Русские печи
Для различных хозяйственно-бытовых нужд применяют отопительно-варочные печи. К ним относятся: русская печь, кухонная плита, комбинированные отопительно-варочные печи, хлебопекарные печи и т. п. Эти печи одновременно с приготовлением пищи обогревают помещения, в которых они установлены.
Обыкновенная русская печь проста по конструкции; ее используют для различных хозяйственно-бытовых нужд; обогрева помещения, приготовления пищи, выпечки хлеба, запарки корма для скота, нагревания воды, сушки зерна и других целей. В русской печи можно сжигать дрова, торф, кизяк, солому.
|
Рис. 30. Обыкновенная русская печь: 1 — подпечек, 2 — шесток, 3 — самоварник, 4 – заслонка варочной камеры, 5 — дымовые задвижки, 6 — варочная камера, 7 — свод, 8 – чело, 9 – устье |
Основная часть обыкновенной русской печи (рис.
За время существования русской печи были проверены на практике и установлены наиболее целесообразные размеры различных ее частей и деталей. При сооружении русской печи необходимо придерживаться этих размеров, так как отступления от них приводят к неудовлетворительной работе варочной камеры.
Наряду с универсальностью и простотой устройства русская печь не лишена некоторых недостатков, В ней совсем не горит каменный уголь, требующий для успешного сжигания колосниковой решетки, который в русской печи нет. Так как сжигание топлива происходит на глухом поду, расположенном примерно на 80…85 см выше пола, нижележащая часть печи почти не прогревается и поэтому в помещении у пола и несколько выше бывает холодно.
Это создает нездоровый климат в помещении, а в холодные зимние дни вызывает даже образование наледей на полу около входной двери. Чтобы устранить указанные недостатки, новаторы печного дела создали новые улучшенные конструкции русской печи.
|
Рис. 31. Русская печь-теплушка Т-4: 1 — вход газов в дымовую трубу, 2 — задвижка на летний ход, 3 – печная заслонка, 4 — дымовая труба, 5 — вьюшка, 6 — основная задвижка, 7 — топливник, 5 — варочная камера, 9 — отверстие из варочной камеры в нижнюю отопительную камеру, 10 — кирпичные столбпки-опоры, 11 — водогрейная коробка, 12 — нижняя отопительная камера. |
Русская печь-теплушка Т-4 (конструкция инж. И. С. Подгородникова) имеет размеры 1290х1290х2380 мм, теплоотдачу 3489 Вт, массу 4200 кг. Топливом могут служить все виды твердого топлива. Рабочие чертежи печи даны в приложении XIV.
Печь (рис. 31) состоит из двух камер, расположенных одна над другой. Верхняя камера — варочная 8. В отличие от обыкновенной русской печи в печи-теплушке в заднем ее углу устроена шахтная топка с колосниковой решеткой, позволяющая сжигать все виды твердого топлива. Дрова можно сжигать на глухом поду в варочной камере, где выпекают хлеб и варят пищу, так же как в русской печи. Нижняя камера — отопительная 12, в ней установлены кирпичные столбики 10, поддерживающие под; здесь же находится водогрейная коробка 11.
Печь рассчитана на разные режимы топки.
в летнее время, когда требуется только приготовление пищи и не требуется обогрева помещения, дымовые газы из варочной камеры 8 выпускаются непосредственно в дымовую трубу 4, не заходя в нижнюю камеру 12. Топка ведется при открытой заслонке 3. Нижняя часть печи не прогревается.
в зимнее время, когда необходимо увеличить теплоотдачу печи для обогрева помещения, дымовые газы из варочной камеры 8 пропускают в нижнюю камеру 12 через ряд отверстий 9 (окон), устроенных в поду вдоль одной из боковых стенок печи. Отдав часть тепла стенкам камеры и подогрев снизу под, дымовые газы направляются и уходят в дымовую трубу через отверстие, расположенное у самого низа трубы. В результате такого движения дымовых газов прогревается весь массив печи.
Однако для выпечки хлеба необходимо топить печь, прогревая нижнюю камеру. Такая топка вызывает необходимость расходовать большее количество топлива и держать заслонку печи в закрытом положении, в противном случае дымовые газы поступают в пространство над шестком, а при закрытой дымовой задвижке — в помещение. Это существенный недостаток печи, так как нельзя постоянно наблюдать за приготовлением пищи, а лишь временами можно открывать заслонку для наблюдения за варкой пищи.
|
Рис. 32. Комбинированная отопительно-варочная печь с подтопком ОВП-1 (конструкция И. И. Ковалевского): |
Комбинированная отопительно-варочная печь с подтопком ОВП-1 (конструкция И. И. Ковалевского). Размеры печи (рис. 32) в плане (1040…1280) Х 1450 мм; высота основного массива печи 1820 мм, фасадной части 2310 мм; объем печи по наружным обмерам 3,2 м2; масса (вместе с дымовой трубой) 4150 кг. При двух топках в сутки теплоотдача печи 4652…5234 Вт. Эта печь рассчитана на варку пищи и выпечку хлеба для семьи в 5…8 человек, в то же время она может обогревать помещение площадью 40…50 м2. Рабочие чертежи печи даны в приложении VII.
Возможны следующие режимы топки печи.
Летний режим — только для приготовления пищи, запарки корма для скота и горячей воды для хозяйственных нужд. Печь топят, как обычную русскую, сжигая топливо (дрова) на поду варочной камеры. Дымовые газы отводят через чело непосредственно в дымовую трубу 3. Варят пищу и выпекают хлеб на поду печи; нижняя зона печи не нагревается и потому помещение не перегревается.
Топливо сжигают, так же как и в первом случае, на поду, но дымовые газы отводят в дымовую трубу иным путем — через все каналы печи: через жаровые окна 9 в вводе печи и далее через верхние горизонтальные каналы 8, задние опускные каналы 10, нижние боковые горизонтально-вертикальные каналы 7 и передние подъемные каналы 1.
Наиболее эффективный режим — топка печи по данному режиму со всеми открытыми задвижками (кроме заслонки-баранчика, которой перекрывается дымоход от подтопка в шестке печи) и слегка приоткрытой центральной задвижкой. При этом заслонка печи у варочной камеры может оставаться открытой во все время топки печи, что дает возможность наблюдать за приготовлением пищи.
Третий режим — топка центрального топливника 4, расположенного в подподовом простраистве печи. В этом случае можно применять все виды твердого топлива: дрова, уголь, торф, кизяк и пр. Разогревается почти весь массив печи, главным образом его нижняя часть. Из центрального топливника дымовые газы поступают в заднюю распределительную камеру, отсюда, пройдя по двум боковым вертикально-горизонтальным нижним каналам 7 и передним подъемным каналам 1, поступают в дымовую трубу 3. Этот режим применяют в том случае, когда не требуется приготовление пищи, а нужен лишь обогрев помещения.
Подтоп в шестке — только для разогрева пищи в малых количествах, кипячения молока и согревания чая — четвертый режим – в одном из передних подъемных каналов 1 закреплен самоварник 5.
« предыдущая оглавление следующая »
Русские изразцовые печи — история и современность
Русские поговорки и пословицы полны упоминаниями печи, да в каком контексте: «Танцевать от печки», «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил», «Добра та речь, что в избе есть печь», «в октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся», «без печки холодно, без хлеба голодно». Печь не только отапливала, на ней готовили, в ней мылись, на ней лечились и любили — она была центром дома и его хранителем. Это, впрочем, неудивительно, поскольку климат России никогда не отличался мягкостью и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи поклонялись и придавали ей сакральный смысл, как проводнику огня — главного языческого божества русичей. Нередко ее очеловечивали, наделяя способностью разговаривать, как например в народной сказке «гуси-Лебеди» и в более поздние времена, в частности, во вполне современном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве». О духовой печи в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная».
Устройство русской печи предполагало не только очаг для приготовления пищи, но и лежанку, чтобы спать в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была в первую очередь частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались, в основном, для приготовления пищи. А вот, русская печь была «много в одном»: плита, спальня, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи — домового. Неполные аналоги русской печи есть только в Скандинавии, где климат сходен с российским, поэтому и традиционный уклад был похож.
С VIII по XIII века в Северной Руси преобладали печи-камени, сложенные из крупных камней без использования скрепляющего раствора. Камни были настолько хорошо подобраны, что герметично примыкали друг к другу. Топились такие печи «по черному», что имело свои плюсы в плане дезинфекции жилища: горячий дым «прожаривал» стены и потолок в избе, которая высушивалась и дезинфицировалась, что было немаловажно для борьбы с инфекциями и насекомыми.
Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали изготавливаться из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела тот вид, который мы сейчас называем «русская печь».
И коль скоро русичи в печи вкладывали сакральный смысл, то и украшениям для них придавалось большое значение. Печь, как центр дома, или просто довольно большое сооружение нуждалась в украшении.
Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов и в конце-концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи.
XVII век стал пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от крещения Руси до Серебряного века».
Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре. В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов. Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена.
Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку города горели и пожары наносили большой ущерб. Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».
К середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструирования печей. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции систем печного отопления были Николай Александрович Львов со своей работой «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев со своей работой «Теоретические основы печного искусства», в которой он опубликовал методику расчета размеров дымоходов и сечений газовых каналов. Эти архитекторы теоретически обосновали приемы проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топливники и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе по печному отоплению изложил теорию расчета отопительных печей.
Производство белых кафлей и изменение способа вывода дыма повлекли за собой преобразования в строении городских печей. Такие, чисто отопительные толстостенные печи стали называть «голландками», что не совсем правильно, поскольку они появились впервые именно в России, а уже отсюда попали в Европу. Как бы то ни было, печи-голландки получили большое распространение в городах во многом, благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, соединенные между собой сложной системой теплотрасс, они стали прекрасным источником отопления довольно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском Дворце. О печах Большого Екатерининского дворца стоит рассказать отдельно, поскольку, как и московские изразцовые печи конца XVII века, они символизируют собой целую эпоху.
Идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям витали в воздухе всегда. Этой идее отвечал Санкт-Петербург, который, кроме «окна в Европу», стал первым полностью спланированным «европейским» городом России. Многочисленные дворцы, возведенные Петром и его потомками в Санкт-Петербурге превзошли своим блеском европейские, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа не уступают знаменитому французскому Версалю по своей красоте.
Основной расцвет искусств, вызванный роскошью господствующего тогда класса дворян, пришелся на правление Елизаветы Петровны. Этот период русского искусства даже получил свое название — Елизаветинское барокко. Главным представителем направления стал архитектор Ф. Б. Растрелли, по имени которого иногда называют и сам елизаветинский стиль — растреллиевское барокко.
Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего ему петровского барокко, учитывал достижения русского искусства, сохранив в своих силуэтах традиции православной храмовой архитектуры. Царскосельские и петергофские постройки Растрелли стали закономерным результатом того, что происходило здесь до него. Его творчество полностью подчинялось вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.
Эпоха Елизаветы стала исключительно цельным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли мастерства высочайшей степени и были применены в множестве построенных и реконструированных дворцов.
«Елизавета Петровна обновила все постройки и довела дворец до такой степени совершенства, что он смело мог соперничать, в особенности своими фонтанами, с Версалью и Марли».
Мечеслав Пилсудский, 1857 год
Большой интерес представляют изразцовые печи XVIII века, коих немало в Екатерининском дворце. К моменту возведения этих печей, в России уже давно работали кирпичные заводы, производящие «кафли». В месте расположения заводов в Стрельне были залежи хорошей глины. К 1722 году в печах Стрельны обжигалось до 3,5 млн. кирпичей в год. На стрельнинском Гончарном дворе изготавливали посуду, утварь и изразцы, политые белой эмалью и расписанные синими красками. Сюжеты были все те же, голландские — мельницы, корабли, пейзажи, каналы и другие. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландских изразцах.
В голландском стиле выполнены изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском селе — сюжетные картины в бело-синей гамме, заключенные в орнаментальные живописные рамки. В этом ключе выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.
На контрасте с перечисленными помещениями выполнена Белая столовая — в ней полная монохромность и матовые текстуры. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Ю. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Помещение решено в строгих канонах классицизма и в его интерьерах имеются изящные круглые изразцовые печи, российского производства, облицованные белыми поливными изразцами с рельефными панно «Музыка» и «Живопись».
Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в период Второй мировой войны, дворцы Царского села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовавших в их восстановлении.
Секрет изготовления изразцов с подглазурной живописью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его возрождать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, по инициативе которого и были успешно реализованы работы по изготовлению изразцов. Гессеном была решена проблема полного восстановления изразцовых плиток в интерьерах Летнего дворца Петра Первого, в Монплезире и в Марли в Петергофе.
Довольно долго печь была основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Только в конце XIX — начале XX века, с изобретением парового отопления, их стали заменять. Фактически, в наши дни печи для отопления устанавливают только в частных домах и при условии отсутствия магистрального газа, позволяющего смонтировать газовый котел и водяное отопление. Чаще в доме устанавливают камин — для сибаритской медитации на огонь и как, своего рода, признак достатка. Тем не менее, спрос на печи есть и он достаточно устойчив. Часто заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее более низкой стоимостью, но и определенным вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.
Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только последние 10-12 лет. На рынке не так много компаний, способных изготовить изразцовую облицовку для печи. К тому же, у современных заказчиков практически отсутствует потребность в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из них. Поэтому сейчас скорее речь идет об изготовлении архитектурной керамики и изразцовой плитки. Хотя иногда появляются заказы на настоящие изразцы с румпой.
Современные российские предприятия по изготовлению изразцов относятся к нескольким типам — мастерские с определенным ассортиментом форм и проектов, которые подгоняются под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальные облицовки по эскизам заказчика или создающие новые эскизы; художественные мастерские, изготавливающие авторские работы; и керамисты-частники.
В любой из перечисленных мастерских заказчик получает объект с высокой степенью уникальности, поскольку полностью идентичных изразцов не бывает и даже в рамках одного комплекта каждый изразец будет отличаться от другого. Разница между мастерскими не слишком существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а это, в первую очередь, вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае, на рынке сейчас можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских.
Одна из самых крупных в России, компания «Паллада» из Санкт-Петербурга основана коллекционерами и исследователями русской архитектурной керамики Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компания имеет в своей базе огромное количество восстановленных антикварных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи — изразцовое богатство Северо-запада».
Московская компания, созданная на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря и также имеющая большое количество восстановленных при реставрациях исторических форм изразцов — это «Керамическая мастерская Сергея Лебедева». Очень интересны работы компании «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это довольно крупное предприятие, специализирующееся, как ясно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.
Мастерские меньшего размера, но столь же отменного качества изготовления архитектурной керамики и изразцов, образованные художниками-керамистами это, например, «Студия архитектурной керамики Юрия Осинина» в Санкт-Петербурге, в которой создаются работы с необычайно точным рельефом, тонкой живописью и изумительными по своей красоте глазурными покрытиями.
Компания «АртБазл» — мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики — еще одно предприятие из Санкт-Петербурга, принадлежащее художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой. Керамические камины этих художников очень сложны и необыкновенно красивы.
Сказочно хороши работы семейной мастерской «Лев и Сирин» из Звенигорода, образованной потомственными керамистами Куприяновыми. Это — полностью авторская керамика, имеющая собственное лицо, стиль и характер.
Мы перечислили далеко не все существующие в России керамические мастерские, однако, работы упомянутых производств и художников притягивают к себе, волнуют душу и радуют глаз, что позволяет ставить их в один ряд с лучшими произведениями крупных мастеров прошлого.
После распада СССР родилась новая российская бартерная система: Planet Money: NPR
СИЛЬВИ ДУГЛИС, BYLINE: Это PLANET MONEY от NPR.
КЕННИ МЭЛОУН, ВЕДУЩИЙ:
Всего за последний месяц Россия стала самой санкционированной страной в мире. США и Европа уже ввели тысячи индивидуальных санкций, направленных против всего, от российских банков до ее предметов роскоши и даже водки.
ДЕЙВ БЛАНШАРД, ВЕДУЩИЙ:
Но, как мы уже говорили здесь ранее, реальная экономическая жизненная сила России состоит не из всего этого. Огромную часть экономики России составляют нефть, природный газ и полезные ископаемые. И страны постепенно начинают вводить такие санкции.
МЭЛОУН: Знаете, суть санкций в том, что они заставляют нас смотреть на то, что на самом деле представляет собой экономика другой страны. И знаете, я думаю, что для многих из нас этот момент стал напоминанием о том, что российская экономика гораздо меньше похожа на диверсифицированную экономику Соединенных Штатов и гораздо больше на ресурсную экономику такой страны, как Саудовская Аравия.
Привет и добро пожаловать в PLANET MONEY. Я Кенни Мэлоун.
БЛАНШАРД: А я Дэйв Бланшар. Это не первый раз, когда мир вынужден чуть пристальнее присмотреться к реалиям российской экономики.
МЭЛОУН: Сегодня в сериале мы рассказываем историю последнего крупного события, к которому нам пришлось присмотреться поближе. И это выявило один из самых странных 10-летних отрезков в современной денежной истории.
(МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОТрывок)
БЛАНШАРД: Когда Советский Союз был на пике своего развития в 20-м веке, именно этот большой блок государств с населением, превышающим население США, имел вторую по величине экономику в мире. Но все это было за знаменитым железным занавесом, поэтому то, как именно работала экономика СССР, оставалось загадкой.
МЭЛОУН: И я лично считаю полезным думать об экономике СССР в тот момент времени как об одной гигантской корпорации, состоящей из кучи дочерних компаний, которые, знаете ли, производят советские автомобили или запускают космонавтов в космос или запускать атомные электростанции. Но какие части экономики действительно создавали ценность, а какие предприятия казались успешными, но на самом деле их поддерживали — ну, такие вещи было трудно точно узнать.
БЛАНШАРД: Но потом в начале 90-х0-х годов СССР распался, и у Запада появилась возможность получить более четкое представление о том, что именно происходило за железным занавесом. Одним из тех, кого прислали, был Барри Икес.
БЛАНШАРД: В то время я консультировал Всемирный банк по исследованию предприятий.
МЭЛОУН: Предприятия, как в бизнесе. Сейчас Барри возглавляет экономический факультет Пенсильванского университета, но в начале 90-х он был молодым профессором. Он изучал СССР, и когда он начал рушиться, Всемирный банк послал Барри встретиться с представителями всех видов предприятий бывшего Советского Союза, чтобы понять, как они справляются с переходом от коммунизма к капитализму.
БЭРРИ АЙКС: В конце 1992 года я посетил одно предприятие. Это была компания, предприятие, занимавшееся обувным сектором. Они производили подошвы для обуви. Я имею в виду, что в Советском Союзе все было таким специализированным.
МЭЛОУН: Подошвы ботинок, может быть, верх ботинок – Барри точно не помнит. Но обувь, обувная фабрика.
БЛАНШАРД: Итак, вы можете просто описать, вы знаете, это – когда вы пришли туда, не могли бы вы немного рассказать нам о его офисе, как он выглядел?
ИКЕС: Ну, это было бывшее советское предприятие. Так что на всех советских фирмах кабинет директора предприятия выглядит одинаково. Знаете, у вас есть, типа, доски объявлений с известными работниками предприятия. Вы знаете, где-то должна была быть фотография Ленина, потому что от нее еще не избавились.
МЭЛОУН: Итак, Барри, обувная фабрика, 1992 год, возможно, стоит под фотографией В.И. Ленин. И он начинает разговаривать с начальником завода.
ИКЕС: Он тянет меня к окну и указывает на двор. А через двор это – типа, полквартала. А этот квартал — просто груда кирпичей. Он говорит, что это все мои сбережения. Знаете, это то, что я сделал, потому что кирпичи – людям нужны кирпичи. Я могу заплатить за это кирпичами.
БЛАНШАРД: Гораздо ценнее, чем пачка рублей в каком-нибудь хранилище.
ИКЕС: Да.
МЭЛОУН: Да. Более ценный, чем рубль, валюта Советского Союза, потому что, когда СССР распался, его рубль тоже, до такой степени, что, очевидно, кирпичи стали предпочтительным видом денег в 1992 году.
БЛАНШАРД: И эти кирпичи как деньги, Барри говорит, что это был лишь один из многих странных способов, которыми вела себя постсоветская экономика. Он дал нам этот другой пример.
ИКЕС: Было предприятие, которое производило промышленные печи из бронзы, верно? И это предприятие было предприятием с золотой звездой. И Горбачев поехал туда и отдал предприятие – потому что оно зарабатывало валюту. Какое большое, эффективное советское предприятие.
БЛАНШАРД: За железным занавесом эта компания по производству бронзовых печей выглядела великолепно. Я имею в виду, они продавали эти печи из СССР. Они зарабатывали деньги.
МЭЛОУН: Ага. Выяснилось, что, возможно, в СССР хорошо умели делать бронзовые промышленные печи.
ИКЕС: Выяснилось, что они экспортировали эти вещи в Германию. Германия плавила печи и просто продавала бронзу, понятно? Так что это пример отрицательной добавленной стоимости, верно? Все остальное, что попадало в промышленную печь, было бесполезным, верно? – потому что стоимость бронзы стоила больше, чем цена, которую они получили за печь.
МЭЛОУН: Другими словами, этот маленький бизнес был экспортером бронзы. И, честно говоря, было бы лучше просто экспортировать бронзу и не делать много работы, чтобы превратить ее в печь. Но это пример разрыва отношений между СССР и остальным миром и всех этих странных экономических искажений, происходящих за железным занавесом, которые теперь стали очевидными для таких людей, как Барри.
БЛАНШАРД: Другим примером, говорит Барри, была советская компания, производившая всемирно известные оптические линзы, например, для медицинского оборудования, камер, оружия. И люди думали: хорошо, теперь есть советский бизнес, который выживет в условиях рыночной экономики.
МЭЛОУН: И это были хорошие линзы, но когда люди посмотрели поближе, оказалось, что они были сделаны за гораздо большие деньги, чем кто-либо заплатил бы за них на мировом рынке. Итак, такие люди, как Барри, узнали, что да, СССР производил вещи, даже высокотехнологичные, но эти отрасли не были готовы конкурировать с компаниями по всему миру.
ИКЕС: Мы сравниваем это с эффектом циркового зеркала. Знаешь, ты смотришь на себя в цирковое зеркало, и ты выглядишь как Арнольд Шварценеггер, понимаешь?
БЛАНШАРД: Ага.
ИКЕС: Это советская экономика. Затем вы смотрите в настоящее зеркало. Вы говорите, о, мой Бог. Посмотри на меня. Я как этот не в форме неуч. Вот она, настоящая экономика. Вот что случилось.
МЭЛОУН: Что на самом деле происходило в СССР, как на самом деле выглядела экономика, так это то, что было несколько очень успешных отраслей, о которых мы знаем, — природный газ, нефть и горнодобывающая промышленность, вы знаете, добыча таких вещей, как бронза, которые могли в печи. И они субсидировали все другие забавные, захватывающие технические штучки, но не очень успешные, т.е.
БЛАНШАРД: Итак, когда распался Советский Союз, теперь все эти неуспешные отрасли конкурируют на рынке, и им нужно получать прибыль. И все как-то замирает. Если никто не хочет покупать ваши красивые, но смехотворно дорогие объективы для фотоаппаратов, то внезапно ваша компания лишится денежного потока.
МЭЛОУН: И у многих бывших советских компаний внезапно не стало денег и возможности платить друг другу, что возвращает нас к той обувной фабрике и той гигантской куче кирпичей, которую Барри видел в 1992.
БЛАНШАРД: Так где же он взял кирпичи?
ИКЕС: Я думаю, что кто-то не смог заплатить за него деньгами, и вместо этого он получил кирпичи.
БЛАНШАРД: Значит, они делают это вместо того, чтобы использовать рубль по какой-то причине. Почему, знаете ли, обычные бытовые предприятия сейчас не используют рубль?
ИКЕС: В начальный период трудности в том, что у них не было дохода. Фирмы имели – просто не имели достаточных доходов.
БЛАНШАРД: Они не зарабатывали деньги. Они не зарабатывали рублей.
ИКЕС: Да. Так что некоторые фирмы просто держали кирпичи как средство сбережения.
МЭЛОУН: Кирпичи как средство сбережения. Это ключевая идея, потому что помимо проблем с денежными потоками российский бизнес также имел дело с инфляцией, но не просто, как обычная инфляция, гиперинфляция в данный момент.
БЛАНШАРД: Одна из основных причин заключалась в том, что в плановой экономике советской эпохи цены контролировались. И когда этот контроль над ценами был снят, когда распался Советский Союз, инфляция взлетела до небес. Через год, в 1992, инфляция в России составила 2500%.
МЭЛОУН: Это как если у вас есть один рубль и вы можете купить дюжину яиц, то через полгода вы можете позволить себе только одно яйцо на свой рубль. Рубль обесценивался невероятно быстро.
БЛАНШАРД: Итак, для российского бизнеса это означало, что вы, вероятно, брали кирпичи в качестве оплаты вместо рублей, потому что они были лучшим средством сбережения.
МЭЛОУН: Барри говорит, что в начале 90-х в России этот вид бартерной экономики стал на удивление обычным явлением. Итак, предположим, что вы производитель обуви. Вам нужно купить немного кожи для вашего бизнеса.
ИКЕС: И вместо того, чтобы платить за кожу рублями, вы просто платите обувью. Теперь у кожевенной компании есть обувь, а кожевенная компания поставляет обувь для чего-то другого. Я имею в виду, обувь не помешала бы иметь, верно?
МЭЛОУН: Верно. Итак, обувь, кирпичи, что угодно — эти вещи стали чем-то вроде денег, а это значит, что стоит на секунду отступить, чтобы поговорить о том, что такое деньги, потому что деньги должны обладать этими тремя основными характеристиками. Во-первых, предполагается, что это средство сбережения, то, что день за днем стоит примерно одну и ту же сумму. Что-то вроде кирпичей определенно шло лучше, чем рубль в России в тот момент.
БЛАНШАРД: Вторая характеристика денег – деньги должны быть расчетной единицей. Например, вы можете присвоить значение. Вы можете вести записи.
МЭЛОУН: И компании, по-видимому, придумали, как превратить кирпичи в кожу в обувь.
БЛАНШАРД: Но характеристика денег № 3 – это, возможно, проблема для кирпичей, поскольку деньги – деньги должны обеспечивать легкое средство обмена.
МЭЛОУН: Ага. Например, компании могут таскать кирпичи, чтобы расплачиваться друг с другом, но никто не хочет таскать кучу кирпичей за деньги в продуктовый магазин, чтобы купить морковь. И в России это не было гипотетической проблемой.
БЛАНШАРД: Можете представиться? Расскажите нам, кто вы.
ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ: Меня зовут Владислав Иноземцев (тел.). Я профессор экономики.
МЭЛОУН: Владислав родился в Советском Союзе, и он был в Москве в начале 1990-х, когда происходили все эти странные денежные дела. И он объяснил нам, что иногда компании платили своим работникам вещами, товарами.
ИНОЗЕМЦЕВ: Например, если вам платят, знаете, полотенца, водку, какую-то мебель, что угодно, вы можете просто предложить своим работникам, либо для личного потребления, либо они могут продать.
МЭЛОУН: Ну и конечно, кто не хочет полотенца и водки? Но нецелесообразно таскать коробки с полотенцами в продуктовый магазин, предполагая, что они даже примут ваши полотенца в качестве оплаты.
БЛАНШАРД: Итак, говорит Владислав, люди, которым платили полотенцами или чем-то еще, должны были найти способ продать эти полотенца.
ИНОЗЕМЦЕВ: Я, например, помню, что моя мама в то время жила по-белорусски (тел.). И я взял свою машину и ездил туда несколько раз в год. Так что у вас есть много рынков на обочине дороги, когда люди пытались продать постельное белье, полотенца и некоторые другие вещи только потому, что они получили это в качестве оплаты.
МЭЛОУН: Итак, вы едете навестить свою мать, а по улице видите — как они выглядят? Маленькие киоски или маленькие просто – люди ставят палатку?
ИНОЗЕМЦЕВ: Да, это были не маленькие палатки. На самом деле это были места, возможно, в 10 милях друг от друга с десятками палаток.
МЭЛОУН: Вы когда-нибудь останавливались за рулем и покупали что-нибудь в любом из этих мест?
ИНОЗЕМЦЕВ: Да. Да. Иногда. Они были дешевы, и это было довольно распространено.
МЭЛОУН: Но у тех людей, которые работали на фабрике или где-то еще, а затем им пришлось стать розничным продавцом, чтобы продавать постельное белье, у них было две работы. Мол, есть много неэффективности, которая передается по наследству.
ИНОЗЕМЦЕВ: Чрезвычайно, крайне. Это была очень неэффективная экономика.
БЛАНШАРД: Владислав говорит, что существует идея, что в определенных ситуациях хорошие деньги очень легко заменяют плохие деньги, то есть, если есть форма денег, которая лучше справляется с этими тремя денежными задачами, она естественным образом и быстро заменит плохие деньги.
МЭЛОУН: И в самом начале 90-х в России это происходило в реальном мире. Рубль превратился в плохие деньги. Полотенца и кирпичи были не идеальными, но в некотором смысле они были более выгодными деньгами.
БЛАНШАРД: После перерыва, более совершенная (ph) форма денег, которая также раскрывает суть российской экономики.
(МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОТрывок)
БЛАНШАРД: Один эксперт, с которым мы разговаривали во время исследования этой истории, сказал нам, что люди иногда называют Россию заправочной станцией с армией.
МЭЛОУН: Потому что, конечно, Россия добывает много нефти. Но в России также есть гигантская квазигосударственная энергетическая компания «Газпром». Это один из крупнейших производителей природного газа в мире, и это своего рода пережиток советской экономики.
БЛАНШАРД: И когда СССР начал открываться миру, «Газпром» стал одним из немногих предприятий, способных конкурировать на глобальном уровне. Он может продавать газ и зарабатывать реальные деньги.
МЭЛОУН: Барри Икес, экономист, свидетель больших куч советского кирпича, сказал нам, что, хотя «Газпром» должен стать глобальным игроком, ему все равно нужно быть одной из российских местных энергетических компаний. И вот в середине 19В 90-е годы это означало, что «Газпрому» приходилось вести дела со многими бывшими советскими компаниями, дела которых в то время шли очень плохо.
ИКЕС: Просто все имели дело с Газпромом. «Газпром» в некотором смысле похож на правительство. Все имели дело с Газпромом. И все эти предприятия, множество предприятий не могли оплачивать свои счета. Таким образом, долговые расписки развивались таким образом.
БЛАНШАРД: Долговые расписки — в середине-конце 90-х долговые расписки, настоящие бумажки, начали обращаться как еще одна альтернатива рублям.
МЭЛОУН: И эти долговые расписки, это не совсем то, с чем имеют дело обычные граждане. Это был еще один обходной путь для бизнеса.
БЛАНШАРД: Барри привел нам пример. Итак, скажем, есть завод, который производит станки, которые нужны «Газпрому».
ИКЕС: Станкостроительное предприятие поставляет станки Газпрому, потому что они нужны Газпрому для строительства трубопровода.
МЭЛОУН: Ага. Вот твоя труба – вот твоя арматура. Мы сделали их для вас. Ага.
ICKES: Трубопроводная арматура – Газпром расплачивается векселями на будущий природный газ.
БЛАНШАРД: Векселя – это долговые расписки. На самом деле их в России называют вескелями.
МЭЛОУН: Итак, опять же, у вас есть станкостроительная мастерская, а наличных по-прежнему нет. Но знаете, что у него есть после поставки фитингов? У него много газпромовских судов – долговых расписок.
ИКЕС: Теперь станок – мне тоже нужна сталь. Когда им приходится платить за сталь, вместо того, чтобы платить рублями, они расплачиваются долговыми расписками с «Газпромом».
МЭЛОУН: Верно.
ИКЕС: Поскольку газ нужен всем, все знают, насколько он ценен.
МЭЛОУН: Понятно. Итак, в конце этого срока – допустим, это вексель сроком на один год – тот, кто держит этот вексель…
ИКЕС: Получает бензин.
МЭЛОУН: Они везут его в Газпром, и они точно получают газ?
ИКЕС: Они оплачивают счет за газ.
МЭЛОУН: Понятно.
БЛАНШАРД: И затем, после того, как Газпром начнет делать свою систему долговых расписок, это когда – что тогда произойдет?
ИКЕС: Затем практически все начинают использовать эти долговые расписки в качестве средства транзакций.
МЭЛОУН: Российские предприятия быстро разработали совершенно новую валюту. И вместо золотого стандарта долговые расписки Газпрома — вескели — стали газовым стандартом. Это был кусок причудливой бумаги, подкрепленный обещанием настоящего газа.
БЛАНШАРД: А потом куча других предприятий начала выпускать свои собственные долговые расписки, свои собственные вескели. Таким образом, компания могла оплачивать счета за электроэнергию, используя суда местной электростанции. Или они могли бы платить налоги, используя эти налоговые вычеты (ph) veskel вещи от правительства.
МЭЛОУН: Предприятия будут торговать вескелями или держать их на счетах своих компаний. И буквально бумажные вескели – были всевозможных цветов, форм и размеров.
БЛАНШАРД: Чтобы вы поняли, Владислав Иноземцев, который в то время руководил банком в Москве, даже у его банка были свои вескели.
ИНОЗЕМЦЕВ: Это была серо-голубая бумажка, типа, формата письма со всем этим, знаете, хорошей полиграфией.
МЭЛОУН: Хорошая печать, говорит он. Он был напечатан на фабрике, которая обычно печатала настоящие деньги.
ИНОЗЕМЦЕВ: А на оборотной стороне бумаги вы видите, я бы сказал, шесть или десять мест, где вы можете написать, что я передаю это компании ABC Limited, и поэтому вы можете просто передать это много, много раз из одной компании в другую. А если места больше нет, можете прийти в наш банк…
МЭЛОУН: (Смех).
ИНОЗЕМЦЕВ: …А мы вам обменяем еще один, и вы сможете еще раз передать его в другую компанию.
БЛАНШАРД: Вы помните самую длинную цепочку передач, которую вы видели, например, сколько раз одна из этих вещей проходила через руки разных людей?
ИНОЗЕМЦЕВ: Сорок, 50, легко.
БЛАНШАРД: Ничего себе.
МЭЛОУН: Это невероятно.
ИНОЗЕМЦЕВ: Это была ежедневная практика.
БЛАНШАРД: Владислав говорит, что была одна странная вещь, когда вескель его банка непреднамеренно выглядел очень похожим на газпромовский.
ИНОЗЕМЦЕВ: И вот были какие-то, знаете, какие-то коллизии, когда кто-то брал наши векселя, что было очень похоже на «Газпром», потому что это было другое название компании, а оформление было такое же.
МЭЛОУН: Кто-нибудь приходил в ваш банк и говорил: «Эй, вы должны нам миллион долларов», а вы такие: «Нет, нет, нет?»
ИНОЗЕМЦЕВ: (Смех) Да, да.
МЭЛОУН: Нет, Газпром должен вам миллион рублей.
ИНОЗЕМЦЕВ: Да, иногда – да – так и было.
МЭЛОУН: Итак, это была еще одна эволюция в цепочке замены плохих денег хорошими деньгами в России.
БЛАНШАРД: Итак, все эти разные вескели были хорошими деньгами. И часто вескель, который становился доминирующим в конкретном регионе, был привязан к какой-либо отрасли, вокруг которой был построен этот регион. Итак, вы знаете, в горнодобывающем районе это был вескель от алмазной компании.
МЭЛОУН: В сибирском каучуковом городке это будет вескель шинной компании.
БЛАНШАРД: И, конечно же, газпромовское судно. И это было ценно везде в России, потому что подумайте о том, что представляет из себя эта бумага Газпрома с точки зрения трех характеристик денег.
МЭЛОУН: Ага. Во-первых, судно «Газпрома» было отличным средством сбережения. Это было подкреплено фактическим газом, относительно стабильным товаром.
БЛАНШАРД: Во-вторых, средство обмена – я имею в виду, было намного проще подписать оборотную сторону бумажной долговой расписки, чем принести, знаете ли, кучу кирпичей в продуктовый магазин или куда-то еще.
МЭЛОУН: И номер три, расчетная единица – если каждый бизнес знает о газе и использует его, тогда не обязательно трудно вести бизнес в валюте, которая в основном является газом.
БЛАНШАРД: Ага. А в какой-то момент в 90-х крупнейшие российские компании вели около 70% своего бизнеса, используя бартер и другие неденежные платежи, такие как газпромовские суда.
МЭЛОУН: Ага. Российские предприятия как бы заново изобрели деньги — эти вескели, эти векселя.
Опять же, Барри Икес из Penn State.
ИКЕС: Это как частные деньги, потому что они обеспечены – это претензия на товар.
МЭЛОУН: А – как теневое правительство в теневой валюте.
ИКЕС: Для некоторых – это очень хороший способ подумать об этом.
БЛАНШАРД: Почему Россия до сих пор не использует только векселя Газпрома в качестве денег? Похоже, это было… это функционировало как обычная денежная система.
ИКЕС: Да. Но это полезно только в промышленном секторе, где люди, знаете ли, покупают много природного газа. Кроме того, у вас не может быть банковской системы. Подумайте о своих книгах. Подумайте о финансовых книгах предприятия. Знаешь, если ты когда-либо хотел что-то сделать, ты ничего не можешь сделать. У вас есть долговые расписки на все эти разные товары. Как выглядит ваш баланс?
БЛАНШАРД: Этот странный период в России, этот постсоветский бартер и экономика долговых расписок – по большому счету он был очень коротким. Он продлился менее десяти лет. Там была куча факторов. Но в целом по мере стабилизации России российский рубль в конечном итоге также стабилизировался. И, честно говоря, вся эта система была довольно подвержена коррупции, и бизнес, как вы знаете, не наживался на этих долговых расписках. Так что когда рубль стал более стабильным, он просто стал более эффективной формой валюты для всех. И так круг замкнулся – рубль сам стал хорошими деньгами на смену плохим деньгам.
МЭЛОУН: И одна из причин, по которой мне нравится сообщать о деньгах, заключается в том, что во многих случаях, и не всегда, но во многих случаях, они раскрывают те реалии, которые мы иногда просто не замечаем, или, может быть, забываем, или, возможно, нас обманывают. намеренно введен в заблуждение. И в этом случае, как и во всей этой истории, деньги продолжают говорить нам одно и то же, а именно, что по своей сути Россия является ресурсной экономикой. И когда мы говорим о санкциях и точках экономического давления, просто важно помнить, что Россия была и в основном всегда была заправочной станцией с армией.
(ЗВУК ИЗ “TAILWIND” EAMONN PATRIC DOWNES AND MARK COUPE’S)
MALONE: Если вы хотите узнать больше о том, как переход от Советского Союза к России формирует ландшафт сегодня, я не могу рекомендовать достаточно последнюю Информационный бюллетень PLANET MONEY от моего коллеги Грега Розальского. Вы можете прочитать это или зарегистрироваться на сайте npr.org/planetmoneynewsletter. Мы также доступны в социальных сетях, как правило, @planetmoney, а также по электронной почте: [email protected].
Сегодняшнюю серию продюсировал Сэм Йеллоухорс Кеслер. Он был разработан Исааком Родригесом и отредактирован Джесс Цзян. Алекс Голдмарк — исполнительный продюсер PLANET MONEY.
БЛАНШАРД: Особая благодарность Клиффорду Гэдди, Михаилу Алексееву и Сане Красиков.
МЭЛОУН: Я Кенни Мэлоун.
БЛАНШАРД: А я Дэйв Бланшар. Это НПР. Спасибо за внимание.
(ЗВУК ЭМОННА ПАТРИКА ДАУНСА И “TAILWIND” МАРКА КУПЕ)
МЭРИ ЧАЙЛДС, ПОДПИСЬ: Всем привет. Я Мэри Чайлдс. Я один из организаторов PLANET MONEY. И я здесь, чтобы рассказать вам о подписке на Planet Money+. Это отличный способ поддержать наше шоу и получить доступ к прослушиванию без спонсоров. Подпишитесь сейчас на plus.npr.org/planetmoney.
Copyright © 2022 NPR. Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений нашего веб-сайта по адресу www.npr.org для получения дополнительной информации.
стенограммы NPR созданы в срочный срок подрядчиком NPR. Этот текст может быть не в своей окончательной форме и может быть обновлен или пересмотрен в будущем. Точность и доступность могут отличаться. Официальной записью программ NPR является аудиозапись.
Русская плита – Etsy Australia
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми возможностями нашего сайта, включив JavaScript.