Фигурки из дерева являются отличным украшением для дома, рабочего стола, сада. Они нравятся как взрослым, так и детям. Такие произведения искусства привлекают своей связью с природой. В интерьере отлично будут смотреться фигурки кошек, сов, медведей, черепахи или других зверей. А для сада лучше всего подойдут резные фигуры гномов или птиц.
Из какого дерева лучше вырезать?
- Легче всего вырезать из липы, у структуры которой отсутствует выраженный рисунок. Это позволяет без лишних усилий наносить на заготовку изображение. К тому же на материале практически не появляются трещины.
- Схожие характеристики наблюдаются и у ольхи. С ней также легко работать.
- Осиновая древесина является лучшим материалом для изготовления больших скульптур, так как ее легко подвергнуть сколам. Стоит заметить, что если осину не покрыть лаком, то через некоторое время она становится серебристой. Мягкая структура не вызывает сложностей в работе.
- С твердой березой работать не так просто, но зато из нее получаются отличные мелкие детали. Также ее древесина ценится за особый рельеф.
- Из орехового материала можно создать интересные композиции, в которых много тонкой резьбы. К тому же орех легко обрабатывать, так как на нем не образуются сколы. Такая древесина отлично подойдет для различных декоративных деталей.
- Из дуба зачастую изготавливаются крупные скульптуры. С данным деревом сложно работать из-за подверженности сколам и его твердости.
Следует заметить, что любая древесина для резьбы должна быть тщательно высушенной. В противном случае на готовых изделиях могут появиться трещины. Сушить дерево необходимо в теплом месте, предварительно завернув его в полиэтилен.
Мастера с опытом одинаково хорошо работают с любой древесиной. Однако новичкам лучше выбирать мягкие породы древесины.
Хвойные деревья лучше не использовать, так как их надо уметь правильно просушивать, чтобы получить хорошее изделие.
Найти подходящий материал для резьбы можно прямо во время прогулки по парку, лесу или саду. Например, можно создать отличные фигурки из пней, корней, коряг. Многие считают это мусором, но на самом деле, применив фантазию из всего можно сделать нечто красивое и оригинальное. Также подходящий материал для деревянных скульптур можно заказать в профессиональных мастерских.
Инструменты и материалы
Перед тем как приступить к работе с древесиной, следует выделить для этого отдельную комнату или как минимум угол. Ведь в ходе резьбы будет появляться довольно много мусора.
К тому же понадобится немало места не только для непосредственной работы с деревом, но еще и для хранения инструментов и материалов.
Также надо будет где-то складывать отдельные детали.
Резьба деревянных скульптур невозможна без специальных инструментов. Среди них есть основные, которые просто необходимы, чтобы работать с деревом. Стоит заметить, что они подходят как для простых работ, так и довольно сложных и тонких.
- Нож-резак представляет собой нож с укороченным и скошенным лезвием. С его помощью обрабатываются и мелкие, и крупные детали.
- Косяком
- Стамески используются, чтобы сформировать углубления на изделии. При этом различают плоские, загнутые и полукруглые типы стамесок.
- Стамески с копьеобразным лезвием называют клепики. Как правило, их применяют для того, чтобы создавать различные мелкие элементы.
Когда первоначальные навыки с работой по дереву уже получены, можно обзавестись и другими инструментами.
- Дрель позволяет быстро и аккуратно создавать сквозные отверстия.
- Шлиф-машинка делает поверхность изделия идеально ровной и красивой.
- Для создания заготовок не обойтись без пилы. Причем лучше всего иметь под рукой несколько разных видов.
- Обработка готового изделия невозможна без рашпилей и наждачной бумаги.
Помимо хороших инструментов важен еще и правильный материал. Например, для маленьких фигурок стоит выбирать компактные бревна или вообще сучки. Крупные скульптуры лучше всего вырезать из массивных бревен. Желательно, чтобы на заготовках не было каких-либо повреждений и сколов.
Опытные специалисты рекомендуют новичкам пользоваться прямоугольными брусками. Это обусловлено тем, что на них легко переносить изображения.
Однако наибольшее внимание следует уделить выбору верстака. Его конструкция должна быть максимально удобной и отвечать индивидуальным требованиям мастера, включая его рост и длину рук.
Отлично, если рабочий стол будет оснащен механизмом, с помощью которого можно быстро крепить обрабатываемую древесину. Им могут стать струбцины, столярные тиски или упорные колодки, которые можно переставлять.
Также при работе с деревом может понадобиться рубанок, болгарка, электролобзик. Однако прежде чем пользоваться более сложными инструментами следует как можно больше поработать по дереву ножом. Это делается для того, чтобы как можно лучше прочувствовать его руками.
Этапы работы
Перед тем как приступить к вырезанию из дерева, следует четко представлять себе, из каких этапов состоит процесс. Если все делать последовательно и правильно, то результат точно порадует.Создание эскиза
Первое, с чего необходимо начать изготовление скульптуры из дерева, это до мелочей представить, что получится в итоге. Конечно, мастер с большим стажем работы, глядя на деревяшку, сразу представляет в голове, что из нее получится, и может даже без всяких подготовительных этапов приступить к работе.
Однако резьба для начинающих предполагает сперва перенос своих мыслей на бумагу. При этом важно, чтобы задумка вмещалась в рамки выбранного материала.
Когда эскиз готов, его следует перенести на заготовку. После этого на дереве надо тщательно прорисовать все детали. Желательно, чтобы рисунок был несколько меньше, чем сама заготовка. Следует не спешить с обрезкой лишних частей, так как изделие необходимо будет еще удобно закрепить на верстаке.
Черновое изделие
Перед вырезанием скульптуры материал нужно еще подготовить.
- необходимо отпилить заготовку по размеру;
- проводится очистка от коры и зачистка всех неровностей.
Когда рисунок переносится на дерево, то лучше всего сразу отметить главные линии, по которым будет проводиться первоначальная резка.
К примеру, если речь идет о скульптуре человека, то необходимо сразу наметить, где будет располагаться голова, туловище, руки и ноги. Для фигурки животного определяются наиболее суженные и расширенные части.
Затем надо выпилить все излишки, то есть провести грубую обработку.
В итоге мастер получает готовую форму, которой необходима фигурная, то есть детальная, проработка. Этот этап не требует спешки. Не стоит сразу убирать все возможные излишки, лучше воспользоваться рельефной обработкой. Важно понимать, что черновой этап – это только начало работы над фигурой.
Проработка деталей
Обработка дерева на данном этапе проводится с помощью ножа или других инструментов. Важно проработать резаками и стамесками все мельчайшие детали.
Если после этого уже получилась желаемая фигурка, это не значит, что она полностью готова. Ведь на ней остались неровности, а поверхность имеет шероховатости, которые надо обработать наждачкой.
Также могут появиться трещины, которые следует обработать шпаклевкой. Ее можно приготовить самому, смешав мелкие опилки и клей ПВА. Перед нанесением шпаклевки места трещин необходимо обработать олифой и оставить для просушивания на 7 часов. После этого их можно замазать и оставить на 24-48 часов. Если имеется паяльная лампа, то изделие можно ею обжечь для приобретения теплого оттенка, максимально близкого к натуральному.
Для этого также подходят морилка и различные лаки. Данные средства к тому же защищают древесину от повреждений паразитами и неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Нанесение специального лака придаст деревянной фигурке прекрасный блеск и сохранит ее красоту на долгие годы.
Научиться вырезать из дерева лучше всего на самых простых фигурках. Стоит запастись терпением и пониманием, что мастерство достигается со временем. Двигаясь постепенно от простого к сложному можно будет выработать нужные навыки и научиться создавать настоящие шедевры.
Схемы фигурок
Фигурки животных чаще всего делают новички. Нередко вдохновением для начала работы с деревом становятся симпатичные совы или величавый лев. Довольно часто первым, кого вырезают своими руками, может стать неповоротливый мишка. Этот персонаж является одним из наиболее популярных у мастеров по дереву. Сказочный медведь может стать отличным украшением дома.
Стоит заметить, что фигурки медведя немного легче делать и потому, что они могут быть большие. Это очень удобно, когда поначалу мелкие детали прорабатывать еще сложно. Опытные мастера также рекомендуют тренироваться на вырезании зайцев. Так как для изделия понадобится самый простой алгоритм резьбы и можно научиться технике текстурирования шерсти. Последний прием очень часто нужен при вырезании зверей.
Деревянные фигуры несложно создавать самому, особенно если делать это пошагово. Причем можно сперва сделать скульптуру животного по самой простой схеме. А затем выбрать тот же персонаж, только в более сложном варианте.
У мастеров по дереву также весьма популярны кот, тигр, черепаха, лисица, енот, белка и многие другие. Перед тем как приступать к работе, желательно проследить за поведением выбранного животного, чтобы лучше понять его пластику и выделить некоторые особенности. Для этого можно просмотреть документальные фильмы, которых немало на специализированных каналах.
Среди птиц наибольшую популярность в качестве деревянных фигур получили совы, орлы, утки. Они отлично подойдут в качестве украшения жилья. Их также можно смело сделать частью мебели.
Изображения людей также довольно часто используют для деревянных фигур. Начинающим мастерам лучше всего остановить свой выбор на сказочных персонажах, например, Буратино, Иване-Царевиче и других. В качестве украшения для приусадебного участка отлично подойдут забавные гномы, а для новогодних праздников – фигура Деда Мороза или Снегурочки.
Красивые примеры
Существует огромное количество красивых резных скульптур из дерева. Особое место среди них занимают японские фигурки из дерева, которые называют нэцке. Они представляют собой интересные маленькие скульптуры, которые нередко используются в качестве талисманов. Среди фигурок можно встретить изображение различных божеств, животных, людей в карикатурном стиле. Оригинальный вид таких изделий сделал их очень популярными далеко за пределами востока.
Искусством работы с деревом славятся и китайские мастера. Их скульптуры поражают проработанными мельчайшими деталями и великолепием сюжетов. Причем большинство изделий созданы в динамике и очень реалистично. Кажется, что лакированная фигура дракона сейчас взмахнет хвостом или крыльями, а девушка закружится в невероятном танце.
Как вырезать фигурку гриба своими руками из дерева смотрите в следующем видео.
Уход за инструментами
Следует периодически осматривать ваши инструменты, вытирать их промасленной тряпочкой, чтобы они не заржавели. Храните инструменты в индивидуальных отсеках или завернутыми в ткань, чтобы защитить их и сократить время, потраченное на заточку.
ЗАТОЧКА ИНСТРУМЕНТОВ
Следите за тем, чтобы ваши инструменты всегда были острыми, и время от времени приостанавливайте работу для заточки. Все мои знакомые резчики выработали собственную систему правки; каждый нашел свою процедуру, удобную лично для него. Одни используют оселки с маслом, другие с водой, третьи — электрические приспособления.
Первым делом следует заточить лезвие при помощи мелкозернистого абразива, например алмазной крошки или наждачной бумаги. Сначала обрабатывается одна сторона до появления на металле заусенцев, затем другая. На следующем этапе правки устраняются неровности поверхности, возникшие вначале. В заключение следует специальным составом отшлифовать лезвие до зеркального блеска, сокращая трение между лезвием и деревом.
Как определить, является ли лезвие достаточно острым? Возьмите кусок ненужного дерева и проведите ножом поперек волокон. Если останется ровный след, то лезвие острое. Если волокна торчат в разные стороны и след грубый, то нужно поточить лезвие еще.
Инструменты для работы
Для того чтобы начать работу потребуется подобрать специальные инструменты и изучить особенности технологии. В этом деле есть свои нюансы, которые позволяют сильнее раскрыть красоты древесины в орнаменте.
Также нужно запастись подходящими заготовками и эскизами, которые будут повторяться на дереве в виде узоров, кружев, композиций или жанровых сценок.
Для своей работы резчик использует большой набор инструментов:
- ножи;
- лобзики;
- надфили;
- стамески;
- электродрель;
- сверла;
- бруски;
- долота;
- ложкорезы;
- фрезеровальную машину;
- бормашину.
Для новичка предназначен специальный набор инструментов. Его хватит для освоения азов художественной обработки деревянный заготовок.
Еще потребуется сырье из определенных пород. От этого будет зависеть качество исполнения изделия. Есть твердые и мягкие сорта деревьев. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, в каждом конкретном случае выбирается специфическая технология обработки.
К мягким породам относятся:
- липа;
- береза,
- осина
- ель;
- сосна;
- можжевельник.
Мягкий материал легче поддается обработке, но его проще испортить одним неверным движением ножа или стамески. Другое дело – твердые породы древесины. К ним относятся:
- дуб;
- красное дерево;
- бук;
- самшит.
Твердое сырье стоят дорого, но и изделия из него получаются красивые, долговечные и востребованные. С дорогими породами работают опытные мастера, которые знают как нужно обрабатывать твердую поверхность так, чтобы не сломать инструмент или не получить травму. Поэтому новичкам стоит начать с более дешевого и более податливого обработке материала.
Для выбора сырья необходимо учитывать не только твердость, но и цвет дерева. Для начинающих резчиков идеальным вариантом для творчества станет береза. Она может резаться в разных направлениях, хорошо поддается сверлению и прорезыванию. При выборе эскиза изделия необходимо учитывать, что со временем светлая древесина березы может потемнеть.
Для изделий с большим количеством прорезей по
эскизы, рисунки и необходимые инструменты
Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.
Нанесение рисунка узора на деревянную заготовкуСегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.
Вернуться к оглавлениюСодержание материала
Виды резьбы и техники
Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и объемную скульптурную резьбу по дереву. Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.
Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:
Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.
Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:
- контурная;
- трехгранно-выемчатая;
- ногтевая или скобчатая.
Для исполнения потребуется:
- доска из липы;
- нож-косяк;
- линейка и карандаш.
На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать орнамент для резьбы самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.
Несколько орнаментов для резьбы по деревуДоска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.
Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.
Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.
Сделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно. Постепенно вырезаем весь элемент, а потом и полностью орнамент.
Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:
- безопасности работы;
- организации рабочего пространства;
- подготовки инструмента.
Рабочее место резчика
Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.
Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.
Пример обустроенного рабочего места резчикаРабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.
Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.
Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.
Вернуться к оглавлениюТребования к инструменту
Современные инструменты для резьбы открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.
Подборка стамесок для резьбы по деревуВедь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.
В арсенале мастера всегда находится:
- пила;
- ручная дрель или коловорот;
- рубанок;
- стамески полукруглые и плоские;
- ножи разных размеров;
- небольшой топор.
Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.
Для работы с деревом подойдет любая пила, у которой крупные зубцы. Это может быть ножовка, лучковая пила или лобзик. Хорошо, если есть пилы разных размеров и видов. Новичку стоит следить за состоянием полотна. Оно должно быть всегда хорошо натянуто и заточено. Кроме того, не стоит забывать о разводке.
Различные типы пил для резьбы по деревуРубанок — это незаменимый инструмент при работе с деревом. Для начинающего мастера достаточного одного рубанка средней величины. Иногда этот инструмент называют стругом, что отражает его функцию. Специалисты относят рубанок к одному из разновидностей струга. В дальнейшем можно приобрести фуганок и цикли, с помощью которых производится идеальное выравнивание поверхности дерева.
Основным инструментом для резьбы считают стамеску. Это справедливо. У резчика должен быть набор стамесок разной толщины и формы. Опыт показывает, что на первых порах достаточно иметь 3 плоские стамески:
- широкую;
- среднюю;
- узкую.
То же самое можно сказать и о полукруглых стамесках.
Важнейшим моментом является правильная заточка и состояние режущей кромки. Точить стамески нужно часто. Иногда рекомендуют делать это перед началом работы, но чаще всего стамески готовят заранее. Нельзя допускать работу тупым инструментом. Это опасно. Ненаточенная стамеска чаще срывается, и можно получить серьезную травму.
Резьба в этом случае будет некрасивой, и работа будет идти долго и трудно. Для заточки стамесок можно использовать точильный станок, наждачную бумагу и кусок натуральной кожи с полировальной пастой для доводки лезвия.
Вернуться к оглавлениюКогда начинается творчество
Если человек интересуется резьбой по дереву, это говорит о том, что у него творческая натура. Овладев навыками резьбы геометрических рисунков, он на этом не остановится. Дерево — материал пластичный и позволяет экспериментировать. Но, разрабатывая эскизы будущих шедевров, нужно учитывать, что древесина разных пород отличается.
Конечно, липа, береза или бук имеет одно направление волокон. Однако эти породы отличаются твердостью. Новичкам рекомендуют использовать липу и только потом переходить к обработке изделий из березы и других твердых пород.
В процессе работы становится понятно, что одинаковые приемы работы не всегда уместны. Каждое дерево требует индивидуального подхода. Это тот момент, когда новичок начинает самостоятельно и творчески осмысливать процесс. Резчик, когда создает свои композиции, понимает, что процесс этот доставляет радость.
Художественная обработка дерева, или по-другому резьба по дереву, относится к виду искусства, берущему свое начало в глубокой древности. Она существовала буквально на всех континентах, где обитали люди и росли деревья. Первоначало, «деревянное творчество» сводилось к вырезанию фигурок языческих богов, тотемных животных, а также служило для украшения жилища. С развитием общества и совершенствованием резного инструмента, это уникальное старинное ремесло приобрело широкую популярность на Руси. Его активно использовали при украшении фасадов зданий, бытовых предметов и мебели, детских игрушек. Использовали в кораблестроении, выполняя носовую часть судна в виде головы различных животных, деревянном зодчестве, и, конечно же, в резьбе икон. Многие памятники народного деревянного зодчества сохранились до сих пор. Современное искусство резьбы – это вид народного творчества, которое находит свое применение при изготовлении сувениров, украшении элементов интерьера и предметов быта, шкатулок, рамок для картин, зеркал, для создания различных фактур и панно, а также увлекательное и полезное хобби!
Материалы и необходимые инструменты
Резьба по дереву представляет собой способ обработки древесины с целью придания ей различных форм, фактур и нанесения на нее узоров. Обработка дерева – работа кропотливая. И несмотря на то, что сегодня существуют целые машины с электрическим приводом для резьбы по дереву, а также копировально-фрезерные устройства, позволяющие изготовить изделие в автоматическом режиме, ручной инструмент сохраняет свои традиции.Считается, что самые лучшие образцы деревянного творчества выполнены руками человека. Итак, для работы с деревом вам понадобятся:
- Чертежные инструменты: карандаш, линейка, циркуль, калька, копировальная бумага. Все это может пригодиться при нанесении рисунка на дерево перед непосредственной вырезкой самого узора.
- Режущие инструменты. К ним относятся разного рода ножи и вспомогательные инструменты (стамески, клюкарзы, ложкорезы и тому подобное).
- Инструменты для крепления, способствующие фиксации изделия и препятствующие его выскальзыванию из рук (верстачные тиски, зажимы и тому подобное).
- Инструменты для шлифовки, к которым можно отнести различные абразивы (для удаления щепок в труднодоступных местах) и наждачную бумагу.
- Отделочные материалы, по желанию, для придания дополнительной эстетичности (краска, лак, материалы материи, древесный клей и другие).
Отдельно хотела бы поговорить подробнее об инструментах для непосредственной резьбы по дереву:
- При формировании основной части изделия используют универсальный нож, имеющий угол заточки 35 градусов. Данный нож хорош и удобен и для новичка, и для профессионала. С его помощью можно выполнять как черновые работы по дереву, так и отделочные.
- Нож-косяк имеет режущий угол в 60 градусов и используется при выполнении геометрических узоров, а также черновой обработки и чистовой отделки дерева.
- При выполнении точных доводочных работ удобен в применении Богородский нож. Отличительная его особенность – это длинное лезвие при короткой рукоятке.
- Стамески используют для рельефной резьбы, а также обработки контура изделия.
- Клюкарзы – инструмент для создания сложного орнамента и глубокого объема.
- Ложкорезы говорят сами за себя. Их применяют для заглубления в ложках и других изделиях.
Правила резьбы по дереву
Приступая к работе с деревом, необходимо знать правила и особенности работы с данным материалом и инструментом, которые позволят избежать возможных ошибок и сделают процесс резьбы понятным и приятным.
- Изначально необходимо определиться с породой древесины, так как она может различаться по текстуре, качеству, свойствам, а следовательно, иметь различия в способах ее обработки. Начинающему резчику стоит выбрать древесину из лиственных пород (липа, осина, береза, ольха и другие), поскольку на ней, в отличие от хвойных, хорошо проводить прямые линии. При этом древесина должна быть сухой.
- Приступать к работе стоит с эскиза. Рисунок или чертеж выполняется сначала на бумаге, а потом уже переносится на дерево.
- Выбирая технику резьбы по дереву, начинающим стоит сделать свой выбор в пользу простых и необъемных – контурной либо геометрической резьбы. Обе техники наносятся на плоскую поверхность, однако, узоры в первом случае формируются линиями, а во втором – комбинацией геометрических фигур.
- Независимо от выбранной техники резьбы, заготовку необходимо закрепить на верстаке, либо тисками, а также подготовить весь необходимый инструмент.
- Углубления в поверхность дерева должны быть постепенными, спешить не стоит. Нажим и угол резьбы должны меняться в зависимости от выбранной древесины и техники.
- Резьба по дереву может быть травматична, поэтому при работе необходимо строго соблюдать технику безопасности, поскольку сам материал изготовления, да и инструмент являются источником повышенной опасности.
Применение навыка в интерьере
Художественная обработка дерева позволяет выгодно подчеркнуть стилистику интерьера, создать особую атмосферу элегантности и утонченности внутреннего пространства. Резьба по дереву выполняется в самых различных стилях, как, например, классицизм, ампир, барокко, готика и рококо. Необычные формы, причудливые изображения животных, воинов, грозных львов и птиц, тонкость линий и изящество узоров, захватывают воображение и приковывают взгляд. Для декора интерьера используются различные виды резьбы по дереву и их сочетания:
- Объемная резьба по дереву – пожалуй, самая сложная техника резьбы, в процессе которой получаются скульптурные произведения, например, такие как кресла, прикроватные столы, кровати, балясины лестниц, являющиеся топовой классикой.
- Рельефная резьба по дереву – характеризуется углубленным фоном с выступающим изображением. В этой технике выполняют картины, иконы, а также украшают различную мебель.
- Ажурная резьба по дереву – относится к прорезной технике с высверливанием общего фона. Подобные композиции получаются воздушными и утонченными, а в интерьере применяются в качестве обрамления, например, наличников у окон и фронтона домов.
- Накладная резьба по дереву – отличается от остальных техник тем, что готовый прорезной орнамент накладывается поверх готового фона. Подобная резьба широко применяется для украшения фасадов мебели, карнизов, дверей.
- Контурная и геометрическая резьба по дереву – характеризуются незначительным заглублением орнамента при вырезании линий или геометрических фигур. Данное творчество находит свое применение преимущественно в украшение панно и нанесении на него цветочных, пейзажных композиций и прочих орнаментов.
Резьба по дереву является изумительным по своей красоте народным искусством, в котором заложены все навыки и приемы изготовления предметов декора, унаследованные нами от наших предков. Подобные изделия выполнены из натурального материала, что сегодня является приоритетным, выглядят дорого и респектабельно. Обучиться технике обрабатывания древесины не так уж и сложно, как это может показаться на первый взгляд. Требуется лишь ваше желание, усердие, ну и, конечно же, вдохновение!
Соблюдая правила, описанные в настоящей статье, изучив и просмотрев видеоматериал по понравившейся технике выполнения резьбы, можно смело делать свои первые шаги к вашим будущим шедеврам!
30.04.2020
Подписаться на рассылку
Алексей Кобзев
Инженер, увлекается резьбой по дереву и публикует фото работ в своём блоге.
Когда устаёшь смотреть в экран компьютера и смартфона, самое время заняться нецифровым хобби. Как правило, работа с деревом требует достаточного свободного места и специального инструмента. Однако для миниатюрной геометрической резьбы вам понадобятся только нож и заготовка, а процесс и результат работы приносят кучу удовольствия.
Резьбой я начал заниматься ещё в детстве, сперва самостоятельно, затем посещая соседний дом творчества и место с космическим названием «Станция юных техников». Потом дома появился компьютер, и в итоге я стал инженером, что в целом очень даже неплохо. Однако занятия резьбой не хотелось оставлять. Поэтому я сконцентрировался на наиболее аскетичном в плане используемых инструментов стиле — геометрической резьбе, сделав при этом ставку на рисунок, композицию и технику и создавая сложные орнаменты.
Это один из традиционных и наиболее старых видов резьбы по дереву и камню. Метод заключается в вырезании на ровной поверхности геометрических фигур с помощью одного ножа. Как правило, резчики по дереву начинают именно с геометрической резьбы, но настоящее искусство заключается в создании сложных рисунков с должным уровнем мастерства.
Необходимые инструменты
- Косой нож (часто говорят просто «косяк»). Например, подойдёт № 9 от Pfeil, однако хорошо зарекомендовали себя также самодельные варианты, сделанные из ножовки по металлу.
- Средства для заточки. Я использую обычную деревянную линейку с нанесённой на неё пастой ГОИ (зелёного цвета). Как правило, её вполне хватает при регулярной доводке ножа. Если же косяк необходимо переточить, то можно применить абразивный камень.
- Принадлежности для рисования. Я пользуюсь обычным механическим карандашом, пластиковой гибкой линейкой, циркулем и ластиком.
Все эти инструменты легко хранить в обычном пенале, они не занимают много места. Я даже беру их с собой в путешествия. Так как длина лезвия совсем небольшая, всё необходимое уместится в ручную кладь.
Материалы
Как только вы обзавелись инструментами, встаёт вопрос, где взять саму деревянную болванку. Если вы счастливый обладатель маленькой столярной мастерской, можете выточить заготовку на свой вкус, в ином случае воспользуйтесь услугами столярных коворкингов (которые становятся всё популярнее). Если же самостоятельно делать заготовку не хочется, её можно приобрести как онлайн, так и офлайн в магазинах товаров для хобби и творчества. Предложений достаточно много: это шкатулки, доски, подставки, украшения. Если вы хотите реализовывать свои изделия иностранцам, обратите внимание на матрёшек.
Вот несколько советов по выбору заготовки:
- Не покупайте фанеру. Просто не надо. Вы из неё ничего не вырежете.
- Если вы только начинаете, выбирайте небольшие изделия. Лучше всего подойдёт простая ровная дощечка — так вы ещё и минимизируете опасность пореза.
- Лучший материал — липа. Можете также попробовать берёзу. Если у вас нет достаточного опыта с более элитными твёрдыми породами (например, с буком и дубом), то лучше сперва потренируйтесь некоторое время на липе. Учтите, что чем твёрже дерево, тем чаще придётся затачивать нож.
Мне нравится естественный цвет и текстура дерева, поэтому я обычно не крашу свои работы, а покрываю мастикой. Восковая мастика также обеспечивает определённый уровень защиты от влаги. Можно использовать мастику для пола или для обуви — она бывает бесцветной. Наношу я её обычной зубной щёткой.
Следует иметь в виду, что мастика довольно быстро затвердевает, поэтому, если она легла неровно, просто нагрейте изделие, например над кухонной плитой, и ещё раз пройдитесь щёткой.
Для любителей цветных вариаций существует целая индустрия лакокрасочной продукции, однако учтите, что многие морилки имеют не самый приятный запах.
Техника
Для начала необходимо освоить основы геометрической резьбы: как сформировать простые желобки, а далее — треугольные элементы. Обычно резчик сначала накалывает треугольник Y-образным надрезом, а далее извлекает три щепочки. Этот метод вполне оправдан, если узор довольно крупный, однако, если мы говорим о миниатюрной резьбе, подобное накалывание не имеет никакого смысла — проще сразу вырезать элемент.
Нож удобнее всего держать так же, как вы держите шариковую ручку, — точность движений будет наивысшей. Особый кайф — резать торцевые поверхности дерева. Они очень мягкие, и нож идёт как по маслу. Но будьте внимательны: у вас нет права на ошибку, из-за возможности скола корректирующие надрезы крайне нежелательны.
Параллельно с практикой резьбы особое внимание необходимо уделить рисунку. Собственно, тут и начинается настоящее искусство. Попробуйте начертить, например, квадрат и разделите его на треугольники, выстраивая узор. После десятка черновиков вы начнёте понимать, что вам нравится, а что не очень.
Пользуйтесь циркулем — с ним намного проще делать узоры. После сотни черновиков у вас уже начнёт формироваться собственный стиль. Мой стиль — это миниатюра и минимализм. Вырезаемый элемент может быть меньше миллиметра, а узор должен представлять собой гармоничное сочетание.
Несколько советов:
- Попробуйте комбинировать элементы в форме звёздочки с длинными вытянутыми штрихами.
- Используйте кривые линии. Их сложнее вырезать, но изогнутые элементы придают рисунку динамику.
- Оставляйте пробелы и делайте акценты (например, глубиной).
- Играйте размером элементов.
- Если ваш уровень навыка позволяет, попробуйте так называемую трёхмерную геометрическую резьбу, когда в одном вырезанном элементе вы вырезаете другой.
Небольшая шкатулка может содержать в себе более 1 000 вырезанных элементов. Для такого занятия нужно много терпения и усидчивости. Ошибка (например, скол) может испортить всю работу, поэтому требуется особая концентрация и аккуратность. Всё это делает резьбу одним из самых медитативных хобби.
Читайте также 🧐
ИНСТРУМЕНТЫ
Все начинающие резчики спрашивают: «Какие инструменты необходимы мне в первую очередь?» Сначала нам понадобится небольшое число инструментов. Вместо того чтобы покупать полный набор резчицких принадлежностей, приобретайте инструменты по мере необходимости. Обычно при покупке набора вы не экономите ни копейки, зато всегда остаются вещи, которые вам почти не понадобятся. Приобретайте инструменты максимально лучшего качества, которое вы можете себе позволить; хорошие, острые инструменты из высокоуглеродистой стали прослужат вам долго и сэкономят деньги.
Ножи
Вам понадобится хороший нож – тот, которым будет удобно работать. Существует три вида ножей – со складным лезвием (карманный нож), с фиксированным лезвием и ножи со сменным лезвием. Я предпочитаю использовать ножи с фиксированным лезвием, потому что они наиболее безопасны. Ножи также различаются по форме лезвия и типу стали.
Рекомендую лезвие из высокоуглеродистой стали с твердостью от 55 до 60 RC – оно сохранит остроту дольше, чем лезвие из нержавеющей или низкоуглеродистой стати. Для отделки и создания формы я использую лезвие толщиной 4 мм и длиной от 3,8 до 5,1 см. Нож с более узким и коротким лезвием лучше подойдет для проработки деталей. Некоторые резчики предпочитают ножи со сменным лезвием, поскольку в этом случае вместо заточки ножа достаточно просто поменять лезвие. Еще одно достоинство состоит в том. что ручка такого ножа может использоваться с небольшими стамесками.
Стамески
Стамески бывают разной ширины и кривизны. Кривизна обозначается цифрой. Чем круче кривизна, тем цифра больше. Так, стамеска с номером 3 почти плоская, а номер 11 имеет U-образную форму. Разумеется, стамеска с цифрой 10 или 11 режет глубже и удаляет больше древесины, чем номер 3. С другой стороны, стамеска с цифрой 3 удобна при отделке. Стамеска-уголок с номером 12, имеющая V-образную форму, характеризуется широким диапазоном – от 24 до 90 градусов, но наиболее распространены стамески с углом от 60 до 70 градусов.
При выборе стамески обращайте внимание на ручку, чтобы инструмент не скатывался на пол, когда вы положите его на стол. Иначе вам постоянно придётся чинить лезвие.
Выбирая стамеску, имейте также в виду размер и тип резьбы, которую вы хотите выполнить. Для ручной работы больше подходят стамески размером с ладонь, а для мелких деталей понадобятся инструменты и того меньше. Скульптурная и рельефная резьба предполагает использование стандартных стамесок с тяжелыми ручками.
Пилы
Резчики используют пилы самого разного типа в зависимости от задачи, но чаще всего применяется лучковая пила («змейка»).
Она включает в себя сменное лезвие из высокоуглеродистой стали, закрепленное на стальной раме с ручкой. Лучковая пила может быть использована для изображения узких изогнутых линий, хотя требуется изрядное терпение, чтобы предотвратить лезвие от поломки или деформации. Пила также применяется для удаления лишней древесины.
Специальные инструменты
Скобель применяется для снятия коры и для быстрого грубого удаления лишней древесины, как, например, в работе над мебелью. Ложечный нож имеет обоюдоострое круглое лезвие, идеальное при изготовлении ложек, чашек или масок.
Абразивы
Напильники и рашпили быстро и гладко удаляют лишнее дерево. Они отличаются характером поверхности, которая может быть грубой, средней или относительно гладкой. Инструменты плоской, полукруглой или круглой формы всегда используйте с ручкой. Напильники и рашпили типа riffler имеют зубья с двух концов и разнообразную форму. Их используют для проникновения в труднодоступные места и удаления мелких щепок. Инструменты с шершавой поверхностью применяют для зачистки небольших участков.
Гибкая шлифовальная лента удобна при работе с изогнутой поверхностью. Шлифовальные цилиндры в составе ручной дрели или пресса незаменимы при окончательной отделке. Инструменты для полировки различаются фактурой поверхности и характером материала, отвечая самым разным запросам. Наждачную бумагу применяйте только по завершении работы, иначе частички абразива застрянут в дереве и ваши инструменты быстро затупятся.
Электрические инструменты
Когда вы начнете мастерить заготовки самостоятельно, вам будет необходима ленточная пила. Огромный выбор лезвий позволит с легкостью выполнить самые трудные надрезы, далеко превосходя всё, что можно сделать при помощи лучковой пилы. Ажурная пила поможет обработать внутреннюю поверхность, но ей по зубам не всякое дерево. Ленточные и дисковые шлифовальные инструменты хороши как при отделке, так и при удалении коры. Многие резчики используют вращательные инструменты с широким диапазоном головок для обработки деталей, например, перьев. Существуют ручные шлифовальные аппараты и маленькие высокоскоростные резчицкие станки. Также есть но крайней мере четыре типа электрических стамесок с возвратно-поступательным движением, позволяющим получать удовольствие от резьбы страдающим артритом и людям с «теннисным локтем».
Укрепляющие приспособления
Если вы держите заготовку в тисках, подберите такой инструмент, чтобы он не оставлял следы на изделии (или вставьте какой-либо материал в промежуток между изделием и тисками). Для прикрепления заготовки к верстаку я часто использую шестимиллиметровый глухарь и крыльчатую гайку. Если вы новичок, можно надеть перчатку из стальной проволоки, чтобы защитить руку.
У меня есть один старый друг, тоже резчик, который надевает тяжелый кожаный фартук, когда работает в направлении к груди. При отделке или окрашивании изделия можно использовать шило или красящую палочку.
ОПОРА
Чтобы заготовка лучше держалась, когда вы режете дерево пилой-«змейкой», советую использовать опору – обычную доску, поддерживающую древесину во время выпиливания. Просто прикрепите ее к верстаку или столу и держите пилу вертикально в V-образной части, когда обрабатываете заготовку.
ВЕРСТАЧНЫЕ ТИСКИ
Если вы планируете заняться рельефной резьбой, советую вам также изготовить простые верстачные тиски. Одна клемма удерживает тиски снизу в неподвижном положении, тогда как угол, образованный двумя другими сверху, не позволяет вашему изделию или заготовке выскользнуть из рук во время работы. Укрепите верстачные тиски на рабочей поверхности.
Дополнительные приспособления
Электрические инструменты для выжигания могут быть использованы при окрашивании изделия, придании фактуры, а также для подписи работы. При этом вам понадобятся маска от пыли и пылесос. Также необходимы инструменты художника и различные щеточки, если вы хотите покрыть изделие краской или лаком. Для перенесения узора на заготовку советую использовать кальку или копировку. При выполнении тонкой обработки деталей необходим хороший источник света и увеличительное устройство.
Уход за инструментами
Следует периодически осматривать ваши инструменты, вытирать их промасленной тряпочкой, чтобы они не заржавели. Храните инструменты в индивидуальных отсеках или завернутыми в ткань, чтобы защитить их и сократить время, потраченное на заточку.
ЗАТОЧКА ИНСТРУМЕНТОВ
Следите за тем, чтобы ваши инструменты всегда были острыми, и время от времени приостанавливайте работу для заточки. Все мои знакомые резчики выработали собственную систему правки; каждый нашел свою процедуру, удобную лично для него. Одни используют оселки с маслом, другие с водой, третьи – электрические приспособления.
Первым делом следует заточить лезвие при помощи мелкозернистого абразива, например алмазной крошки или наждачной бумаги. Сначала обрабатывается одна сторона до появления на металле заусенцев, затем другая. На следующем этапе правки устраняются неровности поверхности, возникшие вначале. В заключение следует специальным составом отшлифовать лезвие до зеркального блеска, сокращая трение между лезвием и деревом.
Как определить, является ли лезвие достаточно острым? Возьмите кусок ненужного дерева и проведите ножом попере
Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.
Перенос рисунка
Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).
Вырезание основного контура
Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм/угол 60°). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).
Техника выполнения реза уголковой стамеской:
- Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
- Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
- Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
- Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
- Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
- Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.
Выборка фона
В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.
Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).
Проработка основной композиции
В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм/угол 45°) или #16 (ширина лезвия 6 мм/угол 35°).
Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.
Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм. Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).
Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).
Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.
Резьба листа
Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.
По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).
Детализация черт лица
С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).
Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).
Детализация шерсти
Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).
Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.
Free Cut Out люди, деревья и листья
Free Cut Out люди, деревья и листья | Свободно вырубленные люди, Свободно вырубленные деревья, Свободно вырубленные кустарники, Свободно вырубленные листья, 2d люди, 2d деревья, png люди, png деревья, 2d листьяЗимние деревья! Новая библиотека ознакомится с образцами на сайте и попробуйте здесь.
Зимний тополь
Зимний тополь из нашей последней коллекции «Зимние деревья» – текстура png с альфа-каналом.
29 марта 2020 г. freecutout
Зимние деревья
Группа зимних деревьев из нашей последней библиотеки – текстура png с альфа-каналом.
29 марта 2020 г. freecutout
Большое зимнее дерево
Зимнее дерево из нашей последней коллекции – текстура png с альфа-каналом.
29 марта 2020 г. freecutout
Большое зимнее дерево
Зимнее большое старое дерево из нашей последней коллекции – текстура png с альфа-каналом.
29 марта 2020 г. freecutout
Две большие березы
Высокое разрешение зимних берез – текстура png с альфа-каналом.
29 марта 2020 г. freecutout
Зимнее дерево
Высокое разрешение зимнее дерево – png текстуры с альфа-каналом.
29 марта 2020 г. freecutout
Молодое зимнее дерево
Высокое разрешение молодых зимних деревьев – png текстуры с альфа-каналом.
28 марта 2020 г. freecutout
Загрузить еще
© 2020 Freecutout.com. Все права защищены.
Мы используем куки-файлы, чтобы обеспечить вам лучший опыт на нашем сайте.Если вы продолжите использовать этот сайт, мы будем считать, что вы довольны им. ,(…) Я действительно рад возможности использовать изображения, которые были получены с согласия моделей, а не случайные вырезки из Интернета, которые могут быть предметом авторского права. (…)
Стефани ,
5 звезд: Отлично – без оговорок, я бы порекомендовал эту компанию всем.
Росарио Бадесса , rosariobadessa.com
Нелегко найти библиотеки с правильным / не преувеличенным положением, одеждой, освещением и т. Д. Расположение веб-сайта и библиотеки делает мою работу намного проще.
Я понимаю, что MrC добавляет новые вещи в библиотеку, так что я не мог быть более доволен.
Лев , galiscope.com
(…) Я написал им несколько месяцев назад, чтобы поблагодарить их за работу и спросить, где они прожили всю мою профессиональную жизнь !!!
Лев , galiscope.com
Когда бы мне ни понадобилось, что бы мне ни понадобилось на вырезанных изображениях, эти ребята были там. Спасибо, что сделали жизнь немного проще, ребята.
Tarık Keskin ,
Действительно выдающееся качество вырезов png и сайт очень легко ориентироваться и загружать с.
Я был очень впечатлен тем, насколько отзывчивая и заинтересованная ваша команда следовала предложениям, которые я сделал для вашей компании.
Джон Вуд , Джон Вуд Гарден Дизайн Лтд
Отличный материал, отличный выбор во всех видах вырезов!
Счастливый клиент.
tekenZaken , tekenzaken.nl
Отличные вырезы и отличное обслуживание клиентов, если вы захотите их использовать… недурно
Даниэль Фишер , www.danielfisher.co.uk
Я впечатлен разнообразием и постоянным новым запасом изображений, которые ежемесячно добавляются в Mr Cutout. (…)
Стефани , ,