Скульптура. Классификация и разновидности
Рельеф (от итал. rilievo – выступ, выпуклость, подъем) – скульптурное изображение располагается на плоскости фона и рассчитано на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь и самостоятельное станковое значение, и являться частью архитектурного или скульптурного произведения.
На ровной поверхности материала скульптор ваяет изображение фигур и предметов. В рельефе можно изобразить почти все, что доступно в живописи и графике: пейзаж, архитектурный пейзаж, сложные сюжетные композиции и т.д. Поэтому у скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у ваятеля, создающего круглую скульптуру.
Рельеф делят на выпуклый рельеф: барельеф, горельеф и углубленный рельеф: контррельеф, койланаглиф.
Барельеф (от фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали и т.д. Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон (пейзаж или архитектура) намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т.к. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана. | |
Горельеф (от фр. haut-relief – высокий рельеф) высокий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение выступают над плоскостью фона более чем на половину объема. В горельефе фигуры могут восприниматься круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью. | |
Контррельеф (от лат. cotra – против и рельеф) – вид углубленного рельефа, представляющий собой своего рода негатив барельефа. В контррельефе изображение не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. | |
Койланаглиф – вид углубленного рельефа с углубленным контуром и выпуклой моделировкой, само изображение обычно находится на уровне фона. |
Материал подготовлен администрацией сайта Art Katalog
- «
- 1
- 2
© Материал подготовлен администрацией сайта Арт Каталог.
При полном или частичном копировании ссылка на сайт www.art-katalog.com обязательна!
наверх
Рельефная скульптура | ГессоСтар
Рельефная скульптура — сложная форма творчества, сочетающая в себе черты двухмерного изобразительного и трехмерного скульптурного искусства.
С одной стороны, это практически картина, расположенная на опорной поверхности. С другой стороны, элементы обладают трехмерными свойствами.
Рельеф: скульптура или живопись?
Некоторые типы рельефа очень близки к изобразительным работам. Например, художники Донателло, Гиберти и другие мастера раннего Возрождения в полной мере используют перспективу, которая представляет собой живописный метод реалистичного представления трехмерных пространственных отношений на двухмерной поверхности.
Также чрезвычайно наглядны египетские и большинство доколумбовых американских невысоких рельефов, но по-другому. Используя графическую систему, они переводят трехмерный вид в двухмерный.
Рельефное изображение по существу является плоской поверхностью и не может существовать в трех измерениях. Его скульптурные аспекты — небольшая степень фактического проецирования с поверхности и тонкое моделирование элементов.
Другие типы рельефа, например, классический греческий и большинство индийских, задуманы преимущественно в скульптурных элементах. Фигуры занимают пространство, которое определяется сплошными формами самих фигур и ограничено плоскостью фона.
Эта задняя плоскость рассматривается как конечный, непроницаемый барьер, перед которым существуют фигуры. Он не воспринимается как отступающее перспективное пространство или среда, в которой размещены фигуры, или как плоская поверхность, на которой они размещены. Рельефы, в этом случае, больше похожи на сжатую скульптуру, чем на развернутые картины.
Виды рельефной скульптуры
Главная проблема рельефной скульптуры — сочетание трехмерной твердой формы и пространственных отношений в ограниченном пространстве глубины. Степень, в которой формы проецируются, значительно варьируется, и на этой основе рельефы классифицируются как низкие рельефы (барельефы) или высокие рельефы.
Фото: источник
Одна из самых сложных задач скульптора, занимающегося изготовлением рельефа — представить отношения между формами в глубине доступного ему пространства. Он делает это главным образом, уделяя пристальное внимание плоскостям рельефа.
В резном рельефе самая высокая или передняя плоскость определяется поверхностью плиты, на которой вырезан рельеф. А задняя плоскость — это поверхность, из которой выступают формы. Пространство между этими двумя плоскостями можно мысленно разделить на ряд плоскостей, расположенных одна за другой. В таком случае отношения форм в глубине можно рассматривать как отношения между формами, лежащими в разных плоскостях.
Особенности глубокого рельефа
Глубокий рельеф считается исключительно древнеегипетским видом искусства. Но в то же время ученые обнаружили красивые индийские образцы, выполненные из слоновой кости в Баграме (Афганистан).
В глубоком рельефе наброски дизайна сначала вырезаются по контуру. Затем мастер выполняет резьбу рельефа внутри контура, оставляя окружающую поверхность нетронутой. Таким образом, готовый рельеф погружается ниже уровня краев и очерчен четкой контурной линией с вертикальными стенками.
Такой подход к рельефной скульптуре сохраняет непрерывность исходной поверхности материала и не создает на него проекции. В результате контур проявляется в виде мощной линии света и тени вокруг всего дизайна.
Фото: источник
Особенности низкого рельефа
Низкий художественный рельеф, как правило, рассматривается скульпторами как чрезвычайно сложный вид искусства. Чтобы придать убедительность трехмерной структуре деталей и поверхности с минимальной степенью проекции, требуется сочетание мастерства рисования и резьбы или лепки высокого порядка.
Скульптор должен действовать эмпирически, постоянно меняя направление света и проверяя оптический эффект работы. Он не может следовать никаким установленным правилам или представлять вещи в глубине, просто математически уменьшая измерения.
Формы низкого рельефа обычно соприкасаются с фоном по всему контуру. Если есть небольшое подрезание, его цель состоит в том, чтобы придать акцент с помощью отбрасываемой тени контуру, а не создать впечатление, что формы не зависят от фона. Низкий рельеф включает в себя фигуры, которые проецируются примерно до половины их естественной окружности
Технически, самый простой вид низкого рельефа — рельеф с двумя плоскостями. Скульптор рисует контур на поверхности, а затем обрезает окружающую поверхность, оставляя фигуру поднятой в виде плоского силуэта над фоном.
Эта процедура часто используется на первых этапах рельефной резьбы. Далее скульптор приступает к моделированию или резьбе в приподнятом силуэте, округляя формы и создавая впечатление трехмерности. Однако в двухплоскостном рельефе силуэт остается плоским и практически не изменяется, за исключением добавления деталей поверхности.
Доколумбовые скульпторы использовали этот метод вырезания рельефа, создавая смелые образные и абстрактные рельефы.
Сплющенный рельеф
Сплющенный рельеф — чрезвычайно тонкий тип плоской, рельефной резьбы, часто применяемый скульпторами 15-го века Донателло и Дезидерио да Сеттиньяно. В их работах дизайн частично прорисован тонко выгравированными линиями и частично вырезан рельефно. Техника сплющенного рельефа во многом зависит от того, как материал, взятый за основу работы, реагирует на свет. Важная задача скульптора, работающего в этой технике, показать с помощью освещения самые тонкие линии и изменения текстуры или рельефа.
Горельеф
Детали в горельефе находятся достаточно далеко, чтобы быть в некоторой степени независимым от фона. Т.е. горельеф максимально приближен к реальной скульптуре, настолько, что часто невозможно определить с фронта, действительно ли фигура прикреплена к своему фону.
Фото: источник
Степени проекции в горельефе часто объединяются в одну рельефную композицию. Фигуры на переднем плане могут быть полностью отдельными и полностью круглыми, элементы, расположенные на среднем расстоянии, находятся примерно в половине рельефа. А детали заднего плана исполняются в низком рельефе. Такие эффекты распространены в позднеготической, ренессансной и барочной скульптуре.
источник обложки
Техника рельефа – Комплект Кемпа
Нам нравится изучать древние техники, используемые в произведениях искусства, мебели и дизайне. Техника рельефа авантюрна, потому что ее можно найти во многих средах, таких как камень, дерево и бронза. Он также имеет различные формы. Рельеф – это метод, при котором скульптурные детали приклеиваются к сплошному фону из того же материала. Основные четыре типа рельефной скульптуры: низкая, средняя, высокая и вдавленная. Присоединяйтесь к нам, и мы поделимся тем, как мы использовали эту технику в наших проектах.
В сарае отеля Dorset Square вы найдете коллекцию скульптур, созданных мастером гипсового литья Питером Хоуном. Его рельефные скульптуры изображают множество предметов от львов, растений, сфинкса и архитектурных деталей. Он черпает вдохновение из предметов и рельефных скульптур в своей студии и дома.
Рельефную технику можно найти и в гравюрах наших каминов. Каждый камин имеет свой характер. В люксе 101 в отеле Knightsbridge белоснежный камин добавляет глубины, а более традиционный каменный камин добавляет характер в библиотеку Тиффани в отеле Covent Garden.
Уникальные предметы, такие как это характерное панно, найденное в нашей оранжерее в отеле Ham Yard, — отличный способ завязать разговор.
Технику рельефа можно найти и на открытом воздухе. Здесь, в нашем коммерческом офисном проекте Richmond Buildings, мы включили этот водный объект. Каменный фонтан с изображением мужчины. В качестве аксессуаров можно использовать простую, но красивую рельефную керамику.Эти настольные лампы в отеле Haymarket украшены рельефными растительными деталями. Контрастная отделка более светлого дерева на более темной основе дополняет обои «Карнавал» Кристофера Фарра, которые украшают стены.
Нас всегда завораживают красивые детали, которые создает рельефная техника! Узнайте больше о наших любимых техниках рукоделия в нашем блоге «Магия аппликации».
High Relief и Low Relief — в чем разница?
Скульптура была одним из наиболее известных методов, которые люди использовали для самовыражения и записи определенных аспектов своего существования.
На протяжении тысячелетий в определенных культурах по ряду причин использовались различные техники лепки. Скульптуры чаще всего используются для изображения выдающихся деятелей религиозных верований, политических лидеров или других общественных деятелей.
Рельефная скульптура — одна из старейших форм скульптуры, и этот метод используется многими людьми во всем мире. Самые ранние рельефные скульптуры — это наскальные рисунки, которым, по мнению ученых и археологов, около 30 000 лет.
Понять разницу между горельефом и низким рельефом довольно просто, поскольку основное различие между ними заключается в глубине, на которую скульптура вырезается в материале.
В этой статье мы объясним основные различия между горельефными и низкорельефными скульптурами и предоставим информацию, касающуюся каждого используемого метода.
Что такое рельефная скульптура?
Рельефная скульптура была самой ранней формой скульптуры, используемой людьми просто потому, что это не так сложно, как создание трехмерной работы. Рельефная скульптура вырезается на стене или на твердом фоне, на котором вырезана или высечена работа.
В отличие от картины или рисунка, рельефная скульптура способна в определенной степени дать зрителю трехмерное представление, в зависимости от того, является ли скульптура более высоким или низким рельефом.
Считается, что самая ранняя форма рельефной скульптуры была сделана на стенах пещер в некоторых частях Европы и других регионах. Рельефная скульптура может быть выполнена практически на любом типе материала в зависимости от того, что художник хочет использовать.
Некоторые из наиболее известных рельефных скульптур из истории включают либо каменные стены, либо металлическое литье, либо даже деревянные поверхности. Некоторые художники оказались особенно искусными, когда дело доходит до вырезания рельефной скульптуры, и этот тип произведений искусства обычно украшает стены некоторых из самых престижных зданий в мире.
Эти скульптуры могут быть самых разных размеров. Некоторые из самых больших рельефных скульптур в мире были вырезаны в массивных скалах и лицах в разных частях мира.
Самая большая рельефная скульптура в Америке Мемориальная скульптура Конфедерации — это огромная работа, вырезанная на склоне Каменной горы, недалеко от Атланты, штат Джорджия. Скульптура имеет колоссальные 823 фута в ширину и более 1600 футов в высоту.
Что такое барельеф?
Скульптура с низким рельефом — это форма искусства, которая создавалась на протяжении многих тысяч лет. Археологи утверждают, что ранние люди сначала вырезали скульптуры с низким рельефом в стенах пещер, где они укрывались от непогоды и суровых погодных условий. Самые ранние скульптуры с низким рельефом, вероятно, были сделаны на глиняных или деревянных поверхностях, которые не сохранились с древних времен.
Скульптуры с низким рельефом, также известные как барельефы, лишь немного выступают над остальным фоновым материалом. Эти типы скульптур имеют минимальное количество материала, удаленного художником, и выглядят почти так, как будто очертания фигур в работе были выгравированы на камне, металле или другом материале.
В отличие от затонувших рельефных скульптур, основные фигуры в произведении показаны выступающими из фона, а не врезанными в него глубже. Многие здания и каменные или даже металлические стены по всему миру украшены различными типами барельефов.
По большей части низкорельефная скульптура выполняется из одного и того же материала, в то время как горельеф иногда предполагает использование разных материалов, что делает скульптуру еще более заметной.
Читайте также: Статуя против скульптуры
Скульптуры с низким рельефом обычно используются художниками, которые хотят изобразить обширную сцену с множеством фигур в одной скульптуре. Причина этого в том, что большая скульптура с низким рельефом более структурно здорова, чем скульптура, выполненная в виде горельефа.
Существуют интересные разновидности материалов, которые исторически использовались для барельефов, включая мрамор, терракоту, бронзу, слоновую кость и даже драгоценные металлы, такие как золото и серебро.
Что такое горельеф?
Подобно работам с низким рельефом, которые мы обсуждали, горельефные скульптуры практически такие же, но требуют гораздо более глубокого уровня четкости, когда с исходной поверхности удаляется больше материала. Большинство ученых и искусствоведов считают скульптуру горельефной, если в ней более 50 % определенных частей работы «круглые».
Скульптура «круглая» в основном означает трехмерную. Другими словами, горельефная скульптура — это та, которая не полностью круглая, но имеет фигуры, которые гораздо более трехмерны, чем работы с низким рельефом.
Большинство горельефных работ имеют определенные фигуры в скульптуре, которые являются более трехмерными, чем другие части сцены. Это техника, которую часто используют художники, чтобы передать определенный уровень важности определенных фигур по сравнению с другими частями скульптуры.
Скульптуры с высоким рельефом создавать намного сложнее, чем с низким рельефом. Создание горельефа требует высокой квалификации, концентрации и понимания материала, с которым вы работаете, чтобы успешно завершить работу, не повредив скульптуру и не оторвав ее части.
Этот более высокий уровень риска является частью того, что делает горельефные скульптуры почти такими же впечатляющими, как и круглые.
Большинство горельефных скульптур, созданных на протяжении всей истории, были изготовлены из очень твердых пород камня или металла.
Художники должны быть гораздо более искусными в создании горельефов, так как малейшая ошибка может привести к тому, что им придется полностью перефразировать часть или полностью отказаться от скульптуры и начать заново.
Образцы барельефов
От древнего мира осталось множество произведений, которые входят в число самых известных когда-либо созданных барельефов. Скульптура с низким рельефом была известным методом украшения зданий и других крупных сооружений в Древней Греции.
Читайте также: Греческие статуи и скульптуры
На каменных стенах различных храмов и других сооружений были высечены тысячи фигур, некоторые сохранились до наших дней в музеях и других охраняемых зонах.
Археологи и искусствоведы сходятся во мнении, что Парфенон — одно из самых известных древних сооружений, которое внутри и снаружи украшено множеством барельефов. Парфенон — большой храм, построенный на склоне холма, где он был виден всем, кто проходил мимо.
Он служил храмом, посвященным греческой богине Афине. Считается, что он был построен в 5 веке до н.э. и многие из барельефов, украшавших его стены, сегодня выставлены в музеях по всей Европе.
Эпоха итальянского Возрождения была временем, когда многие скульпторы создавали барельефы, предназначенные для демонстрации в соборах и других крупных сооружениях религиозного или политического значения.
Донателло был одной из самых влиятельных фигур эпохи Возрождения, и ему приписывают создание нескольких барельефов из литой бронзы, на которых изображены многие фигуры христианской веры.
Различные дворцы и храмы Ближнего Востока и Азии украшены такими произведениями, но наиболее распространенными образцами барельефов являются те, которые можно найти на монетах.
На протяжении тысячелетий различные правители и правительства использовали небольшие барельефы на металлических монетах. На многих из них изображены выдающиеся лидеры, очень похожие на те, что используются сегодня в разных странах с историческими политическими деятелями.
Примеры горельефных скульптур
Горельефные скульптуры, естественно, получают больше похвалы и известности, чем большинство барельефов, просто потому, что их намного сложнее создать, и их части больше похожи на трехмерную скульптуру, которую мы видим сегодня.
Греческий Парфенон был домом для многих барельефов, но в нем также было много горельефов. Эти горельефные скульптуры изображают некоторых из наиболее известных греческих богов и богинь в мельчайших деталях.
Некоторые из самых культовых горельефных скульптур были созданы таким образом, что более 50 процентов скульптуры представляются трехмерными. Эти невероятные скульптуры, кажется, вырываются из каменного фона с гораздо большей детализацией и реализмом, чем любая другая форма рельефной скульптуры.
Горельефные скульптуры были очень популярны на пике древнегреческой культуры. Различные скульптуры, которые были полностью трехмерными, очевидно, пользовались более высоким уважением, чем любые работы с низким рельефом, но горельефы также получили значительную похвалу из-за их огромного количества в различных важных местах и вокруг них.
Этот тип скульптуры оставался чрезвычайно популярным среди людей на Ближнем Востоке, а также в других частях мира.
Одни из самых впечатляющих и знаковых горельефов, когда-либо созданных, украшают индуистские храмы в Кхаджурахо, Индия.
Эти храмы украшены буквально сотнями горельефов, расположенных на уступах и других участках стен и крыши храмов в этом священном городе, куда сотни лет назад совершали паломничества поклонники различных индуистских богов и богинь.
Горельеф остается популярным методом скульптуры и по сей день, поскольку многие современные художники создали ряд работ, которые считаются горельефами.
Одной из самых известных горельефных скульптур в мире является скульптура горы Рашмор, расположенная на большой скале в Кистоуне, Южная Дакота.
Эта массивная скульптура была завершена в 1941 году и изображает четырех самых известных президентов, когда-либо избранных в истории страны.
Некоторые из наиболее выдающихся сооружений в современном развитом мире до сих пор имеют ряд горельефных скульптур, посвященных определенным темам и идеалам, историческим событиям и другим важным областям.
В дополнение к горельефам, выполненным на каменных поверхностях, некоторые очень талантливые художники использовали самые разные материалы для создания таких работ.
Заключение
Как низкие, так и горельефные скульптуры оказались одними из самых влиятельных произведений в истории и получили широкое признание во всем мире.
Понимание основных различий между скульптурами с низким и высоким рельефом позволяет нам лучше оценить такие работы и усилия, необходимые для их создания. Эти две формы скульптуры считаются одними из самых популярных и долговечных произведений искусства в истории человечества.