Прорезная резьба по дереву – Ой!

Содержание

Прорезная резьба. Секреты резьбы по дереву

Прорезная резьба

Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.

Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле использовалась для украшения домов (карнизов, наличников и т. п.)

Она может применяться в качестве самостоятельного вида и в сочетании с геометрической и рельефной резьбой. В последнем случае эта работа представляется более трудоемкой, но очень эффектной. Прорезная резьба, комбинирующаяся с геометрической и рельефной, называется сквозной ажурной, поскольку напоминает кружева (рис. 90).

Рис. 90. Прорезная резьба на домовых декоративных элементах: а – фриз; б – навершие наличника; в – накладной элемент

Секреты между строк

Правда ли, что труднее всего вырезать руки?

Это настолько трудно, что в истории зафиксированы случаи, когда известный художник поручал писать руки на своих картинах другому. В резьбе разработку рук начинают с определения их общего положения, опорных (контрольных) точек предплечья, суставов, кисти, пальцев. Рукава сначала выполняют без складок, а руки – без пальцев. По точкам кисти определяют положение пальцев, по точкам рукава – особенности складок. Затем прорезают отдельные детали в неполный профиль. При отсутствии ошибок, осуществляют окончательную обработку.

Для прорезной резьбы характерно использование трафаретов, что существенно облегчает работу. Если рисунок не отличается большой сложностью, то его можно выполнить ножовкой (рис. 91). Такая ножовка называется курковкой и имеет узкое полотно, по форме напоминающее клин. Окончательно рисунок можно отделать стамесками (как прямыми, так и изогнутыми).

Рис. 91. Выполнение прорезной резьбы ножовкой:

а – запиливание; б – окончательная обработка стамеской

В тех местах, где невозможно подобраться стамеской, окончательную проработку формы осуществляют ножом. Изделие отделывают с обеих сторон, что способствует уточнению силуэта орнаментальной композиции.

Резчик, обращающийся к прорезной резьбе, должен быть особенно аккуратным и точным, так как малейший скол или зарез древесины испортит силуэт орнамента.

Пилы, которые применяют для выпиливания криволинейных заготовок по внешнему контуру, называют поворотными. Они бывают узкими и широкими (размеры полотна – от 4 до 15 мм) и соответственно используются для мелких заготовок, которые имеют крутые линии, и более широких, у которых контур прямой или плавный. Отличие этого инструмента от лучковой пилы в том, что полотно поворачивается, поэтому, не изменяя положения заготовки, можно пропиливать в любых направлениях.

Секреты между строк

Как работать с наростом?

Из цельного нароста можно выполнить разнообразные изделия, форму которых можно уточнить, только сняв с него кору. Это трудно, поскольку можно легко повредить поверхность нароста, что снизит эстетическую ценность изделия. Если у свежего нароста кора удаляется легко, то у высушенного – с большим трудом. Поэтому лучше работать с подвяленным материалом. Кору срезают ножом или стамеской, камбий – циклей, после чего, приступают к разметке.

При выполнении прорезной резьбы можно эффективно использовать не только ручной (например, лучковую пилу), но и электроинструмент, в частности электролобзик.

Порядок выполнения отдельных этапов прорезной резьбы следующий (рис. 92).

Рис. 92. Выполнение ажурной резьбы: а – нанесение рисунка с использованием шаблона; б – опиливание, разметка направляющих углублений; в – выполнение отверстий; г – выпиливание по внутреннему контуру; д – отделка

Сначала размечают заготовку, предварительно закрепив ее, после чего просверливают отверстия (мелкие делают шилом, а крупные – коловоротом), опиливают рисунок по контуру, зачищают или снимают фаски (применяют соответственно наждачную шкурку или стамеску). На заключительном этапе изделие шлифуют, обращая особое внимание на углубления и уголки, которые должны четко просматриваться, чтобы подчеркнуть красоту рельефа.

Разновидностью прорезной резьбы является накладная резьба, которая состоит из отдельных деталей или элементов и фигур. Характерной особенностью накладной резьбы является то, что рисунок на древесине доведен до завершенности только с одной стороны – лицевой. Это объясняется тем, что изделия, выполненные в этой технике, наклеивают на декорируемую поверхность (мебель, рамы и пр.). В остальном она напоминает ажурную резьбу.

Секреты между строк

Можно ли вырезать изделия с использованием коры?

Это издавна практикуется резчиками. Но кора должна быть очень декоративной и прочной. С этой целью используют бересту (кору березы), которую наклеивают на подготовленную березовую заготовку. В изделии, выполненном из такого материала, кора будет контрастировать и усиливать художественное восприятие. В такой технике обычно вырезают посуду.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

diy.wikireading.ru

Трафареты для прорезной резьбы по дереву. Инструменты, материалы и шаблоны.

Древний народный промысел, распространенный до сегодняшнего дня – работы по дереву. Современные станки, лазерные выжигатели, пластические массы и прочие заменители фигурного вырезания на дереве, не смогут заменить искусство ручной работы по настоящему натуральному материалу. Один из видов этого интереснейшего ремесла называется прорезная резьба.

Содержание:

  1. Трафарет и орнамент 
  2. Виды резьбы 
  3. Основы ремесла
  4. Технология и инструмент
  5. Шаблоны 

Трафарет и орнамент

Применяется не так часто, как другие виды. Но вовсе не потому, что она невостребована. Это техника, которой обучаются годами, хотя если попробовать сформулировать что это такое в двух словах, то все окажется просто — это вид резьбы, когда в процессе обработки удаляется фон, задний план, подложка изображения.

Благодаря этому рисунок, орнамент становятся воздушными, ажурными, а изделия поражают сказочной легковесностью. Причем этот вид резьбы не всегда выполняется на миниатюрных плоскостях. Есть мастера, которые делают это при помощи бензопил.

Виды резьбы

В принципе, среди всех видов резьбы, которые условно разделили на несколько групп, тяжело, да и нет никакого смысла ставить четкие рамки по технологиям, поскольку методики изготовления того или иного изделия комбинируются, как угодно. Но для ориентации стоит назвать некоторые распространенные методы обработки дерева:

  • прорезная, о которой сегодня идет речь;
  • плоскорельефная;
  • рельефная.

Конечно, деление это условно, поэтому мы не станем рассматривать такой вид отдельно. Трафареты, эскизы и чертежи готовых изделий, а также фотографии ярких работ мастеров сочетают несколько методик обработки. К примеру, некоторые учебники выделяют такую технологию выпиливания при помощи лобзиков или пил, а также ту, которая выполняется резцами и стамесками.

Основы ремесла

Если посмотреть на некоторые фото работ, то отчетливо видно, что авторы пользовались сразу несколькими методами обработки древесины — при выполнении разных элементов декора или экстерьера зданий, нечасто встречаются плоскорельефные узоры с необработанными краями, а значит применяется не одна и не две технологии.

Для начала знакомства с азами ремесла, вспомним, как каждый из нас держал в руках лобзик и выпиливал фигурки из дощечки или фанеры. Это и называют простейшей прорезной резьбой. Для более сложных работ потребуется больше инструментов, чем лобзик и дюжина запасных пилочек, но принцип остается тот же.

Технология и инструмент

Чтобы сделать первый шаг к овладению методикой, выбираем эскиз или готовим трафарет, если узор окажется сложным и циклично повторяющимся. Рисунок переносится на древесину, а после обрабатывается выбранным инструментом. Для выполнения прорезания, как правило, используют мягкие породы дерева:

  • липа;
  • пихта;
  • сосна;
  • ель.

В зависимости от выбранного инструмента, применяют соответствующую технологию выпиливания. Если для резьбы будет использован электролобзик или ручной лобзик, в этом случае засверливаем отверстия, согласно трафарету, для ввода пильного полотна. Такой метод проще, но при работе лобзиками не исключены ошибки. Также используется ручной электрический фрезер. В этом случае гарантируется качественная обработка граней рисунка, однако, работа фрезером предполагает наличие опыта.

Шаблоны

Перед тем как выбрать рисунок для трафарета, необходимо сопоставить размер готового изделия с размером изображения. Чтобы рисунок хорошо прочитался, для крупных изделий не стоит выбирать слишком ажурный и мелкий орнамент, а на мелких изделиях, шкатулках, рамках, будет уместен ажурный узор. Соблюдение пропорций — очень важно при выборе трафарета. Это касается как растительных узоров, так и трафаретов зверей, этнических орнаментов.

Среди не слишком распространенных способов резьбы может быть названо выжигание. Это продуктивный метод, но для этого необходим специальный станок, который довольно просто собрать своими руками. Он состоит из нихромовой проволоки, понижающего трансформатора, регулятора тока накала. Нихромовая нить прожигает древесину, благодаря чему удается выполнить работу точно и аккуратно.

Также иногда применяют лазерную резку, однако такой способ не всем доступен из-за высокой цены на оборудование. Зато это самый точный и эффективный метод. В промышленных условиях часто используют станки с ЧПУ. Они помогают быстро и точно выполнить однотипные заданные орнаменты для изготовления крупных партий изделий.

Но самое основное при работе с деревом — фантазия и творческий подход. Используя уникальные эскизы для работы, изделия будут необычными и по-настоящему выразительными, подчеркивающими индивидуальность мастера. Поэтому экспериментируйте смелее и удачного всем творчества!

nashprorab.com

чертежи, узоры, трафареты и эскизы для начинающих мастеров

Существует такой вид резьбы, как сквозная или ажурная — она подразделяется на, собственно, сквозную и накладную, имеет два подвида: прорезную резьбу (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) и пропильную резьбу (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком). Самым производительным инструментом, безусловно, является электролобзик. С ним как раз легко выполнять прорезную резьбу, которая отлично подходит для работ по дереву!

Прорезную резьбу называют ажурной, потому что, как вы можете видеть на фотографиях, изделия, изготовленные в этой технике, выглядят невероятно легкими, словно нежнейшее кружево. Суть прорезной резьбы заключается в том, чтобы насквозь пропилить узор в тонкой деревянной заготовке. Этот вид резьбы приобрел невероятную популярность в сфере украшения дизайна и интерьеров. Самыми яркими примерами прорезной резьбы можно считать резьбу домовую – украшения для наличников на окна и двери, резные перила, украшения фронтонов создавались на Руси с незапамятных времен и многие из них сохранились до наших дней.

Основное отличие прорезной резьбы заключается в том, что фон изделия удаляется полностью. Но иногда, для наилучшего восприятия узора, его прибивают или приклеивают к сплошному фону контрастного цвета. Этот прием называют накладной резьбой.

Учимся прорезной резьбе по дереву: с чего начинается работа

Изначально необходимо подобрать подходящую по размерам деревянную заготовку, причем для такого вида резьбы обычно используют древесину хвойных деревьев (ель, сосна, пихта).

Затем выбирается нужный орнамент и подготавливается для переносана заготовку. При этом создать чертеж будущего трафарета можно самостоятельно, либо выбрать уже существующий шаблон из интернета, где вы можете найти огромное количество как отдельных картинок, так и целых альбомов с изображениями. Ниже на фото представлены примеры удобных и простых  чертежей:

Выбранный рисунок сначала переносится на бумагу, затем бумага жестко фиксируется на деревянной заготовке. После этого можно либо сразу высверливать отверстия для пилки и начинать выпиливание, либо дополнительно перенести узор на поверхность дерева, после чего приступить к резьбе.

Выбирая эскиз, следует помнить, что мелкие детали орнамента будут незаметны на крупном фоне, например, на фасаде здания. Поэтому подбирать нужный орнамент надо с учетом пропорций украшаемого элемента, будь то дом или рама для картины.

Подбираем иструменты и приспособления, применяемые при создании узоров

При выполнении резьбы такого вида используют самые различные режущие инструменты, вроде обычных ножей и стамесок. Но работа такими инструментами очень трудоемка и утомительна. Поэтому более популярными таких целей являются дрель и пила, причем тип пилы может быть разный – от лобзика до ручной ножовки, в зависимости от размера созданного вами шаблона.

В наше время мастера редко используют ручной труд при выполнении масштабных работ. Зачастую используют удобные бытовые электроинструменты, например, электродрель, ручной фрезер и электролобзик. С использованием электролобзика работа проходит быстро, легко и качественно. Но при такой работе невозможно обойтись без дрели, используемой для предварительного засверливания отверстий для пилки. Работа ручным фрезером не на столько легка и производительна, к тому же требует предварительных навыков в обращении с этим электроинструментом. Но резьба получается значительно качественнее и при этом не требуется делать предварительных отверстий в заготовке.

Существуют и более оригинальные способы создания прорезного узора на деревянной заготовке. Одним из таких способов является прожигание. Суть данного способа заключается в буквальном прожигании сквозного узора на дереве сильно нагретой нихромовой проволокой. Минусами же можно считать специфический запах гари, необходимость охлаждать рабочий инструмент, из-за чего работа немного затягивается по времени, а так же заметно обугленные края готового узора.

Более усовершенствованным методом такого способа можно считать лазерную резку, которая выделяется высоким качеством и точностью получаемого рисунка. Однако использование подобного способа возможно лишь при закупке очень дорогостоящего оборудования, из-за чего ныне этот вид работы не очень часто используют на практике.

В заключении статьи хотелось бы продемонстрировать вам потрясающую работу очень опытного мастера, изображающего на своих работах не просто абстрактные рисунки, а очень точные и подробные копии животных.

Видео по теме статьи


sdelala-sama.ru

особенности, выбор древесины, полезные советы

Одним из традиционных материалов, используемых для внутреннего и наружного декора жилых помещений, является дерево. Существует множество техник художественной обработки древесины, но наиболее эффектные украшения получаются, когда применяется прорезная резьба. Красота и изящество таких изделий поражают воображение, при этом сама технология не отличается особой сложностью.

Особенности ажурной резьбы

Ажурная, или прорезная резьба по дереву выполняется путем сквозного прорезания либо высверливания фона. В готовом виде узоры и композиции выглядят легко и воздушно. Ажурная резьба бывает сквозной и накладной. Сквозная прорезная резьба «работает» на просвет. Накладная резьба – это когда прорезной рисунок прикрепляется к какой-либо основе, например, деревянной, служащей фоном.

Для прорезания сквозных участков используются стамески, специальные резцы, сверла или пилки. Наиболее производительным инструментом является электрический лобзик. Прорезная резьба лобзиком позволяет легко и быстро воспроизводить рисунки даже самой сложной конфигурации.

Подготовка к работе

Начинающим мастерам прежде всего следует уделить внимание теоретической части. Благо, сегодня имеется масса полезной печатной и видеоинформации о том, как правильно выполняется прорезная резьба по дереву, о необходимых инструментах, об особенностях той или иной древесины, о подготовке заготовок, выборе рисунков и т. д.

Изучив особенности технологии, можно заняться подбором инструментов. Помимо лобзика и набора пилок с разной величиной зубьев, для работы потребуются острые ножи, стамески, долота, дрель и сверла различной толщины, ложкорезы, надфили, абразивные бруски и шлифовальные шкурки.

Еще одним этапом подготовительных работ является выбор узоров, композиций или жанровых сценок, для создания которых будет применяться прорезная резьба по дереву. Эскизы можно сделать самостоятельно либо найти на специализированных сайтах и распечатать на принтере, при необходимости предварительно уменьшив или увеличив их размер.

Особенности разных пород древесины

То, насколько качественно, быстро и аккуратно будет выполнена прорезная резьба, зависит не только от уровня мастерства исполнителя, но и от древесины. Каждая порода обладает своими уникальными свойствами, которые обязательно следует учесть при выборе материала для заготовки.

  • Сосна. Самая доступная и недорогая древесина, однако для резьбы мало подходящая, причем не только из-за смолистости. Дело в том, что она состоит из твердых и мягких слоев. Резку и шлифовку изделий из сосны выполнять довольно трудно из-за разности структур, так как нож и наждачная бумага «берут» их по-разному. Плюс ко всему, эта порода древесины имеет ярко выраженную текстуру, которая отвлекает внимание от самого рисунка резьбы, особенно если он мелкий.
  • Осина. Прорезная резьба из этой древесины сопряжена с трудностями, связанными с мягкостью ее структуры. Несмотря на то что режется осина, как масло, инструмент при резке «вязнет», а сама она мнется. Новичкам-резчикам, не имеющим опыта работы с этим материалом, начинать с него свою «карьеру» однозначно не стоит, как, впрочем, и с сосны.
  • Береза и липа. Эти породы древесины обладают красивой однотонной структурой, необходимой твердостью и одновременно податливостью, что позволяет реализовать в изделиях даже самые сложные и замысловатые эскизы прорезной резьбы.
  • Слива. Твердая, очень красивая на поперечном срезе и хорошо поддающаяся всем видам обработки древесина. Она отлично подходит для создания изделий с мелким рисунком, например, женских украшений.

Где приобрести древесину для резьбы

Мест, где можно раздобыть материал для работы, существует немало, главное – найти качественную и сухую древесину. К примеру, хорошие заготовки для резьбы продаются в специализированных магазинах для поклонников хенд-мейда и художественных салонах. Помимо этого, можно купить подходящие доски в магазинах стройматериалов или на лесоторговых базах. А небольшие предприятия по изготовлению мебели и столярные мастерские – это настоящий кладезь сухих деревянных обрезков разной величины. Для столяров такие отходы уже не представляют ценности, поэтому, как правило, их отдают бесплатно.

Еще один вариант – деревянная тара (ящики, поддоны). Из одного такого изделия получится полтора-два десятка заготовок.

Правила сушки древесины

Следует помнить, что для прорезной и прочих видов резьбы следует использовать только хорошо высушенную древесину, дабы не наблюдать потом с сожалением, как готовое резное изделие, высыхая, коробится и растрескивается. Сушку заготовок нельзя проводить на солнце либо рядом с отопительными приборами. Древесина должна высыхать произвольно в теплом помещении с хорошей вентиляцией. Доски лучше поставить на торцы, подложив под них планки, чтобы обеспечить доступ воздуха ко всем сторонам. Кстати, высушить маленькие заготовки можно в микроволновке за несколько сеансов.

Рабочий процесс

Прорезная резьба по дереву, трафареты для которой должны быть подготовлены предварительно, начинается с переведения рисунка на деревянную заготовку. Фоновые участки, которые будут вырезаться, выделяют путем штриховки. Рядом с линиями рисунка просверливают отверстия определенного диаметра, чтобы в них можно было завести полотно пилки.

Далее производится опиловка вплотную к контурам рисунка. Узкими полотнами ножовок выполняется прорезная резьба, трафареты для которой были подобраны сложные, т. е. с мелкими деталями и крутыми изгибами. Выпиливание крупных деталей с прямыми или плавными линиями контура осуществляется посредством более широких полотен.

Полезные советы

Следует учесть, что, используя крупные пилы, можно получить рваный контур, поэтому лучше все-таки предпочесть мелкозубые пилки. Сверление же рекомендуется выполнять перьевыми сверлами, и делать это следует с двух сторон деревянной заготовки, предварительно просверлив сквозное отверстие тонким сверлом.

Отличным способом избежать рваных краев и задиров древесины является приклеивание с тыльной стороны заготовки плотной бумаги.

Необходимо помнить, что главным фактором, обеспечивающим чистоту обрезки, является острота инструмента, поэтому следует заранее позаботиться об этой стороне вопроса.

Начинающим резчикам при выборе орнамента стоит ориентироваться на простые изображения с крупными деталями и минимумом «тяжелых» углов. За счет правильно подобранного рисунка можно уменьшить объем работы, получив в итоге красивое изделие.

Окончательная обработка резного изделия

После удаления фона производится чистовая доработка изделия, чтобы получить ровные и чистые края рисунка. Для зачистки используют крутые и отлогие стамески среднего и мелкого размера. Труднодоступные для стамесок места орнамента зачищают острым ножом. С помощью этих инструментов края изображения скругляют, срезая тонкую фаску или выбирая узкие галтели.

Стамеску рекомендуется располагать под небольшим наклоном по отношению к обрабатываемой поверхности, двигая ее вниз и слегка в сторону. Такой прием облегчает процесс доводки и позволяет добиться более чистой резьбы.

Обработку прорезных ажурных изделий выполняют с обеих сторон. После подрезки контуров стамесками производится зачистка вырезанного рисунка с помощью надфилей, шлифовальных брусков и наждачных шкурок.

Моделировка орнамента производится в соответствии с применяемой резьбой – рельефной или плоскорельефной.

Техника плоскорельефной прорезной резьбы используется, как правило, для изготовления декора для мебели, карнизов, оконных наличников, ставень и т. д. Рельефная ажурная резьба позволяет получить более изящные изделия, поэтому ее применяют для создания женских украшений, ширм, заполнителей для дверец шкафчиков и т. д. Кстати, ажурные мебельные дверцы смотрятся еще более эффектно, если с тыльной стороны натянуть яркую ткань, на фоне которой орнаментальная композиция будет выглядеть четче и ярче.

fb.ru

Прорезная резьба по дереву лобзиком: шаблоны и трафареты

Большинству людей очень нравится работать с таким материалом, как дерево. Лучшим видом занятия будет прорезная резьба по дереву. Вообще работа по дереву становится очень популярным видом деятельности.

Будьте осторожны, работа может быть опасна, она требует повышенное внимание и сосредоточенность, поэтому данный вид рукоделия нельзя выполнять с детьми. Особенно это касается тех деток, которые еще не умеют правильно обращаться с острыми и режущими предметами. Это относится не только к детям, но и ко взрослым, не стоит забывать про соблюдение техники безопасности при работе. Поэтому в резьбе по дереву могут использоваться не только ручные инструменты, но электроприборы.

Основные инструменты

В любом деле имеются свои инструменты. Так и прорезная резьба по дереву не исключение. Чтобы обработать древесину, используют следующие инструменты:

  • Различные ножи;
  • Долото;
  • Стамески круглые и прямые;
  • Фрезер;
  • Лобзик.

Данный список может дополняться и другими инструментами, все будет зависеть от трудности вашей работы. Но для начинающих мастеров хватит и данных инструментов.

На сегодняшний день редко кто из мастеров использует ручной труд в больших работах. Для этого лучше всего приобрести электрические приборы в специализированных магазинах. К таким инструментам относится:

  • Электрическая дрель;
  • Ручной фрезер;
  • Электрический лобзик.

Используя данные приборы, работа будет проходить намного быстрее, чем обычно. Да и результат изделия будет намного качественнее.

Помимо всего вышеописанного прорезной узор можно сделать и другим способом, например, прожиганием. Как данный способ работает? Происходит выжигание узора на древесине нихромовой проволокой.

Правда одним из недостатков считается сильный и неприятный запах горелого, а также приходится постоянно охлаждать инструмент. Тогда в этом случае работа проходит намного медленнее.

Но рукоделие не стоит на месте, и есть еще один более новый метод вышеописанного способа. И это резка по древесине при помощи лазера. При его использовании, рисунок получается точным на 99%. Для данного метода необходимо приобрести специальное дорогостоящее оборудование. Именно из-за дороговизны инструмента данный способ как таковое на практике используется очень редко.

Легкая полочка

Для изготовления потребуются следующие материалы и инструменты:

  • Листы фанеры толщиной 8 мм и 10 мм;
  • Дрель, шуруповерт;
  • Нихромовая проволока;
  • Машинка для шлифовки;
  • Клей для дерева;
  • Лак для дерева.

Пошаговая инструкция по выполнению работы.

В первую очередь делаем заготовки для стенок полочки. Выпиливаем их из купленной фанеры. Толщина моей фанеры составляет 8 мм, поэтому вырезаем четыре детали, и уже при помощи клея делаем из них по две детали толщиной по 16 см. Это и будут стенки полочки.

Теперь необходимо определиться с узором. Его можно найти в Интернете или же нарисовать самим на белой бумаге. Распечатываем чертежи и приклеиваем их на готовые боковые детали полочки.

При помощи дрели, шуруповерта высверливаем отверстия. После чего переходим к выпиливанию рисунка. Делаем это лобзиком.

Из-за того что стенка у полочки толстая, работа будет происходить не быстро. Придется запастись терпением.

По итогу получаем вот что:

Теперь переходим к изготовлению кронштейнов. Делать это необходимо из фанеры толщиной 10 миллиметров. Все действия повторяем, как описывалось выше.

Для красоты стыков использовался фрезер. Он потребовался для того, чтобы профрезировать глухой паз, чтобы в дальнейшем не возникло трудностей с крепежом готового изделия. Для этого используем фрез, диаметр которого составляет 8 миллиметров. Толщина самих полочек также равняться 8 миллиметрам.

После всех выполненных действий переходим к шлифованию. Выкладываем готовые детали на рабочей поверхности, так как будет выглядеть сама полочка.

Разбираем все детали, а начинаем покрывать каждую их них лаком. Ждем пока детали полностью не высохнут.

По фотографии видно, что получилось после покраски.

Теперь переходим к креплению готового изделия.

Копилочка для детей

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Листы фанеры разной толщины — 4, 6 и 12 миллиметров;
  • Шаблон дерева;
  • Нихромовая проволока;
  • Лобзик.

Пошаговая инструкция по выполнению.

Распечатываем эскиз который представлен ниже на фото. На лист фанеры толщиной 4 мм укладываем его и вырезаем по контуру нихромовой проволокой, но если данного приспособления нет, то можно воспользоваться и лобзиком. Причем корневища с шаблона необходимо срезать.

По полученному трафарету обводим карандашом таким образом, чтобы второе дерево было немного больше первого, таких слоев нам потребуется еще 3 штуки.

Это необходимо для того, чтобы копилка выглядела объемнее. Из первой детали вырезаем верхушку дерева от ствола.

На втором дереве карандашом обозначаем место, где будет проходить денежка, и выпиливаем.

Третье дерево будет сплошным, на нем делать ничего не нужно. На четвертом делаем так же место для прохождения денег, только совсем под другим углом.  На 5 дереве ничего не делаем, но добавочным будут корни.

Прокрашиваем каждую из деталей красками. После чего начинаем сборку. Самое последнее дерево будет основой, на него приклеиваем остальные детали, как показано на фото.

Теперь переходим к изготовлению основы для копилки.

Фрезеруем фальцы и пазы.

Вот что получается:

Производим покраску основы и покрываем ее поликарбонатом толщиной 2 миллиметра. В основе выпиливаем место, чтобы можно было прикрепить само дерево.

На этом все, копилка в виде дерева полностью готова. Таким же образом можно изготовить копилку в виде животных.

Также предлагаем вашему вниманию подборку самых красивых орнаментов для украшения наличников на окна. Их можно распечатать и поместить в личный альбом по рукоделию. Желаем успехов в ваших начинаниях.

Видео по теме статьи

knittochka.ru

Ажурные узоры из бумаги схемы. Прорезная резьба по дереву, трафареты

Если резьба интересует, резьба по дереву фрезером своими руками заинтересует еще больше. Резьба – древнее искусство, которое было известным еще на Руси. Особенность искусства заключается в работе с инструментами и заготовкой из дерева.

Несколько слов о главном

Фрезер – это универсальный инструмент, который используется для обработки дерева. Нередко специалисты используют его во время ремонта. Например, просверлить отверстия, установить замки в дверь и т.д. В резьбе инструмент предназначен для обработки краев, кромок изделий.

С ручным фрезером работать не сложно. Достаточно знать основы работы. В комплекте всегда идет много рабочих головок, каждая их них выполняет определенную функцию.

Не всем мастерам удается работать с фрезером. Очень часто в обучающих книгах можно встретить цитату: «Научитесь работать с лобзиком, стамесками. Попробуйте выполнить работу руками. После обретения опыта легче будет справиться с фрезером». При выборе стоит проконсультироваться со специалистами, дабы не купить некачественный инструмент.

Для начала работы с инструментом можно записаться на курсы. К сожалению, они бывают дорогостоящими или не все захотят их посещать. В наше время найти обучающие пособия довольно легко. Существуют видео-уроки, которые помогут постичь азы работы с фрезером. Примеры некоторых из них указаны ниже.

Фрезер – непростой инструмент, поэтому перед просмотром видео нужно прочитать инструкцию по правилам эксплуатации инструмента. Множество сайтов и книг предлагают основы сборки, настройки, расскажут о назначении каждой фрезы. В специализированных магазинах можно найти дополнительные насадки для фрезера.

Схема фрезера для начинающих расписана на фото:


Материальная составляющая

Чтобы создать красивое изделие, нужно запастись нужными материалами. Для начала, карандаши. Они существуют разной мягкости, поэтому нужно относиться к ним с особой бережливостью.

Когда мастер делает эскизы своих работ, он использует различные канцелярские приборы – карандаши, ластик, линейки и циркули. Благодаря им работа будет без изъянов.

Успех работы зависит от древесины. Не каждое дерево подойдет для резьбы. Мастера советуют использовать липу, сосну, пихту и березу. На них не остаются зазубрины, работа идет легко.

Не забывайте об инструментах. Помимо фрезера существуют стамески, лобзики и т.д. Если фрезер выполняет более грубую работу, то они подходят для маленьких изделий – шкатулки, скульптуры, наличники, статуэтки животных.

Фото-примеры:


С чего начать

Для того чтобы «подружиться» с фрезером, нужно потренироваться на простых изделия. Работа по шаблону поможет «набить руку». Возьмите заранее приготовленную заготовку нанесите рисунок, стараясь соблюдать пропорции. Найти шаблоны просто. В Интернете существуют варианты, которые легко перенести карандашом.

Не стоит забывайте о мастер-классах. Из преимущество в том, что можно сравнить свой результат с результатом работы интернет-наставника.

Рисунки для вдохновения:


Узоры на изделиях могут быть разными. Все зависит от фантазии создателя, ведь тот, кто создает, видит произведение по-своему. Новички, освоив элементарные правила, приступают к сложному. Можно научиться регулировать глубину выреза, добавляя узоры разными фрезами. Для самобытности работы мастера добавляют выемчатую резьбу на изделия.


Эффективная работа

Использование ручного электрофрезера подходит для художественной резной мебели. Художественная резьба особенно красиво смотрится на мебели. Фрезы разных размеров и профилей легко выполняют различные задания. К сожалению, фрезером невозможно сделать трехгранно-выемчатую работу. Это задание подходит для стамесок или ножей. Барельефная, контурная резка по дереву – все это под силу ручному фрезеру.

Можно сказать, что функциональность инструмента зависит от комплектации. Различные приспособления способны творить чудеса, улучшают изделие и облегчают работу мастера.


Трафареты подходят не только для обычных инструментов, но и для ручного фрезера. Примеры можно увидеть ниже:


Для чего же еще можно использовать ручн

kafenadumskoy.ru

Прорезная резьба по дереву. Техника и виды резьбы – Резьба по дереву – Каталог статей

   Сквозная (ажурная) резьба — делится на сквозную и накладную резьбу, имеет два подвида: прорезную резьбу (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) и пропильную резьбу (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком). Самым производительным инструментом электролобзик.

 

При прорезной резьбе удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия. Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов. 

  Прорезная резьба может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям. Выпиливать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе.

  Края орнамента не всегда получаются ровными и чистыми, поэтому, их закругляют, срезая узкую фаску по краям или выбирают узкие галтели-углубления. Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека.

  Домовую резьбу в основном выполняют пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, зачищают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выполнить такую резьбу как можно чище.

  Отверстия в заготовке или в детали просверливают или прорезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания ее задней стороной следует плотно прижимать к какой-либо гладкой доске.

Черновую обрезку выполняют вплотную к линиям орнамента. Чистота обрезки зависит не только от умения работать, но и от остроты инструмента. После черновой обрезки заготовку зачищают или обрезают начисто. Стамеску при этом ставят по отношению к детали с некоторым наклоном, двигая вниз и немного в сторону. Этот прием облегчает работу и позволяет получить более чистую резьбу.

  В прорезной резьбе фаску срезают на обратной стороне, удаляя сколотые и неровные края орнамента. Ширина фасок зависит от рисунка орнамента и толщины детали.

  Сверлить отверстия гораздо быстрее. Для этого подбирают сверла нужного диаметра, заготовку плотно укладывают на ровную доску. Чтобы древесина не скалывалась, сверлят не сразу на всю толщину заготовки. Как только центр сверла выйдет на обратную сторону заготовки, ее перевертывают, ставят сверло в оставшийся след и просверливают до конца.

  Пропиливают детали в такой последовательности. Прежде всего просверливают отверстие, затем вставляют в него лобзик или ножовку и пропиливают по нанесенным рискам.

  Заготовку можно укладывать на верстак и пропиливать сверху вниз, но лучше устроить специальную подставку из толстой доски длиной около метра. Для этого в доске сверлят или продалбливают четыре сквозных отверстия, по два с каждого конца, на расстоянии 50 мм друг от друга. В эти отверстия ставят прочно стойки (бруски квадратного сечения) высотой 200—250 мм. Между ними укладывают заготовку и, если надо, закрепляют клиньями. Специальную подставку крепят к верстаку струбцинами, гвоздями или шурупами.

  Накладная резьба  — это орнамент, выполненный прорезной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь.

 Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо лучше. В этом случае прорезную резьбу надо выполнять как можно чище. Не рекомендуется снимать фаски с обратной стороны детали, так как может создаться впечатление оторванности резьбы от основного фона. Сколы с обратной стороны вырезанной детали нежелательны. 

 Домовая резьба по дереву, орнаменты

   Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

  Орнамент обычно классифицируется на:

 – зооморфный,

 – антропоморфный,

 – геометрический и растительный.

 Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

  Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго.

 По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

  Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку.

 Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.

   Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. 

Домовая резьба на Руси

 В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

  Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал.

 Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

  Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей».

 Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

  Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

  Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

  Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

  С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

  Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. 

 Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

  Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. 

 Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

  Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

giga-s.com

Вам может понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *