Архитектурная азбука Петербурга: акротерий, балясина, балюстрада, барельеф, бельведер, горельеф, канефора, кариатида, маскарон, пилястра
Петербург
10 слов, значение которых должен знать каждый петербуржец
Афиша Daily
2 мая 2022 20:00
В издательстве «Бомбора» вышла книга «Архитектурная азбука Петербурга: от акротерия до яблока» фотографа и блогера Татьяны Еровой. «Афиша Daily» публикует несколько терминов из нее, с помощью которых вам будет проще обсуждать красоту петербургских домов.
Акротерий (греч. άκρωτήριον — «наконечник», «навершие») — скульптурное украшение фронтона (треугольного завершения верхней части фасада здания. — Прим. ред.). Как и многие элементы, акротерии появились еще в античной архитектуре и являются традиционным элементом для архитектуры в стиле классицизм, так распространенной в Петербурге.
Акротерий может быть представлен в виде листа пальмового дерева, вазы, обелиска или же в виде фигур людей, богов, мифических животных. Акротерий может располагаться на вершине и у основания скатов фронтона, а может украшать оконный или дверной проем.
Балясина (др.-греч. βαλαύστιον — «цветок дикого граната») — вертикальные фигурные столбики, поддерживающие перила или поручни балконов, лестниц или карнизы парапетов.
Балюстрада (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение, образованное рядом балясин.
Балюстрадой оформляются балконы и террасы, портики, парапеты на крышах зданий и их отдельные ярусы. Балясины и балюстрады могут выполняться из дерева, бетона или металла. Главная функция ряда балясин — ограждение безопасного пространства, но в композиционном решении многих фасадов зданий балюстрада играет и значительную декоративную роль.
Барельеф (фр. bas-relief — «низкий рельеф») — разновидность декоративного скульптурного рельефа, выступающего из плоскости стены менее чем на половину своего объема. Барельефы украшают фасады и фронтоны, арки, барабаны и все доступные плоскости фасадов зданий.
Барельефы, как правило, тематически связаны с общей архитектурой дома, его стилистическими решениями, историей строительства здания или сооружения и даже с личными историями владельцев дома. Барельефы могут рассказать целую историю, а могут выполнять чисто декоративную функцию.
Бельведер (фр. belvédère, от итал. belvedere — «прекрасный вид») — небольшое отдельно стоящее сооружение, предназначенное для обозрения окрестностей, или небольшая надстройка над основным объемом здания. В архитектуре Петербурга встречаются как типичные бельведеры для созерцания городских пейзажей, так и их декоративные копии, подчеркивающие доминирование здания или его частей в общем облике композиции улиц, проспектов, архитектурных ансамблей.
Горельеф (фр. haut-relief — «высокий рельеф») — разновидность декоративного скульптурного рельефа, но, в отличие от барельефа, горельеф выступает из плоскости стены более чем на половину своего объема.
Некоторые элементы горельефа могут и вовсе едва соприкасаться с плоскостью, на которой изображены, и казаться отдельным скульптурным изображением. Можно сказать, что это трехмерный барельеф.
Горельефы используются для больших и сложных многофигурных монументальных композиций, там, где необходимо подчеркнуть динамику и значимость отдельных персонажей или элементов.
Канефора (др.-греч. kανηφόροι — «несущие священные корзины») — скульптурное изображение женской фигуры или ее головы, выполняющее роль колонны. Канефоры пришли в архитектуру из Древней Греции, когда девушки несли на своих головах корзины во время торжественной процессии. Девушки-канефоры, в отличие от кариатид, несут свою ношу в виде балконов, арок и сандриков на головах, а не поддерживают руками. Если присмотреться, то окажется, что канефор в Петербурге гораздо больше, чем кариатид. Хрупкие женские фигуры «несут» тяжесть богатой архитектуры Северной столицы.
Кариатида (греч. karyаtides, буквально — «жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции») — скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит декором опоры балки или выступает в качестве ее декорации.
Изображение стоящей женской фигуры появилось в храмовом зодчестве Древней Греции. Впоследствии кариатиды наравне с атлантами получили широкое распространение европейской архитектуре XVII–XIX веков. Кариатиды встречаются как в исключительно женских компаниях, так и в соседстве с мужественными атлантами.
Маскарон (фр. mascaron, иногда фр. macaron — «макарон», итал. mascherone — «большая маска») — элемент декоративного украшения фасадов зданий в виде человеческой или львиной головы, мифических существ.
В архитектуре классицизма преобладают маскароны в виде греческих масок и львиных голов, для барокко характерны фантастические гротескные маски и путти, для модерна свойственны женские головки.
Маскаронов в Петербурге очень много! Их можно встретить практически на каждом фасаде дома, чаще как элемент замкового камня. Один вид маскарона может украшать все здание, но чаще для разных этажей или даже соседних окон используются различные маскароны.
Пилястра (итал. pilastro, от лат. pila — «столб») — плоский выступ из плоскости стены, схожий своими пропорциями и набором элементов с колонной. Пилястры — это декоративные элементы, и, в отличие от колонн, они не несут никакой нагрузки и являются элементом украшения фасадной стены.
Пилястры бывают прямоугольного, полукруглого или сложносоставного сечения. Пилястры призваны декорировать фасады конструктивно несложных зданий, имеющих простые геометрические формы, где несущие стены принимают на себя все нагрузки. Пилястрами украшают углы зданий, выделяют входные группы, разделяют группы окон или же, наоборот, обрамляют их.
расскажите друзьям
Барельеф в интерьере и архитектуре
Барельеф в интерьере и архитектуре
Использование разнообразных приемов и техник при создании барельефа позволяет создавать настоящие произведения искусства, которые придают помещению оригинальный и неповторимый вид. Барельеф из гипса уместен в любых помещениях, но при этом требует правильного расположения и грамотного размещения светильников. При помощи объемных декоративных элементов можно сделать стильным и уникальным любой однообразный интерьер. Барельеф на стене превратит гостиную в зал старинного замка, в спальне хорошо будет смотреться большой барельеф на свободной стене, для зоны столовой в кухне больше подойдут небольшие панно.
Сложными художественными композициями украшают фасады исторических и современных зданий. Такой декор используют для оформления ниш, арочных конструкций, фальш-окон, их располагают над главным входом. Панелями с рельефными изображениями украшают ограды, декорируют бетонные и кирпичные заборы. Купить барельеф можно для использования в качестве самостоятельного элемента: панели с барельефами устанавливают во внутренних двориках, в саду среди деревьев, у беседок.
Технология изготовления барельефа
Изготовление объемных картин отличается от лепки барельефа традиционных пластичных материалов. Барельеф из гипса, бетона или пластика, армированного стеклоровингом, создается следующим образом. Вначале создается компьютерная модель будущего барельефа, которая будет служить образцом для изготовления матрицы и формы.
На этом этапе тщательно прорабатываются все детали и элементы рисунка. Затем мастер из пластилина создает полноразмерную модель будущего изделия. Эта модель служит основой для создания формы, которая будет использоваться для изготовления барельефа по технологии премиксинга или вибролитья.
В первом случае смесь полиэфирной смолы и рубленого стекловолокна под большим давлением напыляют на форму, получая прочные тонкостенные панели с объемным рисунком. Такие изделия отличаются высокой пространственной жесткостью, хорошо сохраняют форму. Небольшой вес тонкостенных панелей значительно упрощает их транспортировку и монтаж. Легкие прочные 3Д панели не нагружают основу, их можно монтировать на стены из любых материалов — бетонные, кирпичные, деревянные, перегородки из гипсокартона.
Вторая технология подразумевает заливку рабочей смеси в формы. После заливки композитного материала в форму, ее отправляют на вибростол, где благодаря вибрационному воздействию происходит уплотнение рабочей смеси и удаление мельчайших пузырьков воздуха. Этот способ применяется для получения полнотелых рельефных панелей, которые имеют большой запас прочности, обладают стойкостью к нагрузкам на сжатие, растяжение и изгиб. Материалом для создания барельефов и горельефов по технологии формовки и отливки служат многокомпонентные смеси, в составе которых в качестве связующего используется портландцемент или гипсовый порошок. Это стеклофибробетон, стеклофиброгипс, а также декоративный, скульптурный и геометрический бетон.
Панно, барельефы, декоративные панели из стеклопластика, стеклобетона, фиброгипса, архитектурного бетона обладают рядом преимуществ в сравнении изделиями из обычного бетона и гипса. Элементы архитектурного и интерьерного декора из стеклокомпозита обладают повышенной ударопрочностью, устойчивостью к воздействию влаги, прямых лучей солнца, отрицательных температур. Барельефы на стенах и фасадах не теряют свой первоначальный вид на протяжении всего срока службы.
Где купить барельеф?
Наша компания принимает заявки на лепку барельефов для фасада и интерьера, предлагаем самые выгодные цены на изготовление скульптурных композиций. Для создания барельефа нашим мастерам достаточно фотографии, эскиза или детального описания изображения. Чтобы купить барельеф или сделать заказ на изготовление 3Д картин по фотографии позвоните по телефону, указанному на сайте.
Определение барельефа в истории искусств.
(существительное)
Скульптура с минимальным выступом из фона.
Монументальные рельефы в Юго-Восточной Азии
- Всего имеется 2672 отдельных барельефов – рельефов , 1460 из которых изображают повествования из буддийских преданий, включая рождение и жизнь Будды.
- Кхмеры Камбоджи также были известны своими монументальными барельефами – , который обычно принимал форму повествования, изображая истории из истории и мифологии.
- Самый известный образец кхмерской bas – рельефа скульптуры, несомненно, находится в индуистском храме XII века Ангкор-Ват, который имеет 13 000 квадратных метров повествования bas – рельефа на стенах его внешней галереи.
- Этот эпизод из индуистской мифологии изображен на
- Барельеф Боробудур 8-го века изображал дворцовую сцену короля и королевы в сопровождении своих подданных.
Фон
- Каждый из дворцов в Королевских Дворцах Абомея содержал тщательно продуманные барельефы – рельефы (ноундиде в Фоне), свидетельствующие о достижениях короля.
- У каждого короля был свой дворец в пределах дворцового комплекса, а внутри внешних стен их личного дворца была серия глины рельефов , разработанных специально для этого короля.
- Они предназначались не только для членов королевской семьи, но и для вождей, храмов и других важных зданий с аналогичными рельефами .
- В дополнение к королевским изображениям на рельефах , члены королевской семьи были изображены в силовых скульптурах, известных как бочио, которые включали смешанные материалы (включая металл, дерево, бусы, ткань, мех, перья и кости) на основе, образуя стоящую фигура.
- Кроме того, аппликация из ткани Дагомеи часто изображала королевскую власть в похожем зооморфном представлении и касалась вопросов, подобных 9.0012 рельефы , часто короли, ведущие во время войны.
Архитектура майя
- Во дворце сохранилось множество скульптур и барельефов – рельефов резных фигурок.
- Это маленькое каменное здание имеет детализированную барельефную рельефную резьбу на внутренних стенах, включая центральную фигуру с резьбой под подбородком, напоминающей растительность на лице.
Неовавилония
- Построен в 575 г. до н.э. по приказу Навуходоносора II из глазурованного кирпича с чередованием рядов барельефов – рельефных
- Зубр над цветочной лентой с заполненными отсутствующими плитками (Иштарские ворота bas – рельеф , хранится в Пергамском музее в Берлине).
- Построен в 575 г. до н.э. по приказу Навуходоносора II из глазурованного кирпича с чередованием рядов барельефов – рельефных
Скульптура в Юго-Восточной Азии
- Эта цивилизация оставила впечатляющее художественное наследие, состоящее в основном из скульптур из песчаника, как круглых, так и рельеф .
- Чам создал отдельно стоящие круглые скульптуры из песчаника, а также высокие и барельефы – рельефные резные фигурки из песчаника.
- В общем, они, похоже, предпочитали рельеф , и особенно преуспели в скульптуре высокого рельефа .
- Рождение Брахмы, песчаник рельеф , Мой сын, Вьетнам, 7 век
- Рельефная скульптура изображает рождение индуистского бога Брахмы из лотоса, растущего из пупка Вишну.
Резьба
- Резная скульптура может быть «отдельно стоящей», когда зритель может обойти произведение и рассмотреть его со всех сторон, или создана в виде « рельеф », где поверхность первичной формы приподнята над окружающим материалом.
- Рельеф , от латинского «relevo», что означает «поднимать», представляет собой скульптурную технику, при которой поверхность камня или дерева вырезается, в результате чего изображение на переднем плане кажется приподнятым.
- Это очень стабильная форма скульптуры из-за того, что рельефы часто сделаны из камня, и тот факт, что он остается цельным куском.
- Существуют различные степени рельефа в зависимости от высоты скульптурной формы от фона.
- Диапазон включает высокий рельеф (где показано более 50% глубины), средний
Искусство Персидской империи
- Золотой ритон внизу со стилизованной бараньей рельефной головой относится к периоду Ахеменидов.
- Более известным, чем церемониальные рифы, является Сокровище Оксуса, состоящее из 180 предметов, состоящее из барельефов , статуэток, украшений и монет из золота и серебра.
- Большой барельеф рельеф , изображающий Кира Великого в образе четырехкрылого стража, провозглашает его ранг и этническую принадлежность ахеменидца на трех языках.
- Этот стилизованный рельеф Кира заимствован из египетского стиля изображения человеческого тела и провозглашает этническую принадлежность и ранг царя на трех языках.
Архитектура в Месопотамии
- Цветной камень и барельефы рельефы заменили краску в качестве украшения.
- Искусство, созданное во времена правления Ашурнасирпала II (883–859 гг. до н. э.), Саргона II (722–705 гг. до н. э.) и Ашшурбанипала (668–627 гг. до н. э.), сообщает нам, что 9Рельефы 0012 за это время превратились из простых и ярких в натуралистичные и сдержанные.
- Ко времени Ассирийской империи дворцы были украшены сюжетными рельефами на стенах и снабжены собственными воротами.
- В других местах на воротах и их соединительных стенах были нарисованы цветочные мотивы и барельефы рельефы животных, которые были посвящены Иштар, богине плодородия и войны.
- На фотографии ниже показаны детали рельеф
быка со стены ворот.
Артефакты Ассирии
- В то время как рельефов составляют большую часть того, что нашли археологи, существующие круглые скульптуры проливают свет на ассирийские системы счисления и политику.
- Эти монументальные скульптуры обычно появлялись в рельефной форме парами у главных въездов в города, дворцы или крепости.
- Каждая сторона состоит из пяти регистров по bas рельефы , посвященные достижениям царя Салманасара III (годы правления 858–824 гг. до н. э.).
Колонны Победы под Нерваном-Антонином
- Он стоит на вершине большого пьедестала с рельефом военных трофеев.
- Визуальное повествование изображено в низком рельефе ( bas рельеф ) и мало полагается на натуралистические детали, предпочитая показывать некоторые сцены в нескольких ракурсах и с фигурами на разных линиях земли.
- Неизвестно, какую часть рельефа колонны могли видеть римляне.
- Резьба рельефа достаточно высока, чтобы выступать по бокам и быть видимой при взгляде на не декурсивную сторону пьедестала.
- Рельефный фриз окружает колонну и изображает военные кампании Марка Аврелия в конце его жизни в Германии.
Рельефная скульптура – Artlex
Без рубрики / Автор Артлекс
Что такое рельефная скульптура?
«Рельеф» — это скульптура, в которой элементы переднего плана прикреплены к тому же материалу, что и фон, и сделаны из него.
«Рельеф» происходит от латинского корня «релево», что означает «возвышать», так как скульптурные элементы произведения искусства «возвышаются» над фоном. Эти произведения иногда называют «рилиево».
Однако не у всех рельефных скульптур передний план приподнят или выступает над фоном. В некоторых случаях передний план «утоплен» в фон (это называется «утопленными» рельефами, подробнее см. ниже).
Рельефная скульптура часто противопоставляется «свободно стоящей» скульптуре (также известной как «круглая скульптура»), которая не прикреплена к фону и просматривается со всех сторон.
Это также рассматривается как сочетание двухмерной живописи и трехмерной скульптуры. Термин
Типы рельефных скульптур
Рельефные скульптуры обычно классифицируются по тому, насколько передний план поднят (или опущен) над фоном. Четыре общие классификации: высокие, средние, низкие и затонувшие.
Горельеф
В высоком рельефе (также известном как альторилиево) скульптура выступает над фоном как минимум наполовину, а в некоторых местах может быть даже полностью или частично отделена от фона.
Одной из самых известных горельефных скульптур является гора Рашмор, знаменитые лица президентов в значительной степени выступают из горы, но все же очень тесно связаны с фоном.
Известные образцы горельефных скульптур
- Битва лапифов и кентавров (Кентавромахия), 1491-92, мрамор, 33 1/4 x 35 5/8 дюймов (84,5 x 90,5 см) Микеланджело Буонарроти (итальянец, 1475-1564), Casa Buonarroti, Флоренция.
- Август Сен-Годенс (американец, 1848–1907 гг.), Роберт Гулд Шоу и Мемориал 54-го полка, Бостон, 1897–1900 гг., горельеф из гипса.
Средний рельеф
В среднем рельефе (также известном как меццо-рилиево) выступ скульптур находится примерно на полпути между высоким и низким рельефом.
Низкий рельеф
В низком рельефе (также известном как бассорилиево или барельеф) передний план лишь немного выступает от фона.
Несмотря на то, что в истории существует множество классических произведений барельефа, наиболее распространенной и легкодоступной является обычная монета! Слегка выпуклый дизайн надписей на монетах (например, «Мы верим в Бога» на американских монетах), портреты (например, Джордж Вашингтон на Американском квартале) или пейзажи (например, Мемориал Линкольна на оборотной стороне американского пенни) — все это скульптуры с низким рельефом.
Одним из важных подтипов барельефа является Statacciato Relief (rilievo schiacciato), который представляет собой очень редкую и утонченную форму барельефа, в которой доминировал Донателло в 15 веке. При этом типе лепки надрезы в материале очень маленькие, максимум миллиметры. Скульптор может использовать разрезы различной глубины, а также эффекты тени (наиболее эффективны на белом мраморе), чтобы создать перспективу и иллюзию глубины.
Затонувшая помощь
В «Затонувшем рельефе» (также называемом «полым», «глубокой гравировкой», «вырезанным» или «целанаглифическим») задний план действует как самая высокая точка скульптуры, а передний план утоплен в нее.
Наиболее распространенные и известные образцы этих типов скульптур пришли из Древнего Египта, а некоторые другие – из Индии.
Известная рельефная скульптура
- Венера Лоссельская (ок. 23 000 г. до н.э.) Дордонь
- Лосось из пещеры Абри-дю-Пуассон (ок. 23 000 г. до н. э.), Дордонь
- Tuc d’Audoubert Bison (ок. 13 500 г. до н. э.) Арьеж, Франция
- Гёбекли-Тепе Рельефы животных и другое мегалитическое искусство (около 9000 г. до н.э.)
- Вавилония, Ходячий лев и Вавилонские ворота Иштар, рельефы из глазурованного кирпича, VI век до н. э., Ближневосточный музей, Берлин.
- Рельефы Парфенона (ок. 446–430 до н. э.), Музей Акрополя
- Греция, Надгробная стела маленькой девочки с голубями, ок. 450-440 гг. до н.э., барельеф из паросского мрамора, высота 31 1/2 дюйма (80 см), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Греция, г. Афины, гр. 400 г. до н.э., Могильная стела, мрамор, 40,4 x 17 x 6 дюймов (102,5 x 43,25 x 15,25 см), Музей Дж. Пола Гетти, Малибу, Калифорния.
- Храм Аполлона Эпикурия, Восточный фриз (ок. 420 г. до н.э.)
- Мавзолей Харликарнаса, Амазонский фриз (ок. 350 г. до н.э.)
- Фракия, тетрадрахма Лисимаха, 323–281 гг. до н. э., серебро.
- Пергамский алтарь Зевса (ок. 180 г. до н. э.) Пергамский музей, Берлин
- Ara Pacis Augustae (ок. 10 г. до н.э.)
- Колонна Траяна, Рим (106-113 гг. н.э.)
- Арка Константина, Рим (315 г. н.э.)
- Страшный суд, Собор Сен-Лазар (1145) Гислеберт
- Кхмерский храм Ангкор-Ват, Камбоджа (ок. 1150 г.)
- Ассирия, Каменный рельеф, алебастр, 130 х 73 см, Ближневосточный музей, Берлин.
- Vecchietta (Lorenzo di Piero di Giovanni) (итальянец, 1410-1480), Воскресение, 1472, бронза, высота 21 3/8 дюйма (54,3 см), ширина 16 1/4 дюйма (41,2 см), Коллекция Фрика, Нью-Йорк .
- Праздник купели Ирода (1425) Донателло
- Двери Рая, Баптистерий, Флоренция (1452) Гиберти
- Микеланджело Буонарроти (итальянец, 1475–1564), Битва лапифов и кентавров (Кентавромахия), 1491–92, мрамор, 33 1/4 x 35 5/8 дюймов (84,5 x 90,5 см), Casa Buonarroti, Флоренция.
- Алессандро Альгарди (итальянец, 1598-1654), Пьета, 1630-40, восьмиугольный бронзовый рельеф, без фланца: 11 3/4 x 11 3/4 дюйма (29,8 x 29,8 см), Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
- Святая Цецилия (1600) Стефано Мадерно, Рим
- Святая Вероника (1639 г.) Собор Святого Петра, Франческо Мочи
- Экстаз Святой Терезы, Капелла Корнаро (1652) Бернини
- Марсельеза (1836) Франсуа Руда, Ницца
- Поль Гоген (француз, 1848-1903), Лес Дома Радости, 1902, барельеф, краска по дереву секвойя, Музей Орсе, Париж.
- Врата ада (1880-1917) Огюста Родена: Музей Родена, Филадельфия
- Август Сен-Годенс (американец, 1848-1907), Amor Caritas, 1880-98, этот состав 1918, рельеф из позолоченной бронзы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Август Сен-Годенс, Сэмюэл Г. Уорд, 1881 г., бронза, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Август Сен-Годенс, Роберт Гулд Шоу и Мемориал 54-го полка, 1897-1900 гг., горельеф из патинированного гипса, Национальная галерея, Вашингтон, округ Колумбия. (Эдвард Цвик, 1989).
- Анри Матисс (Франция, 1869–1954), Задняя часть III, 1916–1917, барельеф из бронзы, 185 x 111,5 x 22,5 см, Центр Жоржа Помпиду, Париж.
- Пабло Пикассо (испанский, 1881–1973), Натюрморт, 1914, расписное дерево и бахрома обивки, рельеф, 25,4 х 45,7 х 9,2 см, Галерея Тейт, Лондон.
- Бен Николсон, OM (английский, 1894–1982), 1934 (рельеф), 1934, дерево, масло, рельеф, 71,8 x 96,5 x 3,2 см, Галерея Тейт, Лондон.
- Чарльз Бидерман (американец, 1906–2004 гг.