Фреска на стену – 90 фото, идеи декора и дизайна
Фреска признана одной из наиболее популярных техник росписи современных интерьеров, хотя и имеет многовековую историю. Это отличное решение, которое позволит придать помещению элегантность, шарм, своеобразное настроение и уют. Технологией рисования по свежему известковому грунту расписывали стены еще в Древней Греции и Византии, и по сей день она не теряет актуальность. В нашей статье мы расскажем о том, каким образом создаются современные фрески, какие изображения становятся наиболее популярными в различных интерьерах.
Техники исполнения
В отличие от прежних времен, сегодняшние технологии предлагают большой выбор фресок, созданных различными способами. Помимо ручной работы, картины наносятся цифровыми принтерами и другим специальным оборудованием. Разнообразны и основы для нанесения. Естественно, выбор материала и техники исполнения напрямую влияет на стоимость фрески, поэтому вполне можно украсить свой дом как дорогостоящим, так и более доступным произведением.
Фреска на эластичной штукатурке
Роспись фресок на стене по штукатурке является прародительницей всех современных технологий. Эта техника известна еще с древних времен и не теряет актуальности по сегодняшний день. Суть ее заключается в том, что на поверхность стены наносится влажная штукатурка, на которой формируется рисунок. Поскольку материал сохнет очень быстро, все работы по созданию шедевра нужно проводить быстрыми темпами. Картина расписывается красками, которые впитываются достаточно глубоко. При этом изображение имеет стильную матовую поверхность без отблесков и может сохранять свою первозданность столетиями. Данный способ создания фрески выгодно скрывает любые недостатки стен и превосходно смотрится с любой точки комнаты.
Фреска на холсте
Настенная фреска, выполненная на холсте – произведение ручной работы, которое стоит отнюдь не дешево. Технология заключается в нанесении на холст специального состава, на котором натуральными пигментами формируется изображение.
Настоящие мастера способны сделать из картины настоящее произведение, искусственно состарить, нанося трещинки и шероховатости. В зависимости от размеров, картины продаются в виде рулонов или в подрамниках, монтируются к стене с помощью клея. Недостатком фрески на холсте является пониженная влагостойкость, поэтому помыть ее не удастся. Чтобы картина надолго сохраняла свою первоначальную свежесть, ее нередко покрывают воском.Настенные фрески на флизелине
Такие фрески можно назвать наиболее экономным вариантом для больших площадей. По внешним характеристикам они не уступают картинам, созданным на холсте, однако стоимость их намного меньше. Большая фреска состоит из отдельных полотен, на которые наносятся изображения специальным принтером. Фрагменты крепятся к стеновой или потолочной поверхности клеем, предназначенным для подобного типа обоев, при этом сохраняется целостность картины, так как швы совершенно невидны.
Фреска на самоклеящемся полотне
Фреска на самоклеящейся основе имеет большое сходство с текстурными обоями. Роль известкового грунта в данном случае выполняет паста на основе речного песка, на которую наносится картина цифровым методом. Готовое полотно приклеивается к стене и имеет безупречный вид лишь в том случае, если поверхность абсолютно ровная. Фреска на самоклейке довольно тонкая, поэтому если на поверхности стены или потолка имеются бугорки и неровности, то они обязательно проступят, и картина потеряет свою привлекательность. Такая техника уместна в современных интерьерах, так как искусственно состарить ее невозможно.
Фреска на жесткой основе
Фреска может быть выполнена и на жесткой основе. По внешним данным она ни чуть не уступает холстовым произведениям, однако весит намного больше. Подобные картины выполняются, как правило, в небольшом формате.
Кракелюр
Фрески, выполненные с применением техники кракелюр, прекрасно подойдут к интерьерам, оформленным под старину. Произведения выполняются с применением декоративной штукатурки, в состав которой входит мраморная крошка. Благодаря этому компоненту на законченной картине образуется имитация мелких трещинок, что довольно стильно смотрится в старинных интерьерах.
Стили фресок
Фреска является достаточно значимым элементом интерьера, который не только подчеркивает, но иногда и формирует стиль помещения. Так, классическое направление в интерьере удачно подчеркнут фрески на потолке и стенах, выполненные на холстовой, кракелюровой основе, эластичной штукатурке. Это могут быть репродукции мировых шедевров, натюрморты, изящные изображения цветов, обрамленные белыми или золотыми рамками.
В современных интерьерах (лофт, модерн, хай-тек) уместны цифровые фрески на стенах в качестве абстракций, архитектурных элементов, городских пейзажей, геометрические ансамбли с переходами цветов.
Нотки востока лучше всего подчеркнут традиционные пышные орнаменты, придающие утонченность и вкус, а также изображения сценок с флорой и фауной. Прованс, с его духом милой французской деревушки, дополнят холстовые фрески на стенах, изображающие все прелести загородных окрестностей – земляничные луга, лавандовые поля, травы. Изображения старинных улочек навеют дух романтизма.
Сюжеты для фресок на стену
Тематика фрески на стене играет немаловажную роль в оформлении интерьера. Если изначально картины представляли собой изображения античных героев, сценки из Библии, исторические панорамы, то на сегодняшний день выбор сюжетов значительно разнообразней. Среди наиболее часто встречающихся можно выделить следующие:
Пейзажи – можно смело назвать наиболее популярными изображениями, так как картины природы превосходно вписываются в любой стиль интерьера. Для зон отдыха, как правило, выбирают картинки, изображающие поля и водоемы, так как они способствуют релаксации. Пейзажную настенную фреску можно преподнести в качестве подарка;
Натюрморты – хороший вариант для кухонь, гостиных или совмещенных планировок. Для интерьеров, оформленных с элементами роскоши, можно приобрести фреску-натюрморт, на которой изображены предметы старинной посуды, например, кувшины, чаши, кубки и пр.;
Портреты – встречаются реже, однако способны внести в интерьер некое вдохновение, если установить фреску-портрет, например, императора в рабочем кабинете. Для гостиной можно подобрать более простой формат, где отражена веселая компания. В целом, приобретая такую фреску, необходимо обращать особое внимание на эмоциональное состояние человека, изображенного на портрете;
Абстракции – характерны для интерьеров, оформленных в современных стилях. Здесь отсутствует сюжет, основное значение уделяется цвету, поэтому важно, чтобы он не вызывал неприятных эмоций. Важно обратить внимание на то, что синие, зеленые тона способствуют снятию эмоционального напряжения, а красный может спровоцировать агрессию. Зачастую фрески-абстракции на стене выступают акцентным элементом;
Орнаменты – способны превосходно декорировать комнату, не привлекая к себе чрезмерного внимания. Замысловатые узоры присущи интерьерам, оформленным в этнических направлениях, а также в строгих стилях.
Идеи для разных комнат
Выбор изображения на фреске зависит от общего стиля интерьера, а также вкуса владельца квартиры. Все же, чтобы картина гармонично вписывалась в интерьер, стоит прислушаться некоторых рекомендаций дизайнеров.
Фреска в интерьере гостиной
В комнате, предназначенной объединять в тесном кругу близких и друзей, нередко можно встретить фрески на стенах с изображениями природы, которые всегда превосходно воспринимаются сознанием. Однако существует и много других вариантов, выбор которых зависит от стиля интерьера. Здесь вполне могут быть уместны изображения красивых архитектурных зданий, городских площадей и целых панорам, сюжетные композиции, передающие дух определенной эпохи, или же самые неожиданные абстракции в современном духе.
Фреска в интерьере спальни
В спальне должна царить обстановка умиротворенности, поэтому не стоит рассматривать варианты с портретами или изображениями мегаполисов. Лучше остановить выбор на пейзажных фресках на стенах, классических сюжетах из античной истории.
Фреска в интерьере кухни
Для кухонного пространства прекрасно подойдут изображения городских и загородных пейзажей, сложные орнаменты, необычные тематические принты.
Фреска в интерьере детской комнаты
Фреску в комнату ребенка необходимо выбирать, исходя из его возраста и пола. Маленьким детишкам, несомненно, понравятся изображения сказочных героев. Девочкам наверняка понравятся сказочные королевства с принцессами, а мальчишки будут в восторге от темы морских путешествий. Подростков больше заинтересуют изображения городских улиц, мегаполисов или абстракции.
Фреска в интерьере прихожей
В небольшом помещении прихожей лучше расположить фреску на стене в светлых тонах. Это может быть красивый пейзаж с перспективой, вызывающий приятные эмоции и расширяющий визуально пространство, изображения старинных улочек и городов.
Фрески на стену – фото
В нашей фотогалерее мы собрали разнообразные примеры размещения настенных фресок в интерьерах комнат. Надеемся, они помогут и Вам выбрать наиболее подходящий вариант для декорирования собственного жилья. Приятного просмотра!
фото, картины, картинки. Древние фрески.
Точные истоки фресковой живописи – неизвестны, но ее использовали еще в Минойской цивилизации (в Кноссе на Крите) и древнем Риме (в Помпеях). Итальянский Ренессанс был периодом величайшего расцвета фресковой живописи. Это можно увидеть по работам Чимабуэ, Джотто, Мазаччо, Фра Анджелико, и многих других художников с конца 13-го до середины 16-го века. Самые известные из всех фресок – фрески Микеланджело в Сикстинской капелле и станцы Рафаэля в Ватикане. Однако, к середине 16-го века, использование фрески, в значительной степени, было вытеснено масляной живописью. После, в первой половине 20-го века, этот метод ненадолго возродил Диего Ривера и другие мексиканские художники-монументалисты, и совсем недавно, Франческо Клементе.
Римская фреска «Сафо» из Помпей. Сейчас находится в Национальном археологическом музее Неаполя, была обнаружена в 1760 году.
Фреска была обнаружена при раскопках древнеримской виллы возле города Арль, во Франции. Она была написана примерно в 70 – 20 г.г. 1-го века до нашей эры.
Древнеримская фреска, изображающая банкет. Была найдена при раскопках Каза деи Касти Аманти, в Помпеях.
Фрагмент фрески изображающей сад в триклинии (столовой), в вилле Ливии, жены императора Августа, в Риме. Вилла была построена во времена римской империи, в I веке до нашей эры. На сегодняшний день фреска находится в национальном римском музее Палаццо Массимо.
Фреска Тореадор, отреставрированная настенная роспись из дворца Скала/Арт-ресурс, Нью-Йорк. Сейчас находится в археологическом музее, в городе Ираклион, на остове Крит, в Греции. Была выполнена, примерно, в 1450 году до н. э.
Фреска из древнеримской виллы в Боскореале (Италия, 2 км. от Помпей), построенной приблизительно в 50 – 40 годах до нашей эры. В 79 году н.э. вилла сгорела из-за извержения вулкана Везувий. Ее раскопки, при которых и была обнаружена данная фреска, были произведены в 1893 — 1894 годах.
Еще одна фреска виллы Боскореале.
Фреска изображает Иисуса, находится в Турции, в Невшехире, в подземном городе, в древней церкви. Исследования показывают, что возраст церкви может восходить к 5-му веку н. э. Подземный город, как полагают многие историки, был создан ранними христианами, вынужденными прятаться под землей, во время их повсеместного гонения, после распятия Иисуса Христа.
Фреска начала 17-го века, возможно, принадлежит кисти Domenichino, находится в Палаццо Фарнезе, в Риме.
Папирус – фреска из Акротири (Греция, остров Санторини), найденная на месте поселения Бронзового века, относимого к Минойской цивилизации.
На фото одна из древних фресок в храме Юнчжи, в городе Чаоян, провинции Ляонин, на северо-востоке Китая.
Минойская фреска «Грифон» написанная около 1700 – 1450 гг до н. э. в Кносском дворце. На сегодняшний день находится в археологическом музее в Ираклионе, на острове Крит, в Греции.
«Рыбак» – минойская фреска Бронзового века, из Акротири на Эгейском острове Санторини (Тера). Период создания около 1640 – 1600 гг до н.э.
Данная фреска была обнаружена в 16-ом веке. Она находится в лабиринте катакомб Присциллы, в Риме. Катакомбы были построены для христианских захоронений, между вторым и пятым веком.
«Дельфины» минойская фреска из Кносского дворца на Крите. 1700 – 1450 до нашей эры.
Римская фреска из Виллы Ариадны, древнеиталийского города Стабии, 1 -го века нашей эры. Сейчас фреска находится в Национальном археологическом музее Неаполя.
Поделись в соц. сетях:
Рекомендуем к прочтению:
Фреска икона. Фрески в соборах, монастырях, церквях.
Лучшие муралы разных стран мира. Фото.
Художественная роспись стен своими руками.
Метки: части фрески, живопись, изображение, описание
Искусство фрески на продажу
Обеденный зал на свежем воздухе на Капри
Слим Ааронс
87 долларов
Папа Лев I, отталкивающий Аттилу, деталь
Коллекционер эстампов
87 долларов
Вилла Барбаро, Мазер
Слим Ааронс
87 $
Афинская школа, деталь Платона и
Коллекционная гравюра
87 $
Анастасис, Фреска в Парекклесионе
Коллекционная гравюра
87 $
Фреска в церкви Сант Климент Де
Коллекционная гравюра
87 $
Фреска сцены охоты частично
Коллекционная гравюра
87 $
Фреска в церкви Санта-Мария-де
Коллекционная 9 0003
87 $
Фреска в склепе собора
Print Collector
87 $
Красивые фрески на потолке церкви
Starcevic
87 $
Фреска Great Western King
Keystone-france
87 $
Нарисованная фреска для лестницы
Коллекционер отпечатков
87 $
Детальные эскизы для фресок
Сборник отпечатков
87 $
Рыбалка, Фрагмент фрески, 14th
Коллекционер гравюр
87 $
Публичная выставка фресок и
Коллекционер гравюр
87 $
Текстильные узоры и фрагменты фресок
Коллекционер гравюр
87 $
Коптская фреска Нила с фелюгой
Изображения наследия
87 $
Богородица с младенцем и святым Антонием
Коллекционная гравюра
87 $
Святой Франциск проповедует птицам
Коллекционная гравюра
900 02 $87Изгнание из рая Бытие 3
Зу 09
87 $
Египет, Оазис Бахария, Баннентиу
Сильвестр Адамс
87 $
Мексиканский художник Диего Ривера
Bettmann
87 $
Диего Ривера Холдинг Такса
Беттманн
87 долларов
Смерть Святого Франциска и осмотр
Коллекционер печатных изданий
87 долларов
Суд Святого Лаврентия, середина 15-го
Коллекционер 9 0003
87 $
Суд над Святым Лаврентием Деталь
Коллекционер отпечатков
87 $
Святой Григорий, середина 15 века. Художник
Коллекционер гравюр
87 $
Сотворение Адама, 1508-1512. Художник
Коллекционер гравюр
$87
Диспут о Святом Таинстве
Коллекционер эстампов
$87
Оправдание Льва III, 1514. Художник
Коллекционер эстампов
$87 9000 3
Падение гигантов Sala Dei
Изображения наследия
$87
Карл Великий
Изображения наследия
87 долларов США
Эгон Шиле по эскизу
Изображения наследия
87 долларов США
Фрески в руинах
Коллекционер печатных изданий
87 $
Настенное украшение
Коллектор
87 $
Росписи в руинах
Коллекционер
8 $ 7
Святитель Митрофан Воронежский, 1885-1896 гг.
Образы наследия
87 $
ST Sixtus II и его Deacon ST
Print Collector
$ 87
Madonna and Child с ангелами, C1443
Print Collector
$ 87
Потолог в камере II
Коллекционер эстампов
$87
Деталь мессы в Больсене, 1512
Коллекционер эстампов
$87
Сон Святого Мартина, 14 век. Художник
Коллекционер эстампов
87 $
Преподобный Феодор, князь Острожский
Образы наследия
87 долларов
Леда и лебедь
Образы наследия
$87
Олимп. Потолок Tondo In The Sala
Изображения наследия
87 $
Фрески в руинах
Коллекционер эстампов
87 $
Святой Иероним, середина 15 века. Художник Фра
Коллекционер
87 $
Руины дома банкира
Коллекционер гравюр
87 $
Настенное украшение
Коллекционер
90 002 $87Святой Лоуренс раздает милостыню бедным
Коллекционер гравюр
$87
Папа Лев I, отталкивающий Аттилу, деталь
Сборник эстампов
87 $
Св. Иоанн Златоуст, середина 15 века
Сборник эстампов
$87
Крыша храма Баоань
Alex Wu 90 003
87 $
Расписной потолок внутри собора
Джулиан Эллиотт Фотография
87 $
Старый итальянский дверной проем
Kalinda7
87 $
Дева Мария, роспись 152627
Zu 09
87 900 $ 03
Сон Иакова Бытие 28, Сталь
Zu 09
$87
Пещеры Аджанты Древней Индии
Zhouyousifang
$87
Подписание Договора о европейском общем рынке
Bettmann 90 003
87 $
Сотворение Солнца и Луны
Беттманн
87 $
Два бродяги за обедом
Беттманн
87 долларов
Портрет старика, 1485. Художник
Коллекционер эстампов Подача милостыни бедным
Сборник печатных изданий
87 долларов
Мученичество святого Лаврентия, середина 15-го
Сбор печатных изданий
87 долларов
Святой Петр посвящает святого Стефана диакона
Сбор печатных изданий или
87 долларов
Святой Лоуренс раздает милостыню бедным
Распечатать Коллекционное издание
$87
Побивание камнями святого Стефана, середина 15-го века
Коллекционное издание
$87
Диспут о Святом Таинстве
Коллекционное издание
$87
Пир в Лувесьене, 1771. Художник
Коллекционер эстампов
$87
Вечный Отец, начало XVI века
Коллекционер эстампов
87 долл. США
Парнас, из Станцы Делле
Сборник печатных изданий
$87
Мадонна с Младенцем между Святым Франциском
Коллекционер гравюр
$87
Искусство итальянского Возрождения – Фреска
Фреска – это техника, которую мы ассоциируем с крупномасштабными фресками. Это искусство восходит к классической античности, но достигло своего пика как форма искусства во время итальянского Возрождения.
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564)
‘Потолок Сикстинской капеллы, 1508-1512 гг. и ‘Страшный суд’ 1536-41 гг. (фреска)
Фресковая живопись – это техника, которую мы ассоциируем с крупномасштабными фресками. Это искусство восходит к классической античности, но достигло своего пика как форма искусства во время итальянского Возрождения. Многие крупные произведения Раннего и Высокого Возрождения были выполнены фресками и признаны вершиной художественных достижений. По большей части это были великолепные религиозные картины, которые украшали стены церквей, вдохновляя прихожан, оживляя библейские сцены и создавая захватывающую дух атмосферу духовной преданности.
Техника фресковой живописи
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564)
«Дельфийская сивилла» с потолка Сикстинской капеллы, 1508–1512 гг. (фреска)
Щелкните значок флипа, чтобы просмотреть Giornate
Фресковая живопись — это техника, которую мы ассоциируем с крупномасштабными фресками. Это искусство восходит к классической античности, но достигло своего пика как форма искусства во время итальянского Возрождения.
Buon Fresco (в переводе с итальянского «хорошая фреска») — наиболее стойкий метод фресковой живописи. Это исключительно сложная техника для освоения, так как вы должны работать уверенно и быстро. В фресковой живописи художник должен нанести цветной пигмент, смешанный с водой, на тонкий слой влажной штукатурки, называемой интонако (по-итальянски «гипс»). По мере высыхания пигмент химически связывается с гипсом, создавая прочное изображение, которое сохраняется веками. Каждый день область интонако, называемая Giornata (по-итальянски «дневная работа»), наносится на участок стены, который художник должен раскрасить до того, как он высохнет. Здесь нет права на ошибку, и незавершенные участки приходится обрезать, заново штукатурить и снова красить.
Fresco Secco (по-итальянски «сухая фреска») — менее стойкий метод фресковой живописи, при котором пигменты смешиваются со связующим веществом темперного типа и наносятся непосредственно на сухую штукатурку. Эта техника имеет краткосрочное преимущество, поскольку дает более яркие цвета, чем «buon fresco», но имеет менее прочную отделку, поскольку краска в конечном итоге отслаивается от штукатурки, часто в течение жизни художника.
Среди величайших образцов фресковой живописи итальянского Возрождения:
- Потолок Сикстинской капеллы и Страшный суд работы Микеланджело Буонарроти.
- Тайная вечеря Леонардо да Винчи в Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
Первый показывает искусство фрески в его превосходной степени, а второй показывает опасность экспериментов с испытанной и надежной техникой.
Микеланджело Буонарроти – Сикстинская капелла
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564)
‘Потолок Сикстинской капеллы’, 1508-12 (фреска)
План потолка © Begoon (нажмите на иконку для просмотра)
В 1506 году Папа Юлий II впервые предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Сначала Микеланджело не хотел браться за такой масштабный проект, поскольку видел себя в основном скульптором и не был убежден в своих способностях художника. Это была не только чрезвычайно амбициозная задача, но и чрезвычайно сложная физическая задача. [1]
В конце концов строительные леса были возведены [2], и Микеланджело приступил к работе 10 мая 1508 года. Через короткое время он уволил своих помощников и единолично возобновил комиссию в соответствии со своими собственными строгими стандартами. Он разработал иллюзорную архитектурную структуру, которая обрамляла девять центральных сцен из Книги Бытия, включая Сотворение мира и Историю Ноя [3]. Как будто задача рисования и раскрашивания более 300 фигур была недостаточно сложной, включение архитектурных особенностей увеличило проблемы Микеланджело, поскольку их перспективу пришлось бы искажать, чтобы компенсировать изгиб потолка. Рядом с каждой из центральных сцен были чередующиеся фигуры пяти еврейских пророков 1. Даниила 2. Исаии 3. Иеремии 4. Иезекииля 5. Иоиля”>[4] и пяти языческих сивилл [5], каждая из которых занимала свой собственный трон. в свою очередь были вставлены восемь предков Христа 1. Иессей 2. Лосось 3. Аса 4. Ровоам 5. Езекия 6. Озия 7. Иосия 8. Зоровавель”>[6], которые были написаны в люнетах trompe l’oeil. Над троном каждого пророка и сивиллы сидела пара Игнуди (идеализированные классические обнаженные тела, изображающие ангелов), поддерживающие бронзовые медальоны, нанизанные на гирлянды и желуди [7]. Для закрепления макета своей схемы Микеланджело нарисовал четыре перемычки, по одной в каждом углу потолка, иллюстрируя драматические истории героев Ветхого Завета [8].
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564)
«Сотворение Адама» с потолка Сикстинской капеллы, 1508–12 (фреска)
Самым знаковым изображением с потолка Сикстинской капеллы, а также одним из наиболее воспроизводимых изображений в истории искусства является «Сотворение Адама». Это сцена из центрального свода, изображающая момент, когда рука Бога передает жизнь в вялое тело Адама. Волна сверхъестественной силы должна прыгнуть между Богом и человеком, когда их указательные пальцы соприкоснутся в зеркальном движении, которое отражает идею о том, что «Бог сотворил человека по образу Своему» (Бытие 1:27).
Бог Микеланджело — могущественная фигура из Ветхого Завета, которая летает вокруг в шквале мантий и ангелов. Композиционная форма этой небесной группы предполагает поперечное сечение человеческого мозга, подсознательно связывающее небеса с человечеством.
Из-под защитной руки Бога нежная женская фигура смотрит прямо на Адама с большим любопытством, чем другие ангелы, которые больше сосредоточены на поддержке своего Создателя. Этим пытливым взглядом Микеланджело может предположить, что это фигура Евы, ожидающей своего сотворения и тем самым исполняющей отрывок из Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему; по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину Он сотворил их».
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564)
«Ливийская Сивилла» с потолка Сикстинской капеллы, 1508-12 (фреска)
Тот факт, что Микеланджело видел себя в первую очередь скульптором, очевиден в рисунке его фигур в ракурсе, контуры которых транскрибируют трехмерную форму, когда они извиваются и поворачиваются. через пространство. Его бесстрашный рисунок и ‘cangiantismo’ передача формы в сочетании с удивительным набором грозных поз демонстрируют его захватывающий дух уровень мастерства. Физические движения и мускулистость «Ливийской Сивиллы» являются прекрасным примером этих отличительных характеристик, которые должны были оказать большое влияние на сложный стиль маньеризма.
Страшный суд (1536-41)
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564)
«Страшный суд», 1536-41 (фреска)
Через двадцать четыре года после завершения потолка Сикстинской капеллы Папа Климент VII поручил Микеланджело расписать его 45 футов. х 39 футов. алтарная стена. По словам Джорджо Вазари, биографа итальянских художников эпохи Возрождения XVI века, Микеланджело открыл свою фреску «Страшный суд» в день Рождества 1541 года. Это был ужасающий образ проклятия и воскресения, которому удалось превзойти даже потолок своей потрясающей виртуозностью и мастерством. драматическая сила его повествования.
Сияющая фигура суверенного Христа держится в центре композиции в окружении своих апостолов и пророков. Когда он поднимает правую руку, чтобы осудить грешников слева от него, его мать Мария отшатывается в страхе при мысли об их вечном проклятии. Это уже не Христос Джотто 13-го века и Святой Франциск Ассизский, которые мягко выражали смирение и человечность Иисуса. Это апокалиптический и страшный Христос из огня и серы, отражающий авторитет церковного истеблишмента.
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564)
Фрагмент из ‘Страшного суда’, 1536-41 (фреска)
Под фигурой Христа семь ангелов Апокалипсиса возносят призыв к суду [9]. Слева от них, если смотреть на работу, спасенные души поднимаются из могил к своей награде на небесах, хотя для некоторых из них это восхождение кажется довольно трудным.
Справа от них дьяволы тянут проклятых на берег реки Стикс, где Харон и его демоны яростно гонят их отчаявшиеся души к вратам Ада.
Еще до того, как его работа была закончена, у видения Микеланджело о «Страшном суде» появились противники. В основном это было из-за его наготы, что могло считаться приемлемым с либеральной точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, но на фоне католической контрреформации многие считали его неуместным для украшения церкви.
Папа Павел III, который продолжал поддерживать проект после смерти Юлия II, приехал посмотреть фреску, когда она близилась к завершению. Его сопровождал Бьяджо да Чезена, папский церемониймейстер, и он спросил его мнение о работе. Да Чезена ответил, что «неприлично в таком почтенном месте рисовать столько обнаженных тел, которые так неприлично демонстрируют свой стыд, и что это работа не для папской часовни, а скорее для бань или таверн». [10] Микеланджело, по понятным причинам возмущенный этим замечанием, отомстил да Чезене, нарисовав его на проклятой части фрески в виде фигуры Миноса, судьи подземного мира, окутанного собственным демоническим хвостом.
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564)
Святой Варфоломей из «Страшного суда», 1536-41 (фреска)
Однако ироничное чувство юмора Микеланджело не было односторонним, поскольку он обращал его и на себя. Прямо под фигурой Христа можно найти Святого Варфоломея, сидящего на облаке, держащего в руках свою содранную кожу (одна из легенд, связанных с его смертью, заключалась в том, что с него сняли кожу заживо). Микеланджело, у которого была глубокая неуверенность в своей внешности, нарисовал свой искаженный автопортрет в виде лица на обвисшей коже святого Варфоломея.
Через год после смерти Микеланджело Папа Пий IV дал указание закрасить наиболее спорные участки наготы. Эту работу выполнил Даниэле да Вольтерра, за что получил позорный титул «Il Braghetonne» (производитель брюк). К сожалению, на этом неодобрение не остановилось, поскольку в 17 и 18 веках были внесены дальнейшие изменения.
Несмотря на осквернение этой мастерской работы, она не утратила своего значения как главное произведение искусства и продолжает поражать посетителей и сегодня с таким же изумлением, как и те, кто присутствовал на ее открытии в 1541 году.
Леонардо да Винчи – Тайная вечеря
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519)
‘Тайная вечеря’, 1495-97 (темпера, масляная глазурь)
Щелкните значок переворота, чтобы просмотреть рисунок в перспективе.
T Тайная вечеря Леонардо да Винчи — его самая большая картина и единственная сохранившаяся фреска. Леонардо, олицетворявший представление о человеке эпохи Возрождения как о человеке, достигшем успеха во многих областях, был известен своим духом экспериментатора. В этой росписи на стене трапезной (столовой) монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане он отошел от традиционного метода фресковой живописи. Его целью было попытаться увеличить силу цвета и тона фрески. Вместо того, чтобы рисовать по сырой штукатурке, что заставляло его работать быстро, он использовал экспериментальную технику «fresco secco», нанося темперу с масляной глазурью на сухую штукатурку. Это увеличило время высыхания среды, что позволило ему создать свои характерные сочетания тонов и внести коррективы в свой рисунок. Это было похоже на технику, которую он успешно использовал для картин на деревянных панелях, но она не подходила для менее стабильной поверхности сухой штукатурки. К сожалению, работа начала портиться еще при жизни художника, и то, что мы видим сегодня, представляет собой сумму нескольких реставраций — хороших и плохих. Тем не менее, «Тайная вечеря», возможно, является величайшим произведением Леонардо — образ, в котором используется целый ряд визуальных и психологических приемов, вовлекающих нас в драматизм:
Леонардо использует словарь языка тела в своих фигурах, которые реагируют на психологический шок драматического заявления Иисуса: «Истинно говорю вам, один из вас предаст Меня». Они отображают полный спектр эмоций от удивления, недоверия, беспокойства, печали, страха и негодования.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519)
Деталь Иуды, Петра и Иоанна из «Тайной вечери», 149 г.5-97 (темпера и масляная глазурь)
Версия Леонардо «Тайная вечеря» была первой картиной на этот сюжет, где Иуда сидит среди других апостолов. В предыдущих версиях других художников Иуда традиционно сидел один на ближней стороне стола, чтобы зритель мог легко его узнать. Здесь в этом нет необходимости, поскольку Леонардо строит символический и психологический профиль Иуды, который не оставляет сомнений относительно его личности:
- Иуда имеет самый низкий уровень глаз на картине, отражающий его низкий моральный статус.
- Его заштрихованная форма контрастирует с более светлыми фигурами других апостолов, использующих символические ассоциации света и тьмы как указание на добродетель или ее отсутствие.
- Иуда отступает в физической реакции на свою вину, когда он слышит заявление Христа и случайно разливает солонку, символ своего предательства. [11]
- Его сжатый кулак сжимает кошелек, безошибочный атрибут его предательства.
Леонардо обладал непревзойденным знанием и пониманием анатомии человека в сочетании с непревзойденной техникой рисования, что позволило ему создавать проницательные портреты и композиции с интеллектуальной и психологической глубиной, совершенно новой для искусства.