Большой плохой лис и другие истории – Ой!

Рецензия на фильм «Большой злой Лис и другие сказки»

Вы видите этот постер и вам уже хочется посмотреть этот фильм. Вы не знаете, о чём он, понятия не имеете, кто его авторы. Но признайте, этот совсем не большой и явно не злой лис выглядит таким знакомым, почти родным, что хочется сгрести его в охапку, пожулькать, а потом чуть помятого поставить обратно на сцену и послушать его сказки. И не важно, что вам не три года. Кстати, если у вас есть кто-то, кому три года, смело берите его с собой. Ведь «Большой злой лис и другие сказки» – это совершенно детский мультфильм. Но при этом способный очаровать любого взрослого, благодаря своей уникальной, не побоюсь этого слова, анимации.

Кадр из м/ф «Большой злой лис и другие сказки»

Три сценки из сельской жизни перед зрителями разыгрывает звериный театр. Похоже на какой-нибудь региональный ТЮЗ, которому вы точно не простили бы примитивизм, будь перед вами обычные актёры. Но этот анимационный зверинец беззастенчиво пользуется своим обаянием и переносит на экран довольно типичные для европейской сказочной культуры сюжеты. Понятно, что будут поправки и на современность, и на французское происхождение автора, но каждая из сказок узнаваема, пожалуй, в большинстве стран мира. А каждый персонаж тут – ходячий архетип. Судите сами.

Кадр из м/ф «Большой злой лис и другие сказки»

Есть здравомыслящий и педантичный Свин. Так сказать, терпение фермы. Которому, понятное дело, за его занудство порой достаётся больше остальных. Традиционно за его злоключения отвечает парочка бестолковых друзей – Кролик и Гусь. Кажется, именно про них сочинили поговорку «Два дебила – это сила». Они – главный манок для детской аудитории. Взрослым в их шутках будет не хватать тонкости, иронии. Но ведь кому-то всегда надо поскальзываться на банановой кожуре. Титульного Лиса, к сожалению всей публики, в этом мультфильме крайне мало. Ему посвящена лишь одна новелла. Плюс он отвечает за конферанс. И можно быть совершенно уверенными в том, что именно история Лиса понравится взрослым. Потому что она подарит воспоминания об одном из лучших советских мультфильмов – «Волк и телёнок». Безумные боевые курицы отвечают за массовку. Ну, а Волк… пытается остаться Волком во что бы то ни стало.

Кадр из м/ф «Большой злой лис и другие сказки»

Пока дети наслаждаются действительно удачными гэгами (кажется, ниже пояса шуток тут нет или они сыграны так деликатно, что это не заметно), взрослым я предлагаю насладиться самой отрисовкой. «Большой злой лис» – это по-хорошему фермерское кино, которое продают в отделе Organic вместе с выращенными Свином помидорами. Каждый кадр – словно иллюстрация из нашей любимой и оттого потрёпанной книжки. Ожившие акварели, за скромностью которых прячется куда больше души, чем даже в короткометражках Pixar. Бледноватая картинка – это одновременно и плюс, и минус «Лиса». Затащить на этот мультфильм ребёнка всё равно, что предложить ему кусок домашнего пирога после переполненного пищевыми добавками пирожного «Барни» – броских, брызжущих красками мультфильмов Disney, Dream Works и т.п. Это нужно распробовать прежде, чем сказать: мне нравится. И создатели, а режиссёр, кстати, номинант на «Оскар» 2014 года, понимают этот расклад. Они ставят в начало нелепые приключения Кролика с Гусём, чтобы дети втянулись. В то время, как глаза взрослых уже с первых кадров отдыхают и получают истинное эстетическое удовольствие. Будьте готовы в финале вылавливать «пасхалки».

Кадр из м/ф «Большой злой лис и другие сказки»

В отличие от предыдущей работы Бенджамина Реннера, мультфильма «Эрнест и Селестина», на «Большого злого лиса» вы едва ли пойдёте добровольно без детей. Ни постер, ни трейлер не пытаются обмануть зрителей и сказать, что эта картина для любого возраста. Так что если у вас есть дети, считайте, вам крупно повезло увидеть этот скромный анимационный шедевр на большом экране. И, кстати, никакого 3D. 100% organic.

Вероника Скурихина

В российском прокате с 12 апреля 2018 г

Расписание и покупка билетов на фильм «Большой злой лис и другие сказки»

www.kinoafisha.info

Большой злой лис и другие сказки

Заштатный театрик, состоящий из различных забавных зверушек, разыгрывает представление перед благодарной публикой. Большой злой Лис (Гийом Дарно), который на самом деле маленький и застенчивый, выступает в роли конферансье. В представлении – три отделения.

Отделение первое. Обнаглевшему Аисту не хотелось лететь еще несколько километров, чтобы доставить девчушку Полин ожидающим ее родителям, поэтому он приземлился в деревеньке, где живет трудолюбивый Поросенок (Дамьен Витецка) с повышенной социальной ответственностью и попросил Поросенка доставить девочку по назначению.

На беду Поросенку вызвались помогать два балбеса с отсутствующей социальной ответственностью – Кролик (Камел Абдессадок) и Гусенок (Антуан Шумский). Они решили сделать из дерева катапульту и запулить Полин прямо по адресу. Разумеется, Поросенок пресечет это безобразие, но троих зверей и младенца без люльки ждут самые разнообразные приключения, прежде чем Полин наконец-то обретет своих родителей.

Отделение второе. Маленький застенчивый Лис пытается изобразить из себя большого злого Лиса. Ему страшно надоело питаться одной репой, которой его снабжает Поросенок. И тогда Лис крадет у Курицы три яйца. Из яиц должны вылупиться цыплята, а когда они подрастут, Лис и его старший товарищ Волк (Борис Релинже) смогут как следует покушать. Но чтобы цыплята вылупились, Лису придется сначала их высидеть. А потом их воспитывать. Ну и после этого ему будет как-то неудобно слопать трех пушистых созданий, которые называют его мамочкой.

Отделение третье. Наши знакомые балбесы Кролик и Гусенок в результате смертельно опасных экспериментов уничтожили пластиковую фигурку Пер Ноэля (Деда Мороза). Ну и так как мозгов у них в обрез, они решили, что это был настоящий Рождественский Папаша. И теперь им предстоит спасти Рождество, для чего придется отправиться в большой город, где их поджидают страшные опасности. Вместе с ними навстречу приключениям не по своей воле отправится Поросенок, ведь без него Кролику и Гусенку не спастись.

***

Сценарной основой этого мультика стали популярные комиксы Бенджамина Реннера, который также стал одним из режиссеров картины. Вообще сказки про хитрого Лиса - они рассказываются еще черт знает сколько веков: в XII веке во Франции был написан “Роман о Ренаре”, который представлял собой сатиру, где участвовал хитрованный и насмешливый братец-лис. Вот примерно с того момента лис стал героем сказок и комиксов.

Здесь Лис – совсем не ловкач и не обманщик, а бесконечно трогательное существо, которое только пытается казаться страшным. Лису и конферанс не очень удается, да и злодейское похищение цыплят для него оборачивается нешуточным конфликтом с Волком, который благополучно разрешается только потому, что гражданское общество кур самоорганизовалось в серьезную ударную силу.

Кроме Лиса здесь немало характерных и забавных персонажей. Трудяга Поросенок, вынужденный возиться с опасными для окружающих и самих себя обормотами Кроликом и Гусенком. Боевая тетя Курица, возглавившая Ля Резистанс в ответ на происки негодяйского Волка. Флегматичный сторож Пес, который откровенно манкирует своими обязанностями и только тетя Курица может вправить ему мозги. Обнаглевший Аист, который в деревеньке славно зажигал в компании Пса, пока Поросенок с обормотами доставлял Полин в семью. Ну и городская собачья свора во главе с грозным Бульдогом, обожающим свою дочурку.

Сделан этот мультик в старом добром стиле: кажется, что все картинки нарисованы акварелью, причем тона использованы мягкие, пастельные. (Я где-то читал, что компьютеры для создания анимации там использовались, но основу составляли акварельные рисунки Бенджамина Реннера.) Поэтому когда смотришь этот мультик, сразу появляется ощущение, что это что-то такое очень знакомое и очень доброе из детства. Мультик совершенно не похож на современные голливудские анимации, он совсем другой. И это очень и очень здорово! Причем, что интересно, у младшего Экслера не было никакого разочарования от этого “теплого лампового”™ стиля и ему мультик очень понравился.

Юмор в “Большом злом лисе” четко коррелирует с манерой изображения: никакой пошлятины, все очень мягко, иронично и вместе с тем – очень забавно. Некоторые эпизоды просто уморительно смешны, особенно когда тетя Курица отправляет Пса на поиски пропавших яиц, а он говорит, что еще не завтракал и не принимал душ.

Но для меня здесь на первом плане все-таки были рисунки, потому что они совершенно замечательно исполнены и изобилуют массой интереснейших деталей, которые хочется рассмотреть как можно подробнее. Кстати, здесь не обошлось и без “пасхальных яиц”: в картине есть приветы “Утиным историям”, мультфильму “Мой сосед Тоторо”, комедии Клода Зиди “Дед Мороз – отморозок”, комедии “Трое мужчин и младенец в люльке”, а также “Инопланетянину” Спилберга.

Несмотря на то, что мультик вроде бы совершенно детский, у взрослых он тоже идет очень хорошо, чему также способствуют вполне узнаваемые элементы социальной сатиры: история с куриным Сопротивлением – она очень характерная и смешная.

Так что класс, просто класс! Несмотря на уже полузабытый стиль, фильм смотрится совершенно не из серии “Что это за старье”? Я бы по поводу него сказал: “Что за шикарный винтаж”! – и он выглядит именно так.

Очень понравилось, вот прям рекомендую посмотреть всей семьей. Вроде бы простенько, но и смотрится замечательно, и оставляет отличное послевкусие.

Кстати, картина получила несколько престижных наград, включая “Сезар” 2018 года за лучший анимационный фильм.

Прокат в Европе у нее небольшой, но в настоящий момент в России, насколько я знаю, “Большой злой лис” идет в трех кинотеатрах. В Испании сейчас тоже идет в прокате – я его на большом экране и смотрел.

www.exler.ru

Рецензия на фильм «Большой злой лис и другие сказки» / Le grand méchant Renard et autres contes… / The Big Bad Fox and Other Tales…

Почему у нас лиса — Патрикеевна, а у французов лис — непременно Ренар? Всё благодаря хитрости и аристократичности. На Руси Патрикеями (от римского слова «патриций») называли детей только в знатных семьях; один такой Патрикей был князем, приглашённым править в Новгород и всласть там покуролесившим — за что его имя и увековечили как нарицательное, обозначающее пройдоху. В современном французском не осталось других слов для обозначения лисиц, кроме «Ренар», и эта традиция тоже освящена веками: сатирический «Роман о Лисе» (Roman de Renard) зародился ещё в XII веке, имя героя значило то ли «закалённый непогодой», то ли «непобедимый король», а сам он был насмешником и ловким трикстером.

Во франко-бельгийском мультфильме «Большой злой лис и другие сказки» титульный герой не столько трикстер, сколько лузер. Явно не аристократ и не балагур. А ещё он не большой и не злой, как бы ни старался. Из классического лисьего набора ему оставили разве что противостояние с волком (вот уж кто точно большой и злой, как положено) — да и то с переменным успехом. Скорее уж здешний лис усатый нянь — или зубастый мам. Ведь магистральными темами всех трёх вошедших в мультфильм сказок являются взаимодействие взрослых с детьми и родительская любовь.

Что жизнь животных? Театр! А до этого — комикс. Мультфильм состоит из трёх «пьес», основой для двух из них послужили книги режиссёра-комиксиста Бенжамена Реннера. Отсюда и «комиксная» рисовка — весьма симпатичная. Она выполнена на компьютере, но убедиться в цифровом происхождении можно лишь по роликам о создании: так-то рисовка похожа на акварельную.

По настрою «Большой злой лис…» слегка смахивает на «Жил-был пёс»: не скупясь показывает огребания взрослых — не только лиса, который сам кузнец своих несчастий, но и, например, горемычного свина, которому привалило комбо собственной гиперответственности и раздолбайства товарищей. Отсюда охапка шуток на недетские темы — про кризис в стране, про гражданские инициативы, про недовольство правоохранительными органами (даже если такой «орган» — всего-навсего старый флегматичный сторожевой барбос).

Но универсального юмора гораздо больше. Причём несмотря на то, что в каждой сказке присутствуют дети, на экране нет шуток про грязные пелёнки и тому подобное. Единственная условно сортирная шутка — про то, почему водитель грузовика сделал остановку.

Мультфильм не только куртуазен в обращении с юмором, но и изящен в отвешивании поклонов. Так, здесь можно сыграть в игру «Найди Тоторо» (подсказка: внимание на рождественские игрушки в третьей сказке), отыскать привет «Инопланетянину» или послушать традиционную «волчью» музыку: «Большой злой лис…» наследует «Пете и волку» в музыкальном сопровождении хищника.

А бонусом есть немножко волшебства — как же без него в рождественской истории? И щепотка экзотики — когда внезапно начинает звучать китайская речь.

Бывает скучная устарелость, а бывает обаятельный винтаж. «Большой злой лис и другие сказки» — из вторых. Его авторы не стали гнаться за 3D/4D/nD/4K/VR-трендами и прочими цифро-буквенными вытребеньками, а сняли по-хорошему старомодную киноленту, добавив злободневности разве что в отдельные сюжетные ходы. И прозорливо введя персонажа-китайца: премьерный уик-энд в Поднебесной принёс в два с хвостиком раза больше прибыли, чем в родной Франции — 1 674 418 долларов против 773 691. В остальном этим сказкам не страшен возраст — почти как сказкам про Лису Патрикеевну и поэмам про ловкача Ренара.

kg-portal.ru

Вам может понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *