Сибирский резчик по дереву превратил хобби в бизнес
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Культура
13.01.2018 07:15
Поделиться
Ни одно живое дерево от стамески мастера не пострадало
Наталья Решетникова (Новосибирск)
Описать словами то, что делает Василий Дробот, вряд ли возможно. В умелых руках мастера дерево превращается в необыкновенные по красоте саквояжи и сундуки, словно найденные на морском дне и предназначенные для хранения драгоценностей, в изысканные настольные комоды для ювелирных изделий, в сказочную избушку на курьих ножках, которая оказывается баром, и фантазийные футляры для ценных часов. Верится с трудом в то, что все эти арт-объекты выполнены из сухостойного сибирского кедра. Как говорится, ни одно живое дерево в процессе работы не пострадало.
В мастерской Василия пахнет кедром: в углу “отдыхает” древесина, повсюду – необычные коряги. Найти такой материал непросто. Лесники Томской и Кемеровской областей знают, кому отправлять “уснувший” на корню кедр.
– Дерево я полюбил тридцать лет назад, когда мне было четырнадцать. Приехал в Новосибирск из поселка Шахта Тогучинского района и поступил в профессионально-техническое училище N 26, окончил его по специальности “Резьба по дереву”. Сейчас уже и училища такого нет, и профессия моя вымирающая, – говорит мастер.
Его отец, посвятивший себя музыке, не стал отговаривать сына от увлечения, а, напротив, поддержал его в этом и подарил качественные инструменты. Отцовской стамеской Василий до сих пор пользуется, делает ею финальные штрихи на готовом изделии.
После училища был долгий путь к высочайшему мастерству, включая годы работы рядом с именитыми мастерами в Москве. Вернувшись в Новосибирск, Василий три года преподавал в Институте социальных технологий и реабилитации, созданном при Новосибирском государственном техническом университете. В числе его воспитанников – ребята, имеющие проблемы со слухом. Весной Василий ждет одного из выпускников в своей мастерской. Еще четверых учащихся архитектурно-строительного колледжа мастер пригласил к себе на практику.
Профессия резчика по дереву сегодня на грани вымирания
По словам жены Василия, единомышленника и коммерческого директора семейной мастерской Татьяны Новоселовой, создать полноценную мастерскую было непросто. Она появилась только после того, как Дроботу был присвоен статус резидента муниципального бизнес-инкубатора. Здесь, в просторном помещении, он работает уже два года. Одновременно занимается созданием собственной мастерской, уже готов цокольный этаж для хранения древесины.
И все-таки то, что делает Василий, – штучный товар, на изготовление одного коллекционного экземпляра может уйти до трех месяцев. Поэтому и стоимость таких изделий ручной работы немаленькая, хотя зарубежные мастера оценивают свои работы в разы дороже. Но в любом случае доступны эти арт-объекты лишь единицам.
Вот и родилась у Василия и Татьяны идея выпускать экопосуду из сухостойного кедра, которую могли бы позволить себе все желающие. Почему кедр? У этого дерева красивейший рисунок, неповторимый бисквитно-кремовый оттенок и аромат. Кроме того, кедр обладает дезинфицирующим свойством.
Но, как оказалось, нельзя просто взять и начать выпускать посуду из древесины, предназначенную для сервировки, хранения и непосредственного контакта с продуктами питания и готовыми блюдами. Для этого требуется специальное разрешение. Ни ГОСТов, ни ТУ на выпуск деревянной посуды, которую можно было бы применять в быту наравне со стеклянной и керамической, до сих пор не существовало. После испытаний изделий Василию Дроботу был выдан первый в России “Сертификат соответствия системы ГОСТ для серийного производства экологичной кухонной утвари и посуды”.
Под занавес 2017 года на региональном этапе национальной премии “Бизнес-Успех” (проводится для предпринимателей, которые готовы заявить о своих проектах на государственном уровне) семейная мастерская “ДроботДизайн” за выпуск уникального экопродукта из цельного сухостойного кедра была признана “Лучшим созидательным проектом года”.
Как отметил Василий Дробот, получить такое признание в Год экологии – для него большая радость и ответственность.
Российская газета – Неделя – Федеральный выпуск: №4(7467)
Поделиться
Народные промыслыНовосибирскСибирьВ регионахРГ-Фото
«Дерево очень теплый материал» — с чего начать в профессии рассказывают резчики по дереву
В 1890 году на одном из склонов Уральских гор археологи нашли Большого Шигирского идола. Это деревянная фигура, возраст которой примерно 12 000 лет. Ученые относят находку к эпохе мезолита, называют самой древней работой, вырезанной человеком из дерева, и считают отправной точкой в резном деле. Сейчас на идола можно посмотреть в краеведческом музее Екатеринбурга — ему посвящена отдельная экспозиция.
Идолопоклонничество и обрядовость со временем исчезли, и из дерева начали делать посуду — ковши, черпаки, ложки, — а также предметы быта — прялки, веретёна, ларцы, гребни, мебель и многое другое. В XVI веке появились первые мастерские, где работали искусные мастера-резчики, которые украшали резьбой царские дворцы, усадьбы, храмы и соборы. К XIX веку «мода» на художественную резьбу по дереву дошла до крестьянских изб.
Сегодня резьба и деревянные изделия вновь популярны и спрос на мастеров растет. Мы поговорили с тремя выпускниками наших курсов «Резчик по дереву» и «Скульптурная резьба по дереву» — Анастасией Магатаевой, Марией Орловой и Дмитрием Басистым — и узнали, почему они занялись именно этим ремеслом, с каким материалом работают и как прошло их обучение в Академии.
Анастасия Магатаева |
Мария Орлова |
Дмитрий Басистый |
Почему вы выбрали резьбу по дереву?
Анастасия Магатаева: Хотелось получить прикладную специальность, а работа с деревом для меня, как продолжение природы в новой форме.
Дерево привлекает своей экологичностью, пластичностью и доступностью материала. Кроме того, для резьбы необязательно, во всяком случае на начальном этапе, наличие своей мастерской. Считаю, что это мобильная профессия, — для меня это было важно.
Мария Орлова: Дедушка, которого я не застала, когда-то своими руками построил наш дом — и тепло этого дома навсегда со мной. Дерево — очень теплый материал, и работать с ним для меня некое таинство.
Дмитрий Басистый: Идею научиться деревянной резьбе я вынашивал давно. Полагаю, она сформировалась под впечатлением от деревянных резных изделий, которые меня окружают дома, и которые я привозил из поездок по Азии, Африке, Европе и Америке.
Какие ставили цели на обучение и как оцениваете результат?
Свой проект kingfisherwood.ru я запланировала еще до обучения и размышляла, что же выйдет из моей работы с деревом. Так как у меня высшее художественное образование в области графики и рекламы — преподнести проект и придумать стиль оказалось легко. Сложнее было ответить на вопросы: «Для кого эти работы?», «Какую отдачу я хочу получить от моей работы?». Сейчас концепт проекта полностью соотносится с моим мировоззрением, а главная его идея в слогане: «Тепло и свет дерева».
Плошка для меда с ложечкой из можжевельника. Анастасия Магатаева. Фото автора |
Светодиодный светильник из можжевельника «Загадка». Анастасия Магатаева. Фото автора |
М.О.: Я пришла на курс резчиков по дереву без опыта и хотела узнать свои возможности. Анна Николаевна в сжатые сроки дала мне столько полезной информации, что мне до сих пор ее хватает, чтобы развиваться в творчестве. Я не сразу правильно держала нож и не видела объем картинки, но мастер терпеливо меня поддерживала и направляла.
В начале обучения я придумала амбициозный проект — полутораметровое навершие на шкаф в стиле барокко. Преподаватель помогла мне с эскизом: в центр навершия мы поместили барочную ракушку, а по низу проходила жемчужная нить. Сокурсник мне нашел и купил доску липы нужной толщины. Сейчас это навершие украшает мой шкаф.
Мария Орлова. Навершие на шкаф из липы. Фото автора
Д.Б.: Мои попытки пойти по пути самообучения — чтение специальной литературы и просмотр видеоуроков — показались мне неэффективными и долгими. Поэтому я задался реальной целью — получить практические навыки под руководством опытного мастера. Думаю, этой цели я достиг.
Коммерческого проекта у меня не было и нет: я занимался на курсах исключительно для самореализации и удовольствия. И сейчас резьба по дереву — мое хобби.
С каким деревом работаете и почему?
А.М.: Я работаю только с ценными и драгоценными породами древесины. Ценные породы: граб, орех, дуб, можжевельник. Драгоценными считаются породы красного дерева: падук, амарант, палисандр и другие. У них большое разнообразие цвета и текстур.
В изделиях практически не использую тонировку, так как древесина сама по себе цветная. Ценные породы чаще всего твердые, что позволяет делать более точную и мелкую деталировку. Это важно для миниатюрной резьбы.
М.О.: С мягкой и нежной липой. У меня есть липа красноватого оттенка с богатым, почти тигровым, узором и есть белая.
Д.Б.: Пока что работаю исключительно с липой. В ближайшее время заниматься резьбой по другим породам дерева не планирую: тема липы еще не исчерпана. В этом нет потребности, и я не готов собирать инструмент под другую древесину.
Дмитрий Басистый. Деревянная подставка из липы. Фото автора
Кто ваши покупатели? Есть ли сложности в изготовлении и продаже изделий сейчас?
А.М.: Я ориентируюсь на большой круг потребителей. Сейчас не работаю на заказ, но часто дополняю уже существующие коллекции — стараюсь расширять ассортимент магазина. Например, мое ноу-хау — светодиодные светильники из можжевельника — такой ароматный арт-объект для интерьера. Дерево отличается тем, что это прекрасный природный материал, который подходит любому человеку.
Я очень редко делаю повторы своих работ, с одной стороны, потому что мне хочется передать как можно больше форм и характеров, а с другой, потому что ручная работа и подразумевает уникальность предмета.
Сложности в изготовлении возникают, когда мне нужно много места для резьбы крупных изделий. Но эта проблема решится с появлением собственной мастерской. С продажей сложностей нет: есть маркеты, на которые приглашают handmade-мастеров, социальные сети и сайт. В остальном все зависит от продуктивности и стремления.
М.О.: Я — театральный работник, куратор, иногда ассистент режиссёра и занимаюсь деревянной резьбой, когда этого требует душа. У меня не было иллюзий по поводу моих работ. Каждый проект — наивная и необычная история, воплощенная в дереве. Фотографии изделий публикую в личном аккаунте @renaissance_party. Пока что я не ставлю своей главной задачей их распространение, еще многому предстоит научиться. Но уже сейчас я нашла талантливых резчиков по всему миру и слежу за их творчеством.
Покупатели, трепетно относящиеся к изделиям из дерева, есть. В 2022 году неожиданно пришел заказ из Греции — заказчик захотел табличку с русалкой на фасад своего дома. Я вдохновляюсь образами алхимиков эпохи Средневековья и Возрождения, и мои знакомые, которым нравится этот стиль, покупают у меня шкатулки. Со временем надеюсь найти свою аудиторию.
Как на вашу деятельность реагируют незнакомые и близкие люди?
А.М.: Многие воспринимают резьбу по дереву шаблонно: думают, что это или нечто монументальное, или народное творчество. Но при более содержательной беседе им открывается тонкая, отчасти ювелирная грань этого искусства.
М.О.: Обычно люди не ожидают такого от девушки, поэтому удивляются. Но многие спрашивают о породах дерева, инструментах и самой работе — я понемногу рассказываю. Мне кажется, сначала близкие не поняли, зачем я этим занимаюсь. Но когда появились первые успехи и законченные работы, вопросы отпали сами собой.
Сейчас родные и друзья рады, что я нашла дело своей жизни.Д.Б.: Незнакомые люди и прохожие не догадываются, что я — резчик по дереву, потому что моя внешность и поведение не сильно изменились с момента занятий резьбой. Конечно, я шучу.
Есть две составляющие этой деятельности: процесс и результат. Мои работы, они же результат, близкие и друзья воспринимают с интересом. Что до процесса — здесь есть определенная напряженность в вопросах работы с деревом дома и времени на дальнейшее обучение и творчество.
Дмитрий Басистый. Деревянное панно из липы. Фото автора
Из чего складывается цена на изделие? Какие продаются лучше?
А.М.: Цена изделия складывается из цены древесины, затрат на расходные материалы, финишную обработку, упаковку, рекламу и времени на саму резьбу. На вопрос о популярности не отвечу, потому что у меня довольно широкий диапазон цен и предметов. Я вижу, что каждый находит что-то свое.
Анастасия Магатаева. Лис настороже. Падук. Фото автора
М.О.: Цена формируется из затраченных на изделие часов работы и стоимости материалов. Липа — не очень дорогой материал, хотя невероятно красивый, а, например, эпоксидная смола существенно влияет на цену.
У моей маленькой аудитории популярны шкатулки с ветхозаветными ангелами. Когда я увлеклась вырезанием ангелических образов, то увидела, что серафимы популярны в дереве, металле и дизайне одежды. Это было неожиданно — мне казалось, что я взяла эту идею из головы.
Д.Б.: Сейчас у меня всего лишь три работы, и пока не очень высокого качества. Я их не продаю и никому не дарю — все находятся в домашней коллекции. Я говорил, что коммерческой цели не преследую — делаю для души.
Что посоветуете тем, кто только начинает осваивать профессию «Резчик по дереву»?
А. М.: Это огромный мир, в котором каждый найдет массу интересного в обработке дерева. Смотрите на изделия мастеров прошлого и настоящего времени и продолжайте работать в выбранном вами направлении.
М.О.: Не бойтесь пробовать новые формы творчества. А еще доверьтесь опытному наставнику и приготовьте лейкопластырь.
Д.Б.: Как в любом ремесле, наберитесь терпения и стоически переносите неудачи и огрехи, которые могут вас сопровождать в начале пути. При регулярных занятиях ваша выучка, качество и ценность работ будет неуклонно расти. Удачи!
Мария Орлова. Резная шкатулка из липы «Серафимы», вид сверху. Фото автора
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– – – – – – –
|
Tokyo Automach:Продукция:Электрический резчик по дереву
Tokyo Automach:Продукция:Электрический резчик по дереву[You Tube] Инструмент для резьбы по дереву Power Carver HANDCRAFT HCT-30A
[You Tube] Инструмент для резьбы по дереву Power Carver HANDCRAFT HCT-30S (возвратно-поступательная головка и вращающаяся головка)
| |||||||||||||||||||
| |||||
Ручной HCT-30A, в эксплуатации | |||||
| ||||||||||||||||||||||
| |||||||
| |||
Пожалуйста, проверьте нашу страницу со списком магазинов. |