Наскальные рисунки выдержали тысячелетия под солнцем, снегом и ветром
Ученые Института археологии и этнографии СО РАН вернулись из экспедиции в Монголию, где обнаружили древнейшие петроглифы. Наскальные рисунки монгольского и российского Алтая – это десятки тысяч петроглифов от эпохи палеолита до периода поздней бронзы. Сцены охоты и обряды, домашние и дикие животные, люди в шаманских одеждах - их изображения выполнены в различных техниках с использованием камня, кости, металла и природных красителей.
Северо-западная Монголия. Многофигурная композиция эпохи бронзыДатировать наскальные изображения, в отличие от других памятников археологии, очень проблематично, поскольку рисунок на скальной поверхности не имеет комплекса сопутствующих артефактов, как, например, захоронение. Геологический возраст камня составляет миллионы и даже сотни миллионов лет и никак не соотносится с возрастом выполненной на нем наскальной живописи.
Единственный метод определения точного возраста петроглифов доступен только для цветных наскальных рисунков с использованием природных органических пигментов – например, угля, частицы которого поддаются радиоуглеродному датированию на ускорительном масс-спектрометре. Все остальные подходы при определении возраста рисунка позволяют определить относительную дату на основании комплекса характерных признаков. Например, изображение мамонта или шерстистого носорога указывает ученым на период плейстоцена, когда эти животные существовали. Некоторые выводы о датировках можно сделать с помощью трасологического анализа. Так, изображения, выполненные при помощи железных инструментов, очевидно, относятся к эпохе палеометалла.
Так в мае встретил археологов северо-западный район МонголииОтносительное датирование петроглифов производят по совокупности стилистических признаков – мировая археология располагает обширной библиотекой наскальных рисунков от глубокой древности до этнографического времени. Все открытые и изученные изображения внесены в банк данных и зафиксированы с применением технологий прорисовки, макросъемки и фотограмметрии. Это относится и к петроглифам, открытым российско-монгольско-французской экспедицией с участием Института археологии и этнографии СО РАН, который уже несколько лет занимается изучением наскальных изображений на приграничных территориях российского и монгольского Алтая.
В мировом археологическом сообществе долгие годы не утихала дискуссия о возможности отнесения петроглифов на открытых ландшафтах (а не в пещерах) к периоду конца верхнего палеолита. Долгое время считалось, что наиболее древние петроглифы расположены в пещерах. Родоначальник сибирской археологии и основатель Института археологии в Сибирском отделении Алексей Павлович Окладников, а затем и его ученик, ныне академик Вячеслав Иванович Молодин, отнесли пласт древнейших петроглифов Монгольского Алтая и на плато Укок к эпохе плейстоцена. На это указывали и стилистические признаки, характерные для древнейших наскальных изображений, и сами изображенные фигуры представителей мегафауны (мамонты, шерстистые носороги), которые прекратили свое существование примерно 15-12 тысяч лет назад, следовательно, не могли быть нарисованы позже.
Изображение периода раннего железного века. Северо-западная МонголияПосле открытия древнейших наскальных изображений во Франции и в Португалии на открытых плоскостях («пленэр») дискуссия получила новый виток. В Португалии на том месте, где было запланировано строительство гидроэлектростанции, в процессе археологической разведки была обнаружена целая серия петроглифов, в том числе, и эпохи плейстоцена, и проект ГЭС был отменен. Ведь наскальные изображения – это практически вечный памятник древнейшего искусства, если не предпринимать целенаправленные действия по его уничтожению, например, взрывные работы или гигантские затопления, в результате которых уникальные рисунки навсегда уходят на дно, как это произошло при строительстве Красноярского водохранилища.
Вопросы более доказательного датирования древнейших петроглифов Укока вновь и вновь возвращали последователей теории Окладникова на открытые им и смежные участки, содержащие многие тысячи наскальных рисунков. В 1990-х годы на этих территориях работала российско-монгольско-американская экспедиция, чьи результаты были опубликованы в многотомном французском издании. Еще одна книга академика авторства Вячеслава Ивановича Молодина и его ученика Дмитрия Черемисина была издана по петроглифам, расположенным непосредственно на плато Укок, на Калгутинском руднике. Эти участки находятся всего в 20 км от Монголии, поэтому неудивительно, что чуть позже на монгольской стороне обнаружились точно такие же петроглифы примерно того же времени, поскольку в древности не было государственных границ.
Многофигурная композиция эпохи бронзы. Северо-западная МонголияИсследователи посетили места расположения древних петроглифов в 2017 году, а затем в мае 2019 года. В 2017 году к уже имеющимся изображениям плейстоценовой фауны добавились еще два – мамонтенок и носорог. Кроме того, трасологический анализ показал, что все изображения плейстоценовой фауны были выбиты каменными орудиями.
Отдельный интерес вызвали петроглифы, нанесенные один поверх другого, которые по аналогии с древнегреческими многослойными рукописями называются палимпсестами. Иногда такие наскальные рисунки нанесены в два, три и даже в четыре слоя. Но если рукописи древности стирали и писали поверх из соображений экономии, то у первобытных людей не было дефицита скальных поверхностей. Очевидно, для таких наслоений у них были другие причины. В частности, когда знак племени нанесен поверх другого, скорее всего, это были враждующие племена, обозначавшие таким образом границы своих территорий. Однако среди многих тысяч петроглифов новосибирским археологам встречались и обновленные – выполненные заново по прежнему контуру.
Академик В.И. Молодин и монгольский археолог Балболт обсуждают палимпсест, найденный в МонголииПалимпсест – это всегда большая удача для археолога, ведь в нем зачастую можно различить, в какой последовательности наносились изображения. Особенно ценно, если, например, одно из этих изображений удаётся отнести к определенной эпохе по ярким стилистическим признакам. Например, скифо-сибирский звериный стиль – характерное и узнаваемое явление железного века. Следовательно, можно использовать его как датирующий маркер, относительно которого выстраиваются в некоторую относительную временную шкалу изображения под ним и поверх него.
Один из дополнительных маркеров для относительного датирования – патина или «пустынный загар». Чем светлее петроглиф, тем он моложе. На некоторых изображениях загар бывает настолько сильным, что ученые фиксируют их только после тщательного инструментального обследования скальных поверхностей. В этом смысле данная территория – наименее благоприятное место для сохранения наскальных рисунков из-за сильного перепада температур и мощного выветривания скальных поверхностей. Тем не менее, петроглифы здесь сохраняются уже многие тысячи и даже десятки тысяч лет.
Наскальные рисунки древних людей – Мир наскальной живописи
Содержание
- Первые наскальные рисунки
- О чем говорят наскальные рисунки
- Техника выполнения и материалы
- Знаменитые наскальные рисунки
Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυφή — резьба.
Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.
Первые наскальные рисунки
Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.
Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.
О чем говорят наскальные рисунки
Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.
Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.
Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.
Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.
Техника выполнения и материалы
Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.
Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Например, на стоянке древних людей Ле Рок де Сер обнаружен каменный резец. Им делали прорези, в которые потом наносили специальную краску.
Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.
Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.
После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.
Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.
Знаменитые наскальные рисунки
Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.
Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.
Быки пещеры АльтамираВ разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.
Капова пещераС каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.
Петроглифы — писаницы или наскальные изображения
Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — это нарисованные краской или выбитые изображения на каменной основе (от др. -греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.
Также петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.
Сохранение настенных росписей в гротах Могао
Методика стабилизации ветшающих настенных росписей, применимая к пещерным храмам в Могао и другим местам Шелкового пути
Детали проекта
- Категория
- Годы 1997 – 2010
- Положение дел
- Организатор
Цель
Раскопанный в миле от скалы за пределами Дуньхуана, город-оазис на краю пустыни Гоби, представляет собой гроты Могао, древнее буддийское место на Шелковом пути, содержащее 492 украшенных пещерных храма. Это 45 000 квадратных метров настенных росписей и более 2 400 полихромных скульптур, которые являются крупнейшим собранием буддийского искусства в Китае. Сохранение настенных росписей в Могао было сосредоточено на ухудшении состояния настенных росписей в пещере 85, чтобы разработать и реализовать стратегии сохранения, применимые к другим пещерным храмам в Могао и другим местам Шелкового пути.
Итоги
- Профилактические меры по консервации, замедлившие износ настенной живописи
- Фотодокументация консервации пещеры в высоком разрешении в 2005 г.
- Внедрение плана мониторинга состояния после лечения, который предвидит потенциальное ухудшение состояния в будущем
- Установка низковольтного светодиодного освещения стен и потолка основной камеры, приподнятой смотровой площадки, обеспечивающей беспрепятственный обзор из дверного проема и коридора, и интерпретационных панелей (на китайском и английском языках), посвященных вопросам консервации
- Политика устойчивого посещения пещеры 85, основанная на результатах многолетнего исследования, проведенного Институтом охраны природы Гетти и Академией Дуньхуана
- Распространение методологии и результатов проекта посредством конференций, публикаций и публичных лекций, пропаганда надлежащей практики сохранения на аналогичных объектах
- Заявление о культурных ценностях и значении задокументировало художественную, историческую, социальную и научную ценность места, которым руководствовался общий процесс принятия решений.
- Оценка управления пещерой 85, выполненная как компонент отдельного генерального плана всего участка
- Сохранение древних памятников вдоль Шелкового пути, международная конференция в Могао в 1993
Предыстория
Институт охраны природы Гетти начал работу с Дуньхуанской академией по вопросам сохранения гротов Могао в 1989 году. 492 украшенных пещерных храма, вырытых в скалах протяженностью 1,6 км. Начиная с 1997 года сотрудничество было сосредоточено в первую очередь на сохранении некоторых из 45 000 квадратных метров настенных росписей, а также на обучении и управлении посетителями.
Этот проект, предпринятый в рамках генерального плана гротов Могао, объединил обширный опыт Академии в области сохранения настенных росписей и опыт Института в области управления проектами, планирования управления участком, сохранения настенных росписей и консервации. наука. Огромная протяженность настенных росписей в Могао — эквивалент окрашенной стены высотой 5 метров и длиной 10 километров — и сложность проблем износа диктовали методологический подход, который благоприятствовал превентивной консервации.
Институт консервации: Невилл Агнью, Марта Демас, Шин Маэкава, Франческа Пике, Лесли Райнер, Майкл Шиллинг, Лори Вонг, Айда Хагигатгу, Луанн Мэннинг, Беверли Вайсблатт и Гетти Выпускники-стажеры Джули Чанг и Шуя Вей
900 02 Консультанты: По-Мин Линь (координация и перевод), Стивен Рикерби (сохранение настенных росписей), Лиза Шекеде (сохранение настенных росписей) и Питер Баркер (перевод)Дуньхуанская академия: Фань Цзиньши, Ван Сюдун, Су Бомин, Ма Сиу с Ван Сяовэй, Чен Ганцюань, Фань Цзайсюань, Фань Юйцюань, Ю Цзунжэнь, Ли Яньфэй, Сюэ Пин, Сюй Шуцин, Чжу Ваньи, Сунь Шэнли, Чай Болун, Чжан Гобинь, Чжан Чжэнмо, Хоу Вэньфан, Цяо Хай, Ян Цзинцзянь, Цуй Цян и Тан Вэй
Китайская академия культурного наследия: Чжэн Цзюнь и Чен Цин
Партнер
Академия Дуньхуан при Государственном управлении культурного наследия Китая
2016 9000 3
Список воспроизведения видео
Реставрация настенных росписей в Могао Пещерные храмы
Пещерные храмы Дуньхуана: буддийское искусство на Шелковом пути Китая
Выставка
Пещерные храмы Могао в Дуньхуане: искусство и история на Шелковом пути
Публикация
Проект
Национальное руководство по сохранению и управлению культурным наследием, уважающее и отражающее китайские традиции и подходы
Сохранение древних памятников на Шелковом пути: Вторая международная конференция по сохранению гротов, гроты Могао, Дуньхуан, Китайская Народная Республика, 28 июня – 3 июля 2004 г.
Публикация
Сохранение древних мест на Шелковом пути: материалы международной конференции по сохранению мест гротов
Публикация
визировано в 2015 г.)
Публикация
Национальное руководство по практике культурного наследия в Китае. Двуязычный текст на английском и китайском языках
Project
Стабилизация и комплексная программа сохранения двух древних буддийских памятников на Шелковом пути
Консервация настенной живописи – Курто
Курто является одним из ведущих в мире центров образования и исследований в области сохранения настенной живописи. Основанный в сотрудничестве с Институтом консервации Гетти в 1985 году и более 30 лет возглавляемый профессорами Дэвидом Парком и Шэрон Кэтер, отдел настенной росписи стал пионером междисциплинарного превентивного подхода к консервации.
Проекты полевых работ
Департамент в настоящее время участвует в двух крупных полевых проектах: совместный проект с English Heritage по сохранению важных средневековых фресок в башне Лонгторп в Питерборо (Великобритания) и другой проект в форте Нагаур в Раджастхане (Индия), предпринятый в партнерство с Mehrangarh Museum Trust.
Башня Лонгторп, Питерборо
Настенные росписи башни Лонгторп, спрятанные до 1945 года под слоями известковой воды, являются выдающимся пережитком 14 9Настенная роспись 0150-го 90-151-го века и одна из самых важных средневековых светских схем в Северной Европе.
На картинах изображен исключительный набор сцен, сочетающих религиозные и дидактические темы с нравоучительными сказками, геральдикой, изображениями птиц, животных, мифических существ и редким изображением Колеса Пяти Чувств . Хотя интерпретация и значение картин все еще обсуждаются, схема предлагает понимание приоритетов и амбиций социально амбициозной семьи, а также очень личный взгляд на средневековый мир.Беспрецедентное по своей полноте, выживание такого большого количества картин этого периода в светском контексте примечательно. Работая в сотрудничестве с English Heritage и опираясь на исследования, проведенные Курто в 1990-х годах, отдел начал новый проект по сохранению и презентации картин. Узнать больше о проекте:
Форт Нагаур, Раджастан (Индия)
Форт Нагаур в Раджастане является одним из лучших сохранившихся образцов архитектуры раджпутов-моголов. Датируется в основном 18 -го века этот большой укрепленный дворцовый комплекс пришел в упадок. С помощью серии грантов от Фонда Гетти Фонд Мехрангарха предпринял крупную инициативу по сохранению форта. В 2005 году Курто начал свое долгосрочное участие в сохранении важных настенных росписей этого места.
Вы можете узнать больше о настенных росписях в форте Нагаур здесь, а также информацию о сохранении настенных росписей в Шиш-Махал и Хади Рани-Махал. В 2012 году в рамках этого проекта в Нагауре был создан Центр исследований в области охраны природы Фонда Леона Леви с целью повышения профессионализма в области охраны природы.
Факультет реставрации настенной живописи
Текущие исследования факультета
- Сохранение и наука о наследии: применение спектроскопии для анализа молекулярных материалов в картинах и отслеживания разложения пигментов и полимеров, от озер кермеса в итальянских настенных росписях до разложения сульфида кадмия в современном искусстве
- Синтез и химия пигментов: исторические рецепты и следовые примеси
- Цифровые гуманитарные науки: объединение документов по консервации и результатов технического анализа для междисциплинарных исследований, от разбросанных запрестольных образов до сравнительного технического исследования
- Практика консервации: критическая оценка консервации настенной живописи в Швеции (финансируется Шведским советом по национальному наследию)
- Укрепление декогезионных слоев краски и штукатурки (в частности, методы визуализации уплотнителей в окрашенной известковой штукатурке)
- Экологические причины ухудшения состояния и пассивные подходы к их смягчению
- Методы визуализации для консервации
- Реставрационные подходы к консервации настенной живописи
- Неинвазивный и основанный на образцах анализ материалов и методов настенной росписи (в частности, микроскопия в поляризованном свете и SEM-EDX)
- Английские средневековые настенные росписи, их создание и роль в ритуалах и поклонении
- История сохранения настенной живописи с особым упором на Британские острова
Кандидаты в докторантуру
Настенные росписи буддийских храмов в Южной Корее: оценка консервации
Под руководством доктора Остина Невина и Сибиллы Трингхэм методы и последствия для сохранения
Под руководством профессора Авива Бернсток с Эмили Хоу
Финансируется стипендией AkzoNobel
Связи в создании и значении искусства Бутана и Тибета в 17 , и 18 9 годах0150-й -й век: исследование настенных росписей в монастыре Танго Фонд
Вмешательства по реадгезии настенных росписей: оценка органических клеев на водной основе
Под руководством профессора Авива Бернсток и доктора Эммы Ричардсон (Национальная физическая лаборатория/UCL)
Национальный обзор настенной живописи
Национальный обзор настенных росписей представляет собой обширный и имеющий международное значение архив, включающий записи всех известных британских средневековых настенных росписей, а также обширный материал о постсредневековых схемах росписи, включая полихромную скульптуру и картины на дереве.