Htpm f gj lthtde: Методические указания (художественная резьба по дереву) Техника выполнения геометрической резьбы

История созданных списков литературы | Список литературы, содержащий слова: “Резьба по дереву

Список литературы

Генератор кроссвордов

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Прочие ONLINE сервисы

 

Список литературы
1. “Страна мастеров”. Резьба по дереву. Выжигание по дереву. Гравировальные работы (комплект их 3 книг). – М.: Книжный клуб “Клуб семейного досуга”. Харьков, Книжный клуб “Клуб семейного досуга”. Белгород, 2014. – 126 c.
2. Березнев, А.В. Резьба по дереву: моногр. / А.В. Березнев, Т.С. Березнева. – М.: Парадокс, 2000. – 134 c.
3. Бузинов Искусство резьбы по дереву: учебное пособие / Бузинов, Потапов Михаил; , Геннадий. – М.: Антиква, 1998. – 146 c.
4. Вишневская, В. М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии / В.М. Вишневская. – М.: Карелия, 1998. – 108 c.
5. Герригель, Ф. Плоская резьба по дереву / Ф. Герригель. – М.: Эксмо, 2015. – 115 c.
6. Дементьев, С. В. Резьба по дереву / С.В. Дементьев. – М.: Издательский Дом МСП, 2005. – 155 c.
7. Лебедева, Е. И. Резьба по дереву / Е.И. Лебедева, Е.М. Бургунова. – М.: Аделант, 2010. – 152 c.
8. Лучшева, З. А. Монастырская резьба по дереву в собрании Государственного музея истории религии / З.А. Лучшева, Г.А. Ченская. – М.: СПбГУТД, 2012. – 105 c.
9. Матвеева, Т. А. Мозаика и резьба по дереву / Т.А. Матвеева. – М.: Высшая школа, 1997. – 144 c.
10. Мур, Д. Резьба по дереву / Д. Мур. – Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. – 125 c.
11. Осипенко, В. Резьба по дереву / В. Осипенко. – М.: Профиздат, 2010. – 116 c.
12. Работы по дереву. Столярные работы. Резьба по дереву. Инкрустация. – М.: Machaon, Гамма Пресс 2000, 2000. –
139
c.
13. Резьба по дереву / ред. А.С. Лихонин. – М.: Нижний Новгород: Времена, 2000. – 146 c.
14. Семенцов, А. Ю. Резьба по дереву / А.Ю. Семенцов. – М.: Современное слово, 1999. – 153 c.
15. Семенцов, Алексей Большая книга. Резьба по дереву / Алексей Семенцов. – М.: АСТ, 2014. – 103 c.
16. Соловьева, Г.И. Марийская народная резьба по дереву / Г.И. Соловьева. – М.: Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство; Издание 2-е, перераб., 1989. – 136 c.


Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными!

Книги, использованные при создании данного списка литературы:

[автор не указан]”Страна мастеров”.
Резьба по дереву. Выжигание по дереву. Гравировальные работы (комплект их 3 книг)

Березнев, А.В.; Березнева, Т.С.Резьба по дереву

Бузинов, Михаил; Потапов, ГеннадийИскусство резьбы по дереву: учебное пособие

Вишневская В. М.Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии

Герригель Ф.Плоская резьба по дереву

Дементьев С. В.Резьба по дереву

Лебедева Е. И., Бургунова Е. М.Резьба по дереву

Лучшева З. А., Ченская Г. А.Монастырская резьба по дереву в собрании Государственного музея истории религии

Матвеева Т. А.Мозаика и резьба по дереву

Мур Д.Резьба по дереву

[автор не указан]Работы по дереву. Столярные работы. Резьба по дереву. Инкрустация

Семенцов А. Ю.Резьба по дереву

[автор не указан]Большая книга. Резьба по дереву

Соловьева, Г.И.Марийская народная резьба по дереву

Вход на сайт

Информация

В нашем каталоге

Околостуденческое

Резьба и роспись по дереву (Южная Карелия) | Резьба и роспись по дереву | Музейные коллекции

Обработкой дерева карелы начали заниматься издавна, задолго до XIII в. Будучи теснейшим образом связанными с природой, карелы научились тонко чувствовать и понимать особенности этого удивительного материала, его пластические и художественные свойства. Из дерева в крестьянском быту изготавливалось большинство предметов и орудий труда. В форме каждой бытовой вегци карельский резчик умел сохранить природную пластику куска древесины, из которой она была изготовлена, и первозданную красоту ее текстуры.

При этом каждое изделие приобретало индивидуальные, только ему присущие черты при сохранении традиционной формы и использовании традиционных технических приемов. Не случайно, образцы карельской долблено-резной посуды XIX — начала XX в. зачастую воспринимаются нами как скульптурные произведения.

Форма любой бытовой вещи, созданной мастером карелом, значительна и монументальна. Радуют глаз основательностью и красотою пропорций карельские рубели, вальки для белья и совки для муки. Особой красотой отличаются долбленорезные изделия южной Карелии. Все они выполнены из капа — нароста на стволе березы. «Округлые очертания каповых наростов использовались для создания разнообразных емкостей, пластическая выразительность которых была основана на бережном сохранении природной формы»

[1]. Несмотря на сложность и трудоемкость обработки древесины капа, ковши карельских резчиков получались скульптурнопластичными по форме и легкими по очертаниям. Они поражали бережным отношением к материалу и предельным обобщением образа птицы, положенного в их основу.

Наряду с резными вещами в коллекции музея-заповедника «Кижи» хранятся изделия, выполненные в технике токарной обработки дерева. Тот факт, что олонецкие токари были упомянуты еще в писцовой книге 1563 г.[2], позволяет думать о древности этой разновидности ремесла южной Карелии. Следы от резца оставляли на поверхности изделия удивительный орнамент из горизонтальных полос, рождая неповторимую пластику карельской точеной чаши. В начале XX в. в уезде работало шесть кустарей, занимавшихся выделкой деревянной столовой посуды из ели

[3]. В статистическом сборнике кустарных промыслов Олонецкой губернии за 1905 г. упоминается мастерская по производству посуды, существовавшая в д.Гушкала Олонецкого уезда. При выборе между каргопольской и олонецкой посудой современники в начале XX в. отдавали предпочтение последней. «Каргопольская посуда более красива на вид и легка, но уступает в прочности посуде Олонецкого уезда, которая вдвое дольше держится каргопольской»[4].

Среди многих резных изделий из дерева у южных карел национальные особенности наиболее полно отразились в форме карельской прялки. Прялка в крестьянской среде была излюбленным предметом дарения. Отец делал прялку для дочери как подарок к свадьбе, но чаще всего дочь получала ее в наследство от матери.

Форма южнокарельских прялок имеет значительные отличия от прялок Пудожья и Заонежья.

Заонежские прялки — составные с выточенными на токарном станке шейками. Выглядят фасонисто, по-городскому. Сквозь деревенское происхождение проглядывает приобщенность к столичной культуре.

Пудожские прялки — саморослые. Лопаски[5] сработаны из широких сосновых досок, шейки — низкие, приземистые. От них исходит ощущение силы и спокойствия могучей пудожской природы.

Прялки южной Карелии тоже саморослые, но форма их совсем иная. Они изготавливались резчиком из ствола молодой березки, выкопанной из земли вместе с корнем. Ширина ствола деревца и определяла узкую стреловидную или чуть более широкую, похожую на весло, форму южнокарельской прялки.

Своей изящной стреловидной формой с высокой круглой ножкой выделяются прялки юго-западной части Пряжинского района (окрестности Ведлозера, Савиново) и пограничной зоны Олонецкого и Пряжинского районов[6]. Отличительной особенностью прялок Олонецкого района и Сямозерья (северо-западной части Пряжинского района) является широкая в центральной части лопаска, плавно зауженная кверху и книзу[7]. Прялки карел-людиков Пряжинского района имеют веслообразную рабочую часть.

Говоря о прялках кондопожских людиков, следует отметить разницу в форме прялок северной и южной части Кондопожского района.

В северной части были распространены составные прялки с лопаской весловидной формы и ножкой квадратного сечения. Встречались и цельные корневые прялки со стреловидной формы лопаской и круглой ножкой. Еще одна форма прялок, бытующая в северной части Кондопожского района, представляет собой вариант корневой прялки, у которой между лопаской и ножкой помещен элемент, напоминающий по форме бабочку с сильно развитой нижней парой к рыльев.

Специфическую форму, не встречающуюся в других районах с карель- ским населением, имеют корневые прялки южной части Кондопожского района (окрестности Кончезера и Спасской губы). Лопаска этого типа прялок весловидной формы с выпуклой лицевой стороной и скругленным верхом. Переход от лопаски к ножке происходит через элемент овальной формы.

Прялки карел-людиков Пряжинского района (Пряжа, Маньга, Святозеро, Важинская пристань) — копыльные с лопаской весловидной формы, переходящей в шейку через срез под углом в 45 градусов (№106)[8]. Ножка — круглая или прямоугольная в сечении, донце — узкое. На лицевой поверхности лопаска имеет ребро, делящее ее плоскость на две части. Лопаски прялок не орнаментированы. Резьба располагается на ножках в виде одного или двух рельефных колец, расположенных на некотором расстоянии одно от другого. Нижняя, расширяющаяся книзу часть ножки, тоже украшается резьбой. У прялки из д. Кашканы ножка декорирована двумя объемными элементами, причем один из них расположен в месте перехода лопаски в ножку по аналогии с прялками кондопожских людиков (№111)[9].

Прялки карел орнаментировались двумя способами — резьбой и росписью. Причем резьба являлась более архаичным способом декорации дерева, чем роспись.

Говоря о декоративной резьбе прялок пряжинских и олонецких ливвиков, следует выделить резные прялки юго-западной части Пряжинского и Олонецкого районов (Ведлозеро, Савиново, Большие горы, Малая Сельга).

Декоративная композиция таких прялок весьма своеобразна: поверхность лопаски делится на несколько регистров, каждый из которых имеет свою, отличную от других орнаментацию. Резьба геометрического характера, состоит из сочетания солярных розеток, ромбических и петлеобразных элементов[10]. Шедевром орнаментальной прялочной резьбы является прялка из д.Акимово Пряжинского района (№103)[11].

Резьба людиковских прялок Кондопожского района носит иной характер. Если у прялок олонецких и пряжинских ливвиков резьба покрывала всю поверхность лопаски, то у прялок кондопожских карел элемент резьбы располагался в нижней части лопаски с обеих сторон. Резьба — предельно скромная в виде параллельных полос ногтевидной резьбы или рамки, разделенной пополам и заполненной трехгранновыемчатой резьбой.

В росписи прялок олонецких и пряжинских ливвиков преобладали два композиционных варианта. Первый основан на подражании композиционному строю резных прялок, когда поверхность лопаски делится на несколько сегментов, каждый из которых заполняется своим видом орнамента (№ 118, 116, 117)[12] Второй вариант выполнялся в технике свободной кистевой росписи, излюбленным мотивом которой являлась цветущая ветвь, иногда произрастающая из вазона (№ 114, 113, 126)[13]. На некоторых прялках пряжинских ливвиков контуры изображений цветов акцентированы точечным орнаментом (№ 117, 121)[14]. Причем у прялки из д. Акимово Пряжинского района (№117) основные элементы орнамента прописаны поверх резьбы, покрытой слоем красно-охристой краски[15]. Своеобразна роспись прялки из с. Ведлозеро Пряжинского района[16]: цветущая ветвь, разделенная надвое изображением ромба с двумя отростками и монограммой в центре (№119). Отдельные узоры росписей повторяют аналогичные композиции резных прялок, где сегменты декорируются ромбическими и петлевидными элементами (№ 117, 121).

В характере росписи отдельных людиковских прялок из южной части Кондопожского района преобладает явно выраженное графическое начало. Орнаментальные узоры (круги, восьмиконечные звезды, елочки) отличаются предельной упрощенностью и схематичностью. На кончезерских прялках из музея-заповедника «Кижи» роспись выполнена белой, голубой, темно-синей (черной) краской по оранжевому фону. Оранжевый фон зафиксирован в росписи сундука из кондопожской д. Михеева Сельга. Встречается он и в росписях ведлозерских (№119)[17] и сямозерских прялок (№ 120, 121)[18].

Характеризуя особенности росписи северной части Кондопожского района, нельзя обойти вниманием круг памятников из окрестностей Тивдии. Это прялка и буфет из д. Ковкойсельга (№ 130, 167)[19], а также филенчатая дверь из д.Тимойгора (№165)[20]. На всех трех памятниках роспись выполнена по голубовато-зеленоватому фону. Мотив росписи — цветущая яблоневая ветвь. Цветы — розовые с пробелами, листья и стебли — черные, реже красные. Роспись свободно-кистевая в отличие от прялок южной части Кондопожского района, в росписи которых преобладало графическое начало. Единство цветового и композиционного построения позволяет предположить, что данная группа бытовых предметов была расписана одним мастером или разными мастерами, близкими по стилю росписи.

Особенностью прялок пряжинских людиков является почти полное отсутствие среди них памятников, декорированных росписью.

Резьбой и росписью у карел-людиков и ливвиков украшались не только прялки, но и целый ряд предметов домашнего обихода. Резьбой декорировались вальки и рубели — приспособления для стирки и глажения белья, пяла для вышивания, детали ткацкого стана; росписью — дуги, прялки, праздничные выездные сани. Роспись встречалась в интерьере крестьянских изб и на фронтонах крестьянских домов. Так, в д.Ватчела Вохтозерского с/с Кондопожского района в доме Соловьевой Л.И. (1906 г.р.) была расписная дверь, перенесенная сюда из дома ее отца, построенного в д.Ватчела не ранее 1906 г. Дверь была филенчатой конструкции, каждая из филенок имела свой мотив росписи: наверху — изображение льна, внизу — мотив цветущей ветви. Роспись была выполнена по голубовато-зеленоватому фону, цветы — красные с белыми пробелами и черными листьями. Роспись — свободно-кистевая, изображение льва — довольно примитивное. Мотив льва был встречен автором альбома и в росписи фронтона дома Морозовой в д. Западное Кончезеро (1830 г. постройки)[21]. По сведениям местных жителей, расписные двери были также в зажиточных домах д.Мунозеро Петровского с/с Кондопожского района.

Коллекция резьбы и росписи по дереву южной Карелии включает в себя предметы конца XIX — начала XX в. и позволяет составить представление о разновидностях крестьянской росписи и резьбы в южной Карелии и их локальных вариантах в Олонецком, Пряжинском и Кондопожском районах Карелии.

Вам может понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *