быть выровнена, оштукатурена и загрунтована не менее 2 раз (необходимо для улучшения адгезии). Если вы планируете сделать панно в помещении с повышенной влажностью, то используйте противогрибковую грунтовку. К работе приступают после полной просушки грунтовочного слоя. При помощи малярного скотча прикрепите копирку и кальку к стене, перенесите рисунок. Для того чтобы барельеф не обвалился, необходимо в самых толстых местах вставить дюбели и закрутить саморезы (не до конца). Это своего рода арматура, которая не позволит штукатурке осыпаться.
Разведите штукатурку по прилагаемой инструкции, дайте ей постоять около 5 минут, снова перемешайте при помощи строительного миксера. Нанесите нижний слой штукатурки по рисунку, дайте ему хорошо просохнуть. После чего наносите второй слой, как бы вылепляя элементы. Для работы используйте шпатель, мастихин или собственные руки, постарайтесь прочувствовать материал. Для того чтобы придать рельефным элементам дополнительную прочность, используйте бинт, смоченный в штукатурке. Предотвратить растрескивание можно, если время от времени смачивать готовые детали панно влажной кистью.
Последний слой барельефа желательно сделать из финишной шпаклевки, так как этот материал легко поддается шлифовке. Лучше всего использовать уже готовый состав. Шпаклевку наносят либо шпателем, либо кистью. На финишном этапе прочерчивают дополнительные линии, заделывают щели между стеной и барельефом. После высыхания шпаклевки панно шлифуют мелкой наждачной бумагой. Далее поверхность грунтуют, затем покрывают акриловой краской.
Барельеф в технике «Терра»
Для создания барельефа в в технике «Терра» понадобятся: сухие цветы и травы, штукатурка, финишная шпаклевка, клей ПВА, акриловые краски.
Понадобится:
- сухие цветы и травы;
- клей ПВА;
- штукатурка;
- финишная шпаклевка;
- акриловые краски.
Сделать барельеф в технике «Терра» под силу каждому, для этого не надо иметь талант художника или скульптора. В данном случае за вас все сделает природа, от вас потребуется лишь запастись сухими цветами и травами. Подойдут колоски злаковых, розы, листья красивой формы, крупа, песок и т. д. После того как материал собран, можно приступать к работе. Первым делом подготовьте стену, она должна быть выровнена, заштукатурена и загрунтована. В данном случае в качестве грунтовки можно использовать клей ПВА, разведенный водой в пропорции 1 к 1.
Разложите травы на столе, составьте из них композицию, отметьте на стене место под панно. Разведите штукатурку водой по прилагаемой инструкции, добавьте клей ПВА таким образом, чтобы у вас получилась консистенция густой сметаны. Полученную массу нанесите на стену, вдавите в нее травы, заполните пустоты песком, семенами или крупой, оставьте до полного просыхания.
Для того чтобы придать прочность сухоцветам, необходимо загрунтовать их клеем ПВА 3-4 раза.
Далее разведите финишную шпаклевку клеем ПВА до состояния жидкой сметаны, при помощи кисточки покройте все элементы, оставьте до полного просыхания. Покройте барельеф акриловой краской.
Интересного эффекта можно добиться, если нанести темную краску на всю поверхность, например, коричневую, затем стереть ее влажной тряпкой таким образом, чтобы прокрашенными остались только углубления. После чего подчеркнуть все выпуклости светлым тоном (белым, молочным, сиреневым, бежевым, серым).
Изготовление барельефа при помощи трафарета
Таблица показателей разных видов декоративной штукатурки.
Понадобится:
- пенофол;
- острый канцелярский нож;
- штукатурка или шпаклевка;
- малярный скотч;
- эскиз с рисунком;
- шпатель или мастихин.
Изготовление барельефа при помощи трафарета не составит особого труда. Вы можете использовать готовый трафарет или сделать его самостоятельно. Первым делом необходимо подобрать рисунок, распечатать его на принтере или нарисовать от руки. Затем при помощи малярного скотча надо прикрепить эскиз к пенофолу, вырезать трафарет острым ножом по контуру рисунка. В данном случае лучше использовать именно утеплитель, а не пленку, так как чем толще трафарет, тем более выпуклым получится панно.
Стену очищают от пыли и предыдущей отделки, выравнивают, шпаклюют, покрывают грунтовкой не менее 2 раз. Далее прикрепляют трафарет строительным скотчем. Такой барельеф можно выполнить не только из штукатурки, но и при помощи шпаклевки. Выбор материала в данном случае не имеет большого значения, так как толщина полученного рельефа не будет слишком большой. Штукатурку разводят по инструкции, выдерживают ее не менее 5 минут, снова размешивают. Шпаклевка хороша тем, что продается уже в готовом виде и не нуждается в разбавлении. Состав наносят на стену при помощи шпателя или мастихина. При этом старайтесь не заходить за границы трафарета. Выравнивать штукатурку не нужно, так как это сгладит объем. Сразу же снимите трафарет, если этого не сделать, то он присохнет к барельефу, и оторвать его будет сложно.
Дайте работе просохнуть, после чего отшлифуйте поверхность тонкозернистой наждачной бумагой, смоченной в воде, покройте грунтовкой. Далее все зависит только от вашей фантазии, вы можете покрасить барельеф в любой понравившийся цвет, дополнить композицию элементами мозаики и т. д. По такой же технологии изготавливается плита-барельеф, только в качестве основы берется не стена, а лист гипсокартона. Используя советы специалистов, изложенные выше, вы с легкостью сможете изготовить настенное панно своими руками.
dekormyhome.ru
Оригинальный барельеф на стене своими руками
Украсить стену в квартире оригинальным рисунком или рельефом может каждый. Сделать барельеф на стене своими руками не сложно, нужно только выбрать стиль рельефа, определиться с его формой, сделать рисунок. Объемное изображение на стене можно сделать в любом месте, если пространство для нанесения выбранной формы было тщательно подготовлено.
Барельеф визуально меняет помещение, скрывая недостатки стенной поверхности. Разнообразие рельефа позволяет подобрать рисунок, форму и лепнину с учетом стиля и дизайна комнаты, кухни, прихожей. Сделать барельеф можно в виде комплексного или отдельного орнамента, поместить панно в центре стены, разбросать рельеф отдельными элементами по стене. Акцентировать внимание можно, если разместить возле композиции подсветку
Виды барельефов
Барельеф должен выступать над поверхностью не больше, чем на половину объема. Такой вид панно называется низким барельефом. Если же фигуры выступают больше, чем на половину, то это будет уже горельеф или высокий барельеф. Сделать объемное изображение на стене можно через отлив цельной формы, собрав композицию из отдельных элементов. К другим видам барельефа относятся:
- Сюжетно-изобразительные – в центре композиции картина.
- Орнаментальные – изображаются узоры и орнаменты.
- Сплющенные – между объемными деталями и плоскостью соблюдается минимальное расстояние.
- Живописные – создаются плоские фигуры с едва заметными элементами природы.
- Многоплановые – используются различные компоненты, создаются контрасты между ними, применяется эффект теней, в том числе падающих.
- Облицовочные – применяются во время проведения работ облицовочного характера. Обычно такие изображения создаются, как орнаментальные.
Делятся барельефы на другие виды и по технике исполнения:
- Простые, которые выполняются в виде багетов для картин.
- Багетные или окантовочные. Смотрятся на стене роскошно, но при этом не вызывающе. Отлично подходят для оформления однотонных стен, на которых уже висят фото или картины.
- Настенные панно с цветочным орнаментом или картины с растительным сюжетом. Такой барельеф должен сопровождаться подсветкой, чтобы усилить отдельные элементы композиции.
- Барельефы, которые содержат изображения гор, озер, деревьев, природы, деревьев.
- Сюжетные – занимают всю стену или только ее небольшую часть.
Выбирая вид барельефа на стене, который можно сделать своими руками, стоит учитывать особенности помещения, где композиция будет размещена. Для кухни отлично подходят следующие виды объемных изображений:
- Натюрморты.
- Картины с домашними животными.
- Рисунки с кухонной утварью.
- Композиции с фруктами и овощами.
В детской отлично будут смотреться яркие и легкие панно, на которых лучше изображать волшебных или фантастических животных, замки, бабочек, героев мультиков. В гостиной барельефы будут прекрасно смотреться в сочетании с камнем и кованым железом.
Барельеф из гипса самостоятельно
Чаще всего для украшения стен объемными изображениями используют именно гипс. Перед тем, как создавать барельеф из гипса, стоит продумать рисунок, сделать его эскиз. Учитывать рекомендуется такие факторы, как:
- Фон стен.
- Предметы интерьера.
- Направление естественного света и системы освещения.
- Вход в комнату или квартиру.
Гипсовый барельеф используется, чтобы оформить камины, ниши, стены с дополнительной подсветкой. Сюжеты для таких объемных изображений бывают:
- Темы природы.
- Античные сюжеты.
- Темы любви.
- Сказочные персонажи.
- Изображения неба и замков.
- Натюрморты.
Какие нужны инструменты и материалы для гипсовых барельефов
Для изготовления барельефа на стене понадобятся специальные инструменты, которые приобретаются в строительных и художественных торговых точках.
К основным приспособлениям для работы с барельефом относятся:
- Губки из абразива.
- Емкости, в которых будет замешиваться смесь.
- Кельма.
- Кисти.
- Краска.
- Мастихины – лопатки, которые помогают создавать объемные изображения на стене.
- Наждачная бумага.
- Ножи.
- Пленка из полиэтилена.
- Простой карандаш, ручка, маркер.
- Скотч малярный.
- Скребки.
- Шпатель.
Дополнительно необходимо приобрести грунтовку, перчатки, трафареты, а также сделать эскизы рисунка.
Барельефы создаются из следующих материалов:
- Гипса.
- Алебастра.
- Шпатлевки.
- Глины.
- Гипсовой или декоративной штукатурки.
- Полиуретана.
Гипс – экологически чистый и простой для работы материал, из которого можно делать как простые, так и сложные изображения. На гипс легко наносятся акриловые краски, помогающие защитить барельефы от повреждения. Усиливают прочность композиции нанесение лака, грунтовки или клея.
Популярностью пользуется и пластик, вспененный по особой технологии, который называется полиуретан. К его достоинствам относятся:
- Практичность.
- Устойчивость к изменениям температуры и влаги.
- Экологически чистый материал.
- Не выгорает и не выцветает на солнце.
- Не впитывает запахи.
Из полиуретана делают барельефы для кухни, ванной и бассейнах.
Подготовительные работы
Включают подготовку поверхности стены к созданию барельефа, и проходят в несколько этапов:
- Выравнивание поверхности стены.
- Грунтовка стены.
Выравнивание предусматривает обработку стены раствором, сделанного из песка и цемента. После этого проводится шпаклевка с помощью алебастра или растворов, которые отлично выравнивают поверхность.
На деревянной стене перед штукатуркой крепится армирующая сетка.
Во время штукатурки используют маяки, чтобы отслеживать ровность поверхности стены.
Когда штукатурка подсохнет, тогда проводится грунтовка. Для этого подойдут составы, сделанные на основе акрила, алебастра или гипса, замешанного на песке. Грунтовка наносится с помощью кисти, которая называется макловица. Она имеет большую ширину, не оставляет во время работы потеков. Если последние образовались, тогда их сразу убирают, не ожидая высыхания.
Подготовка к созданию барельефа: этапы
- Для начала понадобиться подготовить инструменты и материалы для работы. В частности, под рукой должен находиться гипс, вода, ведро или миска для приготовления раствора, ложка, форма для барельефа.
- Потом форма для заливки располагается горизонтально.
- Приготовить гипсовый раствор: в емкость наливают половину стакана воды, высыпать медленно один стакан гипса, постоянно помешивая ложкой. Когда раствор станет напоминать жидкую сметану, раствор готов.
- Перелить раствор в форму для барельефа.
- Через час достать отливку из формы, растянув ее края. Это позволит легко достать отливку.
- На следующий день проводится окрашивание деталей, на которые наносят гуашевые или акриловые краски.
- Когда краска высохнет, наносится тонким слоем лак, который позволяет сделать деталь барельефа крепким и прочным, а цвета – яркими и насыщенными.
Создание рельефа и его крепление к стене: инструкция
- Базовую поверхность стены очистить от местной отделки.
- Выровнять, провести грунтовку, покрыть базовым составом. Иногда его заменяют на любой вид декоративной штукатурки.
- Создается фоновая фактура, для чего используется валик из поролона или ворсы.
- Проводится так называемый процесс «прошлепывания» войлоком или поролоном, после чего осуществляется тонирование основы. Эти этапы пропускаются, если стена обработана декоративной штукатуркой или покрыта ГКЛ.
- Идет формирование рельефа, который после высыхания подкрашивается сверху. Для гипса окрашивание делается специальными красками, растушевывая влажной губкой на тонкие полутона. Создать резкие переходы от одного цвета к другому помогут акриловые краски.
- Когда краски высохнут, тогда рельеф поддается обработке латексом, сделанным из бутадиен-стирольной смеси. Раствор помогает надолго сохранить яркость красок.
- Через одну-две недели рельеф рекомендуется обработать акриловым лаком.
Отдельно к стене крепится барельеф, для которого нужны крепления, обеспечивающие поддержку фигур и других деталей композиции. Монтаж барельефа на стену проводиться пошагово:
- Использовать рифленые гвозди, длина которых равна 80-120 мм. Их вбивают в пластиковые дюбеля.
- Точки крепления делаются в самых толстых местах, заранее размечаются на равномерно удаленном расстоянии друг от друга.
- Гвозди загоняются в стену на 50-60 мм.
- Над стеной должны выступать 15020 мм гвоздя, лишнее обкусываются инструментов.
- Сверху прикрепить барельеф, который должен выступать над шпенькой на 10-15 мм.
Скульптурные стеки, резаки и петли
Без подобных инструментов не обойтись при создании барельефов. Стеки, резаки и петли предназначены для таких целей, как:
- Удаление лишнего раствора.
- Выравнивание элементов барельефов, придание им нужной формы.
- Создание объемных изображений.
- Подравнивание углов и краев.
Отлитые формы
Если заранее отлить формы для композиции, то это ускоряет и упрощает работу мастера. Отлить можно листья, цветы, стволы и ветки деревьев, кустов. Использование литых форм визуально улучшает эффект от барельефа. Формы различной конструкции и видов продаются в специальных магазинах, или же изготавливаются самостоятельно. Для этого используют алебастр или гипс, внутри формы должны находиться армирующие каркасы. Они предназначены для сохранения целостности формы и отлитых деталей, для которых используется раствор из гипса или другого материала. Смесь должна быть жидкой, чтобы полностью заполнить все пространства формы. Каркас из металла вставляется до или после залива раствора, что обеспечивает прочность получаемой детали.
Проволочный каркас изготавливается из стальной проволоки, которая имеет толщину от 0,7 до 2 мм. Такую заготовку для формы можно использовать не только для отлива форм, но и для изготовления деталей композиции прямо на стене. Прикрепить каркас к поверхности можно с помощью дюбель гвоздей, под которые высверливаются специальные отверстия. На дюбеля наматывается один виток проволоки, после чего гвоздь забивается до самого упора.
Техники изготовления барельефов
- Гипсование свободных, не закрепленных и не удаляемых моделей на опорной стене. Подходят для тех, кто только учатся создавать барельефы.
- Обратное литье из гипса по модели, которая удаляется. Форму снимают, как только композиция доведена до совершенства. По форме мастер имеет возможность отлить до 30 одинаковых изделий.
- Художественная гипсовая лепнина, которая проводится по месту на стене. Требует от мастеров наличия определенных навыков и умений по работе с гипсом, алебастром.
Барельефы той или иной техники создаются на столе, на полу или гипсокартонном листе, который потом крепится к стене. Сборные конструкции собираются по частям, и, если одна из них испорчена, то ее удаляют. К минусам таких барельефов относятся тяжелый вес, невозможность прикрепить к перегородкам и слабым стенам, сделанных из гипсокартона.
Тонирование лепнины
На основу, которая используется под рельеф, наносят тонкие слои смеси. Толщина каждого слоя не должна быть больше, чем 1-2 мм. Раствор наносят кистью, а потом размазывают специальным ножом-мастихином. Для каждого слоя замес тонируют пигментом, предназначенного для гипса.
Слои накладывают друг на друга, когда предыдущий слой еще остается влажным. Оттенки создаются кистью, затираются наждачкой (нулевкой) или же грубой металлической щеткой.
Свободное гипсование
Техника подходит для того, чтобы создавать высокие или низкие цветочные барельефы, узорные композиции. Не рекомендуется применять тонирование, что сохраняет материал. Покраске подлежат готовые детали композиции. Свободное гипсование создается их архитектурного гипса и воды. Раствор должен быть жидким и водянистым. Смесь нужна, чтобы в нее окунать все детали объемного изображения. Каждый элемент после обмакивания выкладывают на доску с пластиковой пленкой. Через время процедуру повторяют, чтобы модели загипсовались в слой от 1 до 1,5 мм. Приклеивают детали с помощью клея ПВА, акриловой штукатурки или акрилового клея.
Обратное литье
Эту технику лепнины может освоить любой новичок, который решил самостоятельно сделать на стене в квартире барельеф. Данный способ предусматривает выполнение следующих действий:
- Модели, сделанные из гипса, пластика, пластилина и алебастра, создаются в нужном количестве с помощью отливных форм.
- Их выкладывают на плоскую поверхность, которая застилается пластиковой пленкой.
- Каждую модель обмазать ланолином, что позволит деталям прилипнуть к поверхности. Ланолин впитывается в течение 1-2 часов, на моделях должен появиться жирный блеск.
- Сделать алебастровый или гипсовый раствор, которым обмазывают модели. Толщина слоя должна составлять 1 см. Раствор необходим для того, чтобы сформировать анкера и ребра жесткости.
- Обмазку обработать каркасом из мягкой проволоки, а его ветви скрепить медной проволокой.
- Обмазать детали раствором, сделанного из цемента и песка. Толщина слоев должна составлять 5 см и больше.
- Сформировать опорную поверхность, которая называется изложницей.
- Отделить детали от стола или другого материала, на котором выкладывались модели, с помощью клина.
- Внутреннюю часть опорной поверхности защитить медной щеткой, а дефекты исправить гипсом или алебастром.
- Снять с изложницы облой, с внутреннего ребра – фаску, которая нужна для прохождения и крепления деталей.
- Смазать внутри изложницу ланолином.
- Заполнить внутреннюю часть изложницы послойными шарами массы для литья.
- Вставить формы-проушины с ручками, за которые отливку легче будет доставать.
- Залить последний слой раствора тогда, когда проушины прочно застрянут в последнем слое.
Техника лепки
Проводится на месте, т.е. непосредственно на стене. Это позволяет получить высокий художественный эффект. Перед лепкой рекомендуется потренироваться на пластилине. Стоит учитывать, что при работе с гипсом время на исправление ошибок и потеков ограничено. Гипс застывает быстро, поэтому работу с лепкой на одном участке заканчивают до того, как начинают работы на другой части композиции.
Гипсовая лепка бывает низкой плоской, высокой или круглой. Плоская лепка делается из толстой смеси, которая наносится слоями. Каждый слой разглаживают, что позволяет сформировать рельеф и подравнять его контуры. Слои наносят на предыдущие, когда они еще не высохли окончательно. С каждым слоем мастер должен переходить на инструменты более мелкого размера.
Меры безопасности и рекомендации по организации рабочего процесса
Такие материалы, как гипс и алебастр, для человеческой кожи вредны. Они сушат ее, раздражают, поэтому создание барельефов из гипса или алебастра требует от начинающего мастера соблюдения следующих правил по организации работы:
- Использовать резиновые перчатки.
- Глаза защищать очками, которые не дают пыли и мелким частицам пыли попасть в глаза.
- Надевать респиратор при работе с раствором.
Подобные меры безопасности отлично защищают легкие и бронхи от пыли, штукатурки и шпаклевки. Средства защиты должны находиться на человеке в течение всего периода работы. Не рекомендуется их снимать, пока последний штрих на барельефе не будет доделан.
Немаловажно и правильно организовать рабочий процесс, что является гарантией создания красивого объемного изображения на стене. Создать оригинальный барельеф на стене квартиры или дома своими руками позволят следующие рекомендации:
- Установить рядом со стеной мощный источник света, чтобы обнаружить все недостатки и исправить их до застывания материала.
- Правильно дозировать компоненты для раствора, чтобы его хватало для создания всего барельефа.
- Густота раствора должна быть оптимальной. Если смесь получается очень густой, тогда добавляется немного воды.
- Перед работой со стеной, начинающий мастер должен немного потренироваться с нанесением смеси на деревянную поверхность.
- Заранее стоит подготовить все инструменты и емкости, чтобы не искать их при замешивании смеси или приготовлении барельефных деталей.
Эскизы и трафареты
Создание трафаретного рисунка направлено на то, чтобы учесть все пожелания и требования жильцов квартиры, касающиеся барельефа на стене. Под трафаретным рисунком принято понимать шаблон рисунка, который выполняется на пленке, картоне или очень плотной бумаге. В некоторых случаях используется лист металла. Сначала фрагменты рисунка наносят на материал трафарета, а потом отдельные части вырезают так, чтобы образовались сквозные отверстия. Далее их закрашивают контрастными цветами, а другие части рисунка остаются белыми. К другим особенностям создания трафарета относятся следующие черты:
- Трафареты делятся на многослойные и однослойные. Для барельефов на стенах жилых помещений применяют именно однослойные трафареты. Их легче изготовить самостоятельно.
- Для окрашивания сквозных отверстий применяют краски, созданные на основе эмали, акрила или воды и эмульсии.
- Краски наносятся на стену губкой или валиком, хотя часто применяют специальные аэрозоли. Кисти применять не рекомендуется, чтобы не деформировать границы рисунка. Валик позволяет избежать затекания краски под шаблон.
Какие узоры стоит выбирать для создания трафаретов и эскизов? Предпочтения отдаются следующим мотивам:
- Растительным – они позволяют создать естественную или сюрреалистическую картину на стене. И цветы, и ветки, и деревья всегда выглядят изящно, идеально вписываясь в любой интерьер квартиры. Кроме того, цветы подходят для каждой комнаты в квартире или дома, их можно наносить на стены на кухне и в ванной.
- Анималистическим. На стене замечательно смотрятся изящные изображения кошек и других животных, в том числе сказочных и волшебных. Часто используют изображение кошек. Продолжением «кошачьей» темы являются следы на стене львов, тигров, леопардов, тигриные полосы.
- Геометрическим. Особенно это касается прямых и простых линий, которые могут выглядеть стильно и замысловато.
- Бордюрным. Акцент делается на то, чтобы повторять несколько раз один и тот же рисунок. Для бордюрных трафаретов характерна лаконичность и большое разнообразие тематики – от бабочек до несложных орнаментов.
Часто изготавливаются эксклюзивные трафареты, которые отражают индивидуальные черты жилья, комнаты взрослого или ребенка, кухни, прихожей или ванной.
Для того, чтобы изготовить трафарет самостоятельно, стоит придерживаться таких правил:
- Распечатать рисунок оригинального формата или масштабировать его до нужного размера.
- На рисунок нанести сетку с ячейками, которые имеют размеры 1 на 1 сантиметр.
- На другой лист бумаги или картона нанести сетку, которая будет иметь ячейки большего размера.
- Сетка нужна для того, чтобы аккуратно переносить все фрагменты рисунков.
- После этого рисунок переносится на картонку, пленку, металл.
- Вырезать шаблон по намеченным линиям.
- Вырезание проводится острым ножом, что позволит получить ровные и четкие границы линий.
Бумажные шаблоны не получится использовать многократно, максимум – 2-3 раза, поскольку бумага от раствора размягчается. Рисунки из бумаги подходят для изготовления одиночных барельефов. Более долговечными являются пленочные и металлические трафареты – они крепятся к стене двусторонним скотчем.
Чтобы сделать барельеф на стене квартиры самостоятельно, необходимо придерживаться всех рекомендаций и правил, указанных выше. Прежде, чем приступать к работе, создается детальный эскиз будущего изображения, приобретаются инструменты, готовиться рабочее место и стена. И только потом, без спешки, можно приступать к работе. Процесс изготовления барельефа много времени не займет, если тщательно подготовиться, осветить место работы, посоветоваться со специалистами и сделать прочный шаблон.
remboo.ru
Барельеф своими руками на стене: мастер класс с фото
При оформлении интерьера акцент все чаще ставится на оригинальность и уникальность дизайнерского стиля. В таком случае отдают предпочтение барельефу. Эта техника создания объемных изображений достаточно кропотлива и трудоемка. Однако, однажды освоив технологию, как сделать барельеф на стене своими руками, можно воплотить в жизнь любые дизайнерские решения.
Виды барельефов
Данный стиль оформления интерьера выполняется с помощью различных техник:
- Барельеф с низким рельефом. Изображение слегка выступает над плоскостью стены, имеет привлекательный вид при любых видах освещения, исключая совсем тусклое.
- Барельеф с высоким рельефом (горельеф). Фигуры выступают над поверхностью, но при этом не более чем на половину своего настоящего объема. Хорошо смотрится при рассеянном освещении.
- Барельеф, выполненный с помощью смешанной техники. Представляет собой средний вариант между низким и высоким рельефом. Изображение имеет умеренную степень объемности фигур. Выигрышно смотрится при обычном домашнем освещении (равномерном и довольно ярком).
- Обратный барельеф (контррельеф). Создается с помощью прорезания контуров внутрь. Представляет собой резьбу по каменной поверхности, а не лепнину. Контррельефу необходимо резкое косое и яркое освещение, поскольку рисунок создает тень.
- Теневой барельеф. Изображение формируется тенями от малых впадин, прорезей, выступов различной формы. Крайне сложный вид барельефа, способный меняться в течение суток при смене направления и угла освещения. Со временем впадины, прорези, выступы изменяют форму (например, после чистки от пыли), и изображение теряет первоначальный образ.
Виды барельефов для дизайна интерьера разнообразны. Исходя из созданного изображения, они бывают:
- орнаментальные, на которых присутствуют узоры;
- сюжетно-изобразительные, представленные картиной.
Самостоятельно созданный барельеф всегда уникален и неповторим.
к оглавлению ^Техники создания
- Свободное гипсование отдельных (незакрепленных на поверхности стены) неудаляемых моделей. Способ отлично подходит для начинающих, поскольку это наиболее простая техника, которая позволяет многократно редактировать изображение, не переделывая всю работу по новой. С применением этого метода можно создать разные виды барельефов.
- Гипсование непосредственно на стене неудаляемых моделей. Подходит для новичков, отличается от предыдущего способа тем, что работа происходит сразу на опорной плоскости.
- Обратное литье из гипса по модели. Модель создается с помощью сформированной изложницы. Это более сложный способ, однако, он позволяет длительно работать с моделью, доводя ее до совершенства. С помощью данной техники возможно создать достаточно большое количество идентичных изделий.
- Гипсовая лепнина непосредственно на стене. Этот художественный способ для опытных мастеров, поскольку требует определенных навыков. Он позволяет создавать картины, панно во всю стену, сложные узоры с заходом на потолок и огибающие углы.
При изготовлении целого или сборного барельефа, рисунок или его отдельные фрагменты можно создавать на листе гипсокартона.
Гипсокартон крепится на выровненную стену. Работа с ним может осуществляться, как непосредственно на опорной поверхности, так и отдельно от нее. Стыки частей шпаклюют базовым составом.
Нельзя крепить гипсокартон с барельефом на слабые стены, несущая основа должна быть крепкой.
к оглавлению ^Материалы
Для самостоятельного создания барельефа можно использовать гипс, гипсовую штукатурку, папье-маше, алебастр, глину и прочее. Для начинающих выбирать материалы предпочтительнее, ориентируясь еще и на технику нанесения.
к оглавлению ^Гипс
Основной материал при создании лепнины. Он хорошо поддается обработке, при этом обладает прочностью и легкостью, поэтому подойдет даже новичкам. Гипс имеет благородный чистый белый цвет, на него хорошо ложатся краски и лаки.
к оглавлению ^Штукатурка
Она рекомендована для создания толстых слоев, при этом необходимо дожидаться высыхания каждого из них перед нанесением следующего. Во влажном состоянии штукатурка податлива, хорошо корректируется, при необходимости ее возможно ошкурить. Приобретать следует материал, рассчитанный на слой от 5 и более сантиметров.
к оглавлению ^Смесь
Это состав из архитектурного гипса, штукатурки и клея ПВА в соотношении 1:1:0,5. Сухие гипс и штукатурку заливают водой, исходя из требуемой густоты, и добавляют ПВА.
к оглавлению ^Шпатлевка
Для новичков рекомендуется создание барельефа из шпаклевки, поскольку можно выполнить всю работу только этим материалом. Ее также возможно применять для тонких слоев. В этом случае используется финишная шпаклевка или готовая в ведрах.
к оглавлению ^Папье-маше
Барельеф из папье-маше имеет большую крепость, чем из гипса. При этом материал отлично формирует объем, податлив, быстро сохнет.
к оглавлению ^Пенопласт
Сложные фигуры для барельефа можно вырезать из пенопласта. Этот материал может стать основой изделия благодаря малому весу, особенно в сравнении с гипсом.
к оглавлению ^Инструменты
Для создания барельефа потребуется обширный список приспособлений и инструментов:
- Разрезанный пополам резиновый мяч. Он станет удобной емкостью для рабочей смеси, его можно вывернуть наизнанку, тем самым быстро удалив раствор и присохшие остатки. Благодаря гладкой поврхности он экономит время на набор состава. Его встряхивание обеспечивает однородность смеси, что достаточно важно при создании барельефа.
- Специализированные шпатели для лепки — мастихины. На начальном этапе можно обойтись набором из 6 штук. Однако для получения таких изображений, как ягоды, виноградные гроздья, чешуя понадобятся выпукло-вогнутые инструменты. При желании их можно самостоятельно изготовить из пластиковых или алюминиевых ложек разлного размера. Чтобы изгиб ручки не мешал работе, ее переворачивают на 180 градусов у черпака и отгибают обратно. Таким способом получают вогнутый шпатель. Выпуклый заменяют обычной ложкой, изменять ее не требуется. При использовании одноразовых приборов для получения вогнутого шпателя перед перекручиванием следует нагреть ручку с помощью зажигалки.
- Художественный нож-мастихин или сапожный нож.
- Кондитерский шприц с насадками, предпочтительнее с курковым приводом. Дополнительно может пригодиться медицинский 20-кубовый шприц без иглы.
- Кисти — 2-3 плоских и круглых для живописи разных размеров и жесткая капроновая кисточка для рисования. Эти инструменты применяются для наведения фактуры, гипсования мелких участков изображения.
- Клей.
- Акриловые краски, карандаш.
- Малярная лента.
- Перчатки резиновые.
- Прозрачная пленка (плотная).
Важно правильно ухаживать за приспособлениями для создания барельефа. Инструменты следует хранить в чистом виде, остатков состава на них быть не должно. После работы мастихины, кисти и шприц в разобранном виде помещают в воду. После отмокания инструменты тщательно отмывают. В процессе работы мастихины и кисти каждый раз нужно обмакивать в воду перед очередным набором состава.
к оглавлению ^Этапы выполнения
В первую очередь при создании барельефа необходимо определиться со стеной, на которой будет располагаться объемное изображение. Нужно выбрать надежную опорную поверхность. Не менее важно оценить освещение данного участка. Рисунок и порядок его создания также нужно продумать заранее.
Новичкам лучше отказаться от выполнения сложных фигур и живописных картин, рекомендуется начинать с изображения ягод, фруктов, листьев. Создание барельефа происходит постепенно по следующим этапам.
к оглавлению ^Подготовка
Выбранную стену необходимо подготовить, очистив от старых покрытий. Поверхность требуется выровнять (не хуже 2 миллиметра на метр), прогрунтовать. При этом предпочтительнее применять грунтовку глубокого проникновения. После высыхания на выбор наносится материал: базовая смесь, декоративная штукатурка и прочее.
В случае сборного барельефа, гипсокартон выравнивания не требует. Далее по базовому покрытию валиком наносится фоновая фактура и выполняется тонирование основы. Для декоративной штукатурки эти шаги не выполняются.
к оглавлению ^Лепка и установка рельефа
Данный этап — наиболее трудоемкий и, исходя из навыков мастера и выбранного изображения, может быть выполнен различными способами.
к оглавлению ^Гипсование отдельных моделей
Рассмотрим этот способ на примере гипсования искусственных цветов.
Для этого готовится жидкий раствор архитектурного гипса. Каждый цветок—модель обмакивают в смесь и выкладывают на поверхность, покрытую пластиковой пленкой. Важно, чтобы их положение было таким, каким будет непосредственно на стене.
Когда состав схватится, модель окунают в раствор повторно и так до тех пор, пока слой гипса на ней не составит 1-1,5 миллиметра. Устанавливают такой барельеф путем приклеивания к стене с помощью акрилового клея или ПВА.
к оглавлению ^Гипсование отдельных моделей на стене
Этот способ отличается от предыдущего тем, что модели формируются на стене или клеятся на нее, а только потом обрабатываются гипсом. Раствор в данном случае имеет консистенцию сметаны.
При работе важно обратить внимание на материал модели. Мягкий пластик по прошествии времени (спустя 3-7 лет) разлагается, что проявляется возникновением пятен на барельефе. Рекомендуется использовать соленое поделочное тесто.
Рецепт его изготовления прост: стакан муки и соли смешать с половиной стакана воды. Такие модели способны сохранять первоначальный вид до полувека. Их установка на стену осуществляется с помощью монтажного или акрилового клея. Гипсовую смесь наносят постепенно тонкими слоями до 15 раз.
к оглавлению ^Обратное литье из гипса
Данный способ подразумевает изготовление изложницы, с помощью которой формируется модель. Этот метод подходит для изображения виноградной грозди с идентичными ягодами.
Для создания силиконовой изложницы из пластилина изготавливают виноградину и небольшую емкость, куда заливают силиконовый герметик, и сразу же наполовину вставляют ягоду.
После высыхания силиконовая изложница готова. В нее наливают гипсовый раствор (консистенции сметаны) и после схватывания получают готовую модель винограда.
Использовать такую форму можно многократно. Установить модель на стене можно с помощью клея (акрилового или монтажного).
к оглавлению ^Плоская лепка
Это кропотливый и трудоемкий способ. В первую очередь требует нанесения контура изображения на основную поверхность. Если работа происходит на отдельном материале, а потом крепится на стену, делают плиту для рельефа.
Для этого из 4 реек и фанеры сбивают ящик с невысокими бортами, иногда можно обойтись даже коробкой из-под конфет. Форму застилают пленкой и, расправив складки, заливают раствор, приготовленный по инструкции производителя. После высыхания перенесят контур нужного рисунка.
Для этого изображение накрывают прозрачной пленкой и обводят ручкой или маркером. Затем пленка прикладывается к плите или непосредственно к стене и карандашом выводится контур, на базовой поверхности остается его след.
Для этой же цели применяют трафареты для барельефа, которые можно приобрести в строительном магазине или изготовить самостоятельно. Трафареты — это шаблоны из прозрачного пластика с отверстиями в форме различных фигур.
После нанесения контуров изображения выполняют постепенное наращивание объема. Смесь в данном случае имеет консистенцию теста и наносится послойно. Каждый следующий слой наносят на схватившийся, но еще влажный, предыдущий. Работа начинается с самых мелких деталей и постепенно переходит к крупным. Заглубить рисунок можно, используя стамеску.
При установке барельефа, который выполнен на отдельной плите, применяют плиточный клей. При большом весе (более 2 килограмм изделия на 1 квадратный дециметр стены) используют саморезы или рифленые гвозди. После швы между плитами и крепления замазывают затиркой (шпаклевкой или алебастром).
Также используется способ углубления в стену, при котором в ней предварительно создается ниша для барельефа. При создании изображения сразу на стене, рельеф ошкуривают, убирают пыль и покрывают грунтовкой.
к оглавлению ^Лепка по месту
Данный способ требует художественных навыков. Он применяется для создания лозы на стене. Для этого на опорной поверхности карандашом рисуют изображение. При этом центр композиции должен быть более выпуклым, постепенно уменьшаясь к краям.
При изготовлении гипсового состава рекомендуется добавить клей ПВА (150 грамм на литр воды).
Барельеф, изображающий ветви или лозы, можно сделать из веревок или кусочков ткани. Для этого нужно порвать ткань на полосы по 4 сантиметра. Для самой выпуклой части изображения использовать проволоку, обматав ее веревкой или тряпками, смоченными в гипсовом растворе.
Проволочный каркас составляет «скелет» выступающих фигур, обеспечивая их прочность. При меньшей выпуклости веток ткань сворачивается в виде веревок и после смачивания гипсовым составом помещается по контуру рисунка.
Далее с помощью шпателя и гипса неровности рисунка сглаживаются на поверхности стены. Мелкие ветки формируются с использованием кондитерского и медицинского шприцев. Готовый барельеф требуется тщательно отшлифовать, при необходимости корректируя изображение. Далее поверхность нужно прогрунтовать и покрасить для придания декоративного и водоотталкивающего эффектов.
к оглавлению ^Тонирование
Его можно провести еще на стадии формирования основы под барельеф или при создании его отдельных деталей. При этом накладываются тонкие слои, каждый из которых подкрашивается колером для гипса: чем глубже, тем темнее оттенок.
После создания барельефа и полного высыхания можно его окрасить сверху, используя акриловые краски или специальные для гипсовой лепнины. При этом первые более насыщенные, а вторые можно растушевать в полутона с помощью влажной губки. Кисти при росписи барельефа применять не рекомендуется, чтобы избежать проявления полос.
к оглавлению ^Финальная обработка
Для сохранения первоначального вида высохший барельеф покрывают бутадиен-стирольным латексом. Это обеспечивает насыщенность цвета, поскольку без подобной обработки краски тускнеют и блекнут.
Через 1-2 недели после нанесения латекса барельеф рекомендуется залакировать акриловым лаком.
woman-l.ru