Ажурная резьба – Ой!

Виды резьбы по дереву – Резьба по дереву – Каталог статей

Дома с сохранившейся еще с прошлого века ажурной резьбой можно встретить во многих городах нашей страны. Особенно много старинных зданий с резным убранством в сибирском городе Томске.

Народным мастерам всегда было присуще чувство меры, потому ажурной резьбой украшались лишь отдельные части здания: наличники окон и дверей, причелины, торцовые доски. В солнечные дни, когда тень от прорезных наличников темным кружевом покрывает гладкие стены домов, выразительность ажурной резьбы усиливается. Но даже в пасмурные дни детали резьбы четким узором выделяются на общем фоне деревянного строения.

Но не только ради красоты пришивали плотники к дому всевозможные накладные детали. Каждая из них имеет определенное практическое назначение. Например, причелина — это доска, прикрывающая концы торчащих из-под кровли слег, чтобы в их торцы. не проникала влага, разрушающая дерево.

То же назначение имеет торцовая доска, которую прибивали к торцам бревенчатого сруба. Наличник окна закрывает стык между обвязкой оконного переплета и бревнами сруба. В северорусских избах стык двух причелин закрывали так называемой кистью, нижний конец которой декорировали ажурной резьбой. Резными делали и так называемые полотенца — нижние концы причелин, выступающие из-под крыши.

В наше время ажурная домовая резьба продолжает применяться для украшения сельских деревянных домов, дачных домиков, беседок, навесов, теремков на детских площадках.

Для выполнения ажурной резьбы потребуются обычные плотницкие и столярные инструменты, а при отделке — резчицкие.

Основной инструмент, применяемый для сверления отверстий в доске,— коловорот. Им в основном сверлят крупные отверстия. Это надежный, проверенный в работе столярный инструмент. Более удобен коловорот с трещоткой, позволяющей поворотом кольца стопорить патрон и изменять направление его вращения при зажиме или освобождении от сверла.

Инструменты для сверления древесины:


Отверстия диаметром от 10 мм и более сверлят с помощью специальных плоских сверл — перок. Кроме обычных перок, в продаже бывают универсальные со съемными режущими пластинками. В комплект входит 7 сверл шириной 14, 16, 18, 20, 22, 25 и 32 мм. Если нет возможности приобрести плоские сверла для дерева в магазине, их можно сделать своими руками. Пластинки с режущими кромками изготовьте из полотна старой пилы толщиной 1,5—2 мм, которое достаточно легко можно обрабатывать напильником.

При раскрое полотно ломают по нанесенным глубоким рискам. Риски наносят шабером, напильником или каким-либо другим инструментом из твердого металла. Державку изготовьте из болта или прутка диаметром 8 мм.

 Закрепив стержень в тисках, ножовкой для металла сделайте пропил со стороны торца. Перпендикулярно к пропилу просверлите отверстие. В пластинке на соответствующем , расстоянии от верхнего края пробейте пробойником отверстие.

Пластинку соедините с державкой заклепкой. Если хотите сделать державку универсальной, нарежьте в ее отверстии резьбу и подберите соответствующий стопорный винт. Универсальную державку зажимают в патроне коловорота постоянно, а при сверлении отверстий разного диаметра меняют только сверла-пластинки. Перед началом сверления центр будущего отверстия намечают шилом.

Мелкие отверстия сверлят дрелью или сверлилкой. Если вы незнакомы со сверлилкой, посмотрите на рисунок, где она изображена.

Часто ажурную резьбу называют пропильной, так как техника ее основана на пропиливании фигурных проемов в доске. Пилы для выпиливания криволинейных заготовок по внешнему контуру называются поворотными или выкружными. Ширина полотна выкружнои лучковой пилы от 4 до 15 мм.

Узкие полотна применяют при выпиливании заготовок, имеющих крутые линии изгиба, а более широкие — в крупных, с плавными, слегка изогнутыми или прямыми контурами. В отличие От обычной столярной лучковой пилы полотно выкружнои должно поворачиваться. Это дает возможность делать пропилы в разных направлениях, почти не изменяя положения станка пилы.

Станок выкружнои лучковой пилы можно изготовить самим из древесины березы или бука. В зависимости от величины выпиливаемых заготовок и длины имеющихся у вас полотен лучковые пилы могут иметь самые различные размеры. Выкружная пила состоит из двух стоек, которые вставляют в проушины, выдолбленные в утолщенных концах распорки. В нижних частях стоек сверлят отверстия, в которые вставляют выточенные на токарном станке ручки-колки. Ручки должны вращаться с некоторым усилием.

С противоположной стороны на торце каждой ручки делают продольные пропилы, в которые вставляют полотно. Натяжение полотна происходит за счет скручивания закруткой тетивы, стягивающей верхние концы распорок. Тетиву делают из 10—1 2 витков пенькового или льняного шпагата. Вместо шпагата для стягивания верхних концов стоек применяют также пруток с нарезанной с обеих концов резьбой.

Пруток пропускают через отверстия в стойках и, надев металлические шайбы, навинчивают с двух сторон гайки-барашки. Стойки у самодельной выкружной пилы обычно делают удлиненными — это дает возможность выпиливать кривые линии на значительном удалении от края доски. А полотно пилы вместе с распоркой укорачивают. Такой пилой намного удобнее работать, чем стандартной.

Все пилы в основном имеют три вида зубьев: равнобедренные, прямоугольные и наклонные. Если пила предназначена для распиливания древесины поперек волокон, то зубья у нее должны быть равнобедренными треугольниками, если же вдоль, то наклонными.

Выкружная пила, передвигаясь по кривым линиям, пересекает волокна древесины под самыми разными углами. Какую же форму зуба должна иметь выкружная пила? Наиболее универсальной оказалась пила с прямоугольной формой зуба, когда одна из его кромок расположена под прямым углом к полотну. Чтобы увеличить маневренность и легкость хода выкружной пилы, развод зубьев нужно делать довольно большим.

Криволинейные заготовки из дощечек толщиной не более 10 мм выпиливают небольшой выкружной ножовкой или лобзиком.

Основной инструмент для выпиливания в заготовке внутренних проемов — пилы-ножовки с узкими полотнами, имеющими форму клиньев, так называемые курковки. Курковками можно выпиливать заготовки и по внешнему контуру. Кроме обычных курковок разных размеров, применяются универсальные со съемными полотнами.

Толщина полотен курковок 1,5 мм, длина 325—530 мм, ширина у ручки 20—40 мм, форма зубьев прямоугольная. Разводят пилу через один зуб: четные зубья вправо, а нечетные влево. Затачивают вразноточку, то есть вначале через один зуб с одной стороны, а затем, повернув полотно — с другой стороны.

Если курковку не удалось купить, ее изготавливают своими руками из обычной ножовки или полотна старой пилы толщиной 1,5 мм. Полотно ножовки обрезают так, чтобы получился вытянутый острый клин.

Если зубья используемой ножовки имеют прямоугольную форму, то лишний металл отрезают со стороны обушка, если же они иной формы, то обрезать нужно ту часть полотна, на которой расположены зубья, с тем чтобы потом на этой кромке выпилить новые зубья. Разрезать полотно можно следующим образом.

Зажмите полотно в тисках между двумя дощечками так, чтобы выступала только та часть, которую следует отрезать. Вдоль кромок дощечек по полотну несколько раз проведите кончиком шабера, пока не образуется достаточно глубокая риска. Такую же риску нанесите с другой стороны полотна.

Затем ударами молотка согните выступающую часть полотна. Обычно полотно легко переламывается точно по риске. Получившийся при этом шероховатый излом выровняйте напильником.

Полотно укрепите струбцинами на верстаке. Чтобы ненароком не задеть напильником зубья, вдоль них на верстаке прибейте металлическую пластинку толщиной 3—4 мм.

Вначале несколькими проходами напильника снимите металл с одной стороны полотна, а затем с другой. Обычно до строгания поперечное сечение пилы имеет форму прямоугольника, а после — форму острого треугольника или сильно вытянутой трапеции.

При пилении обушок такого полотна не зажимается древесными волокнами и пила легко продвигается в пропиле. Чем шире пропил, образуемый пилой, тем легче изменить направление движения полотна. Особенно это необходимо при выпиливании крутых изгибов. Чтобы получить широкий пропил, полотно пилы хорошо разводят.

Для ажурной резьбы используют доски толщиной 15—25 мм из осины, сосны, березы и ольхи. Поскольку на открытом воздухе древесина березы поражается грибками, вырезанные из нее ажурные узоры обязательно покрывают защитным слоем масляной краски. При выборе материала надо заготавливать хорошо просушенные доски без трещин, покоробленности и с минимальным количеством сучков. Гладкую поверхность досок получают строганием.

Обычно любой пропильной узор состоит из нескольких повторяющихся элементов. Для каждого из них нужно вырезать шаблон в натуральную величину из толстого плотного картона, текстолита, фанеры. Шаблон из картона несколько раз пропитайте олифой и просушите в течение суток. На нашем рисунке изображен шаблон 5-образного завитка — наиболее характерного элемента домовой резьбы.

При выпиливании линий с различной крутизной в работе попеременно участвуют разные участки полотна. Очень крутые линии с маленьким радиусом закругления выпиливают кончиком курковки, то есть самой узкой ее частью.

По мере уменьшения крутизны линии в работу вступает средняя часть пилы, а если пропиливаемая линия почти прямая, в работу включается широкая часть пилы, расположенная ближе к ручке. После выпиливания проемов на резной доске устраните всевозможные огрехи и неточности ножом с узким лезвием и стамесками.

giga-s.com

Урок резьбы по дереву “Ажурная резьба”

Цель урока: выполнение изделия в технике ажурной резьбы.

Задачи:

Обучающая:

  • познакомить с видами сквозной резьбы
  • показать отличие прорезной резьбы от пропильной
  • показать отличие ажурной резьбы от плоской сквозной резьбы
  • рассказать о накладной резьбе
  • рассказать о технологии ажурной резьбы

Развивающая:

  • научить разбираться в видах сквозной резьбы
  • способствовать развитию познавательных интересов детей, наблюдательности; внимания; памяти
  • создавать условия для проявления активности обучающихся
  • научить выполнять ажурную резьбу

Воспитательная

  • способствовать формированию эстетической культуры личности ребенка
  • воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности
  • закрепление знаний по технике безопасности

Тип занятия – комбинированное

Форма обучения – групповая, практическая работа – индивидуальная деятельность

Методы – словесный, наглядный, практический

Инструменты и материалы:

Диск с изображением различных видов сквозной резьбы, карточки с изображением резьбы, инструкция по технике безопасности, пластилин, стеки, пластик, готовые пропильные изделия (для дальнейшей работы учащихся), резцы, правила, образцы пропильной и ажурной резьбы, лучковая пила, ручной лобзик, электролобзик

План занятия.

1. Определение темы урока, определение целей урока,

2. Изучение нового материала с использованием показа слайдов и наглядных материалов

3. Закрепление материала (показ слайдов)

4. Творческая часть. Выполнение ажурной резьбы в пластилине и на липе

5. Подведение итогов занятия

Ход урока

1. Определение темы урока, определение целей урока,

Здравствуйте. Тема нашего урока – “Ажурная резьба”. Целью урока и будет создание изделия в технике ажурной резьбы.

И прежде чем мы приступим, я хотела бы спросить, а знаете ли вы, что такое сквозная резьба? (варианты ответов: да или нет) Ну что ж ((мне тем легче будет работать) или (тогда разберемся в этом вместе)).

А сейчас я познакомлю вас с задачами нашего урока.

Сегодня я познакомлю вас с видами сквозной резьбой, мы постараемся разобраться во всех этих видах так, чтобы в дальнейшем не было путаницы в голове.

И самое главное – постараемся выполнить ажурную резьбу.

2. Изучение нового материала с использованием показа слайдов и наглядных материалов

Для начала обратите внимание на эту таблицу

Как вы видите, сквозная резьба делится на два больших вида: прорезную и пропильную.

Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга? (варианты ответа)

Во-первых, инструментом, с помощью которого убран фон:

Прорезная – “прорезать” – “резать” – “резец

Пропильная – “пропилить” – “пилить” – “пила”.

Во-вторых, рисунком. Как правило, в пропильной он более крупный. Однако если фон убирается ручным лобзиком с тоненькими пилками, узор может быть тончайшим.

В-третьих, материалами, которые применяются в той или иной резьбе. Ведь сквозной резьбой можно украсить не только дерево, но и другие виды материалов: фанеру, бересту, ганч (резьба по полузатвердевшему гипсу), фрукты и овощи, бумагу…

Немного поиграем? (вариант ответа)

Я называю материал, а вы говорите, какой именно вид резьбы можно применить к нему:

  • дерево
  • береста
  • фанера
  • бумага
  • шпон (один слой в фанере)
  • ганч
  • ДСП
  • картон
  • тыква
  • другие фрукты и овощи

Молодцы!

С этими двумя видами разобрались? (варианты ответа). А сейчас я перейду к другому делению сквозной резьбы, и именно это деление очень часто толкуется неправильно. Открываем почти любой сайт и читаем “Ажурная резьба (пропильная)…”; “Пропильная резьба – то же самое что ажурная…”; “Ажурная резьба – то же самое что пропильная”

Однако это не совсем так. Посмотрим на следующую таблицу:

Любой из предыдущих видов (прорезная или пропильная) может быть представлен во всех этих видах.

Прежде чем я покажу образцы данных видов резьбы, я вкратце о них расскажу и дам основное отличие одного вида от другого.

Плоская – узор образован лишь за счет убирания фона (т.е. если говорить о технологии, то выполняется она элементарно: взяли материал, начертили узор, выбрали фон (резцом или пилой (лобзиком)), немного зашлифовали (подправили) – и резьба готова).

Ажурная – придали плоской сквозной резьбе с помощью резца (стамесок, других приспособлений) рельеф, так называемый ажур

Накладная – взяли плоскую или ажурную резьбу и наложили на какую-либо поверхность

У меня два образца сквозной резьбы, построенные на основании одного и того же орнамента:

– пропильная плоская

– пропильная ажурная

Любую из них я мгновение ока превращу в накладную. (наглядный показ)

Для наглядности можно провести ассоциативное сравнение с вами:

школьник – плоская резьба

студент – ажурная резьба

трудящийся (рабочий) – накладная резьба

Школьник может обучаться в общеобразовательном учреждении (государственной школе) – пропильная резьба, в частной школе или на индивидуальном обучении – прорезная резьба

Студентами могут быть как учащиеся государственных школ, так и частных

Трудящимися могут быть как бывшие школьники, так и бывшие студенты.

Аналогия понятна? Надеюсь, что интернет вас больше не будет путать. А теперь проверим, насколько вам было понятно мое объяснение.

3. Закрепление материала (показ слайдов)

Я показываю слайд, ваша задача определить, какая именно резьба на нем изображена. Варианты ответов: пропильная плоская, пропильная ажурная, пропильная плоская накладная, прорезная ажурная накладная и т.д. Говорить о том, что эта резьба пропильная или прорезная можно в том случае, когда вы уверены, что к данному материалу применима только лишь один из видов резьбы: или прорезная или пропильная резьба.

(Идет показ слайдов: учащиеся отвечают, какая именно резьба изображена.)

4. Творческая часть. Выполнение ажурной резьбы в пластилине и на липе

Вы видели, насколько разнообразно можно выполнить ажурную резьбу. А знаете ли вы, почему во времена барокко и рококо ажурной резьбой (в деревообработке) называли только “доработанную” прорезную? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, какими инструментами выполняли пропильную. Я покажу вам тот инструмент, с помощью которого выполнялась эта резьба, а вы мне скажите, насколько удобно было им работать. (показ лучковой пилы) Как думаете, после работы на таком инструменте вам бы захотелось еще бы и дорабатывать резьбу стамесками и резцами? (ответ учащихся: нет). А теперь скажите, что изменилось с тех пор?

(ответы учащихся: появились ручные лобзики и электролобзики) (следует показ ручного лобзика, электролобзика). А сейчас ответьте, из какого вида резьбы сейчас проще ее выполнить: из прорезной или из пропильной? (следует вариант ответа: из пропильной). Правильно, сейчас чаще ажурная резьба выполняется из пропильной, наверно, именно и из-за этого и пошла путаница в Интернете.

А теперь попробуем выполнить сквозную резьбу, не забывая, конечно же, о правилах техники безопасности. Вы можете попробовать выполнить ее на бумаге, в пластилине или же на липе. В качестве образца можете использовать карточки с ажурной резьбой.

5. Подведение итогов занятия

Посмотрим, что у вас получилось, и определим лучшую работу.

urok.1sept.ru

ПРОРЕЗНАЯ (АЖУРНАЯ) РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ — КиберПедия

Прорезная (ажурная) резьба выполняется путем сквозного выпиливания или высверливания фона. На подготовленную деревянную заготовку (доску) переводят рисунок. Участки фона, которые должны быть удалены, штрихуют. На них поближе к рисунку стамеской или сверлом делают отверстия. Затем выпиливают заштрихованные участки: крупные – выкружной пилой, мелкие – лобзиком. В углах фон выбирают узкой стамеской; стороны зачищают косяком, рашпилями, шкуркой. Моделировку орнамента производят соответственно применяемой резьбе – плоскорельефной или рельефной.
Плоской прорезной резьбой, как правило, украшают мебель. В этом случае она хорошо сочетается с контурной резьбой. В технике прорезной резьбы выполняют также наличники окон, карнизы, ставни.
Применяя прорезную резьбу в шкафчиках, ширмах, под нее в качестве фона подкладывают какой-нибудь материал, например яркую ткань.
Иногда прорезную резьбу прикрепляют к деревянной основе – тогда она называется накладной.

ОБЪЕМНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Объемная резьба используется для создания объемных пластических форм, художественные особенности которых выявляются при рассматривании их с разных сторон. В технике объемной резьбы выполняются декоративные детали построек, скульптуры, бытовая утварь. Деревянная скульптура – хотя и сложный, но довольно привлекательный вид объемной резьбы. Примером тому могут служить яркие, своеобразные богородские художественные изделия.

Они изготавливаются из мягкой древесины липы, осины, ольхи. Заготовки делают в виде “горбушки” (часть ствола с круглым верхом) – для горизонтальной скульптуры, в виде трехгранника (брусок древесины треугольного сечения) – для вертикальной.
По намеченным линиям производят черновую обрубку, придавая заготовке приблизительную форму фигурки или композиции. Затем полукруглыми стамесками (30 – 40 мм) прорабатывают основные объемы. Для обработки мелких деталей используют стамески шириной полотна не более 25 мм. Лишнюю древесину снимают поочередно со всех сторон заготовки. Богородским ножом окончательно отделывают скульптуру, как бы оглаживают ее, снимая тончайшую стружку. Завершает работу декоративной отделкой с помощью стамесок. Современные богородские изделия, как правило, не окрашиваются.
Освоение приемов объемной резьбы рекомендуется начать с выполнения статичной фигурки человека – она хорошо вписывается в трехгранник. Для тренировки можно вырезать несколько фигурок, постепенно увеличиваю размеры и усложняя форму. Особое внимание должно уделяться выявлению силуэта, передаче объемов и форм, достижению пластичности скульптуры в всех поворотах, обработке поверхности. Сквозные отверстия, например следует прорезать только после обработки крупными стамесками основных форм, чтобы избежать ошибки в распределении массы.
Освоив резьбу фигурок из трехгранника, можно перейти к скульптурной резьбе из “горбушки”.
При создании многофигурной композиции сначала нужно решить ее в целом, а затем выполнять отдельные фигуры, предметы.
На последнем этапе резьбы с помощью полукруглых стамесок и ножа наносят орнаментальные порезки, воспроизводящие рисунок одежды человека, шкуры животного, прожилок листьев, фактуры травы и т. д. В некоторых случаях поверхность скульптуры шлифуют мелкозернистой шкуркой, затем лакируют или раскрашивают.



Художественная резьба по дереву

Фрагмент домового декора

Худо́жественная резьба́ по де́реву, один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упростившие труд резчика. Резьба применяется в домовом декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики и игрушек. Резьба различается по видам — геометрическая резьба, контурная резьба, плоскорельефная резьба, ажурная резьба и объемная резьба.

Художественная резьба по дереву была известна с первобытных времен практически у всех народов в разных концах Земли. С постоянным совершенствованием орудий труда, с переходом от каменных резцов к металлическим инструментам мастерами осваивались новые технологии, все более совершенные в художественном отношении виды резьбы. Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства, резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремесел.



В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом. Вследствие относительной дешевизны и слабой стойкости материала до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно-прикладного искусства, изготовленных из дерева. На основании письменных источников и по немногим сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, чье мастерство своими истоками восходит к искусству древних славян и других народов, населявших территорию современной России, что нашло свое отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов.

На русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились деревянные дома 18-19 веков — наиболее яркие памятники архитектурной резьбы. В этих областях до начала 30-х годов 20 века бытовали древнерусские художественные традиции декорировки жилища и утвари. Большое внимание крестьянские зодчие уделяли домовому декору. Высокие фронтоны крестьянских домов завершают охлупни, на концах которых вырезаны монументальные головы коней или оленей. Причелины, подзоры, полотенца, украшающие фасады, покрыты растительным или геометрическим орнаментом. Внешняя скупость изобразительных средств придает этим постройкам ощущение строгости.

В Среднем Поволжье с 18 века получила распространение так называемая барочная резьба, перенесенная с волжской корабельной резьбы на архитектурные формы. Долбленые изображения львов, русалок-фараонок, сиринов в обрамлении замысловатого растительного орнамента из виноградных лоз и листьев аканта покрывают сплошным узором доски фасадов, наличники, крыльца. Зачастую такая резьба раскрашивалась яркими масляными красками.

Домовый декор Архангельской, Олонецкой, Костромской губерний более скуп. Здесь сохранился древнерусский тип деревянного зодчества, почти не тронутый поздними влияниями, где преобладает геометрический орнамент с неглубокими выемками, в основе которого лежат архаичные солярные знаки. Резьба обычно украшает обрамление кровли, наличники и крыльца.

С середины 19 века в оформлении жилищ Верхнего Поволжья, областей Нечерноземья и Сибири начинает интенсивно использоваться пышный пропильной декор, покрывающий фронтоны и наличники. Широкий диапазон орнаментальных тем ажурной резьбы — от простейших геометрических форм до изображений людей и животных — используется в сельской местности и современными строителями.

В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорировки утилитарных предметов, в которых сохранялись технологические приемы и характер орнаментации домовой резьбы. Ткацкие станы, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые предметы щедро покрывались геометрическим орнаментом, имевшим в прошлом определенный сакральный смысл. Одним из наиболее интересных по разнообразию форм и совершенству рисунков объектов резьбы были прялки. Узор на них наносился преимущественно на «лопастку», реже на «донце». В каждом из регионов веками были разработаны оригинальные приемы декорирования прялок, присущие исключительно данной местности. Так, например, в Нижегородской губернии сложился уникальный промысел городецких прялочных донец.

Самостоятельной областью народной резьбы являлась деревянная игрушка — куклы, фигурки, лошадки, упряжки. Деревянные игрушки изготовлялись во всех лесных регионах России, большая их часть расписывалась. Оригинальными местными особенностями отличается сергиев-посадская и богородская деревянная игрушка в Подмосковье, федосеевская и городецкая игрушка из Нижегородской области.

На основе изучения приемов и стилистических особенностей русской народной резьбы стараниями художников и коллекционеров в конце 19 века была создана так называемая абрамцево-кудринская резьба, продолжившая традиции плоскорельефной резьбы.

Сегодня традиции русской плоскорельефной и геометрической резьбы широко используются мастерами и художниками старых ремесленных центров и вновь создаваемых мастерских.

Редактировать

Дополнительная литература

  • Званцев М. П. Домовая резьба. М., 1935.
  • Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М., 1954.
  • Жегалова С. К. Русская деревянная резьба. М., 1957.
  • Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. М., 1974.
  • Основы художественного ремесла. М., 1979.
  • Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. М., 1981.
  • Рождественская С. Б. Русская художественная традиция в современном обществе. М., 1981.
  • Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву: приемы, техника, изделия. – Москва: Эксмо, 2006.
  • Художественная резьба по дереву. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
  • Лебедева Е. И. Резьба по дереву. – М.: Аделант, 2005.
  • Чебан В. А. Современная резьба по дереву. – Ростов-на-Дону: Владис, 2005.
  • Художественная резьба и мозаика по дереву. – Минск: Элайда, 1999.
  • Абросимова А. А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. – М.: Высш. шк., 1998.

Домовая резьба по дереву, историческая справка

В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Это нашло отражение в старинных песнях, былинах:

” Во тёмном бору богатый дом стоит, весь убран, приукрашен”, или “Крыльчушко красное, с точёными балясами, с переходами брусчатыми”! Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю.

 

Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой, рубленой стены, не стремились к излишеству орнаментации, не делали украшений там, где они не были оправданы конструкцией дома.

Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы. И если на севере России художественно-конструктивное решение деревянного убранства отличалось лаконизмом и суровостью, то в Поволжье полёт фантазии художников не сдерживался ничем. Здесь смело и раскованно использовали весь многовековой опыт народного художественного творчества, заимствования у оригинальной архитектуры. Русский Север и Поволжье – это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где любой может полюбоваться и научиться у мастера старинному почётному ремеслу – резьбе по дереву.

Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни.

В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире.

Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего.

С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.

Резьба по дереву – одна из наиболее распространённых и доступных форм и видов народного орнамента.

 

Домовая резьба началась, вероятно, с заметки: зарубки топором или условного знака хозяина дома. Со временем эти знаки усложняются структурой своих рядов, фигур, мест, где они размещались на доме. Некоторые заметки-зарубки с самого начала были оберегами-символами надежды на благополучие и охрану домашнего очага от бед и невзгод.

Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое утилитарное значение и в то же время играли декоративную роль, выполняя обереговую функцию. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Наличники – это и украшение дома и его оберег.

г.Самара, ул.Льва Толстого, д.60 г.Самара, ул. Красноармейская, д.81 г.Самара, ул. Галактионовская, д.104

Среди элементов народной культуры деревянные резные украшения отличаются огромным многообразием по технике исполнения, сюжетами и композиционным расположением на доме. Русская архитектурная резьба условно делится на: 1) скульптурную; 2) плоскую; 3) рельефную резьбу Поволжья; 4) пропильную. Несколько слов о каждом виде резьбы.

Скульптурная резьба свойственна северным губерниям: Архангельской, Вологодской, Псковской, Пермской.

Концы выступающих брёвен и слег обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур.

Скульптурная резьба декорировала двускатные кровли русских изб с охлупнем, которому придавали форму конской головы, оленьей с ветвистыми рогами, гуся, лебедя. Двускатные кровли часто имели такую протяжённость, что одного охлупня было недостаточно. На крыши укрепляли два бревна корневищами в противоположные стороны, и каждое получало скульптурную обработку. Один конь глядел на улицу, другой – в лес! Скульптура завершала композицию фасада избы идеально. Коньки плыли над землёй в далёком небе на фоне изменчивых облаков.

Древность происхождения мотива парного конька и вообще коня, как оберега, подтверждается археологическими находками. Со временем представления о символическом значении коня слабели и превращались в элемент декора. Конь – охлупень как важный конструктивный и художественный элемент кровли сохраняется и в наши дни. Дань традиции и хорошему вкусу. Водоспуски дома украшались скульптурными изображениями звериных рогов, змееобразных голов и т.д.

В Ярославской, Костромской и Нижегородской губерниях не менее распространены изображения птицы – гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Особенно часты их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки – оберег от дурного глаза всех живущих в доме.

Плоская резьба – группа самых распространённых видов резьбы по дереву в 19 веке. У неё много названий и разновидностей: городчатая, долблёная, выемчатая, трёхгранно- выемчатая. В плоской резьбе ритмический геометрический узор часто сочетается со сквозной прорезью, создавая настоящее деревянное кружево!

Часто в рисунке повторяется изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца. Этот мотив мы можем наблюдать в украшении балконов, галерей, крылец, наличников…

г.Самара, ул. Галактионовская, д.89 г.Самара, ул.Садовая, д.56 г.Самара, ул. Ленинская, д.60

Сюжеты плоской резьбы 18-19 в.в. учёные связывают с древнейшими языческими верованиями славян и их магическими заклинаниями. Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, были сильнейшими оберегами.

Сакральный смысл домовой резьбы Русского Севера

Резьба по дереву имела для наших предков особую смысловую нагрузку

Наверное, самым видным элементом в деревянном доме Русского Севера является домовая резьба. Резные узоры, которые буквально сплошь покрывают некоторые старинные дома, сегодня восхищают как настоящих ценителей деревянного зодчества, так и простых обывателей.

Нашим современникам часто неизвестно, что резные украшения деревянных домов – это не просто красивые завитушки. Для человека прошлых столетий эти орнаменты имели особый сакральный смысл, являясь древними языческими символами, одни из которых были призваны оберегать дом, другие – рассказывать историю предков, третьи – демонстрировать понимание устройства мира. Сегодня можно встретить мало людей, которые действительно понимают язык этих таинственных древних знаков, да и среди людей ведающих – в основном узкие специалисты: этнографы, реставраторы, археологи. Действительно говорящими являются артефакты 17-18 веков, так как даже в 19 веке мастера уже в большинстве случаев отталкивались от эстетической, а не от смысловой стороны и просто бессознательно копировали древние образцы.

На самом деле мир домовой резьбы полон смысла. Так, дуги и полукруги символизируют радугу, которую славяне воспринимали как мост, связывающий небо и землю. Для владельца дома важно было, чтобы такой символ присутствовал в резьбе, ведь именно от согласного существования неба и земли, по представлению наших предков, зависело благосостояние и даже жизнь человека.

Резьба чаще всего находила применение на оконных проемах. И хотя можно подумать, что такое ее расположение обусловлено исключительно соображениями эстетического свойства, это не так. Окна украшались не случайно, это делалось прежде всего из желания обезопасить свой дом, ведь окно, по представлению древнего человека, соединяло жилище не только с улицей, но и с потусторонним миром. Таким образом, символическая резьба, изобилующая особыми знаками – оберегами, предохраняла дом от нечисти или дурного глаза.

Главными защитниками от злых сил были солярные знаки – они представляли собой круги, колеса с разным количеством спиц – символы солнца. Колесо с шестью лучами было призвано охранять дом от ударов молнии, ведь оно являлось символом грозы. Этот знак чаще всего располагался на причелинах (балках, котоыре закрывают торцы матиц, потолочных балок).
Ромбы и квадраты были символами земли, значимость которых трудно переоценить для деревенских жителей. Мать-земля фигурировала и в мифологических образах Берегини, Житной Бабы, Рожаницы, богини Макоши. Растительные орнаменты и изображения животных – также достаточно частые мотивы резьбы Русского Севера. Кроме того, у жителей Архангельской губернии, например, были популярна птица Сирин и лев, которые являлись образами книжного происхождения.

Если вы намереваетесь использовать элементы старинной русской домовой резьбы для декорирования своего жилища, то вы можете поподробнее узнать о смысловой стороне орнаментов, которые будут украшать ваш дом. Всегда приятно знать, что тебя и твою семью охраняет древняя языческая богиня или сами силы природы.

Следующая статья >>

Старинная амбарная доска и мебель в фьюжн-интерьере

Фьюжн совмещает в себе современные и ретро-элементы

Мысль, что старинные амбарные доски и антикварная деревянная мебель могут применяться только для отделки интерьера в деревенском стиле, а значит, будут востребованы исключительно поклонниками старины, в корне неверна. Сегодня чрезвычайно популярным во всех областях, в том числе и в интерьере, стал стиль фьюжн (fusion – «смешение», «слияние»). Этот стиль предполагает слияние самых разных, часто и противоположных стилевых течений в одном интерьере. Таким образом, сам по себе будучи максимально современным, этот стиль допускает внедрение в интерьер старинных элементов, в том числе отделки из старого восстановленного дерева и антикварной мебели.

Стиль фьюжн – это наглядный и достаточно позитивный пример глобализации современной культуры, ведь этот стиль вбирает в себя самые противоречивые, казалось бы, мотивы и принципы из различных национальных традиций организации жилого пространства.

В отличие от эклектики, в которой предметы различных культур несколько обезличиваются, фьюжн предполагает создание между элементами гармоничных связей. Главное – чтобы на конечной стадии все составляющие были объединены в одно целое, образовав органичное жилое пространство. Стиль этот основан на трех китах: цвет, фактура и материалы. И многие дизайнеры делают ставку именно на материалы, ведь здесь их выразительные возможности практически безграничны. В частности, значительный вклад в интерьер может внести старое дерево: старинная амбарная доска, антикварная мебель, деревянные элементы декора из домов Русского Севера, такие, как наличники или коньки.

В рамках данного стиля лучше отказаться от холодных и скользких глянцевых поверхностей и остановиться на текстурах живой природы. Старое дерево может соседствовать с натуральным камнем, домотканой холстиной, натуральной кожей и т.п.

Фьюжн – это всегда провокация, дерзость, так что можно говорить о том, что этот стиль более свойственен людям молодым и решительным. Роль старого дерева в таком интерьере будет еще и в том, что оно придаст ему шик и выведет обладателя дома на более высокий статусный уровень. Оно ненавязчиво заострит внимание на том, что хозяин жилища – человек с отличным вкусом, немалым достатком, высоким уровнем социальных притязаний. Таким образом, с помощью этого великолепного материала современный человек может совместить два противоречивых стремления: одновременно позволить себе полную свободу и заявить о своем положении в обществе.

cyberpedia.su

Ажурная резьба по дереву — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Ажу́рная (СКВОЗНА́Я) РЕЗЬБА́ ПО ДЕ́РЕВУ, разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с объемной резьбой. В русском крестьянском искусстве этот вид резьбы находит широкое распространение, в первую очередь в домовом декоре и домашней утвари Севера, Верхнего Поволжья и Восточной Сибири.

Для выполнения ажурной резьбы небольших бытовых предметов и деталей мебели, как правило, используется древесина лиственных пород — липы, березы, осины; в архитектуре — лиственницы и сосны.

При выполнении ажурной резьбы мастер отмечает на перенесенном на заготовку рисунке точки по углам выбираемой плоскости и засверливает отверстия. Запиливание осуществляется лобзиком или тонкой выкружной пилой. Первоначально эта операция производилась долотом, что значительно замедляло работу. Получившийся ажурный узор подрезают ножом, косяком или стамесками, придавая соответствующие рисунку очертания.

С середины 19 века в оформлении жилищ Верхнего Поволжья, областей Нечерноземья и Сибири начинает интенсивно использоваться пропильной декор, покрывающий пышные фронтоны и наличники. Широкий диапазон орнаментальных тем ажурной резьбы — от простейших геометрических форм до изображений людей и животных — используется в сельской местности и современными строителями

Среди наиболее интересных явлений ажурного декора бытовых предметов можно привести поморские и ярославские прялки, чьи лопаски, а иногда и ножки, с разной степенью интенсивности покрыты сквозным узором; удлиненные ручки козьмодемьянских, тверских, вологодских ковшей, покрытые прорезным орнаментом; солонки из Костромской губернии.
  • Званцев М. П. Домовая резьба. М., 1935.
  • Жегалова С. К. Русская деревянная резьба. М., 1957.
  • Василенко В. М Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. М., 1974.
  • Основы художественного ремесла. М., 1979.

megabook.ru

вырезание рисунков на окрашенном материале, ажурная резьба и выпиливание

Предлагаем вам освоить очень привлекательное и удивительное декоративно-прикладное искусство – резьбу по фанере. Сразу следует сказать, что существует несколько видов резьбы — ажурная резьба по фанере, вырезание рисунков на окрашенной фанере, выпиливание, а также комбинированные виды.

Ниже мы рассмотрим каждый из них подробнее.

Контурная резьба

Вырезание рисунков на окрашенной фанере

Данный метод резьбы напоминает гравирование. Резка осуществляется по фанере покрытой тушью или другими красителями. Такими изделиями можно украсить дома, помещения фирм, использовать в качестве элементов наружной рекламы или просто обогатить домашний интерьер. Как и любая другая работа, создание таких украшений требует определенной последовательности.

Основа

Основой является, фанерка, на которой будет вырезаться изображение. Она должна быть хорошего качества, без расслоения, сучков и других каких-либо дефектов. Толщина может составлять 3-12 мм. Соответственно форма и размер должны соответствовать рисунку, который будет вырезаться.

Совет!
Резать линии намного легче вдоль слоя, а не поперек.
Поэтому основу из листа фанеры нужно так выпиливать, чтобы линии будущей гравюры преимущественно располагались вдоль наружного слоя.

Прежде чем приступить к покраске фанеры, необходимо ее подготовить.

Для этого надо выполнить следующие действия:

  • В первую очередь нужно зачистить края фанеры напильником. Движения должны совершаться вдоль кромки, чтобы основа не крошилась и не отщипывалась.
  • Затем следует обработать рабочую сторону основы, на которой будет вырезан рисунок. Вначале ее надо зачистить крупной, а потом мелкой наждачной бумагой. После этого поверхность должна стать гладкой.
  • Чистой тряпочкой следует хорошо очистить основу от пыли.

Окраска

Окрашивать основу нужно красками темных тонов. Чаще всего используется черный, коричневый и синие цвета. Также можно использовать акварельные и гуашевые краски, тушь, раствор марганцовокислого калия. Но, лучше всего работать с нитрокраской.

Преимуществом такой краски является то, что она покрывает основу равномерным слоем, прикрывающим фактуру фанеры. Если нанести нитрокраску тонким слоем, то уже через 20 минут она полностью высохнет.

Наносить краску надопоролоновым тампоном, а не кисточкой, равномерным слоем и быстро, чтобы предотвратить последующее подкрашивание. Если подкраски все же не избежать, то произвести ее следует после того, как высох предыдущий слой.

На основе окрашенной вышеперечисленными красителями можно нанести лишь силуэтные и контурные изображения. Чтобы нанести теневые изображения, основу надо покрывать водным раствором. В таком случае после того, как изображение будет вырезано, определенные места протирают чернильной резинкой или наждачной бумагой. Пример контурного рисунка

Рисунок

Для резьбы можно использовать любые графические изображения, которые выполнены законченными, четкими линиями. Рисунки резьбы по фанере могут быть вашими собственными или где-то позаимствованными.

Рисунки удобнее переводить на кальку, после чего наносить через копирку на основу. Если оригинал не соответствует предполагаемому размеру изображения, то его можно увеличить или уменьшить по сетке. Важно следить, чтобы при нанесении рисунка на линиях не было пропусков.

Инструмент

Резцы должны быть выполнены из высокопрочных сортов стали. Заготовками могут послужить старые сверла, надфили,развертки или обрезки легированной проволоки от 3 до 7 мм в диаметре. Набор резаков для разных видов резьбы по фанере

Один конец резца должен быть заточен, кроме того, должна быть сделана канавка для отхода стружки. С противоположной стороны конец стержня, для удобства, заделан в ручку. Рабочий конец может иметь разную форму — полукруглую, треугольную или плоскую.

Резцы можно сделать своими руками при наличии необходимого инструмента.Разные формы резцов позволяют вырезать линии разной ширины.

Совет!
Резцы следует хорошо затачивать, чтобы они были острыми.
Затупившиеся резцы будут «рвать» фанеру.

Приблизительный угол наклона резака к плоскости основы

Резьба

Рабочее место должно хорошо освещаться и быть удобным. Стол должени меть упоры, чтобы не произошел сдвиг во время работы.

Резец следует зажать в правой руке таким образом, чтобы ручка упиралась в ладонь, а стержень прижимался большим пальцем к указательному. При этом согнутый мизинец должен упираться в основу и контролировать угол наклона резца по отношению к основе.

Угол должен быть таким, при котором резец не скользит по фанере и не врезается в нее, а режет. Во многом угол зависит от угла заточки лезвия.

Резец также следует придерживать пальцами левой руки, чтобы исключить самопроизвольный срыв. Чтобы линия имела одинаковую ширину по всей длине, необходимо следить за давлением левой руки на резец, которое должно быть одинаковым.При вырезании кривых линий лезвие должно идти без наклона.

Отделка

Когда изображение будет нанесено, его надо покрыть бесцветным лаком,чтобы сделать его более насыщенным. Лак нужно наносить в несколько слоев. Каждый слой наносится после того, как высохнет предыдущий.

Для этих целей подойдет спиртовой лак, типа С-4. Если основа была покрыта морилкой, то можно взять и нитролак. Однако, его нельзя применять для работ выполненных по нитрокраске. Ажурная резьба

Ажурная резьба

Ажурная прорезная резьба подразумевает удаление фона из основы. Приемы такой резьбы довольно простые, поэтому она использовалась еще издревле для украшения домов.

При нанесении рисунка существенно облегчить работу могут трафареты для резьбы по фанере. Если рисунок не очень сложный, то его можно сделать ножовкой, которая называется курковкой. Она обладает узким полотном, по форме напоминающим клин. Окончательно рисунок можно доделать стамесками, которые могут быть как прямыми, так и изогнутыми.

Финишную проработку можно сделать ножом, если стамеской добраться не получается. Изделие надо отделывать с двух сторон. Это поспособствует уточнению силуэта композиции.

Пилы, которые используют для выпиливания внешнего контура криволинейных заготовок из фанеры, называются поворотными. Они могут быть узкими и широкими. При помощи этого инструмента можно пропиливать основу в любые стороны, не поворачивая ее при этом основу.

Пример сложной прорезной резьбы

Выполнение ажурной резьбы

Пропильная резьба выполняется в несколько этапов:

  • Нанесение рисунка, для чего может использоваться шаблон.
  • Опиливание и разметка направляющих углублений.
  • Выполнение отверстий.
  • Выпиливание по внутреннему контуру.
  • Отделка.

В первую очередь размечают заготовку. Для этого ее предварительно закрепляют, после чего просверливают отверстия.Мелкие отверстия проделывают при помощи шила, крупные – коловоротом.

Затем по контуру опиливают рисунок, зачищают его и шлифуют. Особое внимание следует уделить углублениям и уголкам, которые должны четко просматриваться. Выпиливание

Выпиливание

Резьба из фанеры всевозможных фигурок является, пожалуй, самым простым видом резьбы по фанере. Он очень прост по технике, но за то очень эффективен по результату. Особенно впечатляюще смотрится комбинирования этой техники с вырезанием рисунков.

В качестве инструмента используется ручной или электролобзик. (см. также Выпиливание электролобзиком из фанеры: чертежи и правила работы с инструментом) На предприятиях выпиливание осуществляют при помощи лазерного луча. Электрический лобзик повышает чистоту и скорость выполнения работы,однако, в любом случае нужен опыт, с которым придет и умение.

На фото – комбинированная резьба (выпиливание и контурная)

Инструкция выполнения работы выглядит следующим образом:

  • В первую очередь необходимо подыскать или нарисовать контурный рисунок образа. К примеру, это может быть фигурка человека, дерево или животное. Первые работы лучше выполнять без внутренних отверстий с плавными контурами.
  • Заготовку надо закрепить струбциной или плотно прижимать рукой к упору.
  • Пилу следует располагать строго перпендикулярно плоскости основы. Выпиливать нужно равномерно, с одной скоростью, без рывков. Рука при этом поворачивается по направлению к рисунку.
  • По окончании работы, деталь следует зашкурить.
  • Затем украшение можно раскрасить и вскрыть лаком.

Предостережение!
При работе с электрическим лобзиком, надо плотней прижимать заготовку к столу, и плавно двигать ее к движущейся пилке согласно рисунку.
Выполняйте эту процедуру аккуратно, чтобы не поранить пальцы!

Вывод

Приложив немного усердия и затратив определенное количество времени, можно получить потрясающий результат. Мастерски выполненная картина является не только прекрасным подарком, но и увлекательным занятием для того, кто ее сделал. При этом цена на затраченный материал будет минимальной.

Видео в этой статье дополнит информацию наглядными примерами.

fanera-info.ru

Прорезная (ажурная) резьба


Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.
Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле использовалась для украшения домов (карнизов, наличников и т. п.). Она может применяться в качестве самостоятельного вида и в сочетании с геометрической и рельефной резьбой. В последнем случае эта работа представляется более трудоемкой, но очень эффектной. Прорезная резьба, комбинирующаяся с геометрической и рельефной, называется сквозной ажурной, поскольку напоминает кружева (рис. 90).

Рис. 90. Прорезная резьба на домовых декоративных элементах: а – фриз; б – навершие наличника; в – накладной элемент

Секреты между строк

Правда ли, что труднее всего вырезать руки?

Это настолько трудно, что в истории зафиксированы случаи, когда известный художник поручал писать руки на своих картинах другому. В резьбе разработку рук начинают с определения их общего положения, опорных (контрольных) точек предплечья, суставов, кисти, пальцев. Рукава сначала выполняют без складок, а руки – без пальцев. По точкам кисти определяют положение пальцев, по точкам рукава – особенности складок. Затем прорезают отдельные детали в неполный профиль. При отсутствии ошибок, осуществляют окончательную обработку.

Для прорезной резьбы характерно использование трафаретов и экизов, что существенно облегчает работу. Если рисунок трафарета не отличается большой сложностью, то его можно выполнить ножовкой (рис. 91). Такая ножовка называется курковкой и имеет узкое полотно, по форме напоминающее клин. Окончательно рисунок можно отделать стамесками (как прямыми, так и изогнутыми).

Рис. 91. Выполнение прорезной резьбы ножовкой: а – запиливание; б – окончательная обработка стамеской


В тех местах, где невозможно подобраться стамеской, окончательную проработку формы осуществляют ножом. Изделие отделывают с обеих сторон, что способствует уточнению силуэта орнаментальной композиции.
Резчик, обращающийся к прорезной резьбе, должен быть особенно аккуратным и точным, так как малейший скол или зарез древесины испортит силуэт орнамента. Пилы, которые применяют для выпиливания криволинейных заготовок по внешнему контуру, называют поворотными. Они бывают узкими и широкими (размеры полотна – от 4 до 15 мм) и соответственно используются для мелких заготовок, которые имеют крутые линии, и более широких, у которых контур прямой или плавный. Отличие этого инструмента от лучковой пилы в том, что полотно поворачивается, поэтому, не изменяя положения заготовки, можно пропиливать в любых направлениях.


Секреты между строк

Как работать с наростом?

Из цельного нароста можно выполнить разнообразные изделия, форму которых можно уточнить, только сняв с него кору. Это трудно, поскольку можно легко повредить поверхность нароста, что снизит эстетическую ценность изделия. Если у свежего нароста кора удаляется легко, то у высушенного – с большим трудом. Поэтому лучше работать с подвяленным материалом. Кору срезают ножом или стамеской, камбий – циклей, после чего, приступают к разметке. При выполнении прорезной резьбы можно эффективно использовать не только ручной (например, лучковую пилу), но и электроинструмент, в частности электролобзик.
Порядок выполнения отдельных этапов прорезной резьбы следующий (рис. 92).

Рис. 92. Выполнение ажурной резьбы: а – нанесение рисунка с использованием шаблона; б – опиливание, разметка направляющих углублений; в – выполнение отверстий; г – выпиливание по внутреннему контуру; д – отделка


Сначала размечают заготовку, предварительно закрепив ее, после чего просверливают отверстия (мелкие делают шилом, а крупные – коловоротом), опиливают рисунок по контуру, зачищают или снимают фаски (применяют соответственно наждачную шкурку или
стамеску). На заключительном этапе изделие шлифуют, обращая особое внимание на углубления и уголки, которые должны четко просматриваться, чтобы подчеркнуть красоту рельефа.


Разновидностью прорезной резьбы является накладная резьба, которая состоит из отдельных деталей или элементов и фигур. Характерной особенностью накладной резьбы является то, что рисунок на древесине доведен до завершенности только с одной стороны –
лицевой. Это объясняется тем, что изделия, выполненные в этой технике, наклеивают на декорируемую поверхность (мебель, рамы и пр.). В остальном она напоминает ажурную резьбу.


Секреты между строк

Можно ли вырезать изделия с использованием коры?


Это издавна практикуется резчиками. Но кора должна быть очень декоративной и прочной. С этой целью используют бересту (кору березы), которую наклеивают на подготовленную березовую заготовку. В изделии, выполненном из такого материала, кора будет контрастировать и усиливать художественное восприятие. В такой технике обычно вырезают посуду.

 


sk-frontal.ru

Ажурная резьба по дереву | РУССКОЕ РЕМЕСЛО

Опубликовано: 4 декабря 2016

изготовление под заказ больших, деревянных, разделочных досок для кухни из массива дерева Одним из направлений моей деятельности в Хабаровске, является изготовление больших, деревянных разделочных досок для кухни, в том числе и профессиональных. Предлагаемые здесь деревянные разделочные доски, изготавливаются только на заказ. В данной сфере деятельности накоплен большой опыт, и я рад предложить вам кухонные доски […]

Опубликовано: 16 ноября 2016

Разделочная доска – абсолютно простая, но совершенно необходимая вещь на любой кухне. Она заслуженно занимает одно из основных мест среди кухонных принадлежностей. Любой хозяйке, даже той, которая готовит нечасто, необходимо иметь две разделочные доски. Максимальное число ограничить невозможно. Иметь на кухне не одну разделочную доску необходимо по нескольким причинам. Во-первых, необходимо разделить продукты, которые можно […]

Опубликовано: 30 июня 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата В Индонезии искусство резьбы по дереву имеет глубочайшую сакральную суть. До того, как выбрать дерево для работы, мастер совершает специальный обряд. Лишь после того, как природа «разрешит» ему создать из […]

Опубликовано: 30 июня 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата Любому человеку хочется, чтобы его дом был уютным и мел привлекательный внешний вид. Немаловажную роль играет здесь фасад с окнами. Он является лицом дома, и окна на нем должны смотреться […]

Опубликовано: 19 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата Производство деревянного резного декора для отделки интерьера и фасада деревянных домов, а также для декорирования мебели, дверей и других предметов интерьера из дерева. Резной декор изготавливается различных форм и размеров […]

Опубликовано: 19 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата Изготовление наличников в Хабаровске, Владивостоке и Москве. Изготовление наличников из массива дерева в Хабаровске, Владивостоке и Москве. Одним из направлений моей деятельности в Хабаровске, Владивостоке и Москве, является изготовление наличников […]

Опубликовано: 19 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата Резные изделия в Хабаровске, Владивостоке и Москве. Эксклюзивные Резные изделия в Хабаровске, Владивостоке и Москве собственного производства из массива дерева. Одним из направлений моей деятельности в Хабаровске, Владивостоке и Москве, […]

Опубликовано: 19 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата Раскалённая проволока — универсальный режущий инструмент. В плоскости резки движется в любом направлении. При резке мелких деталей желательно снижать накал струны. Данный процесс выпиливанием не назовешь, так как раскаленная проволока […]

Опубликовано: 17 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата Художественная резьба по дереву — один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других […]

Опубликовано: 17 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата ажурная резьба по дереву — описание Ажурная (сквозная) резьба по дереву, разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с объемной […]

Опубликовано: 17 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата плоско-выемчатая резьба — описание При плоско-выемчатой резьбе рисунок образуют различной формы углубления — выемки. Фоном является плоская поверхность. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня фона, а верхние находятся на его […]

Опубликовано: 17 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата Прорезная резьба по дереву — описание Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. При этом способе резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия. […]

Опубликовано: 17 мая 2015

резьба по дереву •домовая резьба • резные наличники • резной декор • мебель • двери • лестницы • пиломатериал как заказать * доставка * оплата объемная резьба по дереву — описание Скульптурная, или объёмная резьба, характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличии от одностороннего […]

Опубликовано: 17 мая 2015

контурная резьба по дереву — описание Контурная резьба оп дереву , один из видов деревянной орнаментальной резьбы, получивший широкое распространение в народном искусстве с начала 15 века. Выполняется в виде линии, прорезанной по контуру рисунка. Четкий, несколько сухой, орнамент контурной резьбы отдаленно напоминает гравировку. Как правило, линейный узор дополняют разнообразные порезки, оживляющие композицию. Часто контурная […]

Опубликовано: 17 мая 2015

геометрическая резьба по дереву — описание Геометрическая резьба по дереву, один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций. Главный инструмент резчика — резец со скошенным концом, так называемый «косячок». геометрическая резьба по дереву — виды Геометрическая резьба […]

Опубликовано: 17 мая 2015

контррельефная резьба по дереву — описание Контррельефная резьба — это обратный, или негативный, рельеф. Если в рельефной резьбе изображения объемны и выпуклы, то в контррельефной они углублены. В прошлом ею выполняли фамильные и гербовые печати, пряничные доски, всевозможные формы для сыра, творога и масла.

Опубликовано: 17 мая 2015

рельефная резьба по дереву — описание Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Различают барельефную и горельефную резьбу. Барельефная резьба — Это резьба, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента до половины собственного объема. Горельефная резьба — Это резьба, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью […]

Опубликовано: 17 мая 2015

плоскорельефная резьба по дереву — описание Плоскорельефная резьба по дереву — один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (5-20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы — растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника относительно проста. Резные украшения наносятся на заранее подготовленное изделие. Первоначально […]

Опубликовано: 17 мая 2015

Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, […]

Опубликовано: 17 мая 2015

Камины резные из дерева на заказ

Опубликовано: 17 мая 2015

Камины резные из дерева на заказ

Опубликовано: 17 мая 2015

Камины резные из дерева на заказ

Опубликовано: 16 мая 2015

Эксклюзивные деревянные резные рамы на заказ  

Опубликовано: 16 мая 2015

Эксклюзивные деревянные резные рамы на заказ  

Опубликовано: 10 апреля 2015

Изготовление эксклюзивного деревянного резного наличника, для декоративного обрамления оконного проема. Резные наличники на заказ Эксклюзивные деревянные резные наличники на окна из массива дерева в Хабаровске, Владивостоке и Москве собственного производства из массива дерева.

Опубликовано: 17 мая 2015

Для сохранения мебели важно знать свойства и поведение древесины. Только тогда, когда определены основные рабочие свойства, идентифицированы, и выявлены понятия о древесине, знания по её сохранению могут принять ответственные решения в дальнейшей работе. Собственное знание дерева, как материала, будут способствовать углублению понимания в нём таких проблем как: ухудшение, профилактическое сохранение и реставрация. В этой главе […]

Опубликовано: 14 мая 2015

общие сведения о механических свойствах древесины При использовании древесины в качестве конструкционного и поделочного материала, а также в технологических процессах обработки проявляются ее механические свойства, характеризующие способность древесины сопротивляться механическим усилиям. Показатели этих свойств древесины определяют путем специальных экспериментов — механических испытаний, при которых создают различные напряженные и деформированные состояния образцов древесины. Задачи механических испытаний […]

Опубликовано: 14 мая 2015

Свойства древесины, проявляющиеся при воздействии электромагнитных излучений. Различные виды излучений, представляющих собой электромагнитные колебания, образуют спектр, охватывающий огромный диапазон длин волн. Наибольшую длину имеют радиоволны (от десятков километров до миллиметров). Действие на древесину этих видов излучений частично изложено при рассмотрении электрических свойств древесины. Ниже будут рассмотрены свойства древесины, проявляющиеся при действии излучений, занимающих остальную часть […]

Опубликовано: 14 мая 2015

показатели, характеризующие распространение звука в древесине Как известно, звук представляет собой колебания, волнообразно распространяющиеся в упругих средах. Особенности распространения звуковых колебаний зависят от физических свойств среды и характеризуются рядом показателей. Скорость распространения звука тем больше, чем меньше плотность среды р и выше ее жесткость (модуль упругости Е). При распространении волны в направлении колебательного движения частиц […]

Опубликовано: 14 мая 2015

электропроводность древесины Способность проводить электрический ток характеризует электрическое сопротивление древесины. В общем случае полное сопротивление образца древесины, размещенного между двумя электродами, определяется как результирующее двух сопротивлений: объемного и поверхностного. Объемное сопротивление численно характеризует препятствие прохождению тока сквозь толщу образца, а поверхностное сопротивление определяет препятствие прохождению тока по поверхности образца. Показателями электрического сопротивления служат удельное объемное […]

Опубликовано: 14 мая 2015

теплоемкость древесины Способность древесины поглощать тепло характеризуется теплоемкостью. В качестве меры используется удельная теплоемкость с, которая представляет собой количество тепла, необходимое для того, чтобы нагреть древесину массой 1 кг на 1о С. Размерность удельной теплоемкости — ккал/кг х град или в международной системе единиц СИ-дж/кг х град. В пределах изменения температуры от 0 до 100° […]

Опубликовано: 14 мая 2015

влага в древесине Наличие влаги в древесине обусловлено нормальной жизнедеятельностью живого растущего организма. В древесине срубленного дерева содержание влаги (в зависимости от условий хранения, и эксплуатации изделий) может увеличиваться или уменьшаться. В большинстве случаев практики влагу из древесины удаляют, чтобы избежать ряда отрицательных явлений. Для количественной характеристики содержания влаги в древесине используют показатель влажности древесины. […]

Опубликовано: 14 мая 2015

Свойства древесины, проявляющиеся при взаимодействии ее с внешней средой, но не связанные с изменением химического состава древесинного вещества, принято называть физическим. Из этого обширного ряда свойств несколько условно выделяются свойства древесины, обнаруживающиеся под действием механических усилий. Ниже рассматриваются физические свойства, показатели которых определяются методами, регламентированными действующими стандартами. Кроме того, освещается ряд пока мало распространенных, но […]

Опубликовано: 14 мая 2015

химический состав древесины Древесина состоит из органических веществ, в состав которых входят углерод С, водород Н, кислород О и немного азота. Элементарный химический состав древесины разных пород практически одинаков. В среднем абсолютно сухая древесина независимо от породы содержит 49,5% углерода, 44,2% кислорода (с азотом) и 6,3% водорода. Азота в древесине содержится около 0,12%. Элементарный химический […]

Опубликовано: 14 мая 2015

прочность древесины при растяжении прочность древесины при растяжении вдоль волокон Прочность при растяжении вдоль волокон определяют на образце. Заготовки для образца получают путем выкалывания, а не выпиливания, чтобы избежать перерезания волокон. Назначение сложной формы образца с массивной головкой и тонкой рабочей частью — не допустить преждевременного разрушения образца от напряжений на смятие и скалывание, возникающих […]

ad-a.ru

Вам может понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *